Урок истории в 7 классе по теме «Внутренняя и внешняя политика Бориса Годунова»
Урок истории в 7 классе по теме «Внутренняя и внешняя политика Бориса Годунова»
Педагогические цели:
образовательная: вооружение обучающихся системой знаний, умений и навыков об особенностях внутренней и внешней политики Бориса Годунова;
воспитательная: формирование у обучающихся научного мировоззрения, положительного отношения к общечеловеческим ценностям, нравственных качеств личности;
развивающий аспект: развитие у обучающихся познавательного интереса, творческих способностей, речи, памяти, внимания, воображения.
создать условия для развития УУД:
Личностные: осмысление социально - нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
Метапредметные: способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность, осуществлять контроль по результату и способу действия на уровне произвольного внимания, вносить необходимые коррективы в исполнение и способ действия, как в конце действия, так и по ходу его реализации; владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (определение и ограничение понятий, установление причинно- следственных и родовидовых связей);
Предметные: формирование у учащихся уважительного отношения к истории своего Отечества как единого и неделимого многонационального государства; развитие у обучающихся стремления внести свой вклад в решение глобальных проблем, стоящих перед Россией и человечеством; формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской, этнической, социальной, культурной самоиндификации личности, миропонимания и познания современного общества, его важнейших социальных ценностей и общественных идей: гражданственности и патриотизма, гуманистических и демократических ценностей, мира и взаимопонимания между людьми; овладение целостным представлением об историческом пути народов России, базовыми знаниями о закономерностях российской истории;- формирование умений применять исторические знания, понятийный аппарат и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значений событий прошлого и современности, осмысления жизни в современном мире; развитие умения анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию событиях и явлениях прошлого, раскрывая ее познавательную ценность;
Расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории;
Тип и вид урока: освоение новых знаний
Основное содержание темы. Внутренняя и внешняя политика Бориса Годунова. Внутриполитическое положение в стране после смерти Ивана Грозного. Царь Фёдор Иоаннович. Борьба за власть. Борис Годунов. Учреждение патриаршества. Пресечение ветви династии Рюриковичей. Избрание на царство Бориса Годунова. Социально-экономическая политика. Голод 1601 — 1603 гг. Обострение социальных противоречий. Международная политика. Торговые и культурные связи со странами Западной Европы.
Основные понятия с учетом историко-культурного стандарта: самозванец, дети боярские
Персоналии: Иван IV Грозный. Федор Иванович. Борис Годунов
Даты: 1584 – 1598 – царствование Федора Ивановича
1589 – учреждение в России патриаршества
1598 – прекращение династии Рюриковичей. Избрание на царство Бориса Годунова
1598 – завершение присоединения к России Сибирского ханства
1598 – 1605 – царствование Бориса Годунова
1601-1603 – движение «разбоев».
Образовательные ресурсы: учебник 1) Данилов А.А. История России. Конец XVI-XVIII век. 7 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / А.А.Данилов, Л.Г.Косулина.- 2-е изд.- М.: Просве 3) 2) Данилов А.А. История России. Конец XVI-XVIII век. Поурочные разработки. 7 класс : пособие для учителей общеобразоват. организаций / А.А.Данилов, Л.Г.Косулина.- М.: Просвещение, 2013.щение, 2014
3) Инфоурок «Видеоуроки по истории» www/ infourok.ru
Просмотр содержимого документа
«Урок истории в 7 классе по теме «Внутренняя и внешняя политика Бориса Годунова»»
7 класс, тема:Россия на рубеже XVI – XVII вв.
урок №23 Тема «Внутренняя и внешняя политика Бориса Годунова»
Дата проведения урока:
Педагогические цели:
образовательная: вооружение обучающихся системой знаний, умений и навыков об особенностях внутренней и внешней политики Бориса Годунова;
воспитательная: формирование у обучающихся научного мировоззрения, положительного отношения к общечеловеческим ценностям, нравственных качеств личности;
развивающий аспект: развитие у обучающихся познавательного интереса, творческих способностей, речи, памяти, внимания, воображения.
создать условия для развития УУД:
Личностные: осмысление социально - нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
Метапредметные: способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность, осуществлять контроль по результату и способу действия на уровне произвольного внимания, вносить необходимые коррективы в исполнение и способ действия, как в конце действия, так и по ходу его реализации; владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (определение и ограничение понятий, установление причинно- следственных и родовидовых связей);
Предметные: формирование у учащихся уважительного отношения к истории своего Отечества как единого и неделимого многонационального государства; развитие у обучающихся стремления внести свой вклад в решение глобальных проблем, стоящих перед Россией и человечеством; формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской, этнической, социальной, культурной самоиндификации личности, миропонимания и познания современного общества, его важнейших социальных ценностей и общественных идей: гражданственности и патриотизма, гуманистических и демократических ценностей, мира и взаимопонимания между людьми; овладение целостным представлением об историческом пути народов России, базовыми знаниями о закономерностях российской истории;- формирование умений применять исторические знания, понятийный аппарат и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значений событий прошлого и современности, осмысления жизни в современном мире; развитие умения анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию событиях и явлениях прошлого, раскрывая ее познавательную ценность;
Расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории;
Тип и вид урока: освоение новых знаний
Основное содержание темы. Внутренняя и внешняя политика Бориса Годунова. Внутриполитическое положение в стране после смерти Ивана Грозного. Царь Фёдор Иоаннович. Борьба за власть. Борис Годунов. Учреждение патриаршества. Пресечение ветви династии Рюриковичей. Избрание на царство Бориса Годунова. Социально-экономическая политика. Голод 1601 — 1603 гг. Обострение социальных противоречий. Международная политика. Торговые и культурные связи со странами Западной Европы.
Основные понятия с учетом историко-культурного стандарта: самозванец, дети боярские
Персоналии: Иван IV Грозный. Федор Иванович. Борис Годунов
Даты: 1584 – 1598 – царствование Федора Ивановича
1589 – учреждение в России патриаршества
1598 – прекращение династии Рюриковичей. Избрание на царство Бориса Годунова
1598 – завершение присоединения к России Сибирского ханства
1598 – 1605 – царствование Бориса Годунова
1601-1603 – движение «разбоев».
Образовательные ресурсы: учебник 1) Данилов А.А. История России. Конец XVI-XVIII век. 7 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / А.А.Данилов, Л.Г.Косулина.- 2-е изд.- М.: Просве 3) 2) Данилов А.А. История России. Конец XVI-XVIII век. Поурочные разработки. 7 класс : пособие для учителей общеобразоват. организаций / А.А.Данилов, Л.Г.Косулина.- М.: Просвещение, 2013.щение, 2014
3) Инфоурок «Видеоуроки по истории» www/ infourok.ru
Вывод: оцените внутреннюю политику Бориса Годунова
2) Внешняя политика Бориса Годунова.
Записать в таблицу самостоятельно с. 8 учебника, сделать вывод.
3) Пресечение династии московских правителей.
Краткий рассказ учителя о пресечении династии Рюриковичей.
15.05.1591-смерть царевича Дмитрия,
06.01.1598 г.-смерть Федора Ивановича
4) Царь Борис.
1598 – прекращение династии Рюриковичей. Избрание на царство Бориса Годунова
Краткая характеристика Бориса Годунова и его мотивов согласия стать царем с опорой на учебник с. 9-10
Борис Годунов с отвращением относился к спиртным напиткам. Отказался он и от массовых казней. Старшего брата Фёдора Никитича Романова постригли в монахи
под именем Филарета и сослали в один из северных монастырей.
Вывод: оцените правление царя Бориса.
5) Экономические трудности. Народные выступления.
Рассказ учителя.
Трёхлетний неурожай в России, по причине дождливого лета и ранних морозов, начиная с 1601 года, вызвал страшный голод в стране, Борис Годунов раздавал беднякам деньги из казны, приказал открыть царские амбары с продовольствием. С осени 1601 года начинаются народные волнения. Голодные люди силой отнимали хлеб у торговцев. Основные силы бунтовщиков направлялись к Москве, но были разбиты 9 сентября 1603 года царским войском под началом окольничего И. Ф. Басманова, который погиб в этом бою. Хлопко был тяжело ранен, захвачен и после тщательного расследования казнён в Москве. Часть восставших бежала на Украину. Чтобы успокоить народ, Борис Годунов восстановил Юрьев день
и отменил сыск беглых крестьян. Ему припомнили всё: и татарское происхождение, и убийство царевича Дмитрия, и якобы насильственный захват царского трона.
6) Самозванец.
В Москве поползли слухи, о том, что на самом деле в 1591 году царевич Дмитрий остался жив, и вот теперь он скоро должен объявиться и вернуть себе законный престол (демонстрация портрета Лжедмитрия). Григорий Отрепьев даёт щедрые обещания: польскому королю — отдать часть русских земель; папе Римскому — ввести католичество на Руси, отдать территории Смоленск, Северскую землю, а Новгород, Псков- Марине Мнишек в качестве приданного.
В разгар этой борьбы умирает Борис Годунов, на престол был возведён его шестнадцатилетний сын Фёдор, который не обладал таким же решительным характером как у отца. В Москве происходит восстание, в ходе которого бояре ворвались в Кремль и убили сына Бориса Годунова Фёдора, на тот момент законного российского царя.
IV. Закрепление, формирование умений и навыков
Проверка заполнения таблицы
Основные понятия с учетом историко-культурного стандарта:самозванец, дети боярские, авантюрист, заповедные годы
Персоналии:
Иван IV Грозный. Федор Иванович. Борис Годунов
Даты:
1584 – 1598 – царствование Федора Ивановича
1589 – учреждение в России патриаршества
1598 – прекращение династии Рюриковичей. Избрание на царство Бориса Годунова
1598 – завершение присоединения к России Сибирского ханства
1598 – 1605 – царствование Бориса Годунова
1601-1603 – движение «разбоев».
1584 – 1598 – царствование Федора Ивановича
Борис Годунов
1552–1605гг.
Патриарх Иов 1-й Святейший Патриарх царствующаго града Москвы и Великого Росийского царствия 23 января 1589 — июнь 1605