kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тема: «Реформа патриарха Никона»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока:

1. Дать представление о мотивах, содержании, результатах и методах церковной реформы XVII в, охарактеризовать степень взаимодействия духовной и светской власти, а также основных участников событий.

 2. Продолжить формирование общеучебных умений и навыков: усвоение содержания источников (исторические  документы, художественные произведения );осознанное осмысление, моделирование, выявление причинно-следственных связей, характеристика исторической личности.  

3. Воспитывать уважение к истории, литературе и искусству. Показать красоту человеческого подвига во имя веры.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: учебник : История России XVII – XVIII в.  Автор - Т.В. Черникова; мультимедийный проектор, интерактивная доска.

            План урока

1. Роль церкви в истории России.

2.  Реформы Никона

3. Разногласия между светской и церковной властью.

Ход урока:

Учитель:  В  каких ситуациях церковь играла важную роль в истории России?

                    Дмитрий Донской и Сергий Радонежский;

                    Михаил Фёдорович Романов и патриарх Филарет

                   Алексей Михайлович  и патриарх Никон.

Просмотр содержимого документа
«Тема: «Реформа патриарха Никона»»

Тема: «Реформа патриарха Никона»

Цели урока:

1. Дать представление о мотивах, содержании, результатах и методах церковной реформы XVII в, охарактеризовать степень взаимодействия духовной и светской власти, а также основных участников событий.

 2. Продолжить формирование общеучебных умений и навыков: усвоение содержания источников (исторические  документы, художественные произведения );осознанное осмысление, моделирование, выявление причинно-следственных связей, характеристика исторической личности.  

3. Воспитывать уважение к истории, литературе и искусству. Показать красоту человеческого подвига во имя веры.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: учебник : История России XVII – XVIII в.  Автор - Т.В. Черникова; мультимедийный проектор, интерактивная доска.

            План урока

1. Роль церкви в истории России.

2.  Реформы Никона

3. Разногласия между светской и церковной властью.

Ход урока:

Учитель:  В  каких ситуациях церковь играла важную роль в истории России?

Дмитрий Донской и Сергий Радонежский;

                    Михаил Фёдорович Романов и патриарх Филарет

                   Алексей Михайлович  и патриарх Никон.

 (Дмитрий Донской и Сергий Радонежский . Россия многим обязана радонежскому чудотворцу. Сергий предсказал Дмитрию Донскому победу над татарами на Куликовом поле, вдохновил и поддержал князя в минуты сомнений и колебаний. Эта победа стала переломной в истории страны. Значение этой победы больше нравственное: русский народ после Куликова поля словно очнулся после вековой спячки, поверил в себя и стал себя уважать. Вместе с Дмитрием   Донским   преподобный Сергий всю жизнь "собирал  Русь" – мирил князей, увещевал, грозил карой Божией за нескончаемые раздоры и междоусобицы. Перед Куликовской битвой князь Дмитрий Донской едет за благословением к Сергию Радонежскому;  

Михаил Фёдорович Романов и патриарх Филарет. В  период Смутного времени,  ставшим  суровым испытанием не только для русской земли, но и для русской православной церкви.  Захватившие Москву поляки не только уничтожали храмы, но и оскверняли мощи святых, грабили церкви, убивали служителей церкви и в этот момент царь Михаил Романов и патриарх Филарет очень много сделали  для восстановления в стране гocyдapственности  Патриаршая деятельность Филарета состояла в энергичной охране чистоты Православия, в преследовании религиозного вольнодумства и нравственной распущенности. Благодаря ему был оформлен официальный взгляд на события Смутного времени, в основе которого лежало представление о необходимости сохранения веры предков, полученной от Апостолов и хранимой на Руси на протяжении веков; отступление от Православия грозило гибелью. Единственной хранительницей древнего благочестия признавалась Москва, поэтому любые попытки переосмысления отечественного религиозного опыта и любые западные влияния трактовались как опасные и недопустимые. Отсюда запреты и ограничения на хождение сомнительных по содержанию книг.

-  Не все вопросы церковного характера были решены Филаретом .  Время решения этих вопросов наступило в середине   XVII века  при  царе Алексее Михайловиче и патриархе Никоне.

  Сегодня на уроке мы  узнаем как были решены вопросы реформирования церкви изучив тему: Русская православная церковь в XVII веке. (запись темы в тетрадь) – (3 мин.)

Смута привела в упадок церковь и углубила нерешённые проблемы.  В конце 40-х гг. XVII века в Москве возник кружок «Ревнителей древнего благочестия», в который вошли видные представители духовенства: духовник царя Стефан Вонифатьев, архимандрит Никон, протопоп Аввакум, князь Львов и др.

 Цель кружка:

·        разработать программу церковной реформы.

·        устранить разночтения в богослужебных книгах.

Со временем в кружке сложились две группировки: первая , куда входил протопоп Аввакум, настаивала на преобразованиях, не затрагивающих русские богослужебные книги и обряды; вторая , членом которой являлся  Никон,  утверждала, что необходимо проведение реформ по греческим образцам.

(Слайд 3 Схема )

Став патриархом Никон взял курс на проведение реформ (2 мин)

(Просмотр фильма из истории Карамзина "Патриарх Никон") (4.18)

Учитель:      -          В 1653 – 1655 гг. началось осуществление церковной реформы.

Проанализируйте документ 2   и учебник стр.  57 и выделите из него Содержание церковной реформы.

 (Работа учащихся с документом )

  (слайд  4 с таблицей) 1 колонка на экране, 2 заполнена, но закрыта от детей

дополняют:

- изменены чины миропомазания, крещения, покаяния, елеосвящения, брака.

- изменение в иконописи.  Все иконы написанные по старым образцам, подлежали уничтожению. (10 мин)

Учитель:  Какими методами осуществлялась Никоновская реформа?

            ( Работа учащихся с текстом учебника стр. 58-59 абзац 3,4.) (2 мин)

Какой была реакция русского народа на  её проведение?

Слайд 5(дети дают ответ на основе иллюстративного ряда на экране:  «Боярыня Морозова», «Споры о вере»  «Сожжение протопопа Аввакума»)

(Боярыня Морозова «На переднем плане мы видим женщину в русской национальной одежде XVII века, полулежащую на санях-розвальнях. Её поза и палец, указующий в небо, олицетворяет непреклонность перед нависшей угрозой, она пытается приподняться, побороть гнёт преследователей её мыслей. Она взывает к Богу, чтобы тот помог ей в борьбе за справедливость. Её напряжённое лицо показывает всю тяжесть её положения. Это Феодосия Морозова. Другие детали картины: зима, снег, холод – ещё сильнее усугубляют состояние героини. В толпе, окружающей сани, мы видим людей разных сословий и положений в обществе. Одни ей сочувствуют, другие – насмехаются.»

Споры о вере «Картина  трактует значительное историческое событие. В 1682 году, 5 июня, в Грановитой палате в Кремле в присутствии царевны Софьи происходили «прения о вере», закончившиеся насилием . Не ясно, сочувствует ли художник яростному Никите. Ясно одно — непримиримость сторон, бесполезность спора и вместе с тем бессилие протеста против государственной власти.»

Сожжение протопопа Аввакума «Особо обострился вопрос еретиков после реформы Никона, которая была не признана многими яркими фигурами из духовенства, наиболее ярким из которых был, безусловно,  протопоп Аввакум. Его не пугало ничто — ни сибирская ссылка, ни долгое заключение в земляной яме в Пустозерске, ни царская милость, настигшая его кратковременно после опалы Никона.  Аввакум ругал царскую власть, царя и воевод, само собой, поносил архиереев, подбивал казаков Даурии на бунт, бил скоморохов.. В конце концов был он сотоварищи сожжен в срубе в городе своей северной ссылки, Пустозерске.

(Примерный ответ)

Неоднозначная. Часть общества  восприняла реформу как логическое продолжение преобразований царя, другая часть общества восприняла реформы как посягательства на  веру.

Начало реформирования церкви привело к её  Расколу.

(Слайд 6 . Схема )

Что означает выражение  «Раскол русской православной церкви»? (по словарю к уроку)

Согласны ли вы с высказыванием В.О. Ключевского: « Русским церковным расколом называется отделение значительной части русского православного общества от господствующей православной церкви»?

    Выдающимся руководителем старообрядцев стал протопоп Аввакум. С юных лет посвятив себя церкви, он был активным сторонником и проповедником благочестивого образа жизни. Реформы Никона он воспринял резко отрицательно. За свои взгляды он был лишен места в московском Казанском соборе, а затем арестован и заключен в монастырь. Но и там он вел пропаганду старообрядческих идей и принципов, за что был предан церковному проклятию, и заключен в тюрьму.

Судьба Аввакума была трагична. В 1682 году он был приговорен к казни и заживо сожжен.

Государство и церковь преследовали староверов. Они уходили в далекие и глухие места, где основывали свои поселения – скиты ( Север, Сибирь, Урал) Фанатично преданные своей вере, они устраивали коллективные самосожжения, т.е. огненное крещение.

Наиболее сильно протест против церковной реформы проявился в Соловецком восстании 1668-1676 гг. старообрядцы отказались принять новые богослужебные книги и «заперлись» в монастыре. В 1676 г. предатель через тайный лаз впустил царские войска в монастырь. Из 500 защитников крепости в живых осталось 60.

Старообрядчество было запрещено церковными соборами 1654 и 1656 гг. и преследовалось властью.

Почему старообрядцев называли не  еретиками, а раскольниками?

Церковная реформа Никона также оказала огромное влияние на развитие культуры XVII века. При непосредственном участии патриарха в России были возведены три монастыря – Иверский на Валдае (1653 г.), Крестный на Белом море (1656 г.), Воскресенский Новоиерусалимский под Москвой.

Сообщение учащегося о  Воскресенском Новоиерусалимском монастыре. – (4 мин)

(Слайд 7. Новоирусалимский монастырь) – (3 мин)

Слайд 8. Никон в Новом Иерусалиме

Слайд 9 Никоновский Скит

Учитель:  Отношения между царём и патриархом в начале реформ были тёплые – Алексей Михайлович называл Никона «собиным другом» и наградил титулом «великий государь».  Получив власть над верующими, он вскоре выступил с идеей первенства церковной власти над царской  и,  по существу, предложил Алексею Михайловичу разделить с ним власть.  Никон говорил: «как месяц имеет свет от солнца – так царь имеет власть от патриарха».

Этим заявлением он явно намекал на то, что церковная власть выше светской царской власти.

- Как вы думаете, как отреагировал царь на такое заявление патриарха?

Претензии Никона на светскую власть вызвали резкое неприятие Алексея Михайловича, который добился низложения патриарха. Церковный Собор 1666 – 1667 года осудил Никона. Выступивший на Соборе царь заявил, что Никон «самовольно, без нашего царского величества повеления церковь оставил и от патриаршества отрекся». Этим заявлением царь дал понять, что реальная власть в стане принадлежит только ему. Собор поддержал царя, а Никон был осужден на вечное заточение в монастырь. Одновременно Собор поддержал церковную реформу и проклял всех ее противников. Победа царя означала, что самодержавие в стране уже значительно укрепилось.(2 мин)

В чём вы видите главную  причину конфликта между патриархом и царём?

Учитель: Церковный раскол – явление, в котором сплотились многие духовные проблемы, копившиеся столетиями. Последствия раскола не изжиты до сих пор.

Закрепление

- Что нового мы сегодня узнали на уроке?    

1.  Составление синквейна  к словам:  Церковь XVII века в России

                                                                        Раскол

                                                                        Никон

(работа по группам)1 группа – работает с опорой на алгоритм

                                       2 группа – работает с опорой на алгоритм и словарик

                                       3 группа – работает с опорой на алгоритм , словарик к уроку и предложенные слова.

Проверка

2.  Рассмотрите изображения на листе   и на доске и  сгруппируйте  символы по значениям:

3. Тест - смотрите презентацию.

Вывод:  Русская православная церковь ещё не раз за всю свою историю  будет подвергнута    испытаниям. Многие конфликты остаются нерешёнными до сих пор . По словам В.В. Путина  «В этом политическом, церковно-политическом конфликте не было победителей. Зато проиграли все: и Церковь, и сами верующие, вынужденные жить в атмосфере отчужденности и взаимного недоверия. Проиграло российское общество в целом . Возрождение церковного единства — это важнейшее условие для восстановления утраченного единства всего «русского мира», одной из духовной основ которого всегда была православная вера» 

Домашнее задание:

Придумать рассказ  «Раскол русской православной церкви» с ошибками

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ

Раскол – религиозно-общественное движение, возникшее в России в XVII в. и отделение от русской православной церкви части верующих, не признавших церковной реформы патриарха Никона (1653 – 1656 гг.);

Раскольники – сторонник старообрядчества

Старообрядцы -  часть православных христиан, отошедшая от господствующей в России Церкви после реформ московского патриарха Никона.

Реформа - преобразовываю — преобразование, изменение, переустройство какой-либо стороны общественной жизни, порядков, институтов, учреждений, не уничтожающее основ существующей социальной структуры, прогрессивное преобразование.

Еретик - вероотступник

Патриарх  - высший духовный сан в православии . Титул патриарха установлен церковным собором в 451 г. В России патриаршество было установлено в период правления Бориса Годунова (1598 – 1605 гг.), стремившегося утвердить первенство русского православия в мировом православии.

Протопоп  - первый в ряду священников при церкви. Он бывал обыкновенно настоятелем церкви. Но это звание часто жалуется священнику не как главе церкви (храма), а как почетное личное отличие.

Домашнее задание: § 24 читать (с. 75-79) учить записи в тетради






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Тема: «Реформа патриарха Никона»

Автор: Клёсова Виктория Михайловна

Дата: 12.08.2020

Номер свидетельства: 555641

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "Конспект урока истории "Власть и церковь. Раскол" "
    ["seo_title"] => string(47) "konspiekt-uroka-istorii-vlast-i-tsierkov-raskol"
    ["file_id"] => string(6) "215172"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1432590666"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(137) "План-конспект внеклассного мероприятия на тему: Церковный раскол в XVII веке"
    ["seo_title"] => string(76) "plankonspiektvnieklassnoghomieropriiatiianatiemutsierkovnyiraskolvxviiviekie"
    ["file_id"] => string(6) "323357"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1461875285"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(180) "Программа элективного курса по истории "Рассказы русских летописей" 10 класс (профильное обучение) "
    ["seo_title"] => string(104) "proghramma-eliektivnogho-kursa-po-istorii-rasskazy-russkikh-lietopisiei-10-klass-profil-noie-obuchieniie"
    ["file_id"] => string(6) "106080"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1402939837"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(25) "Раскол церкви"
    ["seo_title"] => string(14) "raskoltsierkvi"
    ["file_id"] => string(6) "280110"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453315399"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства