Просмотр содержимого документа
«Рабство в Древнем Риме»
Рабство в Древнем Риме.
Цель урока:
1.Формирование всестороннего представления о рабстве как социальном явлении в Древнем Риме.
2.Развитие навыков работы с текстом учебника, историческими источниками, а также работы в группе.
3.Развитие умения давать характеристику событий и их участников, оценивать историческое явление.
4.Воспитание чувства сострадания к человеку, неприятия рабства как грубейшего нарушения прав человека.
Задачи:
1.Получить всестороннее представление о положении рабов в Древнем Риме.
2.Выяснить источники рабства и области применения рабов.
3. Совершенствовать навыки работы с текстом учебника, историческими источниками.
4.Работая в группах, учиться сотрудничеству и взаимопомощи
5. Дать анализ и определить свою позицию в отношении рабства как социального явления Древнего Рима.
Ожидаемые результаты: 1.Учащиеся в результате совместной с учителем работы на уроке овладеют целостным представлением о причинах и сущности рабовладения.
2.Получат дополнительный опыт сотрудничества в группе, опыт владения такими навыками, как анализ, сравнение, обобщение, объяснение.
3. Смогут представить собственные версии и личностные позиции по вопросам в отношении рабства.
Тип урока: комбинированный
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая; работа учебником, дополнительным материалом, иллюстрациями.
Ход урока
I. Организационный момент.
Мне очень приятно видеть в ваших глазах лучики любознательности. Я чувствую, что вы готовы меня слушать и слышать. Мне хочется вам пожелать, чтобы это состояние не покидало вас в течение всего урока. Надеюсь на очень приятную и интересную работу с вами!
II. Проверка домашнего задания :
А.Работа по карточкам.
Б.Фронтальная беседа:
1. Вспомните, о чем шла речь на прошлом уроке?
2. Какие государства смог подчинить себе Рим во II веке до н.э.?
3.Какие технические приспособления использовали римляне? Как были вооружены воины Рима?
4. Какую тактику чаще всего использовали римские полководцы.
5. Каковы результаты завоевательных походов Рима?
6. Как поступали римляне с завоеванными землями, царями, народами?
7. Понятийная работа по цепочке: плебей, сенат, народный трибун, патриций, республика, провинция, право вето, легион, Форум, триумф, ликтор, консул, весталка.
9.Картографические знания.
III. Переход к изучению новой темы. Мотивация.
- Сегодня мы продолжаем говорить о Древнем Риме. Римский ученый Варрон однажды сказал: «Теперь я буду говорить, какими орудиями труда обрабатываются поля. Эти орудия бывают трёх видов: говорящие - …, мычащие - быки, немые – повозки, лопаты, плуги» Как вы думаете, что это за говорящие орудия? Это – рабы.
Какие ассоциации возникают у вас при слове раб?
Он родился свободным Под отеческим кровом, Но в железные цепи Был врагами закован. Он теперь на чужбине, Он теперь не свободен- Никогда не увидит Он Отчизны просторы.
Вы догадались, о чем пойдет речь на уроке. Сформулируйте тему.
- Записываем в тетради тему урока «Рабство в Древнем Риме».
Однажды на заседании римского Сената один из сенаторов закончил свою речь словами: «Нет ничего совершеннее, чем наше общество. У нас нет ничего, что противоречило бы справедливости и добродетели. Что же касается рабов, то их, собственно, не следует брать в расчет».
- Ребята, какие вопросы невольно хочется задать сенатору?
(- Может ли общество считать себя совершенным, имея множество рабов?( Во время второй Пунической войны рабов в Риме было уже столько, сколько свободных.)
Совместимы ли понятия «рабство» и «справедливость»?
- Если благодаря рабам Рим достиг своего небывалого богатства и величия, то почему их не следует брать в расчет?
Давайте сформулируем учебную задачу и проблему урока.
Проблема: - С одной стороны, по словам сенатора, совершенное справедливое римское общество, а с другой – множество бесправных рабов. Какое же противоречие было заложено в основу Римского государства? ( Так справедливое или нет?)
Какие задачи нам нужно перед собой поставить?
Определяют задачи. Сегодня на уроке я хочу : - узнать …;- выяснить…; -понять…
- Откуда брались рабы?
-Выяснить, насколько масштабным было это явление?
- Где применялся их труд?
-Условия жизни и быта.
- Отношение большинства римлян к рабам.
Постановка цели.
- Определить особенности рабовладения в Риме, убедиться в глубокой безнравственности данного явления и падении нравов у жителей Древнего Рима.
IV. Изучение нового материала.
На рубеже 2-1 веков до н.э. рабы создали богатство римского общества. Кто же такие рабы? Раб – это человеклишенный всех прав и являющийся полной собственностью владельца. Рабовладелец – собственник, хозяин рабов.
1Задание. Откуда брались рабы? Работаем с фактами и составляем схему «Источники рабства в Риме». Прочтите п. 1 § 49.
Факт1. После взятия и разрушения Карфагена все жители города были обращены в рабов. За несколько лет до этого римский консул продал в рабство 150 тысяч военнопленных. Римские историки неоднократно сообщают о продаже пленных и другими римскими полководцами. Торговля рабами ширилась и процветала. В различных частях Римского государства действовали рабские рынки, особенно славился рынок на острове Делос. Там шла крупная оптовая торговля, и бывало, что в день продавали по 10 тысяч рабов. Здесь можно было купить раба любой профессии, какой угодно национальности.
Мы очутились в огромной толпе, нас захватило людское море. Количество рабов было так велико, что яблоку негде упасть. Отовсюду слышалась чужая речь. Рабы стояли на вращающемся помосте, а некоторые на высоких камнях, их хорошо было видно издалека.
На груди каждого невольника висела табличка с указанием национальности, профессии, возраста, физических и иных особенностей раба.
Цена на рабов различна. Одни стоят очень дешево, ибо они не имеют, как правило, профессии; другие обладают физической силой и стоят дороже; а самые образованные и обученные рабы стоят еще дороже.
Факт2. Работа с 1 пунктом параграфа 49.
Факт 3. Инсценировка (две рабыни и раб) о возникновении и источниках рабства
В римскую гавань по волнам Средиземного моря направляется корабль. На нем плывут люди, между которыми завязалась беседа. Давайте прислушаемся к их разговору.
Раб. Сколько еще плыть? Кто знает, что нас ждет в новой жизни?
1-ая рабыня: Ничего хорошего. Слышала я о жестокости римлян, о том, как они мучают своих рабов, избивают, морят голодом. При этом римляне говорят: “Раб - не человек” или “Раб должен работать или спать”. Рабы для них — говорящее орудие труда.
2-ая рабыня. Моя мать была рабыней и за всю свою жизнь не услышала ни одного доброго слова от господина. А по ночам она часто плакала и рассказывала мне о чудном острове в Эгейском море, где всегда светит солнце и зреет виноград, о свободе.
Раб. А я вот знаю, что такое свобода. Раньше я перевозил грузы по морю, но однажды нас настигли пираты. Они захватили судно, некоторых убили, а я попал в плен.
1-ая рабыня. На месте моего города римляне оставили лишь черное безжизненное поле с развалинами. Семнадцать дней продолжался страшный ад: рушились арки и храмы, пылали библиотеки. Всех жителей моего города римляне посадили на корабли.
Проверяем схему.
1.Какой источник пополнения рабской силы был для Древнего Риме основным.
2.Сделайте вывод о масштабах явления (рабства).
Микропауза для профилактики заболеваний органов зрения: Крепко зажмурить глаза на 3-5 секунд, а затем открыть их на такое же время. Повторять 6-8 раз. Быстро моргать в течение 10-12 секунд. Открыть глаза, отдыхать 10-12 секунд. Повторять 3 раза.
Задание 2. Новый задание. Где использовался труд рабов?
1 группа –мальчики , отправляются в имение римского землевладельца,стр.238-240,п.2.
Итоговые вопросы.
1.Что бы ответил управляющий, если бы мы посоветовали ему запрячь волов в давильне для нажима на пресс?
2.Какие группы рабов были в имении?
3.Чем можно объяснить плохое отношение рабов к труду?
Имение – земельное владение богатого человека.
2 группа – девочки, получают приглашение в дом богатого знатного римлянина, стр.240,п.3.
Итоговые вопросы.
1.Какие категории рабов существовали в римском доме?
2.Чем занималась каждая из категорий рабов?
3.Рабы какой национальности ценились более всего и почему?
По мере прослушивания презентаций работ групп в тетради у каждого должна быть заполнена схема «Использование труда рабов » .
Творческая физминутка на координацию движений и психологическую разгрузку. Сидя. Взяться правой рукой за левое ухо, а левой рукой взяться за кончик носа. Хлопнуть в ладоши и быстро поменять руки: левой рукой – правое ухо, правой-кончик носа. Гимнастика для улучшения слуха – самомассаж ушей.
Задание 4. Просмотр видео. Определить еще сферу использования труда рабов.
Кого мы видим на трибунах Колизея? (там не только мужчины, но и женщины, и дети). -Как они ведут себя, нравится ли им то, что происходит на арене?
- Как они реагируют на гладиаторский бой? (они с интересом наблюдают за происходящим, их не пугает кровь, смерть).
В тетради: Гладиаторы – рабы, мастерски владеющие оружием и сражающиеся на потеху публике. Амфитеатр – специальное сооружение для гладиаторских игр.
Вопросы:
-Тысячи рабов умирали на аренах амфитеатров. А какими были любимые занятия древних греков? (посещение театра, Олимпийских игр)
-О чём это свидетельствует? (о жестокости римского общества).
Выделение особенностей рабства в Древнем Риме:
А) массовое использование рабов в сельском хозяйстве.
Б) использование рабов в качестве домашней прислуги. рабы – парикмахеры; рабы – музыканты и певцы; рабы – врачи, библиотекари, секретари, управляющие.
В) Рабы – гладиаторы, кровавые зрелища.
Заключительная часть. Какие чувства вызывают у вас это стихотворение?
1.Подведение итогов.
- Каково было отношение большинства римлян к рабам?
- Почему рабы были всегда разных национальностей?
- К чему могло привести стремительное возрастание числа рабов?
Вспоминаем цитату римского сенатора, прозвучавшую в начале урока (высвечивается на слайде) и отвечаем на проблемные вопросы.
- Так прав ли сенатор?
- Может ли общество считать себя совершенным, имея множество рабов?
- Совместимы ли понятия «рабство» и «справедливость»?
-А как вы относитесь к рабству?
- Скажите, а в современном обществе существует рабство? (к сожалению, да, но оно не носит массовый характер и запрещено законом).
-Как называется Основной закон нашего государства?
Игра. «Верю- не верю»
1.Рабы в Древнем Риме были у каждого гражданина.
2.Но содержание рабов обходилось очень дорого их владельцам.
3.Ведь приходилось два раза в год выдавать рабам одежду: рубаху, плащ, деревянные сандалии; хорошо кормить.
4.Рабов ценили, поэтому заболевших лечили.
5.За добросовестную работу рабам платили небольшую плату.
6.Зато за провинность пороли и наказывали.
7.Особо строптивых рабов отправляли работать в каменоломни.
8.Лишь ночью рабы могли отдохнуть, выспаться в мягких постелях.