Цель урока: создать условия для углубления знаний о жизни рыцарей в средние века; воспитание нравственных качеств личности
Задачи урока:
- способствовать формированию информационной компетенции через формирование умений работать с видеоматериалом, иллюстрацией, с текстом учебника, с историческими документами.
- способствовать формированию коммуникативной компетенции через формирование умений высказать свою точку зрению;
- способствовать формированию компетенции личностного саморазвития через формирование умений актуализировать собственные знания, определять алгоритм деятельности по заданной проблеме.
Методы контроля (кроссворд, викторина, фронтальный опрос) и др.
Оборудование и наглядные пособия: учебники, тетради, исторические документы,, мультимедийная презентация, компьютер.
Новые термины и понятия: Донжон, турнир, герб, девиз, замок.
ХОД УРОКА:
1. Организационный этап
Взаимное приветствие учителя и учащихся.
Определение отсутствующих.
Проверка внешнего состояния классного помещения.
Проверка подготовленности учащихся к уроку.
Организация внимания.
/Слайд №1/
- Здравствуйте. Садитесь.
- Ребята, мы отправляемся в путешествие на корабле в средние века. Вашим экскурсоводом буду я. С собой мы возьмем «Блокнот путешественника», чтобы отмечать интересные события и факты, и справочник по истории это наш учебник. Путешествовать мы будем на корабле.
2. Актуализация знаний
Для того чтобы сесть на корабль нужно заплатить владельцу корабля. А платой за проезд будут ответы на вопросы.
/Фронтальный опрос/
/Вопросы высвечиваются на слайдах./
/Слайд №2,3/
Что такое Феод? /земельный участок населенный крестьянами, пожалованный королем феодалу за военную службу/
Кто такой феодал? /владелец феода/участка земли/
Распад территории государства на отдельные, более мелкие владения это - …………………………….
Дайте определение понятию междоусобные войны – /это война между феодалами за расширение границ своего владения./
Кто такой «вассал»? /Военный слуга сеньора/
Кто такой «сеньор»? /Господин вассала/
Кого называли норманнами? /Северные германцы: норвежцы, шведы, датчане./
Чем занимались норманны? /Ловля рыбы, разводили скот, нападали на другие территории ради наживы/
- Мы ответили на все вопросы правильно и можем смело отправляться в наше путешествие. /Звук волн/
3. Постановка учебных задач.
- Сейчас мы высаживаемся на берег и что же там видим в дали? /Слайд №4/
Ответ детей: Вдали виднеется замок, рыцари.
Ребята, в какой эпохе, мы с вами находимся? /В эпохе средневековья/
/Звучит музыка/
/Слайд №5/
- Когда-то в средние века, повсюду жили рыцари.
И жизнь была их не легка. В тяжёлой амуниции.
Гордились рыцари собой, мечами и доспехами.
Играли рыцари с судьбой. И на турниры ехали.
- О ком это стихотворение?/О рыцарях/
- Как вы думаете, как будет звучать тема нашего урока-путешествия? /Ответы//Слайд №6/
- Откройте блокнот и запишите тему нашего урока-путешествия «Рыцарство в средние века»
- Ребята, а что бы вы хотели узнать о средневековом рыцарстве? Давайте поставим цели на урок
/Ответы: кто такой рыцарь, жилище, одежда, главные занятия/
Об этом и многом другом, мы узнаем, путешествуя по средним векам, /Слайд №7/ Цели:
Узнать о владениях рыцаря.
Изучить какие доспехи были у рыцаря.
Узнать чем занимались рыцари в средние века.
Узнать, что входит в понятие рыцарская честь.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рыцарство в средние века»
МБОУ «Кыргыдайкая СОШ им. Д. А. Гуляева»
Сценарий урока по истории
6 класс
Автор: учитель истории
и обществознания
Степанова Розалия Николаевна
2016 год
Цель урока:создать условия для углубления знаний о жизни рыцарей в средние века; воспитание нравственных качеств личности
Задачи урока:
- способствовать формированию информационной компетенции через формирование умений работать с видеоматериалом, иллюстрацией, с текстом учебника, с историческими документами.
- способствовать формированию коммуникативной компетенции через формирование умений высказать свою точку зрению;
- способствовать формированию компетенции личностного саморазвития через формирование умений актуализировать собственные знания, определять алгоритм деятельности по заданной проблеме.
Методы контроля (кроссворд, викторина, фронтальный опрос) и др.
Оборудование и наглядные пособия: учебники, тетради, исторические документы, , мультимедийная презентация, компьютер.
Новые термины и понятия: Донжон, турнир, герб, девиз, замок.
ХОД УРОКА:
1. Организационный этап
Взаимное приветствие учителя и учащихся.
Определение отсутствующих.
Проверка внешнего состояния классного помещения.
Проверка подготовленности учащихся к уроку.
Организация внимания.
/Слайд №1/
- Здравствуйте. Садитесь.
- Ребята, мы отправляемся в путешествие на корабле в средние века. Вашим экскурсоводом буду я. С собой мы возьмем «Блокнот путешественника», чтобы отмечать интересные события и факты, и справочник по истории это наш учебник. Путешествовать мы будем на корабле.
2. Актуализация знаний
Для того чтобы сесть на корабль нужно заплатить владельцу корабля. А платой за проезд будут ответы на вопросы.
/Фронтальный опрос/
/Вопросы высвечиваются на слайдах./
/Слайд №2,3/
Что такое Феод? /земельный участок населенный крестьянами, пожалованный королем феодалу за военную службу/
Кто такой феодал? /владелец феода/участка земли/
Распад территории государства на отдельные, более мелкие владения это - …………………………….
Дайте определение понятию междоусобные войны – /это война между феодалами за расширение границ своего владения./
Кто такой «вассал»? /Военный слуга сеньора/
Кто такой «сеньор»? /Господин вассала/
Кого называли норманнами? /Северные германцы: норвежцы, шведы, датчане./
Чем занимались норманны? /Ловля рыбы, разводили скот, нападали на другие территории ради наживы/
- Мы ответили на все вопросы правильно и можем смело отправляться в наше путешествие. /Звук волн/
3. Постановка учебных задач.
- Сейчас мы высаживаемся на берег и что же там видим в дали? /Слайд №4/
Ответ детей: Вдали виднеется замок, рыцари.
-Ребята, в какой эпохе, мы с вами находимся? /В эпохе средневековья/
/Звучит музыка/
/Слайд №5/
- Когда-то в средние века, повсюду жили рыцари.
И жизнь была их не легка. В тяжёлой амуниции.
Гордились рыцари собой, мечами и доспехами.
Играли рыцари с судьбой. И на турниры ехали.
- О ком это стихотворение?/О рыцарях/
- Как вы думаете, как будет звучать тема нашего урока-путешествия? /Ответы//Слайд №6/
- Откройте блокнот и запишите тему нашего урока-путешествия «Рыцарство в средние века»
- Ребята, а что бы вы хотели узнать о средневековом рыцарстве? Давайте поставим цели на урок
/Ответы: кто такой рыцарь, жилище, одежда, главные занятия/
Об этом и многом другом, мы узнаем, путешествуя по средним векам, /Слайд №7/ Цели:
Узнать о владениях рыцаря.
Изучить какие доспехи были у рыцаря.
Узнать чем занимались рыцари в средние века.
Узнать, что входит в понятие рыцарская честь.
4. Проблемное объяснение нового материала
/Слайд №8/ - Кто такой рыцарь? /мелкий феодал/ /Конный воин от немецкого «Риттер» - всадник/ Слово рыцарь первоначально обозначало всадник. Рыцарями могли стать люди только благородного происхождения. Они несли службу в войсках короля и других знатных людей. /Звучит музыка/ /Слайд №9, №10,11/
- Итак в путь, вот уже слышен стук копыт. Это в тучах пыли несутся всадники: рыцарь в сопровождении юного оруженосца они спешат в замок. Давайте и мы поспешим за ними…
- Перед нами средневековые замки. Посмотрев на иллюстрацию, что можно сказать о средневековых замках? /Работа с иллюстрациями/
/Слайд №12/ - Ребята внимательно посмотрите фильм и вы узнаете об устройстве рыцарского замка, а затем мы ответим на вопросы.
4.1. /Просмотр фильма//Слайд №13,14/
Вопросы: /Первичное закрепление во внешней речи/
Как называлось жилище феодала? /Замок/
Где возводили замки? /В труднодоступных местах, высокой скале, на острове посреди реки и озера/
Почему замки возводили в труднодоступных местах? /Защищались от нападения врагов/
Кто мог нападать на феодалов? /феодалы /враги/, восставшие крестьяне/
Что еще делали феодалы, чтобы укрепить свое жилище? / Окружали широким рвом, прочные толстые стены, высокие башни, подъемные мосты/
Где мог укрыться феодал? /В башне Донжон/
/Слайд №15/ Откройте блокноты и запишите новые слова. /Словарная работа/ Донжон – главная башня, Замок – жилище феодала его крепость.
- Ребята, что вы узнали о замке феодала, замок для феодала, чем являлся? /Замок являлся его жилищем и крепостью/
/Слайд №16/- Вот мы в замке, кого мы там видим? /Рыцаря/
-Посмотрите на экран, так выглядел рыцарь в доспехах.
- Каково было главное занятие рыцарей? /Война/
- На войну рыцари являлись со своим оружием, снаряжением, приводя с собой отряд людей.
4.2/ Работа с учебником /. /Индивидуальная работа с источниками/ Сейчас я предлагаю вам, поработать с историческим справочником /Слайд №17/ /Учебником по истории Учебн. Стр. 92. П.. 2, У каждого из вас на парте лежит путеводитель там иллюстрация рыцаря в доспехах. Подпишите название вооружения и доспехов средневекового рыцаря.
Первичное закрепление во внешней речи. /Самостоятельная работа с самопроверкой/ Слайд№18. /Проверь себя/
- Ребята проверьте себя./Самопроверка/
-А вы знаете, сколько стоило снаряжения рыцаря? /Ответы/ Снаряжение рыцаря стоило 330 солидов.
- Каждый мог стать рыцарем? /Нет/
- А кто мог стать рыцарем? /Только богатый человек, снаряжение стоило дорого./
- Поэтому нести военную службу могли феодалы, которых обеспечивали крестьяне.
- Доспехи были тяжёлые, надеть самостоятельно рыцарь не мог. Как называли человека, который сопровождал рыцаря, помогал ему? /оруженосец/.
- Ребята, прежде чем стать рыцарем необходимо было получить специальное образование и воспитание.
4.3. /Работа с историческим источником
Давайте обратимся к нашему путеводителю. Найдите в тексте ответы на поставленные вопросы по воспитанию рыцаря. /Слайд №19/
- Во сколько лет мальчик покидал дом?
- Кем служил?
- Кем становился в 15 лет, чем занимался?
- В чём заключался обряд посвящения в рыцари?
/Создание проблемной ситуации/
- Какими нравственными качествами должен был обладать рыцарь???
- Ребята, а на этот вопрос мы ответим к концу нашего путешествия.
Итак, главное занятие - военная служба, готовили к ней с детства.
-Война закончилась, победу отпраздновали. Вечерами в повседневной жизни было скучно. Представим: тёмный, сырой зал, т.к. камин не мог обогреть большое помещение. Играли в шахматы, пили вино, ждали гостей и развлечений.
- Какие развлечения были у рыцарей в мирное время, нам расскажет мой помощник Понаморенко Данил. А вы будьте внимательны, после своего рассказа о развлечениях рыцарей Данил проведет викторину.
/ Сообщение «Развлечения рыцарей»/
Викторина. Первичное закрепление во внешней речи /Слайд №24,25/
- Как любимые развлечения рыцарей были в мирное время? /Охота, пиры, турниры /.
- Почему с радостью отправлялись на охоту? / Можно было проявить ловкость, пополнить запасы пищи /.
- Что такое турнир? /Военное состязание рыцарей в силе и ловкости/
-Кто объявлял имена рыцарей вступающих в бой? /Герольды/
- Кому посвящали свои подвиги рыцари? /Даме /.
- Почему использовали тупое копьё? /Чтобы не ранить или не убить соперника /.
- Что могло быть наградой победителю? / Конь и доспехи соперника /.
- По окончанию поединка провозглашали? /Имя победителя и прекрасной дамы, устраивали пир/
/Слайд №26/Словарная работа/Турнир – военное состязание рыцарей в силе и ловкости/./ Записывается термин в словарь/.
Вывод: каковы были развлечения рыцарей?
Итак, главные развлечения – пиры, охота, турниры.
4.5. Кодекс рыцарской чести. /Самостоятельная работа с исторической справкой/
- Для рыцарей существовал кодекс чести (нравственные нормы личности). Как вы думаете, что это такое? /Отвечают/ Знатные рыцари считали себя людьми « благородными», гордились знатностью своего рода. У каждого был свой герб и девиз. Об этом поможет нам узнать исторический документ. Ребята поработайте в парах и найдите ответы на следующие вопросы.
Слайд №27 Вопросы./Первичное закрепление во внешней речи.
1. Что такое девиз, герб?/ Герб – отличительный знак рода. Девиз – краткое изречение, которое объясняло смысл герба/.
2.Что для рыцаря было дороже жизни? /Честь/.
3.Какие правила занесены в кодекс чести./ (Благородство, честность, справедливость, защита слабых, оберегать свою Родину, никогда не предавайть друзей).
/ Ответы учеников Выход из проблемной ситуации/
- Ребята, мы можем теперь ответить на поставленный вопрос?
Какими нравственными качествами должен был обладать рыцарь??? (Ответы детей) -Итак, что хорошего было в рыцарском кодексе чести, что можно использовать в современности? /Ответы/
6. Рефлексия (Закрепление изученного материала)
- Вот и подходит к концу наше путешествие, давайте подведем итог и ответим на вопросы кроссворда. /По результатам ответов вы получите оценку за урок / Слайд №28 Кроссворд
- Итак, что мы узнали на уроке?
а) Кто такие рыцари?
б) Где проживали? Как называлось их жилище?
в) Каково было снаряжение рыцаря?
г) Каковы были их развлечения?
д) Какие правила включал рыцарский кодекс чести?
7.Подведение итогов урока.
- Что ребята мы сегодня делали на уроке? (Свои действия)
- Достигли ли мы целей, которые ставили на урок? /Да/
- За что бы вы могли себя похвалить? /Я могу себя похвалить за то, что я хорошо работал на уроке? Ответил на кроссворд и тд./
- Я тоже вас хвалю и хочу поставить вам следующие оценки за урок Комментирование оценок учеников.8. Слайд №29 Домашнее задание ответить на вопрос. Всегда ли честь и достоинство для рыцаря были, прежде всего? Написать сочинение на тему «Рыцарство в средние века»
object(ArrayObject)#864 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(165) "презентация к уроку 6 класс история средних веков на тему: Рыцарство на войне и у себя дома "
["seo_title"] => string(103) "priezientatsiia-k-uroku-6-klass-istoriia-sriednikh-viekov-na-tiemu-rytsarstvo-na-voinie-i-u-siebia-doma"
["file_id"] => string(6) "105192"
["category_seo"] => string(8) "istoriya"
["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
["date"] => string(10) "1402830451"
}
}