Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по истории в 9 классе "Просвещение и наука"»
Тема: «Просвещение и наука»
Ц Цель: : познакомить учащихся с системой образования и достижениями учёных во второй половине XIX века.
Задачи:
Сформировать представление о просвещении во второй половине XIX века;
Рассмотреть трудности и успехи в развитии образования, уровень грамотности населения России;
Рассказать об успехах естественных наук во второй половине XIX века, практическом применении научных достижений;
Рассмотреть направления экспедиций и исследований русских путешественников;
Рассказать о развитии русской исторической науки.
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь анализировать развитие системы образования и науки во второй половине XIX века; уметь работать с историческим документом и литературными текстами; уметь ставить и разрешать проблемы, определять и объяснять понятия; продолжат изучать принцип работы с учебником, в тексте которого встречаются дополнительный текст и вопросы; приобретут умения и навыки анализа проблемы, проведения дискуссии и участия в эвристической беседе.
Формируемые УУД:
Предметные: знать термины: «классические гимназии», «реальные гимназии»; рассмотреть особенности развития системы образования и науки во второй половине XIX века; ставить и разрешать проблемы, развивать умения строить аналогии, систематизировать информацию.
Метапредметные:
коммуникативные: самостоятельно организовыватьучебное взаимодействие в группе; выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат; работать по алгоритму;
регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, составлять план последовательности действий;
познавательные: осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятиям;
личностные: развитие творческих способностей через активные формы деятельности; формирование мотированности и направленности на активное и созидательное участие в общественной жизни.
Оборудование: учебник, портреты учёных России второй половины XIX в.
Тип уроков: практикум
ХОД УРОКА:
Организационный момент
Мотивационно-целевой этап
В Казанской губернии в начале 1860-х гг. выписывалось 1800 экземпляров газет и журналов. По сословиям подписка распределялась следующим образом: дворяне – 625 экз.; присутственные (казённые) места – 465; купцы – 440; духовенство – 205; мещане – 50; крестьяне – 15 экз.
- Проанализируйте эти данные.
Поразмышляем над этим вопросом.
Проблемное задание:
Среди окончивших классические гимназии в 1879-1881 гг. более половины были 19-20 лет от роду; более четверти – 21 года.
- Ребята, подумайте, почему выпускники гимназий были столь великовозрастными?
Введение в новый материал.
В первой половине XIX века образование носило сословный характер. У представителей крестьянского сословия, ремесленников, мещан почти не было возможности даже при желании расширять образование. Образование помещичьих крестьян целиком зависело от помещиков, которые не были заинтересованы в крестьянском образовании.
Работа по теме урока.
С отменой крепостного права возникла необходимость в проведении реформы образования.
- Давайте подумаем, почему?
В 1860-е гг. в России были проведены реформы в области образования.
Творческое задание:
Изучение нового материала осуществляется в ходе практической работы. Учащиеся делятся на 4 группы и, самостоятельно прочитав текст параграфа и исторические документы, выполняют задания.
1 группа: работает с материалом о реформе системы образования и отвечает на вопросы:
- Кто обучался в школах во второй половине XIX века?
- Какие типы учебных заведений существовали в это время?
- В чём было отличие между церковно-приходской, земской школами, классической и реальной гимназиями?
- Какие предметы изучались в данных учебных заведениях?
- Когда был издан «циркуляр о кухаркиных детях»? Какова была цель этого документа?
- Назовите особенности высшего образования в России.
2 группа: работает с материалом о грамотности России:
По первой всероссийской переписи 1897 г. уровень грамотности составил:
- Сделайте на основе статистических данных вывод о состоянии образования в России?
- Почему уровень грамотности ограничивался только начальной школой?
- Почему уровень грамотности у мужчин был выше, чем у женщин?
3 группа: работает с иллюстрацией – репродукцией Н.П. Богданова – Бельского «Дети на уроке» и отвечают на вопросе:
- Где происходит обучение детей?
- Какие дети здесь учатся?
- Предположите, в какой именно школе идёт обучение?
- Какие особенности организации начального образования здесь отражены?
4 группа: работает со стихотворением Н.А. Некрасова «Школьник» и отвечают на вопросы:
- Какие трудности были в обучении у крестьянских детей?
- Какие учебные заведения должен окончить школьник из стихотворения, чтобы поступить в университет?
- О каком архангельском мужике идёт речь?
- Какую роль он сыграл для развития отечественной науки?
Вторая половина XIX века ознаменовалась развитием отечественной науки.
Творческое задание:
Изучение нового материала осуществляется в ходе практической работы. Учащиеся делятся на 4 группы и, самостоятельно прочитав текст параграфа и исторические документы, выполняют задания.
1 группа: работает с материалами о развитии естественных наук в России во второй половине XIX в. и заполняет таблицу:
2 группа: работает с материалами о развитии русской исторической науки и заполняет таблицу:
3 группа: работает с материалами о русских путешественниках второй половины XIX века и заполняет таблицу:
4 группа: работает с материалом о вкладе русской науки в мировую науку второй половины XIX века и заполняет схему:
Рефлексия.
Составьте на выбор синквейн с понятием «образование» (или «наука»), применительно к образованию (науке) России второй половины XIX века:
- первое слово – существительное, определяющее суть синквейна;
- второе и третье слово – 2 прилагательных, характеризующих данное понятие;
- четвёртое, пятое и шестое слова – 3 глагола, отражающие действие понятия;
- новая строка – краткое предложение, отражающее отношение ученика к данной проблеме;
- последнее – одно слово (существительное), выражающее чувства и ассоциации учащегося, связанные с данным понятием.
Подведение итогов.
- Назовите характерные черты развития просвещения в России во второй половине XIX века.
- Что было нового в развитии науки России во второй половине XIX века?
Учитель подводит итоги работы на уроке, используя ответы учеников на поставленные вопросы и проблемные задачи в ходе урока.