kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Славянский мир

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока  по истории на  тему "Славянский мир" к учебнику История России 6 класс по УМК  Баранов  П.А., Ермолаева Л.К., Лебедева И.М. и др. 

Форма урока исследование.Цели урока: формировать представление о связи славянских племен с представителями индоевропейской культурной общности; рас­сказать об особенностях процесса освоения славянами равнин Во­сточной Европы; познакомить с теориями происхождения славян.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Славянский мир »

Конспект урока по история 6 класс.

Тема: Славянский мир

Цели: формировать представление о связи славянских племен с представителями индоевропейской культурной общности; рас­сказать об особенностях процесса освоения славянами равнин Во­сточной Европы; познакомить с теориями происхождения славян.

Планируемые результаты: учащиеся научатся оперировать понятиями и терминами венеды, анты, склавины, гунны, авары, хазары; проводить поиск исторической информации в источни­ках разного типа; применять знания из географии для опреде­ления влияния природно-географического фактора на развитие жизнедеятельности восточных славян; устанавливать причин­но-следственные связи между явлениями; осмысливать теоре­тический материал; выполнять познавательные и проблемные задания.

Отношении, ценности, внутренние установки: дать оценку дея­тельности восточных славян по налаживанию связей с соседни­ми народами и племенами; выработать собственное отношение к важности изучения древнейшего периода Руси.

Оборудование: картосхема «Расселение славянских племен»; фрагменты письменных исторических источников; мультимедий­ная презентация.

Форма урока: исследование.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Мотивационно-целевой этап

III. Изучение нового материала

IV Подведение итогов урока

Откуда берет свое начало Древняя Русь? На этот вопрос до сих пор пет точного и однозначного ответа, ибо складывание этни­ческой карты нашей сграны началось в столь отдаленную эпоху, когда еше не появилась письменность, а археологические памят­ники (древние предметы, сооружения, изображения, погребе­ния и т. п.) не дают сведений о языке — важнейшем этническом признаке. Однако современной науке известно о том, как и когда появились славяне. Обсудим эти вопросы на нашем уроке.

План урока

1. Происхождение славян.

2. Славяне и Великое переселение народов.

III. Введение в новый материал

Нашими далекими предками были славяне - крупнейшая и Iтропе группа народов, связанных родственным происхожде­нием, общностью территории проживания и близостью языка.

Проблема происхождения и расселения славян до сих пор остается дискуссионной, но многочисленные исследования ис­ториков, археологов, антропологов, этнографов и лингвистов спот возможность составить общую картину ранней истории г швянеких народов. Областью расселения славянских племен большинство историков считают Среднюю и Восточную Европу. Познакомимся с некоторыми версиями происхождения славян.

IV. Работа по теме урока

I, Происхождение славян

Итак, па прошлом уроке мы выяснили, что индоевропей­цы заселили Европу еще в бронзовом веке, до начала железного пека — в VIII—VII вв. до н. э.

Большинство ученых считают, что предки славян отделились от индоевропейской общности во II тыс. до н. э. Они предполагают, что местом их обитания было среднее течение реки Вислы. Именно

отсюда началось продвижение их племен в разных направлениях.

Версии происхождения славян

- Внимательно изучите схему «Версии происхождения сла­вян» и прокомментируйте се.

(Проверка выполнения задания.)

— Как же складывается дальнейшая судьба славянского наро­да? По ходу моего рассказа составьте и запишите тезисный план ответа.

Тезисный план

1. В железном веке предки ела ни и заселили значительные территории Центральной и Восточной Европы,

2. В III в. н. ). воинственные германские племена готов пришли в Причерноморье.

3. Готский историк Иордан описывает три большие племенные сою­за славян:

• венедов:

• антов;

• склавинов.

4. Эти племена занимались:

• земледелием:

• скотоводством;

• ремеслами (кузнечным, ювелирным, гончарным);

• торговлей.

5. В IV в. н. э. король готов Германарих двинул войска на венедов, но нашествие гуннов спасло славян от столкновения.

6. Часть готов во главе с новым королем Винитаром атаковали антов, живших на обширных землях от Днепра до Дуная. Вождь славян Бож разбил готов в первой схватке, но во второй попал в плен и был казнен.

7. Новый противник — гунны — угрожают племенным союзам славян.

Давайте поближе познакомимся с нашими предками. От­кройте учебник на с. 31, § 2, и внимательно прочитайте отрывки из произведений византийских историков Прокопия Кесарий­ского и Псевдо-Маврикия в VI в. н. э. и описывающих жизнь, быт и особенности славян.

(Учашиеся работают самостоятельно. После выполнения за­дания учитель задает классу вопросы.)

- Как византийские авторы описывают внешний облик славян?

— Какими чертами характера обладают славяне?

- Какой вывод о занятиях славян можно сделать на осно­вании данных источников? В чем ошибался Псевдо-Мав­рикий?

(Ученики отвечают, учитель подытоживает сказанное.)

2. Славяне и Великое переселение народов

Византийский историк Иордан с удивлением замечал, что славяне, пахавшие землю тяжелыми плугами, пренебрегали во­енным делом и вовсе не заботились об укреплении своих больших и богатых сел.

- Чем можно объяснить такое «легкомыслие» наших предков?

(Ученики предполагают, что данный факт является след­ствием относительно мирной жизни на окраине степного мира.)

Но вскоре мирный период в жизни славян закончился — об этом мы узнаем из параграфа. Работая с текстом пункта 2 § 2 учебника, ответьте на следующие вопросы.

- Что такое Великое переселение народов?

- Каковы его причины и результаты?

- Кто такие гунны? Что вам известно об этом народе?

- Когда гунны ворвались в Причерноморье и каковы послед­ствия их вторжения?

- Какова дальнейшая судьба гуннов?

- Какой новый враг пришел на земли восточных славян сле­дом за гуннами?

- Какие племена кочевников вторгались на землю славян после аваров?

- Когда и где возник Хазарский каганат?

- Используя иллюстрации учебника, опишите вооружение и внешний облик хазарских воинов.

- К какому времени славяне полностью забыли мирную жизнь?

- Как изменилось отношение к славянам со стороны визан­тийцев? О чем теперь писали византийские историки?

- С какого периода начинаются вторжения славянских пле­мен на территорию Византийской империи?

- Опишите последствия вторжения славян на Балканский полуостров.

- Как в дальнейшем стала называться данная группа славян?

- Чем занималась другая группа, которая получила название восточных славян ?

- Где и когда расселились западные славяне’

- Какое значение имел тот факт, что эти племена, обустраи­ваясь в разных географических и климатических условиях, общались с непохожими соседями?

- Найдите на карте «Расселение славянских племен» (с. 30 учебника) территории, заселенные славянскими народами, и опишите их географическое положение.

(Проверка выполнения задания и подведение итогов изучения новою материала.)

Таким образом, мы с вами проследили историю формирова­ния трех славянских ветвей.

Посмотрите на схему и прокомментируйте ее.

V. Подведение итогов урока

- Как вы думаете, что гнало кочевников через степи, что за­ставляло их участвовать в Великом переселении народов?

(Учашиеся высказывают свою точку зрения.)

Действительно, почему кочевники из глубин Азии, из Южной Сибири стремились к завоеванию европейских пространств? Вы совершенно правильно предположили, что у азиатских кочев­ников постепенно улучшалось скотоводческое хозяйство, люди достигали более ощутимых результатов п освоении окружающей природы, росла численность населения. Усилившиеся племена стремились занять лучшие, чем прежде, жизненные позиции, но место под солнцем в Азии было давно уже занято. Оставался лишь один путь - на запад, через проход между Уральскими го­рами и Каспийским морем. И через него, как из жерла огромной пушки, периодически «выстреливали» кочевые орды, группиро­вавшиеся на просторах холодной и трудной для жизни Сибири. На западе же их ждали мягкий климат, благодатные пастбища, отсутствие сильных, вроде Китая, государств. Кочевники шли за новой, лучшей жизнью, и они точно знали, куда идут и чего хотят, потому что уже в то время на земле не было тайн. Торгов­цы, воины, пленные от села к селу, от города к городу, от земли к земле несли сведения о жизни людей в других краях, и вожди кочевых народов поднимали своих воинов в поход.

- Используя возможности интерактивной доски, продемон­стрируйте продвижение кочевников в Европу и места рас­селения славян.

VI. Домашнее задание

Дифференцированное задание:

1. Для сильиых учеников - § 3, задание 3.

2. Для средних учеников - § 3, задание 2.

3. Для слабых учеников - § 3, задание 2.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Славянский мир

Автор: Савицкая Людмила Анатольевна

Дата: 29.04.2015

Номер свидетельства: 206943

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(208) "«Через века несущие свет»: Познавательный час, посвященный празднованию  Дня славянской письменности и культуры "
    ["seo_title"] => string(127) "chieriez-vieka-niesushchiie-sviet-poznavatiel-nyi-chas-posviashchiennyi-prazdnovaniiu-dnia-slavianskoi-pis-miennosti-i-kul-tury"
    ["file_id"] => string(6) "219848"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1434386483"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(167) "Конспект урока по окружающему миру по теме: "Страницы истории отечества". Технология ТОГИС. "
    ["seo_title"] => string(103) "konspiekt-uroka-po-okruzhaiushchiemu-miru-po-tiemie-stranitsy-istorii-otiechiestva-tiekhnologhiia-togis"
    ["file_id"] => string(6) "236599"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444123565"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "Урок славянской письменности и культуры"
    ["seo_title"] => string(38) "urok_slavianskoi_pismennosti_i_kultury"
    ["file_id"] => string(6) "540367"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1582125131"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Внеклассное мероприятие "День славянской письменности" "
    ["seo_title"] => string(59) "vnieklassnoie-mieropriiatiie-dien-slavianskoi-pis-miennosti"
    ["file_id"] => string(6) "192699"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1427489749"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "Внеклассное мероприятие "Славянские истоки" "
    ["seo_title"] => string(48) "vnieklassnoie-mieropriiatiie-slavianskiie-istoki"
    ["file_id"] => string(6) "118540"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1413183439"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства