Педагогические цели:
- образовательная: вооружение обучающихся системой знаний, умений и навыков об особенностях внутренней и внешней политики Бориса Годунова;
- воспитательная: формирование у обучающихся научного мировоззрения, положительного отношения к общечеловеческим ценностям, нравственных качеств личности;
- развивающий аспект: развитие у обучающихся познавательного интереса, творческих способностей, речи, памяти, внимания, воображения.
- создать условия для развития УУД:
- Личностные: осмысление социально - нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
- Метапредметные: способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность, осуществлять контроль по результату и способу действия на уровне произвольного внимания, вносить необходимые коррективы в исполнение и способ действия, как в конце действия, так и по ходу его реализации; владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (определение и ограничение понятий, установление причинно- следственных и родовидовых связей);
- Предметные: формирование у учащихся уважительного отношения к истории своего Отечества как единого и неделимого многонационального государства; развитие у обучающихся стремления внести свой вклад в решение глобальных проблем, стоящих перед Россией и человечеством; формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской, этнической, социальной, культурной самоиндификации личности, миропонимания и познания современного общества, его важнейших социальных ценностей и общественных идей: гражданственности и патриотизма, гуманистических и демократических ценностей, мира и взаимопонимания между людьми; овладение целостным представлением об историческом пути народов России, базовыми знаниями о закономерностях российской истории;- формирование умений применять исторические знания, понятийный аппарат и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значений событий прошлого и современности, осмысления жизни в современном мире; развитие умения анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию событиях и явлениях прошлого, раскрывая ее познавательную ценность;
- Расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории;
Тип и вид урока: освоение новых знаний
Основное содержание темы. Внутренняя и внешняя политика Бориса Годунова. Внутриполитическое положение в стране после смерти Ивана Грозного. Царь Фёдор Иоаннович. Борьба за власть. Борис Годунов. Учреждение патриаршества. Пресечение ветви династии Рюриковичей. Избрание на царство Бориса Годунова. Социально-экономическая политика. Голод 1601 — 1603 гг. Обострение социальных противоречий. Международная политика. Торговые и культурные связи со странами Западной Европы.
Основные понятия с учетом историко-культурного стандарта: самозванец, дети боярские
Персоналии: Иван IV Грозный. Федор Иванович. Борис Годунов
Даты: 1584 – 1598 – царствование Федора Ивановича
1589 – учреждение в России патриаршества
1598 – прекращение династии Рюриковичей. Избрание на царство Бориса Годунова
1598 – завершение присоединения к России Сибирского ханства
1598 – 1605 – царствование Бориса Годунова
1601-1603 – движение «разбоев».
Образовательные ресурсы: учебник 1) Данилов А.А. История России. Конец XVI-XVIII век. 7 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / А.А.Данилов, Л.Г.Косулина.- 2-е изд.- М.: Просве 3) 2) Данилов А.А. История России. Конец XVI-XVIII век. Поурочные разработки. 7 класс : пособие для учителей общеобразоват. организаций / А.А.Данилов, Л.Г.Косулина.- М.: Просвещение, 2013.щение, 2014
3) Инфоурок «Видеоуроки по истории» www/ infourok.ru
Наглядность, ТСО: настенные карты, репродукции картин, схемы, компьютер, медиа проектор.
План
- Орг. момент.
- Повторение опорных знаний
- Усвоение новых знаний
1) Внутренняя политика Бориса Годунова. Учреждение патриаршества.
2) Внешняя политика Бориса Годунова.
3) Пресечение династии московских правителей.
4) Царь Борис.
5) Экономические трудности. Народные выступления.
6) Самозванец.
- Закрепление, формирование умений и навыков