«Образ войны в истории и в музыке» или «Пушки говорили, музы не молчали…»
Цель урока: воссоздание образа блокадного Ленинграда через образ “Ленинградской” симфонии Шостаковича.
Задачи:
Обучающие: познакомится с историей Великой Отечественной войны, узнать о блокаде Ленинграда и ее последствиях; воспроизвести образ войны в произведениях Шостаковича.
Воспитательные: воспитывать у детей чувства патриотизма, любви к Родине; сформировать эмоциональную отзывчивость на музыкальные произведения.
Развивающие: развивать способности ориентирования на карте, работать с историческими источниками; развитие культуры слушания, развитие музыкально-эстетического вкуса.
Форма проведения урока: интегрированный урок музыки и истории с применением ИКТ
Оборудование:
Ход урока
I. Организационный момент
II. Переход к изучению новой темы
Презентация (слайды 3-5)
Ученик читает отрывок их “Ленинградской поэмы” О. Бергольц
В грязи, во мраке, в голоде, в печали,
Где смерть, как тень, тащилась по пятам,
Такими мы счастливыми бывали,
Такой свободой бурною дышали,
Что внуки позавидовали б нам.
О, да, мы счастье страшное открыли –
Достойно не воспетое пока, –
Когда последней коркою делились,
Последнею щепоткой табака;
Когда вели полночные беседы
У бедного и дымного огня,
Как будем жить, когда придет победа,
Всю нашу жизнь по-новому ценя.
Учитель истории: Война и мир – две противоположных сущности, два понятия, абсолютно несовместимые друг с другом. Судьбы людей, действия, обстановка, эмоции – все в них абсолютно противоположно.
Ребята, подумаете, какие вы можете назвать противопоставления, относящиеся к образу этих разных миров:
Например, мир создания, мир творчества – мир краха, мир разрушения,
Добро-зло
Ответы детей: жизнь-смерть;
Сытость-голод;
Победа-поражение;
Любовь-ненависть;
Храбрость-страх и т.д.
Учитель истории: Что может быть страшнее, чем война?! Лишь слезы да страдания несет она…
Мы много знаем о войне, много о ней слышали, потому что война пришла в каждый дом. Одной из самых ужасных и трагических станиц истории стала оборона Ленинграда.
III. Изучение нового материала
Учитель истории: Презентация (слайд 6) Захват Ленинграда был составной частью разработанного фашистской Германией плана войны против СССР — плана “Барбаросса”. В нём предусматривалось, что Советский Союз должен быть полностью разгромлен в течение 3?4 месяцев лета и осени 1941 года, то есть в ходе молниеносной войны. К ноябрю 1941 года германские войска должны были захватить всю европейскую часть СССР.
1 фрагмент фильма (Презентация слайд 7)
Учитель истории: Презентация (слайд 8) Всё лето день и ночь около полумиллиона человек создавали в городе рубежи обороны. Многие дома на оборонных рубежах были превращены в долговременные опорные пункты сопротивления. Германское наступление было приостановлено на несколько недель. Вражеским войскам не удалось овладеть городом с ходу.
Бои под Ленинградом не прекратились, но изменился их характер. Немецкие войска приступили к разрушению города массированными артиллерийскими обстрелами и бомбёжками. Немцы сбросили на Ленинград несколько тысяч зажигательных бомб с целью вызвать массовые пожары.
2 фрагмент фильма. (Презентация слайд 9)
В этот же день – 8 сентября 1941 года была прервана сухопутная связь Ленинграда со всей страной – эта дата считается началом блокады длившейся 872 дня.
Презентация (слайды 10-12)
Уже в октябре жители города почувствовали на себе явную нехватку продовольствия, а в ноябре в Ленинграде начался настоящий голод. Были отмечены сначала первые случаи потери сознания от голода на улицах и на работе, первые случаи смерти от истощения, а затем и первые случаи каннибализма.
Нормы отпуска товаров по продовольственным карточкам, введённым в городе ещё в июле, ввиду блокады города снижались, и оказались минимальны с 20 ноября по 25 декабря 1941 года. Размер продовольственного пайка составлял
(Презентация слайд 13 ):
Рабочим — 250 граммов хлеба в сутки,
Служащим, иждивенцам и детям до 12 лет — по 125 граммов,
Личному составу военизированной охраны, пожарных команд, истребительных отрядов, ремесленных училищ и школ ФЗО, находившемуся на котловом довольствии — 300 граммов,
Войскам первой линии — 500 граммов
При этом до 50 % хлеба составляли практически несъедобные примеси, добавлявшиеся вместо муки. Все остальные продукты почти перестали выдаваться: уже 23 сентября.
Учитель истории: Давайте обратимся к таблице, приведенной на слайде, и проанализируем ее:
(Презентация слайд 14)
Вопросы к слайду:
На какие категории было разделено население Ленинграда?
Какая из представленных категорий получала наибольшее количество хлеба, а какая меньше?
На какой период приходиться наименьшая норма хлеба?
Учащиеся анализируют таблицу: наибольшее количество хлеба полагалось рабочим, далее идут служащие, менее всего доставалось иждивенцам и детям. Самым тяжелым для ленинградцев был период с 13 ноября до 25 декабря.
Презентация (слайд 15)
В ноябре 1941 г. положение горожан резко ухудшилась. Смертность от голода стала массовой. Стала обычной скоропостижная смерть прохожих на улицах — люди шли куда-то по своим делам, падали и мгновенно умирали. Специальные похоронные службы ежедневно подбирали на улицах около сотни трупов.
Учитель музыки: Презентация (слайд 16 ) Но, несмотря на всю тяжесть этого времени, на смерть, голод, страх, люди не утратили способности мыслить, мечтать, верить, надеяться, творить и сочинять. И ярким тому примером является личность великого русского композитора Д.Д. Шостаковича. Его Седьмая симфония, получившая название “Ленинградской”, – одно из выдающихся музыкальных полотен периода Великой Отечественной войны. Значительная часть симфонии создавалась композитором осенью 1941 года в Ленинграде, в дни смертельной борьбы с врагом. Он писал ее в доме, который едва ли не поминутно сотрясался от взрывов. Позже Шостакович сказал: “С болью и гордостью смотрел я на любимый город. А он стоял, опаленный пожарами, закаленный в боях, испытавший глубокие страдания бойца, и был еще более прекрасен в своем суровом величии. Как было не любить этот город, воздвигнутый Петром, не поведать всему миру о его славе, о мужестве его защитников... Моим оружием была музыка”
Седьмая симфония состоит из 4 частей, но первая – самая значительная. Сам Д.Д.Шостакович писал так: “Первая часть рассказывает о том, как в нашу прекрасную мирную жизнь ворвалась грозная сила – война”.
В начале и конце первой части воплощен образ Родины. Ему противостоит злой, бесчеловечный в своей звериной жестокости образ разрушительной силы. Он и занимает средний раздел первой части. Этот образ уникален в мировой музыке своей неповторимой конкретностью, сочетанием зловещей фантастичности и предельной реальности. Это знаменитый эпизод фашистского нашествия – “Эпизод нашествия”, потрясающая картина вторжения разрушительной силы. Написана первая часть в известной вам форме вариаций, что позволило воплотить всепоглощающее разрастание и расширение бездушной, мертвой, фашистской силы.
Давайте сейчас прослушаем фрагмент симфонии. Попытайтесь представить картину того времени, условия, в которых создавалась симфония, то мироощущение, которое охватило людей блокадного Ленинграда. И попробуем дать характеристику музыке с помощью ваших словарей эмоций.
Звучит фрагмент 1 части. Далее следуют ответы учеников.
Учитель Истории: Презентация (слайд 17)В январе 1942 г. Красная армия предприняла первую попытку прорыва блокады. Войска двух фронтов ? Ленинградского и Волховского ? в районе Ладожского озера разделяло всего 12 км. Однако немцы сумели создать на этом участке непроходимую оборону, а силы Красной Армии были ещё очень ограничены. А к голоду прибавился еще и холод. Зима 1941—1942 годов оказалась значительно холоднее и продолжительнее обычного. Но злосчастный мороз дал надежду на спасение.
Видео фрагмент (Презентация слайд 18) .
Работа с картой: “Великая Отечественная война 1941-1945”
Учитель истории: Найдите на карте Ладожское озеро.
Учитель истории: (Презентация слайд 19) Одной из главных задач войск Ленинградского фронта был прорыв фронта противника. 12 января 1943г., после артиллерийской подготовки 67-я и 2-я ударная армии перешли в наступление и к исходу дня продвинулись на три километра навстречу друг другу. 18 января войска Ленинградского и Волховского фронтов, соединились в районе Рабочих посёлков № 1 и 5. В этот же день был освобождён Шлиссельбург и очищено от противника всё южное побережье Ладожского озера. Так было разорвано кольцо блокады. Окончательно блокада была снята в январе 1944 года. В результате мощного наступления Красной Армии немецкие войска были отброшены от Ленинграда на расстояние 60?100 км.
Учитель музыки: 9 августа 1942 г. на сцену Большого зала филармонии вышли музыканты, Оркестранты едва ли не падали в обморок от голода, на дирижере фрак висел, как на вешалке. Под потолком, невзирая на сотрясающиеся от снарядов стены, висели хрустальные люстры. Исполняли “Ленинградскую” симфонию Д.Д.Шостаковича.
Видео фрагмент (Презентация слайд 20)
Рассказывают, что немцы, услышав через репродукторы звуки ленинградской симфонии, просто опешили — они были абсолютно уверены, что город мертв.
Когда оркестр заиграл финал, зал встал.
IV. Закрепление
Кроссворд (Презентация слайды 21-28)
Хорошая песня всегда была верным помощником бойца. С песней он отдыхал в короткие часы затишья, вспоминал родных и близких. Многие фронтовики до сих пор помнят видавший виды окопный патефон, на котором они слушали любимые песни под аккомпанемент артиллерийской канонады. В одной из песен, популярных в годы войны, были такие слова: Кто сказал, что надо бросить Песни на войне? После боя сердце просит Музыки вдвойне!
Давайте и мы споем песню ТОЛЬКО НА ФРОНТЕ
Музыка А.Лепина
Слова В.Лебедева-Кумача
Кто сказал, что надо бросить
Песни на войне?
После боя сердце просит
Музыки вдвойне.
Нынче у нас передышка,
Завтра вернёмся к боям.
Что ж твоей песни не слышно,
Друг наш походный баян?
После боя сердце просит
Музыки вдвойне.
Кто сказал, что сердце губит
Свой огонь в бою?
Воин всех вернее любит
Милую свою!
Только на фронте проверишь
Лучшие чувства свои,
Только на фронте измеришь
Силу и крепость любви.
Воин всех вернее любит
Милую свою.
Кто придумал, что грубеют
На войне сердца?
Только здесь хранить умеют
Дружбу до конца.
В битвах за друга всю душу
Смело положат друзья.
Ни расколоть, ни нарушить
Дружбы военной нельзя!
Только здесь хранить умеют
Дружбу до конца.
Кто сказал, что надо бросить
Песни на войне?
После боя сердце просит
Музыки вдвойне.
Пой, наш певучий братишка,
Наш неразлучный баян!
Нынче у нас передышка,
Завтра вернёмся к боям.
После боя сердце просит
Музыки вдвойне.
(Презентация слайд 29) Ученик читает стихотворение “Ленинградский салют”
27 января 1944 года Ленинград салютовал 24 залпами из 324 орудий в честь полной ликвидации вражеской блокады — разгрома немцев под Ленинградом.
...И снова мир с восторгом слышит
салюта русского раскат.
О, это полной грудью дышит
освобожденный Ленннград!
...Мы помним осень, сорок первый,
прозрачный воздух тех ночей,
когда, как плети, часто, мерно
свистели бомбы палачей.
Но мы, смиряя страх и плач,
твердили, диким взрывам внемля:
— Ты проиграл войну, палач,
едва вступил на нашу землю!
А та зима... Ту зиму каждый
запечатлел в душе навек —тот голод, тьму, ту злую жажду
на берегах застывших рек.
Кто жертв не предал дорогих
земле голодной ленинградской —
без бранных почестей, нагих,
в одной большой траншее братской?!
Но, позабыв, что значит плач,
твердили мы сквозь смерть и муку:
— Ты проиграл войну, палач,
едва занес на город руку!
Какой же правдой ныне стало,
какой грозой свершилось то,
что исступленною мечтой,
что бредом гордости казалось!
Так пусть же мир сегодня слышит
салюта русского раскат.
Да, это мстит, ликует, дышит!
Победоносный Ленинград!
27 января 1944, Ольга Берггольц