Тема: Развитие культуры Казахстана в 1920-е-1930-е гг.
Цель урока: раскрыть сущность культурной революции в Казахстане, и почему возникла необходимость в ее проведении, ее задачи, как создавалось система образования в Советском государстве. Объяснить по какому основному профилю создавались в Казахстане среднеспециальные и высшие учебные заведенияв подготовке каких
с пециалистова была заинтересована республика в эти годы.
рассказать об основных этапах развития науки в Казахстане, каким образом могли повысить свой теоретический опыт научные работники. как происходило образование Академии наук в Казахстане.
Методы обучения: наглядный, частично-поисковый,
Форма проведения: групповая, индивидуальная, фронтальная.
Тип урока: объяснение новой темы
Оборудование: карта, схемы, рисунки, дополнительная литература.
Ход урока:
1 Организация класса
2 Целевая установка
3 Опрос домашнего задания.
Новая тема
План
1. Цели культурной революции. Ликвидация неграмотности.
2.Среднеспециальное образование и высшие учебные заведения.
3. Первые научные учреждения в Советском Казахстане. Академия наук.
Объяснение новой тема по плану.
1.Цель культурной революции. Осуществление культурной рево¬люции представляло собой один из пунктов ленинского плана построения социалистического общества. Культурная революция должна была охватить все стороны общественной жизни, чтобы способствовать созданию нового типа культуры и воспитанию нового человека. Намеченные задачи культурной революции осу¬ществлялись в различных регионах Советского государства разны¬ми путями и методами.
В Казахстане в этот период наблюдается значительное отстава¬ние в уровне культуры от центральных регионов советской страны. Большая часть населения не имела начального образования на рус¬ском языке. Типографии в Казахстане были предназначены в основ¬ном для печатания периодических изданий, а не книг. Практически не было собственных научных учреждений. Особенность осущест¬вления культурной революции в Казахстане состояла в решении двуединой задачи : с одной стороны, это преодоление культурной отсталости, с другой — формирование новой советской системы учреждений образования, науки и культуры.
3.Общее руководство и контроль за работой идеологических уч¬реждений осуществлял секретариат партии, а на местах — партий¬ные комитеты и ячейки, их коллегии по пропаганде и агитации. В августе 1920 г. в ЦК партии образован агитационно-пропаган¬дистский отдел. 6 ноября этого же года при Наркомпросе РСФСР начал действовать главный политико-просветительный комитет (Главполитпросвет). Эти два органа — партийный и государствен-ный — осуществляли практическое повседневное руководство
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Развитие культуры Казахстана в 1920-е-1930-е гг »
Дата
Урок №
Тема: Развитие культуры Казахстана в 1920-е-1930-е гг.
Цель урока: раскрыть сущность культурной революции в Казахстане, и почему возникла необходимость в ее проведении, ее задачи, как создавалось система образования в Советском государстве. Объяснить по какому основному профилю создавались в Казахстане среднеспециальные и высшие учебные заведенияв подготовке каких
с пециалистова была заинтересована республика в эти годы.
рассказать об основных этапах развития науки в Казахстане, каким образом могли повысить свой теоретический опыт научные работники. как происходило образование Академии наук в Казахстане.
Методы обучения: наглядный, частично-поисковый,
Форма проведения: групповая, индивидуальная, фронтальная.
Тип урока: объяснение новой темы
Оборудование: карта, схемы, рисунки, дополнительная литература.
2.Среднеспециальное образование и высшие учебные заведения.
3.Первые научные учреждения в Советском Казахстане. Академия наук.
Объяснение новой тема по плану.
1.Цель культурной революции. Осуществление культурной революции представляло собой один из пунктов ленинского плана построения социалистического общества. Культурная революция должна была охватить все стороны общественной жизни, чтобы способствовать созданию нового типа культуры и воспитанию нового человека. Намеченные задачи культурной революции осуществлялись в различных регионах Советского государства разными путями и методами.
В Казахстане в этот период наблюдается значительное отставание в уровне культуры от центральных регионов советской страны. Большая часть населения не имела начального образования на русском языке. Типографии в Казахстане были предназначены в основном для печатания периодических изданий, а не книг. Практически не было собственных научных учреждений. Особенность осуществления культурной революции в Казахстане состояла в решении двуединой задачи : с одной стороны , это преодоление культурной отсталости , с другой — формирование новой советской системы учреждений образования , науки и культуры .
3.Общее руководство и контроль за работой идеологических учреждений осуществлял секретариат партии, а на местах — партийные комитеты и ячейки, их коллегии по пропаганде и агитации. В августе 1920 г. в ЦК партии образован агитационно-пропагандистский отдел. 6 ноября этого же года при Наркомпросе РСФСР начал действовать главный политико-просветительный комитет (Главполитпросвет). Эти два органа — партийный и государственный — осуществляли практическое повседневное руководство культурной революцией. Таким образом, история создания социалистической культуры сопровождалась постоянным идеологическим контролем со стороны партии.
Задачи культурной революции. Для осуществления культурной революции в Казахстане предстояло решить ряд задач:
с целью создания определенной культурной базы у местного населения провести мероприятия по распространению грамоты и политических знаний (ликбез);
привести в единую систему учебные и просветительные заведения в Казахстане, осуществлять обучение по единой учебной программе.
В 1920-1930-е гг. в сфере культуры Казахстана происходили сложные, противоречивые процессы, шли процессы и созидания и уничтожения. Огромный ущерб культуре наносило тотальное идеологизирование.
Бесплатное образование на родном языке – из мероприятий Советской власти. В 1924 г было создано общество «Долой неграмотность». В мае 1926 г. принят «Устав единой трудовой школы КазАССР». Шефство над бсеобучем взял комсомол Казахстана.
В 1928 г. было 10 % грамотных казахов. В дек 1931 г. введено всеобщее обязательное обучение от 15 до 50 лет. Весной 1931 г. всеобуч был введен кочевых районах. Особое внимание охвату школой уделяли девушкам-казашкам. После голода 1931-1932 гг. выросло число интернатов для детей-сирот.
К 1939 г. городами сплошной грамотности становятся: Аулие-Ата, Чимкент, Риддер. К 1939 г. уровень грамотности в Казахстане достиг 83.6 % (у казахов – 40 %). А полностью искоренить безграмотность удалось к концу 1950-ых гг.
К. Сатпаев - автор 1-го учебника для школы по алгебре, А.Букейханов – по географии, А.Байтурсынов – автор букваря в 1920-ых гг. С.Асфендияров – автор 1-го учебника по истории Казахстана, а в 1935 г вышла 1-я часть «Истории Казахстана с древнейших времен».
Накануне войны в Казахстане было 44 тыс.учителей.
Система образования в 1920-1930-ые гг. готовила советскую интеллигенцию.
В 1928 г. открыт 1-й ВУЗ/ Алматы (директор Б.Алманов) – Казахский педагогический институт им.Абая. В 1929 г. открылся ветеринарный, в 1930 г. – сельскохозяйственный, в 1931 г. в Алматы открылся медицинский институт. В 1934 г. открыт КазГУ. Открытие Казахского Горно-металлургического института положило начало подготовке инженеров. Накануне воины в Казахстане было 20 ВУЗов.
3.В июне 1946 г. открыта АН КазССР. 1-й президент АН КазССР основатель казахстанской советской науки академик, геолог К.Сатпаев. Он и его группа составили металлогеническую карту. В Казахстане действовало 55 научно-исследовательских институтов. В конце 1960-х гг. Казахстан – крупный научный центр СССР.
12 апреля 1961 г. полетел Ю.Гагарин. Это был символ научного прорыва и это подвело экономику к необходимости перехода к научно-индустриальному производству.
21 октября 1966 г. противоселевая плотина Алматы сооружена методом направленного взрыва.
Группа Айтхожина (удостоен Ленинской премии в 1976 г.) добилась успехов в генетике и микробиологии.
Особенно в сложных условиях, под контролем партии, развивались общественные науки. Их кризис был вызван господством коммунистической идеологии.
В 1952 г. Бекмаханова изгнали из Академии Наук и приговорили к 25 годам тюрьмы. В 1954 г. его реабилитировали и он вернулся в Казахстан. Взгляды другого историка и археолога Маргулана были объявлены лженаучными.
В 1970-1980-ые гг. наука и образование финансировались по «остаточному» принципу.
В 1947 г. принято Постановление «О мерах дальнейшего развития высшего и среднего образования в КазССР», по которому республике выделялись дополнительные средства на строительство школ и других учебных заведений. Обязательная 7-летка, прерванная в войну, возобновилась в 1949 г. В целину создали развитую сеть сельскохозяйственного профессионального технического образования. В 1959 г. принят закон «Об укреплении связи школы с жизнью...». Он означал переход с 1962 г. на 8-летку. В 1970-е гг. начался переход к среднему образованию.
В 1950-х гг. Г.Мусрепов написал роман «Пробужденный край».
Г.Мустафин автор повестей «Шыганак» и «Миллионер».
А.Нурпеисов – автор трилогии «Кровь и пот».
Алимжанов написал роман «Возвращение учителя»/о Фараби/, который был награжден международной премией им. Неру.
Роман М.Ауэзова «Путь Абая» (завершен в 1947 г.) был переведен на более чем 30 языков (мировая слава), а писателя наградили Госпремией в 1949 г.
И.Шухов – автор романов «Горькая линия», «Ненависть».
О.Сулейменов написал поэму о Гагарине - «Земля, поклонись Человеку!». В 1975 г. вышла его историко-лингвистическая книга «Аз и Я», которая была изъята из продажи и библиотек.
В 1945 г. появилась первая самостоятельная работа Алма-Атинской студии – фильм «Песни Абая».
В 1946 г. была поставлена опера «Биржан - Сара».
Государственный ансамбль песни и танца КазССР стал лауреатом IV-гo Всемирного фестиваля молодежи и студентов.
К.Хасанов создавал уйгурскую драматургию. В 1952 г. в Казахском театре драмы поставлена драма М.Ауэзова «Абай», была награждена Госпремией СССР.
В 1946-1980 гг. в области культуры наиболее успешно развивались связи Казахстана с зарубежными странами (Индия, Непал, КНР, Индонезия, Бирма).
Закрепление:
Тема№1 Вопросы
1.В чем сущность культурной революции в Казахстане?
2.Почему нельзя было обойтись без нее?
3.Для чего советская власть проводила мероприятия по ликвидации неграмотности?