kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая тетрадь по истории средних веков

Нажмите, чтобы узнать подробности

рабочие листы составлены к каждому параграфу. Ученики должны прочитать каждый пункт, чтобы выполнить задания. Задания разработаны как лично мною, так и взяты из дидактических пособий. В процессе изучения ученики выполняют различные виды работ: заполняют таблицы, составляют схемы, работают с датами, понятиями

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая тетрадь по истории средних веков»

моу сош № 13

рабочая тетрадь по истории средних веков ………………………………………………….





ТЕМА: НОВЫЙ РИМ

1.Выполни задания по п.1 (стр.9-10)

- объясни дату 324-330 гг - ……………………………………………………….

- выпиши все названия города: Новый Рим, …………………………..,

…………………………………………………………………………………

- объясни слова: синклит -…………………………………………………….

Форум - ……………………………………………………………………………

2. прочитай п.2 (стр.10 - 11) и заполни таблицу:

вопросы

Западная часть

Восточная часть

Столица и ее местонахождение



Главный язык



Хозяйственная жизнь





Религиозная жизнь



3.Прочитай п.3 и объясни даты и понятия:

313 г.- ……………………………………………………………………………….

381 г. - …………………………………………………………………………….

Приход - ………………………………………………………………………….

Епископ - ………………………………………………………………………….

Архиепископ (митрополит)- …………………………………………………….

Патриарх - ………………………………………………………………………

Миряне - ………………………………………………………………………….

Монах - …………………………………………………………………………..

4.Прочитай п4 и выдели особенности власти императора

А) …………………………………………………………………………………………..

Б) …………………………………………………………………………………………..

В) …………………………………………………………………………………………..

Г) ……………………………………………………………………………………………..

ТЕМА: РАСЦВЕТ ВИЗАНТИИ

1.Прочитай п1 (стр.15-16) и выполни задания: А) объясни даты и понятия:

527 – 565 гг. - ………………………………………………………………………………

532 - 537 гг - ………………………………………………………………………………….

«Свод гражданского права» - ………………………………………………………………..

Б) выбирая один ответ («да» или «нет»), ответь, верны ли утверждения:

- Юстиниан I создал «Свод гражданского права» …………………

- многие нормы «Свода…» положены в основу права, действующего ныне ………

- самый известный памятник правления Юстиниана – храм Ники …………….

В) опиши основные элементы, украшающие храм Святой Софии

Плинфа - ……………………………………………………………………………………….

Мозаика - ……………………………………………………………………………………

Особенности купола: …………………………………………………………………………….

……………………………………………………………………………………………………

Г) напиши второе название храма Святой Софии …………………………………………………………………………………………………..

Заполни пропуски в тексте:

Христиане называют храм «Домом божиим на земле», он и по внутреннему, и по внешнему виду отличается от остальных зданий. Над храмом возвышается ………………, изображающий небо. Под ним часто изображается лик ………………...

Во время богослужения молящиеся стоят в средней части храма, лицом к его главнейшей части, именуемой ……………………….... Христиане молятся перед ………………….. с изображением Бога, Богородицы и святых. Стены и своды храма украшены ………………………………. со сценами из Священного писания.

2. прочитай п.4 (стр.21-23) и перечисли основные события после правления Юстиниана: ……………………………………………………………………….

…………………………………………………………………………………….

- назови причины ослабления Византийской империи

………………………………………………………………………………………

………………………………………………………………………………………

………………………………………………………………………………………

………………………………………………………………………………………



ТЕМА: ВАРВАРЫ - ЗАВОЕВАТЕЛИ

1.Прочитай п.1 (стр. 28 -30) и выполни задания: А) дай определение:

эпоха Великого переселения народов - …………………………………………………..

……………………………………………………………………………………………………..

Б) укажи способы спасения властей Византии от опасных пришельцев

1 …………………………………………………………………………………………………

2 ………………………………………………………………………………………………….

2.Прочитай стр. 28 -31 и выполни задания: А) Впиши пропущенные даты.

В……… г ФеодосийI разделил империю между своими сыновьями. Атила по прозвищу «бич Божий» предпринял поход на Рим в …….. г. В ……… г вестготы захватили Рим и подвергли его разорению и грабежу. Вандалы совершили нападение на Рим в ………. г. и две недели безраздельно хозяйничали в нём. Последний римский император был низложен в ………….. г. В ……… г остготы подчинили себе всю Италию. Племена варваров, которых называли лангобардами, вторглись в Италию с севера, из-за Альп в ……….. г.

Б) установи соответствие между именами исторических личностей и их характеристиками:

1

Гонорий

А

Последний западный римский император

2

Атила

Б

Вождь остготов, создавший государство со столицей в Равенне

3

Аларих

В

Предводитель гуннов

4

Ромул Августул

Г

Вождь вестготов

5

Теодорих Великий

Д

Римский император, перенесший столицу в Равенну

6

Одоакр

Е

Военачальник, низложивший последнего римского императора



1

2

3

4

5

6









В) отметь верные утверждения и исправь ошибки в неверных утверждениях:

1. в 410 г. остготы во главе с Аларихом ворвались в Рим и подвергли его опустошению (…………………………)

2.в Британии высадились саксы, англы и юты (………………………)

3.вождь гуннов Одоакр подчинил себе множество племен (………….....)

4.лангобарды подчинили себе весь север Италии (……………………….)

3.Прочитай п 3. и определи:

А) занятия германцев: …………………………………………………………………………

Б) высший орган власти: ………………………………………………………………………

В) религия германцев: …………………………………………………………………………..

Г) отношение к рабству: ………………………………………………………………………….





ТЕМА: ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ИСЛАМА.

1. Прочитай п.1 и заполни схему:

Аравийский п – ов (арабы)





Кочевые племена оседлые племена

занятия





Религия











Впиши недостающие понятия и определения:

Бедуины - ………………………………………………………………………………………….

…………………. – главный город Аравии

Кааба - ……………………………………………………………………………………………..

2.Прочитай п.2 и выполни задания:

А) ответь верны ли утверждения («да» или «нет»)

- Мухаммад как пророк переехал из Ясриба в Мекку ………………..

- последователи Мухаммада создали свой календарь ………………..

- истинность своего учения Мухаммад подтвердил своей победой над правителями Мекки …………………..

Б) объясни дату: 622 г. - ……………………………………………………………………..

В)ответь на вопрос 2 к п.2 ………………………………………………………………….

…………………………………………………………………………………………………….





ТЕМА: МИР ИСЛАМА.

1.на основе карты и п.1запиши все территории, вошедшие в состав Арабского халифата: …………………………………………………………………………………………..

……………………………………………………………………………………………………..

…………………………………………………………………………………………………….

2.определи причины арабских завоеваний:

а) распространение …………………………………………….

б) …………………………… …………… арабов

3.прочитав п2., продолжи предложение: Расширение халифата закончилось в 751 г., когда ……………………………………………………………………………………………….

………………………………., но не было больше сил …………………………………………

3. Прочитай п.3 и назови основные эмираты после распада халифата:

……………………………………………………………………………………………………

4. прочитай п2. и п.3 назови причины распада халифата, продолжая предложения:

- власть переходила ……………………………………………………………………..

- аббасиды ………………………………………………………………………………….

и стали уделять внимание …………………………………………………………………..

5. прочитай п 4. и впиши недостающие понятия и определения:

………………………………. – мусульманская школа

Каллиграфия - ……………………………………………………………………………….





















ТЕМА: РОЖДЕНИЕ ГОСУДАРСТВА ФРАНКОВ.

1.Прочитай п.1 и выполни задания:

А) Вставь необходимые слова в определение

«Салическая правда» - ………………… ……………… королевского законодательства, в котором записаны …………………. ………………..

Б) запиши способы усиления власти, которые применял Хлодвиг

1. жестоко …………………………………………………………………………………………

2.создал ………………………………………………………………………………………….

3.осмотрительно ………………………………………………………………………………..

4.принял ……………………………………………………………………………………….

2.Изучив п2., выполни задания: А) объясни понятия и даты:

Меровинги - …………………………………………………………………………………

Каролинги - …………………………………………………………………………………

Майордом - ……………………………………………………………………………….

732 г. - ……………………………………………………, победа Карла Мартела над арабами

751 г. – свержение …………………………………………………., утверждение династии …………………………………………..

Б) продолжи предложения: Содержание военной реформы Карла Мартела заключалось в ………………………………………………………………………………………………..

Для приобретения вооружения и коня воины получали …………………………………..

…………………………………………………………………………………………………….

В) найди ответ на вопрос: Почему ослабла власть Меровингов?

……………………………………………………………………………………………………

……………………………………………………………………………………………………..

Подумай: Почему Пипин Короткий был уверен в своей победе? ………………………….

……………………………………………………………………………………………………











ТЕМА: ИМПЕРАТОР КАРЛ.

На основе п1 впиши недостающие даты или их определения:

……………….. – правление Карла Великого

774 г. - …………………………………………………………………………………………….

………………… - победа Карла над саксами

Перечисли германские племена, вошедшие в состав Франкской державы: ……………………………………………………………………………………………………..

Прочитай п.2 и выполни задания:

А) впиши недостающие даты или их определения:

- 800 г. - провозглашение………………………………………………………………………..

- ………. – признание Карла императором в Византии

Б) определи в чем значение императорского титула:

- для Карла: ……………………………………………………………………………………….

- для папы: ………………………………………………………………………………………

- для народов Европы: …………………………………………………………………………

Прочитай п.3 и выполни задания:

А) заполни кластер «управление империей»:

графства

император



маркграф











Б) найди объяснение в тексте: в чем проявлялась зависимость графов, аббатов и епископов от императора? ……………………………………

…………………………………………………………………………………..

Прочитай п.4 и выполни задания: Верны ли следующие суждения?

А) император не любил учиться, но других заставлял ……………..

Б) самый знаменитый ученый Алкуин был родом из Италии …………..

В) скриптории – мастерские по переписке книг ……………..

Г) Алкуин организовал много школ и Академию ………………..

Д) церковь в Ахене напоминала древнеримские храмы с колоннами из византийских дворцов …………

Тест по теме «Возникновение Франкского королевства»



  1. Где жили германские племена франков?

А) по нижнему течению Рейна Б) по побережью Балтийского моря В) на реке Неве

2. Кто стоял во главе племени? А) царь Б) князь В) вождь

3. Этот вождь выдвинулся среди франков в конце V века:

А) Атилла Б) Хлодвиг В) Юлий Цезарь

4. Государство у франков возникло:

А) в 500 году Б) в 486 году В) в 400 году

5. С возникновением государства у франков Хлодвиг стал:

А) царём Б) королем В) вождем

6. В каждую область страны Хлодвиг назначал правителей из близких ему людей:

А) графов Б) герцогов В) королей

7. Ряд правителей из одного рода или одной семьи, сменивших друг друга на престоле – это:

А) род Б) вожди В) династия

8 . Как называлось земельное владение, за которое несли военную службу?

а) обет; б) феод; в) оброк; г) титул.

9. В каком году Карл Великий был провозглашен императором?

а) в 800 г.; б) в 500 г.; в) в 395 г.; г) в 732 г.

10. Почему Карл Великий отстранил крестьян от военной службы?

а) крестьяне обеднели и не могли покупать вооружение;

б) крестьяне были им недовольны, и он их боялся;

в) крестьяне поддерживали местное население.

11. Укажите причины побед Карла Великого:

а) многочисленная конная армия, самое лучшее оружие и доспехи;

б) помощь со стороны лангобардов и саксов;

в) помощь со стороны Папы римского;

г) талант Карла Великого как военачальника;

д) самые жестокие методы подавления сопротивления.



ТЕМА: ЛЮДИ СЕВЕРА – НОРМАННЫ.

Прочитай п.1 и выполни задания:

А) объясни, почему империя Каролингов стала легкой добычей

……………………………………………………………………………………………………

Перечисли врагов, разоряющих империю Каролингов:

С юга: ……………………, с востока: ………………………….., с севера: ………………….

Б) Объясни или дополни определения:

…………………………… – военные корабли норманнов

Коннунг - …………………………………………………………………

…………………………… - жители Норвегии и Швеции, которые отправлялись ……………………………………………………………………………………………………..

В) чем объяснить то, что норманны прекратили набеги на соседей в ХI в

…………………………………………………………………………………………………….

……………………………………………………………………………………………………

Прочитай п.2 и ответь на вопросы: Какие земли открыли для себя норманны? …………………………………………………………………………………………………….

Какие занятия для норманнов были главными? ……………………………………………..

…………………………………………………………………………………………………….

Прочитай текст и продолжи предложение:

Римский историк Тацит обратил внимание на особенность кораблей викингов: нос и корма ладьи были одинаковой формы, что позволяло им идти в любом направлении, не разворачиваясь. На свои корабли викинги ставили всего один парус, обычно шерстяной в красно-белую полоску. Их хорошо приспособленные и к парусному, и к весельному ходу суда были очень мобильны и в короткие сроки покрывали весьма значительные расстояния. Входя в реки, они использовали отливы и приливы, умели ориентироваться по береговой линии, по луне, солнцу и звездам, по характеру облачности, по направлению полета птиц и очертаниям волн. Если побережье было голым, без примет, то в таких местах мореходы сооружали подобие маяков.

Норманнов по праву считают самыми ………………………………………………………….

Объясни понятия:

Норманны - …………………………………………………………………………………….

Сага - ……………………………………………………………………………………………

Викинги - …………………………………………………………………………………….

Альтинги - ………………………………………………………………………………………



Обобщение по теме «Раннее Средневековье»

Подбери термины к определениям:

Священная книга христиан - …………………………………………………………………

Священная книга мусульман - …………………………………………………………….

Глава христианской церкви - ……………………………………………………………..

Мастерская по переписыванию книг - …………………………………………………….

Священные изображения Бога - ………………………………………………………….

Здание, где молятся мусульмане - ………………………………………………………

Установи соответствие между датами и событиями:

1

395 г.

А

Низложение последнего Римского императора

2

476 г.

Б

Битва при Пуатье

3

527 -565 гг.

В

Правление императора Юстиниана

4

732 г.

Г

Провозглашение Карла Великого императором

5

800 г.

Д

Раздел Римской империи

1

2

3

4

5








Укажи людей, носивших эти имена:

«Ленивые короли» - ……………………………………………………………………….

Суровый - ………………………………………………………………………………….

Короткий - …………………………………………………………………………………

Завоеватель - ………………………………………………………………………………

Великий - ……………………………………………………………………………………….

Определи о каких исторических личностях идет речь:

а) прилежно занимаясь различными науками, он высоко ценил ученых, выказывая им большое уважение, при нем была открыта первая Академия ……………………………………………………

б) проходя во время смотра по рядам, он остановился перед … воином, взял у него секиру и бросив её на землю, сказал: «Ни у кого нет такого дурного оружия как у тебя» ………………………………..

в) Он прекратил гонения на христиан, перенес столицу Римской империи на восток, назвав её «Новый Рим», и был причислен к лику святых.

…………………………………

ТЕМА: ЗЕМЛЯ И ВЛАСТЬ.

Прочитай вступление к главе 5 и ответь на вопросы:

  1. почему земля была главным богатством в Средние века ………………………………………………………………………………………………..

  2. какая земля была самой ценной ………………………………………………………….

Прочитай п.1 и продолжи предложения:

А) верховным собственником земли был ……………………………………………………

Б) также землю в собственность получали …………………………………………………….

В) почему государи раздавали землю, которая была в их собственности

……………………………………………………………………………………………………..

Прочитай п.2 и назови понятие к определению

……………. – наследственное земельное владение, предоставленное при условии несения военной службы

Дополни схему, прочитав п.3

Феодальная лестница





сеньоры

вассалы



граф













рыцарь







Используя п.4 и дополнительные источники вставь недостающие понятия и определения:

…………………… – это каждый высший по отношению к низшему по феодальной лестнице, человек, пожаловавший феод.

…………………………. – это каждый низший по отношению к высшему по феодальной лестнице, человек, получивший феод на определённых условиях.

Сюзерен–это……………………………………………………………………………………….

Вопрос для размышления: почему в схеме «Феодальная лестница» отсутствуют крестьяне? ………………………………………………………………………………………..

……………………………………………………………………………………………………

Внимательно прочитай п. 5 и вставь пропущенные слова в текст

Средневековый ………………………………………… воин относился к знати. Для занятия своей деятельностью воин должен был приобрести ………………………… и …………………………… коня. Каждый воин был землевладельцем (феодалом). Земля с крестьянами давала воину …………………………………………. приобретать все необходимое для ………………………. Воины имели достаточно времени, чтобы заниматься ……………………………………. упражнениями и улучшением ……………………………….. ………………………………………… Средневековый воин считал себя важным человеком, потому что он ……………………………………..

крестьян и был их ……………………………………………………………………………..

Слова – подсказки: военный, профессиональный, господин, боевой, вооружение, возможность, мастерство, защищал

Прочитай п.6 и найди ответы на вопросы:

В чем заключалась служба Церкви в эпоху Средневековья? …………………………………

…………………………………………………………………………………………………..

Каким образом Церковь получала земли в собственность?

…………………………………………………………………………………………………….

…………………………………………………………………………………………………….











ТЕМА: ВЕЧНЫЕ ТРУЖЕННИКИ

Сословие – группа людей, имеющих сходное положение в обществе и передающая свое положение по наследству

Прочитай п.1. и заполни таблицу «Сословия Средневековья»

сословие

обязанности


Защита населения перед Богом

Рыцари (воины)



Обеспечение всего населения всем необходимым

Прочитай п.2. 3 А) объясни понятия:

Сеньор - …………………………………………………………………………………………..

Барщина - ………………………………………………………………………………………..

Оброк - ……………………………………………………………………………………………

Десятина - ………………………………………………………………………………………

Б) Найди ответ на вопрос: В чем заключалась власть сеньора над крестьянином? …………………………………………………………………………………………………….

…………………………………………………………………………………………………….

В) верно ли утверждение? Сеньор стремился разорить своих крестьян, потому что понимал, что нищий и голодный сбежать не сможет. ……….

Прочитай фрагмент перечня повинностей и выполни задания:

«Здесь записаны повинности, которые свободные общинники должны исполнять в Хэрстборне. Прежде всего, с каждого земельного надела они должны платить 40 пенсов ко дню осеннего равноденствия, давать 6 церковных мер пива, 3 секстария пшеницы для белого хлеба, вспахивать 3 акра земли в собственное время и засеивать их собственными семенами, и в свое свободное время доставить урожай в амбар. Нарубить 4 подводы дров и сложить штабелями. Соорудить 16 ярдов ограды. На Пасху дать двух овец с двумя ягнятами. Каждую неделю они должны исполнять такую работу, какую им прикажут»

В данном тексте подчеркните различными линиями повинности крестьян (барщина - …..; оброк - ____; подати и иные повинности - _ _ _)

Прочитай п.5 и выполни задания: вставь пропущенные слова в определение

Натуральное хозяйство - хозяйство, в котором ………………………………………………

…………………………………………………………………………………………………..

Предположите, какими видами деятельности помимо земледелия и скотоводства, вынуждены были заниматься крестьяне, чтобы обеспечить свою семью всем необходимым? ……………………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………………………………….

……………………………………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………………………………….

Прочитай фрагмент документа и укажи, чем положение крестьянина отличалось от положения раба, а в чем было сходство:

«Господину моему. Совсем не имею, чем жить и одеваться. Поэтому, по просьбе моей не отказал вручить мне из своих денег 5 солидов. Нечем мне выплатить эти солиды. Поэтому я прошу утвердить закабаление моей свободной личности, чтобы отныне ты имел полную свободу делать со мной всё, что вправе делать со своими прирождёнными рабами, то есть продавать, выменивать, наказывать».

Отличие

Сходство

…………………………………………………

………………………………………………..

………………………………………………..

…………………………………………..

…………………………………………

…………………………………………...



Найди в параграфе предложение, подтверждающее, что крестьяне были самым важным сословием.

……………………………………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………………………………..





ТЕМА: ЗА СТЕНАМИ ЗАМКОВ.

Прочитай п.1 и запиши определения понятий

Феодал - ……………………………………………………………………………………….

Феодализм - …………………………………………………………………………………..

…………………………………………………………………………………………………

Рыцарь - ……………………………………………………………………………………….

…………………………………………………………………………………………………..

Прочитай фрагмент документа и п.3., и составь кодекс рыцарской чести

«Любезный друг, когда вам случится сражаться с рыцарем, вспомните то, что я вам сейчас скажу. Если вы победите … и он будет вынужден просить у вас пощады, не убивайте его, но окажите ему милосердие. С другой стороны, не будьте слишком болтливы и слишком любопытны. Тот, кто много говорит, совершает грех; остерегайтесь же этого. Если вы встретите даму или девушку, находящуюся в беде, прошу, сделайте всё, что будет в вашей власти, чтобы помочь ей. Я закончу советом, которым особенно не следует пренебрегать: бывайте почаще в монастыре и молите там Создателя, чтобы он сжалился над вами и в этом тёмном веке сохранил вас как своего христианина.

……………………………………………………………………………………………………..

…………………………………………………………………………………………………….

……………………………………………………………………………………………………

………………………………………………………………………………………………….

………………………………………………………………………………………………….

Прочитай п.4 и продолжи предложение: Рыцари Средневековья любили устраивать развлечения потому, что ………………………………………………………………………..

…………………………………………………………………………………………………….

впиши недостающие понятия и определения:

…………………………. – бродячие циркачи и артисты

Менестрели - …………………………………………………………………………………..

Жонглёры - ……………………………………………………………………………………..

……………………… - крепость рыцаря

Дополни список развлечений рыцаря: представления с участием фигляров, жонглёров, менестрелей; …………………………., ………………………………..

Подумай: почему охота и турниры были важны для рыцаря? ………………………………

……………………………………………………………………………………………………..



каОБОЩЕНИЕ ПО ТЕМЕ «КРЕСТЬЯНЕ И РЫЦАРИ»

Закончи мысль

1.      Феодалы по своему общественному положению были мелкие и крупные и стояли на разных социальных ступенях. Всё это в истории называется ………………………………

2.      Крестьяне не входили в феодальную иерархию и обязаны были ……………………

………………………………………………………………………………………………….

3.      Феодалы сами управляли своими землями и их мощь зависела от …………………….

4.      Основное дело рыцаря – воевать, поэтому они постоянно упражнялись во время ……………………………………………………………………………………………….

Реши тест

1.      Феодалы по своему общественному положению были мелкие и крупные и стояли на разных социальных ступенях. Всё это в истории называется

А) феодальной войной  Б) феодальной иерархией  В) феодальным графством  Г) феодальной междоусобицей 

2. На самой верхней ступени феодальной иерархии  стоял

А) король  Б) граф  В) герцог  Г) виконт  Д) рыцарь

3. Не входили в феодальную иерархию

  А)  крестьяне  Б) рыцари  В) виконты  Г) бароны  Д) графы

4.  Тех, которые занимались только военным делом, с конца X века стали называть

А) феодалами  Б) графами  В) рыцарями  Г) воинами  Д) баронами

5. Правила поведения рыцарей были изложены

А) в законах  Б) в кодексе чести  В) в приказах короля  Г) в правилах  поведения 

6. Крепостью и защитой для крестьян  в случае войны был

  А) дом крестьянина  Б) лес  В) замок феодала  Г) замок короля  Д) дом рыцаря

7. Крестьяне были вольные  и зависимые. Зависимые не могли

А) уйти от своего господина  Б) работать, где хотят  В) принимать решения

Г) сеять в поле, что желают   Д) всё перечисленное

8.  Отработки крестьян назывались

 А) оброк  Б) барщина  В)  наём на работу  Г) отработка в поле  Д) отработка в замке

9. Уплата налогов крестьянами в средние века  называлась

А) оброк  Б) барщина  В)  наём на работу  Г) отработка в поле  Д) отработка в замке

10. Иногда из-за тяжёлой жизни крестьяне поднимались на

А)борьбу  Б) убивали и разоряли феодалов  В) выдвигали требования Г) поднимали восстания Д) всё перечисленное

 





ТЕМА: ИМПЕРИЯ И ЦЕРКОВЬ.

Прочитай п.1 и заполни кластер «Трудное рождение Франции»

987 г. -

распад

Западная часть империи Каролингов











Прочитай п.2 и заполни логическую цепочку, вставляя нужные цифры в квадратики:



1.объединение для борьбы с кочевниками – венграми;

2.борьба за власть между крупными герцогствами;

3.Восточная часть Франкской империи (будущая Германия);

4.919 г – избрание саксонского герцога Генриха королём;

5.возвышение Баварии и Саксонии;

6.Поражение венгров и их переход к осёдлости;

7.выделение крупных герцогств

Прочитай п.3 впиши недостающие понятия и определения:

…………….. – король Германии, объявивший себя королём Италии

962 г. - …………………………………………………………………………………………….

………………………………………………………… - Германия вместе с северной частью Италии.

Прочитай п.4 и составь краткую характеристику: «Клюнийское движение - ………….

……………………………………………………………………………………………………..Основные идеи заключались в том, что ……………………………………………………….

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………… Монахов клюнийского монастыря поддержали ……………………………………………

Прочитай п.5 и определи основную причину спора между церковью и императором.

…………………………………………………………………………………………………..

Вставь пропущенные слова в предложение: В 1122 г. завершилась война между …………

…………………………………………………………… Победа осталась за ………………… ……………………………………………………………………………………………………..

ТЕМА: КРЕСТОВЫЕ ПОХОДЫ

Прочитай п.1 заполни схему Крестовые походы

Причины:

Задача:





Заполни таблицу: Участники крестовых походов и их цели

Участники

Цели




















Изучив параграф, соотнесите даты и события:

1

1095 г

А

Начало первого похода (поход бедноты)

2

1096 г.

Б

Призыв папы к освобождению Гроба Господня

3

Июль 1099 г.

В

Захват и разграбление Константинополя

4

1187 г.

Г

призыв папы римского к началу Первого крестового похода

5

1204 г.

Д

Освобождение Константинополя

6

1228 г.

Е

штурм Иерусалима во время Первого похода

7

1054 г.

Ж

Освобождение Иерусалима

8

1261 г.

З

Разделение церквей на Западную и Восточную

1

2

3

4

5

6

7

8











Впиши недостающие понятия и определения:

Сарацины - ……………………………………………………………………………………….

……………………………………………………………. – братства рыцарей, созданные по образцу монашеских

Крестоносцы - …………………………………………………………………………………

Обет - …………………………………………………………………………………………….

……………………… - испанские и африканские мусульмане

……………………………………. – борьба Испании за переход полуострова под власть христиан

Прочитай п.3 и заполни кластер:

1054 г. -





Причины раскола:











Установи соответствие:

1

Салах – ад - Дин

А

Император Германии, участник I похода

2

Фридрих I Барбаросса

Б

Император Византии,

3

Ричард I Львиное Сердце

В

Король Франции, участник I похода

4

Филипп II

Г

Король Франции, участник VII похода, попавший в плен к мусульманам

5

Алексей I Комнин

Д

Египетский султан, изгнавший христиан из Иерусалима

6

Людовик IX

Е

Король Англии, участник I похода



1

2

3

4

5

6









Прочитай п.6 и запиши итоги Крестовых походов для европейцев:

А) …………………………………………………………………………………………..

Б) …………………………………………………………………………………………….

В)……………………………………………………………………………………………….. Проверочная работа по теме: "Крестьяне и рыцари".


1. Главным богатством в Средние века было:

1) земля 2) золото 3) воинская доблесть 4) рыцарские доспехи

2. Феод это:

1) поместье

2) земельное владение, которое давали за службу

3) замок

3. На вершине феодальной лестницы стоял:

1) крестьянин 2) рыцарь 3) король 4) барон

4. Крупнейшим собственником земли в Средние века была:

1) община 2) церковь 3) армия

5. Какие повинности крестьян назывались оброком. Найдите два правильных ответа.

1) чистка пруда

2) ремонт орудий труда

3) ремонт дорог и мостов

4) привоз продуктов на двор феодала

5) сдача крестьянами управляющему полотна и пряжи

6. Как назывался дом рыцаря:

1) имение 2) замок 3) палаты 4) дворец

7.Как звали любимого героя баллад английских крестьян :

1) Ричард Львиное Сердце 2) Вильгельм

3) Робин Гуд 4) Гастинг

8. Перечислите правила рыцарской чести:

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

9. Из каких сословий состояло Средневековое общество?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


10. Объясните понятия:

Феодал - _____________________________________________________________________

Сеньор - ____________________________________________________________________

Вассал - __________________________________________________________________

Сословие - _________________________________________________________________

Барщина - ___________________________________________________________________

Десятина - ____________________________________________________________________

Натуральное хозяйство - _______________________________________________________



11. Составь рассказ как становились вассалами в Средние века?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


12. Притча о волках и быках

"Бог …учинил, дабы несли они различные службы в этом мире. Он установил одним, подобно овцам, наставлять людей, питая их молоком проповеди. Другим—чтобы они, подобно быкам, обеспечивали жизнь себе и остальным. Третьим- проявлять силу, как от волков, защищая от врагов , защищая тех, кто молится и пашет землю".

О ком идёт речь в притче?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________











ТЕМА «ВОЗВРАЩЕНИЕ ГОРОДОВ»

Прочитай п.1 заполни логическую цепочку:

А) развитие торговли; Б) оживление городов;

В) мирная жизнь в IX в.; Г) обустройство городов;

Д) появление новых городов

Объясни понятие: коммуна - …………………………………………………………………….

Прочитай п.2 и 3, вставь пропущенные слова:

…………………., ……………………… - итальянские города, боровшиеся за главенство в торговле через ……………………………………………………. море

……………………… - товарищество (объединение) немецких купцов с центром в городе ………………….

………………………. – густонаселённые земли в низовьях рек Рейна, Мааса и Шельды

………………………. – французская область.

Заполни схему: развитие торговли в Средневековье

Балтийское и Северное моря









Фландрия и Шампань









Прочитай п.4 и объясни понятия:

Цех - …………………………………………………………………………………………….

Устав цеха - …………………………………………………………………………………….

Мастера - ………………………………………………………………………………………

Подмастерья - ………………………………………………………………………………….

Шедевр - …………………………………………………………………………………………



Прочитай фрагмент документа и ответь на вопросы:

«…Затем он переводит взгляд на город, видит множество приветливых людей, столы менял с золотыми и серебряными монетами, улицы и площади, на которых полно самых разных рабочих, занятых своими ремёслами: одни делают кольчуги и шлемы, другие - щиты и копья, третьи – ремни шпоры, четвёртые – мечи. Здесь ткут полотно, там его красят и стригут ворс; поодаль искусно обрабатывают золото и серебро: делают чаши и кубки, украшения с драгоценными камнями, пояса и кольца, пряжки. Можно было подумать, что здесь располагается постоянная ярмарка, так этот город изобиловал всевозможными богатствами; в нём можно было найти любые товары, какие только есть на свете: воск, зерно, перец, меха и многое другое»

А) назови ремесленные специальности, описанные в тексте ..…………….........................

……………………………………………………………………………………………………

Б) назови основные занятия горожан …………………………………………………………..

В) определи характерные черты горожан ………………………………………………………



ТЕМА В СЕРДЦЕ СРЕДНЕВЕКОВОГО ГОРОДА

Прочитай п. 1 заполни кластер

Рыночная площадь – центр города

Центр водоснабжения: фонтан и колодец для всех жителей















Прочитай п.2 и продолжи предложения:

Ратуша - это здание ……………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………………………………….

Ратуша – это хранилище ……………………………………………………………………….

…………………………………………………………………………………………………….

Ратуша также была …………………………………………………………………………….

……………………………………………………………………………………………………

Объясни понятия: Гильдия - ………………………………………………………………..

Патрициат - …………………………………………………………………………………….

Прочитай п.3 и4; заполни таблицу «Архитектура средневековых городов»

Вопросы сравнения

Романский стиль

Готический стиль

Форма башен




Толщина стен




Форма сводов




Размеры оконных проёмов



Дополнительные детали








ТЕМА: В ПОИСКАХ ЗНАНИЙ

Прочитай п.1, заполни пропуски в схеме: « развитие образования»

Средневековые школы

«семь свободных искусств»

монастырь

приходские

















Объяснить слова:

Скрипторий - …………………………………………………………………………….

Диалектика - …………………………………………………………………………….

Риторика - ……………………………………………………………………………….

В одном средневековом стихотворении говорится о «семи ступенях лестницы премудрости», то есть о семи предметах, преподаваемых в школах того времени. Впишите их названия.

…………………………………………………… говорит,

………………………………………………….. учит истине,

…………………………………………………. украшает речь,

…………………………………………………. поёт,

………………………………………………… считает,

…………………………………………………. изучает звёзды.

Какой предмет не назван? ………………………………………………………..

Прочитай п.3 назови предметы, которые изучали в университетах? ……………………………………………………………………………………………………





ТЕМА: ВО ГЛАВЕ ХРИСТИАНСКОГО МИРА.

Прочитай п.1, вставь пропущенные слова в предложенный текст:

«Главной темой спора между императорами и папами было …………………………………

…………………………….. В этой борьбе победил ………………………..................... Это означало, что он …………………………………………………………………. на земле и он …..........................................................................................................................................

Прочитай п.2 и 3, впиши недостающие понятия и определения:

………………………….. – вероотступник, человек, придерживающийся ложного учения

Инквизиция - …………………………………………………………………………………

………………………………………………………………………………………………….

Заполни логическую цепочку:

А)развитие ересей; Б) развитие городов; В) изучение Священного Писания

Г) развитие вольномыслия; Д) развитие образования.

Заполни схему: Борьба Церкви с ересью





Прочитай п.4 и определи, о каких братствах идёт речь:

А) В уставе этого ордена говорится: «Братья ничего не должны приобретать – ни дома, ни земли для себя, ни чего-либо другого, но как странники в этом мире, служа Господу в бедности и смирении, они должны просить милостыню, не стыдясь этого, ибо Господь ради нас сделался нищим на этой земле». …………………………………………………..

Б) Говорят, что владения их до того велики, сто нет уже в христианском мире области, которая не отдавала бы части своих владений, упомянутым братьям. И говорят, что по богатству они равны королям. ……………………………………………………………..

В) Братья – проповедники были членами инквизиционных судов, как наиболее подготовленные в богословии, начитанные. Они вели обширную деятельность почти по всему земному шару: от Гренландии до Китая. …………………………………………..

Прочитай п.6 и объясни понятие:

Пилигримы (паломники) - ……………………………………………………………..

……………………………………………………………………………………………..



ТЕМА ПАПЫ, ИМПЕРАТОРЫ И КОРОЛИ В ЕВРОПЕ

Германские земли, в том числе Австрийское герцогство

Прочитай п.1 и заполни кластер:

Священная римская империя

Император слабая власть, основанная на почтении



















Прочитай п.2, объясни понятие Централизация - ………………………………………..

…………………………………………………………………………………………………

Соотнеси имена королей Франции и особенности их правления

1

Филипп II Август

А

Король, решившийся на вооружённую борьбу с папой римским

2

Людовик IX

Б

Король, подчинивший Нормандию и расширивший владения Капетингов

3

Филипп IV Красивый

В

Знаменитый, благочестивый и справедливый, его при жизни считали святым, участник Крестовых походов

1

2

3

4







Прочитай п. 3, заполни таблицу: Английское королевство

Причины усиления королевской власти

Причины ослабления королевской власти












Прочитай п.4, заполни схему «Возникновение парламентов»

Парламент – орган сословного представительства в управлении страной



Сословие рыцарей

Германия:

сословие

сословие

Франция, 1302 г.

Генеральные штаты

Палата лордов

Чехия, Польша, Венгрия:

Испания:

























ТЕМА ТЯЖКИЕ ВРЕМЕНА.

Прочитай п.1 и установи, что объединяет даты:

1348-1350 гг.; 1358 1360 гг,; 1381 1384 гг. - ……………………………………………………

Назови причины данного бедствия: ………………………………………………………..

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

Прочитай п.2, заполни логическую цепочку:





1.развитие товарного хозяйства; 2 развитие торговли;

3.потребность в деньгах; 4.появление наёмных работников;

5.замена барщины на денежный оброк; 6.выход крестьян на рынок;

7.развитие городов и ремесла; 8.освобождение крестьян от личной зависимости

Прочитай п.3, заполни таблицу «Крестьянские войны»

вопросы

Жакерия

Восстание Уота Тайлера

Цель восставших


Дата



Действия восставших






итоги






Прочитай п.4 и выбери верные утверждения:

А) французский король Филипп IV победил папу Бонифация VIII

Б) папы оставались в Авиньоне по воле французского короля

В) 1309 – 1377 гг. - «Авиньонское пленение пап»

Г) во время «авиньонского пленения» материальное положение пап сильно ухудшилось

Прочитай п.6, вставь в текст пропущенные слова: «С 1337 по 1453 г. длилась …………………………………………………………………… между ………………......... и …………………………….. Поводом для войны стал освободившийся французский трон, на который претендовал ……………………………………………………………………..

…………………………………………………… Крупные сражения войны состоялись …….

…………………………………………………………………………………………………… В Столетней войне особую роль играли ………………………………….. ….. оружие и войско из …………………………………………………………………………………………

Найди на карте в учебнике (стр.168) даты крупнейших сражений войны:

………………. – морское сражение у берегов Фландрии;

……………… - битва при Кресси; …………….. - битва при Пуатье;

…………….. - битва при Азенкуре; …………… - снятие осады Орлеана

Подумай: почему английский король Эдуард III претендовал на французский трон? ……………………………………………………………………………………………………

Прочитай п.8 впиши недостающие понятия и определения:

Постоянное войско - ……………………………………………………………………….

………………………………………………………………………………………………..

…………………………………………………………………… - государство, в котором

Найди в тексте предложение, которое объясняет, как связаны постоянная армия и рост налогов ……………………………………………………………………………………...

…………………………………………………………………………………………………

Подумай: как постоянная армия повлияла на усиление королевской власти ………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….

Объясни даты: 1455 - 1485 гг. - ………………...........................................................................

1414 – 1418 гг. - ………………………………………………………………………………..

1415 г. - …………………………………………………………………………………………

1433 г. - ………………………………………………………………………………………….





ТЕМА: ВО ВЛАДЕНИЯХ ВЕЛИКОГО ХАНА.

Прочитай п.1, установи соответствие:

1

1206 г

А

Покорение Средней Азии

2

1211г.

Б

Поход на Северный Китай

3

1219 г.

В

Подчинение Руси монгольской Орде

4

1223 г.

Г

Разгром монголов в Палестине египетскими войсками

5

1237 1240 гг.

Д

Разгром монгольским войском Багдада

6

1258 г.

Е

Сражение на р. Калке, поражение русско –половецкого войска

7

1260 г.

Ж

Подчинение Южного Китая

8

1279 г.

З

Нападение на Венгрию

1

2

3

4

5

6

7

8











Прочитай фрагмент исторического документа и (учебник стр. 183 -184), и ответь на вопросы: «Надо знать, что всякий раз, когда они завидят врагов, они идут на них, и каждый бросает в своих противников три или четыре стрелы. И если они видят, что не могут их победить, то отступают вспять к своим, и это они делают ради обмана, чтобы враги преследовали их до тех мест, где они устраивали засаду… Иногда они делают изображения людей и помещают их на лошадях, чтобы заставить думать о большом количестве людей… Когда войска находятся на войне, то если из десяти человек побежит один, или двое,… то все они умерщвляются».

Какие особенности организации войска монголов описывает автор документа?

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

Из текста учебника укажите, что ещё помогло монголам одерживать победы?

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..

Заполни пропуски в тексте: Монгольский ………………………………….. Чингис подчинил себе все монгольские племена и создал ………………………………………….. В начале …………… века монголы завоевали Северный ………………….. и Среднюю ………………………… внук Чингисхана ……………………… в 1237 – 1240 гг. совершил поход на …………….. и вторгся в Западную Европу. Войско монголов дошло до берегов ………………………………………………… моря и внезапно повернуло назад.

Прочитай п.3 впиши недостающие понятия и определения:

…………………… - правление Тамерлана

1387 г. - ………………………………………………………………………………………

……………….. - Тимур дошёл до русских земель, разорил город Елец и ушёл обратно.

………………. - мощный удар Тимура по Османской империи.



ТЕМА: ИНДИЯ: РАДЖИ И СУЛТАНЫ.

Прочитай п.1 и выпиши все религии, которые были известны в Индии:

……………………………………………………………………………………………………..

Вставь в предложение пропущенные слова: Индийский царевич Сиддхартха Гаутама в ….. в.до н.э. основал новую религию под названием ………………………………. Буддизм учит, что жизнь – это ……………………………………….. Человек должен стремиться к ………………………………………………..

Прочитай п.2 и заполни кластер:

Держава Гуптов

IV-V вв







Развитие культуры:

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..



Завозили Вывозили

VI в. -









Прочитай п.3 и 4 впиши недостающие понятия и определения:

VIII в. - ……………………………………………………………………………………

…….в. - завоевание Индии мусульманами

………………………………… - государство на северных индийских землях со столицей в городе Дели, созданное мусульманами.

1398 г. - ………………………………………………………………………………………..

Укажите, к каким религиям, существовавшим в Индии, относятся утверждения:

Существует множество богов, но только поклонение Будде несёт просветление …………………….

В ночь новолуния в Индии поклоняются богу Шиве ………………………………………

Своим приходом в мир и распятием на кресте Господь победил смерть ………………………………………………….

Этот праздник отмечается в память о путешествии пророка Мухаммада из Мекки в Иерусалим и его вознесении к Аллаху ……………………………………………….





ТЕМА: ПОДНЕБЕСНАЯ ИМПЕРИЯ И СТРАНА СИПАНГО

Прочитай п.1 и вставь пропущенные слова:

В VII – IX вв. Китай был …………………………………………………………….. страной в мире. Владения Китая были огромны, под властью Китая были …………………….., …………………………….., …………………………………………………………… почти до Каспийского моря. Китай вел активную торговлю, продавая ………………., ……….., ……………………….; помимо товаров из Китая распространялись ………………… буддизма.

Перечислите изобретения, сделанные китайцами в древности и в Средние века: ………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….

Прочитай п.2 впиши недостающие понятия и определения:

X – XIII вв. - ………………………………………………………………………………

……………………………………….. - кочевой народ, основавший на севере Китая Золотое царство.

1211 г. - ……………………………………………………………………………………….

Прочитай п.3, рассмотри карту (стр.202) и заполни таблицу «Япония в Средние века»

вопросы

от

Географическое положение



Природные особенности




…………………………………………………………………

……………………………………………………………….

………………………………………………………………….

Основные занятия



Религиозные верования


Управление

……………………………………………………………….

………………………………………………………………..

………………………………………………………………..

………………………………………………………………..

………………………………………………………………..

………………………………………………………………..

……………………………………………………………….

………………………………………………………………









ТЕМА: ОЧЕНЬ РАЗНАЯ АФРИКА.

Города:

Прочитай п.1, заполни схему «Восточная Африка»

Восточное побережье Африки

Население:

Основное богатство Восточной Африки:













Прочитай п.2, продолжи предложения:

А) Основным богатством Западной Африки были ……………… и ………………………

Б) Главным городом и крупнейшим торговым центром Западной Африки был город …………………………………

В) На территории Западной Африки сменяли друг друга сильные царства …………….., ………………, ………………………………

Прочитай п.3 впиши недостающие понятия и определения:

…………………………………… - «воины ислама» из племён кочевников, создавшие огромную державу в Африке.

Мамлюки - …………………………………………………………………………………….

……………… г. – битва под Айн Джалутом, в которой армия мамлюков остановила монгольское войско

Негусы - ……………………………………………………………………………………..

Лалибелу - ……………………………………………………………………………………





ТЕМА: МИР СОВСЕМ НЕИЗВЕСТНЫЙ.

Прочитай п.1 и выбери верные утверждения:

А) освоение Америки началось 30 тыс. лет назад

Б) народы Америки изобрели плуг и гончарный круг, которые стали известны всему миру

В) в Америке люди приспосабливались к различным природным условиям

Г) главным занятием народов Америки было скотоводство

Запиши растения, которые были популярны в Америке, но неизвестны в Европе:

…………………………………………………………………………………………………….

Прочитай п.2 и запиши:

А) достижения народов Майя: ………………………………………………………………..

…………………………………………………………………………………….....................................................................................................................................................................................

Б) главные города народов Майя: ………………………………………………………………

В) племена, которые завоевали города Майя ………………………………………………

Прочитай п.3, определи основное занятие ацтеков: ……………………………………….

Впиши недостающие понятия и определения:

………………………. – завоеватели Мексиканской долины, пришедшие на смену тольтекам;

Теночтитлан - …………………………………………………………………………………

Уицилопочитли - …………………………………………………………………………….

Обсидиан - ……………………………………………………………………………………



Итоговая контрольная работа по истории Средних веков.

1)Кто давал обет отказаться от личного имущества, не иметь семьи, подчиняться руководителю монастыря:

а) миряне б) воины в) монахи г)графы

2) Укажите полуостров, на котором жили норманны:

а) Апеннинский б)Скандинавский в) Балканский г)Пиренейский

3)Главное занятие рыцаря:

а)земледелие б)научные занятия в)военное дело г)ремесло и торговля

4)Принудительные обязанности зависимых крестьян, которые они несли за пользование землёй:

а)повинности б) штрафы в)налоги г) взносы

5) В эпоху раннего Средневековья многие люди представляли Землю в виде:

а) шара б)эллипса в) диска г) треугольника

6) Какие книги люди читали в Средние века:

а) приключения б) детективы в) романы г) религиозные

7) Кто в Средние века был хранителем знаний и образованности:

а) рыцари б) крестьяне в) королевский двор г) христианская церковь

8) Какой город был столицей Восточной Римской империи:

а) Константинополь б) Александрия в) Рим г) Иерусалим

9) Изображение, выполненное из разноцветных камешков или кусочков цветного стекла:

а) рельеф б) мозаика в) гобелен г) фреска

10) Строгие правила изображения и размещения библейских сцен:

а) закон б) указ в) кодекс г) канон

11) Кочевых арабов называют:

а) миссионеры б) викинги в) рыцари г) бедуины

12) Имя основателя ислама:

а) Иисус Христос б) Мухаммед в) Будда в) Моисей

13) Как называется путешествие с целью посещения святых мест:

а) экспедиция б) паломничество в) экскурсия г) миссия

14) Правила, обязательные для всех членов цеха:

а) устав б) инструкция в) наказ г) программа

15) Лучший образец изделия мастера назывался:

а) товар б) оригинал в) шедевр г) раритет

16) Специальная грамота о прощение грехов:

а) индульгенция б) реликвия в) анафема г) обет

17) Как называли противника господствующего вероисповедания:

а) монах б) еретик в) мирянин г) феодал

18) Укажите территорию, где разворачивались основные события Реконкисты:

а) Балканский полуостров б) Скандинавский полуостров в) Пиренейский полуостров г) Африка

19) Особая группа людей, занимающихся умственным трудом, называется:

а) интеллигенция б) еретики в) гуманисты г) католики

20) Время возникновения и расцвета культуры, основанной на античной, нехристианской культуре:

а) Средневековье б) Тёмные века в) Возрожденье г) Эллинизм

Объясни понятия:

Сословие - …………………………………………………………………………………

………………………………………………………………………………………………

Инквизиция - ……………………………………………………………………………..

Натуральное хозяйство - ………………………………………………………………….

……………………………………………………………………………………………….

Напиши понятия к определениям:

жилище феодала и его крепость - ………………………………………………………….

конный воин - ……………………………………………………………………………….

священная книга мусульман - …………………………………………………………...




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая тетрадь по истории средних веков

Автор: Пенигина Марина Ильинична

Дата: 06.07.2019

Номер свидетельства: 516488

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(69) "рабочая программа по истории 6 класса "
    ["seo_title"] => string(40) "rabochaia-proghramma-po-istorii-6-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "191293"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1427290400"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(76) "Рабочая программа  по истории 6 класс ФГОС"
    ["seo_title"] => string(46) "rabochaia-proghramma-po-istorii-6-klass-fgos-2"
    ["file_id"] => string(6) "256735"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1448204358"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(178) "План – конспект урока истории в 6 классе по теме «Возникновение и расцвет средневековых городов»"
    ["seo_title"] => string(105) "plan-konspiekt-uroka-istorii-v-6-klassie-po-tiemie-vozniknovieniie-i-rastsviet-sriednieviekovykh-ghorodov"
    ["file_id"] => string(6) "249370"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446891066"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(68) "Рабочая программа по истории. 6 класс "
    ["seo_title"] => string(39) "rabochaia-proghramma-po-istorii-6-klass"
    ["file_id"] => string(6) "116150"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1412272257"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(204) "РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  учебного предмета «История» для 6 классов основного общего образования на 2014-2015 учебный год "
    ["seo_title"] => string(130) "rabochaia-programma-uchiebnogho-priedmieta-istoriia-dlia-6-klassov-osnovnogho-obshchiegho-obrazovaniia-na-2014-2015-uchiebnyi-ghod"
    ["file_id"] => string(6) "132791"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1416409406"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства