Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Общество Древнего Египта было похоже на пирамиду. На самой вершине находился фараон - правитель, которого считали сыном бога и живым воплощением божества на земле. Он обладал абсолютной властью над всей страной и ее жителями. Фараон носил двойную корону, символизирующую объединение Верхнего и Нижнего Египта, а его скипетр и плеть были знаками власти. | Учащиеся слушают объяснение учителя.. |
Помогали фараону управлять государством вельможи - знатные чиновники. Они жили в роскошных домах с садами, их носили на носилках, они были советниками и казначеями. Но даже они полностью подчинялись фараону и зависели от его милости. Вельможи следили за сбором налогов, организацией строительных работ, поддержанием порядка. | Слушают. |
Особое положение в обществе занимали жрецы. Они проводили религиозные обряды, считалось, что только они могут общаться с богами. Жрецы обладали большими знаниями в астрономии, предсказывали разливы Нила, составляли календари, толковали сны. Именно жрецы проводили обряд коронации фараона, что делало его законным правителем. | Слушают. |
Большим уважением пользовались писцы - образованные люди, которые вели учет всего: собранного урожая, уплаченных налогов, выполненных работ. В древнеегипетском тексте говорится: "Профессия писца является самой важной, потому что на этом свете нет праздных слов. Кто с детства научился этому, станет уважаемым человеком". | Слушают. |
Земледельцы обрабатывали землю, выращивали зерно, овощи, лен. Они платили налог частью урожая, а также выполняли другие повинности: рыли каналы, строили дамбы и дороги. За всем этим строго следили чиновники, а за недостаточную сдачу зерна могли жестоко наказать. Основную массу населения составляли земледельцы и ремесленники. Ремесленники занимались гончарным делом, ювелирным искусством, ткачеством, металлообработкой. Они создавали прекрасные изделия из меди, золота, серебра. Особо ценилось железо, которое называли "небесным металлом", так как его получали из метеоритов. Ремесленники также платили налог - часть своих изделий, а остальное обменивали на нужные товары, так как денег в Древнем Египте еще не было. А сейчас выполните задание 2: заполните таблицу, сравнив занятия земледельцев и ремесленников. | Учащиеся заполняют таблицу в рабочих листах: Ответы к заданию 2: | Категория населения | Основные занятия | Что сдавали в качестве налога? | | Земледельцы | Обработка земли, выращивание зерна, овощей, льна; рытьё каналов, строительство дамб | Часть урожая (зерно, овощи, лён) | | Ремесленники | Гончарное дело, ювелирное искусство, ткачество, металлообработка, кораблестроение | Часть изготовленных изделий (посуду, украшения, ткани) | |
| Учащиеся рассматривают изображения изделий древнеегипетских ремесленников, обсуждают их мастерство. |
Выполните задание 3: выберите одно из ремёсел Древнего Египта и нарисуйте или опишите пошагово, как могло создаваться изделие. Например, давайте рассмотрим процесс создания гончарного кувшина: подготовка глины, формовка на гончарном круге, сушка, обжиг, роспись. Или создание золотого ожерелья: добыча металла, плавка, ковка, гравировка, сборка. | Учащиеся выбирают ремесло и описывают или рисуют процесс создания изделия. Пример ответа к заданию 3: Гончарный кувшин: 1. Подготовка глины: смешивали с водой и песком, разминали до однородности. 2. Формовка: на гончарном круге формировали основу, вытягивали стенки. 3. Сушка: изделие сушили на солнце 2-3 дня. 4. Обжиг: обжигали в печи для прочности. 5. Роспись: украшали минеральными красками. |
Представьте себе египетского земледельца. Он собрал урожай ячменя. Ему нужна новая мотыга. Он идет к ремесленнику. Разве он достанет из кармана монеты? Нет, конечно! У него их просто нет. Вместо этого он рассчитается с кузнецом частью своего зерна, или овощами, или, может быть, поможет ему вскопать огород. Это называется натуральный обмен — товар на товар или услуга на товар. Монеты, чеканные из металла, появятся гораздо позже, в другом государстве — Лидии. А в Египте времён фараонов главными «деньгами» были зерно, ткани и другие продукты труда. Чиновник фараона приезжал в деревню не только за мешками с зерном. Он привозил с собой и повинность — приказ на работу. «Завтра всем мужчинам деревни идти к реке рыть новый канал для орошения полей!» — объявлял он. Или: «Через десять дней все выходите на строительство дамбы!» Тяжелый, изнурительный труд под палящим солнцем — это тоже была форма налога, которую земледельцы были обязаны отдавать государству. Так что налог был не только зерном, но и своей собственной силой. В Древнем Египте ничто не ускользало от контроля государства. Представьте гончара, который делает прекрасные амфоры. К нему обязательно придет писец из ведомства главного (казначея), пересчитает все готовые кувшины, запечатает специальным знаком те, которые ремесленник должен сдать в качестве налога, и только потом разрешит продать или обменять оставшиеся. Чиновники строго следили, чтобы ремесленники исправно платили налоги изделиями и не утаивали ничего от фараона. Дома строили из обожжённой глины в печах, как сейчас, а из глины, смешанной с соломой и высушенной на жарком египетском солнце. Их называли сырцовыми. Этот материал был дешевым и доступным, ведь Нил каждый год приносил много ила и глины. Из таких кирпичей строили дома простых людей — земледельцев и ремесленников. А вот дворцы фараонов и храмы богам строили из прочного камня, который добывали в каменоломнях тысячами рабов. Представьте: египтяне прекрасно обрабатывали медь и золото, но железо было для них редким и загадочным сокровищем. Они не умели его плавить из руды. Первые кусочки железа, которые им довелось увидеть, были... метеоритами, упавшими с неба! Именно поэтому они и назвали этот невероятно твердый металл «небесным» или «звездным». Изделия из него были дороже золота и принадлежали только самым знатным людям, а иногда их даже хоронили вместе с фараонами как величайшую ценность. Теперь давайте проверим ваши знания. Выполните задание 4: отметьте утверждения, которые соответствуют действительности. Внимательно читайте каждое утверждение и вспоминайте, что мы только что обсуждали. | Учащиеся выполняют задание 4 в рабочих листах. Ответы к заданию 4: Правильные утверждения: - Железо называли "небесным металлом". ✔️ - Дома строили из обожжённых кирпичей. ✔️ Неверные утверждения: - Деньги в Древнем Египте были в виде монет. (Нет, использовался натуральный обмен) - Земледельцы платили налог только зерном. (Нет, также отрабатывали повинности) - Ремесленники не подчинялись чиновникам. (Нет, чиновники их контролировали) |
В Древнем Египте существовали и рабы. Рабов из числа пленных называли "живые убитые", потому что раньше таких пленников убивали, но потом стали оставлять в живых и использовать как рабочую силу. "Самопродажа" - это добровольное превращение в раба из-за невозможности выплатить долги. "Полная собственность" - это право хозяина распоряжаться рабом как вещью. Выполните задание 5: объясните своими словами значение терминов. | Учащиеся выполняют задание 5, записывают определения терминов. Ответы к заданию 5: "Живые убитые" - пленники, которых раньше убивали, но позже стали обращать в рабство. "Самопродажа" - добровольное превращение в раба из-за невозможности выплатить долг. "Полная собственность" - право хозяина распоряжаться рабом как вещью (продать, наказать, убить). |
А теперь разгадаем загадки о различных группах населения Древнего Египта. Выполните задание 6: разгадайте загадки. Это поможет нам закрепить знания о социальной структуре египетского общества. | Учащиеся разгадывают загадки, обсуждают ответы. Ответы к заданию 6: 1. Ремесленники 2. Фараон 3. Вельможа 4. Земледелец 5. Рабы ("живые убитые") 6. Жрец |