kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«русская православная церковь в xvii в. реформа патриарха никона и раскол».

Нажмите, чтобы узнать подробности

На данном сайте представлен план-конспект урока для 7 класса по теме «русская православная церковь в XVII в. Реформа патриарха Никона и раскол»

Просмотр содержимого документа
««русская православная церковь в xvii в. реформа патриарха никона и раскол».»

«РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ В XVII В. РЕФОРМА ПАТРИАРХА НИКОНА И РАСКОЛ».

Здравствуйте, ребята! Я рад вас видеть!

Ребята, чтобы узнать, о чем сегодня пойдет речь на уроке вам нужно посмотреть картину Сурикова В.И. «Боярыня Морозова». Как вы считаете, в чем смысл картины? Что вы видите на этом изображении?

Так, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке?!

Предположительные ответы: боярыня Морозова находится в центре картины, она разделяет две стороны, противоположных по состоянию души людей. Одни веселые, другие – грустные. Подвести разговор к мысли о Расколе русской православной церкви. О противостоянии двух религиозных направлений.

Тема урока «русская православная церковь в XVII в. Реформа патриарха Никона и раскол».

Зная тему урока, давайте, попытаемся выявить цель и задачи к нашему уроку.

Задача: выяснить, каковы были причины и последствия церковного раскола.

Для составления задач к нашей цели нам помогут слова-подсказки:

сформировать

проследить

охарактеризовать

определить

Итак, что мы можем сформировать? (понятие, что такое церковный раскол)

Проследить: (взаимоотношение светской и религиозной властей)

Охарактеризовать: (состояние русской православной церкви после событий Смутного времени; охарактеризовать мнения противодействующих сторон – основных деятелей раскола)

Определить: (последствия церковных реформ патриарха Никона, результат раскола)

План:

  1. Церковь после Смуты

  2. Реформы патриарха Никона

  3. Усиление разногласий между церковной и светской властью.

  4. Церковный собор 1666-1667 гг.

  5. Протопоп Аввакум

  6. Протесты старообрядцев.

Открываем параграф 24. Начинаем изучать.

  1. Церковь после Смуты

Во время Смуты некоторые представители священнослужителей поддерживали самозванцев (католики). Но всё-таки большая часть духовенства осталась верна Родине.

На Церковном соборе 1619 года новым патриархом Московским и всея Руси был избран Филарет (Фёдор Никитич Романов). При нём значительно укрепилось положение церкви в государстве. Являясь отцом царя, Филарет стал соправителем Михаила Фёдоровича. Благодаря Филарету укрепились авторитет и власть царя Михаила Фёдоровича.

Но в то же время многие сложные церковные вопросы так и остались нерешёнными. Не смогли с ними разобраться и преемники Филарета — патриархи Иосаф I и Иосиф.

К середине XVII века разногласия в церковной жизни всё более усиливались.

Вызывали вопросы русские церковные книги. На протяжении многих веков они переписывались от руки. В итоге они мало соответствовали оригиналу и содержали много описок и искажений текста. Обряды, которые использовались во время церковных служб, тоже начали вызывать сомнения.


  1. Реформы патриарха Никона

Сообщение о Никоне (кратко). Заранее поручить ученику.

Самостоятельно читаем пункт 2 Реформа патриарха Никона. И узнаем, какие реформы провел этот деятель.

В 1652 году главой церкви был избран новгородский митрополит НиконВ 1653—1655 годах им была проведена церковная реформа.

В соответствии с этой реформой крещение двумя пальцами заменялось на крещение тремя пальцами, на смену земным поклонам вводились поясные, церковные книги и иконы исправлялись по греческим образцам. Однако широкие слои населения были не согласны с такими переменами.

В 1654 году был созван Церковный собор. Его участники приняли реформу, но предложили привести действующие обряды в соответствие не только с греческой, но и с русской традицией.

  1. Усиление разногласий между церковной и светской властью.

Вскоре после реформ Никон ощутил свою значимость в деятельности государства, обратился к Алексею Михайловичу с предложением разделить с ним управление государством. Однако Алексей Михайлович не пожелал ни с кем делить свою власть. Отношения между царём и патриархом разладились.


  1. Церковный собор 1666-1667 гг.

В 1666 году был созван Церковный собор, чтобы провести суд над Никоном.

На суде Алексей Михайлович дал понять, кто всё-таки является главой государства.

Участники собора высказались в поддержку царя и осудили Никона. Он был лишён сана патриарха и отправлен в монастырь на вечное заточение.

Также на соборе высказались в поддержку церковной реформы, а все несогласные с ней были преданы проклятию. Приверженцев прежних церковных обрядов и обычаев стали называть «старообрядцами».

Реформа патриарха Никона и Собор 1666−1667 годов положили начало расколу в Русской православной церкви.


  1. Протопоп Аввакум

Сообщение о Аввакуме (кратко) (заранее поручить ученику)

Самым видным деятелем старообрядцев был протопоп Аввакум (Аввакум Петров). Аввакум считал, что за основу православной веры следует брать русские первоисточники, поэтому он отвергал реформы патриарха Никона.

Он вёл борьбу с церковной реформой и проповедовал старообрядческие идеи и принципы. Несмотря на просьбы многих церковных служителей отказаться своих взглядов, Аввакум был непреклонен. По царскому указу 11 апреля 1682 года «неистовый протопоп» и его сподвижники были заживо сожжены.


  1. Протесты старообрядцев.

После церковного раскола впервые в истории России по стране прокатились массовые религиозные выступления. Они продолжались вплоть до конца XVII века.

Среди приверженцев старых традиций и обрядов были представители различных слоёв населения. Протест старообрядцев принимал различные формы: самосожжение, голодная смерть, уклонение от повинностей, неподчинение властям, вооружённое сопротивление царским воеводам.

Самыми крупными вооружёнными выступлениями старообрядцев были Соловецкое восстание 1668−1676 годов, движение раскольников во время Московского восстания 1682 года, выступление на Дону в 1670—1680-х годах.

Последним событием царствования Алексея Михайловича стало жестокое подавление его воеводами Соловецкого восстания.

Борьба раскольников за старую веру стала одной из форм сопротивления народа против притеснения властей.


Подведем итоги

После Смуты положение русской православной церкви в государстве укрепилось;

Значительный вклад в церковные и государственные дела внес патриарх Филарет;

К середине XVII в. сложились условия для церковной реформы, которую провел патриарх Никон;

Реформа изменила обрядную сторону православия, но стала причиной раскола верующих на сторонников Никона и старообрядцев;

Борьба раскольников за старую веру стала одной из форм борьбы народа против гнета властей.

Задания на дом

Параграф 24.

Какие деятели Русской православной церкви внесли вклад в укрепление Российского государства XVII в.? Сообщения.

Проект «Церковный раскол –трагедия российской истории».

«Почему реформы патриарха Никона привели к расколу Русской православной церкви?

«Почему раскол считают трагическим событием российской истории?

Можно ли было, на ваш взгляд, избежать церковного раскола?

Какие уроки следует извлечь из этого события российской истории?


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История России

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
«русская православная церковь в xvii в. реформа патриарха никона и раскол».

Автор: Межаков Сергей Леонидович

Дата: 31.05.2020

Номер свидетельства: 552064

Похожие файлы

object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "Конспект урока истории "Власть и церковь. Раскол" "
    ["seo_title"] => string(47) "konspiekt-uroka-istorii-vlast-i-tsierkov-raskol"
    ["file_id"] => string(6) "215172"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1432590666"
  }
}
object(ArrayObject)#895 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(137) "План-конспект внеклассного мероприятия на тему: Церковный раскол в XVII веке"
    ["seo_title"] => string(76) "plankonspiektvnieklassnoghomieropriiatiianatiemutsierkovnyiraskolvxviiviekie"
    ["file_id"] => string(6) "323357"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1461875285"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(180) "Программа элективного курса по истории "Рассказы русских летописей" 10 класс (профильное обучение) "
    ["seo_title"] => string(104) "proghramma-eliektivnogho-kursa-po-istorii-rasskazy-russkikh-lietopisiei-10-klass-profil-noie-obuchieniie"
    ["file_id"] => string(6) "106080"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1402939837"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства