kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Социальная политика XVIII в.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Социальная политика XVIII в.

Цели урока:

-раскрыть особенности социальной политики при Петре Первом, обусловленной модернизацией государства.

Обручающая

– Определить правовую роль проводимой социальной политики Петром I, обусловленной модернизацией государства. Определить изменения в правовом статусе дворянства, городского населения и крестьянства в период преобразований в российском государстве в первой четверти XVIII века как условия эффективности модернизации.

Развивающая

– Умение искать и извлекать нужную информацию в источниках разного типа; умение ясно, логично и аргументированно точно излагать свою точку зрения; развитие мыслительных способностей учащихся.

Воспитательная

– Формировать основы правовой ответственности и уважения к истории своего государства.

Формирование УУД:

Личностные   воспитание уважения к историческому наследию народов России;; воспитание интереса к истории  как науки; формирование умений применения исторических знаний для осмысления сущности современных общественных явлений.

Метапредметные  развитие речи; формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у учащихся самостоятельности; развитие внимательности при поиске ошибок; развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять  и аргументировать  своё  отношение к ней.

Предметные  развитие умений работать с учебником; овладение понятиями; анализ документов по реформам Петра I.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Социальная политика XVIII в.»

Урок истории в 8 классе Дата: 18.12.23 Учитель: Сурова А.В.

Тема: Социальная политика XVIII в.

Цели урока:

-раскрыть особенности социальной политики при Петре Первом, обусловленной модернизацией государства.

Обручающая

– Определить правовую роль проводимой социальной политики Петром I, обусловленной модернизацией государства. Определить изменения в правовом статусе дворянства, городского населения и крестьянства в период преобразований в российском государстве в первой четверти XVIII века как условия эффективности модернизации.

Развивающая

– Умение искать и извлекать нужную информацию в источниках разного типа; умение ясно, логично и аргументированно точно излагать свою точку зрения; развитие мыслительных способностей учащихся.

Воспитательная

– Формировать основы правовой ответственности и уважения к истории своего государства.

Формирование УУД:

Личностные воспитание уважения к историческому наследию народов России;; воспитание интереса к истории как науки; формирование умений применения исторических знаний для осмысления сущности современных общественных явлений.

Метапредметные развитие речи; формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у учащихся самостоятельности; развитие внимательности при поиске ошибок; развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять  и аргументировать  своё  отношение к ней.

Предметные развитие умений работать с учебником; овладение понятиями; анализ документов по реформам Петра I.


Планируемые результаты:

Метапредметные :

Базовые исследовательские действия:

развивать навыки учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыки разрешения проблем; самоконтроля усвоения изученного

Работа с информацией:

владеть навыками получения социальной информации из источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм представления;

Овладение универсальными коммуникативными действиями

развернуто и логично излагать свою точку зрения с использованием языковых средств.

Овладение универсальными регулятивными действиями

Самоорганизация: самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и в жизненных ситуациях;

Предметные

Владеть умениями определять смысл, различать признаки научных понятий и использовать понятийный аппарат при анализе и оценке социальных явлений.


Цели: - рассмотреть многообразие культур стран Востока в 18 кеве.

- осознание нового в искусстве;

- развитие эстетического вкуса

Тип урока: изучение нового материала

Ход урока:



  1. Организационный момент

Проверка готовности класса к уроку

  1. Актуализация знаний

На прошлых уроках мы познакомились с личностью Петра I и некоторыми его преобразованиями, которые он проводил в период своего правления.

Давайте вспомним, что мы уже знаем о проводимых реформах Петра I.

  1. Мотивационный этап



«Петра – великий государственный деятель, создатель могущественной империи, человек, благодаря которому Россия пошла по пути мировой цивилизации» В. Татищев.

Прочитайте внимательно высказывание В.Татищева. Объясните смысл слов автора. Согласны ли вы с автором? Почему?

Сегодня мы с вами продолжим путешествие в петровскую эпоху, в которой непрерывно продолжались преобразования. В ходе беседы мы узнаем о жизни:

  1. Дворянского сословия

  2. Города и горожан

  3. Положения крестьянства


Прежде давайте вспомним, что такое сословная структура?

Сословная структура – это деление средневекового общества на три сословия или класса: духовенство, рыцарство, горожане. К последним относились и свободные крестьяне. А вот зависимое крестьянство находилось вне сословий.

Принадлежность к сословию означало наличие определенных прав и привилегий.


Перед вами фрагмент документа Табеля о рангах.

Табель о рангах («Табель о рангах всех чинов воинских, статских и придворных») — закон о порядке государственной службы в Российской империи (соотношение чинов по старшинству, последовательность чинопроизводства).

Утверждена 24 января (4 февраля) 1722 императором Петром I, просуществовала с многочисленными изменениями вплоть до революции 1917 года.

Цитата: «Табель о рангахъ всехъ чиновъ, воинскихъ, статскихъ и придворныхъ, которые въ которомъ класс чины; и которые въ одномъ класс» — Пётр I 24 января 1722 г.

Особенности Табеля

При Петре действовала следующая формула – каждый образованный человек обязан служить, и служить может любой человек с образованием. Начиная с петровской эпохи по службе продвигались благодаря знаниям и умениям, а не благодаря происхождению. Солдат мог стать офицером, обычный горожанин мог стать высокопоставленным чиновником. Все зависело от умений. Но есть важное ограничение – табель о рангах не распространялся на крепостных крестьян.

Мы говорим о Табеле, что он давал дорогу образованным людям, но что такое образованность в 16-17 веках? С ней, особенно у дворян, были большие проблемы. В результате Петр 1 сформулировал минимум, который должны были знать все дворяне: 4 действия арифметики, уметь читать и писать, понимать иностранный язык. И даже с такими требованиями у дворян были большие проблемы. Они не хотели учиться, поэтому Петр ввел систему приема экзаменов (часто царь лично их принимал), где проверялись знания дворян, и проверялось их соответствие определенной службе и место в Табеле.

Табель о рангах это попытка систематизировать государственную службу, предоставив возможность проявить себя всем одаренным людям. У этой системы были плюсы и минусы, но система работала. В качестве примера того как старые дворянские семьи обходили Табель могу привести пример со службой в армии. Дворяне проходили службу в армии. Служба была пожизненной, но после 1722 года каждый начинал с простого солдата и только через 15 лет мог переходить на офицерскую должность. Знатные люди тогда стали записывать своих детей в гвардию сразу после рождения. В итоге, когда ребенку исполнялось 15 лет и он отправлялся в армию – у него уже была офицерская должность, хотя он ни дня в армии не пробыл. Но это скорее исключение, поскольку тех, кто такое проворачивал было не много. В целом же система работала.

Работа по учебнику. Прочитайте пункт 1 параграфа 7:

- Объясните происхождение понятий мелкопоместный дворянин, табель о рангах.

-В чём была разница между вотчиной и поместьем? Какие различия между вотчиной и поместьем были упразднены в 1714 г.? Для чего это было сделано?

-Что означала на практике возможность отчуждать наследуемые имения?

- С каких сословий взыскивалась подушная подать?

- Познакомьтесь с Табелью о рангах. Какие возможности для карьерного, имущественного и сословного роста давала военная служба при Петре I?

(Фронтальная беседа по прочитанному)

Вывод учителя. - Издание «Табели о рангах» явилось важным этапом в бюрократизации государственного аппарата и оформлении абсолютизма в России. Он поддержал формирование особой прослойки общества — бюрократии, обособление высшего и среднего слоя чиновничества. Нормы «Табеля о рангах» существовали до начала XX в., претерпевая лишь некоторые несущественные изменения.

- Автоматическое присвоение личного дворянства с получением чина низшего класса по «Табелю» позволяло интегрировать в господствующее сословие наиболее способных выходцев из других слоев общества. Не случайно именно это достижение Петра I в сфере социальной политики просуществовало до падения Российской империи.

- Давая возможность, хотя и ограниченную, «одворяниваться» отдельным представителям других сословий, «Табель о рангах» укреплял монолитность дворянства и его социальную и политическую роль в государстве. Среди выдающихся государственных деятелей первой четверти XVIII в. встречаются лица незнатного происхождения: Меншиков, Ягужинский, Курбатов, Ершов и др.

-В то же время были введены по иностранным образцам знаки отличия за усердную или продолжительную службу — ордена: святого Андрея Первозванного и святой Екатерины. С Петра I вводится также высочайшее пожалование за выдающуюся служебную деятельность высших чинов в графы, князья и бароны.

- Физминутка –

- Вот мы с вами очутились на улицах города петровской эпохи:

Опишите жизнь горожан при Петре I. Существовало ли деление горожан на разные категории. Ответ на данный вопрос вы найдёте в учебнике на с.49 (учащиеся читают, высказывают свои аргументы)

Рассказ учителя: Регламент Главного магистрата (1721 г.) оформил сословную дифференциацию городского населения. Все население делилось на две категории: регулярных и нерегулярных.

- Регулярные состояли из двух гильдий. В состав первой гильдии входили крупные купцы и промышленники, а также художники и ученые; в состав второй — мелкие торговцы и ремесленники (делившиеся по своим производствам на особые разряды или «цехи»).

-Нерегулярные (или как тогда они назывались «подлые») состояли из низших слоев посадских и работных людей. Эти люди были лишены прав выборов в магистрат, они могли выбирать из своей среды только старост, которые ходатайствовали за них перед членами магистрата.

Духовные лица, дворяне и крестьяне, жившие в городах, в состав городского общества не входили и магистрату не подчинялись.

Задание 2. «Работа в тетрадях»

- Составить схему «Категории городского населения в первой четверти XVIII века»

- И завершая наше с вами путешествие мы познакомимся с ещё с одной категорией общества – это крестьянство и его положением.

-Предлагаю вам прочитать два документа на с.52-53, что нам рассказывают данные документы о крестьянах.

Слово учителя: Положение крестьян при Петре I заметно ухудшилось. Это было связано с увеличением финансовых тягостей и разного рода повинностей, возлагавшихся на крестьянское население, особенно в эпоху Великой Северной войны (доставка подвод, рабочих для постройки крепостей и судов и т.д.), так и еще более введением подушной подати.

- Своеобразным итогом социальной политики правительства стало деление крестьян на шесть разрядов:

1) государственные (подчиненные казне и считавшиеся лично свободными) — 19% всего земледельческого населения страны;

2) дворцовые (принадлежавшие царю и лицам царской фамилии) — около 7,5%;

3) церковные и монастырские — около 11%;

4) помещичьи (частновладельческие) — более 50% всех крестьян;

5) посессионные (прикупленные для работы на заводах);

6) однодворцы (бывшее сословие служилых людей по прибору, обязанных теперь платить подушную подать, но сохранивших право личного землепользования).

- Крестьянство, составлявшее более 90% всего населения страны, регламентирующими актами государства превращалось в источник дешевой рабочей силы, не имевшей каких-либо прав. В 1721 г. впервые официально было разрешено торговать крестьянами (определенным ограничением стала только правительственная рекомендация не продавать крестьян в одиночку).

-Преобразования коснулись и холопов. Они слились в единое сословие с крестьянами. В 1719-1724 гг. холопы были поименно переписаны и положены в подушный оклад. Утратив признак бестяглости, холопы стали разновидностью крепостных крестьян, потеряв какое бы то ни было право на свободу.

-Обратите внимание на иллюстрации на с.50-51, что они вам рассказывают о крестьянском сословии? (Ответы учащихся)

- В целом реформы Петра I значительно укрепили существующий феодально-крепостнический строй в России, тем самым углубив и продолжив ставшее уже хроническим отставание страны (в хозяйственном, технологическом, социальном, правовом и др. отношениях) от более передовых стран Западной Европы. Проблема ликвидации этого отставания станет отныне одной из глобальных проблем как высшего руководства российского государства, так и самого российского общества.

IV. Закрепление изученного материала

Закрепить материал.

По окончанию выполнения теста учитель предлагает провести взаимопроверку и открывает ключ, к данному тесту записанный на доске.

V. Домашнее задание § 7. Прочитать, основные понятия и даты записать в тетрадь и выучить

1. Придумайте и запишите в тетради не менее 5 тестовых заданий для проверки знаний по одному из разделов параграфа

2. Подберите изображения, которые могли бы стать иллюстрациями к тексту параграфа. Какими источниками информации вы пользовались? Какие из них оказались наиболее информативными?

VI. Рефлексия

-Обратите внимание ещё раз на слова историка В.Татищева. Скажите, что хотел донести этими словами до нас автор?

-Государственные реформы, проведённые Петром, сыграли большую роль в жизни страны. Они значительно укрепили Российское государство, поставили его в ряд европейских держав, продвинули на много десятилетий вперёд.

- Самооценка обучающимися своей работы на уроке.

Учитель предлагает учащимся самим определить свою оценку на уроке.

- Спасибо за работу на уроке. Мне приятно было с вами работать.


Урок истории в 7 классе Дата: 18.12.23 Учитель: Сурова А.В.

Тема: Царствование Ивана IV. Регентство Елены Глинской. Период боярского правления

Цель урока: Изучить реформы Елены Глинской в период регентства.

Задачи урока:

образовательная: охарактеризовать основные мероприятия Елены Глинской и их значение.

развивающая: содействовать развитию аналитических умений, учащихся;

воспитательная способствовать формированию оценочных суждений обучающихся, прививать любовь к отечественной истории.

Планируемые результаты:

Предметные: формировать понятийный аппарат; уметь применять исторические знания для характеристики периода регентства Елены Глинской и периода боярского правления, приобретать опыт историко-культурного, цивилизационного подхода к оценке социальных явлений.

Метапредметные: представлять информацию в виде плана; устанавливать причинно-следственные связи, выявлять их общие черты и различия.

Личностные: приобретать опыт эмоционально-ценностного отношения к событиям прошлого; осмысливать социально-нравственный опыт предшествующих поколений; усваивать традиционные ценности многонационального российского общества.



Ход урока:

1. Приветствие. здравствуйте, ребята. Какое у вас сегодня настроение? Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и поделитесь своим хорошим настроением.

2.Актуализация знаний.

Какую тему мы изучили на прошлом уроке?


А) Давайте выполним тест по этой теме.

Напишите по одному предложению со словами: сейм, капитуляция, острог, регенство.


3. Целеполагание.

- предположите, кому переходит власть после смерти Василия царя, если его наследник еще очень мал

- как вы думаете, что такое регентство?

Учащиеся определяют тему урока.

Учащиеся самостоятельно формулируют цель и задачи урока:


Изучить мероприятия Елены Глинской и борьба за власть боярских группировок.

1.Рассмотреть мероприятия Елены Глинской и их значение.

2.Проанализировать цели боярских группировок, захватившие власть после смерти Елены Глинской.

3.Как повлияли данные события на характер малолетнего Ивана

В декабре 1533 года великий князь московский и всея Руси Василий III умер.

Перед смертью Василий III создает опекунский регентский совет, состоящий из 7 самых влиятельных бояр России.

Это означало, что опекунский совет должен был фактически руководить страной 12 лет.


4. Первичное освоение новых знаний

Задание учащимся – используя учебный материал и интернет заполните схему












Состав опекунского совета

























































а)А)Аа








Родственники

Члены Боярской Думы

Младшие бояре









Однако, Совет раскололся, и внутри него началась борьба за единоличную власть.

Выиграла эту борьбу Елена Глинская, мать Ивана IV (годы правления 1533-1584)

  В этих условиях Глинская Елена Васильевна стала регентом.


Какое определение мы сформулируем для этого термина?



-Ре́гентство — временное осуществление полномочий главы государства коллегиально или единолично при малолетстве, болезни, отсутствии монарха. (Записываем в тетрадь)


После выполнения проводится проверка.


Гимнастика для глаз

1. Вверх-вниз, влево-вправо.

Двигать глазами вверх-вниз, влево-вправо. Зажмурившись, снять напряжение, считая до десяти.

2. Круг.

Представить себе большой круг. Обводить его глазами по часовой стрелке, потом против часовой стрелке.

3. Квадрат.

Предложить детям представить себе квадрат. Переводить взгляд из правого верхнего угла в левый нижний – в левый верхний, в правый нижний. Ещё раз одновременно посмотреть в углы воображаемого квадрата.

4Рисование носом.

Дети закрывают глаза. Представляют себе, что нос стал длинным и рисуют предложенный учителем предмет, букву и т.д.


IV.Первичное осмысление и закрепление изученного

Чем закончилась борьба Елены Глинской и боярских группировок за власть?

Какие реформы были проведены Еленой Глинской и их значение.

2.Каковы цели боярских группировок, захватившие власть после смерти Елены Глинской.

3.Как повлияли данные события на характер малолетнего Ивана



Вывод. Политика, проводимая Еленой Глинской, имела прогрессивное значение, поскольку способствовала централизации и укреплению Российского государства

В 1538 г. Елена Глинская неожиданно умерла. Антропологи, изучавшие останки Елены в женском некрополе Московского Кремля, определили, что княгине было около 28 лет. Ходили слу­хи что Елену отравили бояре. Об этом же писал в своих «Записках о Московии» Сигизмунд Герберштейн. Заведующая спектральной лабораторией судебно-медицинской экспертизы Москвы Тамара Макаренко в 1999 г., сделав спектральный анализ волос Елены Глинской, обнаружила, что концентрация в них солей ртути пре­вышает допустимую норму в тысячу раз! Так версия об отравлении Елены Глинской получила свое практическое подтверждение

V. Итоги урока. Рефлексия


VI. Д/З параграф 6, стр. 42- 43.



Урок истории в 9 классе Дата: 18.12.23 Учитель: Сурова А.В.

Тема: Отечественная война 1812 г.

важнейшее событие российской и

мировой истории XIX в

Тип урока: урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков

Цель урока: изучить причины, ход и итоги Отечественной войны 1812 года как важнейшего события в отечественной истории, внесшего значительный вклад в формирование национального самосознания русского народа.


Задачи:

Образовательная:

-Формирование знаний учащихся о причинах, основных событиях и итогах Отечественной войны 1812 года.

-Понимание специальных терминов: «стратегия», «тактика», «манёвр», «отечественный характер», «народное ополчение», «партизанское движение», «флеши»

-Осознание значения данного события в контекте русской и мировой истории.


Воспитательная:

- воспитание патриотизма через значимые события отечественной истории;

-формирование уважительного и бережного отношения к истории нашего народа


Развивающая:




Личностные и метапредметные:



- умение сформулировать и высказать точку зрения, аргументированно осуществлять оценочные суждения;

-сопоставление Отечественной войны 1812 года и её изображения в литературе и искусстве;

-самостоятельная формулировка и решение познавательных задач на основе анализа информации, установка логических связей;



Практикоориентированная

-понимание обучающимися причинно-следственных связей развития событий войны.


Планируемые результаты:

Метапредметные :

Базовые исследовательские действия:

развивать навыки учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыки разрешения проблем; самоконтроля усвоения изученного

Работа с информацией:

владеть навыками получения социальной информации из источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм представления;

Овладение универсальными коммуникативными действиями

развернуто и логично излагать свою точку зрения с использованием языковых средств.

Овладение универсальными регулятивными действиями

Самоорганизация: самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и в жизненных ситуациях;

Предметные

Владеть умениями определять смысл, различать признаки научных понятий и использовать понятийный аппарат при анализе и оценке социальных явлений.




Ход урока

I. Организационный момент

У.: Добрый день, ребята! Надеюсь, вы готовы продолжить путешествие по страницам нашей истории? Давайте продолжим знакомство с подвигами русского народа.


II. Актуализация субъективного опыта учащихся. Постановка темы и задач.
У.: Ребята, давайте вспомним события, которые вы изучили на прошлых занятиях.
- В 1801 году на престол вступил… (Александр I).
-Правильно. Александр I был сыном… (Павла I) и любимым внуком (Екатерины II).
-Молодцы, ребята. В 1805 году Россия вступила в очередную антифранцузскую коалицию. Ее союзниками были Великобритания, Австрия и … (Швеция).
-Когда произошло сражение под Аустерлицем, где армия Наполеона Бонапарта разгромила австро-русскую армию. (20 ноября 1805 года).
-
В каком году и какой мир подписала Россия с Францией? (1807 год, Тильзитский мирный договор)

У.: отлично, теперь я уверена, что наша предыдущая работа не прошла даром. Вы молодцы.

У.: В школьном возрасте мне удалось побывать на Бородинском поле, оно находится в 124 км от Москвы, там же расположен музей, посвященный Бородинскому сражению (Спассо-Бородинсий заповедник). Там я впервые встретилась с живой историей. СЛАЙД 1.

- С каким историческим событием в истории России связано название «Бородинское сражение»?

Итак, вы абсолютно правы: тема сегодняшнего урока – Отечественная война 1812 года. СЛАЙД 2.

- Как вы думаете, с какими задачами мы с вами сегодня столкнёмся? Что нам необходимо узнать о Отечественной войне?


III. Изучение нового материала

Основные вопросы плана и их

краткое содержание

1. Причины войны

У.: Для начала мы в вами рассмотрим причины войны. Как вы считаете, что могло стать для Франции и России причиной развязывания войны?

Обуч.: *высказываются*

У.: соединим всё сказанное вами. Запишите в тетради.

Причины войны:

1.Нарушение Россией континентальной блокады Англии. Россия, подписавшая в 1807 году Тильзитский мирный договор, обещала прекратить торговлю с Англией, но России экономически это было невыгодно, и она продолжала тайно торговать с Великобританией. Это не могло понравиться Франции.

2.Социально-политические противоречия. Российское дворянство опасалось влияния Франции и французских идей на Россию.

3.Личные противоречия Наполеона I Бонапарта и Александра I. Наполеон обвинял Александра в убийстве своего отца Павла I. Александр в свою очередь отказался выдать замуж за Наполеона свою сестру – княжну Анну Павловну.


2. Стратегические планы противников. Характеристика полководцев.

У.: Для войны с Россией Наполеон создал огромную армию, насчитывавшую 600 тыс. человек и 1372 орудия. «Великая армия», как её называли, имела необычайно пёстрый национальный состав: французов в ней было только около половины, а остальную часть составляли поляки, пруссаки, австрийцы, итальянцы, голландцы и т. д. Это была поистине «армия двунадесяти языков».

В ночь на 12 июня 1812 г. войска Наполеона численностью около 420 тыс. человек начали вторжение в пределы России. Их возглавляли сам император и его прославленные полководцы, покорившие всю Европу.

Русская армия состояла лишь из 210 тыс. солдат и офицеров. К тому же она была разделена на три части и рассредоточена вдоль западной границы. Главную силу русских войск составляла 1-я армия под командованием военного министра М. Б. Барклая де Толли, размещённая вдоль реки Неман. Южнее её, в Белоруссии, располагалась 2-я армия П. И. Багратиона. Ещё южнее 3-я армия А. П. Тормасова должна была прикрывать пути возможного наступления противника на Киев. Предполагалось, что Наполеон будет наступать на Петербург. Поэтому существовал план генерального (ре- п. И. Багратион шающего) сражения вблизи границы силами 1-й армии при поддержке армии Багратиона. Это соответствовало планам Наполеона, поскольку в условиях превосходства сил противника и распылённости собственных войск такое сражение могло привести к гибели основной части русской армии. Затрудняло военные действия и то, что первоначально главнокомандующим был сам Александр — человек, далёкий от военного дела. Вскоре его убедили уехать из армии. Наполеон тем временем начал осуществление своего замысла. Он состоял в том, чтобы двинуться основными силами на Москву. Для этого предполагалось не допустить соединения русских армий и разбить их основные силы в ходе генерального сражения уже вблизи границы. После взятия Москвы Наполеон не предполагал завоёвывать всю Россию. Выведя её из войны, он хотел превратить Александра (или того, кто сменит его на престоле) в такого же зависимого правителя, каковыми стали к тому времени почти все европейские монархи. Предполагалось и отторжение от России части её территории. Кроме того, через территорию России Наполеон намеревался нанести смертельный удар по Англии, лишив её Индии.

У.: А теперь я предлагаю Вам лучше узнать командующих русской и французской армии (раздача источников). Ознакомьтесь с воспоминаниями современников и на их основе составьте составление ист. Портреты Кутузова и Наполеона.

Что между ними было общего? А в чём они сильно различались?

У.: Посмотрим, что у вас получилось.

Один из учеников представляет портреты.


У.: В битве под Смоленском русские войска не позволили противнику немедленно овладеть городом. Однако военный министр Барклай-де-Толли, считая, что силы по-прежнему не равны, отдал приказ об отступлении. От Смоленска остались лишь обугленные руины. Ни продовольствия, ни фуража французам не досталось. Отступление вызвало недовольство в армии. С оставлением города у русской армии не осталось сильных укрепленных пунктов вплоть до Москвы.

У.: Неудачи первых недель войны, отступление русских армий породили в обществе уныние и разговоры об измене. Исходя из того, что Барклай де Толли был шотландского происхождения, то народ обвинял его в предательстве. Все чаще раздавались призывы к назначению главнокомандующим русской армией чрезвычайно популярного в народе, недавнего победителя Турции генерала от инфантерии светлейшего князя Михаила Илларионовича Кутузова. Хотя он и не был любимцем императора, не простившего Кутузову поражение под Аустерлицем, Александр 1 назначает его главнокомандующим русской армии 11 августа 1812 года.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

3. Бородинское сражение и его значение.

У.: Крупнейшее сражение войны началось 26 августа 1812 г. в половине шестого утра. Французы стремились прорваться через центр русских войск, обойти их левый фланг и освободить себе путь на Москву. Упорное сопротивление русских солдат сделало это невозможным. Самые ожесточённые бои развернулись вначале на Багратионовых флешах. Они длились здесь более 6 часов при непрерывном огне артиллерии. Флеши были захвачены противником лишь в середине дня. Не менее упорное сражение происходило и на батарее генерала Раевского. Здесь русские герои штыковыми ударами отбрасывали противника несколько раз, и лишь к концу дня французам удалось захватить центральную батарею. Правда, вечером Наполеон приказал отвести свои силы на исходные позиции. Однако и Кутузов отдал приказ отступать к Москве. Несмотря на видимый успех неприятеля, фактически сражение не принесло победы ни одной стороне. Количество потерь было велико как никогда. У французов и их союзников пало около 60 тыс. человек. Россия оплакивала гибель 44 тыс. своих сынов. Оценивая позже эту битву, Наполеон сказал: «Самое страшное из всех моих сражений — это то, которое я дал под Москвой. Французы в нём показали себя достойными одержать победу, а русские оказались достойными быть непобедимыми». Несмотря на требование царя дать новое сражение, 1 сентября Кутузов, получивший накануне высший военный чин генерал-фельдмаршала, на военном совете в подмосковной деревне Фили принял решение оставить Москву без боя с целью сохранения армии. Это оказалось единственно верным в тех условиях шагом, спасшим Россию. Тарутинский манёвр. 2 сентября русская армия покинула Москву. Следом за ней двинулось население. Наполеон вступил в опустевший город и отдал его на разграбление своей армии. В соборах Кремля были устроены конюшни. Грабежи и насилие над остатками населения носили невиданный характер. Разворованы были даже захоронения русских царей в Архангельском соборе Кремля. В Москве начался пожар, опустошивший весь город. Пока Наполеон ждал письма от Александра I с согласием на мирные переговоры, русская армия совершила блистательный манёвр. Отступив по Рязанской дороге на восток, она внезапно развернулась на юг и стала лагерем у села Тарутина. Кутузов перекрыл пути возможного продвижения неприятеля к Туле с её оружейными заводами и Калуге, где находились склады продовольствия и оружия. Французы надолго потеряли противника из виду. Это совершенно обескуражило Наполеона: он начал всерьёз сомневаться в успехе своего похода в Россию.

У.: А теперь, опираясь на 4 параграф учебника, запишите себе в тетрадь главные даты и термины по нашей теме.


4. Завершающий этап войны.

У.: Давайте послушаем доктора исторических наук С. Н. Щербакова, который ознакомит нас с завершающим этапом войны.

5. Значение Отечественной войны 1812 года для России.


У.: ребята, как вы думаете, каково значение Отечественной войны для нашей страны? Почему?

Обуч.: *высказываются*

У.: Вы правы. Победа над наполеоновской армией явилась одним из крупнейших событий в истории. России. Она ликвидировала угрозу иноземного завоевания и обеспечила ее государственную независимость. Для народов России эта война была справедливой, народной, отечественной войной. Сила русских войск в 1812 г. коренилась в поддержке их всем народом и массовым партизанским движением крестьян. Прозорливость и полководческий талант М. И. Кутузова ярче всего сказались в том, что его стратегический замысел был рассчитан на активную помощь армии со стороны всего народа.

Исключительно велики были и международные последствия войны 1812 г. Сокрушительное поражение наполеоновских войск в России резко изменило соотношение сил в Европе и оказало огромное влияние на последующий ход европейской истории. Война 1812 г. показала народам Европы, что наполеоновская армия вовсе не является непобедимой. Вдохновленные примером русского народа и его армии, народы Европы, порабощенные Наполеоном, сумели в короткий срок освободиться от французского господства.

У.: А теперь давайте закрепим наши знания на практике.


IV. Систематизация и обобщение знаний

Работа по группам. Письменно приложения 1-2.

1. Решить тест по теме

2. Заполнить таблицу «Русская армия в Отечественной войне 1812 года»

3. Ответить на вопросы в конце параграфа


V. Рефлексия

Учитель задаёт вопросы обучающимся:

Что вам понравилось больше всего 
на этом уроке?

Что было самым ценным из услышанного?

Хотели бы вы что-нибудь изменить? Если да, то как именно и какова степень вашего участия в этом процессе?


VI. Оценивание

У.: пришло время оценить нашу с вами работу на уроке. Возьмите оценочные листы и для оценки собственного участия в работе на уроке отнеси себя к одной из предложенных групп. «Сегодня на уроке я был, скорее всего, …»

А) новобранец;

Б) бывалый солдат;

В) командир

Подумайте, чего вам не хватило, чтобы стать бывалым солдатом/командиром? Чему вам ещё надо научиться?

VII. Домашнее задание



Урок истории Отечества в 9 классе Дата: 23.11.23 Учитель: Сурова А.В.

Тема: Борьба красных и белых на Северном Кавказе и Закавказье, на Украине, в Крыму, на Урале.


 Цели:

• Образовательная: систематизировать материал по теме. На основе повторения и обобщения изученного материала и в ходе знакомства с новыми фактами, создать целостное представление о Гражданской войне в России, как о национальной трагедии народа.

• Развивающая: развивать умение самостоятельной работы с фактическим материалом, документами; развивать навык подготовки сообщения, работы с различными источниками информации; развивать умение высказывать свою точку зрения, аргументируя свои суждения. Способствовать становлению умения оценивать исторические явления.

• Воспитательная: показать глубину трагедии российского народа, ввергнутого в братоубийственную войну. Воспитывать чувство сопереживания трагическим событиям Отечественной истории. Усилить в сознание учащихся неприятие войны и силовых методов разрешения проблем в обществе. Воспитание патриотизма, толерантности, любви к родине.

Основные понятия: гражданская война, иностранная интервенция, «красный террор», «белый террор». 

Планируемые результаты:

Метапредметные :

Базовые исследовательские действия:

развивать навыки учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыки разрешения проблем; самоконтроля усвоения изученного

Работа с информацией:

владеть навыками получения социальной информации из источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм представления;

Овладение универсальными коммуникативными действиями

развернуто и логично излагать свою точку зрения с использованием языковых средств.

Овладение универсальными регулятивными действиями

Самоорганизация: самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и в жизненных ситуациях;

Предметные

Владеть умениями определять смысл, различать признаки научных понятий и использовать понятийный аппарат при анализе и оценке социальных явлений.


Ход урока.


  1. Организационный момент

  2. Основная часть урока

Борьба на Северном Кавказе и в Закавказье


Значительное количество рабочих и крестьян с семьями, солдат старой армии, красногвардейских отрядов и молодых красноармейских частей под натиском немцев отступило с Украины на Кубань. В Новороссийск отступил Черноморский флот.


На Северном Кавказе развертывалась ожесточенная гражданская война. Огромное большинство местного казачества было настроено контрреволюционно. Оно не только не оказало поддержки отступавшим на Кубань разоренным украинским рабочим и крестьянам, но с оружием в руках выступило против них.

Приближение германских войск придало бодрости кубанским контрреволюционерам. Особенно оживились они, когда в ответ на требование немцев сдать им суда Черноморского флота моряки последнего, выполняя приказ Ленина, собственными руками потопили (18 июня 1918 г.) свои корабли. Гибель этой мощной техники (этот героический эпизод замечательно показан в– пьесе Корнийчука «Гибель эскадры»), распыление личного состава флота объективно усилили белогвардейцев. Они все чаще переходят в наступление, оттесняя советские войска и отряды. Во многих случаях им непосредственно помогают германские войска (с помощью немцев белые захватили в мае Новочеркасск и Ростов). Так было в частности на Таманском полуострове (на Кубани), куда на подмогу белогвардейцам прибыл (в мае 1918 г.) 58-й берлинский полк.

Благодаря поддержке немцев укрепили свое положение и белогвардейцы в Закавказье. Здесь до конца мая 1918 г. существовала единая Закавказская республика. Германское правительство прежде всего потребовало разделения ее на три республики – Грузию, Азербайджан и Армению. Потребовали они этого разделения не в интересах национального самоопределения. Германские империалисты держались основного правила всех захватчиков: разделяй и властвуй. Разжигая националистические чувства, натравливая одну республику на другую, натравливая грузин на тюрков, а тюрков на армян, легче было держать их в подчинении, расхищать, вывозя все мало-мальски ценное, начиная с нефти и кончая вещами домашнего обихода.

В Грузии у власти стояли меньшевики. В этом «меньшевистском раю», как, захлебываясь собственной слюной, расписывали ее социал-предатели из II Интернационала, шли непрерывные восстания крестьян под руководством подпольных большевистских организаций. Только с помощью германских войск грузинские помещики и капиталисты смогли подавить – и то на время – движение крестьян. Меньшевистское правительство Грузии верой и правдой служило германским хозяевам. Недаром германское командование ходатайствовало в сентябре 1918 г. о награждении орденами «за особые заслуги» таких своих ревностных лакеев-меньшевиков, как министр-президент Жордания, председатель национального совета Чхеидзе, министр иностранных дел Чхенкели.

Выполняя волю своих хозяев, грузинские меньшевики формировали воинские части для борьбы с большевиками. Однако боеспособность грузинских частей была очень низкая. «Героями» они держали себя только, когда расстреливали безоружных крестьян.

Работа с текстом учебника

Рефлексия

Итоги урока

Домашнее задание


Урок по предмету Основы соц. жизни в 9 классе Дата: 23.11.23 Учитель: Сурова А.В.

Тема: Российская семья - обычаи и традиции.


Цель: знакомить детей с особенностями русских традиций и прививать интерес к национальной

Культуре.

Задачи:

- познакомить детей с понятием «семья», с традициях русской семьи и рассказать о русском празднике любви и семейного счастья;

- воспитывать любовь к родным и близким, интерес к семейным традициям и своей родословной;

- формировать представление о жизненном идеале семьи; развивать творческую активность, воображение, мышление, речь.

Планируемые результаты:

Метапредметные :

Базовые исследовательские действия:

развивать навыки учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыки разрешения проблем; самоконтроля усвоения изученного

Работа с информацией:

владеть навыками получения социальной информации из источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм представления;

Овладение универсальными коммуникативными действиями

развернуто и логично излагать свою точку зрения с использованием языковых средств.

Овладение универсальными регулятивными действиями

Самоорганизация: самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и в жизненных ситуациях;

Предметные

Владеть умениями определять смысл, различать признаки научных понятий и использовать понятийный аппарат при анализе и оценке социальных явлений.


ХОД УРОКА:


I. Организационный момент:


II. Сообщение темы и вводная беседа:

III. Работа по теме урока:

Так что же такое СЕМЬЯ?

7-я - семья – это семь Я, семь личностей, семь членов семьи. Кто они?


Кто милее всех на свете?

Кого любят очень дети?

На вопрос отвечу прямо:

— Всех милее наша... (мама)


Кто научит гвоздь забить,

Даст машину порулить

И подскажет, как быть смелым,

Сильным, ловким и умелым?

Все вы знаете, ребята, —

Это наш любимый... (папа)

 

Кто любить не устает,

Пироги для нас печет,

Вкусные оладушки?

Это наша... (бабушка)

 

Кто всю жизнь работал,

Окружал заботой

Внуков, бабушку, детей,

Уважал простых людей?

На пенсии уж много лет

Нестареющий наш... (дед)



1. Беседа о традициях российской семьи:

Издревле на Руси существовала такая традиция: представители одной семьи занимались одним видом деятельности.

Так рождались династии гончаров, портных, пекарей, сапожников, военных, строителей, артистов, учителей… В нашем классе есть семьи, где уже сформировались династии. Сейчас нам Настя расскажет про свою семью – у них династия врачей.

Или хранить и передавать семейную реликвию – какую-то ценную вещь из поколения в поколение

История вещи – история человека, история семьи, история народа, история Отечества. Это – замечательная традиция многих семей.

Одна из замечательных традиций, сохранившаяся в наших русских семьях - заботиться о престарелых родителях

Весьма распространённая русская традиция – традиция застолья.

За общим столом собирались гости, пели, хозяева потчевали их каким – либо кушаньем.

Кулинарные традиции были на Руси не на последнем месте. Раньше в почёте были щи, каша, репа, редька, дичь, рыба. Из ягод – клюква, морошка, мочёная брусника. Из напитков – пиво, квас.

Отмечать семейные праздники – тоже традиция.

– Какие праздники отмечают в вашей семье?

(Учащиеся рассказывают, как в их семье отмечают праздники.)


Исполнение семейных обязанностей – это тоже традиция.

Семья и труд связаны исторически. Самочувствие человека, его здоровье, производительность труда впрямую зависят от качества семьи. В семье закладываются основы усердия и трудолюбия.

IV.Рефлексия
  1. Что означает слово СЕМЬЯ?

  2. Когда отмечают международный «День семьи»?

  3. Когда празднуется русский праздник любви и семейного счастья?

  4. В честь кого назван этот праздник?

  5. Какая семья самая большая в России?

  6. Что такое генеалогическое дерево?

  7. Что такое семейная династия?

  8. Зачем человеку отчество?

  9. Какие три функции оно выполняет?

  10. Кто имел право носить отчество?

  11. Кто такие «подлые» люди?

  12. Что такое отечество?

  13. Назовите синоним слова ОТЧИЗНА?

  14. Как пишутся слова РОДИНА, ОТЧИЗНА, ОТЕЧЕСТВО?

  15. Какие традиции русской семьи вы запомнили?



Домашнее задание


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Социальная политика XVIII в.

Автор: Сурова Анна Витальевна

Дата: 15.05.2025

Номер свидетельства: 669826

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(147) "Урок истории в 7 классе по теме «Внутренняя и   внешняя политика Бориса Годунова»"
    ["seo_title"] => string(87) "urok-istorii-v-7-klassie-po-tiemie-vnutrienniaia-i-vnieshniaia-politika-borisa-godunova"
    ["file_id"] => string(6) "261689"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449166905"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "Урок истории: "Внутренняя политика Екатерины II" "
    ["seo_title"] => string(50) "urok-istorii-vnutrienniaia-politika-iekatieriny-ii"
    ["file_id"] => string(6) "209984"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1431351418"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(54) "Казахстан в середине XVIII веке."
    ["seo_title"] => string(33) "kazakhstanvsieriediniexviiiviekie"
    ["file_id"] => string(6) "302650"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1457267567"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Урок "Социально - экономическое и политическое положение Казахстана в XVIIIвеке " "
    ["seo_title"] => string(89) "urok-sotsial-no-ekonomichieskoie-i-politichieskoie-polozhieniie-kazakhstana-v-xviiiviekie"
    ["file_id"] => string(6) "150956"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420600241"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(38) "Курить или не курить?"
    ["seo_title"] => string(19) "kurit-ili-nie-kurit"
    ["file_id"] => string(6) "249834"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1446983512"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства