kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока "Южные материки"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок разработан и проведен учителем географии МБУ гимназии №39 «Классическая» Подоляк  О.А.

Тема урока: Обобщение по теме «Южные материки»

Цель урока: систематизировать, закрепить и углубить знания, полученные в процессе изучения южных материков.

Задачи:

  1. Обучающие: активизировать творческую, самостоятельную, познавательную деятельность учащихся.
  2. Развивающие: продолжить формирование у учащихся чувства ответственности за свои действия, умение принимать решения, проявлять способности, выражать свои мысли четко и кратко.
  3. Воспитательные: прививать любовь и уважение к природе нашей планеты, повысить интерес к предмету.

Оборудование: Настенные карты - «Физическая карта полушарий», «Политическая карта мира», раздаточный материал - тексты тестовой работы,  карточки в форме лепестков ромашки с записями терминов, вопросы для игры, атласы, интерактивная доска.

Тип урока: урок-обобщение в форме игры.

Организационно-подготовительный этап и правила игры: за две недели до окончания темы «южные материки» учитель объявляет в классе о том, что обобщающий урок по данной теме будет проводиться в форме игры «Звездный час»  и предлагает подать заявку на участие, обговариваются правила. Формируются пары участников. За правильный ответ каждый участник получает один балл, если правильно отвечают оба участника, то на табло прикрепляется звезда. Выбирают 2 помощников: первый ведет счет, записывает на табло, объявляет счет, ведет протокол и еще один меняет на доске (через проектор) слайд с темами тура.

 

 

Форма табло

Место для звезд

Ф.И.

ученика

1 тур

2 тур

3 тур

Итоги

Путешественник

Государства и города

Реки

Конкурс «Самое-самое»

Природная зона

Вершины гор

Озера

Материки

Конкурс «Ромашка»

Ход урока:

1.Организация класса, постановка учебной задачи. Организационный момент проводится с целью подготовки полной готовности класса, быстрое включение в деловой ритм. Учитель сообщает тему и цель урока.

2. Проведение игры. Игра начинается с представления игроков. В 1 туре принимают участие шесть пар. После 1 тура все участники и болельщики принимают участие в конкурсе «Самое, самое». (Победитель получает приз.) Четыре пары выходят во 2 тур. После окончания второго тура все участники и болельщики принимают участие в конкурсе «Ромашка». (Победитель получает приз.) В 3 тур выходят две пары. Все слова, составленные в 3 туре, пишутся на интерактивной доске. И в конце урока для того чтобы проверить, как ребята усвоили особенности природы этих материков, предлагается выполнить тестовую работу.

1тур

 Путешественники и их открытия

Высвечивается запись на доске (через проектор):

  1. Фадей Фадеевич Беллинсгаузен
  2. Абель Тасман
  3. Михаил Петрович Лазарев
  4. Джеймс Кук
  5. Давид Ливингстон
  6. Фернан Магеллан
  7. Христофор Колумб
  8. Роберт Скотт
  9. Руал Амундсен

 Вопросы:

  1. Кто первым побывал на Южном полюсе? (9)
  2. Кто первым совершил кругосветное путешествие? (6)
  3. Кому из путешественников после неудачных поисков Южной земли принадлежат слова: «Теперь я твердо убежден, что на юге Тихого океана материка нет»? (4)
  4. Кто более 500 лет назад открыл Новый Свет? (7)
  5. Кто из мореплавателей совершил свое открытие на кораблях «Восток» и «Мирный»? (1, 3)
  6. На могиле какого путешественника написаны слова: «Бороться и искать, найти и не сдаваться»? (8)
  7. Плавание голландского исследователя ученый Бейкер назвал «блестящей неудачей». Этот путешественник хотел найти Южную землю, обошел ее вокруг, но землю не увидел. Знаете ли вы имя этого мореплавателя? (2)
  8. Путешественник, редко дававший вновь открытым землям новые имена, предпочитавший наносить на карту топонимы, которые слышал от местных жителей, и тем самым способствовавший сохранению местных национальных названий? (5)

Государства и города

 Высвечивается запись на доске (через проектор):

  1. Перу
  2. Рио-де-Жанейро
  3. Канберра
  4. Каир
  5. Аргентина
  6. Боливия
  7. Эквадор
  8. Эфиопия
  9. Бразилия

       Вопросы:

(учащиеся называют и показывают объекты на карте)

 

  1. Столица древнейшего государства, расположенного в Африке? (4)
  2. Столица не только государства, а также целого материка? (3)
  3. Город, расположенный на берегу удобной бухты, один из самых красивых городов мира, куда так стремился попасть Остап Бендер? (2)
  4. Государство, столица которого по праву носит титул Археологического музея Южной Америки? (1)
  5. Государство в Южной Америке, получившее свое название в честь героя национально-освободительного движения. (6) (по имени Симона Боливар (1783-1830), предводителя в войне за независимость).
  6. Какое государство называют «серебряным»? (5)
  7. Страна, название которой говорит о том, что ее пересекает экватор? (7)
  8. Большая страна, занимающая первое место по сбору кофе, ее название происходит от названия дерева, произрастающего в этой стране? (9) (после открытия страны, в начале 16 века, португальцы начали вывозить оттуда ценное, красящее «красное дерево» - по-португальски  бразил, что и перешло в название страны)
  9. Аграрная страна. На ее территории находится оз. Тана. Название страны переводится с греческого языка, как страна людей с опаленными солнцем лицами? (8)

Реки

Высвечивается запись на доске (через проектор):

  1. Амазонка
  2. Конго (Заир)
  3. Нил
  4. Дарлинг
  5. Муррей
  6. Замбези
  7. Нигер
  8. Парана
  9. Ориноко

Вопросы:

(учащиеся называют и показывают объекты на карте)

  1. Самая длинная река в Африке? (3)
  2. Самая большая речная система Австралии? Особенность ее заключается в том, что главная река короче притока (4,5). 
  3. Река, дважды пересекающая экватор? (2)
  4. Самая полноводная река мира? Площадь бассейна реки равна почти всей Австралии. (1)
  5. Река в Южной Америке, протекающая по одноименной равнине. На одном из ее притоков, стекающем с Гвианского нагорья, находится самый высокий водопад мира высотой 1054 м. (9, водопад Анхель)
  6. Третья по длине и площади бассейна река Африки? (7)
  7. Самая крупная из рек Африки, текущих в Индийский океан (6)
  8. Самый важный и длинный водный путь Аргентины? Особой известностью пользуется один из красивейших водопадов Земли Игуасу, расположенный на одном из притоков этой реки. (8)

Конкурс «Самое-самое»

(Кто больше назовет «лидеров» на Южных материках)

Например:

  1. Триполи (Самое жаркое место в мире, отмечена температура 58 С)
  2. Оз. Танганьика (самое длинное из всех пресноводных озер мира, 650 км)
  3. Жираф (самое высокое животное мира)
  4. Сахара (самая большая пустыня мира)
  5. Амазонка (самая многоводная и самая большая по площади бассейна река мира)
  6. Анхель (самый высокий водопад мира, 1054 м.)
  7. Район полярной станции «Восток» (полюс холода, отмечена температура -89,2 С)

2-ой тур

Природные зоны. Логическая цепочка.

 Высвечивается запись на доске (через проектор):

  1. Влажные экваториальные леса
  2. Саванны
  3. Широколиственные леса
  4. Тропические пустыни

Вопрос:

Соответствует ли указанный порядок зон закону географической зональности? (1, 2, 4, 3)

Вершины гор

Высвечивается запись на доске (через проектор):

  1. Камерун  
  2. Килиманджаро 
  3. Эребус
  4. Аконкагуа

Вопрос:

Назвать самую высокую вершину. Показать на карте. (4)

Озера

Высвечивается запись на доске (через проектор):

  1. Танганьика
  2. Чад
  3. Титикака
  4. Виктория

Вопрос:

Поставьте в порядке убывания глубин. Покажите на карте. (1, 3, 4, 2)

Материки

Высвечивается запись на доске (через проектор):

  1. Африка
  2. Южная Америка
  3. Антарктида
  4. Австралия

Вопрос:

Самый большой по площади из южных материков? Показать на карте. (1)

Конкурс «Ромашка»

Смысл игры заключается в том, чтобы дать название объектам и определения географическим терминам или явлениям, которые указаны на лепестках цветка:

  1. Крупный полуостров Африки
  2. Изотерма
  3. Основные климатические пояса
  4. Материк
  5. Пустыня
  6. Рельеф
  7. Цунами
  8. Бессточное озеро Австралии.

3-й тур

Составь географические названия из слов «Килиманджаро» и «Антананариву». (Все составленные слова участники двух пар записывают на доске, например: Нил, Или, Каир и т.д.).

 

Итоговый тест (для определения уровня усвоения материала)

Для того чтобы проверить, как вы усвоили особенности природы этих материков, предлагаю выполнить тестовую работу. Выполним ее по двум вариантам.  (Вопросы теста раздаются на каждую парту.)

Работа состоит из 16 тезисов.

1-ый вариант выпишет номера, соответствующие верным для характеристики Африки тезисам.

2-ой вариант - номера, верные для характеристики материка Южная Америка

Время на выполнение- 5 минут.

Вопросы теста:

  1. Материк пересекает экватор.
  2. Основной массив материка расположен южнее экватора.
  3. Большая часть материка расположена в восточном полушарии.
  4. Материк расположен в западном полушарии.
  5. В рельефе преобладают равнины.
  6. В рельефе преобладают высокие равнины.
  7. Мощная горная цепь протянулась вдоль побережья материка.
  8. Материк на севере граничит с большим массивом суши.
  9. Омывается Атлантическим океаном.
  10. Омывается Индийским океаном.
  11. Все климатические пояса на материке повторяются дважды по обе стороны экватора.
  12. Материк пересекает умеренный климатический пояс.
  13. На материке протекает много полноводных рек.
  14. Материк - самый жаркий из всех материков Земли.
  15. Материк заслужил название самого влажного материка Земли.
  16. Пустыни на материке занимают большую площадь.

После выполнения работы учащиеся осуществляют самопроверку. Ключ и нормы оценок высвечиваются на доске.

Ключ:

1-ый вариант - 1, 3, 5, 6, 8, 9, 10, 11, 14, 16.

2-ой вариант -  1, 2, 4, 5, 7, 8, 9, 12, 13, 15.

Нормы оценок:

«5»- 0-1 ошибка (10, 9)

«4»- 2-3 ошибки (8-7)

«3»- 4-5 ошибок (5-6)

«2»- 6 и более ошибок

3. Итог урока в форме рефлексии учащихся.

 Помощники подводят итоги урока (на доске высвечивается табло с результатами трех туров), объявляют счет, поощряют наиболее активных. Участник получает оценку «отлично» в том случае, если он не сделал ошибок при ответах на вопросы и при этом отвечал не менее чем на 5 вопросов. Если среди ответов этого ученика встречались ошибочные, он получает оценку «хорошо». Победители игры получают призы, звание «Знаток географии» и отличные оценки в журнал.

По итогам теста оценки также выставляются в журнал.

- Что особенно Вам понравилось на уроке?

- Что из данного урока вы можете использовать в жизни?

- По каким вопросам вы хотели бы расширить свои знания?

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока "Южные материки" »


Урок разработан и проведен учителем географии МБУ гимназии №39 «Классическая» Подоляк О.А.

Тема урока: Обобщение по теме «Южные материки»

Цель урока: систематизировать, закрепить и углубить знания, полученные в процессе изучения южных материков.

Задачи:

  1. Обучающие: Активизировать творческую, самостоятельную, познавательную деятельность учащихся.

  2. Развивающие: продолжить формирование у учащихся чувства ответственности за свои действия, умение принимать решения, проявлять способности, выражать свои мысли четко и кратко.

  3. Воспитательные: прививать любовь и уважение к природе нашей планеты, повысить интерес к предмету.

Оборудование: Настенные карты - «Физическая карта полушарий», «Политическая карта мира», раздаточный материал - тексты тестовой работы, карточки в форме лепестков ромашки с записями терминов, вопросы для игры, атласы, интерактивная доска.

Тип урока: урок-обобщение в форме игры.

Организационно-подготовительный этап и правила игры: за две недели до окончания темы «южные материки» учитель объявляет в классе о том, что обобщающий урок по данной теме будет проводиться в форме игры «Звездный час» и предлагает подать заявку на участие, обговариваются правила. Формируются пары участников. За правильный ответ каждый участник получает один балл, если правильно отвечают оба участника, то на табло прикрепляется звезда. Выбирают 2 помощников: первый ведет счет, записывает на табло, объявляет счет, ведет протокол и еще один меняет на доске (через проектор) слайд с темами тура.



Форма табло

Место для звезд

Ф.И.

ученика

1 тур

2 тур

3 тур

Итоги

Путешественник

Государства и города

Реки

Конкурс «Самое-самое»

Природная зона

Вершины гор

Озера

Материки

Конкурс «Ромашка»















Ход урока:

1.Организация класса, постановка учебной задачи. Организационный момент проводится с целью подготовки полной готовности класса, быстрое включение в деловой ритм. Учитель сообщает тему и цель урока.

2. Проведение игры. Игра начинается с представления игроков. В 1 туре принимают участие шесть пар. После 1 тура все участники и болельщики принимают участие в конкурсе «Самое, самое». (Победитель получает приз.) Четыре пары выходят во 2 тур. После окончания второго тура все участники и болельщики принимают участие в конкурсе «Ромашка». (Победитель получает приз.) В 3 тур выходят две пары. Все слова, составленные в 3 туре, пишутся на интерактивной доске. И в конце урока для того чтобы проверить, как ребята усвоили особенности природы этих материков, предлагается выполнить тестовую работу.

1тур

Путешественники и их открытия

Высвечивается запись на доске (через проектор):

  1. Фадей Фадеевич Беллинсгаузен

  2. Абель Тасман

  3. Михаил Петрович Лазарев

  4. Джеймс Кук

  5. Давид Ливингстон

  6. Фернан Магеллан

  7. Христофор Колумб

  8. Роберт Скотт

  9. Руал Амундсен

Вопросы:

  1. Кто первым побывал на Южном полюсе? (9)

  2. Кто первым совершил кругосветное путешествие? (6)

  3. Кому из путешественников после неудачных поисков Южной земли принадлежат слова: «Теперь я твердо убежден, что на юге Тихого океана материка нет»? (4)

  4. Кто более 500 лет назад открыл Новый Свет? (7)

  5. Кто из мореплавателей совершил свое открытие на кораблях «Восток» и «Мирный»? (1, 3)

  6. На могиле какого путешественника написаны слова: «Бороться и искать, найти и не сдаваться»? (8)

  7. Плавание голландского исследователя ученый Бейкер назвал «блестящей неудачей». Этот путешественник хотел найти Южную землю, обошел ее вокруг, но землю не увидел. Знаете ли вы имя этого мореплавателя? (2)

  8. Путешественник, редко дававший вновь открытым землям новые имена, предпочитавший наносить на карту топонимы, которые слышал от местных жителей, и тем самым способствовавший сохранению местных национальных названий? (5)

Государства и города

Высвечивается запись на доске (через проектор):

  1. Перу

  2. Рио-де-Жанейро

  3. Канберра

  4. Каир

  5. Аргентина

  6. Боливия

  7. Эквадор

  8. Эфиопия

  9. Бразилия

Вопросы:

(учащиеся называют и показывают объекты на карте)


  1. Столица древнейшего государства, расположенного в Африке? (4)

  2. Столица не только государства, а также целого материка? (3)

  3. Город, расположенный на берегу удобной бухты, один из самых красивых городов мира, куда так стремился попасть Остап Бендер? (2)

  4. Государство, столица которого по праву носит титул Археологического музея Южной Америки? (1)

  5. Государство в Южной Америке, получившее свое название в честь героя национально-освободительного движения. (6) (по имени Симона Боливар (1783-1830), предводителя в войне за независимость).

  6. Какое государство называют «серебряным»? (5)

  7. Страна, название которой говорит о том, что ее пересекает экватор? (7)

  8. Большая страна, занимающая первое место по сбору кофе, ее название происходит от названия дерева, произрастающего в этой стране? (9) (после открытия страны, в начале 16 века, португальцы начали вывозить оттуда ценное, красящее «красное дерево» - по-португальски бразил, что и перешло в название страны)

  9. Аграрная страна. На ее территории находится оз. Тана. Название страны переводится с греческого языка, как страна людей с опаленными солнцем лицами? (8)

Реки

Высвечивается запись на доске (через проектор):

  1. Амазонка

  2. Конго (Заир)

  3. Нил

  4. Дарлинг

  5. Муррей

  6. Замбези

  7. Нигер

  8. Парана

  9. Ориноко

Вопросы:

(учащиеся называют и показывают объекты на карте)

  1. Самая длинная река в Африке? (3)

  2. Самая большая речная система Австралии? Особенность ее заключается в том, что главная река короче притока (4,5).

  3. Река, дважды пересекающая экватор? (2)

  4. Самая полноводная река мира? Площадь бассейна реки равна почти всей Австралии. (1)

  5. Река в Южной Америке, протекающая по одноименной равнине. На одном из ее притоков, стекающем с Гвианского нагорья, находится самый высокий водопад мира высотой 1054 м. (9, водопад Анхель)

  6. Третья по длине и площади бассейна река Африки? (7)

  7. Самая крупная из рек Африки, текущих в Индийский океан (6)

  8. Самый важный и длинный водный путь Аргентины? Особой известностью пользуется один из красивейших водопадов Земли Игуасу, расположенный на одном из притоков этой реки. (8)

Конкурс «Самое-самое»

(Кто больше назовет «лидеров» на Южных материках)

Например:

  1. Триполи (Самое жаркое место в мире, отмечена температура 58 С)

  2. Оз. Танганьика (самое длинное из всех пресноводных озер мира, 650 км)

  3. Жираф (самое высокое животное мира)

  4. Сахара (самая большая пустыня мира)

  5. Амазонка (самая многоводная и самая большая по площади бассейна река мира)

  6. Анхель (самый высокий водопад мира, 1054 м.)

  7. Район полярной станции «Восток» (полюс холода, отмечена температура -89,2 С)

2-ой тур

Природные зоны. Логическая цепочка.

Высвечивается запись на доске (через проектор):

  1. Влажные экваториальные леса

  2. Саванны

  3. Широколиственные леса

  4. Тропические пустыни

Вопрос:

Соответствует ли указанный порядок зон закону географической зональности? (1, 2, 4, 3)

Вершины гор

Высвечивается запись на доске (через проектор):

  1. Камерун

  2. Килиманджаро

  3. Эребус

  4. Аконкагуа

Вопрос:

Назвать самую высокую вершину. Показать на карте. (4)

Озера

Высвечивается запись на доске (через проектор):

  1. Танганьика

  2. Чад

  3. Титикака

  4. Виктория

Вопрос:

Поставьте в порядке убывания глубин. Покажите на карте. (1, 3, 4, 2)

Материки

Высвечивается запись на доске (через проектор):

  1. Африка

  2. Южная Америка

  3. Антарктида

  4. Австралия

Вопрос:

Самый большой по площади из южных материков? Показать на карте. (1)

Конкурс «Ромашка»

Смысл игры заключается в том, чтобы дать название объектам и определения географическим терминам или явлениям, которые указаны на лепестках цветка:

  1. Крупный полуостров Африки

  2. Изотерма

  3. Основные климатические пояса

  4. Материк

  5. Пустыня

  6. Рельеф

  7. Цунами

  8. Бессточное озеро Австралии.

3-й тур

Составь географические названия из слов «Килиманджаро» и «Антананариву». (Все составленные слова участники двух пар записывают на доске, например: Нил, Или, Каир и т.д.).


Итоговый тест (для определения уровня усвоения материала)

Для того чтобы проверить, как вы усвоили особенности природы этих материков, предлагаю выполнить тестовую работу. Выполним ее по двум вариантам. (Вопросы теста раздаются на каждую парту.)

Работа состоит из 16 тезисов.

1-ый вариант выпишет номера, соответствующие верным для характеристики Африки тезисам.

2-ой вариант - номера, верные для характеристики материка Южная Америка

Время на выполнение- 5 минут.

Вопросы теста:

  1. Материк пересекает экватор.

  2. Основной массив материка расположен южнее экватора.

  3. Большая часть материка расположена в восточном полушарии.

  4. Материк расположен в западном полушарии.

  5. В рельефе преобладают равнины.

  6. В рельефе преобладают высокие равнины.

  7. Мощная горная цепь протянулась вдоль побережья материка.

  8. Материк на севере граничит с большим массивом суши.

  9. Омывается Атлантическим океаном.

  10. Омывается Индийским океаном.

  11. Все климатические пояса на материке повторяются дважды по обе стороны экватора.

  12. Материк пересекает умеренный климатический пояс.

  13. На материке протекает много полноводных рек.

  14. Материк - самый жаркий из всех материков Земли.

  15. Материк заслужил название самого влажного материка Земли.

  16. Пустыни на материке занимают большую площадь.

После выполнения работы учащиеся осуществляют самопроверку. Ключ и нормы оценок высвечиваются на доске.

Ключ:

1-ый вариант - 1, 3, 5, 6, 8, 9, 10, 11, 14, 16.

2-ой вариант - 1, 2, 4, 5, 7, 8, 9, 12, 13, 15.

Нормы оценок:

«5»- 0-1 ошибка (10, 9)

«4»- 2-3 ошибки (8-7)

«3»- 4-5 ошибок (5-6)

«2»- 6 и более ошибок

3. Итог урока в форме рефлексии учащихся.

Помощники подводят итоги урока (на доске высвечивается табло с результатами трех туров), объявляют счет, поощряют наиболее активных. Участник получает оценку «отлично» в том случае, если он не сделал ошибок при ответах на вопросы и при этом отвечал не менее чем на 5 вопросов. Если среди ответов этого ученика встречались ошибочные, он получает оценку «хорошо». Победители игры получают призы, звание «Знаток географии» и отличные оценки в журнал.

По итогам теста оценки также выставляются в журнал.

- Что особенно Вам понравилось на уроке?

- Что из данного урока вы можете использовать в жизни?

- По каким вопросам вы хотели бы расширить свои знания?


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Разработка урока "Южные материки"

Автор: Подоляк Оксана Анатольевна

Дата: 06.11.2014

Номер свидетельства: 127200

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(152) "Разработка урока по географии "История открытия и исследования Антарктиды" 7 класс "
    ["seo_title"] => string(87) "razrabotka-uroka-po-ghieoghrafii-istoriia-otkrytiia-i-issliedovaniia-antarktidy-7-klass"
    ["file_id"] => string(6) "107766"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403437866"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(72) "Разработка урока "Глобус - модель Земли""
    ["seo_title"] => string(33) "razrabotkaurokaglobusmodielziemli"
    ["file_id"] => string(6) "271835"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1451815559"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(151) "конспект урока географии 7класс " Особенности природы и населения южных материков""
    ["seo_title"] => string(82) "konspiekturokaghieoghrafii7klassosobiennostiprirodyinasielieniiaiuzhnykhmatierikov"
    ["file_id"] => string(6) "309127"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1458744224"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "разработка урока по теме Южная Америка"
    ["seo_title"] => string(39) "razrabotkaurokapotiemieiuzhnaiaamierika"
    ["file_id"] => string(6) "298974"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1456420267"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "Разработка урока на тему: " Природные зоны Южной  Америки" "
    ["seo_title"] => string(58) "razrabotka-uroka-na-tiemu-prirodnyie-zony-iuzhnoi-amieriki"
    ["file_id"] => string(6) "158103"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421686177"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства