kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока истории "Природа и люди Древней Индии" 5 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок истории в 5 классе

Тема урока: «Природа и люди Древней Индии»

Тип урока: Изучение нового материала.

Цели:

  1. Обучения – расширить знания о природе Индии, ее жителях и их занятиях

2.   Развивтия:

2.1. Содействовать развитию умения критически мыслить, выделять главное, сравнивать, систематизировать, развивать воображение.

2.2. Содействовать формированию умения работать с историческими фактами.

2.3.  Содействовать развитию рефлексии деятельности   

3.   Воспитания – содействовать формированию нравственных и коммуникативных качеств  

Оборудование: историческая карта «Древняя Индия и Китай», простые карандаши (на столах у обучающихся), магнитофон с записью индийской музыки, учебник для 5 класса, шкатулка с бисером, макет сундука.

Оформление кабинета: на доске висит макет сундука, карта, плакат с алгоритмом составления синквейна

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока истории "Природа и люди Древней Индии" 5 класс »

Урок истории в 5 классе

Тема урока: «Природа и люди Древней Индии»

Тип урока: Изучение нового материала.

Цели:

  1. Обучения – расширить знания о природе Индии, ее жителях и их занятиях

2. Развивтия:

2.1. Содействовать развитию умения критически мыслить, выделять главное, сравнивать, систематизировать, развивать воображение.

2.2. Содействовать формированию умения работать с историческими фактами.

2.3. Содействовать развитию рефлексии деятельности

3. Воспитания – содействовать формированию нравственных и коммуникативных качеств

Оборудование: историческая карта «Древняя Индия и Китай», простые карандаши (на столах у обучающихся), магнитофон с записью индийской музыки, учебник для 5 класса, шкатулка с бисером, макет сундука.

Оформление кабинета: на доске висит макет сундука, карта, плакат с алгоритмом составления синквейна

Здравствуйте ребята!

Начнем наш урок. Я надеюсь, что наше сотрудничество будет плодотворным.

  1. Фаза «Вызов»

Звучит индийская песня.

Слова учителя: Ребята закройте глаза и попытайтесь представить себе, что вы находитесь в удивительной стране, она находится на самом краю света у великого океана, растут там не проходимые джунгли. Лианы переплетаясь преграждают дорогу путникам. Живут там всевозможные животные: длиннохвостый зверь с зубатой пастью, муравьи размером с лисицу, да и люди там живут удивительные - со звериными головами и даже многорукие. Откройте глаза.

Кто догадался, о какой стране идет речь?

Правильно – это Индия.

А почему вы решили, что это она?

Какие ассоциации у вас возникают при слове «Индия»?

- Слон

- джунгли;

- индийский танец;

- жара.

Молодцы, очень интересные ассоциации.

У каждой страны есть свои особенности. Что мы определяем, когда называем: жара, растения, животные? Какая в этой стране – природа. А в любой стране есть жители. И поэтому – как вы считаете, о чем сегодня будет урок? Верно о природе и людях Древней Индии. Откройте листочки и сверху запишите тему урока: «Природа и люди Древней Индии». Целью нашего урока будет не только вспомнить те знания, которые у вас есть по этой теме, но и расширить их. Древние Греки называли Индию волшебной и богатой страной. Представьте, что все ее богатства храниться в сундуке, который у меня на доске, но пока он закрыт на замок. И сегодня вам необходимо будет постараться и с помощью своих знаний и умений открыть его в конце урока, ответив мне на вопрос: Чем была богата Древняя Индия? А для того чтобы это узнать я предлагаю вам сегодня совершить путешествие в Древнюю Индию. Во время нашего путешествия мы будем составлять схему, в которую будем заносить всю основную информацию о природе и людях Древней Индии. Схема эта называется «паучок», т.к. очень на него похожа, в тельце нашего паучка мы поместим сундук с богатствами, а на нем, должно быть ключевой слово темы.

Как вы думаете, какое слово мы поместим в тельце паучка?

Верно – Индия. От этого слова у нас пойдут 2 стрелочки – это будут ножки паучка, под ними мы поместим слова – природа и люди. Отступите от темы 10 клеточек и по средине листа напишите слово Индия, обведите его, поставьте 2 стрелочки. От этих ножек пойдут стрелочки дальше – это будут башмачки нашего паучка. Схема наша будет разрастаться, и увеличиваться, а вы будете записывать в нее новую информацию. Назовите мне, пожалуйста, ту информацию, которую вы уже знаете о природе Индии? О людях Индии?

Для успешного путешествия необходимо взять карту (у меня на доске, а у вас в учебнике стр.92). И так в путь.

  1. Фаза «Реализация смысла»

Посмотрите на доску (карта). Индия – это огромный треугольный полуостров, врезающийся в Индийский океан. Находится на юге Азии. Эта страна расположена на полуострове Индостан и занимает прилегающую к ней часть материка. С севера его замыкают самые высокие в мире горы. Посмотрите у себя в учебнике, как они называются? Верно, Гималаи в них находиться высочайшая на планете гора Джамалунгма.

Как вы думаете, какую роль играли эти горы в жизни жителей? Правильно, защищали от холодных ветров и вражеских набегов, индийцы верили, что на вершинах гор живут боги.

Климат – жаркий, в июле и августе льют дожди!

С гор текут две большие реки. Посмотрите по карте учебника, как они называются? Верно – это Инд и Ганг. Древние Индийцы верили, что Ганг – это священная река. По их представлениям она течет с неба из мира богов, протекает через мир людей и скрывается в подземном мире мертвых. Поэтому ежегодно сотни тысяч индусов приходят молиться к священному Гангу. Многие из них мечтают, что после смерти их сожгут, а останки бросят в Ганг. А почему как вы думаете? Да, чтобы легче очутиться в царстве мертвых. Удивительно, что при этом здесь практически не бывает эпидемии, причина этого в серебре, которым богаты воды Ганга. Кто знает, каким свойством обладает серебро? Правильно, оно очищает воду. Давайте занесем новую информацию в схему.

Древние индийцы поселились вдоль берегов этих рек, богатых растительностью. А вот какая же там была растительность вы узнаете из учебников (стр.91-93, пр.20, гл.) Но вы будете не просто читать, а на полях учебника делать пометки(простым карандашом). «V» - Я это знал!

«+» - это для меня новое!

Каких значков у вас получилось больше? Что вы узнали нового?

Давайте запишем эту информацию в нашу схему. Но ведь в джунглях есть не только растения, но и животные? Назовите мне животные Индии, с которыми мы можем встретиться в нашем путешествии. Там водится множество зверей и птиц. Здесь живут страшные тигры и пантеры, ловкие обезьяны, ядовитые змеи. Особенно индийцы боялись змей и старались их задобрить. Они раскладывали вокруг своих домов кусочки еды и говорили: "Угощайтесь, но нас не трогайте". Еще в Индии водился слон. Индийцы приручили слона. Он переносил тяжести и даже участвовал в сражениях - воины сидели на спине у слона и осыпали противника стрелами. У индийцев слон был одним из священных животных. Даже одним из главных богов был Ганеша, которого изображали с головой слона.

Физминутка:

Учитель: Давайте прогуляемся по джунглям. Повторяйте за мной движения:

  • заходим в сумерки джунглей и сначала ничего не видим, зажмуриваем глаза - открываем (несколько раз);

  • идем по тропинке ( ходьба на месте); стараемся высоко поднимать ноги - вдруг нам встретится змея (ходьба на месте с высоким подниманием бедра);

  • увидели птицу слева, справа (поворот головы влево вправо);

  • впереди увидели красивый цветок, понюхаем его (вытягивая шею вперед, втягиваем воздух носом);

  • раздвигаем лианы на пути (разводим руками: правой, левой, двумя);

  • вот вышли из джунглей, увидели солнышко, улыбнулись ему и потянулись



С особой любовью они относились к корове. (Презентация, слайд №13). Она давала молоко, из которого делали простоквашу, масло. А вот мяса коровы индийцы не ели, она считалась священным животным. Тот, кто убивал корову, считался преступником. вверх руками (потягивания).




Да удивителен и многообразен мир джунглей. А чем же могли заниматься люди, проживая в таких местах? Эту информацию вы сможете получить, работая в группах по карточкам. Назовите занятие, о котором идет речь в вашей карточке. Отрывок из исторического источника «Природные богатства Индии» Диодора Сицилийского. Давайте эту информацию запишем в схему ( земледелие, ремесло, строительство, судоходство) А еще они занимались скотоводством, разводили коров и слонов, а так же торговали (жемчуг, пряности, хлопковые ткани). Вот такие занятия были у древних Индийцев. А интересно как же они выглядели? (учебник стр.95).

А еще индийцы верили в переселение душ, считали, что звери, птицы, насекомые чувствуют, думают, разговаривают между собой. Когда кто-нибудь умирает, он только меняет свой облик и перевоплощается в кого–то из них. А как вы думаете, от чего зависит то, кем станет человек в следующей жизни? Верно, это зависит от его поступков. За дурные дела он может родиться четвероногим или насекомым, пьяница станет червяком, а вор – крысой или кроликом. Тот, кто заре­жет козу, сам будет снова и снова рождаться козлен­ком. И, видя занесенный над собою нож, он много раз испытает смертельный ужас. Лишь тот, кто полностью искупит свою вину, сможет при новом рождении опять стать человеком.

Те, кто заботился о своей дальнейшей судьбе, должны были проявлять милосердие ко всем живым существам. Ведь индийцы верили в переселение душ: ты причиняешь боль какому-нибудь малому зверьку, а в нем, возможно, живет душа твоего покойного отца. Некоторые индийцы даже ходили со специальной метелочкой, чтобы случайно не раздавить на дороге червяка или букашку. Вот такие были необычные представления у индийцев о животных и растениях.

3. Фаза

На этом наше путешествие заканчивается. Вернемся к нашей схеме. Какие новые знания появились у вас об Индии – назовите их мне? Но на этом паучок еще не завершен, на следующих уроках он может пополниться новой информацией. Обратите внимание, какой большой параграф в учебнике, но с помощью «паучка» мы смогли самую основную информацию представить в этой схеме. Кроме «паучка» есть еще один способ выделить самое главное в теме, в более сжатой форме. Это «Синквейн», в переводе с французского языка, пять строк. Чтобы составить его, нам необходимо соблюдать следующее правило:

1 строка – Название темы (существительное)

2 строка – описание темы (2 прилагательных)

3 строка – описание действия (3 глагола)

4 строка – предложение из 4 слов, выражающее отношение к предмету.

5 строка – суть темы, выраженная другим существительным

(вместе с учащимися составляем синквейн, я записываю его на доске)

Посмотрите еще раз на него, видите, действительно, можно в нескольких словах выделить самое главное в уроке. Сегодня вы научились новым приемам работы с текстом: «паучок», «синквейн», «маркировка текста».

А теперь давайте вместе снимем замок с ларца, ответив на вопрос: в чем же состояло богатство Древней Индии?

Ответив на главный вопрос урока о богатствах Индии, вы тоже приобрели богатство

, но в виде знаний. И жемчужины этих знаний вы унесете с собой с сегодняшнего урока.

Я рада была с вами познакомиться. Благодарю вас за совестную работу. Спасибо, до свидания.







4




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Разработка урока истории "Природа и люди Древней Индии" 5 класс

Автор: Конева Надежда Александровна

Дата: 24.09.2014

Номер свидетельства: 114544

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "Конспект урока "Природа и люди Древней Индии" "
    ["seo_title"] => string(47) "konspiekt-uroka-priroda-i-liudi-drievniei-indii"
    ["file_id"] => string(6) "223767"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1438110127"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "Урок истории в 5 классе по теме: "Природа и люди Древней Индии""
    ["seo_title"] => string(61) "urok_istorii_v_5_klasse_po_teme_priroda_i_liudi_drevnei_indii"
    ["file_id"] => string(6) "502211"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1551773037"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(223) "Разработка внеклассного мероприятия по профессионально-трудовому обучению (Сельскохозяйственный труд) "Барыня капуста"""
    ["seo_title"] => string(128) "razrabotka-vnieklassnogho-mieropriiatiia-po-profiessional-no-trudovomu-obuchieniiu-siel-skokhoziaistviennyi-trud-barynia-kapusta"
    ["file_id"] => string(6) "247854"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1446637429"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "Внеурочное занятие: Космическое путешествие "
    ["seo_title"] => string(54) "vnieurochnoie-zaniatiie-kosmichieskoie-putieshiestviie"
    ["file_id"] => string(6) "205536"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1429910842"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства