Технологическая карта урока истории в 6 классе.
Цель урока: создание представления о развитии государства через исследование деятельности первых киевских князей.
Метапредметные: развивать умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе;развитие навыков смыслового чтения; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;
Личностные: осознать ценность исторического прошлого российского государства.
Термины и понятия: князь, уроки, погосты, реформа.
Формы работы учащихся: фронтальная, парная, индивидуальная.
Этапы урока | Время прохождения этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формирование УУД |
Организационный момент | 1 | Учитель приветствует учащихся; проверка готовности класса к уроку, создает благоприятную атмосферу. | Учащиеся настраиваются на работу, проверяют готовность своего рабочего места. | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
Актуализация знаний. | 5 | Приём «Понятийное колесо» В центре доски надпись «Древнерусское государство», от словосочетания стрелки в разные стороны. Учитель объясняет задачу для учащихся: напишите на доске ассоциации, связанные с Древнерусским государством. | Ученики по очереди выходят к доске и заполняют «колесо». Варианты ответов: Кривичи, Поляне Киев Новгород Днепр Славяне Община Вече Князья Дружина | Познавательные: умение использовать полученную ранее информацию, уметь представлять информацию в виде схем и т.д. Регулятивные: умение оценивать качество и уровень усвоения пройденного материала; Коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли, формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной деятельности. |
Постановка учебной задачи. | 5 | Помогает поставить цели, для дальнейшего изучения Древней Руси используя проблемные вопросы: Как вы помните, во время становления древнерусского государства в 9в., для охраны торговых судов купцы нанимали дружины во главе с князьями. А кто же был Главой Киевской Руси? А что мы знаем о первых древнерусских князьях? 3. Так о чём же мы сегодня на уроке будем вести речь? Какие цели и задачи мы сейчас совместно поставим? | Ставят для себя цель: познакомится с первыми правителями Древней Руси. Ставят задачи для достижения цели: Прочитать текст учебника, найти необходимую информацию выписать найденную информацию познакомить одноклассников с новой информацией. | Познавательные: 1. самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Регулятивные: 1. умение поставить цель и задачи для её достижения; 2. умение спланировать свою деятельность для выполнения задач. Коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли, 2. умение задавать вопросы. |
Изучение нового материала. | 12 | Составление «Паспорта правителя» Учитель разбивает детей на нужное количество групп (4), дает план, по которому заполнить паспорт на правителя | Учащиеся работают согласно составленному плану и поставленным задачам: 1.разбиваются на группы и выбирают правителя, о котором будут писать, 2.Заполняют «Паспорт» на отдельных листах ф. А4, пользуясь учебником и атласом. | Познавательные: умение извлекать необходимую информацию из исторических источников; навыки смыслового чтения; определять основную и второстепенную информацию; умение структурировать знания. Регулятивные: умение планировать, прогнозировать, контролировать и корректировать свою деятельность в соответствии с заданным эталоном; развитие и творческую деятельность учащихся путём решения задач, сформулированных на уроке. Коммуникативные: умение планировать учебное сотрудничество. |
Решение учебных задач. | 10 | Учитель вывешивает иллюстрации-портреты на доске. Задает вопросы о сходстве и различиях правления первых князей: Что было общего в деятельности первых русских князей? Какие изменения внесла в правление древнерусским государством княгиня Ольга? Каково их значение? Чем отличалось правление Святослава от деятельности других князей? Способствовала ли деятельность князя (княгини) росту авторитета государства или, наоборот, его падению? Учитель предлагает ученикам оценить выступления своих одноклассников путем выставления «сердечек» с комментариями. | Учащиеся вывешивают паспорта под изображениями князей, рассказывают об этом правителе. Анализируют новую информацию, сравнивают правителей самостоятельно, отвечают на вопросы учителя в индивидуальном порядке. Оценивают выступления друг друга. | Познавательные: умение структурировать информацию; умение делать выводы. Регулятивные: выделение и осознание того, что уже освоено и что ещё нужно освоить; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами. Коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли, умение владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. Личностные: умение оценивать поступки. |
Информация о домашнем задании и инструктаж по его выполнению. | 2 | Задает дифференцированное домашнее задание с комментариями к нему. Прочитать параграф 4, выучить новые понятия. Ответить на вопрос письменно: «Какой русский князь тебе больше всего понравился? Почему?» Написать сочинение-рассуждение на тему: «Какова роль первых русских князей в образовании государства Русь?» | Записывают домашнее задание. | Регулятивные: Планирование собственной деятельности. |
Рефлексия. | 5 | Проводит тест Отслеживает уровень усвоенных знаний учеников. См. Листы самооценки и оценки работы других групп. | Отвечают на вопросы теста, используя полученные знания. | Познавательные: уметь использовать полученную информацию; использование знаково-символических средств. Регулятивные: умение контролировать свою деятельность владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. Коммуникативные: навыки коммуникативной культуры. |
Тест для повторения.
1. Отметьте путь «из варяг в греки».
2. Расположите события в хронологической последовательности
3. Расположите события в хронологической последовательности
4. Установите соответствие между князем и событием , произошедшим в период его правления:
6. С каким из перечисленных государств воевал Святослав?
Листы самооценки и оценки работы других групп.
Оценочный лист работы групп.