kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока по Истории Казахстана "Великий Шелковый путь"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Шелковый путь - система древних торговых караванных дорог, ведущих из Китая в страны Ближнего Востока и Европы. 
Сотни больших и малых городов, стертых с лица земли временем или же существующих ныне, помогают понять и отрыть нам подлинное величие Шелкового пути. 
Великий Шелковый путь как торговая магистраль не был чем-то застывшим и постоянным. В течение столетий приобретали важное значения те или иные участки пути, некоторые отмирали, приводя к упадку города и центры лежащие на нем. 
На момент вхождения Казахстана (Южной его части) в систему Шелкового пути, на его территории издревле развивалась самобытная культура, в формировании которой участвовали кочевые племена и оседлые народы. 
Во время существования государства Усуней и Кангюй во II в. до н. э. Великий Шёлковый путь приобретает международное значение. В этот период в долинах рек Чу, Таласа и Сырдарьи формируются небольшие города, основой для которых послужили небольшие земледельческие поселения. 
Во второй половине VI века Семиречье и Южный Казахстан вошли в состав огромной кочевой империи - Тюркский Каганат. Именно в это время происходит оживление участка Шелкового пути, который сыграл важную роль в развитии городской культуры Семиречья и Южного Казахстана. 
Великий Шелковый путь пролегавший через Среднюю Азию, Южный Казахстан и Семиречье функционировал вплоть до 13-14 веков. Вследствие монгольского нашествия были нарушены торговые связи, некоторые города были полностью опустошены. Начиная с 16 века, в связи с открытием морских торговых путей поток купеческих караванов, проходящих по Шёлковому пути, резко снизился. 
По Шелковому пути купцы везли прежде всего шелк, который на ряду с золотом превратился в международную валюту, им одаривали царей и послов, выплачивали жалование наемному войску и государственные долги. В свою очередь из Рима, Византии, Индии, Ирана, Арабского халифата, а позднее из Европы и Руси по нему шли товары, производимые в этих странах. По Шелковому пути везли на продажу знаменитых коней Ферганы, арабских скакунов, верблюдов и слонов и многое другое. 
По Шелковому пути так же распространялись религиозные идеи, устанавливались дипломатические отношения между странами Востока и Запада. 
Величие Шелкового пути состоит не столько в том колоссальном товарообмене между различными государствами, сколько во взаимопроникновении и взаимообогащении непохожих цивилизаций и культур. 
Знакомство с картой. 
Свое начало Великий Шёлковый путь брал из районов в долине реки Хуанхэ в Китае. Он пролегал через западную часть Великой Китайской стены и по реке Или доходил до озера Иссык-Куль. Здесь путь для выхода на запад и северо-восток разветвлялся в южном и северном направлениях. Южное направление шло в Фергану, Самарканд, Иран, Ирак, Сирию и к Средиземному морю. Северное направление через город Испиджаб разделялось на две ветви. Одна шла в Среднюю Азию, а другая по нижнему течению реки Сырдарьи выходила в Западный Казахстан и, обходя северо-восток Черного моря, шла в Европу. Общая протяжённость Шёлкового пути составляла около 7 тысяч километров. 


Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по Истории Казахстана "Великий Шелковый путь" »

Тема урока: Великий Шёлковый путь. 

Цель урока: Расширить знания учащихся о Великом Шёлковом пути, раскрыть значимость изучения данного исторического явления в настоящее время. 
Задачи: 
Образовательная: расширить представления учащихся о Великом Шёлковом пути и его роли в истории. 
Развивающая: развивать творческие способности учащихся, навыки работы с тестами, умение анализировать, делать выводы. 
Воспитательная: воспитывать у учащихся чувство патриотизма, любви к Родине, уважение к истории. 
Тип урока: урок – путешествие (урок изучения новой темы) 
Методы урока: интерактивный, ролевая игра. 
Оборудование: иллюстративный материал на доске, тестовые задания для учащихся, рабочая тетрадь, учебник для 7 класса по истории Казахстана, карта. 
Ход урока: 
1. Организационный момент. 
2. Вступительное слово учителя (слова учителя сопровождаются показом слайдов). 
Шелковый путь - система древних торговых караванных дорог, ведущих из Китая в страны Ближнего Востока и Европы. 
Сотни больших и малых городов, стертых с лица земли временем или же существующих ныне, помогают понять и отрыть нам подлинное величие Шелкового пути. 
Великий Шелковый путь как торговая магистраль не был чем-то застывшим и постоянным. В течение столетий приобретали важное значения те или иные участки пути, некоторые отмирали, приводя к упадку города и центры лежащие на нем. 
На момент вхождения Казахстана (Южной его части) в систему Шелкового пути, на его территории издревле развивалась самобытная культура, в формировании которой участвовали кочевые племена и оседлые народы. 
Во время существования государства Усуней и Кангюй во II в. до н. э. Великий Шёлковый путь приобретает международное значение. В этот период в долинах рек Чу, Таласа и Сырдарьи формируются небольшие города, основой для которых послужили небольшие земледельческие поселения. 
Во второй половине VI века Семиречье и Южный Казахстан вошли в состав огромной кочевой империи - Тюркский Каганат. Именно в это время происходит оживление участка Шелкового пути, который сыграл важную роль в развитии городской культуры Семиречья и Южного Казахстана. 
Великий Шелковый путь пролегавший через Среднюю Азию, Южный Казахстан и Семиречье функционировал вплоть до 13-14 веков. Вследствие монгольского нашествия были нарушены торговые связи, некоторые города были полностью опустошены. Начиная с 16 века, в связи с открытием морских торговых путей поток купеческих караванов, проходящих по Шёлковому пути, резко снизился. 
По Шелковому пути купцы везли прежде всего шелк, который на ряду с золотом превратился в международную валюту, им одаривали царей и послов, выплачивали жалование наемному войску и государственные долги. В свою очередь из Рима, Византии, Индии, Ирана, Арабского халифата, а позднее из Европы и Руси по нему шли товары, производимые в этих странах. По Шелковому пути везли на продажу знаменитых коней Ферганы, арабских скакунов, верблюдов и слонов и многое другое. 
По Шелковому пути так же распространялись религиозные идеи, устанавливались дипломатические отношения между странами Востока и Запада. 
Величие Шелкового пути состоит не столько в том колоссальном товарообмене между различными государствами, сколько во взаимопроникновении и взаимообогащении непохожих цивилизаций и культур. 
Знакомство с картой. 
Свое начало Великий Шёлковый путь брал из районов в долине реки Хуанхэ в Китае. Он пролегал через западную часть Великой Китайской стены и по реке Или доходил до озера Иссык-Куль. Здесь путь для выхода на запад и северо-восток разветвлялся в южном и северном направлениях. Южное направление шло в Фергану, Самарканд, Иран, Ирак, Сирию и к Средиземному морю. Северное направление через город Испиджаб разделялось на две ветви. Одна шла в Среднюю Азию, а другая по нижнему течению реки Сырдарьи выходила в Западный Казахстан и, обходя северо-восток Черного моря, шла в Европу. Общая протяжённость Шёлкового пути составляла около 7 тысяч километров. 

Выступление учащихся . Показ слайдов
1.Отрар 
Отрар расположен в долине Сырдарьи, при слиянии рек Арыси и Сырдарьи. В науке этот район называется Отрарский оазис. Отрар является родиной выдающегося учёного, мыслителя, философа, продолжателя Аристотеля - Абу Наср ал-Фараби. В 1219-1220 годах город штурмовали монгольские отряды Чингис-хана, в 1405 г. здесь умер великий завоеватель Тимур. Географическое положение Отрарского оазиса совпадает с территорией современного Отрарского района Южно-Казахстанской области. Через Отрар проходил Великий Шелковый путь, поэтому город упоминают почти все средневековые арабо- и персоязычные авторы. Тысячелетия, наполненные завоевательными войнами, сделали свое дело: сейчас на месте некогда цветущего города остались заросшие травой руины. Человек, впервые попавший сюда, невольно останавливается, потрясенный видом застывших развалин городов и селений, замков и сторожевых башен. Этот своеобразный музей под открытым небом "говорит" нам о жизни наших далеких предков. Археологические исследования и раскопки в Отрарском оазисе ведутся археологами Казахстана с 1969 г. Раскапывались городища Отрар, Куйруктобе, Кок-Мардан, Алтынтобе, Мардан-Куик. На Отраре в 2001-2004 гг. осуществлялся международный проект ЮНЕСКО - Казахстан - Япония по "Консервации и сохранению древнего города Отрар". Консервируется мечеть, баня, комплекс гончарных мастерских, стен. С 2004 г. действует государственная программа "Возрождение древнего Отрара". 

2.Туркестан 
Туркестан является одним из древних городов Востока, занимающим важное место в духовной и материальной жизни народов Средней Азии и Казахстана. Город, проходивший в письменных источниках Х века под названием “Шавгар” и “Яссы”, был позднее переименован в Туркестан. 
Есим хан (1598-1628 гг.) сделал Туркестан столицей казахского ханства, вложив много средств и усилий в развитие своей ставки. С тех пор до XIX века Туркестан выполнял роль экономического, политического и административного центра казахского ханства. Мусульманская общественность наслышана о городе Туркестане. Ходжа Ахмет Ясави, известный всему миру своим произведением “Книга Мудрости”, является неотъемлемой частью истории города. Его учение произвело неизгладимое впечатление на завоевателя Тимура, который отдал приказ о строительстве усыпальницы на месте захоронения Х.А.Ясави. Мавзолей был выстроен на месте захоронения Ходжи Ахмеда в 1399 году по приказу великого завоевателя Хромого Тимура. Главную часть экспозиции в мавзолее Ходжи Ахмеда представляет Тай-казан – огромный котел весом в тонну, вмещающий до двух тонн воды. Изготовлен он был также по указу Тимура, в него наливалась вода из священного источника. Испив из Тай-казана, каждый паломник полагал, что очистился от скверны. Туркестан, являющийся вторым по величине городом Южно-Казахстанской области, посещают до двух миллионов туристов в год. Среди мусульман-тюрков считается, что троекратное посещение святынь Туркестана приравнено к одному хаджу в Мекку. Ходжа Ахмед Яссави, живший в XII веке, – автор религиозного сборника "Хикмет" и один из первых проповедников ислама в степи. Мавзолей был выстроен на месте захоронения Ходжи Ахмеда в 1397 году по приказу великого завоевателя Хромого Тимура. 

Учитель. 
Историки говорят, строительством мавзолея Тимур пытался получить одобрение и поддержку местных жителей, очень почитавших память о Ходже Ахмеде. Мавзолей строился более десяти лет, но так и не был завершен. О причинах этого сложена целая легенда. В ней говорится, что стройка велась под наблюдением первой и любимой жены Тимура – Шолпан (это, впрочем, достоверный факт). Мастер, ведущий строительство неосмотрительно влюбился в жену своего повелителя, что не укрылось от ее глаз. И когда уже были закончены все строительные работы и осталось лишь завершить отделку, Шолпан, видя сердечные мучения мастера, решила преподать ему урок. Она сварила два яйца и раскрасила одно яркими узорами, а второе вымазала черной краской. Затем пригласила незадачливого влюбленного и спросила, какое яйцо ему больше нравится. Мастер тут же указал на расписное. Тогда Шолпан очистила яйца от скорлупы, попросила отведать на вкус и сказать, есть ли разница между ними. Естественно, инженер нашел, что оба яйца по вкусу совершенно одинаковы. На что супруга Тимура сказала, что так же и женщины – отличаются лишь внешностью, но одинаковы по сути. И мастер зря сохнет лишь по одной, не замечая всех остальных. Шолпан, видно, хотела всего лишь приободрить страдальца. Однако тот, до сих пор уверенный, что его чувства – тайна для всех, испугался разоблачения и той же ночью бежал, бросив руководство стройкой. Равного ему в мастерстве зодчего и художника отыскать больше не удалось. Так мавзолей и остался незаконченным. 
Документальные же источники говорят, что возведение мавзолея превратилось в долгострой в связи с тем, что Тимур направил основную часть рабочих и мастеров в Самарканд, на возведение соборной мечети. 

3. Тараз 
Одним из древнейших городов Казахстана является Тараз, остатки которого скрыты под застройками современного города Тараза. Город играл важную торговую роль на трассе Великого Шёлкового пути. Возраст города по письменным источникам определяется в две тысячи лет. Средневековый Тараз был многолюдным городом с тенистыми садами и шумными базарами, где можно было услышать персидскую, согдийскую, тюркскую, китайскую и славянскую речи. До наших дней с тех времён срхранились такие жемчужины мусульманского зодчества, как мавзолеи Айша-Биби и Бабаджи-хатун, Карахана и Даутбека. В 1856 году город получил новое название Аулие-ата, а в 1936 году был переименован в Мирзоян. В мае 1938 года городу было дано название Жамбыл, которое он носил до 1997 года. 8 января 1997 года Президент Республики Казахстан принял исторический указ о переименовании г.Жамбыла в город Тараз. 

Добавление учителя. 
Мавзолей Айша-биби – памятник архитектуры 11-12 вв., расположенный в селе Айша биби Жамбылского района Жамбылской области в 18 км от города Тараз. Является памятником архитектуры республиканского значения. Его красота и оригинальность до сих пор восхищают многочисленных туристов. О строительстве мавзолея не осталось каких-либо достоверных сведений. Однако существует казахская легенда о любви Айша биби к своему жениху. Айша биби была дочерью известного ученого и поэта XI века Хакима Сулеймена Бакыргани. После его смерти она воспитывалась у деда Айгожы. Карахан (правитель Тараза), гостивший у знатного и богатого Айгожи, увидел Айшу-Биби. Они полюбили друг друга с первого взгляда. Но случилось так, что на земли Карахана напал враг, уезжая, Карахан поведал о своих чувствах Айше-Биби и, услышав слова о взаимности, он окрыленным ускакал громить врага. Айша-Биби едет к Карахану. По дороге, она и ее свита останавливаются на берегу реки, чтобы освежиться. В свадебное саукеле (головной убор) заползает змея, она смертельно кусает Айшу-Биби. Весть молнией долетает до Карахана и он успевает приехать к ней до ее смерти. После обряда бракосочетания, Айша-Биби умирает на руках Карахана. Над ее могилой, Карахан воздвигает великолепный мавзолей. По определению специалистов ЮНЕСКО, мавзолей Айша биби не имеет аналогов во всем мире. В мировом каталоге есть памятники архитектуры более видные, более массивные, огромной высоты и большой квадратуры. Но все они, как правило, построены из более прочных и устойчивых к различным внешним воздействиям материалов, в основном из камня. Мавзолей Айша биби полностью сооружен из жженных терракотовых кирпичей и плиток разнообразной формы и размеров. Наружные стены мавзолея полностью облицованы резной терракотой, насчитывающей более 70 видов орнамента. До наших дней сохранилась лишь часть западной стены мавзолея. В настоящее время полностью мавзолей отреставрирован. 

Выступление ученицы 



Звенит в печали и тоске 
Кобыз, он сердце рвет на части. 
Душа стремится ввысь к мечте, 
К глубокой нежности и страсти. 
Как жаль, что на земле вдвоем, 
Не суждено нам прикоснуться. 
Любовь свою мы пронесем 
Через миры… 
Уста сольются… 
Стоял разбитым Карахан, 
У свежевырытой могилы, 
Его лицо и мощный стан, 
Опустошили горя силы. 
За что, суровый сей урок? 
Ты преподнес нам, о Всевышний! 
Змеей заполз жестокий Рок 
В наряд невесты белый, пышный. 
Наполнив ядом поцелуй, 
Чело украсил алой ранкой. 
Проклятый Бес, ты не ликуй, 
Не назовут ее беглянкой. 
Она была еще живой, 
Мы сочетали наши души. 
И непорочной красотой, 
Айша ушла… 
С ладоней суши… 



4.Испиджаб 
Крупнейший город Южного Казахстана. Впервые упоминается в 629г. Другое название Испиджаба – Сайрам. Когда-то Испиджаб был был одним из ключевых торговых пунктов Шёлкового пути. По свидетельству арабского летописца в городе распологались рынки, на которых торговали тканями, крытые торговые ряды, мечети. Несмотря на бойкую торговлю Испиджаб, по признанию древнего историка, оставлял приятное впечатление чистого и уютного города. К сожалению, время сыграло с Испиджабом злую шутку. Уже в 17 веке город полностью утратил свое значение важного торгового центра. В наши дни Испиджаб превратился в село, и носит название Сайрам. Тем не менее, Казахстан может гордиться тем, что на его территории есть этот замечательный памятник эпохи расцвета средневековой Азии. 

Ребята, мы познакомились с историей средневековых городов Казахстана, которые являлись крупными торговыми центрами в эпоху функционирования Великого Шёлкового пути. Мы также узнали об исторических памятниках того времени, истории их возникновения. Теперь нам знакома и современная история этих городов. Давайте проверим насколько продуктивно прошёл наш урок. 

4. Задания для учащихся. 

- Найдите соответствие: 
Айша-биби Туркестан 
Кожа Ахмет Яссауи Тараз 
Бабаджа-хатун Испиджаб 

- Закончите предложение: 
1. Великий Шёлковый путь-это трансконтинентальный путь, соединивший…. 
2. В китайских источниках сохранились сведения о том, что тюркские каганы предпочитали халаты … 
3. Главными торговыми центрами Южного Казахстана были города…. 
4. В 13 веке торговые связи были нарушены по причине… 
5. Город Испиджаб называли… 

- О чем или о ком идёт речь? 
Один из учеников Арыстан-баба, проповедник ислама в Казахстане, автор произведения «Дивани Хикмет, похоронен в городе Туркестане». 
Отрар является родиной известного ученого-энциклопедиста, которого называют «вторым учителем мира после Аристотеля». 

Задания в тестовой форме. 
1. Проповедник ислама 11-12 веков, с его именем связана мечеть, построенная Тимуром: 
а/ Аль-Бируни 
в/ Аль-Фараби 
с/ Ходжа Ахмет Яссауи 
д/ Махмуд Кашгари 
е/ Юсуф Баласагуни 
2. Великий Шёлковый путь приобретает Международное значение 
а/ во 2 веке 
в/ во 2 веке до н.э. 
с/ в 3 веке до н.э. 
д/ в 3 веке 
е/ в 6-7 веках 
3. В 6-7 веках наиболее оживлённым становится путь, пролегающий по территории
а/ Южного Казахстана и Семиречья 
в/ Южный Казахстан и Центральный Казахстан 
с/ Семиречья 
д/ Юго-Восточного Казахстана 
е/ Центрального Казахстана 
4. Религиозный центр Казахстана: 
а/ Отрар 
в/ Тараз 
с/ Туркестан 
5. Племена эпохи железа, стремившиеся сохранить под своим контролем Шёлковый путь: 
а/ гунны 
в/ сарматы 
с/ кангюи 
д/ саки 
е/ усуни 
6. Город, стёртый с лица земли по приказу Чингисхана: 
а/ Сыгнак 
в/ Отрар 
с/ Баласагун 
д/ Испиджаб 
е/ Сайрам 
7. Второе название Туркестана: 
а/ Яссы 
в/ Алтынтобе 
с/ Кок-Мардан 
д/ Сайрам 
е/ Сыгнак 

5. Заключительное слово учителя 
Народы многих стран сегодня стремятся изучить корни своей истории, понять истоки духовности, своей национальной причастности к мировой культуре. Такую возможность дает решение о возрождении Великого шелкового пути во всей его многогранности как важнейшего канала углубленного международного сотрудничества в области дипломатии, культуры, науки, торговли, туризма. Оно было принято в 1993 году на Генеральной Ассамблее ООН, прошедшей в Индонезии. 
«Культура – это отражение нации, ее души, ума и благородства. Цивилизованный народ гордится ходом своей истории, развитием культуры, великими людьми, прославившими страну и внесшими огромный вклад в золотой фонд мировых достижений мысли, искусства. Именно посредством культуры, традиций нация становится известной» - 
Н. А. Назарбаев. 
Государственная программа "Культурное наследие" определяет основные аспекты, связанные с изучением, охраной, использованием и пропагандой культурного наследия страны, в том числе и современной национальной культуры, повысить интерес казахстанцев к своей истории и культуре.Государственная программа «Культурное наследие» разработана по инициативе Президента Республики Казахстан Нурсултана Абишевича Назарбаева в 2004 году на 2004-2006гг., а в 2007г. на 2007-2009гг. 

6. Домашнее задание. 
Написать сочинение на тему: «Великий Шёлковый путь» от имени купца или путешественника. 

7. Рефлекция. 
1. Сегодня на уроке я узнал (а) 
2. Мне было интересно, неинтересно (нужное подчеркнуть) 
3. Мне захотелось 
4. Сегодня я смог (ла) 
5. Урок дал мне для жизни


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Разработка урока по Истории Казахстана "Великий Шелковый путь"

Автор: Оспанов Руслан Кабылканович

Дата: 13.02.2015

Номер свидетельства: 172295

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Открытый урок по истории Казахстана "Великий Шелковый путь" "
    ["seo_title"] => string(60) "otkrytyi-urok-po-istorii-kazakhstana-vielikii-shielkovyi-put"
    ["file_id"] => string(6) "129344"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1415693372"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(42) ""Великий шелковый путь""
    ["seo_title"] => string(21) "vielikiishielkovyiput"
    ["file_id"] => string(6) "286709"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454393074"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "Конспект урока по истории "Великий Шелковый путь""
    ["seo_title"] => string(50) "konspiekt_uroka_po_istorii_vielikii_shielkovyi_put"
    ["file_id"] => string(6) "373002"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1482589144"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Повлиял ли Великий Шелковый путь на развитие международных отношений?"
    ["seo_title"] => string(77) "povliial_li_vielikii_shielkovyi_put_na_razvitiie_miezhdunarodnykh_otnoshienii"
    ["file_id"] => string(6) "457986"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1518864220"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(182) "Средневековые города Казахстана ( X- начало XIII вв.)  Средневековые города Казахстана ( X- начало XIII вв.)"
    ["seo_title"] => string(111) "sriednieviekovyie-ghoroda-kazakhstana-x-nachalo-xiii-vv-sriednieviekovyie-ghoroda-kazakhstana-x-nachalo-xiii-vv"
    ["file_id"] => string(6) "283183"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453801807"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства