kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Развитие творческих способностей учащихся на уроках истории и обществознания.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Применение и развитие различных видов творчества в процессе обучения истории углубляет знания учащихся, вызывает интерес к процессу учения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Развитие творческих способностей учащихся на уроках истории и обществознания.»

Развитие творческих способностей учащихся на уроках истории и обществознания.

В современной педагогической науке разработано несколько технологий, направленных на развитие творческих способностей личности: это "Методика коммунарского воспитания" Иванова Игоря Петровича, "Технология творческого развивающего обучения" Волкова Игоря Павловича, "Теория решения изобретательских задач" Альтшуллера Генриха Сауловича и ряд других. Они направлены на развитие различных сфер личности и имеют как общие, так и специфические особенности.

Многие технологии сводятся к развитию творческого мышления, как необходимого условия для формирования интеллектуально развитой личности.

Но в процессе обучения истории, немаловажную роль играют и другие виды творчества: литературное, художественное, научное, музыкальное. Эти виды творчества помогают раскрыть индивидуально-личностные качества учащихся.

Научное творчество помогает учителю опираться на имеющийся у детей багаж знаний, умений, навыков, ставить перед ними поисковую творческую задачу, консультировать и использовать в учебном процессе её результаты.

Метод художественного исполнительства организует совместную деятельность учителя и учащихся на основе идейно-эмоционального освоения школьниками эстетических свойств вещей и явлений, овладения художественными средствами выражения своего эстетического понимания, чувствования и отношения к действительности.

Литературное и музыкальное исполнительство на уроках истории проявляется в выразительном изложении мыслей, чтения наизусть, драматизации, декламации, грамотном чтении.

Применение и развитие различных видов творчества в процессе обучения истории углубляет знания учащихся, вызывает интерес к процессу учения.

Для систематизации творческих уроков, заданий необходимо учителю заранее составлять планирование уроков и заданий творческого характера по темам.

Процесс развития творческих способностей на уроках истории должен быть непрерывным, проводиться не от случая к случаю, а систематически. В связи с этим в своей работе я ставлю перед собой следующие задачи для развития творческих способностей учащихся на уроках истории:

1. Использовать в дальнейшей работе педагогические технологии, способствующие творческому развитию учащихся на уроках истории.

2. Создавать условия для проявления и формирования основных черт творческой деятельности.

3. Содействовать сотрудничеству и сотворчеству ученика и учителя.

4. Способствовать воспитанию общественно-активной, творческой

личности, способной преумножить общественную культуру.

АКТУАЛЬНОСТЬ

Проблема творческого развития весьма актуальна сегодня. ускорение научно-технического прогресса будет зависеть от количества и качества творчески развитых умов, от их способности обеспечить быстрое развитие науки и техники. таким образом, актуальность проблемы творческого развития вытекает из самой жизненной ситуации.

Во-первых, развитие творческих способностей позволяет воспитывать инициативную, думающую, способную на творческих подход в любом деле личность.

Во-вторых, позволяет учащимся осмысливать события и явления на основе исторического анализа.

В-третьих, помогает воспитывать современное историческое сознание, развивать самостоятельное, персонифицированное мышление.

В-четвертых, развитие творческих способностей ведет к формированию интеллектуальной, гармонически развитой личности.

        Предлагаю несколько вариантов использования творческих заданий на уроках истории и обществознания.

Использование литературного творчества.

Написание хайку.

1)  Я был кем-то или чем-то

Я видел кого - то или что-то.

2) Место и действие .

(где и что делал)

3) Определите как?

( примеры текстов написанные учениками)

***

Я был листом

Растущим в лесу , давая пищу

Не желая того.

***

Я был Александром

Совершал походы на Восток.

С победой.

***

Я был облаком

Плывущим над сражением

Мне было страшно.

***

Я был солдатом

Воевал за Родину

Храбро.

Написание синквейнов.

1) Одно слово существительное или местоимение,  обозначающее объект или предмет.

2) Два слова : прилагательное или причастие.

3) Три глагола , обозначающих действия объекта.

4) Фраза из четырех слов , личное отношение автора к предмету.

5) Одно слово. Суть предмета.

( синквейны написанные учениками)

***

Учитель добрый знающий

Учит, воспитывает, помогает,

Старый друг,  лучше новых

Мастер.

   

***

Иван

Грозный ,  неуравновешенный.

Убивает, пытает, казнит.

Как зверь

Беспощадный.

***

Война

Голодная, кровавая

Стреляют, убивают, разрушают.

Нет ничего ужаснее в мире.

Страх.

Использование игровых приемов на уроках , для повторения и закрепления материала.

5 класс. Исторический диктант.

А- первобытное общество

Б - Древний Египет.

Выписать в нужный столбик  цифры, которыми обозначены слова.

1-фараон, 2- дубина, 3-рубило, 4- шадуф, 5- старейшина, 6- Нил, 7- Северо- Восточная Африка, 8- гарпун, 9- племя, 10- оазис, 11- плуг, 12- мотыга.

Проверка:

А: 2, 3, 5, 8. 9, 11, 12,

Б: 1, 4, 6, 7. 10.

"Веришь ,  не веришь?"

1) Верите ли вы , что река Ганг течет в Китае?

2) Верите ли вы , что Греция расположена в Передней Азии?.

3) Верите ли вы , что Буддизм развивался в Индии, а Конфуцианство в Междуречье?

4) Верите ли вы , что железо изобрели персы?

5) Верите ли вы , что шахматы изобрели в Египте?

6) Верите ли вы , что Евфрат течет в Междуречье?

"Аукцион"

Учащимся предлагается записать в столбик слова , которые характеризуют Индию.

На работу дается пять минут времени.

Затем предлагается начальная цена : шесть слов. Кто больше?

Побеждает тот,  кто больше назовет слов.

"Хлопни верно"

Учитель произносит слова относящиеся к определенной теме , учащимся необходимо хлопнуть в ладоши в тот момент когда произносится не верное слово , относящееся к другой теме.

Зевс, Посейдон, Хеопс, Дионис, Солон, Хаммурапи, Аид, Геракл, Гефест.

Тема: Жизнь египетского вельможи

1.        Мини-диктант.

А - первобытное общество                В - Египет

Выписать в нужный столбик цифры:

Фараон1, дубина2, старейшина5, Нил6, Северо-Восточная Африка7, гарпун8, племя9, оазис10, плуг11, мотыга12.

Проверка:

А - 2, 3, 5, 8, 9, 11, 12.

В - 1, 4, 6, 7, 10.        

2.        Какой век?

А) 113 год -     , 16 год -     , 1431 год -     , 988 год -     , 705 год -    

Б) 215 год -     , 22 год -     , 1817 год -     , 875 год -     , 1114 год -    

Тема: Как жили земледельцы и ремесленники в Египте

1.        Вспомни слова.

ил                                фараон

оазис                        пороги

гарпун                        рубило

род                        племя

Геродот                история

2.        О чем (ком) идет речь.

А) Собрав сородичей и всех друзей

Решил он с ними поживиться.

Чужое племя он ограбил побыстрей

И с ними после боя поделился

                                   (вождь)

Б) Это предки всех слонов,

Но огромнее, лохмаче.

Для охотников, тем паче,

Нет желаннее добычи.

                                        (мамонт)

В) Он был царем,

Потом завоевал Египет.

И стал хозяином корон,

Повелевать стал всеми… (фараон)

6 класс.

Тема "Понятие средние века"

1) Вспомни из ранее изученного , что означают эти слова?

Нил, гарпун, фараон, ил, Ра, история, Геродот, Гомер.

2) определи век.

678 год-?

1132 год - ?

876 год - ?

1567 год -?

Тема : " Образование государств во Франции, Германии, Италии"

"Оком , о чем речь?"

1) Он стал первым носителем титула король. Был высокого роста, в своей жизни совершил более пятидесяти военных походов?

( Карл Великий)

2) Это первый закон франков, в данном законе отразились традиции франков?

( Солическая Правда)

3) Как называли владельца крупного земельного надела?

( феодал)

4) Распад  некогда единого государства на более мелкие территории?

(феодальная раздробленность)

5) Война происходящая в нутрии государства ?

( междоусобная)

Русь древняя и средневековая.

Что за слово?

Кирюф ( Рюрик)

Тыйба  (Батый)

Дора ( Орда)

Зьняк (князь)



Озвучь картину.

 

Настал долгожданный день. Дул тихий ветерок.  Лаяли собаки, нервно потряхивая шерстью. Гудела толпа возле ветхого дома. Важно ходили куры , вторили ветру птицы. Сквозь ржание лошади были слышны прощальные слова : " За все заплачено. Пора в дорогу."

1 пара- дул тихий ветер.

2пара- лаяли собаки

3 пара - голоса кур.

4 пара - голоса птиц.

5 пара - ржание лошади.

6 пара - крестьянин.

У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Для того чтобы они могли проявить свои дарования нужно правильное руководство.

К.Д.Ушинский неоднократно подчеркивал, что ученик может стать обладателем знаний только тогда, когда сам проявит самостоятельность в их приобретении. Но учитель должен руководить этим самостоятельным трудом, давая для него материал. Это единственное требование в настоящее время для развития у учащихся самостоятельной познавательной деятельности, творческих способностей. Но здесь нужно соблюдать определенные психологические условия.

1. Необходимо на уроке создавать бодрую эмоциональную атмосферу, позволяющую ученикам осознать пользу и значимость изучаемого материала, пережить свой личный успех и успех своих товарищей, а также чувство радости открытия и познания нового.

2. Необходимо детей учить учиться. Учить их думать и рассуждать, спорить и доказывать. Таким образом, будет идти развитие совместной творческой, познавательной деятельности.

3. Роль учебных заданий в развитии творческого мышления школьников.

Разные виды заданий по-разному влияют на развитие мышления школьников.

3.1 Например, задание – напишите стих – синквейн. «Синквейн» – это французское слово обозначающее «пять строк». При его написании существуют определенные правила:

1 строка – одно слово, существительное, которое обозначает объект или предмет о котором пойдет речь

2 строка – два прилагательных, которые дают описание признаков или свойств выбранного предмета или объекта

3 строка – три глагола, описывающие характерные действия объекта

4 строка – фраза из четырех слов, выражающая личное отношение автора к объекту

5 строка – одно слово – ассоциация, характеризующее суть предмета или объекта

Учитель

Умный, интересный

Учит, воспитывает, помогает

Учитель – друг своим ученикам

Творец

Синквейн позволяет учителю решать сразу несколько задач. С одной стороны, этот прием изменяет атмосферу в классе, делая ее  творческой. Ребятам нравится сочинять, они с удовольствием это делают.

Однако этот прием не только способствует улучшению эмоционального состояния ребят, но и позволяет учителю проверить, как они запомнили важнейшие понятия темы.

Во время изучения древнего мира в 6-ом классе ученики написали такие синквейны:

Двуречье

Красивое, живое

Нападают, захватывают, завоевывают

В Двуречье происходит становление городов-государств

Месопотамия

Египет

Жаркий, песчаный

Фараоны, завоевали, править

Египет расположен по берегу Нила

Пирамиды

Синквейны можно писать индивидуально, в парах, группах. Написанные в группах часто бывают интереснее, так как ребята стараются выбирать наиболее ценные идеи.

3.2 Для устной проверки пройденного материала очень редко остается достаточное количество времени на уроке. Поэтому в школе распространена практика письменных проверочных работ. Письмо позволяет ученику в сжатом виде изложить свои мысли, систематизировать их. Давно известно: человек, умеющий хорошо писать, может и свободно говорить.

Одним из видов таких заданий является написание эссе. Эссе – это письменное размышление на заданную тему. Этот вид работ особенно эффективен, если школьники пишут его «по горячим следам», не продумывая тщательно план и структуру. Можно давать задание написать эссе на любом этапе урока, также можно использовать в качестве формы домашнего задания.

После изучения темы «Олимпийские игры в Древней Греции» учащимся было предложено домашнее задание – написать эссе «Как я буду готовиться к Олимпийским играм».

Многие ребята подошли к этому вопросу творчески, поэтому получились такие непохожие друг на друга рассуждения:

« Я побывал на Олимпиаде, где спортсмены долго и упорно тренируются. Я хотел бы быть похожим на них…А еще я хотел бы научиться какой-нибудь борьбе. Тогда бы я мог защитить слабых и беззащитных людей».

«…Я посетил Олимпийские состязания, узнал что такие виды спорта, как бег, прыжки в длину, метание появились из-за того, что люди занимались скотоводством. Первым делом я поеду к бабушке и буду догонять скот, скакать на лошади и делать другие хозяйственные дела…»

«Я знаменитый бегун. Мне выпала такая честь участвовать в Олимпиаде, защищать Воронежский край…»

«…Я участвовал в Олимпиаде в качестве легкоатлета и понял, как тяжело без поддержки родных и близких».

3.3 На уроке можно использовать и графические формы не только как рефлексию (обобщение) пройденного материала но и как способ пробуждения у учеников интереса к теме занятий. Это различные картинки, нарисованные детьми и срисованные со страниц учебника.

Таким образом, необходимо так организовать работу учащихся, чтобы в процессе выполнения заданий шло не только усвоение материала, но и развивались творческие способности учащихся, накапливался опыт их практического применения.

Например это может быть плакат по правам человека,

Развитие творческих способностей детей – процесс сложный и многогранный, который осуществляется, прежде всего, посредством развития творческого потенциала самого учителя, через совершенствование опыта его творческой деятельности, а также через становление у него личностного смысла по развитию творческих способностей воспитанников. Дети воспринимают педагога с позиции реализации им творческого подхода к обучению и воспитанию.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Развитие творческих способностей учащихся на уроках истории и обществознания.

Автор: Зябухина Инна Александровна

Дата: 30.10.2017

Номер свидетельства: 435396

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(304) "Объяснительно-иллюстративный метод обучения с использованием компьютерные технологии на уроках истории как педагогическая проблема повышения эффективности урока"
    ["seo_title"] => string(185) "obiasnitiel-no-illiustrativnyi-mietod-obuchieniia-s-ispol-zovaniiem-komp-iutiernyie-tiekhnologhii-na-urokakh-istorii-kak-piedaghoghichieskaia-probliema-povyshieniia-effiektivnosti-uroka"
    ["file_id"] => string(6) "252208"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1447343468"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(155) "«Приемы и методы активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках истории»"
    ["seo_title"] => string(80) "priemy_i_metody_aktivizatsii_myslitelnoi_deiatelnosti_uchashchikhsia_na_urokakh_"
    ["file_id"] => string(6) "635051"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1690031735"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Современные методы и приёмы на  уроке  окружающего мира "
    ["seo_title"] => string(66) "sovriemiennyie-mietody-i-priiomy-na-urokie-okruzhaiushchiegho-mira"
    ["file_id"] => string(6) "119337"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1413388012"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(213) "Статья на тему: «Развитие творческих и интеллектуальных способностей учащихся на уроках истории и обществознания» "
    ["seo_title"] => string(132) "stat-ia-na-tiemu-razvitiie-tvorchieskikh-i-intielliektual-nykh-sposobnostiei-uchashchikhsia-na-urokakh-istorii-i-obshchiestvoznaniia"
    ["file_id"] => string(6) "151828"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1420749744"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "Технология проектного обучения на уроках истории и обществознания "
    ["seo_title"] => string(82) "tiekhnologhiia-proiektnogho-obuchieniia-na-urokakh-istorii-i-obshchiestvoznaniia-1"
    ["file_id"] => string(6) "231264"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1442429446"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства