Просмотр содержимого документа
«Развитие творческих способностей учащихся на уроках истории и обществознания.»
Развитие творческих способностей учащихся на уроках истории и обществознания.
В современной педагогической науке разработано несколько технологий, направленных на развитие творческих способностей личности: это "Методика коммунарского воспитания" Иванова Игоря Петровича, "Технология творческого развивающего обучения" Волкова Игоря Павловича, "Теория решения изобретательских задач" Альтшуллера Генриха Сауловича и ряд других. Они направлены на развитие различных сфер личности и имеют как общие, так и специфические особенности.
Многие технологии сводятся к развитию творческого мышления, как необходимого условия для формирования интеллектуально развитой личности.
Но в процессе обучения истории, немаловажную роль играют и другие виды творчества: литературное, художественное, научное, музыкальное. Эти виды творчества помогают раскрыть индивидуально-личностные качества учащихся.
Научное творчество помогает учителю опираться на имеющийся у детей багаж знаний, умений, навыков, ставить перед ними поисковую творческую задачу, консультировать и использовать в учебном процессе её результаты.
Метод художественного исполнительства организует совместную деятельность учителя и учащихся на основе идейно-эмоционального освоения школьниками эстетических свойств вещей и явлений, овладения художественными средствами выражения своего эстетического понимания, чувствования и отношения к действительности.
Литературное и музыкальное исполнительство на уроках истории проявляется в выразительном изложении мыслей, чтения наизусть, драматизации, декламации, грамотном чтении.
Применение и развитие различных видов творчества в процессе обучения истории углубляет знания учащихся, вызывает интерес к процессу учения.
Для систематизации творческих уроков, заданий необходимо учителю заранее составлять планирование уроков и заданий творческого характера по темам.
Процесс развития творческих способностей на уроках истории должен быть непрерывным, проводиться не от случая к случаю, а систематически. В связи с этим в своей работе я ставлю перед собой следующие задачи для развития творческих способностей учащихся на уроках истории:
1. Использовать в дальнейшей работе педагогические технологии, способствующие творческому развитию учащихся на уроках истории.
2. Создавать условия для проявления и формирования основных черт творческой деятельности.
3. Содействовать сотрудничеству и сотворчеству ученика и учителя.
Проблема творческого развития весьма актуальна сегодня. ускорение научно-технического прогресса будет зависеть от количества и качества творчески развитых умов, от их способности обеспечить быстрое развитие науки и техники. таким образом, актуальность проблемы творческого развития вытекает из самой жизненной ситуации.
Во-первых, развитие творческих способностей позволяет воспитывать инициативную, думающую, способную на творческих подход в любом деле личность.
Во-вторых, позволяет учащимся осмысливать события и явления на основе исторического анализа.
В-третьих, помогает воспитывать современное историческое сознание, развивать самостоятельное, персонифицированное мышление.
В-четвертых, развитие творческих способностей ведет к формированию интеллектуальной, гармонически развитой личности.
Предлагаю несколько вариантов использования творческих заданий на уроках истории и обществознания.
Использование литературного творчества.
Написание хайку.
1) Я был кем-то или чем-то
Я видел кого - то или что-то.
2) Место и действие .
(где и что делал)
3) Определите как?
( примеры текстов написанные учениками)
***
Я был листом
Растущим в лесу , давая пищу
Не желая того.
***
Я был Александром
Совершал походы на Восток.
С победой.
***
Я был облаком
Плывущим над сражением
Мне было страшно.
***
Я был солдатом
Воевал за Родину
Храбро.
Написание синквейнов.
1) Одно слово существительное или местоимение, обозначающее объект или предмет.
2) Два слова : прилагательное или причастие.
3) Три глагола , обозначающих действия объекта.
4) Фраза из четырех слов , личное отношение автора к предмету.
5) Одно слово. Суть предмета.
( синквейны написанные учениками)
***
Учитель добрый знающий
Учит, воспитывает, помогает,
Старый друг, лучше новых
Мастер.
***
Иван
Грозный , неуравновешенный.
Убивает, пытает, казнит.
Как зверь
Беспощадный.
***
Война
Голодная, кровавая
Стреляют, убивают, разрушают.
Нет ничего ужаснее в мире.
Страх.
Использование игровых приемов на уроках , для повторения и закрепления материала.
5 класс. Исторический диктант.
А- первобытное общество
Б - Древний Египет.
Выписать в нужный столбик цифры, которыми обозначены слова.
2) Верите ли вы , что Греция расположена в Передней Азии?.
3) Верите ли вы , что Буддизм развивался в Индии, а Конфуцианство в Междуречье?
4) Верите ли вы , что железо изобрели персы?
5) Верите ли вы , что шахматы изобрели в Египте?
6) Верите ли вы , что Евфрат течет в Междуречье?
"Аукцион"
Учащимся предлагается записать в столбик слова , которые характеризуют Индию.
На работу дается пять минут времени.
Затем предлагается начальная цена : шесть слов. Кто больше?
Побеждает тот, кто больше назовет слов.
"Хлопни верно"
Учитель произносит слова относящиеся к определенной теме , учащимся необходимо хлопнуть в ладоши в тот момент когда произносится не верное слово , относящееся к другой теме.
Тема : " Образование государств во Франции, Германии, Италии"
"Оком , о чем речь?"
1) Он стал первым носителем титула король. Был высокого роста, в своей жизни совершил более пятидесяти военных походов?
( Карл Великий)
2) Это первый закон франков, в данном законе отразились традиции франков?
( Солическая Правда)
3) Как называли владельца крупного земельного надела?
( феодал)
4) Распад некогда единого государства на более мелкие территории?
(феодальная раздробленность)
5) Война происходящая в нутрии государства ?
( междоусобная)
Русь древняя и средневековая.
Что за слово?
Кирюф ( Рюрик)
Тыйба (Батый)
Дора ( Орда)
Зьняк (князь)
Озвучь картину.
Настал долгожданный день. Дул тихий ветерок. Лаяли собаки, нервно потряхивая шерстью. Гудела толпа возле ветхого дома. Важно ходили куры , вторили ветру птицы. Сквозь ржание лошади были слышны прощальные слова : " За все заплачено. Пора в дорогу."
1 пара- дул тихий ветер.
2пара- лаяли собаки
3 пара - голоса кур.
4 пара - голоса птиц.
5 пара - ржание лошади.
6 пара - крестьянин.
У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Для того чтобы они могли проявить свои дарования нужно правильное руководство.
К.Д.Ушинский неоднократно подчеркивал, что ученик может стать обладателем знаний только тогда, когда сам проявит самостоятельность в их приобретении. Но учитель должен руководить этим самостоятельным трудом, давая для него материал. Это единственное требование в настоящее время для развития у учащихся самостоятельной познавательной деятельности, творческих способностей. Но здесь нужно соблюдать определенные психологические условия.
1. Необходимо на уроке создавать бодрую эмоциональную атмосферу, позволяющую ученикам осознать пользу и значимость изучаемого материала, пережить свой личный успех и успех своих товарищей, а также чувство радости открытия и познания нового.
2. Необходимо детей учить учиться. Учить их думать и рассуждать, спорить и доказывать. Таким образом, будет идти развитие совместной творческой, познавательной деятельности.
3. Роль учебных заданий в развитии творческого мышления школьников.
Разные виды заданий по-разному влияют на развитие мышления школьников.
3.1 Например, задание – напишите стих – синквейн. «Синквейн» – это французское слово обозначающее «пять строк». При его написании существуют определенные правила:
1 строка – одно слово, существительное, которое обозначает объект или предмет о котором пойдет речь
2 строка – два прилагательных, которые дают описание признаков или свойств выбранного предмета или объекта
3 строка – три глагола, описывающие характерные действия объекта
4 строка – фраза из четырех слов, выражающая личное отношение автора к объекту
5 строка – одно слово – ассоциация, характеризующее суть предмета или объекта
Учитель
Умный, интересный
Учит, воспитывает, помогает
Учитель – друг своим ученикам
Творец
Синквейн позволяет учителю решать сразу несколько задач. С одной стороны, этот прием изменяет атмосферу в классе, делая ее творческой. Ребятам нравится сочинять, они с удовольствием это делают.
Однако этот прием не только способствует улучшению эмоционального состояния ребят, но и позволяет учителю проверить, как они запомнили важнейшие понятия темы.
Во время изучения древнего мира в 6-ом классе ученики написали такие синквейны:
Двуречье
Красивое, живое
Нападают, захватывают, завоевывают
В Двуречье происходит становление городов-государств
Месопотамия
Египет
Жаркий, песчаный
Фараоны, завоевали, править
Египет расположен по берегу Нила
Пирамиды
Синквейны можно писать индивидуально, в парах, группах. Написанные в группах часто бывают интереснее, так как ребята стараются выбирать наиболее ценные идеи.
3.2 Для устной проверки пройденного материала очень редко остается достаточное количество времени на уроке. Поэтому в школе распространена практика письменных проверочных работ. Письмо позволяет ученику в сжатом виде изложить свои мысли, систематизировать их. Давно известно: человек, умеющий хорошо писать, может и свободно говорить.
Одним из видов таких заданий является написание эссе. Эссе – это письменное размышление на заданную тему. Этот вид работ особенно эффективен, если школьники пишут его «по горячим следам», не продумывая тщательно план и структуру. Можно давать задание написать эссе на любом этапе урока, также можно использовать в качестве формы домашнего задания.
После изучения темы «Олимпийские игры в Древней Греции» учащимся было предложено домашнее задание – написать эссе «Как я буду готовиться к Олимпийским играм».
Многие ребята подошли к этому вопросу творчески, поэтому получились такие непохожие друг на друга рассуждения:
« Я побывал на Олимпиаде, где спортсмены долго и упорно тренируются. Я хотел бы быть похожим на них…А еще я хотел бы научиться какой-нибудь борьбе. Тогда бы я мог защитить слабых и беззащитных людей».
«…Я посетил Олимпийские состязания, узнал что такие виды спорта, как бег, прыжки в длину, метание появились из-за того, что люди занимались скотоводством. Первым делом я поеду к бабушке и буду догонять скот, скакать на лошади и делать другие хозяйственные дела…»
«Я знаменитый бегун. Мне выпала такая честь участвовать в Олимпиаде, защищать Воронежский край…»
«…Я участвовал в Олимпиаде в качестве легкоатлета и понял, как тяжело без поддержки родных и близких».
3.3 На уроке можно использовать и графические формы не только как рефлексию (обобщение) пройденного материала но и как способ пробуждения у учеников интереса к теме занятий. Это различные картинки, нарисованные детьми и срисованные со страниц учебника.
Таким образом, необходимо так организовать работу учащихся, чтобы в процессе выполнения заданий шло не только усвоение материала, но и развивались творческие способности учащихся, накапливался опыт их практического применения.
Например это может быть плакат по правам человека,
Развитие творческих способностей детей – процесс сложный и многогранный, который осуществляется, прежде всего, посредством развития творческого потенциала самого учителя, через совершенствование опыта его творческой деятельности, а также через становление у него личностного смысла по развитию творческих способностей воспитанников. Дети воспринимают педагога с позиции реализации им творческого подхода к обучению и воспитанию.
object(ArrayObject)#851 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(304) "Объяснительно-иллюстративный метод обучения с использованием компьютерные технологии на уроках истории как педагогическая проблема повышения эффективности урока"
["seo_title"] => string(185) "obiasnitiel-no-illiustrativnyi-mietod-obuchieniia-s-ispol-zovaniiem-komp-iutiernyie-tiekhnologhii-na-urokakh-istorii-kak-piedaghoghichieskaia-probliema-povyshieniia-effiektivnosti-uroka"
["file_id"] => string(6) "252208"
["category_seo"] => string(8) "istoriya"
["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
["date"] => string(10) "1447343468"
}
}