Разработка урока по истории по теме "Смута в России"
Разработка урока по истории по теме "Смута в России"
Методическая разработка урока истории по теме "Смута в России" для студентов I курса учебных заведений, реализующих программы подготовки специалистов среднего звена. Занятие с использованием элементов проектной технологии. Предполагает большую самостоятельную работу студентов, т.к. тем данного занятия уже изучалась студентами в ходе школьного курса истории. Для активизации самостоятельной активности разработан индивидуальный лист заданий студентов, который помогает систематизировать большой объем учебного материала.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по истории по теме "Смута в России" »
Министерство образования Нижегородской области
Государственное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Арзамасский коммерческо-технический техникум»
Методическая разработка
открытого занятия по истории
на тему: «Смута в России»
Исполнитель:
Е.В. Лебедева,
преподаватель
общественных дисциплин
Арзамас, 2014 г.
План
Введение
Проект занятия
Психолого-педагогическая характеристика группы
Диагностика ЗУНов
Проект открытого занятия
Содержание занятия
Самоанализ занятия
Литература
Приложения
Введение
В соответствии с Федеральным законом от 13.03.1995 года № 32-ФЗ «О Днях воинской славы и памятных датах России» и Трудовым кодексом РФ 4 ноября каждого года Россия отмечает государственный праздник – День народного единства.
Он учрежден в память событий 1612 года, когда народное ополчение под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяло Китай-город, освободило Москву от польских интервентов, «продемонстрировав образец героизма и сплоченности всего народа вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе» , и способствовало окончанию Смуты.
В исторической литературе Смутой (Смутным временем) принято называть драматические события конца XVI – начала XVII веков, начавшиеся со смертью в 1598 году царя Федора Ивановича и пресечением династии Рюриковичей, где тесным образом переплелись различные по характеру явления: кризис власти, самозванство, гражданская война и иностранная интервенция.
По сути, этот исторический пласт можно определить как кризис – династический, социальный, экономический, политический. Иными словами, это была эпоха кризиса российской государственности.
Ситуацией воспользовались самозванцы, шведские, а также польские интервенты, которые вторглись в Москву.
Патриотическое движение, направленное на борьбу с интервентами, ознаменовалось созданием народного ополчения, которое освободило осенью 1612 года Москву от иностранных захватчиков и показало пример того, как единение всех граждан, независимо от происхождения, веры и положения в обществе, сплочение и солидарность сыграли особую роль в судьбе России. То, что происходило в стране в первые два десятилетия XVII века, навсегда врезалось в ее историческую память. Никогда раньше политическая борьба за власть в государстве не становилась обыденным делом рядовых дворян и тем более социальных низов.
Итак, в правление Бориса Годунова в России начался период, получивший название «Смута».
В русском народном лексиконе это слово имеет множество смысловых оттенков, означая анархию, безвременье, всеобщий хаос, крайнюю неустроенность жизни, беспрестанные потрясения, Гражданскую войну.
Проект занятия
Психолого-педагогическая характеристика группы
В группе 14-27 БУХ – 29 студентов. Возраст 16 – 17 лет.
В группе 29 студентов, из них – 2 юноши. Коллектив сформирован, отношения дружеские.
Психологические особенности. Эмоциональные, отзывчивые. Студенты в группе очень разные: третья часть имеет навыки умственного труда, устойчивое внимание, развита слуховая память, устная и письменная речь; вторая треть этих качеств совершенно не имеют; остальные изредка проявляют внимание, активность, ограниченно выражают свое мнение, неохотно, под давлением преподавателя занимаются умственным трудом, и что особенно неприятно – они не умеют работать с текстом: медленно читают, не могут выбрать основное. С группой необходимо очень много работать по развитию учебных навыков.
По уровню развития и обученности группу можно считать разноуровневой.
К первому уровню – творческому – относятся 25% обучаемых в группе, которые имеют неплохой запас знаний, могут оперировать понятиями, анализировать, выделять причинно-следственные связи, самостоятельно добывать знания.
Ко второму уровню – прикладному – относятся 35% студентов. Они могут воспроизвести не очень большой по объему материал, ответить на изложенные вопросы, но анализировать материал могут только по вопросам или алгоритму.
К третьему уровню относятся 40% студентов, которых невозможно обучать – это педагогически запущенные студенты, которые требуют индивидуального подхода и дополнительных занятий.
Диагностика ЗУНов
Студенты знают основные этапы развития России в период Смуты, могут их охарактеризовать, называть основные события и даты. Они владеют понятийным аппаратом, могут проводить исторические параллели.
Студенты обладают основными умениями и навыками: умеют слушать и выделять главное, умеют фиксировать основное, отбирать факты, выделять главное и делать выводы.
Проект открытого занятия по дисциплине «История»
Группа: 14 – 27 БУХ
Специальность: 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
Преподаватель:Лебедева Е.В.
Дата проведения: 18.12.2014
Тема занятия: «Смута в России»
Вид занятия: урок
Тип урока: комбинированный
Педагогическая технология: технология развивающего обучения с элементами проектной деятельности
Цели занятия:
Образовательные:
сформировать и закрепить знания студентов об основных событиях Смутного времени;
сформировать целостное представление о Смуте как о всестороннем кризисе русского общества;
научить организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы выполнения учебных задач, оценивать их эффективность и качество;
обеспечить возможность реализации студентами умений самостоятельно добывать знания, анализируя учебный материал и исторические документы.
Дидактический материал: кроссворд, индивидуальный лист заданий студентов, исторические документы, тест
Литература:
Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История Отечества: С древнейших времен до наших дней. – М.: Академия, 2008.
Сахаров А.Н., Буганов В.И. История России с древнейших времен до конца XVII в. – М.: Просвещение, 2003
Содержание занятия
№ п/п
Ход урока
Теоретическое обоснование деятельности преподавателя
Прогнозируемая деятельность студентов
Время
1
Организационный этап
Приветствие студентов, проверка присутствующих, проверка готовности к уроку, пожелание успешной работы, психологический настрой на урок.
Приветствуют преподавателя, проверяют готовность к занятию, настраиваются на работу.
2 мин.
2
Актуализация опорных знаний
Подготовить студентов к изучению нового материала, закрепление знаний по пройденному материалу (решение тестовых заданий, фронтальный опрос).
Создать условия для развития коммуникативной компетенции
Решают тестовые задания, дают ответы на вопросы преподавателя
10 мин.
3
Мотивация учебной деятельности, сообщение темы и цели занятия
Способствовать повышению познавательного интереса к изучаемой теме
Обозначение темы, знакомство с целями урока.
Студенты внимательно слушают, записывают тему и эпиграф занятия
3 мин
4
Изложение материала по теме:
Понятие Смутного времени и его причины
Основные этапы Смутного времени, их характеристика
Итоги Смуты
Презентация преподавателя обеспечивает лучшее восприятие, подчеркивает ключевые моменты изучаемого материала.
Групповая работа при изучении второго вопроса развивает навыки самостоятельной работы, способствует повышению эффективности обучения
Сообщения студентов “Борис Годунов”, “Василий Шуйский”, “Лжедмитрий I”
Просмотр видеоролика и прослушивание аудиозаписи расширяет кругозор студентов, вызывает интерес к изучаемой теме, способствует формированию образного мышления.
Участвуют в обсуждении поставленных вопросов, анализируют, делают выводы, ведут записи в индивидуальных листах заданий, заполняют таблицы
Заслушивают сообщения своих одногруппников, самостоятельно конспектируют
Извлекают информацию из фрагмента учебного фильма и фрагмента аудиозаписи
60 мин
5
Обобщение и систематизация изучаемого материала
Установление первичного уровня усвоения материала через решение кроссворда, акцентированного на самых важных моментах
Решают кроссворд, дают самооценку знаний.
10 мин
6
Домашнее задание
Объявление домашнего задания, инструктаж по его выполнению.
Студенты слушают, записывают домашнее задание
2 мин
7
Подведение итогов урока
Благодарит студентов, анализирует их работу, объявляет оценки
Студенты выслушивают оценки
3 мин
Самоанализ занятия
Данное занятие проводилось в группе, где студенты разного уровня по способностям, поэтому, планируя занятие, я использовала хорошие познавательные способности отдельных учащихся, у которых хорошая память и имеются навыки мыслительной деятельности. Студенты с другими способностями участвовали в работе по с понятиям, т.е. в репродуктивной деятельности.
Занятие по теме “Смутное время в России” проводился после изучения темы “Россия в царствование Ивана Грозного” с целью углубления материала об эпохе смуты и гражданской войны в России XVII в. и приведения студентов к выводу о том, что история имеет значение для современности и имеет циклический характер. Все события и понятия студентам известны из курса школы.
Все занятие состоит из 7 этапов, каждый из которых имел свои учебно-воспитательные задачи, но эти этапы взаимосвязаны. Каждый этап продолжал предыдущий, и занятие получилось целостным и завершенным. Объем необходимого материала был тщательно подобран, поэтому соответствовал времени занятия, которое было составлено и проведено компактно, как единое целое, где последующий этап вытекал из предыдущего.
Студенты легко пришли к главным выводам, т.к. весь материал был логически связан, где один элемент присоединялся к другому, и создавалась целостная картина эпохи Смутного времени.
Главный упор на уроке делался на развитие мыслительной деятельности и речи студентов и студенты уяснили сущность событий, происходящих в эпоху Смуты..
6,7. При систематизации и обобщении знаний использовались такие методы:
наглядные;
словесные: вводное слово преподавателя и проблемные вопросы активизировали умственную деятельность студентов, историческое мышление;
использовались индуктивные и дедуктивные методы;
частично-поисковая деятельность при работе с документами;
методы контроля знаний;
информационные технологии.
8. Контроль знаний проходил в течении всего занятия: при актуализации знаний, во время беседы, выводах и т.д.
9. Высокая работоспособность обеспечивалась за счет активизации и упрощения материала, с помощью информационных технологий, а также через различные приемы обучения: проблемные вопросы, заполнение таблиц, использование наглядности, чередования видов работы. Психологический климат обеспечивался поощрениями студентов.
10. Психологическая атмосфера была деловая, дружественная, уважительная.
11. Домашнее задание было выдано вовремя, посильное, творческого характера.
12. Цели, поставленные преподавателем, достигнуты. Половина студентов группы получила положительные оценки.
Литература:
Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История Отечества: С древнейших времен до наших дней. – М.: Академия, 2008.
Сахаров А.Н., Буганов В.И. История России с древнейших времен до конца XVII в. – М.: Просвещение, 2003
1. Кто управлял государством от имени Федора Ивановича?
2. Как называется период русской истории начала XVII в.?
3. Первый патриарх России?
4. Костромской крестьянин, национальный герой России?
5. Насильственное вторжении и захват чужой территории войсками другого государства?
6. Подмосковное село, где был основан лагерь Лжедмитрия II?
7. Патриарх, призывавший народ на борьбу с поляками?
8. Авантюрист, монах-расстрига Чудова монастыря?
9. Предводитель восстания 1606 – 1607 гг.?
10. Руководитель I ополчения?
11. Нижегородский посадский староста, поднявший народ на защиту Отечества?
Приложение 2
Исторические источники
Н.М. Карамзин “История государства Российского”
“… Иван Грозный привел страну в пропасть, и все же в народной памяти он остался ярким и сильным человеком. Борис Годунов пытался вытащить страну из пропасти. И поскольку это ему не удалось, он остался в народной памяти лишь изворотливым, лукавым, неискренним человеком.
Борис Годунов сделал первую до Петра попытку ликвидировать культурную отсталость России от стран Запада. В Россию приезжает значительное количество иностранных специалистов. Вероятно, если бы в распоряжении Годунова оказалось еще несколько спокойных лет, Россия более мирно, чем при Петре, и на сто лет раньше пошла бы по пути модернизации. Но этих спокойных лет не было. Голод погубил Бориса. Волнения охватывали все большие территории. Царь катастрофически терял авторитет. Те возможности, которые открывало перед страной правление этого талантливого государственного деятеля, оказались упущены. Победа самозванца была обеспечена, по словам А.С. Пушкина, “мнением народным”.
В.Б. Кобрин “Смута”
“Он [Лжедмитрий I] не оправдал тех надежд, которые возлагали на него в Речи Посполитой. Чтобы заручиться поддержкой дворянства, царь щедро раздавал земли и деньги. Деньги Лжедмитрий занимал у монастырей. Вместе с просочившейся информацией о католичестве царя, займы тревожили духовенство. Крестьяне надеялись, что добрый царь Дмитрий восстановит право перехода в Юрьев день. Но, не вступив в конфликт с дворянством, Лжедмитрий не мог этого сделать. Крестьянам, ушедшим от своих господ в голодные годы, лишь дано было разрешение оставаться на новых местах. Эта мизерная уступка не удовлетворила крестьян, но вызвала недовольство дворян. Ни один социальный слой внутри страны, ни одна сила за ее рубежами не имели оснований поддерживать царя. Потому-то так легко и был свергнут он с престола…”
Н.М.Карамзин о голоде в правление Б.Годунова
Тогда началося бедствие, и вопль голодных встревожил Царя. Борис велел отворить Царские житницы в Москве и в других городах; убедил Духовенство и Вельмож продавать хлебные свои запасы также низкою ценою; отворил и казну: в четырех оградах, сделанных близ деревянной стены Московской, лежали кучи серебра для бедных, ежедневно, в час утра, каждому давали две морковки, деньгу или копейку - но голод свирепствовал: ибо хитрые корыстолюбцы обманом скупали дешевый хлеб в житницах казенных… Казна раздавала в день несколько тысяч рублей, и бесполезно: голод усиливался. И все иные возможные меры были им приняты: он не только в ближних городах скупал ценою им определенною, волею и неволею, все хлебные запасы у богатых; но послал и в самые дальние, изобильнейшие места освидетельствовать гумна, где еще нашлися огромные скирды, в течение полувека неприкосновенные и поросшие деревьями: велел немедленно молотить и везти хлеб как в Москву, так и в другие области. - Наконец деятельность верховной власти устранила все препятствия, и в 1603 году, мало-помалу, исчезли все знамения ужаснейшего из зол: снова явилось обилие…
Бедствие прекратилось, но следы его не могли быть скоро изглажены: заметно уменьшилось число людей в России и достояние многих! оскудела без сомнения и казна…
(Н.М.Карамзин. История Государства Российского. Том 11, глава 2, с.371)
Из грамоты Лжедмитрия II в Смоленск
(1607)
[...] Аз милосердый и праведный и щедрый прыроженный Великий Государь ваш Царь и Великий Князь Дмитрей Ивановичь всея Руси сходил от их [Шуйских] злокозненного умыслу в Литовскую землю, и был в Литовской земли Богохраним и здаров, и прышол з Литовские земли в вашу отчыну в Московскую землю в преславущый град Старадуб во 12 недель, и не хотел я себе воcкоре объявить и назвал я себя Андреем Нагим для своих изменников Василья Шуйскаго и его советников, и меня, Государя вашего прыроженнаго и милосердаго и праведнаго и щедраго и Скипетра Державца, Великого Государа и Великого Царя и Великого Князя Дмитрия Ивановича всея Русии узнали нас прыроженные нашы люди многих городов, и добили нам челом и вину свою принесли, что аз истинной и праведной и щедрой прыроженный Великий Господарь ваш Царь и Великий Князь Дмитрей Ивановичь всея Русии не токма правых людей жалую, но и винным своим прыроженым вину отдаю и жалую их своим Царским великим жалованем. И вы, прыроженные нашы люди всего Московского нашого Государства, разумейте, свет ли лутче, или тьма; нам ли прыроженному Великому Государу своему Цару и Великому Князю Дмитрею Ивановичу всея Росии служыти, или изменнику нашему холопу, а своему вам брату Василию Шуйскому; грех ли лутчее творить, или правду содевать; кровь ли Християнская неповинная проливать, или утолить; и кому будет в той неповинной Хрестиянской крови ответ Богу дать и на ком та неповинная Християнская кровь взыщетца, и суди тому Господь Бог, хто на наш Царской благоплодной корень посегнул и хто нашему Царскому благоплодному корени гонитель и губитель стал. Ты, Боярын наш и Воевода, и Дворане и Дети Боярские и всего нашего Московскаго Государства, и сами о том подлинно ведаете, что преж сего Господь Бог выдал был нам изменника нашого и богоотступника и еретика Василья Шуйского за его злокозненный умысл, что он на нас злой совет совещевал; и аз милосердый и праведный и щедрый и прырожоный Великий Государь ваш Царь и Великий Князь Дмитрий Ивановичь всея Русии той его страдничей вине не помстился, и вину ему отдати и казнить его не велел, по своему Царскому милосердому обычаю. И вы, прыроженные наши люди, о том разумейте, что ужо изменнику нашему и богоотступнику и еретику и попрателю веры Хрестиянской Василью Шуйскому тленное его житие скончевается, за множество нечестие его и за высокоумие великое и за превозношение и за гордость и за пированья неверное и за его лукавые сатанинские дела гроб его отверзается, и ад приняти его готовитца за его лестное к нам глаголанья; и вы б, прироженные наши люди всего нашего Московского Государства, помня Бога и души свои и наше Царское крестное целованье, отовратилися б вы от изменника нашего от Василья Шуйскаго и от его тленного прелестного жития и обратилися б к Царскому великому Величеству.[...]
(Оболенский М. Сборник князя Оболенского. М., 1838. С. 12-13)