kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока истории "Образование СССР"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок в 11 классе: «Образование СССР»
Цели: 1.Выяснить причины и определить значение образования СССР.
               Раскрыть альтернативные варианты национального государства.
            2. Продолжить формирование умений и навыков работы в группах, исследовательской работы с источниками, картой, выявлять причинно-следственные связи.
            3. Воспитывать чувство уважения к людям другой национальности, толерантности.

Задачи урока:
•    Охарактеризовать первые шаги национальной политики Советского государства. 
•    Определить предпосылки образования СССР. 
•    Рассмотреть различные планы объединения республик. 
•    Определить принципы построения СССР.

Проблема: Какое значение имело образование СССР для правящей партии? Для граждан? Для мирового сообщества?

Тип урока: изучение нового

Оборудование: презентация, раздаточный материал, карта, учебники, тетради.

Основные термины: национальный вопрос, автономия, федерация, конфедерация.

Опережающее задание: составить анкеты для родителей и провести анкетирование, включив следующие вопросы: Какие воспоминания связаны с Советским Союзом? Что для вас значил СССР? Какие чувства возникли после распада Советского Союза? Почему? И т. д. и т.п. 
План урока:
1.    Оргмомент
2.    Вступительное слово учителя. 
3.    Групповая работа с документами.
4.    Выступления групп.
5.    Деловая игра «Желтая шляпа»
6.    Рефлексия.
7.    Итоги урока (оценивание).
8.    Домашнее задание.
Ход урока:
2. Учитель: Изучая историю, мы с вами знакомимся, как государства появлялись, развивались, распадались. Мы знакомимся, как в государствах решался национальный вопрос. На данный момент это очень актуально, т.к. сегодня национальные проблемы считаются одними из самых трудных в мире.
1) Почему национальный вопрос имел огромное значение в истории России?
2) Какие способы решения национального вопроса вы знаете? Укажите среди них демократические способы?

1-й слайд - Тема данного урока «Образование СССР». Какие вопросы нам нужно изучить?

2-й слайд «План урока»:
1. Национальный вопрос и царское и Временное правительство
2. Принципы национальной политики большевиков.
3. Предпосылки образования СССР. 
4. Проекты объединения республик. 
5. Образование СССР. 
6. Конституция СССР 1924 г.

 3-й слайд -  Зачем нужно изучать эту тему? В 1991г. распался Советский Союз. Распалось многонациональное государство, просуществовавшее почти 70 лет. Это государство, в котором выросли ваши родители, ваши бабушки и дедушки. Чтобы понять, почему оно распалось, нужно изучить, как оно было создано.

 Цель нашего занятия - рассмотреть механизм объединения республик в единое государство: установить, как и на каких основах образовался СССР.

          4-й слайд - Проблема: Какое значение имело образование СССР для правящей партии? Для граждан? Для мирового сообщества?

3. Работа в группах с документами:
1  группа
              1. Как решало национальный вопрос в России царское правительство  в начале    XX века?
              2. Каким образом пыталось решить национальный вопрос Временное правительство? 
              Используйте дополнительный материал «Динамика национальной политики в начале ХХ века».

2 группа
1.Из каких представлений исходили большевики в решении национального вопроса в   дооктябрьский период?  Используйте учебник стр.141-142
2.Какие принципы национальной политики лежат в основе «Декларации прав народов России» (2 (15) ноября 1917г.) 
3.Какие принципы национальной политики лежат в основе  «Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа» (12 января 1918г.)?
 4. Используя документы и учебник, сделайте вывод: как и почему менялась позиция большевиков?
3     группа
1.Назовите предпосылки образования СССР:
а) исторические,
б) экономические,
в) политические,
г) военные,
д) дипломатические.
Используйте текст выступления И.В.Сталина на Х Всероссийском съезде Советов
26     декабря 1922г. и учебник стр.142-144 пункт «Национальная политика в действии»
4 группа
1.В чем заключались отличия основных проектов образования Советского государства?
В ответе дайте определения понятий: автономия, федерация, конфедерация.
2.Нарисуйте схему «Проекты объединения республик».
3.Когда и на каком съезде было провозглашено образование СССР? Какие республики вошли первыми?
Используйте учебник стр.144 и дополнительный материал.
5 группа
1.Нарисуйте схему «Высшие органы государственной власти и управления СССР по Конституции 1924г.»  - учебник стр.144 (последний абзац)
2.Какие противоречия существовали в первой Конституции СССР и в реальной жизни?
              Используйте текст Конституции 1924г. и учебник стр.144 (последний абзац), 
стр. 145-146 пункт «Трещина и фундамент союзного государства»

 4. Выступления групп
 Обсуждение после 2-й группы:
 5-й слайд - Был ли национальный вопрос для В.И.Ленина первичным по отношению к классовому?

6, 7-й слайды - После 3-й группы записать «Предпосылки  образования СССР»
1.Исторические – длительное развитие в составе одного государства (Российской империи).
2. Экономические – тесные экономические связи между регионами.
3. Политические – установление диктатуры пролетариата во главе с коммунистическими партиями в республиках.
1919г. – военно-хозяйственный, военно-политический союз,
февраль 1922г. – дипломатический союз между республиками.

8, 9, 10-й слайды - После 4-й группы записать схему «Проекты объединения республик».

Определения: автономия, федерация, конфедерация.

11 –й слайд - 30 декабря 1922 год.- Образование СССР на I съезде Советов (РСФСР, Украина, Белоруссия, Закавказская федерация)
12, 13-й слайды – после 5-й группы.

Работа с картой (вкладыш в учебнике после стр.128)
Назовите республики, которые подписали договор об образовании СССР?

Учитель: К 1940 году в составе СССР было 15 республик, и в этом составе Советский Союз просуществовал до 1991 года. Мы все родились в СССР, а ваши родители выросли, учились, жили в этом государстве. И сейчас мы узнаем, чем для них был Советский Союз. 

Анализ анкет родителей: ваши родители вспоминают СССР с большой теплотой, подчеркивают, что СССР – могучая страна, в которой люди действительно были патриотами своей Родины, была дружба между народами, стабильность, уверенность в завтрашнем дне, бесплатные образование и медицина.
Учитель: Мы узнали мнение ваших родителей, а теперь вы выскажите свое мнение.

5. Игра «Желтая шляпа»:
1    Группа  – оптимисты (желтая) – выявить все положительные моменты в образовании СССР.
2    Группа – пессимисты (черная) – выявить все отрицательные моменты.
3    Группа – реалисты (зеленая) – что получилось на самом деле.
4    Группа – эмоционалисты (красная) – весь спектр эмоций.
5    Группа – философы (синяя) – подведение итогов.

6.    Рефлексия: Что нового узнал каждый из вас на уроке?

7.    Итоги урока: оценивание по листам самооценивания  и взаимооценивания.

8.    Домашнее задание:
на «3» -параграф 18 выучить, 
на «4» - стр.146 вопрос 1 составить таблицу «Национально-государственная политика большевиков: принципы и реальность», 
на «5» - написать эссе (тема на выбор – стр.учебника 146, вопрос № 4).

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока истории "Образование СССР"»

Урок в 11 классе: «Образование СССР»

Цели: 1.Выяснить причины и определить значение образования СССР.

Раскрыть альтернативные варианты национального государства.

2. Продолжить формирование умений и навыков работы в группах, исследовательской работы с источниками, картой, выявлять причинно-следственные связи.

3. Воспитывать чувство уважения к людям другой национальности, толерантности.


Задачи урока:

• Охарактеризовать первые шаги национальной политики Советского государства.

• Определить предпосылки образования СССР.

• Рассмотреть различные планы объединения республик.

• Определить принципы построения СССР.


Проблема: Какое значение имело образование СССР для правящей партии? Для граждан? Для мирового сообщества?


Тип урока: изучение нового


Оборудование: презентация, раздаточный материал, карта, учебники, тетради.


Основные термины: национальный вопрос, автономия, федерация, конфедерация.


Опережающее задание: составить анкеты для родителей и провести анкетирование, включив следующие вопросы: Какие воспоминания связаны с Советским Союзом? Что для вас значил СССР? Какие чувства возникли после распада Советского Союза? Почему? И т. д. и т.п.

План урока:

  1. Оргмомент

  2. Вступительное слово учителя.

  3. Групповая работа с документами.

  4. Выступления групп.

  5. Деловая игра «Желтая шляпа»

  6. Рефлексия.

  7. Итоги урока (оценивание).

  8. Домашнее задание.

Ход урока:

2. Учитель: Изучая историю, мы с вами знакомимся, как государства появлялись, развивались, распадались. Мы знакомимся, как в государствах решался национальный вопрос. На данный момент это очень актуально, т.к. сегодня национальные проблемы считаются одними из самых трудных в мире.

1) Почему национальный вопрос имел огромное значение в истории России?

2) Какие способы решения национального вопроса вы знаете? Укажите среди них демократические способы?


1-й слайд - Тема данного урока «Образование СССР». Какие вопросы нам нужно изучить?


2-й слайд «План урока»:

1. Национальный вопрос и царское и Временное правительство

2. Принципы национальной политики большевиков.

3. Предпосылки образования СССР.

4. Проекты объединения республик.

5. Образование СССР.

6. Конституция СССР 1924 г.


3-й слайд - Зачем нужно изучать эту тему? В 1991г. распался Советский Союз. Распалось многонациональное государство, просуществовавшее почти 70 лет. Это государство, в котором выросли ваши родители, ваши бабушки и дедушки. Чтобы понять, почему оно распалось, нужно изучить, как оно было создано.


Цель нашего занятия - рассмотреть механизм объединения республик в единое государство: установить, как и на каких основах образовался СССР.


4-й слайд - Проблема: Какое значение имело образование СССР для правящей партии? Для граждан? Для мирового сообщества?


3. Работа в группах с документами:

1 группа

1. Как решало национальный вопрос в России царское правительство в начале XX века?

2. Каким образом пыталось решить национальный вопрос Временное правительство?

Используйте дополнительный материал «Динамика национальной политики в начале ХХ века».


2 группа

1.Из каких представлений исходили большевики в решении национального вопроса в дооктябрьский период? Используйте учебник стр.141-142

2.Какие принципы национальной политики лежат в основе «Декларации прав народов России» (2 (15) ноября 1917г.)

3.Какие принципы национальной политики лежат в основе «Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа» (12 января 1918г.)?

4. Используя документы и учебник, сделайте вывод: как и почему менялась позиция большевиков?

  1. группа

1.Назовите предпосылки образования СССР:

а) исторические,

б) экономические,

в) политические,

г) военные,

д) дипломатические.

Используйте текст выступления И.В.Сталина на Х Всероссийском съезде Советов

  1. декабря 1922г. и учебник стр.142-144 пункт «Национальная политика в действии»

4 группа

1.В чем заключались отличия основных проектов образования Советского государства?

В ответе дайте определения понятий: автономия, федерация, конфедерация.

2.Нарисуйте схему «Проекты объединения республик».

3.Когда и на каком съезде было провозглашено образование СССР? Какие республики вошли первыми?

Используйте учебник стр.144 и дополнительный материал.

5 группа

1.Нарисуйте схему «Высшие органы государственной власти и управления СССР по Конституции 1924г.» - учебник стр.144 (последний абзац)

2.Какие противоречия существовали в первой Конституции СССР и в реальной жизни?

Используйте текст Конституции 1924г. и учебник стр.144 (последний абзац),

стр. 145-146 пункт «Трещина и фундамент союзного государства»


4. Выступления групп

Обсуждение после 2-й группы:

5-й слайд - Был ли национальный вопрос для В.И.Ленина первичным по отношению к классовому?


6, 7-й слайды - После 3-й группы записать «Предпосылки образования СССР»

1.Исторические – длительное развитие в составе одного государства (Российской империи).

2. Экономические – тесные экономические связи между регионами.

3. Политические – установление диктатуры пролетариата во главе с коммунистическими партиями в республиках.

1919г. – военно-хозяйственный, военно-политический союз,

февраль 1922г. – дипломатический союз между республиками.


8, 9, 10-й слайды - После 4-й группы записать схему «Проекты объединения республик».


Определения: автономия, федерация, конфедерация.


11 –й слайд - 30 декабря 1922 год.- Образование СССР на I съезде Советов (РСФСР, Украина, Белоруссия, Закавказская федерация)

12, 13-й слайды – после 5-й группы.


Работа с картой (вкладыш в учебнике после стр.128)

Назовите республики, которые подписали договор об образовании СССР?


Учитель: К 1940 году в составе СССР было 15 республик, и в этом составе Советский Союз просуществовал до 1991 года. Мы все родились в СССР, а ваши родители выросли, учились, жили в этом государстве. И сейчас мы узнаем, чем для них был Советский Союз.


Анализ анкет родителей: ваши родители вспоминают СССР с большой теплотой, подчеркивают, что СССР – могучая страна, в которой люди действительно были патриотами своей Родины, была дружба между народами, стабильность, уверенность в завтрашнем дне, бесплатные образование и медицина.

Учитель: Мы узнали мнение ваших родителей, а теперь вы выскажите свое мнение.


5. Игра «Желтая шляпа»:

  1. Группа – оптимисты (желтая) – выявить все положительные моменты в образовании СССР.

  2. Группа – пессимисты (черная) – выявить все отрицательные моменты.

  3. Группа – реалисты (зеленая) – что получилось на самом деле.

  4. Группа – эмоционалисты (красная) – весь спектр эмоций.

  5. Группа – философы (синяя) – подведение итогов.


  1. Рефлексия: Что нового узнал каждый из вас на уроке?


  1. Итоги урока: оценивание по листам самооценивания и взаимооценивания.


  1. Домашнее задание:

на «3» -параграф 18 выучить,

на «4» - стр.146 вопрос 1 составить таблицу «Национально-государственная политика большевиков: принципы и реальность»,

на «5» - написать эссе (тема на выбор – стр.учебника 146, вопрос № 4).







4




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Разработка урока истории "Образование СССР"

Автор: Кашникова Лейла Валерьевна

Дата: 20.03.2016

Номер свидетельства: 308116

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "конспект урока истории в 9 классе "Битва за Москву" "
    ["seo_title"] => string(51) "konspiekt-uroka-istorii-v-9-klassie-bitva-za-moskvu"
    ["file_id"] => string(6) "218677"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1433866364"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Разработка урока по окружающему миру на тему:"В поисках справедливости" "
    ["seo_title"] => string(78) "razrabotka-uroka-po-okruzhaiushchiemu-miru-na-tiemu-v-poiskakh-spraviedlivosti"
    ["file_id"] => string(6) "193485"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427642680"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(77) "разработка урока "Славные символы России" "
    ["seo_title"] => string(40) "razrabotka-uroka-slavnyie-simvoly-rossii"
    ["file_id"] => string(6) "171967"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423746285"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(64) "Рабочая программа, история, 9 класс "
    ["seo_title"] => string(37) "rabochaia-proghramma-istoriia-9-klass"
    ["file_id"] => string(6) "153318"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1420993421"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(73) "Задания по истории для студентов 1 курса"
    ["seo_title"] => string(43) "zadaniia-po-istorii-dlia-studientov-1-kursa"
    ["file_id"] => string(6) "252646"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447422138"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства