Тема: «Александр 2. Начало правления. Крестьянская реформа 1861 года»
Тема: «Александр 2. Начало правления. Крестьянская реформа 1861 года»
познакомить учащихся с реформой отмены крепостного права, выяснить ее основные положения, значение для развития страны;
провести исторический анализ произведений искусства;
развивать навыки работы с документами, обобщения материала, умение выделять главное.
Оборудование: компьютер, проектор; раздаточный материал (документы)
Назовите причины отмены крепостного права и учреждения, занимавшиеся подготовкой реформы.
Учитель: Отмена крепостного права является рубежным событием в истории России, она привела к серьезным изменениям в общественной и экономической жизни страны, стала толчком для последовавших за ней реформ.
Вопросы, связанные с реформой отмены крепостного права, мы будем рассматривать на основе материала учебника и документов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Тема: «Александр 2. Начало правления. Крестьянская реформа 1861 года»»
Тема: «Александр : Начало правления. Крестьянская реформа 1861 года»
Цели урока:
познакомить учащихся с реформой отмены крепостного права, выяснить ее основные положения, значение для развития страны;
провести исторический анализ произведений искусства;
развивать навыки работы с документами, обобщения материала, умение выделять главное.
Оборудование: компьютер, проектор; раздаточный материал (документы)
Назовите причины отмены крепостного права и учреждения, занимавшиеся подготовкой реформы.
Учитель: Отмена крепостного права является рубежным событием в истории России, она привела к серьезным изменениям в общественной и экономической жизни страны, стала толчком для последовавших за ней реформ.
Вопросы, связанные с реформой отмены крепостного права , мы будем рассматривать на основе материала учебника и документов.
Задание: используя текст учебника, составьте хронологию событий, предшествующих отмене крепостного права.
Результат работы учащихся сверяется с таблицей (презентация, слайд 1)
Учитель: сразу после выступления Александра II перед дворянством министр внутренних дел С.С.Ланской поручил своему помощнику А.И. Левшину собрать все имевшиеся к этому времени проекты, записки, мнения по крестьянскому вопросу. Изучив их, министр пришел к выводу, что придется выбирать из трех возможных вариантов освобождения крестьян (презентация слайд 2).
- Как вы думаете, какой вариант избрал Александр II. Свой ответ аргументируйте.
Запись в тетрадь: 19 февраля 1861 года Александр II подписал Манифест «О даровании крестьянским людям прав состояния свободных сельских обывателей и об устройстве их быта».
Задание: ознакомьтесь с документами. Определите положения реформы по плану:
Цели реформы
Порядок личного освобождения
Наделение крестьян землей
Порядок совершения выкупной сделки
Функции мировых посредников
Работа учащихся с документами (выдержки из Манифеста 19 февраля 1861 г.; из Положения о выкупе крестьянами…их усадебной оседлости)
Результаты своей работы учащиеся записывают в тетрадь в виде смысловых схем.
( презентация, слайды 3-7).
Учитель: (читает отрывок из поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?»)
В каком году рассчитывай,
В какой земле – угадывай,
На столбовой дороженьке
Сошлись семь мужиков:
Семь временнообязанных
Подтянутой губернии,
Уезда Терпигорева,
Пустопорожней волости,
Из смежных деревень –
Заплатова, Дырявина,
Разутова,
Горелова, Неелова, Неурожайна тож.
- Определите время, когда могло происходить действие поэмы (С 1861 до 1881 гг, до издания закона, когда всех оставшихся временнообязанных крестьян обязательно переводили на выкуп).
- почему автор поэмы дал такие названия губерниям, деревням? (названия говорят о бедственном положении крестьян после реформы).
- (Слайд 8 презентации - Г.Г. Мясоедов «Чтение Манифеста 19 февраля 1861г.»)
- Кто изображен на картине? (Крестьяне, ставшие свободными. Они внимательно слушают манифест, пытаясь понять, что их теперь ожидает.)
- Предположите, о чем думают изображенные на картине люди?
Учитель: обнародование «Положений» 19 февраля 1861 г., содержание которых обмануло надежды крестьян, вызвало волну крестьянских бунтов.
В апреле 1861 г. в селах Бездна и Кандеевка произошли крестьянские волнения, в которых приняли участие десятки тысяч крестьян. Восстания в Бездне и Кандеевке закончились расстрелами восставших: сотни крестьян были убиты и ранены. Руководитель восстания в селе Бездна Антон Петров был предан военному суду и расстрелян.
- Как вы понимаете строки Н.А. Некрасова?
Распалась цепь великая,
Распалась и ударила,
Одним концом – по барину,
Другим – по мужику.
- Как автор оценивает отмену крепостного права?
- Как вы оцениваете эти события?
Значение реформы 1861 года определяется учениками на основе анализа изученного материала. (презентация, слайд 9).