2.2. Содействовать формированию умения работать с историческими фактами.
2.3. Содействовать развитию рефлексии деятельности
3. Воспитания – содействовать формированию нравственных и коммуникативных качеств
Оборудование: историческая карта «Древняя Индия и Китай», простые карандаши (на столах у обучающихся), магнитофон с записью индийской музыки, учебник для 5 класса, шкатулка с бисером, макет сундука.
Оформление кабинета: на доске висит макет сундука, карта, плакат с алгоритмом составления синквейна
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
2.2. Содействовать формированию умения работать с историческими фактами.
2.3. Содействовать развитию рефлексии деятельности
3. Воспитания – содействовать формированию нравственных и коммуникативных качеств
Оборудование: историческая карта «Древняя Индия и Китай», простые карандаши (на столах у обучающихся), магнитофон с записью индийской музыки, учебник для 5 класса, шкатулка с бисером, макет сундука.
Оформление кабинета: на доске висит макет сундука, карта, плакат с алгоритмом составления синквейна
Здравствуйте ребята!
Начнем наш урок. Я надеюсь, что наше сотрудничество будет плодотворным.
Фаза «Вызов»
Звучит индийская песня.
Слова учителя: Ребята закройте глаза и попытайтесь представить себе, что вы находитесь в удивительной стране, она находится на самом краю света у великого океана, растут там не проходимые джунгли. Лианы переплетаясь преграждают дорогу путникам. Живут там всевозможные животные: длиннохвостый зверь с зубатой пастью, муравьи размером с лисицу, да и люди там живут удивительные - со звериными головами и даже многорукие. Откройте глаза.
Кто догадался, о какой стране идет речь?
Правильно – это Индия.
А почему вы решили, что это она?
Какие ассоциации у вас возникают при слове «Индия»?
- Слон
- джунгли;
- индийский танец;
- жара.
Молодцы, очень интересные ассоциации.
У каждой страны есть свои особенности. Что мы определяем, когда называем: жара, растения, животные? Какая в этой стране – природа. А в любой стране есть жители. И поэтому – как вы считаете, о чем сегодня будет урок? Верно о природе и людях Древней Индии. Откройте листочки и сверху запишите тему урока: «Природа и люди Древней Индии». Целью нашего урока будет не только вспомнить те знания, которые у вас есть по этой теме, но и расширить их. Древние Греки называли Индию волшебной и богатой страной. Представьте, что все ее богатства храниться в сундуке, который у меня на доске, но пока он закрыт на замок. И сегодня вам необходимо будет постараться и с помощью своих знаний и умений открыть его в конце урока, ответив мне на вопрос: Чем была богата Древняя Индия? А для того чтобы это узнать я предлагаю вам сегодня совершить путешествие в Древнюю Индию. Во время нашего путешествия мы будем составлять схему, в которую будем заносить всю основную информацию о природе и людях Древней Индии. Схема эта называется «паучок», т.к. очень на него похожа, в тельце нашего паучка мы поместим сундук с богатствами, а на нем, должно быть ключевой слово темы.
Как вы думаете, какое слово мы поместим в тельце паучка?
Верно – Индия. От этого слова у нас пойдут 2 стрелочки – это будут ножки паучка, под ними мы поместим слова – природа и люди. Отступите от темы 10 клеточек и по средине листа напишите слово Индия, обведите его, поставьте 2 стрелочки. От этих ножек пойдут стрелочки дальше – это будут башмачки нашего паучка. Схема наша будет разрастаться, и увеличиваться, а вы будете записывать в нее новую информацию. Назовите мне, пожалуйста, ту информацию, которую вы уже знаете о природе Индии? О людях Индии?
Для успешного путешествия необходимо взять карту (у меня на доске, а у вас в учебнике стр.92). И так в путь.
Фаза «Реализация смысла»
Посмотрите на доску (карта). Индия – это огромный треугольный полуостров, врезающийся в Индийский океан. Находится на юге Азии. Эта страна расположена на полуострове Индостан и занимает прилегающую к ней часть материка. С севера его замыкают самые высокие в мире горы. Посмотрите у себя в учебнике, как они называются? Верно, Гималаи в них находиться высочайшая на планете гора Джамалунгма.
Как вы думаете, какую роль играли эти горы в жизни жителей? Правильно, защищали от холодных ветров и вражеских набегов, индийцы верили, что на вершинах гор живут боги.
Климат – жаркий, в июле и августе льют дожди!
С гор текут две большие реки. Посмотрите по карте учебника, как они называются? Верно – это Инд и Ганг. Древние Индийцы верили, что Ганг – это священная река. По их представлениям она течет с неба из мира богов, протекает через мир людей и скрывается в подземном мире мертвых. Поэтому ежегодно сотни тысяч индусов приходят молиться к священному Гангу. Многие из них мечтают, что после смерти их сожгут, а останки бросят в Ганг. А почему как вы думаете? Да, чтобы легче очутиться в царстве мертвых. Удивительно, что при этом здесь практически не бывает эпидемии, причина этого в серебре, которым богаты воды Ганга. Кто знает, каким свойством обладает серебро? Правильно, оно очищает воду. Давайте занесем новую информацию в схему.
Древние индийцы поселились вдоль берегов этих рек, богатых растительностью. А вот какая же там была растительность вы узнаете из учебников (стр.91-93, пр.20, гл.) Но вы будете не просто читать, а на полях учебника делать пометки(простым карандашом). «V» - Я это знал!
«+» - это для меня новое!
Каких значков у вас получилось больше? Что вы узнали нового?
Давайте запишем эту информацию в нашу схему. Но ведь в джунглях есть не только растения, но и животные? Назовите мне животные Индии, с которыми мы можем встретиться в нашем путешествии. Там водится множество зверей и птиц. Здесь живут страшные тигры и пантеры, ловкие обезьяны, ядовитые змеи. Особенно индийцы боялись змей и старались их задобрить. Они раскладывали вокруг своих домов кусочки еды и говорили: "Угощайтесь, но нас не трогайте". Еще в Индии водился слон. Индийцы приручили слона. Он переносил тяжести и даже участвовал в сражениях - воины сидели на спине у слона и осыпали противника стрелами. У индийцев слон был одним из священных животных. Даже одним из главных богов был Ганеша, которого изображали с головой слона.
Физминутка:
Учитель: Давайте прогуляемся по джунглям. Повторяйте за мной движения:
заходим в сумерки джунглей и сначала ничего не видим, зажмуриваем глаза - открываем (несколько раз);
идем по тропинке ( ходьба на месте); стараемся высоко поднимать ноги - вдруг нам встретится змея (ходьба на месте с высоким подниманием бедра);
увидели птицу слева, справа (поворот головы влево вправо);
раздвигаем лианы на пути (разводим руками: правой, левой, двумя);
вот вышли из джунглей, увидели солнышко, улыбнулись ему и потянулись
С особой любовью они относились к корове. (Презентация, слайд №13). Она давала молоко, из которого делали простоквашу, масло. А вот мяса коровы индийцы не ели, она считалась священным животным. Тот, кто убивал корову, считался преступником. вверх руками (потягивания).
Да удивителен и многообразен мир джунглей. А чем же могли заниматься люди, проживая в таких местах? Эту информацию вы сможете получить, работая в группах по карточкам. Назовите занятие, о котором идет речь в вашей карточке. Отрывок из исторического источника «Природные богатства Индии» Диодора Сицилийского. Давайте эту информацию запишем в схему ( земледелие, ремесло, строительство, судоходство) А еще они занимались скотоводством, разводили коров и слонов, а так же торговали (жемчуг, пряности, хлопковые ткани). Вот такие занятия были у древних Индийцев. А интересно как же они выглядели? (учебник стр.95).
А еще индийцы верили в переселение душ, считали, что звери, птицы, насекомые чувствуют, думают, разговаривают между собой. Когда кто-нибудь умирает, он только меняет свой облик и перевоплощается в кого–то из них. А как вы думаете, от чего зависит то, кем станет человек в следующей жизни? Верно, это зависит от его поступков. За дурные дела он может родиться четвероногим или насекомым, пьяница станет червяком, а вор – крысой или кроликом. Тот, кто зарежет козу, сам будет снова и снова рождаться козленком. И, видя занесенный над собою нож, он много раз испытает смертельный ужас. Лишь тот, кто полностью искупит свою вину, сможет при новом рождении опять стать человеком.
Те, кто заботился о своей дальнейшей судьбе, должны были проявлять милосердие ко всем живым существам. Ведь индийцы верили в переселение душ: ты причиняешь боль какому-нибудь малому зверьку, а в нем, возможно, живет душа твоего покойного отца. Некоторые индийцы даже ходили со специальной метелочкой, чтобы случайно не раздавить на дороге червяка или букашку. Вот такие были необычные представления у индийцев о животных и растениях.
3. Фаза
На этом наше путешествие заканчивается. Вернемся к нашей схеме. Какие новые знания появились у вас об Индии – назовите их мне? Но на этом паучок еще не завершен, на следующих уроках он может пополниться новой информацией. Обратите внимание, какой большой параграф в учебнике, но с помощью «паучка» мы смогли самую основную информацию представить в этой схеме. Кроме «паучка» есть еще один способ выделить самое главное в теме, в более сжатой форме. Это «Синквейн», в переводе с французского языка, пять строк. Чтобы составить его, нам необходимо соблюдать следующее правило:
1 строка – Название темы (существительное)
2 строка – описание темы (2 прилагательных)
3 строка – описание действия (3 глагола)
4 строка – предложение из 4 слов, выражающее отношение к предмету.
5 строка – суть темы, выраженная другим существительным
(вместе с учащимися составляем синквейн, я записываю его на доске)
Посмотрите еще раз на него, видите, действительно, можно в нескольких словах выделить самое главное в уроке. Сегодня вы научились новым приемам работы с текстом: «паучок», «синквейн», «маркировка текста».
А теперь давайте вместе снимем замок с ларца, ответив на вопрос: в чем же состояло богатство Древней Индии?
Ответив на главный вопрос урока о богатствах Индии, вы тоже приобрели богатство
, но в виде знаний. И жемчужины этих знаний вы унесете с собой с сегодняшнего урока.
Я рада была с вами познакомиться. Благодарю вас за совестную работу. Спасибо, до свидания.