Тема: «Родовые общины». 2 урок по теме. 5 класс.
Этап | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Универсальные действия |
1. Самоопределение к деятельности. Организационный момент. | Включение в деловой ритм. Устное сообщение учителя. Запись числа, темы. Вопрос: «Что такое родовая община?» | Подготовка класса к работе. Ответ на вопрос: «Что такое родовая община?» | Личностные: самоопределение. Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
2. Актуализация знаний. | Выявление уровня знаний. Определение типичных недостатков. -Чтение параграфа № 2 1 вариант пункт: «Первобытные люди постепенно рассеялись по холодным странам Европы и Азии» 2 вариант пункт: «Охота стала важнейшим занятием» - составьте план - выделите главное -дайте определения орудиям труда - назовите особенности быта и основные занятия первобытных людей Ответьте на вопрос: «Какую роль в жизни первобытных людей играла охота?» | Дают ответы на поставленные вопросы. Вспоминают особенности быта древнейших людей. Исследуют предпосылки создания родовых общин и делают вывод о преимуществе жизни в родовых общинах. | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков |
3. Постановка учебной задачи. | Активирует знания учащихся. Создаёт проблемную ситуацию - Рассмотрите иллюстрации в учебнике и расскажите о деятельности древнейших людей. - Рассмотрите материал для запоминания в рамках. - Сформулируйте, какие проблемы будут рассматриваться на уроке? | Самостоятельно знакомятся с предложенным материалом, уточняют тему урока и формулируют проблемный вопрос урока. | Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: постановка вопросов. Познавательные: общеучебные – самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели. Логические: формулирование проблемы. |
4. Построение проекта - выхода из затруднения | Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации, используя приём планирования и приём составления алгоритма: - Проведите исследование по п. 2 . Ответьте на вопрос: «Если бы вы смогли понаблюдать за древнейшими людьми, то какую картину вы бы увидели?» - составьте схему жизни людей в родовых общинах - предположите, как общались между собой сородичи? - составьте мини-рассказ об общих предметах быта сородичей Проверьте свои предположения, просмотрев материалы проекта «Видеоурок». | Проводят исследование по плану, формулируют и записывают выводы. На основании полученных выводов строят алгоритм действий по. Пример алгоритма: Составьте схему. Обозначьте свои предположения Проверьте предположения, просмотрев «Видеоурок» | Регулятивные: планирование, прогнозирование. Познавательные: моделирование, логические – решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование. Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации. |
5. Первичное закрепление. | Устанавливает осознанность ситуации. - Составьте и запишите рассказ о жизни людей в родовых общинах. Используйте составленный алгоритм и названия орудий труда, данные в параграфе | Составляют и записывают полученные рассказы. Делают вывод о жизни древнейших людей и о том, какие орудия труда они использовали. | Регулятивные: контроль, оценка, коррекция. Познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия. Коммуникативные: управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка действий партнёра. |
6. Самостоятельная работа с представлением результатов исследования. | Организует деятельность по применению новых знаний. Редактирование текста. Работа с документами учебника - Прочитайте документы к параграфу. Что в них не нового? - Добавьте новую информацию в свой рассказ? -Расскажите в группе конечный вариант рассказа. Учащиеся группы дополняют ответ выступающего и оценивают ответ. | Применяя знания, полученные на уроке, находят в документах дополнительные сведения, записывают исправленные варианты рассказов в соответствии с документом. Осуществляют представление информации членам группы. | Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. Личностные: самоопределение. |
7. Рефлексия деятельности. (итог урока) | Организует рефлексию. - Запишите ключевые слова темы урока. - Какие особенности жизни в родовой общине вы узнали? - От чего зависит выбор орудий труда и охоты? - Почему условия жизни в общине лучше, чем поодиночке? - Каковы особенности общения между сородичами? - Д.з. с использованием приёма «педагогическая ситуация»: 1) Подготовить сообщение о находках останков мамонтов на территории России. (По учебнику и ресурсам интернета) 2) Повторить материал параграфа. № | вопрос | Ответ(+;-) | 1 | Комфортно ли вам было на уроке? | | 2 | Поняли ли вы тему урока? | | 3 | Теперь я имею прочные знания по данной теме | | 4 | Требовалась ли вам помощь на уроке: а) учителя; б) соседа по парте? | | 5 | Оцените работу на уроке по пятибалльной системе | | | | | | Оцени себя сам | Оценка товарища | Оценка учителя | | Записывают ключевые слова темы, отвечают на вопросы. Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Познавательные: рефлексия. Личностные: смыслообразование. |