kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок истории в 5 классе на тему: Родовые общины охотников и собирателей.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Родовые общины охотников и собирателей.

Цели:

Познавательные: Исследовать на исторической карте и в мультимедиа ресурсах географию расселе­ния первобытных людей.

Регулятивные: Разрабатывать сценарии охоты на крупного зверя. Выделять признаки родовой общины.
Личностные УУД:  Знание о своей этнической принадлежности, уважение к ценностям семьи, любовь к природе.

Коммуникативные: Называть и оха­рактеризовать новые изобретения человека для охоты.  Характеризовать новые способы охоты.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок истории в 5 классе на тему: Родовые общины охотников и собирателей.»

Урок №___


Тема: Родовые общины охотников и собирателей.



Цели:

Познавательные: Исследовать на исторической карте и в мультимедиа ресурсах географию расселе­ния первобытных людей.

Регулятивные: Разрабатывать сценарии охоты на крупного зверя. Выделять признаки родовой общины.
Личностные УУД: Знание о своей этнической принадлежности, уважение к ценностям семьи, любовь к природе.

Коммуникативные: Называть и оха­рактеризовать новые изобретения человека для охоты. Характеризовать новые способы охоты.


Ход урока:


I. Оргмомент.

II. Проверка домашнего задания.

Устный рассказ учащихся.

III. Подготовка учащихся к работе на основном этапе.

На прошлом уроке мы с вами выяснили как и где появились первые люди. Узнали как они жили и как начали создавать свои первые орудия труда, как овладели огнем.

IV. Усвоение новых знаний и способов действий.

Используется компьютерная презентация.

  1. Что помогло первобытным людям выжить морозными зимами. Сто тысяч лет назад на территорию Европы начал свое наступление мощный ледник. Толщине ледяного покрова превышала 1000 метров. Такой период в истории Земли называют ледниковым. Это был суровый экзамен для человечества, но люди были уже готовы к этому испытанию. Люди, расселившиеся к этому моменту на бескрайних просторах евразийского материка, были вынуждены вести тяжелую борьбу за выживание. В условиях длинной и холодной зимы, люди начали шить одежду из шкур животных, из их костей они возводили каркас для жилища, который покрывали теми же шкурами.

Прошли сотни тысяч лет. Менялся облик человека, увеличивался его мозг. Возникла речь. Первобытные люди постепенно расселились по холодным странам Европы и Азии. Более полумиллиона лет назад они появились на юге нынешней России. Они научились добывать огонь. Первоначально люди брали огонь от загоревшихся после попадания молнии деревьев. За ним строго следили, и если огонь потухал, то виновников изгоняли. Такой способ получения огня был очень ненадежен и люди стали искать как получить пламя не завися от природы. Огонь приходилось хранить постоянно поддерживая, в пещерах. Когда племя перебиралось на новое место, огонь, почитавшийся священным, с почестями переносили в особых корзинах, наполненных мхом и медленно тлеющими листьями. Утрата огня считалась огромным несчастьем.

До середины 20-го века многие племена использовали древнейший способ получения огня – трение двух палочек. В одной делалось углубление, в нее вставлялась другая палочка, и как только после вращения они нагревались, люди подкладывали мох.

Применение огня изменило жизнь людей. Самым важным следствием стало употребление вареной и жареной пищи. Это привело к резкому скачку в умственном развитии человека. За короткий срок после овладения огнем древний человек приобрел современный облик.

Приблизительно 40 тысяч лет назад человек стал таким же, как люди нашего времени. Ученые называют его « человеком разумным».

2. Охота

Действуя слаженно и дружно, десятки мужчин гнали стадо лошадей, оленей, бизонов к крутому обрыву, в болото или глубокий овраг, откуда им было трудно выбраться.

На смену древнейшему копью пришло новое изобретение: к длинному древку волокнами растений или кожаными ремешками привязывали остроконечник. Такое составное, из дерева и камня, копье стало грозным и надежным оружием в борьбе со зверями. Люди изобрели также костяной гарпун, необходимый при охоте на крупную рыбу.

Охотились также на животных, которых ныне уже нет на Земле – мамонтов, шерстистых носорогов, пещерных медведей. Самой желанной добычей был мамонт – огромный слон с длинной желтовато – бурой шерстью и сильно изогнутыми бивнями.

Как на него охотились? Точно не известно. Некоторые ученые считают, что люди рыли ямы – ловушки на тропах к водопою. При этом пользовались палками – копалками и ребрами убитых прежде мамонтов. Землю относили в сторону на шкурах животных. На дне ям забивали острые колья. Ловушки замаскировывали жердями и зелеными ветками. Затем ждали, пока один из шествующих на водопой мамонтов попадет в ловушку.

2.1. Физкульт – минутка.

Деятельность обучающихся

Деятельность учителя

Примечание

Время











Ученики повторяют действия за учителем.


1.\\МЫ ИДЁМ НА ОХОТУ\\


2.\\ЧЕРЕЗ ЛЕС И БОЛОТО\\




3.\\ЗВЕРИ НАС НЕ ВИДЯТ,\\

4. \\ЗВЕРИ НАС НЕ СЛЫШАТ,\\

5.\\ХИП-ХОП МЫ СИЛЬНЫ,\\





6.\\ХИП-ХОП МЫ ДРУЖНЫ!\\

7.\\НОСОРОГ НАС ПРОСТИ,\\


8.\\ У ТЕБЯ МЫ ВЗЯТЬ ДОЛЖНЫ\\

9.\\ТВОЮ СИЛУ, ТВОЮ МОЩЬ.\\

10.\\ТЫ, ДОЛЖЕН НАМ ПОМОЧЬ,\\


11.\\СЕЗОН ДОЖДЕЙ

ПЕРЕЖИТЬ\\

12.\\И ДО ЛЕТА ДОЖИТЬ!\\




Ребята, сейчас, мы попытаемся перенестись в то далёкое время. Выйдем из-за парт, в проход между ними, и проведём подготовку к охоте в первобытной природе.

Учитель запевает каждую строчку и показывает движения.



1. Шаги на месте, рука над головой сжимает воображаемое копьё.

2. Шаги на месте с высоким поднятием колена, рука над головой сжимает воображаемое копьё.

3. Присели и закрыли руками свои глаза.

4. Остаёмся в присядке и закрываем руками уши.

5. Выпрыгиваем с присядки, делаем хлопок ладонями перед собой и напрягаем бицепсы рук.

6.Делаем хлопки ладонями над головой.

7. Ладони соединяем вместе и делаем наклон вперёд.

8. Руки перед собой, ладони вверх, сгибаем в локтях.

9. Напрягаем бицепсы рук.

10. Ладони соединяем вместе и делаем наклон вперёд.

11.Изображаем руками «домик» над головой.

12. Разводим руки в стороны и делаем хлопки ладонями перед собой.










Текст песни на экране:

ПЕСНЯ ОХОТНИКОВ ИЗ РОДА НОСОРОГА.


1.\\МЫ ИДЁМ НА ОХОТУ\\


2.\\ЧЕРЕЗ ЛЕС И БОЛОТО\\




3.\\ЗВЕРИ НАС НЕ ВИДЯТ,\\

4. \\ЗВЕРИ НАС НЕ СЛЫШАТ,\\

5.\\ХИП-ХОП МЫ СИЛЬНЫ,\\





6.\\ХИП-ХОП МЫ ДРУЖНЫ!\\

7.\\НОСОРОГ НАС ПРОСТИ,\\


8.\\ У ТЕБЯ МЫ ВЗЯТЬ ДОЛЖНЫ\\


9.\\ТВОЮ СИЛУ, ТВОЮ МОЩЬ.\\ 10.\\ТЫ, ДОЛЖЕН НАМ ПОМОЧЬ,\\


11.\\СЕЗОН ДОЖДЕЙ ПЕРЕЖИТЬ\\

12.\\И ДО ЛЕТА ДОЖИТЬ!\\


5 мин.


3. Появление лука и стрел

Многие тысячи лет охота на мамонтов в изобилии доставляла людям мясо, шкуры и бивни. Но постепенно по неизвестным науке причинам мамонты вымерли. Меньше стало и других крупных зверей. А для охоты на мелких и быстро бегающих животных нужно было создать оружие, которым можно поразить цель на большом расстоянии.

Люди заметили, что согнутое деревце распрямляется с силой. Это свойство деревьев помогло сделать величайшее изобретение – охотничий лук и стрелы. Меткий охотник издалека, с расстояния сотен шагов поражал животное стрелами. Более успешной стала и охота на птиц.

4.Появление родовой общины

Несколько десятков тысяч лет назад на смену стаду пришла родовая община - коллектив родственников, ведущих совместное хозяйство и имеющий общее имущество. Сородичи были связаны кровными узами, поэтому основным законом была «кровная месть». Главными считались женщины как продолжательницы рода. Люди тогда рассуждали так: это мой сородич, - значит, он «свой», ему надо помогать всегда и во всем. Если на охоте раненый мамонт поднимет хобот, чтобы нанести моему сородичу удар, я поспешу ему на помощь, заслоню собой. Так же он поступит в отношении меня. Если «чужой» обидит человека из нашего рода, нанесет ему увечье или убьет его, то весь наш род будет мстить обидчику и его роду.

В родовой общине действовал обычай: один за всех все за одного.

При раскопках археологи находят фигурки женщин, которых первобытные люди почитали как прародительниц и хранительниц домашнего очага. Общим у рода было жилище, костер, запасы дров, пищи и шкуры животных. Предки всех ныне населяющих Землю народов жили некогда родовыми общинами.

Жизнь отставших в своем развитии племен похожа на жизнь первобытных людей

В наше время в Восточной Африке обитает маленькое племя хадзапи. Оно живет на равнине, покрытой густыми травами и колючим кустарником. Встречаются там и отдельные деревья. В этой местности только два времени года: сезон засухи и сезон дождей.

Хадзапи не знают ни земледелия ни скотоводства, они не умеют добывать и обрабатывать металлы. Мужчины охотятся на антилоп, носорогов и других животных, добывают мед диких пчел. Женщины собирают плоды и съедобные коренья, хворост для костра, траву для жилищ. Едят хадзапи мясо, испеченное на углях, пекут также некоторые фрукты, но большую часть растительной пищи употребляют в сыром виде.

У хадзапи нет ремесленников. Все взрослые умеют изготавливать предметы домашнего обихода. Это в первую очередь различные каменные орудия, большие луки из цельного куска плотного дерева и острые стрелы. Посуду они делают из скорлупы яиц страуса, ложки - из раковин. Одеждой служат небольшие кожаные передники и сандалии, защищающие от шипов колючих кустарников.

Хадзапи сами обрабатывают шкуры убитых ими животных. Из шкур антилопы, например, изготавливают охотничьи сумки, в которых носят запасную тетиву для лука, яд для стрел, лекарство от укуса змей, огниво (дощечка из твердого дерева и палочка, с помощью которой добывают огонь). В виде украшений хадзапи носят на шее раковины на бечевке и бусы, изготовленные из просверленных пластинок скорлупы страусовых яиц.

Хадзапи кочуют небольшими группами в поисках пиши, от непогоды они прячутся в пещерах или сплетенных из ветвей шалашах.

Пожилым людям у хадзапи отводится большая роль. Из них обычно выходят знахари и колдуны. Каждая группа хадзапи возглавляется самым удачливым и искусным охотником.

Задание:

Как изучение племени хадзапи может пополнить наши знания о первобытных людях?

Дополнительные вопросы:

Чем жизнь хадзапи напоминает жизнь первобытных людей?

Как хадзапи добывают себе пищу?

Какими орудиями труда пользуются?

Что представляют собой жилища хадзапи?

Какую роль у хадзапи играют пожилые люди?



V. Первичная проверка понимания изученного.

Родовые общины охотников и собирателей»

Вопросы для сравнения

Община собирателей

Община охотников

Главное занятие

(собирательство)

(охота)

Орудия труда

(палка-копалка, скребки, рубило)

(копьё, копьё с остроконечником из камня, гарпун)

Главная роль в общине принадлежала

(женщине)

(мужчине)


VI. Закрепление знаний.

1. Обсудить с учащимися и ответить на вопрос почему первобытные люди выжили в ледниковый период? Подумайте, что помогло им в этом. Учащиеся приходят или подводятся к ответу: 1) овладение огнем; 2) создание разнообразных орудий труда; 3) превращение охоты в главное занятие; 4) одежду из шкур, жилища; 5) возникновение прочных коллективов.

2. Учащиеся делают вывод, что это и привело к появлению родовой общины.

3. В тетради: Родовая община - коллектив родственников, имеющих общее жилище, костер, запасы пищи, орудия труда, вместе ведущих хозяйство.

3. Опишите рисунок «Родовая община» стр 15. Что изображено на первом плане? Втором плане?

VII. Применение знаний.

Мини - тест

VIII. Обобщение знаний.

Работа в группах (по карточкам).

IX. Контроль и самоконтроль знаний и способов действий.

Мини – тест

X. Итоги урока.

Что мы сегодня узнали на уроке? Чему научились?

XI. Коррекция знаний.

XII. Домашнее задание.

Параграф 2.

XIII. Рефлексия.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок истории в 5 классе на тему: Родовые общины охотников и собирателей.

Автор: Маськова Юлия Николаевна

Дата: 07.12.2015

Номер свидетельства: 263130

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(72) "Родовые общины охотников и собирателей"
    ["seo_title"] => string(44) "rodovye_obshchiny_okhotnikov_i_sobiratelei_2"
    ["file_id"] => string(6) "635386"
    ["category_seo"] => string(21) "vseobshchaya-istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1691522329"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(85) "рабочая программа по  всеобщей истории 5 класс "
    ["seo_title"] => string(53) "rabochaia-proghramma-po-vsieobshchiei-istorii-5-klass"
    ["file_id"] => string(6) "234522"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1443460522"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН по истории Казахстана 6 класс "
    ["seo_title"] => string(63) "kaliendarno-tiematichieskii-plan-po-istorii-kazakhstana-6-klass"
    ["file_id"] => string(6) "180743"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1425230777"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства