Особенности развития городов Казахстана в период расцвета средневековья.Урок проводится в форме пушешествия. В ходе урока пополняются знания учащихся о городской культуре средневекового Казахстана, показаны особенности развития городов в период расцвета средневековья и изменения в градостроительстве. Развивается умение работать с исторической картой, историческими документами, анализировать исторические факты, делать выводы. На уроке дается стректура средневекового города. Прменяются технологии: мозговой штурм, групповая работа.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Средневековые города Казахстана»
Тема: «Средневековые города Казахстана»
Цель: Повторить особенности развития городов Казахстана в период расцвета средневековья и развивать исследовательские и коммуникативные навыки решения поставленных задач. Задачи: 1. Образовательная: Углубить знания учащихся о городской культуре средневекового Казахстана, показать особенности развития городов в период расцвета средневековья и изменения в градостроительстве. 2. Развивающая: Развивать умение работать с исторической картой, историческими документами, анализировать исторические факты, делать выводы. Создать условия для развития интеллекта и творческого потенциала. 3. Воспитательная: Продолжить формирование интереса к предмету, воспитывать любовь к родной стране, бережное отношение к памятникам истории и культуры. Тип урока: изучение новой темы. Форма урока: урок – путешествие. Методы обучения: словесный, наглядный, проблемно - поисковый и исследовательский методы. Пособия: карта средневекового Казахстана, карта современного Казахстана.
Ход урока: I часть. Организационный момент II часть.
Введение в тему: А) Учитель.
Что такое город?
Какие города Казахстана вы знаете?
Какую роль играют города?
Кто может показать города современного Казахстана?
«Средневековые города Казахстана»: Расположение, структура, роль городов.
СТРУКТУРА ГОРОДА:
ЦИТАДЕЛЬ- наиболее укрепленная центральная часть города, где размещалась резиденция влиятельной особы
ШАХРИСТАН- окруженная стеной территория города, в которой размещалось богатое население: чиновники, купцы, землевладельцы, священнослужители
РАБАДЫ- торгово- ремесленные предместья.
В них помещались ремесленные мастерские, жилища мастеров, а также хижины бедного городского люда.
НОВЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ В ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВЕ 10-12 ВЕКОВ:
Рост городов за счет рабадов
Строительство таких общественных заведений, как мечети и восточные бани
Более качественное возведение мощных оборонительных сооружений
Б) Мозговой штурм - «Жители города» Учитель:
Кто жил в городе?
Какую роль они играли в жизни города? Предполагаемые ответы: правитель, знать, ремесленники, купцы, земледельцы. Учитель: Какую роль они играли в жизни города? Предполагаемые ответы: • Правитель управлял городом: обеспечивал порядок и безопасность. • Купцы привозили товары из разных городов и стран, продавали необходимые предметы жителям города. • Земледельцы, жившие на окраинах городов, обеспечивали жителей города продовольственными товарами.
III часть. Путешествие по средневековым городам. (презентации и выступление творческих групп) 1 группа: Тараз. 2 группа: Испиджаб. 3 группа: Отрар . 4 группа: Сыгнак.
Учитель: Что интересного и нового вы узнали о городах средневекового Казахстана?
Подведение итога. Выставление оценок.
дома: № 17
Тараз. Первое упоминание о Таразе находится в Византийских источниках, и относятся к концу 6 в. Именно в это время Византия пытается заключить договор с западными тюрками, с этой целью император Юстин II отправляет посольство во главе с Земархом в ставку тюркского кагана Дизабула. А находящийся в составе посольства историк Менандра Протектор и описал, между прочим, о г. Таласе. Из его рассказов видно, что город ещё в то время имел торговое и политическое значение и был одной из резиденций западно-тюркских каганов. Более подробные сведения о городе Таразе дал китайский путешественник Сюань-Цзянь, побывавший здесь спустя 60 лет после Земарха, т. е. в 30-х годах 7 в. Он писал: «Талас имеет окружность от 8 до 9 ли. Здесь останавливаются и торгуют всевозможными товарами купцы, приезжающие из многих стран» и что город этот своими размерами и чертами планировки напоминает ему современные города Средней Азии. Спустя ещё три с лишним столетия ибн Хаукаль в своих записях указал, что Тараз - место торговли мусульман с тюрками. А арабский историк 10 в. Макдиси писал: «Тараз – большой укреплённый город, с множеством садов густо зелёных, у него ров, четверо ворот и населённый рабад. У ворот города течёт большая река, часть города находится по ту сторону реки. Через реку проходит дорога, соборная мечеть находится среди базаров». Соединив воедино археологические материалы с данными древних письменных источников, становится ясно, что обширная территория древнего Семиречья, включая долины рек Чу и Таласа, ещё в 6-8 вв. была заселена оседлым и полуосёдлыми земледельческими племенами, хозяйство которых базировалось как на продуктах земледелия, так и на пастбищном скотоводстве. А в 7 в. г. Талас стал важнейшим пунктом на Великом Шелковом Пути. В то время центром Тараза, а так же его самой древней частью является цитадель – наиболее укреплённая часть города, резиденция владетельной особы, здесь же хранились товары, казна, оружие. К цитадели примыкала окружённая стеной территория города, называемая – шахристаном. Здесь располагались жилища знати, богатых купцов, ремесленников, к тому же здесь были и торговые лавки. К стенам шахристана со всех сторон прилегали торгово-ремесленные предместья – рабады. В них помещались ремесленные мастерские, жилища мастеров, хижины бедного городского люда. Так же в самом городе размещались караван-сараи, лавки купцов. Видно, что разделение на «богатых и бедных» было очевидным и весьма жестким. Никто из бедной прослойки тогдашнего общества не мог жить в цитадели и наоборот, ни один уважающий себя богатый купец не остановился бы и не торговал где-нибудь иначе как в шахристане.
Испиджаб. Испиджаб - крупнейший, центральный город на Великом Шелковом Пути. Впервые он упоминается в маршрутнике Сюань Цзяня 629 г. как "город на Белой реке". Позднее Махмуд Кашгарский сообщает: "Сайрам - название белого города (Ал-Мединат ал-Байда), который называется Испиджаб. Про него говорят также Сайрам". Испиджаб (Сайрам) - свидетель долгой и богатой истории знаменитого торгового канала, связывавшего Восток и Запад – Великого Шелкового Пути. Когда-то Испиджаб был одним из ключевых торговых пунктов Шелкового Пути на территории Южного Казахстана. По свидетельству арабского летописца, в городе располагались рынки, на которых торговали тканями, крытые торговые ряды, мечети. Несмотря на бойкую торговлю Испиджаб, по признанию древнего историка, оставлял приятное впечатление чистого и уютного города. Находившийся на перекрестье караванных дорог, город стал ремесленно-торговым центром и опорной базой ислама, откуда новая мусульманская религия распространялась в степные районы округи. По рукописным источникам Сайрам известен с начала VII века. Под этим именем округ упоминается во многих арабских, тюркских и китайских источниках в качестве крупного политического, экономического и стратегического центра. В книге путешествий Сюан-Цзяна (629 г.) он назван как город у реки Сайрам-Ак. Древний Сайрам - единственный город на территории Южного Казахстана, чье имя донесла с VII века до наших дней священная книга зороастризма «Авеста»; «Сайрим ели» — «земля Сайрим», говорится в ней, и это упоминание показывает, из какой необозримой дали времен тянутся истоки нашей истории. Как Исфиджаб он известен по более поздним сообщениям Махмуда Кашгари, относящимся к XI веку. Вокруг Исфиджаба было сконцентрировано множество городов и более мелких поселений, об этом писал в X веке аль-Истархи: «Его сооружения возведены из глины, базары полны фруктов, на них много ремесленной продукции и других полезных вещей. В городах успешно развивается прикладное искусство. Для своего времени Сайрам был хорошо укреплен. Историк конца XV — XVI веков Нузбихан Исфагани, автор сочинения «Михман-намеий Бухара», писал: «Основная часть города окружена очень высокими стенами».
Отрар.
План городища характерен для большинства средневековых памятников Казахстана и Средней Азии. Цитадель и шахристан представляют собой пятиугольный в плане бугор высотой 18 м. Площадь бугра 20 га, размеры сторон: южной – 380 м, юго-западной – 145 м, западной – 400 м, восточной – 350 м. По периметру бугор окружен стеной, которая и сейчас сохранила крутизну 70-80 градусов На стене имелись башни. За стеной виден ров в виде лощины шириной 10-15 м. В город вели три въезда. Раскопки слоев Отрара VII-VIII вв. свидетельствуют о том, что это был уже сложившийся город. Период IX-XII вв. был временем подъема городской жизни на юге Казахстана. Возникают новые города, развиваются старые. Отрар в это время занимал территорию в 200 га. Территория города была тесно застроена домами, группировавшимися в кварталы-блоки. В IX-XII вв. в городской застройке появляются такие общественные сооружения как бани. В Отраре исследованы две бани на территории рабада. Расцвет города был прерван монгольским нашествием. К середине XIII в. Отрар вновь превращается в крупный торговый центр. Раскопки слоев Отрара XIII-XIV веков дали материал, свидетельствующий об известном подъеме города, об оживлении городской жизни. Отрар известен как центр чеканки монет, имеющих хождение в Центральной Азии. Во второй половине XIV в. Южный Казахстан вошел в державу Тимура. Тимур умер в одном из дворцов Отрара. В Отраре с именем Тимура связывается постройка мавзолея над могилой учителя Ахмеда Ясави – Арыстанбаба.
Сыгнак Название города хорошо известно по письменным источникам и чеканившимся здесь в XIV в. монетам. Город Сыгнак впервые упомянут в источниках X в., а в XI в. он назван Махмудом Кашгарским в числе городов огузов. В XII в. Сыгнак становится столицей кыпчакского государственного объединения. У историка XIII в. Джувейни имеется описание разгрома города монголами в 1220 г. в отместку за оказанное сопротивление. Он пишет, что отряд Джучи двигался вниз по Сырдарье, брал один город за другим. Джучи сопровождали два местных купца - Хасан-ходжа и Али-ходжа. Хасан-ходжа был послан в Сыгнак уговаривать жителей сдаться, но жители убили предателя и оказали сопротивление. Лишь после семидневного штурма Сыгнак был взят, население целиком вырезано. Несмотря на разрушения, город был быстро восстановлен, а в середине XIII в. Сыгнак постепенно превратился в политический и экономический центр на Сырдарье. В XIV в. Сыгнак становится столицей Кок-Орды; в нем ведется строительство мечетей, ханака и других общественных сооружений, особенно при хане Ерзене и Урус-хане. Некоторое время в 20-х гг. XV в. город принадлежал Улугбеку, а в 1446 г. его захватил Абулхаир хан. В 80-е гг. XV в. Сыгнаком завладел Мухам-мед-Шейбани, а затем казахский хан Бурундук. Затем город переходил из рук в руки: им владели в 50-60-е гг. XVI в. узбекские ханы, а позже, в конце XV в., он стал владением казахских ханств. Окончательное запустение города относится к XVIII в. Городище Сунак-Ата (развалины Сыгнака) ныне имеет в плане форму неправильного пятиугольника. В топографии его выделяется шахристан с цитаделью, расположенный в юго-восточной части. Размеры сторон шахристана: северная - 250 м, западная - 360 м, южная - 250 м, юго-восточная - 450 м, северо-восточная - 350 м. Общая площадь городища - около 20 га. Площадь цитадели - 7,2 га, это наиболее укрепленная часть городища. Высота вала, в которую превратилась крепостная стена, достигает 7 м. По пяти углам функционировало по три круглые выступающие наружу башни. Въездов на территорию городища было два - в центрах западной и северной сторон. Въезд в цитадель, усиленный двумя выступающими на 20 м отрезками стен, устроен и в восточной стене ближе к северо-восточному углу. Вокруг Сыгнака находились возделанные сельскохозяйственные угодья, орошаемые каналами, выведенными из Сырдарьи, Тюмень-арыком и Бузгил-Узаком, а также речками, стекающими с Каратау - Мынбулаком, Чулаком, Арсланди, Кизилталом, Кельте-Чагиз, русла которых до сих пор сохранились в районе городища.