Учитель истории Унайбеков Р.Б. г. Костанай – 2016 г. Цели урока: - познакомить учащихся с особенностями развития материальной и духовной культуры, религиозными представлениями в ХVI- XVII вв. на территории Казахстана; - развивать познавательный интерес учащихся к уроку, стремление к совершенствованию знаний, умение делать выводы; - воспитание эстетического вкуса, понятия красоты, изящества, мастерства. Основные понятия: понятие культуры, виды материальной и духовной культуры, религиозные верования и другие. Оборудование: карта Казахстана в XVI- XVII вв., интерактивная доска. План изучения новой темы: 1.Общая характеристика культуры, вступительное слово учителя. 2.Выступления групп по заданиям 3.Закрепление 1. Урок начинается с беседы. Что такое культура? Какие виды культур вы знаете? Казахстанская культура – своеобразная и самобытная культура. Она формировалась в процессе сложения казахской народности. Создателями материальной и духовной культуры были народные массы. Однако развитие культуры в Казахстане происходило неодинаково, быстрее всего она развивалась в городских и земледельческих центрах, чем в кочевых районах. Южные области Казахстана были более развитыми. Центрами ремесла и торговли были города Сыгнак, Сауран, Туркестан, которые находились в Южном Казахстане. У них были тесные связи с народами Средней Азии.
Перед началом урока класс поделен на 4 группы, на столе у каждой группы оценочные бланки с фамилиями учащихся, где учащиеся сами выставляют оценки друг другу за работу на уроке. Учитель раздает задания группам.
1 группа. Духовную культура. 2 группа. Жилище 3 группа. Одежда 4 группа. Национальные блюда Все группы получили опережающие задания по данной теме на предыдущем уроке. 2. Выступление учащихся по группам. 1 группе должна раскрыть особенности духовной культуры. Что входит в это понятие, чем характеризуется. Каковы ее особенности? Учащиеся должны представить устную литературу, устное народное творчество, раскрыть роль акынов, жырау, распространение исламской религии. 2 группа. Представляет материальную культуру- жилище. Ей необходимо продемонстрировать макет юрты, убранство, рассказать все о жилище казахов, предметах быта, украшениях. 3 группа. Представляет одежду. Задача описать и показать национальную одежду казахов, а также учащиеся демонстрируют одежду. 4 группа. Представляет казахскую национальную кухню. Ребята рассказывают и представляют национальную еду. Во время выступления каждой группы работает интерактивная доска. Учитель совместно с учащимися, либо учащиеся самостоятельно готовят слайдовую презентацию по своему заданию, где демонстрируют особенности национальной одежды, жилища. кухни и духовной культуры казахов. 3. Закрепление осуществляет либо учитель, либо учащиеся в группах задают вопросы другой группе. Вопросы 1. В чем своеобразие культуры казахского народа XVI- XVII вв. 2. Как отразилась кочевая жизнь казахского народа на развитии национальной культуры. 3. Что такое духовная культура? Какие виды культуры относятся к ней? 4. Приведите примеры устного народного творчества казахского народа. 5. Каких акынов импровизаторов, салов и сери вы знаете? 6. Какие обычаи и традиции вы знаете? 7. В чем особенности казахского народного календаря? «Карта звезд», как ее использовали»? 8. Расскажите о религиозных традициях. 9. Что такое материальная культура? 10.Опишите юрту, предметы быта, украшения. 11.Что вы узнали об особенностях национальной одежды казахов. 12.Расскажите о казахской национальной кухне. 4. Комментирование оценок за урок. Учитель собирает бланки с оценками учащихся, комментирует. 5. Что интересного и полезного вы узнали сегодня на уроке? Кому понравилось, как он сегодня отвечал на уроке? Кому не понравилось, почему? 6. Домашнее задание §§ 44-45, повторить. Опережающее §§ 46-47. |