Конспект урока по истории на тему "Славянский мир" к учебнику История России 6 класс по УМК Баранов П.А., Ермолаева Л.К., Лебедева И.М. и др.
Форма урока исследование.Цели урока: формировать представление о связи славянских племен с представителями индоевропейской культурной общности; рассказать об особенностях процесса освоения славянами равнин Восточной Европы; познакомить с теориями происхождения славян.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Цели: формировать представление о связи славянских племен с представителями индоевропейской культурной общности; рассказать об особенностях процесса освоения славянами равнин Восточной Европы; познакомить с теориями происхождения славян.
Планируемые результаты: учащиеся научатся оперировать понятиями и терминами венеды, анты, склавины, гунны, авары, хазары; проводить поиск исторической информации в источниках разного типа; применять знания из географии для определения влияния природно-географического фактора на развитие жизнедеятельности восточных славян; устанавливать причинно-следственные связи между явлениями; осмысливать теоретический материал; выполнять познавательные и проблемные задания.
Отношении, ценности, внутренние установки: дать оценку деятельности восточных славян по налаживанию связей с соседними народами и племенами; выработать собственное отношение к важности изучения древнейшего периода Руси.
Откуда берет свое начало Древняя Русь? На этот вопрос до сих пор пет точного и однозначного ответа, ибо складывание этнической карты нашей сграны началось в столь отдаленную эпоху, когда еше не появилась письменность, а археологические памятники (древние предметы, сооружения, изображения, погребения и т. п.) не дают сведений о языке — важнейшем этническом признаке. Однако современной науке известно о том, как и когда появились славяне. Обсудим эти вопросы на нашем уроке.
План урока
1. Происхождение славян.
2. Славяне и Великое переселение народов.
III. Введение в новый материал
Нашими далекими предками были славяне - крупнейшая и Iтропе группа народов, связанных родственным происхождением, общностью территории проживания и близостью языка.
Проблема происхождения и расселения славян до сих пор остается дискуссионной, но многочисленные исследования историков, археологов, антропологов, этнографов и лингвистов спот возможность составить общую картину ранней истории г швянеких народов. Областью расселения славянских племен большинство историков считают Среднюю и Восточную Европу. Познакомимся с некоторыми версиями происхождения славян.
IV. Работа по теме урока
I, Происхождение славян
Итак, па прошлом уроке мы выяснили, что индоевропейцы заселили Европу еще в бронзовом веке, до начала железного пека — в VIII—VII вв. до н. э.
Большинство ученых считают, что предки славян отделились от индоевропейской общности во II тыс. до н. э. Они предполагают, что местом их обитания было среднее течение реки Вислы. Именно
отсюда началось продвижение их племен в разных направлениях.
Версии происхождения славян
- Внимательно изучите схему «Версии происхождения славян» и прокомментируйте се.
(Проверка выполнения задания.)
— Как же складывается дальнейшая судьба славянского народа? По ходу моего рассказа составьте и запишите тезисный план ответа.
Тезисный план
1. В железном веке предки ела ни и заселили значительные территории Центральной и Восточной Европы,
2. В III в. н. ). воинственные германские племена готов пришли в Причерноморье.
3. Готский историк Иордан описывает три большие племенные союза славян:
• венедов:
• антов;
• склавинов.
4. Эти племена занимались:
• земледелием:
• скотоводством;
• ремеслами (кузнечным, ювелирным, гончарным);
• торговлей.
5. В IV в. н. э. король готов Германарих двинул войска на венедов, но нашествие гуннов спасло славян от столкновения.
6. Часть готов во главе с новым королем Винитаром атаковали антов, живших на обширных землях от Днепра до Дуная. Вождь славян Бож разбил готов в первой схватке, но во второй попал в плен и был казнен.
7. Новый противник — гунны — угрожают племенным союзам славян.
Давайте поближе познакомимся с нашими предками. Откройте учебник на с. 31, § 2, и внимательно прочитайте отрывки из произведений византийских историков Прокопия Кесарийского и Псевдо-Маврикия в VI в. н. э. и описывающих жизнь, быт и особенности славян.
(Учашиеся работают самостоятельно. После выполнения задания учитель задает классу вопросы.)
- Как византийские авторы описывают внешний облик славян?
— Какими чертами характера обладают славяне?
- Какой вывод о занятиях славян можно сделать на основании данных источников? В чем ошибался Псевдо-Маврикий?
Византийский историк Иордан с удивлением замечал, что славяне, пахавшие землю тяжелыми плугами, пренебрегали военным делом и вовсе не заботились об укреплении своих больших и богатых сел.
- Чем можно объяснить такое «легкомыслие» наших предков?
(Ученики предполагают, что данный факт является следствием относительно мирной жизни на окраине степного мира.)
Но вскоре мирный период в жизни славян закончился — об этом мы узнаем из параграфа. Работая с текстом пункта 2 § 2 учебника, ответьте на следующие вопросы.
- Что такое Великое переселение народов?
- Каковы его причины и результаты?
- Кто такие гунны? Что вам известно об этом народе?
- Когда гунны ворвались в Причерноморье и каковы последствия их вторжения?
- Какова дальнейшая судьба гуннов?
- Какой новый враг пришел на земли восточных славян следом за гуннами?
- Какие племена кочевников вторгались на землю славян после аваров?
- Когда и где возник Хазарский каганат?
- Используя иллюстрации учебника, опишите вооружение и внешний облик хазарских воинов.
- К какому времени славяне полностью забыли мирную жизнь?
- Как изменилось отношение к славянам со стороны византийцев? О чем теперь писали византийские историки?
- С какого периода начинаются вторжения славянских племен на территорию Византийской империи?
- Опишите последствия вторжения славян на Балканский полуостров.
- Как в дальнейшем стала называться данная группа славян?
- Чем занималась другая группа, которая получила название восточных славян ?
- Где и когда расселились западные славяне’
- Какое значение имел тот факт, что эти племена, обустраиваясь в разных географических и климатических условиях, общались с непохожими соседями?
- Найдите на карте «Расселение славянских племен» (с. 30 учебника) территории, заселенные славянскими народами, и опишите их географическое положение.
(Проверка выполнения задания и подведение итогов изучения новою материала.)
Таким образом, мы с вами проследили историю формирования трех славянских ветвей.
Посмотрите на схему и прокомментируйте ее.
V. Подведение итогов урока
- Как вы думаете, что гнало кочевников через степи, что заставляло их участвовать в Великом переселении народов?
(Учашиеся высказывают свою точку зрения.)
Действительно, почему кочевники из глубин Азии, из Южной Сибири стремились к завоеванию европейских пространств? Вы совершенно правильно предположили, что у азиатских кочевников постепенно улучшалось скотоводческое хозяйство, люди достигали более ощутимых результатов п освоении окружающей природы, росла численность населения. Усилившиеся племена стремились занять лучшие, чем прежде, жизненные позиции, но место под солнцем в Азии было давно уже занято. Оставался лишь один путь - на запад, через проход между Уральскими горами и Каспийским морем. И через него, как из жерла огромной пушки, периодически «выстреливали» кочевые орды, группировавшиеся на просторах холодной и трудной для жизни Сибири. На западе же их ждали мягкий климат, благодатные пастбища, отсутствие сильных, вроде Китая, государств. Кочевники шли за новой, лучшей жизнью, и они точно знали, куда идут и чего хотят, потому что уже в то время на земле не было тайн. Торговцы, воины, пленные от села к селу, от города к городу, от земли к земле несли сведения о жизни людей в других краях, и вожди кочевых народов поднимали своих воинов в поход.
- Используя возможности интерактивной доски, продемонстрируйте продвижение кочевников в Европу и места расселения славян.