отделение от русской православной церкви части верующих, не признавших церковной реформы патриарха Никона (1653 – 1656 гг.); религиозно-общественное движение, возникшее в России в XVII в. Церковный раскол стал одним из основных для России событий 17 века. Этот процесс серьезно повлиял на последующее формирование мировоззрения русского народа. В качестве главной причины церковного раскола ученые называют политическую ситуацию, сформировавшуюся в 17 веке. А церковные разногласия относят к ряду причин второстепенных.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Раскол русской церкви»
План урока
1.Церковь после Смуты.
2.Церковная реформа.
3.Борьба светской и цер-ковной власти.
4.Церковный собор 1666-1667 гг.
5.Протопоп Аввакум.
1.Филарет, ставший патриархом в 1619 году получил титул
Великого патриарха
Великого государя
Великого монарха
Великого князя
2.Воспитателем царя Алексея Михайловича и его ближайшим помощником был боярин
Стрешнин
Морозов
Милославский
Нарышкин
3.Последний Земский собор состоялся
В 1555
В1653
В 1700
В 1658
4.Весь 17 век власть царя в России превращалась из сословно-представительной в
Ограниченную монархию
Парламентскую монархию
Абсолютную монархию
Парламентскую республику
5. Как назывался приказ, который рассматривал жалобы
Ямский приказ
Челобитный приказ
Приказ тайных дел
19.10.16
1.Церковь после Смуты.
Смута привела к противоре-чиям среди священнослу-жителей-патриарх Игнатий поддержал Лжедмитрия I, Гермоген-В.Шуйского,Фи-ларет-Лжедмитрия II.
В 1619 г.Филарет возвратил-ся в Москву из польского плена и Церковный Собор избрал его новым Патри-архом всея Руси.
Филарет стал фактически 2-м царем и смог укрепить государственную власть, но вопросы касавшиеся церкви решить не смог.
Н.Тютрюмов. Портрет
патриарха Филарета.
2.Церковная реформа.
А.Иванов.
Во времена раскола.
В сер.17 в.в русских книгах и обрядах накопилось много ошибок.Патриарх Иосиф хотел провести реформы по древнерусским книгам,а Алексей Михайлович–по ви-зантийским.
В 1652 г. новым патриархом стал Никон,и он провел ре-форму:крещение не 2,а 3 пальцами,поясные поклоны вместо земных,книги и обряды исправлены по визан-тийским образцам.
3.Борьба светской и церковной власти.
Получив власть над верую-щими Никон выступил с идеей первенства церков-ной власти и предложил поделить ее по примеру Михаила Федоровича и Фи ларета.
Царь перестал посещать пат риарший Успенский Собор
Обиженный патриарх отка-зал царю в благословении и заявив о сложении пат-риарших полномочий уда-лился в Новоиерусалимс-кий монастырь.
Патриарх Никон.
4.Церковный собор 1666-1667 гг.
Лишение Никона
на Соборе
Патриаршего сана.
Неизвестный художник.
(19 век).
В 1666 г. царь пригласил в Москву 4-х восточных патри-архов и устроил суд над Никоном.
Он был осужден,лишен сана и отправлен в заточение в монастырь.
Собор осудил противников реформы и передали их ли-деров в руки светских властей. Это привело к Расколу русской православной церкви.
5.Протопоп Аввакум.
Главой старообрядцев стал протопоп Аввакум.
Он встретил реформы отри-цательно,считая первоос-новой веры русские ис-точники.
Аввакум был сослан в 1653 г. в Сибирь,в 1663 г. после кратковременного возвра-щение в Москву он был отправлен в Пустозерск, где провел 15 лет в земля-ной тюрьме.
В 1682 г.он был сожжен вмес те со своими соратниками по царскому приказу.