kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Революция в России 1905 - 1907 гг.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал по теме "Революция в России 1905-1907 гг" содержит разработку конспекта урока, рабочий лист и приложения. 

Цели: Рассмотреть события первой российской революции и причины ее породившие.

Задачи:

Образовательная:

- на основе уже имеющихся у учащихся знаний о социально-экономических предпосылках революции и развернутой политической характеристики России сформулировать причины революции.

- раскрыть значение событий 9 января 1905 г., как начала первой русской революции

Развивающая:

- развивать умение анализировать, сравнивать исторический материал, делать умозаключения.

- развивать навыки анализа документа

Воспитательная:

- воспитывать сочувствие, сопричастность борьбе трудящихся России за социальные свободы

Проблемный вопрос:  Были ли решены проблемы, которые породили революцию?

Оборудование:  раздаточный материал «Из петиции», портреты Александр III, Николай II, Зубатова, стихотворное описание событий 9 января газеты «Вперёд».

Понятия: революция, петиция, манифест, хоругвь (полотнище с изображением Христа, святых)

Тип урока: комбинированный

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Революция в России 1905 - 1907 гг.»

Конспект урока по теме "Первая Российская революция 1905–1907 гг."

На доске: «Они (причины революции) – в нарушении равновесия между идейным стремлениями русского мыслящего общества и нынешними формами его жизни.
Россия переросла форму существующего строя. Она стремится к строю правовому на основе гражданской свободы»
(Витте С.Ю.)

Цели: Рассмотреть события первой российской революции и причины ее породившие.

Задачи:

Образовательная:

- на основе уже имеющихся у учащихся знаний о социально-экономических предпосылках революции и развернутой политической характеристики России сформулировать причины революции.

- раскрыть значение событий 9 января 1905 г., как начала первой русской революции

Развивающая:

- развивать умение анализировать, сравнивать исторический материал, делать умозаключения.

- развивать навыки анализа документа

Воспитательная:

- воспитывать сочувствие, сопричастность борьбе трудящихся России за социальные свободы

Проблемный вопрос: Были ли решены проблемы, которые породили революцию?

Оборудование: раздаточный материал «Из петиции», портреты Александр III , Николай II, Зубатова, стихотворное описание событий 9 января газеты «Вперёд».

Понятия: революция, петиция, манифест, хоругвь (полотнище с изображением Христа, святых)

Тип урока: комбинированный

Ход урока
  1. Организационный момент.
  2. Проверка д/з.


На прошлом уроке была изучена тема «Основные события русско-японской войны», поэтому сейчас, я думаю, вы без труда отметите на контурной карте основные точки сражений войны. Имейте ввиду, что сражения на суше отмечаются красным цветом, а на воде – синим. На выполнение вам 5 минут.


  1. Изучение нового материала.

20 октября 1894 г. умер император Александр III. На престол вступил его сын Николай II. (портреты) Вступление Николая на престол вызвало волну ожиданий в обществе. Многие надеялись, что новый император доведёт до конца реформы, начатые его дедом, Александром II, и возьмётся за переустройство политической системы Российской империи.

Но надеждам народа не суждено было осуществиться: недовольство усиливалось с каждым днем.

Вашему вниманию предложена информация проблемного содержания, с помощью которой мы вместе попытаемся определить тему урока. Для этого вам предстоит ответить на вопросы в парах. На это у вас ровно 5 минут.


Текст для группы «Политиков»:

В январе 1895 г., принимая в Зимнем дворце депутации от дворянства, земств и городов, император Николай II в короткой речи назвал надежды на изменение государственного строя «бессмысленными мечтаниями», заявив, что будет охранять начала самодержавия так же твердо и неуклонно, как охранял их его отец – император Александр III.

Какая проблема скрыта в данном тексте? Чего желал народ, но его надеждам не суждено было сбыться?


Текст для группы «Социологов»: (крестьянский вопрос, рабочий вопрос)

Все эти антиправительственные движения волновали власти, поэтому было решено взять их под контроль. Эта идея принадлежала начальнику Московского охранного отделения полковнику Сергею Васильевичу Зубатову. (портрет)

По замыслу Зубатова необходимо было внушить рабочим, что улучшить материальное положение они могут только в союзе с самодержавной властью. На фабриках были избраны старосты. Но в прокатившейся широкой стачечной волне активное участие приняли члены зубатовских организаций.

Текст для группы «Аналитиков» (национальный вопрос)

По ходу работы с текстами заполняется схема на доске. А как вы думаете, к чему все эти недовольства могли привести? (к революции)

Таким образом, давайте определим тему нашего сегодняшнего урока? (обращаемся к рабочему листу – Приложение 1.) Какие вопросы мы сегодня с вами будем разбирать? Если вы заметили, причины революции нам уже определить удалось.

Задачи революции.

С началом русско-японской войны ситуация в стране обострилась. Исходя из наших причин, давайте подумаем, а чего же хотели представители каждого слоя общества, какие задачи должна была решить революция?

- крестьянский вопрос: уничтожить помещичье землевладение.

- рабочий вопрос: сокращение продолжительности рабочего дня.

- решение национального вопроса.

- предоставление народу демократических прав и свобод.

- ликвидация самодержавного строя.

В решении этих задач были заинтересованы самые широкие слои населения- крестьяне, рабочие, предприниматели, интеллигенция. Они приняли активное участие в революции.

Для закрепления давайте выполним небольшое задание (на экран)

Сопоставьте цифры и буквы. Почему рабочие (1), крестьяне (2), национальные меньшинства (3) принимали участие в восстании.

a)   ограничение свободы предпринимательства;

б)   русификаторская политика самодержавия, ущемление национальных интересов;

в)  нехватка земли, высокие подати и платежи;

г)   низкая зарплата, тяжелые условия труда.

Ход революции.

Толчок к началу революции дала деятельность священника одной из петербургских церквей Георгия Гапона. Плохо разбираясь в политике, зная положение рабочих, своими проповедями Гапон пытался укрепить веру рабочих в «доброго царя».

3 января 1905г. в ответ на увольнение нескольких рабочих вспыхнула забастовка на Путиловском заводе, её поддержали все крупные предприятия Петербурга. Забастовка становилась всеобщей. В этой ситуации у Гапона созрел план: устроить грандиозную манифестацию и передать царю «рабочую петицию». В воскресенье 9 января более 140 тыс. рабочих, их жён и детей с хоругвами, портретами царя, царицы, отслужив торжественные молебны, колоннами двинулись к Зимнему дворцу.

- Как вы думаете, о чём могли просить рабочие царя?

Работа с документом.

Из петиции рабочих царю от 9 января 1905г.

(Петиция – коллективное письменное обращение к властям.)

Нет больше сил, государь. Настал тот страшный момент, когда лучше смерть, чем продолжение невыносимых мук…Разрушь стену м/у тобой и твоим народом, и пусть он правит страной вместе с тобой…

  1. Немедленное освобождение и возвращение всех пострадавших за политические и религиозные убеждения, за стачки и крестьянские беспорядки.

  2. Немедленное объявление свободы и неприкосновенности личности, свободы слова, печати, свободы собраний, свободы совести в деле религии.

  3. Общее и обязательное народное образование на государственный счёт.

  4. Ответственность министров перед народом.

  5. Равенство перед законом всех без исключения…

  1. О чём просят рабочие царя?

Посмотрим как царь ответил на просьбу рабочих?(просмотр видеофрагмента).

Стихотворное описание событий 9 января газеты «Вперёд».

«Мы мирно стояли пред Зимним дворцом,
Царя с нетерпением ждали,
Как вдруг между нами и царским крыльцом
На ружьях штыки заблистали.
И рота за ротой, всё супротив нас
Вмиг фронтом развёрнуты были.
Направили дула нам в лица как раз
И в грозном молчанье застыли…
Так тихо…так жутко…
Вдруг слышится: «Пли!»…
Опомниться мы не успели,-
Свалились уж многие на снег в крови,
За залпом же залпы гремели,
И ужас объял нас.
Безумно крича,
Мы с страшного места бежали,
Израненных, мёртвых с собой волоча,
А в тыл нам стрелять продолжали!»

По справедливому замечанию А.М. Горького, 9 января погибли не только сотни рабочих, на петербургских улицах был « убит» престиж Николая II.

Вера в «доброго царя» рухнула бесповоротно.

Своими залпами царские войска дали сигнал к началу 1-й русской революции.

Заполнение таблицы (10 минут)

Дата

Событие















Для закрепления давайте выполним задание (на экране)

Расставьте события в хронологической последовательности:

a)    образование в Иваново-Вознесенске Совета рабочих уполномоченных;

б)   восстание на броненосце «Потемкин»;

в)    расстрел мирного шествия рабочих в Петрограде;

г)   вооруженное восстание в Москве;

д)   Всероссийская политическая стачка.

17 октября 1905г. царь подписал Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка».

Работа с документом.

Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка».

  1. Даровать населению незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов.

  2. …Привлечь к участию в Думе…те классы населения, которые ныне совсем лишены избирательных прав…

  3. Установить как незыблемое правило, чтобы никакой закон не мог воспринять силу без одобрения Государственной думой…

  1. Какие права получило российское население?

Итоги революции:

- создание избираемой Государственной Думы (ограничение самодержавной власти)

- введение демократических прав и свобод.

-Трудящиеся получили право создавать профсоюзы, культурно-просветительские общества, страховые организации.

- Продолжительность рабочего дня была сокращена до 9-10 ч. (иногда до 8 ч.), заработная плата повышена.

- Смягчение национальной политики.

- Были отменены выкупные платежи, которые крестьяне платили с 1861 г.


А теперь давайте обратимся к задачам революции, которые мы выделили: все ли задачи были решены? (нет, не был решен аграрный вопрос и не свергнуто самодержавие)

Вывод: Революция имела незавершённый характер, так как она не могла разрешить все проблемы, которые её породили. Главным итогом революции было то, что она заставила верховную власть пойти на некоторые изменения политической системы страны и вплотную заняться аграрным вопросом.

Закрепление. Выполнение тестирования.

Подведём итоги:

- Что изменилось в России после революции?

Таким образом, в ходе 1-й революции началось преобразование Российской империи из самодержавного государства в конституционную монархию.

Выставление оценок.

Домашнее задание: конспект, работа со схемой фиш-боон (Приложение 2)







































Приложение 1.

Рабочий лист

Тема урока: « ».Первая российская революция 1905 – 1907 гг.»


  1. « »
















  1. Задачи революции.

-

-

-

-

  1. Ход революции.

Работа с документом.

Из петиции рабочих царю от 9 января 1905г. (Петиция – коллективное письменное обращение к властям.)

Нет больше сил, государь. Настал тот страшный момент, когда лучше смерть, чем продолжение невыносимых мук…Разрушь стену между тобой и твоим народом, и пусть он правит страной вместе с тобой…

  1. Немедленное освобождение и возвращение всех пострадавших за политические и религиозные убеждения, за стачки и крестьянские беспорядки.

  2. Немедленное объявление свободы и неприкосновенности личности, свободы слова, печати, свободы собраний, свободы совести в деле религии.

  3. Общее и обязательное народное образование на государственный счёт.

  4. Ответственность министров перед народом.

  5. Равенство перед законом всех без исключения…

Вопрос: О чём просят рабочие царя?

«Основные события революции»

(познакомьтесь с текстом - заполните таблицу)

Заполнение таблицы (10 минут)

Дата

Событие

9 января 1905 год

«Кровавое воскресенье» - начало революции.




Утром 9 января 1905 г. более 140 тыс. празднично одетых рабочих вместе с детьми, двинулись к Зимнему дворцу, неся иконы и портреты царя. Но полиция открыла стрельбу по демонстрантам, по официальным данным жертвами трагедии стали 130 тыс. человек. Весть о расстреле питерских рабочих вызвала гнев и возмущение во всех слоях общества. Всё это вылилось в революцию.

Массовые беспорядки в Петербурге начались уже во второй половине 9 января. Забастовки охватили Москву, Ригу, ряд городов Украины, Польши, Закавказья.

Весной 1905 г. революционное движение продолжало нарастать. После известий о ряде поражений русской армии в ходе Русско-японской войны по стране прокатились мощные первомайские стачки рабочих. Крупнейшей из них была стачка текстильщиков в Иваново-Вознесенске.

В июне вспыхнуло восстание матросов на броненосце «Князь Потёмкин-Таврический». Поводом стал приказ старшего офицера о расстреле матросов, отказавшихся есть борщ из протухшего мяса.

Осенью 1905 г. центром революционного движения стала Москва. 19 сентября с экономическими требованиями выступили московские печатники, к ним присоединились рабочие большинства московских предприятий, в начале октября – железнодорожники. Стачка стала общероссийской. Она охватила 120 городов, в ней приняли участие 2 млн. рабочих и служащих.

Прекратились занятия в школах, гимназиях, университетах, не работали банки, аптеки, магазины.

Всероссийская октябрьская стачка проходила под лозунгом «Долой царское правительство!», «Да здравствует демократическая республика!».

Верховная власть была вынуждена пойти на уступки. 17 октября 1905 г. царь подписал Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка».

Революционные партии, расценив Манифест 17 октября, как хитрость самодержавия стали готовиться к вооружённому восстанию. 10 декабря 1905 г. началась стачка в Москве, переросшая в вооружённое восстание. В нём участвовало 6 тыс. рабочих. К 19 декабря 1905 г. Семёновским полком и другими войсками восстание было подавлено. Октябрьское и декабрьское восстания – были высшей точкой революции.


  1. Итоги революции (работа с документом)


  1. Трудящиеся получили право создавать профсоюзы, культурно-просветительские общества, страховые организации.

  2. Продолжительность рабочего дня была сокращена до 9-10 ч. (иногда до 8 ч.), заработная плата повышена.

  3. Были отменены выкупные платежи, которые крестьяне платили с 1861 г.





















































Портретная галерея.

Александр III

Николай II

Георгий Гапон



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Революция в России 1905 - 1907 гг.

Автор: Анцева Ирина Александровна

Дата: 14.02.2016

Номер свидетельства: 293197

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(173) "9 класс Тема урока: Революционные движения и перевороты в странах Центральной Европы и России. "
    ["seo_title"] => string(106) "9-klass-tiema-uroka-rievoliutsionnyie-dvizhieniia-i-pierievoroty-v-stranakh-tsientral-noi-ievropy-i-rossii"
    ["file_id"] => string(6) "150744"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420552676"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(67) "Февральская революция. Урок-семинар "
    ["seo_title"] => string(41) "fievral-skaia-rievoliutsiia-urok-sieminar"
    ["file_id"] => string(6) "106114"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402942838"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "«Первая российская революция. Реформы политической системы»"
    ["seo_title"] => string(67) "piervaia-rossiiskaia-rievoliutsiia-rieformy-politichieskoi-sistiemy"
    ["file_id"] => string(6) "268135"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450551327"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(55) "великая российская революция "
    ["seo_title"] => string(35) "vielikaia-rossiiskaia-rievoliutsiia"
    ["file_id"] => string(6) "211730"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1431678745"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "Политическая жизнь России в революциях 1905-1917 гг. "
    ["seo_title"] => string(61) "politichieskaia-zhizn-rossii-v-rievoliutsiiakh-1905-1917-ghgh"
    ["file_id"] => string(6) "122659"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414324331"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства