kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Религия и культура. Распространение ислама

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: познакомить учащихся с различными религиозными верованиями, с влиянием мусульманской религии на развитие культуры.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Религия и культура. Распространение ислама»

Тема: Религия и культура. Распространение ислама.

Цель урока: познакомить учащихся с различными религиозными

верованиями, с влиянием мусульманской религии

на развитие культуры.

Задачи урока:

1. Учащиеся должны знать, о возникновении мусульманской религии и о ее влияние на развитие культуры.

2. Способствовать развитию навыков работы в группах, учить правильно, составлять план выступлений и представлять его на общее обсуждение.

3. Воспитывать уважение к памятникам культуры и архитектуры.

Вид урока: Комбинированный.

Оборудование урока: Карта Казахского Ханства, презентация домашнего задания, презентация новой темы урока.

Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Опрос домашнего задания по вопросам § 18.

Класс разбит на 2 группы по 6 человек.

Задание первой группе: (слайд 3)

1. Мечети – это…

2. К какому веку относятся найденные на территории Южного Казахстана и Жетысу остатки мечетей?

3. Археологические находки мечетей.

4. Что вы знаете о декоративно-прикладном искусстве казахского народа?

Задание второй группе: (слайд 4)

1.Мавзолеи – это…

2. К какому периоду относятся мавзолеи, найденные на территории Казахстана?

3. Археологические находки мавзолеев.

4. Что вы знаете о строительстве в средние века восточных бань?

Дополнительно каждая группа по своей теме готовят вопросы друг другу.

(слайд 5-8 – фотографии мечети и мавзолеев)

3. Объяснение нового материала.

План изучения новой темы урока:

  1. Доисламские религиозные верования.

  2. Влияние мусульманской религии на развитие культуры и ее распространение.

  3. Укреплений позиций ислама.


По сведениям археологических исследований, на юге и юго-востоке Казахстана (Жетысу) среди жителей городов были распространены различные религиозные верования.

Судя по письменным источникам, в Сырдарьинском регионе был широко распространен культ барана. Он связан с зороастрийским фавном. У некоторых народностей фавн – бог полей и лесов, покровитель стад, дарующий изобилие, счастье, здоровье, оберегающий от злых духов в доме. (слайд 12). Широко был распространен культ барана у огузов и туркмен. Даже происхождение свое Огузы связывали с почитанием барана как покровителя рода и племен.


Баран использовался как жертвенное животное. Важную роль баран играл в культовых воззрениях казахов, у которых он выступал в качестве жертвенного животного и оберега – тотема.


Тотем – жертвенное животное, оберег. (слайд -12)

Археологические находки.

При раскопках присырдарьинских средневековых городов найдена посуда с изображениями баранов и птиц. Навершия крышек были сделан в виде барана с рогами. Среди изображений на крышках – птицы, среди которых можно определить петуха с характерным гребешком.

Такие крышки посуды часто встречаются при раскопках городов Отрар, Куйрыктобе и Оксус.

Одной из традиций религиозных верований в средние века являлось поклонение огню.

Археологические находки.

При раскопках городов Куйрыктобе и Отрар археологи в зажиточных домах обнаружили богато украшенные очаги, относящиеся к XIXII векам. Поклонение огню казахи и кыргызы связывали со священной Умай анна. (слайд 14).В казахском народе почитание огню и поклонение ему можно проследить по таким суевериям, как «не плюй в огонь», «не наступай на то место, где горел огонь», «не перешагивай через огонь» (слайд 13) и т.д. Существовала традиция: когда в доме появлялась молодая сноха, подливали масло в огонь, то есть совершали жертвоприношение. Это были издавна бытующие в народе традиции, суеверия и обычаи.










(слайд 11)

Распространение исламской религии началось в период арабских вторжений в Среднюю Азию и Казахстан. Создав свое централизованное государство, арабы с 633 года начали предпринимать завоевательные походы против других народов, объявляя им «войну за истинную веру».



Основные хронологические события: (слайд 17)

709 годарабский полководец Кутейба ибн Муслим захватил Бухару, 714 год – захватил город Шаш.

737-748 года – арабский полководец Насыр ибн Сейяр завоевал ряд регионов Средней Азии и Южного Казахсатана.

751 год –в битве у города Атлах тюргеши в союзе с арабами одержали победу над китайскими войсками.


В XXI веках в развитии городской культуры значительную роль сыграла новая религия – ислам. В начале X века основатель династии Караханидов Сатук Богра-хан принял ислам. А уже в 960 году его сын Мусса Богра-хан объявил ислам государственной религией.


Источники: (карта – слайд 10)

Арабский историк аль-Макдизи упоминал о мечетях, возведенных в X веке в городах Южного Казахстана и Жетысу, когда они стали обязательными городскими сооружениями. Это полностью подтверждено археологическими раскопками. Так, были раскопаны остатки мечетей в городах Куйрыктобе, Баласагун, Тараз и Отрар. Например, в 4 - километрах южнее Отрара близ зимовки Байылдыр найдены и исследованы остатки мечети Жума.

Укреплений позиций ислама можно проследить и по погребальным обрядам. Например, при исследовании кладбища под городом Куйрыктобе, установлено, что умершие были преданы земле с соблюдением мусульманских обрядов. А нам известно, что по мусульманскому обряду умерший укладывался головой, обращенной в сторону Мекки, (слайд 19) а обе руки складывались на груди. Прежде предметы, которыми при жизни пользовался покойный, хоронились вместе с ним. А согласно исламской религии, это запрещалось.

Во второй половине XII века среди представителей знати кипчаков и простого кыпчакского населения близ Хорезма началось широкое распространение исламской религии. В центральном городе кипчаков Сыгнаке были возведены мечети, медресе. Здесь жили многие известные ученые-богословы, в частности Хисамаддин аль-Сыгнаки.

Таким образом, укрепление исламской религии оказало благотворное влияние на развитие различных отраслей науки и знаний на казахской земле. (слайд 20)


Вопросы для закрепления: (слайд 21)

  1. Как называется жертвенное животное, оберег? (тотем)

  2. Какие племена в 751 году участвовали в битве против китайских войск вместе с арабами? (тюргеши)

  3. В каком году ислам был объявлен государственной религией в государстве Караханидов? (в 960 году)

  4. Перечислите древние религиозные верования на территории Жетысу: (ислам, христианство несторианского тока, буддизм, зороастризм)

  5. Когда был принят ислам в Казахстане? (X-XI вв.)

  6. Кто объявил ислам государственной религией? (Мусса Богра хан)

  7. Священная книга мусульман? (Коран) (слайд 18)


Оценки за урок.

Задание на дом: (слайд 22) внимательно прочитать § 19 и запомнить его содержание, знать ответы на вопросы в конце параграфа.


5




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Религия и культура. Распространение ислама

Автор: Алмашева Оксана Амангалиевна

Дата: 09.01.2015

Номер свидетельства: 152381

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Конспект урока по обществознанию "Распространение ислама""
    ["seo_title"] => string(63) "konspiekt_uroka_po_obshchiestvoznaniiu_rasprostranieniie_islama"
    ["file_id"] => string(6) "360720"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1479652745"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "презентация по географии на тему "Религия" "
    ["seo_title"] => string(51) "priezientatsiia-po-ghieoghrafii-na-tiemu-rielighiia"
    ["file_id"] => string(6) "239609"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1444829169"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(152) "Календарно- тематическое планирование по ОРКСЭ модуль "Основы исламской культуры" "
    ["seo_title"] => string(83) "kaliendarno-tiematichieskoie-planirovaniie-po-orkse-modul-osnovy-islamskoi-kul-tury"
    ["file_id"] => string(6) "229787"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1441882743"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(182) "разработка урока по истории Казахстана в 7 классе на тему "Развитие науки и образования в IX -XII веках""
    ["seo_title"] => string(108) "razrabotka-uroka-po-istorii-kazakhstana-v-7-klassie-na-tiemu-razvitiie-nauki-i-obrazovaniia-v-ix-xii-viekakh"
    ["file_id"] => string(6) "264253"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449674730"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(205) "Урок по истории Казахстана на тему:  "Развитие культуры, торговли и религии на трассах Великого Шелкового  пути". "
    ["seo_title"] => string(118) "urok-po-istorii-kazakhstana-na-tiemu-razvitiie-kul-tury-torghovli-i-rielighii-na-trassakh-vielikogho-shielkovogho-puti"
    ["file_id"] => string(6) "215932"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1432825682"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства