Имя задачи: Задача о Кирилле и Мефодие
Автор: Кука Виктория Евгеньевна, МОУ СОШ №45 г.Калининград, учитель начальных классов
Метапредметная область или предмет: окружающий мир
Класс: 4, общеобразовательный
Тема: Страницы истории отечества
Профиль: гуманитарный
Уровень: общий
Текст задачи: В российских городах немало памятников истории, возведённых в честь выдающихся событий. Один из них – отлитый из металла памятник «Тысячелетие России» в древнем Новгороде. В нижней части памятника множество фигур самых известных людей, сделавших что-то важное для России. Среди них братья Кирилл и Мефодий. Чем же они прославились?
а) Выделите ключевые слова для информационного поиска.
б) Найдите необходимую информацию.
в) Обсудите и проанализируйте собранную информацию.
г) Сделайте выводы.
д) Сравните ваши выводы с выводами известных людей.
Возможные информационные источники.
Книги:
Горшков В.А. Старославянский язык. М.:Астрель, 2002
Истрин В.А. 1100 лет славянской азбуки. М.: 1988
Истрин В.А. История письма. М.:1965
Уханова Е.В. У истоков славянской письменности. М.:1998
Web-сайты:
http://ru/wikipedia.org/wiki/Кирилл_и_Мефодий
http://www.krugosvet.ru/enc/gumanitarnye_nauki/lingvistika/KIRILL_I_MEFODI_SVV.html
http://pkr.orthgymn.ru/textbook/p06.html
Культурный образец:
http://rusmilestones.ru/day/show/?id=13997
24 мая Церковь празднует день памяти славянских учителей, равноапостольных Кирилла и Мефодия.
Среди древнейших памятников славянской письменности особое и почётное место занимают жизнеописания создателей славянской грамоты – святых Кирилла и Мефодия. Среди этих памятников выделяются “Житие Константина Философа”, “Житие Мефодия”, “Похвальное слово Кириллу и Мефодию”.
Из жизнеописаний святых Кирилла и Мефодия мы знаем, что братья
были родом из македонского города Солуни. Теперь это город Салоники на берегу Эгейского моря в Греции. Мефодий был старшим из семи братьев, а младшим был Константин. Имя Кирилл он получил при пострижении в монашество уже перед самой кончиной. Отец Мефодия и Кирилла занимал высокий пост помощника управителя города. Есть предположение, что мать их была славянкой, потому что братья с детства знали славянский язык так же хорошо, как греческий.
Будущие славянские просветители получили прекрасное воспитание и образование. Константин с младенчества обнаружил необычайные умственные дарования. Обучаясь в солунской школе и еще не достигнув пятнадцати лет, он уже читал книги глубокомысленнейшего из отцов Церкви IV века – Григория Богослова. Слух о даровитости Константина достиг Константинополя, и тогда он был взят ко двору, где учился вместе с сыном императора у лучших учителей столицы Византии. У знаменитого учёного Фотия, будущего Константинопольского патриарха, Константин изучал античную литературу. Постигал он также философию, риторику, математику, астрономию и музыку. Константина ожидала блестящая карьера при императорском дворе, богатство и женитьба на знатной красивой девушке. Но он предпочел удалиться в монастырь на гору Олимп к Мефодию, брату своему, – рассказывает его жизнеописание, чтобы беспрестанно творить молитву и заниматься благочестивыми размышлениями.
Однако не удавалось Константину подолгу проводить время в уединении. Как лучшего проповедника веры, защитника Православия его часто посылали в соседние страны для участия в диспутах. Поездки эти были весьма успешными для Константина. Однажды, путешествуя к хазарам, он посетил Крым.
Вся жизнь Константина была наполнена частыми трудными, тяжкими испытаниями и напряженной работой. Это подорвало его силы, и в 42 года он сильно заболел. Незадолго перед кончиной он принял монашество с именем Кирилл и тихо скончался в 869 году. Случилось это в Риме, когда братья в очередной раз приехали искать у папы Римского поддержки в главном своем деле – распространении славянской письменности. Перед смертью Кирилл говорил брату: “Мы с тобою, как два вола, вели одну борозду. Я изнемог, но ты не подумай оставить труды учительства и снова удалиться на свою гору”. Мефодий пережил брата на 16 лет. Терпя лишения и поношения, он продолжал великое дело – перевод на славянский язык Священных книг, проповедь православной веры, крещение славянского народа. Преемником себе он оставил лучшего из своих учеников, архиепископа Горазда, и около двухсот обученных им священников – славян.
О начале славянской письменности узнаем мы из главной русской летописи – “Повести временных лет”. Там говорится о том, как однажды славянские князья Ростислав, Святополк и Коцел отправили к византийскому царю Михаилу послов со словами: “Земля наша крещена, но нет у нас учителя, который бы наставил, и поучил нас, и объяснил святые книги. Ведь не знаем мы ни греческого языка, ни латинского; одни учат нас так, а другие иначе, от этого не знаем мы ни начертания букв, ни их значения. И пошлите нам учителей, которые бы могли нам рассказать о книжных словах и о смысле их”.
Тогда вызвал царь Михаил двух ученых братьев – Константина и Мефодия, и “уговорил их царь и послал их в славянскую землю. Когда же братья эти пришли, начали они составлять славянскую азбуку и перевели Апостол и Евангелие”.
Совершилось это в 863 году. Отсюда и ведет свое начало славянская письменность. “И рады были славяне, что услышали о величии Божием на своём языке”. Затем братья перевели Псалтирь, Октоих и другие церковные книги.
С принятием христианства на Русь пришла и славянская азбука. И в Киеве, и в Новгороде, и в других городах стали создавать школы для обучения славянской грамоте. Явились в Русской земле учителя из Болгарии – продолжатели дела Кирилла и Мефодия.
Азбука, употребляемая в современном церковно-славянском языке, называется кириллицей в память святого Кирилла (Константина).
А святых братьев Кирилла и Мефодия Церковь прославляет как просветителей славян во всем мире и почитает в чине равноапостольных.
Память их празднуется 24 мая. Начиная с 1987 года в нашей стране стал проводиться праздник Славянской письменности и культуры. Русский народ воздаёт дань памяти и благодарности “славянских стран учителям. Божественных писаний источник богопознания нам источивших”.
Методический комментарий:
Задача предполагает глубокий анализ биографии Кирилла и Мефодия. В ходе сбора информации необходимо найти ответы на вопросы:
Почему славянская азбука называется кириллицей? В чём просветительская заслуга солунских братьев? Почему Церковь почитает их в чине равноапостольных?