kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Развитие культуры Казахстана в 1920-е-1930-е гг

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Развитие культуры Казахстана в 1920-е-1930-е гг. Цель урока: раскрыть сущность культурной революции в Казахстане, и почему возникла необходимость в ее проведении, ее задачи, как создавалось система образования в Советском государстве. Объяснить по какому основному профилю создавались в Казахстане среднеспециальные и высшие учебные заведенияв подготовке каких с пециалистова была заинтересована республика в эти годы. рассказать об основных этапах развития науки в Казахстане, каким образом могли повысить свой теоретический опыт научные работники. как происходило образование Академии наук в Казахстане. Методы обучения: наглядный, частично-поисковый, Форма проведения: групповая, индивидуальная, фронтальная. Тип урока: объяснение новой темы Оборудование: карта, схемы, рисунки, дополнительная литература. Ход урока: 1 Организация класса 2 Целевая установка 3 Опрос домашнего задания. Новая тема План 1. Цели культурной революции. Ликвидация неграмотности. 2.Среднеспециальное образование и высшие учебные заведения. 3. Первые научные учреждения в Советском Казахстане. Академия наук. Объяснение новой тема по плану. 1.Цель культурной революции. Осуществление культурной рево¬люции представляло собой один из пунктов ленинского плана построения социалистического общества. Культурная революция должна была охватить все стороны общественной жизни, чтобы способствовать созданию нового типа культуры и воспитанию нового человека. Намеченные задачи культурной революции осу¬ществлялись в различных регионах Советского государства разны¬ми путями и методами. В Казахстане в этот период наблюдается значительное отстава¬ние в уровне культуры от центральных регионов советской страны. Большая часть населения не имела начального образования на рус¬ском языке. Типографии в Казахстане были предназначены в основ¬ном для печатания периодических изданий, а не книг. Практически не было собственных научных учреждений. Особенность осущест¬вления культурной революции в Казахстане состояла в решении двуединой задачи : с одной стороны, это преодоление культурной отсталости, с другой — формирование новой советской системы учреждений образования, науки и культуры. 3.Общее руководство и контроль за работой идеологических уч¬реждений осуществлял секретариат партии, а на местах — партий¬ные комитеты и ячейки, их коллегии по пропаганде и агитации. В августе 1920 г. в ЦК партии образован агитационно-пропаган¬дистский отдел. 6 ноября этого же года при Наркомпросе РСФСР начал действовать главный политико-просветительный комитет (Главполитпросвет). Эти два органа — партийный и государствен-ный — осуществляли практическое повседневное руководство
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Развитие культуры Казахстана в 1920-е-1930-е гг »

Дата

Урок №

Тема: Развитие культуры Казахстана в 1920-е-1930-е гг.

Цель урока: раскрыть сущность культурной революции в Казахстане, и почему возникла необходимость в ее проведении, ее задачи, как создавалось система образования в Советском государстве. Объяснить по какому основному профилю создавались в Казахстане среднеспециальные и высшие учебные заведенияв подготовке каких

с пециалистова была заинтересована республика в эти годы.

рассказать об основных этапах развития науки в Казахстане, каким образом могли повысить свой теоретический опыт научные работники. как происходило образование Академии наук в Казахстане.

Методы обучения: наглядный, частично-поисковый,

Форма проведения: групповая, индивидуальная, фронтальная.

Тип урока: объяснение новой темы

Оборудование: карта, схемы, рисунки, дополнительная литература.

Ход урока:

  1. Организация класса

  2. Целевая установка

  3. Опрос домашнего задания.

Новая тема

План

1. Цели культурной революции. Ликвидация неграмотности.

2.Среднеспециальное образование и высшие учебные заведения.

3. Первые научные учреждения в Советском Казахстане. Академия наук.

Объяснение новой тема по плану.

1.Цель культурной революции. Осуществление культурной рево­люции представляло собой один из пунктов ленинского плана построения социалистического общества. Культурная революция должна была охватить все стороны общественной жизни, чтобы способствовать созданию нового типа культуры и воспитанию нового человека. Намеченные задачи культурной революции осу­ществлялись в различных регионах Советского государства разны­ми путями и методами.

В Казахстане в этот период наблюдается значительное отстава­ние в уровне культуры от центральных регионов советской страны. Большая часть населения не имела начального образования на рус­ском языке. Типографии в Казахстане были предназначены в основ­ном для печатания периодических изданий, а не книг. Практически не было собственных научных учреждений. Особенность осущест­вления культурной революции в Казахстане состояла в решении двуединой задачи : с одной стороны , это преодоление культурной отсталости , с другой формирование новой советской системы учреждений образования , науки и культуры .

3.Общее руководство и контроль за работой идеологических уч­реждений осуществлял секретариат партии, а на местах — партий­ные комитеты и ячейки, их коллегии по пропаганде и агитации. В августе 1920 г. в ЦК партии образован агитационно-пропаган­дистский отдел. 6 ноября этого же года при Наркомпросе РСФСР начал действовать главный политико-просветительный комитет (Главполитпросвет). Эти два органа — партийный и государствен­ный — осуществляли практическое повседневное руководство культурной революцией. Таким образом, история создания со­циалистической культуры сопровождалась постоянным идеологи­ческим контролем со стороны партии.

Задачи культурной революции. Для осуществления культурной революции в Казахстане предстояло решить ряд задач:

с целью создания определенной культурной базы у местного населения провести мероприятия по распространению грамоты и политических знаний (ликбез);

привести в единую систему учебные и просветительные за­ведения в Казахстане, осуществлять обучение по единой учебной программе.

В 1920-1930-е гг. в сфере культуры Казахстана происходили сложные, противоречивые процессы, шли процессы и созидания и уничтожения. Огромный ущерб культуре наносило тотальное идеологизирование.

Бесплатное образование на родном языке – из мероприятий Советской власти. В 1924 г было создано общество «Долой неграмотность». В мае 1926 г. принят «Устав единой трудовой школы КазАССР». Шефство над бсеобучем взял комсомол Казахстана.

В 1928 г. было 10 % грамотных казахов. В дек 1931 г. введено всеобщее обязательное обучение от 15 до 50 лет. Весной 1931 г. всеобуч был введен кочевых районах. Особое внимание охвату школой уделяли девушкам-казашкам. После голода 1931-1932 гг. выросло число интернатов для детей-сирот.

К 1939 г. го­родами сплошной грамотности становятся: Аулие-Ата, Чимкент, Риддер. К 1939 г. уровень грамотности в Казахстане достиг 83.6 % (у казахов – 40 %). А полностью искоренить безграмотность удалось к концу 1950-ых гг.

К. Сатпаев - автор 1-го учебника для школы по алгебре, А.Букейханов – по гео­графии, А.Байтурсынов – автор букваря в 1920-ых гг. С.Асфендияров – автор 1-го учебника по истории Казахстана, а в 1935 г вышла 1-я часть «Истории Казахстана с древнейших времен».

Накануне войны в Казахстане было 44 тыс.учителей.

Система образования в 1920-1930-ые гг. готовила советскую интеллигенцию.

В 1928 г. открыт 1-й ВУЗ/ Алматы (директор Б.Алманов) – Казахский педагогический институт им.Абая. В 1929 г. открылся ветеринарный, в 1930 г. – сельскохозяйственный, в 1931 г. в Алматы открылся медицинский институт. В 1934 г. открыт КазГУ. Открытие Казахского Горно-металлургического института положило начало подготовке инженеров. Нака­нуне воины в Казахстане было 20 ВУЗов.

3.В июне 1946 г. открыта АН КазССР. 1-й президент АН КазССР основатель казахстанской советской науки академик, геолог К.Сатпаев. Он и его группа со­ставили металлогеническую карту. В Казахстане действовало 55 научно-исследовательских институтов. В конце 1960-х гг. Казахстан – крупный научный центр СССР.

12 апреля 1961 г. полетел Ю.Гагарин. Это был символ научного прорыва и это подвело экономику к необходимости перехода к научно-индустриальному производству.

21 октября 1966 г. противоселевая плотина Алматы сооружена методом направленного взрыва.

Группа Айтхожина (удостоен Ленинской премии в 1976 г.) добилась успехов в генетике и микробиологии.

Особенно в сложных условиях, под контролем партии, развивались общественные науки. Их кризис был вызван господством коммунистической идеологии.

В 1952 г. Бекмаханова изгнали из Академии Наук и приговорили к 25 годам тюрьмы. В 1954 г. его реабили­тировали и он вернулся в Казахстан. Взгляды другого историка и архео­лога Маргулана были объявлены лженаучными.

В 1970-1980-ые гг. наука и образование финанси­ровались по «остаточному» принципу.

В 1947 г. принято Постановление «О мерах дальнейшего развития высшего и среднего образования в КазССР», по которому республике выделялись дополнительные средства на строительство школ и других учебных заведений. Обязательная 7-летка, прерванная в войну, возобновилась в 1949 г. В целину создали развитую сеть сельскохозяйственного профессионального технического образования. В 1959 г. принят закон «Об укреплении связи школы с жизнью...». Он означал переход с 1962 г. на 8-летку. В 1970-е гг. начался переход к среднему образованию.

В 1950-х гг. Г.Мусрепов написал роман «Пробужденный край».

Г.Мустафин автор повестей «Шыганак» и «Миллионер».

А.Нурпеисов – автор три­логии «Кровь и пот».

Алимжанов написал роман «Возвращение учителя»/о Фараби/, который был награжден международной премией им. Неру.

Роман М.Ауэзова «Путь Абая» (завершен в 1947 г.) был переведен на более чем 30 языков (мировая слава), а писателя наградили Госпремией в 1949 г.

И.Шухов – автор романов «Горькая линия», «Нена­висть».

О.Сулейменов написал поэму о Гагарине - «Земля, поклонись Человеку!». В 1975 г. вышла его историко-лингвистическая книга «Аз и Я», которая была изъята из продажи и библиотек.

В 1945 г. появилась первая самостоятельная работа Алма-Атинской студии – фильм «Песни Абая».

В 1946 г. была поставлена опера «Биржан - Сара».

Государственный ансамбль песни и танца КазССР стал лауреатом IV-гo Всемирного фестиваля молодежи и студентов.

К.Хасанов создавал уйгурскую драматургию. В 1952 г. в Казахском театре драмы поставлена драма М.Ауэзова «Абай», была награждена Госпремией СССР.

В 1946-1980 гг. в области культуры наиболее успешно развивались связи Казахстана с зарубежными странами (Индия, Непал, КНР, Индонезия, Бирма).

Закрепление:

Тема№1 Вопросы

1.В чем сущность культурной революции в Казахстане?

2.Почему нельзя было обойтись без нее?

3.Для чего советская власть проводила мероприятия по ликвидации неграмотности?

4.Как изменялся алфавит?

Тема№2Закрепление: Таблица

Годы создания

Название вуза



выводы


Тема№3 Закрепление: Таблица стр.126






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Развитие культуры Казахстана в 1920-е-1930-е гг

Автор: Шегебаева Валентина Владимировна

Дата: 02.04.2015

Номер свидетельства: 195689

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) ""Развитие культуры Казахстана в 14-первой половине 15 веков""
    ["seo_title"] => string(54) "razvitiiekulturykazakhstanav14piervoipolovinie15viekov"
    ["file_id"] => string(6) "295682"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455862721"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(205) "Урок по истории Казахстана на тему:  "Развитие культуры, торговли и религии на трассах Великого Шелкового  пути". "
    ["seo_title"] => string(118) "urok-po-istorii-kazakhstana-na-tiemu-razvitiie-kul-tury-torghovli-i-rielighii-na-trassakh-vielikogho-shielkovogho-puti"
    ["file_id"] => string(6) "215932"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1432825682"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(181) "Краткосрочное планирование по истории Казахстана на тему "Культура Казахстана в 20-30 годах ХХ века" "
    ["seo_title"] => string(109) "kratkosrochnoie-planirovaniie-po-istorii-kazakhstana-na-tiemu-kul-tura-kazakhstana-v-20-30-ghodakh-khkh-vieka"
    ["file_id"] => string(6) "172062"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1423756220"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "открытый урок по истории Казахстана "Культура Казахстана в 1920-1930годах""
    ["seo_title"] => string(76) "otkrytyi-urok-po-istorii-kazakhstana-kul-tura-kazakhstana-v-1920-1930ghodakh"
    ["file_id"] => string(6) "264158"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449666049"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(251) "Интегрированное внеклассное мероприятие в 9-11 классах  «Роль английского языка на современном этапе развития Независимого Казахстана». "
    ["seo_title"] => string(149) "intieghrirovannoie-vnieklassnoie-mieropriiatiie-v-9-11-klassakh-rol-anghliiskogho-iazyka-na-sovriemiennom-etapie-razvitiia-niezavisimogho-kazakhstana"
    ["file_id"] => string(6) "114486"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1411531784"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства