Просмотр содержимого документа
«Религия и культура. Распространение ислама»
Тема: Религия и культура. Распространение ислама.
Цель урока:познакомить учащихся с различными религиозными
верованиями, с влиянием мусульманской религии
на развитие культуры.
Задачи урока:
1. Учащиеся должны знать, о возникновении мусульманской религии и о ее влияние на развитие культуры.
2. Способствовать развитию навыков работы в группах, учить правильно, составлять план выступлений и представлять его на общее обсуждение.
3. Воспитывать уважение к памятникам культуры и архитектуры.
Вид урока:Комбинированный.
Оборудование урока:Карта Казахского Ханства, презентация домашнего задания, презентация новой темы урока.
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Опрос домашнего задания по вопросам § 18.
Класс разбит на 2 группы по 6 человек.
Задание первой группе: (слайд 3)
1. Мечети – это…
2. К какому веку относятся найденные на территории Южного Казахстана и Жетысу остатки мечетей?
3. Археологические находки мечетей.
4. Что вы знаете о декоративно-прикладном искусстве казахского народа?
Задание второй группе: (слайд 4)
1.Мавзолеи – это…
2. К какому периоду относятся мавзолеи, найденные на территории Казахстана?
3. Археологические находки мавзолеев.
4. Что вы знаете о строительстве в средние века восточных бань?
Дополнительно каждая группа по своей теме готовят вопросы друг другу.
(слайд 5-8 – фотографии мечети и мавзолеев)
3. Объяснение нового материала.
План изучения новой темы урока:
Доисламские религиозные верования.
Влияние мусульманской религии на развитие культуры и ее распространение.
Укреплений позиций ислама.
По сведениям археологических исследований, на юге и юго-востоке Казахстана (Жетысу) среди жителей городов были распространены различные религиозные верования.
Судя по письменным источникам, в Сырдарьинском регионе был широко распространен культ барана. Он связан с зороастрийским фавном. У некоторых народностей фавн – бог полей и лесов, покровитель стад, дарующий изобилие, счастье, здоровье, оберегающий от злых духов в доме. (слайд 12). Широко был распространен культ баранау огузов и туркмен. Дажепроисхождение свое Огузы связывали с почитанием барана как покровителя рода и племен.
Баран использовался как жертвенное животное. Важную роль баран играл в культовых воззрениях казахов, у которых он выступал в качестве жертвенного животного и оберега – тотема.
Тотем – жертвенное животное, оберег. (слайд -12)
Археологические находки.
При раскопках присырдарьинских средневековых городов найдена посуда с изображениями баранов и птиц. Навершия крышек были сделан в виде барана с рогами. Среди изображений на крышках – птицы, среди которых можно определить петуха с характерным гребешком.
Такие крышки посуды часто встречаются при раскопках городов Отрар, Куйрыктобе и Оксус.
Одной из традиций религиозных верований в средние века являлось поклонение огню.
Археологические находки.
При раскопках городов Куйрыктобе и Отрар археологи в зажиточных домах обнаружили богато украшенные очаги, относящиеся к XI – XII векам. Поклонение огню казахи и кыргызы связывали со священной Умай анна. (слайд 14).В казахском народе почитание огню и поклонение ему можно проследить по таким суевериям, как «не плюй в огонь», «не наступай на то место, где горел огонь», «не перешагивай через огонь»(слайд 13) и т.д. Существовала традиция: когда в доме появлялась молодая сноха, подливали масло в огонь, то есть совершали жертвоприношение. Это были издавна бытующие в народе традиции, суеверия и обычаи.
(слайд 11)
Распространение исламской религии началось в период арабских вторжений в Среднюю Азию и Казахстан. Создав свое централизованное государство, арабы с 633 года начали предпринимать завоевательные походы против других народов, объявляя им «войну за истинную веру».
Основные хронологические события: (слайд 17)
709 год – арабский полководец Кутейба ибн Муслим захватил Бухару, 714 год – захватил город Шаш.
737-748 года – арабский полководец Насыр ибн Сейяр завоевал ряд регионов Средней Азии и Южного Казахсатана.
751 год –в битве у города Атлах тюргеши в союзе с арабами одержали победу над китайскими войсками.
В X – XI веках в развитии городской культуры значительную роль сыграла новая религия – ислам. В начале X века основатель династии Караханидов Сатук Богра-хан принял ислам. А уже в 960 году его сын Мусса Богра-хан объявил ислам государственной религией.
Источники: (карта – слайд 10)
Арабский историк аль-Макдизи упоминал о мечетях, возведенных в X веке в городах Южного Казахстанаи Жетысу, когда они стали обязательными городскими сооружениями. Это полностью подтверждено археологическими раскопками. Так, были раскопаны остатки мечетей в городах Куйрыктобе, Баласагун, Тараз и Отрар. Например, в 4 - километрах южнее Отрара близ зимовки Байылдыр найдены и исследованы остатки мечети Жума.
Укреплений позиций ислама можно проследить и по погребальным обрядам. Например, при исследовании кладбища под городом Куйрыктобе, установлено, что умершие были преданы земле с соблюдением мусульманских обрядов. А нам известно, что по мусульманскому обряду умерший укладывался головой, обращенной в сторону Мекки, (слайд 19) а обе руки складывались на груди. Прежде предметы, которыми при жизни пользовался покойный, хоронились вместе с ним. А согласно исламской религии, это запрещалось.
Во второй половине XII века среди представителей знати кипчаков и простого кыпчакского населения близ Хорезма началось широкое распространение исламской религии. В центральном городе кипчаков Сыгнаке были возведены мечети, медресе. Здесь жили многие известные ученые-богословы, в частности Хисамаддин аль-Сыгнаки.
Таким образом,укрепление исламской религии оказало благотворное влияние на развитие различных отраслей науки и знаний на казахской земле. (слайд 20)
Вопросы для закрепления: (слайд 21)
Как называется жертвенное животное, оберег? (тотем)
Какие племена в 751 году участвовали в битве против китайских войск вместе с арабами? (тюргеши)
В каком году ислам был объявлен государственной религией в государстве Караханидов? (в 960 году)
Перечислите древние религиозные верования на территории Жетысу: (ислам, христианство несторианского тока, буддизм, зороастризм)
Когда был принят ислам в Казахстане? (X-XI вв.)
Кто объявил ислам государственной религией? (Мусса Богра хан)
Священная книга мусульман? (Коран) (слайд 18)
Оценки за урок.
Задание на дом: (слайд 22)внимательно прочитать § 19 и запомнить его содержание, знать ответы на вопросы в конце параграфа.
object(ArrayObject)#874 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(182) "разработка урока по истории Казахстана в 7 классе на тему "Развитие науки и образования в IX -XII веках""
["seo_title"] => string(108) "razrabotka-uroka-po-istorii-kazakhstana-v-7-klassie-na-tiemu-razvitiie-nauki-i-obrazovaniia-v-ix-xii-viekakh"
["file_id"] => string(6) "264253"
["category_seo"] => string(8) "istoriya"
["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
["date"] => string(10) "1449674730"
}
}