kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока по истории России на тему: "Смутное время"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Смутное время.

Цель: через усвоение обучающимися основных событий Смутного времени подвести их к осознанию важности  жить единой нацией в своём государстве.

Задачи:

- создать условия для понимания и усвоения обучающимися основных событий Смутного времени;

- продолжить формирование умений  устанавливать причинно – следственные связи между событиями, анализировать исторические источники, давать сравнительную характеристику историческим личностям;

- воспитание гражданской ответственности за судьбу страны.

Оборудование: интерактивная доска, рабочие листы.

Тип урока: обобщающий

Все задания сегодня на уроке вы будете выполнять на рабочих листах. Задания пронумерованы, справа есть графы самооценки, за полностью выполненное задание – 2 балла, за частично – 1.

В ноябре 2004г. Госдума установила новый праздник 4 ноября – День народного единства. Что это за праздник?  ( Условная  дата освобождения Москвы от польских интервентов и окончания Смутного времени. Освободили только Китай-город)

 Тема нашего урока: Смутное время

Интерес к этому периоду истории никогда не угасал. Смута находит отражение в литературе, музыке, кинофильмах и даже в государственных праздниках, не утихают дискуссии историков, как вы думаете почему? (в этот период решалась судьба России)

 

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по истории России на тему: "Смутное время" »

МБОУ Карсунская средняя общеобразовательная школа

Урок истории в 7 классе


Тема урока: «Смутное время»



Работа учителя истории

Высшей квалификационной категории

Саприной Ирины Викторовны







Карсун 2014 год


Смутное время.

Цель: через усвоение обучающимися основных событий Смутного времени подвести их к осознанию важности жить единой нацией в своём государстве.

Задачи:

- создать условия для понимания и усвоения обучающимися основных событий Смутного времени;

- продолжить формирование умений устанавливать причинно – следственные связи между событиями, анализировать исторические источники, давать сравнительную характеристику историческим личностям;

- воспитание гражданской ответственности за судьбу страны.

Оборудование: интерактивная доска, рабочие листы.

Тип урока: обобщающий урок.



Ход урока.

Все задания сегодня на уроке вы будете выполнять на рабочих листах. Задания пронумерованы, справа есть графы самооценки, за полностью выполненное задание – 2 балла, за частично – 1.

В ноябре 2004г. Госдума установила новый праздник 4 ноября – День народного единства. Что это за праздник? ( Условная дата освобождения Москвы от польских интервентов и окончания Смутного времени. Освободили только Китай-город)

Тема нашего урока: Смутное время

Интерес к этому периоду истории никогда не угасал. Смута находит отражение в литературе, музыке, кинофильмах и даже в государственных праздниках, не утихают дискуссии историков, как вы думаете почему? (в этот период решалась судьба России)

Задание №1 поможет подтвердить вашу версию: из предложенных слов составьте определение понятия и назовите его.

Смута – это период социально – политического, экономического и династического кризиса.

Задание №2: существуют различные исторические подходы к определение Смуты. Ребята, можно ли подобрать синонимы к этому понятию?

(гражданская война, католическая интрига, конфликт между народом и властью, интервенция).

А можно сказать, что в период Смуты Россия находилась на грани национальной катастрофы?(да её удалось избежать.)

Проблема:Я предлагаю выяснить, как России удалось избежать национальной катастрофы?

Как вы понимаете понятие национальная катастрофа? (утрата национальной независимости). Действительно ли это могло случиться? Для подтверждения данного предположения обратимся к историческому документу.

Задание №3: по свидетельству современника событий Авраамия Палицына « Гибли отечество и церковь: храмы истинного Бога разорялись… скот и псы жили в алтарях; …пили из потиров, … на иконах играли в кости. Видя сию неслыханную злобу , ляхи содрогались и говорили: что же будет с нами от россиян; когда они и друг друга губят с такой лютостью?» Какой вывод можно сделать из прочитанного? ( люди перестали ценить не только жизни , но и теряли духовную основу - веру православную, которая являлась стержнем культуры русского народа, злоба и ненависть заполнили души людей.)

Что ещё подтверждало угрозу национальной катастрофы?

1. Слабость власти

2.Гражданская война ( в общем кружении голов все хотели быть выше своего звания: рабы господами, чернь дворянством, дворяне вельможами. Авраамий Палицын ).

3. Интервенция.(Какие страны приняли участие в интервенции? Можете ли вы показать на карте направление движения польских и шведских войск?)

Обобщить всё сказанное можно словами известного историка .

Н.М. Карамзин в « Истории государства Российского» так описывал состояние России: «Но кто мог узнать…Россию… .Казалось, что россияне уже не имели отечества, ни души, ни Веры!»

Задание №4: выясним что же привело страну на грань национальной катастрофы.

Таблица « Причины Смуты.»(каждый из вас запишет только одну)

политические

экономические

нравственные

1. Династический кризис

1. Последствия опричнины и Ливонской войны

«Водворялась страшная привычка не уважать жизни, чести, имущества ближнего» С.М.Соловьёв

2. Борьба боярских групп за власть

2. Бегство крестьян на окраины


3. Притязания Польши на русские земли

3. Голод 1601-1603гг.


4. Неподчинение окраин центру



Задание №5: Исходя из, определившихся причин определим начало и окончание Смуты. Прокомментируйте предложенные даты, какая из них наиболее признана историками.

Начало Окончание

1584г. 1612г.

1591г. Подчеркните правильный 1613г.

1598г. вариант 1617г. или1618г.


Задание №6 Вывести страну из этого кризиса пытались разные правители, но у них не получилось, выясним почему? С помощью сравнительной таблицы (прочитайте краткие характеристики государственных деятелей Смутного времени, определите о ком идёт речь).

Сравнительная таблица

Вопросы для сравнения

Современники признавали за ним: милосердие, нищелюбие, ум. Ходили слухи о его причастности к гибели царевича Дмитрия.

Имя___________

Мелкий дворянин из Галича, ставший после скитаний монахом Чудова монастыря, Гришка Отрепьев, выдавал себя за

Имя_________

Едва ли заслуживал добрых слов. Способен солгать под присягой. Он легко менял свои убеждения ради корыстных целей


Имя_______________

1.Дата правления

1598-1605

1605-1606

1606-1610

2.На какие слои общества опирался

бояре, дворяне

дворяне, казаки, поляки, холопы

бояре

3.Почему не удалось укрепить власть

Не природный царь, обвинения в убийстве царевича, подозрительность и преследование бояр.

Не соблюдал православные обычаи, продолжил крепостническую политику.

Не оправдал надежд боярских, приносил ложные клятвы, началась интервенция.

4.*Предложи свой

вопрос

Какой вклад внёс в развитие страны?

Был ли родовит и знатен?


Устав от бесконечных междоусобиц, население России мечтало о твёрдой власти, способной навести порядок. В обществе всё более крепла мысль о созыве всенародного ополчения для освобождения Москвы. В 1611г. войска первого ополчения подошли к Москве, но взять её не смогли. История выдвинула других лидеров.

Чей памятник, работы архитектора Мартоса, установлен на Красной площади?

Задание №7: Прослушайте сообщение и ответьте на вопрос: какую роль сыграли эти герои в истории Смутного времени?

Задание №8:Освобождение Москвы создало условия для избрания нового царя, этот момент проиллюстрирует Отрывок из к/Ф «1612г».

Обратите на вопросы к фильму, они есть на ваших рабочих листах.( прочитать)

- Какие требования предъявляли бояре претендентам на престол?

- Можно ли догадаться, на ком они остановили свой выбор?

- *Найдите в фильме несоответствие исторической действительности?

Избрание нового царя - Михаила Романова, называют окончанием Смуты.

Проверка ответов.

Так как же России удалось избежать национальной катастрофы?

Благодаря патриотическому подъёму всего российского народа ( в ополчении были и башкирские и татарские народы ) народ осознал, насколько важно, научиться жить единой нацией в собственном государстве.

Ребята, а почему сейчас тема народного единства, приобретает важное значение?

( потому что только единый народ может добиться процветания своего государства)

Спасение страны было главным итогом Смуты, но не единственным, какие ещё итоги можно назвать?

• Рост национального самосознания. • Упадок хозяйства.

• Новая династия. • Потеря территории.

• Укрепление царской власти. • Убыль населения

• Сохранения единства страны.

• Усиление роли Земских соборов


Вывод: после смутных событий все усилия российского народа были направлены на восстановление могущества державы.

Ребята, посчитайте заработанные баллы и предположите какой оценке соответствуют ваши знания по теме.

Домашнее задание: подготовить мини – проекты в форме презентаций на тему: « Смутное время в России».






















Рабочий лист ученика(цы) _______________________________ Самооценка ______________________________

Тема урока:

Полностью (2 балла)

Частично (1 балл)

Задание №1: из предложенных слов составьте определение понятия и назовите его.

Экономический, период, это, династический, социально-политический, кризис.

__________________________________________________________________________________________________________________________________




Задание №2: Назовите синонимы Смуты.( от 3 до 5 слов)

_________________________________________________________________




Задание №3: прочитайте текст и подтвердите, что страна действительно была на грани национальной катастрофы.

По свидетельству современника событий Авраамия Палицына «Гибли отечество и церковь: храмы истинного Бога разорялись… скот и псы жили в алтарях; …пили из потиров, …на иконах играли в кости. Видя сию неслыханную злобу, ляхи (поляки) содрогались и говорили: что же будет с нами от россиян, когда они и друг друга губят с такой лютостью?»

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________




Можете ли вы ещё назвать признаки, подтверждающие опасность национальной катастрофы? ( 2 -3 признака)




4. Заполните таблицу « Причины Смутного времени» (запишите одну причину по каждому положению таблицы).


Политические

Экономические

Нравственные












Задание№5 Хронологические рамки Смутного времени

Начало Завершение

1584г. 1612г.

1591г. подчеркните верный вариант, назовите событие 1613г. 1598г. 1. 1617г. и 1618г.

2.




Задание№6: заполните сравнительную таблицу « Правители Смутного времени»

Вопросы для сравнения

Современники признавали за ним: милосердие, нищелюбие, ум. Ходили слухи о его причастности к гибели царевича Дмитрия.

Имя_________________

Мелкий дворянин из Галича, ставший после скитаний монахом Чудова монастыря, Гришка Отрепьев, выдавал себя за

Имя_______________

Едва ли заслуживал добрых слов. Способен солгать под присягой. Он легко менял свои убеждения ради корыстных целей.

Имя_______________

1. Дата правления




2. На какие слои

общества

опирался




3. Почему не

удалось

укрепить власть




4*.Предложи свой

вопрос , дайте ответ

_____________________________________________







Задание№7: Чей памятник, работы архитектора Мартоса, установлен на Красной площади?________________________________________________________

Какую роль сыграли эти герои в спасении страны? __________________________________________________________________________________________________________________________________




Задание№8. Вопросы к отрывку из кинофильма «1612г.»

1) Какие требования бояре предъявляли претендентам на престол?

2) Можно ли догадаться, на ком они остановили свой выбор?

3)*Есть ли в фильме несоответствие исторической

действительности?

________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________



Задание№9: запишите наиболее важный итог Смутного времени.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________




Количество набранных баллов

18 –16 баллов – оценка «5»

15–10 баллов – оценка «4»

9 – 8 баллов – оценка «3»




Спасибо за работу на уроке!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Разработка урока по истории России на тему: "Смутное время"

Автор: Саприна Ирина Викторовна

Дата: 10.06.2014

Номер свидетельства: 101655

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(60) "4 ноября-День народного единства "
    ["seo_title"] => string(36) "4-noiabria-dien-narodnogho-iedinstva"
    ["file_id"] => string(6) "117251"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1412753142"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "Кризис государства и общества. Смутное время"
    ["seo_title"] => string(46) "krizisghosudarstvaiobshchiestvasmutnoievriemia"
    ["file_id"] => string(6) "261739"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449180447"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства