kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тема: «Александр 2. Начало правления. Крестьянская реформа 1861 года»

Нажмите, чтобы узнать подробности

  • познакомить учащихся с реформой отмены крепостного права, выяснить ее основные положения, значение для развития страны;
  • провести исторический анализ произведений искусства;
  • развивать навыки работы с документами,  обобщения материала, умение выделять главное.

Оборудование: компьютер, проектор; раздаточный материал (документы)

  1. Назовите причины отмены крепостного права и учреждения, занимавшиеся подготовкой реформы.

Учитель:  Отмена крепостного права является рубежным событием в истории России, она привела к серьезным изменениям в общественной и экономической жизни страны, стала толчком для последовавших за ней реформ.

Вопросы, связанные с реформой отмены крепостного права, мы будем рассматривать на основе материала учебника и документов.

Просмотр содержимого документа
«Тема: «Александр 2. Начало правления. Крестьянская реформа 1861 года»»

Тема: «Александр : Начало правления. Крестьянская реформа 1861 года»

Цели урока:

  • познакомить учащихся с реформой отмены крепостного права, выяснить ее основные положения, значение для развития страны;

  • провести исторический анализ произведений искусства;

  • развивать навыки работы с документами,  обобщения материала, умение выделять главное.

Оборудование: компьютер, проектор; раздаточный материал (документы)

  1. Назовите причины отмены крепостного права и учреждения, занимавшиеся подготовкой реформы.

Учитель:  Отмена крепостного права является рубежным событием в истории России, она привела к серьезным изменениям в общественной и экономической жизни страны, стала толчком для последовавших за ней реформ.

Вопросы, связанные с реформой отмены крепостного права , мы будем рассматривать на основе материала учебника и документов.

  1. Задание: используя текст учебника, составьте хронологию событий, предшествующих отмене крепостного права.

Результат работы учащихся сверяется с таблицей (презентация, слайд 1)

      Учитель: сразу после выступления Александра II перед дворянством министр внутренних дел С.С.Ланской поручил своему помощнику А.И. Левшину собрать все имевшиеся к этому времени проекты, записки, мнения по крестьянскому вопросу. Изучив их, министр пришел к выводу, что придется выбирать из трех возможных вариантов освобождения крестьян (презентация слайд 2).

        - Как вы думаете, какой вариант избрал Александр II. Свой ответ аргументируйте.

       Запись в тетрадь: 19 февраля 1861 года Александр II подписал Манифест «О даровании крестьянским людям прав состояния  свободных сельских обывателей и об устройстве их быта».

  1. Задание: ознакомьтесь с документами. Определите положения реформы по плану:

  • Цели реформы

  • Порядок личного освобождения

  • Наделение крестьян землей

  • Порядок совершения выкупной сделки

  • Функции мировых посредников

Работа учащихся с документами (выдержки из Манифеста 19 февраля 1861 г.; из Положения о выкупе крестьянами…их усадебной оседлости)

Результаты своей работы учащиеся записывают в тетрадь в виде смысловых схем.

        ( презентация, слайды 3-7).

  1. Учитель:  (читает отрывок из поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?»)

В каком году рассчитывай,

В какой земле – угадывай,

На столбовой дороженьке

Сошлись семь мужиков:

Семь временнообязанных

Подтянутой губернии,

Уезда Терпигорева,

Пустопорожней волости,

Из смежных деревень –

Заплатова, Дырявина,

Разутова,

Горелова, Неелова, Неурожайна тож.

- Определите время, когда могло происходить действие поэмы (С 1861 до 1881 гг, до издания закона, когда всех оставшихся  временнообязанных крестьян обязательно переводили на выкуп).

- почему автор поэмы дал такие названия губерниям, деревням? (названия говорят о бедственном положении крестьян после реформы).

 - (Слайд 8 презентации -  Г.Г. Мясоедов «Чтение Манифеста 19 февраля 1861г.»)

- Кто изображен на картине? (Крестьяне, ставшие свободными. Они внимательно слушают манифест, пытаясь понять, что их теперь ожидает.)

- Предположите, о чем думают изображенные на картине люди?

Учитель: обнародование «Положений» 19 февраля 1861 г., содержание которых обмануло надежды крестьян, вызвало волну крестьянских бунтов.

        В апреле 1861 г. в селах Бездна и Кандеевка произошли крестьянские волнения, в которых приняли участие десятки тысяч крестьян. Восстания в Бездне и Кандеевке закончились  расстрелами восставших: сотни крестьян были убиты и ранены. Руководитель восстания в селе Бездна Антон Петров был предан военному суду и расстрелян.

- Как вы понимаете строки Н.А. Некрасова?

Распалась цепь великая,

                                                       Распалась и ударила,

                                                       Одним концом – по барину,

                                        Другим – по мужику.

- Как автор оценивает отмену крепостного права?

- Как вы оцениваете эти события?

  1. Значение реформы 1861 года определяется учениками  на основе анализа изученного материала. (презентация, слайд 9).

 

Домашнее задание: § 16, читать, учить конспект. 




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Тема: «Александр 2. Начало правления. Крестьянская реформа 1861 года»

Автор: Клёсова Виктория Михайловна

Дата: 14.08.2020

Номер свидетельства: 555767

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "Конспект урока по теме "Реформация. Контрреформация" "
    ["seo_title"] => string(58) "konspiekt-uroka-po-tiemie-rieformatsiia-kontrrieformatsiia"
    ["file_id"] => string(6) "111126"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1407128483"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(62) "Россия в первой половине ХIХ века. "
    ["seo_title"] => string(39) "rossiia-v-piervoi-polovinie-khikh-vieka"
    ["file_id"] => string(6) "134808"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416815702"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Тематическое планирование уроков истории России 8 кл. "
    ["seo_title"] => string(57) "tiematichieskoie-planirovaniie-urokov-istorii-rossii-8-kl"
    ["file_id"] => string(6) "239402"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1444765015"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(146) "Конспект открытого урока по истории России  в 7 классе по теме «Северная война». "
    ["seo_title"] => string(84) "konspiekt-otkrytogho-uroka-po-istorii-rossii-v-7-klassie-po-tiemie-sieviernaia-voina"
    ["file_id"] => string(6) "135857"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416996647"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(184) "Исторический жанр  изобразительного искусства.  Анализ картин И.Е.Репина, В.И.Сурикова, В.М.Васнецова."
    ["seo_title"] => string(105) "istorichieskii-zhanr-izobrazitiel-nogho-iskusstva-analiz-kartin-i-ie-riepina-v-i-surikova-v-m-vasnietsova"
    ["file_id"] => string(6) "255963"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448026247"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства