Цель урока: - дать представление о мотивах, содержании, результатах и методах церковной реформы XVII в, охарактеризовать степень взаимодействия духовной и светской власти, а также основных участников событий; - продолжить формирование умений и навыков: усвоение содержания источника, осознанное осмысление, моделирование, выявление причинно-следственных связей, характеристика исторической личности; - показать пагубность последствий раскола в духовной сфере общества.
Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Используемые учебники и учебные пособия:
А.А.Данилов «История государства и народов России» (XVI-XIII вв.), репродукция картины Сурикова «Боярыня Морозова».
Используемое оборудование:
Краткое описание: Урок-презентация по теме "Церковный раскол". План урока. 1.Новая династия Романовых. 2.Филарет. 3.Кружок "Ревнителей древнего благочестия" 4.Патриарх Никон. Церковная реформа. 5.Церковный Собор 1666 - 1667 гг. 6.Старообрядцы
На слайде: картина Сурикова «Боярыня Морозова».
Учитель : Взгляните на эту картину.
Перед нами одна из самых богатых и знатных женщин Москвы XVII века – боярыня Морозова. Здесь мы не видим ее в богатых одежах и парадных санях, художник изобразил ее закованной в цепи в сопровождении стражи; с гневом обращается она к собравшимся. Единственный, кто открыто осмеливается поддержать боярыню, - юродивый, сидящий в лохмотьях прямо на снегу.
В толпе одни откровенно плачут, другие смеются и ликуют.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Цель урока: - дать представление о мотивах, содержании, результатах и методах церковной реформы XVII в, охарактеризовать степень взаимодействия духовной и светской власти, а также основных участников событий; - продолжить формирование умений и навыков: усвоение содержания источника, осознанное осмысление, моделирование, выявление причинно-следственных связей, характеристика исторической личности; - показать пагубность последствий раскола в духовной сфере общества.
Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Используемые учебники и учебные пособия:
А.А.Данилов «История государства и народов России» (XVI-XIII вв.) , репродукция картины Сурикова «Боярыня Морозова».
Используемое оборудование:
Краткое описание: Урок-презентация по теме "Церковный раскол". План урока. 1.Новая династия Романовых. 2.Филарет. 3.Кружок "Ревнителей древнего благочестия" 4.Патриарх Никон. Церковная реформа. 5.Церковный Собор 1666 - 1667 гг. 6.Старообрядцы
На слайде: картина Сурикова «Боярыня Морозова».
Учитель : Взгляните на эту картину.
Перед нами одна из самых богатых и знатных женщин Москвы XVII века – боярыня Морозова. Здесь мы не видим ее в богатых одежах и парадных санях, художник изобразил ее закованной в цепи в сопровождении стражи; с гневом обращается она к собравшимся. Единственный, кто открыто осмеливается поддержать боярыню, - юродивый, сидящий в лохмотьях прямо на снегу.
В толпе одни откровенно плачут, другие смеются и ликуют. Судьба этой женщины будет страшной – посаженная в земляную тюрьму, она умрет мучительной смертью.
- Что же произошло, какие исторические события легли в основу сюжета картины Василия Сурикова?
- Ответ на этот вопрос мы узнаем на нашем уроке, изучив тему «Русская православная церковь в XVII в. Церковный раскол.
События начала XVII века – Смутное время - стало суровым испытанием не только для русской земли, но и для русской православной церкви. Захватившие Москву поляки не только уничтожали храмы, но и оскверняли мощи святых, грабили церкви, убивали служителей церкви.
В октябре 1612 года народное ополчение Минина и Пожарского освободило Москву от польских захватчиков и Земский собор 1613 года избрал новым царем Михаила Федоровича Романова, а патриархом был избран –Филарет, отец царя Михаила Федоровича.
(работа с учебником) Найдите на стр. 56 учебника:- Какие задачи стояли перед новым патриархом? – Чего ему удалось добиться?(… среди них был главным вопрос обновления церковных книг и обрядов).
Итак, вопросы церковного характера Филаретом так и не были решены.
В конце 40-х гг. XVII века в Москве возник кружок «Ревнителей древнего благочестия», в который вошли видные представители духовенства: духовник царя Стефан Вонифатьев, архимандрит Никон, протопоп Аввакум, князь Львов и др. Цель кружка:· разработать программу церковной реформы.
· устранить разночтения в богослужебных книгах.
Что это были за разночтения и почему вопрос о реформе вообще возник? Учитель:
Анализ этих документов показывает нам, что к середине 17 века явно назревают предпосылки к проведению церковной реформы. В 1651 году, по предложению царя Алексея Михайловича, новым патриархом был избран митрополит Новгородский Никон. Ему и было поручено провести церковную реформу.
До реформы
После реформы
Учитель:
- В 1653 – 1655 гг. началось осуществление церковной реформы.
Проанализируйте документ 2 и выделите из него Содержание церковной реформы.
(Работа учащихся с документом и заполнение таблицы на доске)
До реформы
После реформы
Крещение двумя перстами; Земной поклон; Двукратное пение "аллилуйя"; Движение верующих в церкви вокруг алтаря по солнцу; Написание имени Христа Исус
Крещение тремя перстами; Поясной поклон; Троекратное пение "аллилуйя"; Движение верующих в церкви вокруг алтаря против солнца; Написание имени Христа: Иисус
Учитель: Ребята, а кто был царем в те годы, о которых мы с вами говорим?
- Важно то, что Алексей Михайлович поддерживал Никона в проведении этой реформы.
- Так что же включала в себя эта реформа?
- Ребята, вспомните, какое влияние оказывал Филарет на царскую власть. Кто он был Михаилу Романову?
- Так вот и Никон хотел иметь тоже такую же власть.
- А как вы думаете, как к этому отнесся Алексей Михайлович?
- Ребята сейчас мы будем работать с документом. Читайте его очень внимательно. Он написан не совсем обычным для вас языком.
Учитель объясняет, что Алексей Михайлович решил Никона наказать. Перестал ходить на патриаршие богослужения, а Никона перестал приглашать на государственные приемы. Это больно задело самолюбие Никона. Посмотрим маленький видеосюжет и все поймем.
- А теперь обратимся к учебнику стр.58 – 59 и проверим наши высказывания.
Церковный Собор 1666 – 1667 года осудил Никона. Выступивший на Соборе царь заявил, что Никон «самовольно, без нашего царского величества повеления церковь оставил и от патриаршества отрекся». Этим заявлением царь дал понять, что реальная власть в стане принадлежит только ему. Собор поддержал царя, а Никон был осужден на вечное заточение в монастырь. Одновременно Собор поддержал церковную реформу и проклял всех ее противников, которые стали называться старообрядцами. Так начался раскол русской православной церкви.
Запись в тетради:
раскол – религиозно-общественное движение, вылившееся в отделение от Русской Православной Церкви части верующих, не принявших реформу патриарха Никона. Старообрядцы (раскольники) – люди, отказавшиеся принять церковную реформу патриарха Никона.
Учитель: Выдающимся руководителем старообрядцев стал протопоп Аввакум. Выступление ученика с биографической справкой.(опережающие задание)
Старообрядчество было запрещено церковными соборами 1654 и 1656 гг. и преследовалось властью. - А теперь давайте вернемся к началу урока, к репродукции картины Сурикова «Боярыня Морозова». Вы уже догадались, что перед нами сторонница старообрядцев. Взгляните на ее выразительное лицо, отразившее ее волю и веру. Измученная, но не покорившаяся , закованная в кандалы, но не побежденная – такой запоминается Морозова, ставшая на века символом трагедии раскола Русской православной церкви.
- Что нового мы сегодня узнали на уроке? Я попрошу вас выразить это словами синквейна.