Разработка урока по истории древнего мира 6 класс. "Социальная структура Древнего Египта" - положение рабов, земледельцев, каменотесов, ремесленников. Урок предпологает работу в группах (4 группы) для самостоятельного изучения материала. Учитель подвоит учащихся к результату.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Социальная структура Древнего Египта »
Предмет: История Древнего мира
Класс: 6 «А», «Б», «В»
Тема урока:«Социальная структура в древнем Египте»
Цель урока: формирование представления о Древнем Египте
Образовательная цель: Раскрыть положение тружеников в Древнем Египте, имущественное и социальное расслоение общества.
Развивающая цель: Развивать умения анализировать и обобщать исторический материал с опорой на усвоенные понятия и законы общественного развития; формулировать и обосновывать, логически правильно строить доказательства, выводы.
Воспитательная цель: Рассказывая о труде земледельцев и ремесленников, требующем мастерства и терпеливости, воспитывать чувство уважения к труду, мастерству.
Оборудование урока:учебник История Древнего мира, Т.А. Тулебаев, Алматы «Атамура» 2011, иллюстрации, карточки с заданиями, схема.
Тип урока: комбинированный
Основные понятия:шадуф, раб
Методы и приемы: "Мозговой штурм", работа учащихся в группах, игра "Пойми меня"
Ход урока:
Организационный момент. (1 мин)
Проверка посещаемости, готовность к уроку учащихся
Подготовка к восприятию (5 мин)
- Начнем урок с разминки "Австралийский дождь", которая поможет нам посмотреть друг другу в глаза, почувствовать чувство локтя и понять друг друга
- Спасибо, ребята! Теперь я ощущаю себя вашим учителем.
Опрос домашнего задания (10 мин)
Устно
Природные условия на берегах Нила. Разлив Нила
Первые государства. Образование централизованных государств
Фараоны.
Письменно Задание 11,12,13,14,15 (электронный учебник МОН РК Национальный центр информатизации «История древнего мира»)
Изучение нового материала
План.
1.Положение рабов
2.Труд земледельцев
3.Труд и положение ремесленников
4.Труд и положение каменщиков и каменотесов
Учитель знакомит учащихся с темой, целью и планом урока.
"Мозговой штурм".
Вопросы к учащимся: Ребята, как вы понимаете слово "труженик"?
От какого слова оно происходит? Какую роль в жизни человека играет труд?
Организация работы учащихся в группах (Прил 1)
Задание I группе:
Прочитайте пункт 2 параграфа стр. 30 "Трудовое положение рабов" и ответьте на следующие вопросы:
Как появились рабы в Древнем Египте?
Почему военнопленные стали "ценной" добычей? Почему их называли "живыми убитыми"?
Греческий историк пишет о труде рабов в египетских рудниках: "Они должны работать, принуждаемые к этому ударами бича, и только смерть кладет конец их мучениям и нужде" Почему только смерть могла избавить их от мучений?
Прочтите отрывок из стихотворения В. Брюсова "Египетский раб":
Я - раб царя. С восхода до заката Среди других свершаю тяжкий труд. И кус гнилой - единственная плата За стон, за пот, за тысячи минут. Я - раб царя, и жребий мой безвестен; Как тень зари исчезну без следа. Меня с земли судьба сотрет, как плесень; Но след не минет скорбного труда, И простоит близ озера Мерида Века веков святая пирамида.
Задание II группе:
Прочитайте пункт 3 параграфа "Труд земледельцев" и ответьте на следующие вопросы:
1. Как трудились египетские земледельцы? (при ответе используйте иллюстрации)
2. Что такое шадуф?
3. Документ рассказывает: "Писец причаливает к берегу, чтобы исчислить налог с урожая; стражники с прутьями, а нубийцы с палками, и они говорят: "Подай зерно", а его нет, они избивают батогами... его жена связана, перед ним его дети в путах". В каком положении находились египетские земледельцы?
4. "Как приходишь к крестьянам, - говорит чиновник, - они вечно хнычут, что нет урожая. Не хотят ничего отдавать, поэтому попробуй только прийти сюда без охраны. Готовы наброситься и избить". Как вы думаете, прав ли сборщик налогов?
Задание III группе:
Прочитайте пункт 4 параграфа "Труд и положение ремесленников" и ответьте на следующие вопросы:
1. Объясните значение слова "ремесло"
2. О труде ремесленников в документе сказано: "Кузнец черен, вымазан сажей, руки у него в мозолях и работает день и ночь. Штукатура, отделывающего капители... порой сносит ветром с гребня кровли. У ткача всегда согнуты колени... Оружейный мастер вечно странствует... Такова судьба людей, занимающихся разными ремеслами в Древнем Египте" Какие ремесла были развиты в Египте? Кому доставались богатства, созданные их трудом?
3. На что обменивали свои изделия ремесленники?
4. Один из древних египтян так рассказывал о труде ремесленников: "Ткач всегда сидит за ткацким станком, не разгибая спины, и постоянно задыхается пылью от веретена. Чтобы выйти и подышать свежим воздухом, взглянуть на свет, он должен отдавать надсмотрщику хлеб, приготовленный для своего обеда. Если он не выполнит порученную работу, то надсмотрщик его безжалостно изобьет". Каково было положение ремесленников в Древнем Египте?
Задание IV группе:
Прочитайте пункт 5 параграфа "Труд и положение каменщиков и каменотесов" и ответьте на следующие вопросы:
1. Какие камни добывали и обрабатывали египтяне?
2. Где древние египтяне использовали камень?
3. В документе сказано: "Работа каменотеса требовала тяжелого и изнурительного труда, чуткости рук и долгого терпения. Каменотес , чтобы наполнить свой желудок, в кровь сбивает себе пальцы". Какой вывод можно сделать из содержания документа?
4. Геродот пишет о строительстве пирамиды Хеопса : "Сооружение же самой пирамиды продолжалось 20 лет. Она четырехсторонняя , каждая сторона ее шириной в 8 плефров (плефр-мера длины = 30м) и такой же высоты и сложена из тесаных , тщательно прилаженных друг к другу камней. Каждый камень длиной, по крайней мере, в 30 футов". Докажите, что труд каменотесов и каменщиков в Древнем Египте был самым тяжелым?
Выступление участников групп. Общее обсуждение.
Учитель: Ребята! Мы рассмотрели сейчас вопрос о положении тружеников в Древнем Египте. Но в чью пользу платили налоги земледельцы, гнули спины ремесленники, с рассвета до захода солнца работали рабы? Кто такие фараон, военачальники, вельможи? На какие группы разделилось население Древнего Египта?
Объяснение учителя с использованием схемы: "Имущественное и социальное расслоение в Древнем Египте".
Использование приемов персонификации:
"Встретились как-то два египетских крестьянина и один другому рассказывает: "Наша семья собрала большой урожай. Я подсчитал, сколько пшеницы нам необходимо для жизни: для пропитания семьи, прокорма скота, для следующего посева. А сверх того еще осталось немного зерна"". К чему могли привести появление излишков?
"Вернулся из похода военачальник фараона - богатый рабовладелец. За храбрость, проявленную в боях, наградил фараон его золотом и драгоценностями, подарил ему рабов и плодородный земельный участок. Еще богаче, чем прежде стал военачальник.
Вернулся с войны крестьянин. Он также мужественно сражался в боях. Что же он принес домой и что увидел?".
Учитель подводит учащихся к мысли, что жизнь простых тружеников с каждым
днем все более ухудшалась. Большинство возвращалось с войны инвалидами, и трудиться не могло. Поэтому в стране появились бедные и богатые, знатные и незнатные. Население Египта разделилось на большие группы людей: рабовладельцев - эксплуататоров, крестьян и рабов - эксплуатируемых.
Закрепление и систематизация (2 мин)
Игра "Пойми меня"
Ребята возьмите листок и карандаш и выпишите не менее 10 слов, которые выражают основной смысл нашей сегодняшней темы.
Затем учитель собирает листы и сравнивает с собственными ключевыми словами