kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка урока по истории "Казахстан в каменном веке"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема  урока: Казахстан в каменном веке.

Тип  урока: Комбинированный урок

Метод обучения: Объяснение, вопросы-ответы, самостоятельная работа.

Межпредметная связь: География, ЧИО.

Ход урока:

  1. Организация начала урока (келмегендер туралы белгі ?ою ж?не журнал?а саба? та?ырыбын жазу, отметка отсутствующих и запись в журнал темы урока)
  2. Проверка домашнего задания

Повторение пройденного курса истории Казахстана в 9 классе. Фронтальный опрос.

  1. Подготовка учащихся к усвоению

План:

  1. Происхождение и развитие человека.
  2. Древнекаменный век. Ранний палеолит.
  3. Средний каменный век Средний палеолит.
  4. Поздний каменный век. Поздний палеолит.
  5. Общественный строй людей в древнекаменном веке.
  6. Мезолит
  7. Неолит
  8. Энеолит
  1. Изучение нового материала:

Древняя история человеческого общества делится на каменную, бронзовую или железную эпохи или века. В основу этой периодизации положен главный материал, из которого изготовляли орудия труда и предметы быта.
Каменный век - древнейший и наиболее продолжительный период в развитии человечества, когда орудия труда, оружие изготовляли из дерева и кости. Его хронологические границы приблизительно - 2 млн.-6 тыс. лет назад. Каменный век традиционно делится на древний - палеолит (от греческого - паланос - древний и литос - камень), средний - мезолит и новый - неолит.
Палеолитические обитатели Казахстана, судя по археологическим раскопкам, могли добывать и поддерживать огонь, занимались охотой и сбором растительной пищи. В период палеолита произошли существенные изменения в технологии изготовления каменных орудий и образе жизни древнего человека. Они явились следствием новой, более высокой ступени эволюции человека - появлением палеоантропа. На территории Казахстан зафиксировано большое количество памятников нижнего палеолита. Они указывают на то, что первобытным человеком того времени было освоено большинство районов в Южном, Центральном и Восточном Казахстане.
Серьезные изменения система хозяйства эпохи камня претерпевает в Казахстане в эпоху энеолита. Материалы археологических раскопок позволяют сделать вывод, что в эту эпоху ведущими отраслями стали экстенсивная охота и рыболовство за счет региональных миграций. Для жителей энеолита была характерна уже значительная оседлость, при значительном развитии домашних промыслов (деревообработка, выделка шкур, плетение циновок, керамическое производство, ткачество и др.).
        I. Палеолит

      А) Периодизация.

   Казахские ученые  до  последнего  времени  пользовались  для  обозначения древнего периода  развития  человечества  понятием  “первобытно  –  общинный строй”,  основанном  на  формационном  подходе  к  истории  и  выделявшем  в качестве основного критерия отсутствие классовых структур в обществе.

    Антропогенез (морфологические развития человека от обезьяноподобных  форм к современному типу)

   Техногинез (развитие техники обработки и  применения  орудий  труда,  что привело к привело к прогрессу материальной культуры)    Социогинез ( развитие человеческого общества от простейших форм (стадо) ксложному общинному коллективу)    Эти три линии в совокупности  формируют  четвертую  –  развитие  духовнойкультуры человека.    Эпоха камня – это период формирования человека, т.е. антропогинез.    Эпоха камня подразделяются учеными на три периода:  палеолит,  мезолит  и неолит.

   Палеолит (ране-каменный век) начинается 2,6 млн. лет  назад  (состоит  из трех этапов – олдувай, амель, мустьер )  и завершается 10 тыс. лет назад  до н.э.

   Неолит (ново-каменный век) датируется 7-5 тыс. лет до н.э.    Переходной от камня к эпохе  бронзы  этап  называется  энеолитом  (медно-каменным веком) и совпадает с 4-3 тыс. до н.э.

   Затем наступает бронзы и раннежелезный век (2-1 тыс. до н.э.)

   Б) Хоз-во, материальная и духовная культура.    На территории Казахстана не найдено костных  останков  гоминид,  но  есть результаты деятельности – кремневая индустрия.

    Первыми орудиями  древнекаменного  человека  были  универсальные  ударно-рубящие ручные рубила, изготовленные из  цельных  камней.  Они  были  грубой формы и почти не имели следов обработки.  Эти  древние  орудия  относятся  к мельской культуре.

   В более позднее время  встречаются  рубила  более  тщательной  обработки. Появляется дифференсация  орудий,  человек  стал  делать  скребки,  каменные ножи, остроконечники.

    В удобных местах первобытные люди занимались  рыбной ловлей.    Человек занимался  собиранием  разнообразной  растительной  пищи:  дикого орешника,  ягод,  дикой  моркови,  щавеля,  луковиц  и   клубней   некоторых растений.

   Г) Памятники палеолита.   В пределах Казахстана в настоящий момент известны две четко различающиеся

зоны палеолитических культур: Южно-Казахстанская (хребет Каратау) и  Северо-Казахстанская (Сары-Арка).

   В Северо-Восточной части хребта – малый Каратау на площади радиусом  5-10 км. обнаружена 12 палеолитических стоянок, собрано свыше  5  тыс.  кремневых изделий. Наиболее интересные находки  шельн-ашельского   периода  сделаны  в Каратау в урочищах Жабакты, Танир-Казган, Боры-Казган, Ак-Коль-I, Казангап.

   В верхнем палеолите человек заселил всю  территорию  Казахстана.  В  этот период  выделяется  3  зона  культуры  –  Восточный  Казахстан,  органически связанный  с Южной Сибирью и Алтаем.    Стоянки доисторического человека в  центральном  Казахстане:  Карабас  3, Батпак 7, Ангресор 2; в Восточном: Новоникольское.

5.Первичная проверка усвоения знаний

Вопросы и задания на страницах учебника 11,18-19.

  1. Контроль и самопроверка знаний Байга ( на экране слайд с изображением байги)- это конно – спортивное национальное состязание казахского народа. Победителем «Байги» станет ученик, успешно справившийся с заданиями теста.

На экране – слайд с выделенными правильными ответами.
Информация о домашнем задании.

  Подготовить материал на стр. 6-11

  1. Подведение итогов урока :оценки за урок
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока по истории "Казахстан в каменном веке" »

Пән/дисциплина: История Казахстана


Сабақтың тақырыбы:

Тема урока: Казахстан в каменном веке.

Сабақтың түрі:

Тип урока: Комбинированный урок

Сабақтың әдісі/Метод обучения: Объяснение, вопросы-ответы, самостоятельная работа.

Сабақтың мақсаттары мен міндеттері / Цели и задачи урока:

Білімділік:

Обучающая: Рассказать о появлении человека и его эволюции;раскрыть особенности периодов древнекаменного века в Казахстане;раскрыть возникновение и развитие коллективов людей различных верований и культур; рассказать о климатических изменениях в этот период и использование людьми первого метала меди.

Дамытушылық:

Развивающая: Развивать мышление, кругозор; умение слушать, сопоставлять; формировать ораторское искуство и т. д.

Тәрбиелік:

Воспитательная:Воспитать духовно-нравственную культуру учащихся, чувство патриотизма, долга, любви к своему народу, его истории и наследия.

Құрал жабдықтар, көрнекі құралдар:

Оборудование, наглядные пособия :компьютер

учебники, м/м доска, электронный материал, , методический материал, рабочие тетради, конспекты, карты.

Виды учебных работ :

Оқу жұмыстардың түрлері :дидактикалық материалдармен жұмыс жүргізу

работа с дидакическим материалом: карточки с вопросами и заданиями, тесты, схемы и таблицы.

Пәнаралық байланыс/Межпредметная связь: География, ЧИО.


Сабақтың барысы/Ход урока:

  1. Ұйымдастыру кезеңі/Организация начала урока (келмегендер туралы белгі қою және журналға сабақ тақырыбын жазу, отметка отсутствующих и запись в журнал темы урока)

  2. Үй жымысын тексеру/Проверка домашнего задания

Повторение пройденного курса истории Казахстана в 9 классе. Фронтальный опрос.

  1. Оқушыларды меңгеруге дайындау/Подготовка учащихся к усвоению

План:

    1. Происхождение и развитие человека.

    2. Древнекаменный век. Ранний палеолит.

    3. Средний каменный век Средний палеолит.

    4. Поздний каменный век. Поздний палеолит.

    5. Общественный строй людей в древнекаменном веке.

    6. Мезолит

    7. Неолит

    8. Энеолит

  1. Жаңа тақырыпты оқыту/Изучение нового материала:

Древняя история человеческого общества делится на каменную, бронзовую или железную эпохи или века. В основу этой периодизации положен главный материал, из которого изготовляли орудия труда и предметы быта.

Каменный век - древнейший и наиболее продолжительный период в развитии человечества, когда орудия труда, оружие изготовляли из дерева и кости. Его хронологические границы приблизительно - 2 млн.-6 тыс. лет назад. Каменный век традиционно делится на древний - палеолит (от греческого - паланос - древний и литос - камень), средний - мезолит и новый - неолит.

Палеолитические обитатели Казахстана, судя по археологическим раскопкам, могли добывать и поддерживать огонь, занимались охотой и сбором растительной пищи. В период палеолита произошли существенные изменения в технологии изготовления каменных орудий и образе жизни древнего человека. Они явились следствием новой, более высокой ступени эволюции человека - появлением палеоантропа. На территории Казахстан зафиксировано большое количество памятников нижнего палеолита. Они указывают на то, что первобытным человеком того времени было освоено большинство районов в Южном, Центральном и Восточном Казахстане.

В эпоху позднего палеолита (40-30 тыс. лет назад) появляется человек современного типа (Homo Sapiens), возникает новая (отжимная) техника обработки камня. Это позволила создать такие орудия, как скребки, резцы, острия с затупленным краем, скобели, ножи, дротики, а также орудия из кости - метательные наконечники копий, мотыги, лощила, различные фигурки животных и скульптуры женщин, которые указывают на зарождение в среде древних людей культа женщины - родоначальницы и хозяйки очага. Этот период принято называть матриархатом.

Мезолит (12-6 тыс. лет до н.э.) - является наименее изученным периодом в истории Казахстана. Тем не менее, известно, что для мезолита характерно зарождение присваивающего хозяйства, т.е. скотоводства и земледелия и развитие микролитизации в каменном инвентаре.

Неолит (6-4 тыс. лет до н.э.) представлен в Казахстане рядом характерных культур, которые содержат в себе большую степень сходства. На сегодняшний день в Казахстане известно более 500 неолитических стоянок.

В эпоху неолита появляются геометрические орудия труда типа ромба, треугольников, трапеций и сегментов. Люди занимались охотой, рыболовством, собирательством. Орудия изготовлялись из яшмы, роговика и кварцита. Из них делали наконечники стрел, дротиков, проколки, ножи, топоры, скребки, резцы и др. В этот период появляются керамическая посуда. В Казахстане многочисленные стоянки обнаружены в песках Кызыл-Кума, Мойынкума, Прибалхашья, Прииртышья, Приаралья и вдоль крупных и мелких рек и озер.

В эпоху неолита произошло размежевание хозяйства. Одни племена занимались охотой и рыболовством, другие - охотой и скотоводством, третьи - земледелием и охотой, что привело к новому общественному разделению труда.

Социально-экономическое развитие в первобытном обществе зависело, прежде всего от природных условий. Первобытные человеческие коллективы могли приспособиться к окружающей среде и обеспечить свою жизнедеятельность только совместными усилиями, объединившись в небольшие (20-30 особей) группы. Такой группой на раннем этапе развития являлось первобытное человеческое стадо, которое предшествовало родовому коллективу.

Собственно родовой строй, являющийся основой первобытного строя, сформировался с появлением современного человека 40-30 тыс. назад в верхнем палеолите. Первобытному человеческому стаду были присущи такие характерные признаки, как общий труд и общая собственность на средства производства и на продукты труда. Большинства потребностей первобытных удовлетворяла охота. Этому способствовала обилие животных во влажном и теплом климате. Человек развивал и совершенствовал приемы охоты, изобретал и усложнял орудия труда. Немаловажное значение для людей палеолита играло собирательство, а позднее и рыболовство.

Серьезные изменения система хозяйства эпохи камня претерпевает в Казахстане в эпоху энеолита. Материалы археологических раскопок позволяют сделать вывод, что в эту эпоху ведущими отраслями стали экстенсивная охота и рыболовство за счет региональных миграций. Для жителей энеолита была характерна уже значительная оседлость, при значительном развитии домашних промыслов (деревообработка, выделка шкур, плетение циновок, керамическое производство, ткачество и др.).

I. Палеолит


А) Периодизация.

Казахские ученые до последнего времени пользовались для обозначения

древнего периода развития человечества понятием “первобытно – общинный

строй”, основанном на формационном подходе к истории и выделявшем в

качестве основного критерия отсутствие классовых структур в обществе.

Историки современного периода (в частности, Кузембайулы А.) считают, что

необходимо отличать периоды человеческой истории до возникновения

письменности и - после. Первый из них ещё в 1851 г. Дэниэлом Уилсоном был

обозначен термином “доистория” или “праистория”. Доистория – та часть

истории человечества, в которой мы вынуждены прибегать к произвольным

обозначениям вследствие отсутствия письменных источников. В доисторический

период развитие идет по трем основным линиям:

Антропогенез (морфологические развития человека от обезьяноподобных форм

к современному типу)

Техногинез (развитие техники обработки и применения орудий труда, что

привело к привело к прогрессу материальной культуры)

Социогинез ( развитие человеческого общества от простейших форм (стадо) к

сложному общинному коллективу)

Эти три линии в совокупности формируют четвертую – развитие духовной

культуры человека.

Эпоха камня – это период формирования человека, т.е. антропогинез.

Эпоха камня подразделяются учеными на три периода: палеолит, мезолит и

неолит.

Палеолит (ране-каменный век) начинается 2,6 млн. лет назад (состоит из

трех этапов – олдувай, амель, мустьер ) и завершается 10 тыс. лет назад до

н.э.

Неолит (ново-каменный век) датируется 7-5 тыс. лет до н.э.

Переходной от камня к эпохе бронзы этап называется энеолитом (медно-

каменным веком) и совпадает с 4-3 тыс. до н.э.

Затем наступает бронзы и раннежелезный век (2-1 тыс. до н.э.)


Б) Хоз-во, материальная и духовная культура.


На территории Казахстана не найдено костных останков гоминид, но есть

результаты деятельности – кремневая индустрия.

Первыми орудиями древнекаменного человека были универсальные ударно-

рубящие ручные рубила, изготовленные из цельных камней. Они были грубой

формы и почти не имели следов обработки. Эти древние орудия относятся к

мельской культуре.

В более позднее время встречаются рубила более тщательной обработки.

Появляется дифференсация орудий, человек стал делать скребки, каменные

ножи, остроконечники.

Сто тысяч лет назад появилась новая палеолитическая культура обработки

камня – мустьерская. На основе прежней, амельской, но орудия более

специализировались, улучшалось качество обработки камня.

В период верхнего палеолита продолжают преобладать каменное орудия, но

круг их расширился: ножи, наконечники копий, сверла, молотки, резцы.

Увеличилось количество орудий из кости – рыболовных крючков, гарпунов

иголок с ушками.

Охота играет ведущую роль в хозяйстве эпохи палеолита. Фауна Казахстана в

это время представлена такими животными как мамонт, шерстистый носорог, бык-

тур, мелкий бизон, пещерный медведь и тигро-лев. В горных и степных лугах

паслись сайгак, архар, олень-косуля и др.

В удобных местах первобытные люди занимались рыбной ловлей.

Человек занимался собиранием разнообразной растительной пищи: дикого

орешника, ягод, дикой моркови, щавеля, луковиц и клубней некоторых

растений.

В) Антропогенез и социогенез.

Австралопитек (южная обезьяна) появился в Африке 4 млн. лет назад в

нескольких видах. Около 2 млн. лет назад от одного из них появился вид рода

– хомо (человек).

Первый известный вид рода хомо – хомо хабилис (homo habilis) – человек

умелый. Рост его был не более 1,5 метров, лицо имело архаичную форму:

развитый надбровный валик, плоский нос, выдающая вперед челюсть. Этот

человек обладал более развитым мозгом, в котором уже выделялся речевой

центр. Homo habilis занимался изготовлением несложных орудий, строил

укрытия, охотился на крупную и мелкую дичь.

Следующей ступенью развития человека был homo erectus – человек

прямоходящий, живший около 1,6 млн. до 200 тыс. лет назад. Он имел более

крупный мозг и тело. Череп сохраняет архаичные черты.

300 тыс. лет назад homo erectus стал превращаться в человека

современного типа. Этот вид homo sapiens – человек разумный: невысокого

роста, плотного телосложения, развитый по сравнению с предшественниками

мозг.

Вполне современный человек – подвид homo sapiens – сформировался на

огромной территории Евразии около 40 тыс. лет назад. Существуют две

территории возникновения человека:

1) моноцентрическая – современный человек появился на одном континенте

(в Африке), а потом расселился на другие вытиснив неандертальцев.

2) Ученные утверждают, что архаичные местные формы превратились в

подвид homo sapiens независимо друг от друга.

Реконструкция социогенеза, то есть развитие человеческого общества,

является самым сложным в изучение доисторического человека.

Человеческое общество появилось не сразу. Ему предшествовал длительный

период превращения из стада человекообразных обезьян – эпоха праобщества.

Основной формой организации в этот период была праобщина, называемая так же

“первобытным человеческим стадом”.

Праобщина возникла с появлением австралопитеков и homо erectus и

представляла собой необходимую черту, имевшую определенную кормовую

территорию и делившуюся на несколько гаремных групп, один мужчина и

несколько женщин.

С появлением homo sapiens праобщина начинает превращаться в родовую

общину, имевшую важнейшую отличительную черту – экзогамию (запрет на

брачные отношения внутри общины). Основой было кровное родство между

индивидами, которое устанавливалось между потомками одной матери (т.к.

отцовство устанавливать было трудно). Поэтому первой формой этого общества

была материнская община (матриархат).

Экзогамия вела к установлению прочных связей между соседними родами и

образованию коллективов более высокого уровня – зародыша племени.

Появляются брак и семья, в начале дуально-родовой групповой брак, позже

парный.

Первоначально два рода связывали только брачные отношения, но со временем

контакт порождал и регулярное экономическое сотрудничество, обмен

культурными ценностями, языковое взаимопроникновение. Складываются группы

родов – племена (эпоха мезолита).

В эпоху неолита материнский род заменяется отцовским. Непрочный парный

брак вытесняется патриархальной семьёй.


Г) Памятники палеолита.

В пределах Казахстана в настоящий момент известны две четко различающиеся

зоны палеолитических культур: Южно-Казахстанская (хребет Каратау) и Северо-

Казахстанская (Сары-Арка).

В Северо-Восточной части хребта – малый Каратау на площади радиусом 5-10

км. обнаружена 12 палеолитических стоянок, собрано свыше 5 тыс. кремневых

изделий. Наиболее интересные находки шельн-ашельского периода сделаны в

Каратау в урочищах Жабакты, Танир-Казган, Боры-Казган, Ак-Коль-I, Казангап.

В верхнем палеолите человек заселил всю территорию Казахстана. В этот

период выделяется 3 зона культуры – Восточный Казахстан, органически

связанный с Южной Сибирью и Алтаем.

Стоянки доисторического человека в центральном Казахстане: Карабас 3,

Батпак 7, Ангресор 2; в Восточном: Новоникольское.



5.Білімдерді алғашқы меңгеруді тексеру/Первичная проверка усвоения знаний

.

Вопросы и задания на страницах учебника 11,18-19.


  1. Бақылау және өздерінің білімдерін тексеру/Контроль и самопроверка знаний

Байга ( на экране слайд с изображением байги)- это конно – спортивное национальное состязание казахского народа. Победителем «Байги» станет ученик, успешно справившийся с заданиями теста.
(Учащиеся получают тесты). Время на выполнение – 3 минуты. За каждый верный ответ- 10 баллов.
Тест
1. Самый древний тип орудий труда каменного века
А. Чоппер Б. Болас
2. Антропологический тип древнего человека на территории Казахстана в нижнем палеолите
А. Австралопитек Б. Питекантроп
3. Научное название человека эпохи среднего палеолита – мустье
А. Неандерталец Б. Кроманьонец
4. Исследование чего дает главную информацию о жизни древних людей каменного и бронзового веков?
А. Изучение орудий труда б. изучение останков людей и животных
5. Наиболее благоприятный регион Казахстана для расселения древнего человека в нижнем палеолите
А. Восточный Казахстан, Алтайские горы Б. Южный Казахстан, хребет Каратау
6. Бегазы-дандыбаевская культура относится к периоду
А. Ранней бронзы Б. Поздней бронзы
7. Эпоха, когда орудия труда из металла вытеснили каменные орудия труда
А. Энеолит Б. Бронзовый век
8. Археологи эпоху неолита называют а. эпохой глиняных горшков б. временем появления домашних животных
9. Главное жертвенное животное у андроновцев
А. Вол Б. Конь
10. Археологическое доказательство того, что у андроновцев усиливалась имущественная дифференциация
А. Были обнаружены большие курганы с богатыми погребениями
Б. Были обнаружены летописи того периода- письменное доказательство об имущественном неравенстве.
11. Бог Солнца у представителей андроновской культуры
А. Митра Б. Тенгри
12. Тип древнего человека, возникший приблизительно 35-40 тысяч лет назад и являющийся предком современного человека
А. Неандерталец Б. Кроманьонец В. Питекантроп

Ключ к тесту «Байга»
1А 2Б 3А 4А 5Б 6Б 7Б 8А 9Б 10А 11А 12Б
На экране – слайд с выделенными правильными ответами.

  1. Үй тапсырмасы туралы ақпарат/Информация о домашнем задании.

Подготовить материал на стр. 6-11

  1. Сабақты қорыту/Подведение итогов урока :оценки за урок




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Методическая разработка урока по истории "Казахстан в каменном веке"

Автор: Кенжибаева Анара Сериковна

Дата: 19.01.2015

Номер свидетельства: 157839

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(21) "урок рус.яз "
    ["seo_title"] => string(12) "urok-rus-iaz"
    ["file_id"] => string(6) "196145"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427999701"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(182) "Средневековые города Казахстана ( X- начало XIII вв.)  Средневековые города Казахстана ( X- начало XIII вв.)"
    ["seo_title"] => string(111) "sriednieviekovyie-ghoroda-kazakhstana-x-nachalo-xiii-vv-sriednieviekovyie-ghoroda-kazakhstana-x-nachalo-xiii-vv"
    ["file_id"] => string(6) "283183"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453801807"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства