-способствовать формированию у учащихся образа преобразований Петра, как решительного изменения всех форм общественной и
- проанализировать историческое значение реформаторской деятельности Петра I для дальнейшего становления государственности в
России.
- содействовать воспитанию в ходе урока творческого подхода в изучении нового материал.
1. Организационный
2. Актуализация знаний
3. Постановка проблемы
5. Первичное закрепление знаний
6. Информация о домашнем задании.
7. Рефлексия
Дидакти-ческая структура урока | Деятельность учеников | Деятельность учителя | Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению результатов | УДД | Планируемые результаты |
личностные | предметные | метапредметные |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Оргмомент | Приветствуют учителя. Заводят маршрутные листы. | Здравствуйте, ребята. Поприветствуйте друг друга. Вы заведете маршрутный лист урока, куда будете вносить оценки себе за работу на уроке. | | Коммуникативные | | | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Актуализация знаний | Мозговой штурм. Определение темы урока. Работа в парах. | Посмотрите внимательно на портрет. Кто это? Правильно, это Петр I. Какие ассоциации вызывает у вас имя Петра Первого? Исполинская фигура Петра 1 вечная загадка для отечественной исторической общественной мысли. Одни восхищаются Петром «то академик, то Герой, то мореплаватель, то плотник» (А. С.Пушкин), «царь – просветитель». А для других он «злодей», «деспот», «тиран». У каждого автора свои представления о царе – реформаторе Так кем же он был, Петр Алексеевич Сегодня на уроке мы с вами попытаемся разобраться . | Презентация (слайд 2.) Вопросы учителя. | Регулятивные: способность начинать и заканчивать учебные действия в нужный момент. Личностные: умение осознавать значение и смысл тех или иных знаний. | Социальные компетенции. | Определять и объяснять свои оценки исторических явлений, событий. | Умение развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; строить логические рассуждения; формулировать и аргументировать свое мнение. четко и доступно излагать свои мысли. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
| | Откройте параграф 15. Прочитайте название параграфа: «Реформы Петра Первого». Сформулируйте, пожалуйста, тему урока. | Слайд 1. | | | | |
Постановка проблемы: | Работа по составлению кластера. Составление плана, цели урока. Работа в парах. | На рубеже XVII-XVIII столетий выявилось явное отставание России от стран Западной Европы. - В чём заключалось его проявление? Чтобы догнать развитые государства, России необходимо было проводить реформы. Что такое реформа? Реформа- это преобразование И цель нашего урока познакомиться с основными преобразованиями, которые проводил Петр I во время своего правления. Составим по пунктам параграфа кластер. Используя свой кластер, предположите, как может выглядеть план нашего урока? 1.Совместно с учениками озвучивает тему, план и цель урока, выдвигает проблему: «Петр 1 – реформатор или тиран?» | . Слайд 3 Слайд 4 Слайд 5 Слайд 6 | .Регулятивные: определять цель, проблему. Познавательные: логические действия – анализ объектов с целью выделения признаков, действия исследования. Коммуникативные: планировать учебные действия с учителем. Личностные: осознание себя с судьбой страны. | уметь: анализировать пройденный материал, сравнивать, делать выводы, и сопоставлять информацию. | Выявлять главное, сравнивать и обобщать исторические факты и понятия. | умение организовать учебное сотрудничество; умение работать с новой информацией, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи. |
Открытие новых знаний. | Самостоятельная работа по группам со схемами. Работа с материалами учебника. Изучают материалы учебника, карту, обсуждают, выбирают выступающего, слушают в группе его выступление, дополняют, формулируют краткую запись | А теперь поработаем самостоятельно в группах. - Делит класс на 5 групп Формулирует задание: 1группа составляет схему «Органы государственной власти при Петре.»и рассказывает о них. 2 группа освещает изменения в положении дворянства. «Указ о единонаследии» по пункту параграфа и историческому документу на стр.135; характеризует по таблице Табель о рангах. 3 группа. Областная реформа Составляют кластер и показывают на карте. 4 группа. Городская реформа.. Составляет схему городского управления и освещает по ней. 5 группа. Церковная реформа. Каждая группа расскажет нам об этих реформах. Итак, исходя из ваших сообщений мы можем сделать вывод, что благодаря проведенным реформам Россия встала на путь модернизации. Корректирует, дополняет выступления. | | Личностные: умение следовать моральным нормам (взаимопомощь, правдивость, ответственность). Коммуникативные: совершенствовать навыки работы в группе, умение слушать, умение выражать свои мысли. Познавательные: поиск и выделение необходимой информации. Регулятивные: выбирать средства для организации своего поведения, умение планировать, контролировать и выполнять действия по заданному образцу, самооценка. | Умения искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию. уметь: сотрудничать и работать в группе; умение работать в команде (слушать и слышать, учитывать мнение другого). | Выявлять главное, сравнивать и обобщать исторические факты и понятия. Определять и объяснять свои оценки исторических явлений, событий. | Умение выбирать основания и критерии для анализа и сравнения; умение применять схемы для решения учебных задач; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи; |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
| Самопро-верка. Фронтальная беседа. | Так какие же реформы провел Петр I вВ чём заключалась суть реформы государственного управления? Назовите функции, которые должен был выполнять Сенат. В 1711г. был создан фискалитет. А какой указ был подписан в январе 1722г.? Кто возглавлял систему прокуратуры? А чем занимается современная прокуратура? Давайте вспомним, что такое приказы и когда они впервые появились? В 1718-1720гг. приказы были заменены 11 коллегиями, чьи функции были четко определены.В 1718г. появились первые три важнейшие коллегии: Военная, Адмиралтейская, Иностранная. Определите функции коллегии. Сделайте вывод о проведении губернской реформы. Как вы думаете, какие органы управления. XVII сменил Синод?Каким образом при Петре I изменились отношения государства и церкви? Как вы думаете, повлияли ли проведенные реформы на власть императора? В России оформился абсолютизм. | Вопросы учителя. Слайд 7 Слайд 8 Слайд 9 Слайд 10 Слайд 11 Слайд 12 Слайд 13 Слайд 14 Слайд 15 Учебник стр.129-132 | Коммуника-тивные | | | умение осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей; владение устной речью. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Первичное закрепление учебного материала | Обобщение материала. Составление Синквейна и сравнительной таблицы «Положительные и отрицательные последствия петровских реформ. Запись вывода. Самостоятельно выполняют задания, проверяют задания , обмениваясь тетрадями. Выставляют в маршрутных листах итоговую оценку. | Как вы думаете, в чьих интересах проводились государственные реформы Петром I ? Аргументируйте свою точку зрения. Учитель отмечает степень вовлечения учащихся в работу. Составьте синквейн о Петре I. Исходя из вашихсинквейнов, Петр 1 выходит реформатором. Так, справедливо ли мнение, что Петр Великий своими реформами исказил исторический путь России? Примерные ответы учащихся: Нет, своими реформами Петр I не исказил исторический путь России, он верил в свой народ, любил его и Россию. Он лишь приблизил ее к развитию ведущих западных держав. Да, на самом деле Петр всегда оставался патриотом и думал о будущем России, России великой и могучей. Таким образом, мы выяснили, что эпоха Петра I Великого была временем серьезного переустройства нашей страны. Изменения, реформы этого правителя затронули все сферы жизнедеятельности нашей Родины в XVIII столетии. Имели место положительные результаты этих реформ: - Россия превращается в империю (1721 год) c мощной армией и флотом. -Улучшилось международное положение России. -Произошло ускорение темпов социально-экономического и культурного развития России. Но также происходят отрицательные процессы, влияющие на развитие страны: -Консервация феодально-крепостнических отношений. -Подавление личности государством. -Становление абсолютной монархии в России. -Подчинение церкви государству. -Активное вмешательство государства в социально-экономические отношения. Да, на самом деле Петр всегда оставался патриотом и думал о будущем России, России великой и могучей. О, мощный властелин судьбы! Не так ли ты над сомой бездной, На высоте, уздой железной Россию поднял на дыбы. Выполните задание самостоятельно и обменяйтесь для проверки друг с другом. А теперь правильный ответ. Проверяем задания, ставим баллы. | Составьте синквейн «Петр 1» Слайд 17. Составьте таблицу «Положительные и отрицательные последствия петровских реформ. Записать вывод на основании таблицы. Слайд 18 Слайд 20 | Регулятивные: развивать способность исправлять промежуточные результаты своих действий, самооценка. Познавательные: включают способность решения задач, тестов. | Умения анализировать и оценивать информацию. | Определять и объяснять свои оценки исторических явлений, событий. | Умение выбирать основания и критерии для анализа и сравнения; умение осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей; владение устной речью; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Информация о домашнем задании. | | | § 15, Написать эссе «Петр 1 – тиран или реформатор». | | Умения искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию. | Определять и объяснять свои оценки исторических явлений, событий. | Умение осознан но использовать речевые средства для выражения своих мыслей. |
Рефлексия | | Предлагаю написать «письмо самому себе». Опишите ощущения от урока: что понравилось, что не понравилось, что было интересно, что было трудно. | | Личностные: знание моральных норм и умение следовать им (взаимопомощь, правдивость, ответственность). | Умение оценивать процесс и результат своей деятельности на уроке. | | |