Цель урока: Сформировать у учащихся общее представление о восточных славянах.
Задачи урока:
Познакомить учащихся с процессом расселения восточнославянских племён в древности;
Дать ученикам общее представление о занятиях и быте древних славян.
Формировать умение работать с картой;
Способствовать овладению технологией исторического исследования на основе использования исторических источников; учебника, иллюстраций
Развивать умение работать в группе;
Воспитывать глубокое уважение к истории Отечества и чувство патриотизма.
Учитель:
Здравствуйте, ребята!
Сегодня у нас с вами немного необычный урок. Итогом его станет составление кроссворда по новой теме. Чтобы узнать тему нашего урока предлагаю вам вместе со мною разгадать кроссворд.
Слова в нем будут основными понятиями из домашнего задания
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Цель урока: Сформировать у учащихся общее представление о восточных славянах.
Задачи урока:
Познакомить учащихся с процессом расселения восточнославянских племён в древности;
Дать ученикам общее представление о занятиях и быте древних славян.
Формировать умение работать с картой;
Способствовать овладению технологией исторического исследования на основе использования исторических источников; учебника, иллюстраций
Развивать умение работать в группе;
Воспитывать глубокое уважение к истории Отечества и чувство патриотизма.
Учитель:
Здравствуйте, ребята!
Сегодня у нас с вами немного необычный урок. Итогом его станет составление кроссворда по новой теме. Чтобы узнать тему нашего урока предлагаю вам вместе со мною разгадать кроссворд.
Слова в нем будут основными понятиями из домашнего задания
С
к
а
з
к
а
Л
е
т
о
п
и
с
ь
к
А
р
т
и
н
а
л
и
н
г
в
и
с
т
а
р
х
е
о
л
о
г
и
Я
с
о
в
р
е
м
е
Н
н
и
к
и
п
р
Е
д
к
и
1.Произведение, создаваемое народом (сказка)
2. Источник изучения истории, записи происходивших событий, составленные по годам. (летопись)
6. Люди, живущие с нами в одно время (современники)
7. Люди, которые жили перед нами (предки). (Презентация. Слайд 1)
Учитель: Прочитайте слово в выделенных клетках. Сегодня мы будем говорить с вами о славянах, а точнее о восточных славянах.(Слайд 2)
Узнаем, где селились славянские племена, познакомимся с их образом жизни, основными занятиями, нравами.
Для того чтобы составить кроссворд вам нужно познакомиться с новыми словами, записать их определения. Информации у нас будет много, поэтому я предлагаю вам составить Банк данных и в течение урока пополнять его.(Приложение1)
Учитель: В 5 веке нашей эры славяне заняли территорию, простирающуюся от Чёрного до Балтийского моря. В ходе расселения образовалось три ветви славян – восточная, западная и южная (Показывает на карте). (Слайд 3)
Наши предки – восточные славяне заселили большую часть Восточно-Европейской равнины. (Показывает на карте) (Слайд 4)
Первоначально восточные славяне жили каждый своим родом, т.е люди объединялись в группы на основе кровного родства. Несколько родов объединялись в племя, а несколько племен – в племенные союзы. (Слайд 5) Запись терминов в банк данных.
Учитель: В 9 веке уже проживало 12, а по некоторым данным 15 восточнославянских племенных союзов.
О ранней истории восточных славян, как и вообще об истории Древней Руси, мы знаем благодаря русским летописям. Самая первая летопись, дошедшая до нас, называется «Повесть временных лет». Ее написал монах Нестор в начале 12 века (слайд 6)
Перед вами первый исторический источник: отрывок из «Повести временных лет», в котором говорится о расселении славянских племен. Прочитайте отрывок и подчеркните названия племен, которые встретятся в тексте.(Приложение)
Учитель: Названия каких племен вы встретили в тексте?
Ответы учеников ( дреговичи, кривичи…)
Учитель: А теперь, ребята, используя исторический источник и материал учебника на стр.8 заполните таблицу «Происхождение названий племен». (Приложение). (Слайд 7)
Карточка №2
Название славянских племен
Происхождение
Поляне
Жили в поле
Дреговичи
Дрягва - болото
Полочане
Р.Полота
Древляне
Дерево, в лесах
Учитель: Ребята, а теперь поработаем с атласом и контурной картой. Откройте Атлас на странице 3. Перед вами на карточках даны название племени. Работаем в парах. Ищем месторасположение этого племени на карте в атласе и отмечаем его на контурной карте. Чтобы легче сориентироваться, нанесите сначала моря Балтийское, Черное.
Учитель проверяет.
Учитель: Ребята, как вы думаете, почему именно на этих территориях остановились славяне. Я предлагаю вам прослушать, как описывает места того времени поэтесса Наталья Кончаловская и ответить на поставленный вопрос.
Много было в чаще бора и медведей, и волков, Много уток на озёрах, на болотах куликов. Коршун вился над лугами, и лосиною тропой Зверь с могучими рогами выходил на водопой. Поселялись люди редко на реке, в глуши лесной, Только предки наших предков появлялись тут весной. Толь в ладьях они приплыли, толь верхами, толь пешком, Посидели, обсудили, осмотрели всё кругом
И решили: Места много, есть что есть и есть что пить! Помолились люди Богу, стали строиться и жить. (Ответ учащихся – места были водные, охотничьи, медовые.)
Учитель: А чем же занимались в этих богатых местах восточные славяне
Рассмотрите иллюстрацию в учебнике на странице 8 и слайд презентации.(Слайд 8)
Задание: мальчики мне скажут, чем могли заниматься мужчины в этой местности. Девочки - какую работу выполняли женщины.
( Ответы учащихся)
Учитель: запишите в банк одно из занятий (Например: охота – занятие восточных славян)
(Слайд 9)
Ребята, я предлагаю вам внести в свой банк такое слова - бортничество. Это тоже одно из занятий славян - собирание меда.
Главным же занятием восточных славян было земледелие.
Выращивали в основном пшеницу, реже – рожь, ячмень, просо, гречиху. (Слайд 10)
Ученики записывают в банк данных: сельскохозяйственные культуры: пшеница, рожь и.т.д.
Учитель: Возделывать землю было сложно. Я предлагаю вам прочитать учебник на странице 8 и ответить на вопрос: «Какими способами славяне возделывали землю»
Учитель: Какой тип земледелия вам кажется более трудоемким. Обоснуйте свое мнение. (Ответы учащихся)
Учитель: Сельскохозяйственные работы состояли из нескольких этапов. Сначала землю обрабатывали сохой. Затем почву выравнивали бороной. Самым ответственным занятием был сев. На сев выходили в безветренную погоду, босиком. Из лукошка, привязанного на груди, горстями разбрасывали зерно. Нужно быть мастером, чтобы не получилось так: здесь густо, а там пусто. А в конце лета урожай убирали серпами (Слайд 11).
Пополняем банк данных – серп, борона, соха – орудия труда восточных славян.
Учитель: О повседневной жизни славян, т.е. о быте (запись в тетрадь быт – повседневная жизнь) известно немного.
Я предлагаю вам разделиться на группы по 4 человека. Каждая группа получит свое задание.(Слайд 12). По различным материалам (иллюстрациям, историческим источникам) изучить предложенную тему и приготовиться коротко изложить ее. (Время на подготовку 7 минут, время выступления 1 мин) В конце выступления вы должны будете предложить другим группам записать в банк данных одно слово.
Задания для групп.
1-я группа - «Внешний вид, черты характера наших предков». (Приложение)
2-я группа - «Поселок древних славян» (Приложение)
Физминутка (между выступлениями групп)
Учитель: Славяне жили в суровых условиях и всё делали сообща. Сейчас зима, представим, как древние славяне могли согреться. Потрите ладони друг о друга до ощущения тепла. Не разъединяя их, как бы слепите белый пушистый шарик. Почувствуйте теплоту шарика. Затем, не меняя формы, медленно разводите ладони. Тепло чувствуется? Разводите ладони до тех пор, пока тепло будет плохо ощущаться. Согрели мы ладони, наверно, как и наши предки согревались зимой. И, конечно, согревало славян их жилище.
3-я группа - «Жилище восточных славян» (Приложение)
4-я группа - «Одежда восточных славян» (Приложение)
Учитель: А теперь группам я предлагаю составить кроссворд на тему «Восточные славяне».
Результаты вывешиваются на доске.
Домашнее задание: п.1 стр7-11, составить кроссворд. Оформить его красочно.
Используемые источники:
Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России. С древнейших времен до конца ХVI века. Учебник для 6 класса. М.: Просвещение, 2010
Симонова Е. В. Поурочные разработки по истории России: 6 класс. М.: Экзамен, 2006
Серов Б. Н., Гаркуша Л. М., Лескинен М. В. Поурочные разработки по истории России с древнейших времен до конца ХVI века 6 класс. М.: ВАКО, 2003