Серия уроков, посвященных Великой Отечественной войне
Серия уроков, посвященных Великой Отечественной войне
В разработке представлено два урока. Первый представляет собой урок-игру, где ученикам предстоит выступить в роли экспертов военной комиссии или свидетелем битвы за Москву. Вместе они проанализируют документы и свидетельства современников событий, чтобы ответить на проблемный вопрос - почему, несмотря на численное превосходство противника, Советской армии удалось одержать победу в битве за Москву?
Второй урок представляет собой урок-концерт, в ходе которого ученики познакомятся с культурой периода Великой Отечественной войны и ответят на вопрос "Какое значение имеля культура для победы в войне?". Для закрепления полученных знаний в конце урока предусмотрена викторина.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Серия уроков, посвященных Великой Отечественной войне»
Урок № 1. Тема: Фашистское нашествие. Первые неудачи.
Развивающая задача: закрепить умение анализировать текст, документ, делать выводы
Воспитательная задача: привить любовь к Родине
Обучающая задача: знакомство с событиями ВОВ
Проблема: почему несмотря на явный перевес сил в пользу врага в битве под Москвой советским войскам удалось одержать победу?
План урока:
Тема, задача, проблема – 3 минуты
Вступительное слово учителя (звучит музыка «Священная война») – 2 минуты
Опережающее д/з
Доклады – 10 минут
А) Вероломное нападение (с использованием фильмоскопа)
Б) Трагическое начало
Заседание военной комиссии – 17 минут
Вывод – 3 минуты
Оценивание работы – 3 минуты
Д/з – 2 минуты
Оборудование урока: карта, атласы, фильмоскоп, музыкальное оборудование, плакаты.
Учитель:
Добрый день, мне всех вас очень приятно видеть. Особенно таких серьёзных, ответственных. И, действительно, тему, которую мы начинаем изучать, нельзя изучать равнодушно. Итак, начнем урок.
Учитель называет тему и ставит проблему.
Арсений Тарковский
Суббота, 21 июня
Пусть роют щели хоть под воскресенье. В моих руках надежда на спасенье.
Как я хотел вернуться в до-войны, Предупредить, кого убить должны.
Мне вон тому сказать необходимо: «Иди сюда, и смерть промчится мимо».
Я знаю час, когда начнут войну, Кто выживет, и кто умрет в плену,
И кто из нас окажется героем, И кто расстрелян будет перед строем,
И сам я видел вражеских солдат, Уже заполонивших Сталинград,
И видел я, как русская пехота Штурмует Бранденбургские ворота.
Что до врага, то все известно мне, Как ни одной разведке на войне.
Я говорю — не слушают, не слышат, Несут цветы, субботним ветром дышат,
Уходят, пропусков не выдают, В домашний возвращаются уют.
И я уже не помню сам, откуда Пришел сюда и что случилось чудо.
Я все забыл. В окне еще светло, И накрест не заклеено стекло.
Учитель
Планы Германии не оставались тайной для советского руководства. В Кремль ежедневно шли сообщения с пограничных застав и от советских разведчиков. Советский разведчик Рихард Зорге, работающий советским журналистом в Японии, неоднократно сообщает о планах германского и японского правительств. 1 мая 1941 года он представил советскому руководству приблизительную дату начала войны. Сталин упорно игнорирует все подобные донесения. По свидетельствам близких, Иосиф Виссарионович убедил себя в том, что пока Германия не разделается с Англией (по его мнению не раньше середнины 1942 г.), воевать на два фронта она не решится.
Дело в том, что Советский союз был не готов к развертыванию войны. Но тем не менее воевать пришлось …
Слушаем доклады учащихся
Вероломное нападение, используется диафильм
Трагическое начало.
После докладов учитель предлагает классу разделиться на две группы, одни будут работать в группе – экспертная комиссия – будут слушать, обобщать и делать выводы, сами работают с материалом. Вторая группа – участники событий.
Итак, работа начинается:
Цель: Сейчас мы с вами оказались в 1941 г.. – свидетели и участники военно-полевого совета. Для этого нам надо решить главную задачу (для экспертной комиссии и участников) – Комиссии с помощью свидетелей выяснить причины, приведшие к победе в битве под Москвой.
Военно-полевая экспертная комиссия: Председатель (1 ученик), эксперты (5 человек). Все остальные – свидетели.
Председатель: Товарищи, упорное сопротивление Красной Армии под Смоленском, Ленинградом, Киевом, Одессой и на других участках фронта не позволит немецким захватчикам в запланированные сроки захватить Москву. Операция «Тайфун», несмотря на внушительное превосходство сил противника, провалилась. (пехота – в 3-5 раз, танки – в 5-6 раз, артиллерия – 4-5 раз, полное господство в воздухе).
Задача нашей комиссии, работая с документами, тщательно изучить тактические манёвры, приведшие к успеху.
На работу с документами отводится 10 минут. Работа началась.
Затем вывод:
а) высказывают свои мнения
б) слушают свидетелей
в) итоги подводят эксперты
Перед выводом все с большим вниманием слушают стихи о мужестве советского народа.
Мы позабыть не сможем эту осень:
Шёл за Москву кровавый, страшный бой.
Запомни, друг: их было двадцать восемь.
Они погибли в битве под Москвой.
Без умолку гремела канонада,
Свистели пули в золотой листве
И поняли бойцы: ценою жизни надо
Фашистов задержать на подступах к Москве.
Переглянулись. Умереть решили.
В глазах мелькнули семьи, милый дом...
Бойцы своей рукой предателя убили,
Склонившего колени пред врагом.
А вражьи танки мчались чёрным смерчем,
Но взгляд бойцов вперёд был устремлен
И стала смерть началом их бессмертья.
Такой народ не будет побеждён!
Снега, снега, в разгаре бой, атака,
Огонь, свинец, метель кружит и вьет,
Из подземелья лает, как собака,
Оскаленный фашистский пулемет.
Он замедляет наше продвиженье,
Зарытый в землю злобный, хриплый гном.
Разбитый враг опять идет в сраженье,
Поддержанный его губительским огнем.
Пройдут минуты, будет бой потерян,
Опомнится, окрепнет враг, беда!
Тогда ползет вперед боец Падерин,
Запомним это имя навсегда!
Товарищ наш ползет в халате белом,
А русская метель над ним кружит, поет,
И телом он своим, своим горячим телом
Фашистский закрывает пулемет,
И вмиг десятки пуль его пронзают,
Но, умирая, слышит, слышит он:
Бойцы идут вперед, они врага сметают-
Такой народ не будет побежден!
Заключительный этап урока
Учитель: думаю, теперь можно перейти к оцениванию вашей работы.
Для этого можно воспользоваться оценочной шкалой, которая есть у вас в тетрадях.
Учащиеся оценивают работу по шкале:
5 – ученик владеет наукой: ясно и четко излагает материал, отвечает на вопросы. Умеет сравнивать исторические этапы, владеет умениями: устанавливает межпредметные связи, умеет анализировать и делать выводы. Знание хронологии, умение работать с картой.
4 – хорошо излагает материал, но не всегда может ответить на вопросы, умеет анализировать текст, выводы делает умело, но не всегда достаточно уверенно. Владеет хронологией, работает с картой.
3 – ответ неуверенный, допускает много ошибок. Хронологической таблицей владеет недостаточно, допускает много неточностей. Довольно хорошо отвечает на наводящие вопросы учителя.
2 – не знает фактического материала, очень слабо ориентируется по карте. Не умеет отвечать на вопросы.
Учитель: Итак, работа комиссии завершена. Благодарю всех за работу. Хотелось бы вернуться к проблеме нашего урока. Как вы считаете, нам удалось решить поставленную проблему?
Ответы учеников: да, вполне
Учитель: я согласна с вами. Спасибо. Выдает д/з (наш край в годы ВОВ)
Урок 2. Урок-концерт. Тема урока: «Все для фронта, все для победы!»
Развивающая задача: развитие навыков обобщения, анализа и формулировки выводов.
Образовательная задача: выяснить, какую роль играли в годы войны образование и культура; выяснить, какой вклад в победу внес наш город
Воспитательная задача: прививать любовь к Родине.
Проблема урока: какое значение имели достижения культуры и образования в годы войны.
Ход урока:
Тема, задача, проблем – 2 минуты
Вступительное слово учителя – 1 минута
Концерт – 20 минут
Викторина – 7 минут
Вывод – 5 минут
Д/з - доклад: «Край в годы ВОВ» или мини-сочинение «Мои родные в годы Великой Отечественной войны» - 3 минуты
Оценивание работы – 3 минуты
Оборудование: карта, реквизит для концерта, оформление
На перемене и в начале урока звучит музыка («А нам нужна одна победа …»)
Учитель:
Во время войны ярко проявилась выработанная тысячелетним российским опытом способность нашего народа переносить жесточайшие социальные перегрузки. Война еще раз продемонстрировала удивительный «талант» советских граждан раскрывать все свои лучшие качества, способности, свой потенциал именно в экстремальных условиях.
Все эти народные чувства и настроения проявились не только в массовом героизме советских солдат на фронте, но и в тылу. По всей стране звучали лозунги: «В тылу как на фронте!», «Всё для фронта, всё для победы!».
А сейчас перейдем к следующему этапу урока и выслушаем ребят нашего класса, которые подошли к выполнению домашнего задания не только ответственно, но и творчески.
Я думаю, все то, что вы увидите и услышите, поможет вам решить поставленную проблему урока.
Концерт
Я только раз видала рукопашный, Раз наяву. И тысячу — во сне. Кто говорит, что на войне не страшно, Тот ничего не знает о войне.
22 июня 1941 года в 4 часа утра началась Великая Отечественная война
На мирно спящее население обрушился шквальный огонь
Погибло огромное количество людей, было разрушено много городов.
Вчерашние выпускники школ становились солдатами.
На протяжении всей войны в каждом городе, в каждом доме звучал девиз: «Все для фронта, все для победы!»
Загремели выстрелы, В дом родной пришла беда - Надо драться, надо выстоять?" И судьба сказала "Да"!
И когда пора суровая наступила в грозный час, Юность вечная и новая по тревоге поднялась. И надев шинели серые, и пилотки со звездой, Юность с той же светлой верою Шла дорогой боевой.
Я шлю тебе письмо из сорок пятого... Взгляни на снимок, сверстник дорогой. На нём я вместе с нашими ребятами, Ты посмотри, какой я молодой!
Мы шли туда, где смерть стоит, где выстрелы.
Где взрывы бомб и мин зловещий вой.
Мы шли вперед, чтоб выдержать, чтоб выстоять
Пуст даже самой страшною ценой
Все садятся у костра и поют песню «Огонёк»
С каждым днем бои все тяжелее,
Не успеваем хоронить фронтовых друзей
На наших глазах умирают товарищи,
По-русски! Рубаху рванув на груди.
Нас пули с тобою пока еще минуют,
Но трижды поверив, что жизнь уже вся,
Я всё-таки горд был за самую милую,
За горькую землю, где я родился.
За то, что на ней умереть мне завещано,
Что русская мать нас на свет родила,
Что, в бой провожая нас, русская женщина
По-русски три раза меня обняла.
Звучит песня «В землянке»
В трудную минуту, когда солдаты валились с ног, когда казалось, что надежды уже нет, не только песня спасала, но и хорошая шутка, доброе слово.
Вот вы прибыли на место,
Ружья в руки — и воюй.
А кому из вас известно,
Что такое сабантуй?
— Сабантуй — какой-то праздник?
Или что там — сабантуй?
— Сабантуй бывает разный,
А не знаешь — не толкуй.
Вот под первою бомбежкой
Полежишь с охоты в лежку,
Жив остался — не горюй:
Это — малый сабантуй.
Отдышись, покушай плотно,
Закури и в ус не дуй.
Хуже, брат, как минометный
Вдруг начнется сабантуй.
Тот проймет тебя поглубже, —
Землю-матушку целуй.
Но имей в виду, голубчик,
Это — средний сабантуй.
Сабантуй — тебе наука,
Враг лютует — сам лютуй.
Но совсем иная штука
Это — главный сабантуй.
Парень смолкнул на минуту,
Чтоб прочистить мундштучок,
Словно исподволь кому-то
Подмигнул: держись, дружок…
— Вот ты вышел спозаранку,
Глянул — в пот тебя и в дрожь:
Прут немецких тыща танков…
— Тыща танков? Ну, брат, врешь.
— А с чего мне врать, дружище?
Рассуди — какой расчет?
— Но зачем же сразу — тыща?
— Хорошо. Пускай пятьсот.
— Ну, пятьсот. Скажи по чести,
Не пугай, как старых баб.
— Ладно. Что там триста, двести —
Повстречай один хотя б…
— Что ж, в газетке лозунг точен:
Не беги в кусты да в хлеб.
Танк — он с виду грозен очень,
А на деле глух и слеп.
— То-то слеп. Лежишь в канаве,
А на сердце маята:
Вдруг как сослепу задавит, -
Ведь не видит ни черта.
Ребята, почта!
Сегодня всем добрые весточки из дому?
Звучит песня «Синий платочек»
Ребята, смотрите, с передовой передают сигнал! «Готовься к бою!»
Опять в бой
Поспать не успели
Так хочется дожить до победы
Звучит песня «Эх, дороги», под нее все уходят, остаётся только сигнальный. Передаёт флажками в класс «Мы за мир!» - началась викторина
Далее читают стихи: «Варварство» М. Джалиль и другие
Викторина
Назовите, пожалуйста, этого легендарного советского разведчика
(Зорге)
Автор знаменитого плаката «Родина-мать зовет»:
А) Дейнека А. А.
Б) Ефимов Б. Е.
В) Тоидзе И. М.
Автор музыки «Священная война»:
А) А. В. Александров
Б) Н. В. Богославский
В) В. П. Соловьёв-Седой
Назовите нашего земляка, героя Советского союза, в городе есть улица его имени
Г. П. Кунавин
Автор знаменитого стихотворения «Жди меня»
А) Твардовский
Б) Михалков
В) Симонов
Учитель:
Подведем итоги. Большое спасибо всем за проделанную работу. Сумели ли мы решить проблему, поставленную в начале урока? Какими способами это удалось сделать?