kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Раскол церкви

Нажмите, чтобы узнать подробности

Класс(ы):  7 класс

 Предмет(ы):  История

 Цель урока:  - дать представление о мотивах, содержании, результатах и методах церковной реформы XVII в, охарактеризовать степень взаимодействия духовной и светской власти, а также основных участников событий; - продолжить формирование  умений и навыков: усвоение содержания источника, осознанное осмысление, моделирование, выявление причинно-следственных связей, характеристика исторической личности; - показать пагубность последствий раскола в духовной сфере общества.

Тип урока:  Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Используемые учебники и учебные пособия: 

А.А.Данилов «История государства и народов России» (XVI-XIII вв.), репродукция картины Сурикова «Боярыня Морозова».

 Используемое оборудование: 

Краткое описание:  Урок-презентация по теме "Церковный раскол". План урока. 1.Новая династия Романовых. 2.Филарет. 3.Кружок "Ревнителей древнего благочестия" 4.Патриарх Никон. Церковная реформа. 5.Церковный Собор 1666 - 1667 гг. 6.Старообрядцы

 На слайде: картина Сурикова «Боярыня Морозова».

Учитель  : Взгляните на эту картину.   

Перед нами одна из самых богатых и знатных женщин Москвы XVII века – боярыня Морозова. Здесь мы не видим ее в богатых одежах и парадных санях, художник изобразил ее закованной в цепи в сопровождении стражи; с гневом обращается она к собравшимся. Единственный, кто открыто осмеливается поддержать боярыню, - юродивый, сидящий в лохмотьях прямо на снегу.

В толпе одни откровенно плачут, другие смеются и ликуют.

Просмотр содержимого документа
«Раскол церкви»



Класс(ы): 7 класс

Предмет(ы): История

Цель урока: - дать представление о мотивах, содержании, результатах и методах церковной реформы XVII в, охарактеризовать степень взаимодействия духовной и светской власти, а также основных участников событий; - продолжить формирование умений и навыков: усвоение содержания источника, осознанное осмысление, моделирование, выявление причинно-следственных связей, характеристика исторической личности; - показать пагубность последствий раскола в духовной сфере общества.

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Используемые учебники и учебные пособия:

А.А.Данилов «История государства и народов России» (XVI-XIII вв.) , репродукция картины Сурикова «Боярыня Морозова».

Используемое оборудование:

Краткое описание: Урок-презентация по теме "Церковный раскол". План урока. 1.Новая династия Романовых. 2.Филарет. 3.Кружок "Ревнителей древнего благочестия" 4.Патриарх Никон. Церковная реформа. 5.Церковный Собор 1666 - 1667 гг. 6.Старообрядцы



На слайде: картина Сурикова «Боярыня Морозова».



Учитель : Взгляните на эту картину.

Перед нами одна из самых богатых и знатных женщин Москвы XVII века – боярыня Морозова. Здесь мы не видим ее в богатых одежах и парадных санях, художник изобразил ее закованной в цепи в сопровождении стражи; с гневом обращается она к собравшимся. Единственный, кто открыто осмеливается поддержать боярыню, - юродивый, сидящий в лохмотьях прямо на снегу.

В толпе одни откровенно плачут, другие смеются и ликуют. Судьба этой женщины будет страшной – посаженная в земляную тюрьму, она умрет мучительной смертью.

- Что же произошло, какие исторические события легли в основу сюжета картины Василия Сурикова?

- Ответ на этот вопрос мы узнаем на нашем уроке, изучив тему «Русская православная церковь в XVII в. Церковный раскол.

События начала XVII века – Смутное время - стало суровым испытанием не только для русской земли, но и для русской православной церкви. Захватившие Москву поляки не только уничтожали храмы, но и оскверняли мощи святых, грабили церкви, убивали служителей церкви.

В октябре 1612 года народное ополчение Минина и Пожарского освободило Москву от польских захватчиков и Земский собор 1613 года избрал новым царем Михаила Федоровича Романова, а патриархом был избран –Филарет, отец царя Михаила Федоровича.

(работа с учебником) Найдите на стр. 56 учебника:- Какие задачи стояли перед новым патриархом? – Чего ему удалось добиться?(… среди них был главным вопрос обновления церковных книг и обрядов).

Итак, вопросы церковного характера Филаретом так и не были решены.

В конце 40-х гг. XVII века в Москве возник кружок «Ревнителей древнего благочестия», в который вошли видные представители духовенства: духовник царя Стефан Вонифатьев, архимандрит Никон, протопоп Аввакум, князь Львов и др. Цель кружка:· разработать программу церковной реформы.

· устранить разночтения в богослужебных книгах.

Что это были за разночтения и почему вопрос о реформе вообще возник? Учитель:

Анализ этих документов показывает нам, что к середине 17 века явно назревают предпосылки к проведению церковной реформы. В 1651 году, по предложению царя Алексея Михайловича, новым патриархом был избран митрополит Новгородский Никон. Ему и было поручено провести церковную реформу.

До реформы

После реформы





Учитель:

- В 1653 – 1655 гг. началось осуществление церковной реформы.

Проанализируйте документ 2 и выделите из него Содержание церковной реформы.

(Работа учащихся с документом и заполнение таблицы на доске)

До реформы

После реформы

Крещение двумя перстами;
Земной поклон;
Двукратное пение "аллилуйя";
Движение верующих в церкви вокруг алтаря по солнцу;
Написание имени Христа Исус

Крещение тремя перстами;
Поясной поклон;
Троекратное пение "аллилуйя";
Движение верующих в церкви вокруг алтаря против солнца;
Написание имени Христа: Иисус



Учитель: Ребята, а кто был царем в те годы, о которых мы с вами говорим?

- Важно то, что Алексей Михайлович поддерживал Никона в проведении этой реформы.

- Так что же включала в себя эта реформа?

- Ребята, вспомните, какое влияние оказывал Филарет на царскую власть. Кто он был Михаилу Романову?

- Так вот и Никон хотел иметь тоже такую же власть.

- А как вы думаете, как к этому отнесся Алексей Михайлович?

- Ребята сейчас мы будем работать с документом. Читайте его очень внимательно. Он написан не совсем обычным для вас языком.

Учитель объясняет, что Алексей Михайлович решил Никона наказать. Перестал ходить на патриаршие богослужения, а Никона перестал приглашать на государственные приемы. Это больно задело самолюбие Никона. Посмотрим маленький видеосюжет и все поймем.

- А теперь обратимся к учебнику стр.58 – 59 и проверим наши высказывания. 

  Церковный Собор 1666 – 1667 года осудил Никона. Выступивший на Соборе царь заявил, что Никон «самовольно, без нашего царского величества повеления церковь оставил и от патриаршества отрекся». Этим заявлением царь дал понять, что реальная власть в стане принадлежит только ему. Собор поддержал царя, а Никон был осужден на вечное заточение в монастырь. Одновременно Собор поддержал церковную реформу и проклял всех ее противников, которые стали называться старообрядцами. Так начался раскол русской православной церкви. 

Запись в тетради: 

 раскол – религиозно-общественное движение, вылившееся в отделение от Русской Православной Церкви части верующих, не принявших реформу патриарха Никона.
Старообрядцы (раскольники) – люди, отказавшиеся принять церковную реформу патриарха Никона.  

Учитель:      Выдающимся руководителем старообрядцев стал протопоп Аввакум. Выступление ученика с биографической справкой.(опережающие задание) 

Старообрядчество было запрещено церковными соборами 1654 и 1656 гг. и преследовалось властью.
- А теперь давайте вернемся к началу урока, к репродукции картины Сурикова «Боярыня Морозова». Вы уже догадались, что перед нами сторонница старообрядцев. Взгляните на ее выразительное лицо, отразившее ее волю и веру. Измученная, но не покорившаяся , закованная в кандалы, но не побежденная – такой запоминается Морозова, ставшая на века символом трагедии раскола Русской православной церкви. 

- Что нового мы сегодня узнали на уроке? Я попрошу вас выразить это словами синквейна.

Выставление отметок.

Домашнее задание.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Раскол церкви

Автор: Ефремова Людмила Валентиновна

Дата: 20.01.2016

Номер свидетельства: 280110

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "Конспект урока истории "Власть и церковь. Раскол" "
    ["seo_title"] => string(47) "konspiekt-uroka-istorii-vlast-i-tsierkov-raskol"
    ["file_id"] => string(6) "215172"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1432590666"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(137) "План-конспект внеклассного мероприятия на тему: Церковный раскол в XVII веке"
    ["seo_title"] => string(76) "plankonspiektvnieklassnoghomieropriiatiianatiemutsierkovnyiraskolvxviiviekie"
    ["file_id"] => string(6) "323357"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1461875285"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(137) "Внеклассное мероприятие: Викторина "Своя игра" урок религиоведения 9 класс "
    ["seo_title"] => string(83) "vnieklassnoie-mieropriiatiie-viktorina-svoia-ighra-urok-rielighioviedieniia-9-klass"
    ["file_id"] => string(6) "143560"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1418559003"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(40) "Раскол русской церкви"
    ["seo_title"] => string(23) "raskol-russkoi-tsierkvi"
    ["file_id"] => string(6) "289640"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1454848346"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(64) "Власть и церковь. Церковный раскол "
    ["seo_title"] => string(35) "vlast-i-tsierkov-tsierkovnyi-raskol"
    ["file_id"] => string(6) "155589"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421303690"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства