Тема: « Классическое средневековье» (повторительно-обобщающий урок-игра)
Цель: 1.Систематизация и контроль качества знаний учащихся по разделу.
2. Продолжить формировать умения работать с исторической картой, составлять связный рассказ, участвовать в обсуждении, анализировать исторические факты, формулировать свое мнение.
Оборудование: карта «Западная Европа в XI-XIII вв.Крестовые походы», Никифоров Д.Н. Альбом по истории культуры средних веков. - М., 1959, карточки.
Ход урока
I. Орг. момент: Вводная часть
Учитель: Внимание, дамы и господа! Мы проводим сегодня турнир! Он – необычный, он – интеллектуальный. Как и в далекое средневековье, у нас сегодня есть команды рыцарей Интеллектуального поединка, гости, и конечно, судьи. Турнир будет проходить ровно 45 минут, после чего мы узнаем имена победителей. Награда за победу – отличные оценки. Итак, мы начинаем.
Начнем отрывком из «Песни о Роланде» (XIIв.)
По голосу один узнал другого.
Сошлись они на середине поля.
Тот и другой пускают в дело копья,
Врагу удар наносят в щит узорный,
Его пронзают под навершьем толстым,
Распарывают на кольчугах полы,
Но невредимы остаются оба.
Полопались у них подпруги седел.
С коней бойцы свалились наземь боком,
Но на ноги вскочили тотчас ловко,
Свои мечи булатные исторгли,
Чтоб снова продолжать единоборства.
Одна лишь смерть конец ему положит.
II.Проведение игры:
Описание и содержание конкурсов турнира
1 конкурс. « Кто я?» Представление (максимальное количество баллов- 10)
Каждая команда готовит приветствие в произвольной форме. В нем обязательно должно присутствовать:
- приветствие команды,
- девиз,
- эмблема (герб), составленный по геральдическим правилам, с объяснением, что он означает.
Остальные учащиеся отвечают на вопросы, каждый правильный ответ 1 балл.
- За какие проступки в средние века рыцарей могли не допустить до участия в турнире?
- Какое обязательное правило существовало для тех, кто допускался к турниру?
- Почему на турнире было много гербов?
- Что считалось главным оружием рыцаря?
- Кого в наши дни можно назвать рыцарем?
2 конкурс. Разминка (максимальное количество баллов- соответствует числу вопросов, на которые ответила команда)
Конкурс состоит из двух частей:
1.Каждая команда задает другой 2-3 вопроса по истории средневековья, которые были заранее подготовлены дома.
2. Ведущий предлагает командам ответить на вопросы (по жребию) «Найди на карте»
Вопросы для учащихся:
- Отметьте города, через которые проходили сухопутные и морские торговые пути?(не менее двух)
- Отметьте крупные торгово-ремесленные города (не менее четырех).
- Отметьте крупные ярмарки и торги (не менее трех)
3 конкурс. Каким должен быть рыцарь? (максимальное количество баллов- 10)
Эту часть можно провести в двух вариантах.
Вариант 1. каждая команда получает задание- карточку с перечнем человеческих качеств. В течение одной минуты необходимо отобрать те из них, которыми должен обладать рыцарь.
Перечень качеств рыцаря
Честность, религиозность, доброжелательность, храбрость, преданность, великодушие, воинственность, жестокость, презрительное отношение к черни, скупость, лицемерие, грубость, щедрость, достоинство, благородство, свободолюбие, образованность, хороший семьянин.
Вариант 2. Каждая команда за три минуты должна написать как можно больше качеств, соответствующих образу «рыцаря без страха и упрека». Далее команда по очереди называют эти качества. Побеждает та команда, которая даст больше правильных ответов.
4 конкурс. Конкурс капитанов. (максимальное количество баллов- 10)
Конкурс может проходить в разных вариантах на усмотрение учителя и с учетом особенностей учащихся.
Вариант 1.Буриме. Капитан должен за 5 минут написать стихотворное послание даме сердца. Оценивается связность текста.
Например, на такие рифмы:
…………………………………………….дорога
…………………………………………….слезы
…………………………………………….тревога
…………………………………………….розы.
Вариант 2. Прочесть рыцарский герб.
Вариант3.Показать ритуал посвящение в рыцари.
5 конкурс. Узнай историческую личность. (максимальное количество баллов- 5)
Ведущий зачитывает отрывки, в которых речь идет об исторических личностях средневековья, а команды по очереди отвечают, кто они.
- Хотя я не король, а всего лишь майордом, на меня легли все тяготы управления огромным государством. Мне не нужен безвольный король. Я создал сильное конное войско, раздав своим воинам земли, и победил арабов при Пуатье.(Карл Мартелл)
- « Господин папа вышел на обширную размерами площадь…
И вот папа обратился ко всем с убедительной речью…» Народ франков, к вам обращается речь моя и к вам устремляется наше увещевание. От пределов иерусалимских и из града Константинополя пришло к нам важное известие… что иноземное племя, чуждое Богу, вторглось в земли этих христиан, опустошило их мечом, грабежами, огнем…Кому выпадет труд отомстить за все это, кому как не вам…Особенно же пусть побуждает вас святой гроб Господень…» (Урбан II).
3. Этот герцог Нормандии, вступил на английский берег, припал к земле и закричал: «Это земля моя, я взял ее своими руками». Вскоре он действительно стал хозяином всей страны. (Вильгельм Завоеватель)
4.Этот английский король стал образцом рыцарства. Его называли «самым рыцарственным из королей и король рыцарей». И его прозвище этому соответствовало. Он отправился в Святую землю на битву за гроб Господень в Третий крестовый поход. По дороге обратно он был захвачен в плен германским императором и провел там три года. Его выпустили только после того, как он принес вассальную присягу императору и уплатил большой выкуп. Этот король стал героем многих литературных произведений.
( Ричард Львиное Сердце)
III.Подведение итогов: Жюри подсчитывает количество баллов, набранных каждой командой, и объявляет победителей. Можно отметить отдельных игроков, особо проявивших себя в игре. Им могут быть выданы шуточные грамоты – «индульгенции» о прощении всех учебных грехов на ближайшие 1000 лет или другие подобные грамоты.