Рабочая программа по истории Средних веков (учебник В.А.Ведюшкина) и Истории России (к учебнику Данилова А.А.) Программа составлена с учетом изучения истории в объеме 2 часа в неделю.
Цели изучения учебного предмета с учетом специфики учебного предмета задачи
Цели курса
Осветить экономическое, социальное, политическое и культурное развитие России и мира, показать их общие черты и различия;
Охарактеризовать наиболее яркие личности России и мира, их роль в истории и культуре;
Показать возникновение и развитие идей и институтов, вошедших в жизнь современного человека и гражданина (монархия, республика, законы, нормы морали).
Сформировать открытое историческое мышление: умение видеть развитие общественных процессов (определять причины и прогнозировать следствия).
В 6-ом классе задачей курса истории является «погружение» учащегося в эпоху, формирование понимания ее «духа» через мысли людей, вещи, события, процессы и явления.
Курс «История России» сочетает историю государства, населяющих его народов, историю родного края. Данный курс дает представление об основных этапах исторического пути Отечества, при этом внимание уделяется целостной и выразительной характеристике основных исторических эпох — от прослеживания хода наиболее значительных общественных процессов до описания поворотных, драматических событий и их участников. Важная мировоззренческая задача курса «История России» заключается в раскрытии как своеобразия и неповторимости российской истории, так и ее связи с ведущими процессами мировой истории.
При изучении истории России предполагается обращение учащихся к материалу по региональной истории, в котором представлен пласт исторического знания, богатый наглядной и яркой информацией и потому выразительный и интересный для школьников.
Программа истории средних веков охватывает период с конца V по XV вв., от падения Западной Римской империи до начала эпохи Великих географических открытий. Курс отражает роль Средневековья в складывании основ современного мира, уделяет внимание феноменам истории которые вошли в современную цивилизацию.
Курс построен по проблемно-хронологическому принципу, что позволяет уделить необходимое внимание и наиболее важным сквозным проблемам Средневековья, и особенностям развития каждого региона, а также проследит динамику исторического развития и выделить в рамках Средневековья его основные этапы. Курс включает историю Европы, Азии, Африки, Америки при этом основное внимание уделяется Европе, при возможности акцентируется связь истории зарубежных стран с историей России.
По учебному плану отводится 28 часов на изучение курса истории средних веков, а в учебнике – 34 параграфа. Поэтому пришлось уплотнить изучение тем: «Культура Западной Европы в IX- XIII веках», «Столетняя война», объединить темы Азия и Африка в средние века.
Программа реализуется с помощью УМК:
В.А.Ведюшкин. История средних веков. Просвещение, 2008г.
Атлас с комплектом контурных карт по истории средних веков
Учебник: Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России. - М.: Просвещение, 2007.
А.А.Данилов, Л.Г, Косулина. История России с древнейших времен до конца XVI века. Данилов А. А., Косулина Л. Г.Рабочая тетрадь. 6 класс. – М.: Просвещение, 2007
Е.В. Симонова. Поурочные разработки по истории России. 6 класс – М.: «Экзамен», 2006.
- Настенные исторические карты
- Атласы по истории России с древнейших времен до конца XVI века.
Рабочая программа учебного курса по истории для 6 класса составлена в соответствии с требованиями к уровню подготовки выпускников основного общего образования Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по истории. 6 класс »
Карнаухова Е.А. Рабочая программа по истории. 6 класс
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №252 Красносельского района Санкт-Петербурга
Рекомендована к использованию
Педагогическим советом ГБОУ СОШ № 252
Протокол от ____________ № ____________
«Утверждаю»
Приказ от _____________ № ___________
_______________ Г. А. Николаева
Рабочая программа учебного курса
по истории
для 6 А и 6 Б классов
2014-2015 учебный год
Учитель истории
ГБОУ СОШ №252
Санкт-Петербурга
Карнаухова Елена Анатольевна
Санкт-Петербург
2014
IПояснительная записка
Рабочая программа по истории в 6 классе создана на основе нормативно-правовой базы:
1) Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2) Федеральный базисный учебный план, утвержденный Приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312.
3) Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2010 № 889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312 "Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования"».
4) Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 01.02.2012 № 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 № 1312».
5) Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (для V-XI (XII) классов).
6) Приказ Министерства образования и науки Российской Федерацииот 04.10.2010 г. № 968 «Об утверждении Федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений».
7) Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015.
8) Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
9) Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.12.2009 № 729 «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях» (с изменениями)
10) Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.01.2014 № 2 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».
11) Распоряжение Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 06.11.2013 № 2585-р «Об утверждении Порядка предоставления в пользование обучающимся, осваивающим основные образовательные программы в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, образовательных стандартов, учебников, учебных пособий, а также учебно-методических материалов, средств обучения и воспитания».
12) Письмо Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 10.06.2014 года № 03-20-2419/14-0-0 «О направлении методических рекомендаций по разработке рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей).
13) Примерная программа основного общего образования по истории 5-9 класс для образовательных учреждений («История» (5-9 кл.). М., «Просвещение», 2009. г. курс «Всеобщая история» и «История России».
14) Рекомендации Санкт–Петербургской академии постдипломного педагогического образования, кабинета истории и обществоведения: «Примерное учебно-тематическое планирование по Истории средних веков» и «Примерное планирование курса История России с древнейших времен до конца XVI века».
15) Учебный план школы.
16) Авторская программа «История России 6-9 кл.» А. А. Данилова и Л. Г. Косулиной. - М.: Просвещение, 2006
Цели изучения учебного предмета с учетом специфики учебного предмета задачи
Цели курса
Осветить экономическое, социальное, политическое и культурное развитие России и мира, показать их общие черты и различия;
Охарактеризовать наиболее яркие личности России и мира, их роль в истории и культуре;
Показать возникновение и развитие идей и институтов, вошедших в жизнь современного человека и гражданина (монархия, республика, законы, нормы морали).
Сформировать открытое историческое мышление: умение видеть развитие общественных процессов (определять причины и прогнозировать следствия).
В 6-ом классе задачей курса истории является «погружение» учащегося в эпоху, формирование понимания ее «духа» через мысли людей, вещи, события, процессы и явления.
Общая характеристика учебного предмета
Место и роль исторического знания в образовании школьников обусловлены его познавательными и мировоззренческими свойствами, вкладом в духовно-нравственное становление личности человека.
Изучая историю в шестом классе учащиеся впервые получают представление об историческом пути России и судьбах населяющих ее народов, знакомятся с основными этапами, важнейшими событиями и крупными деятелями отечественной и мировой истории.
Учебный предмет «История» дает учащимся широкие возможности самоидентификации в культурной среде, соотнесения себя как личности с социальным опытом человечества.
Курс «История России» сочетает историю государства, населяющих его народов, историю родного края. Данный курс дает представление об основных этапах исторического пути Отечества, при этом внимание уделяется целостной и выразительной характеристике основных исторических эпох — от прослеживания хода наиболее значительных общественных процессов до описания поворотных, драматических событий и их участников. Важная мировоззренческая задача курса «История России» заключается в раскрытии как своеобразия и неповторимости российской истории, так и ее связи с ведущими процессами мировой истории. При изучении истории России предполагается обращение учащихся к материалу по региональной истории, в котором представлен пласт исторического знания, богатый наглядной и яркой информацией и потому выразительный и интересный для школьников.
Программа истории средних веков охватывает период с конца V по XV вв., от падения Западной Римской империи до начала эпохи Великих географических открытий. Курс отражает роль Средневековья в складывании основ современного мира, уделяет внимание феноменам истории которые вошли в современную цивилизацию.
Курс построен по проблемно-хронологическому принципу, что позволяет уделить необходимое внимание и наиболее важным сквозным проблемам Средневековья, и особенностям развития каждого региона, а также проследит динамику исторического развития и выделить в рамках Средневековья его основные этапы. Курс включает историю Европы, Азии, Африки, Америки при этом основное внимание уделяется Европе, при возможности акцентируется связь истории зарубежных стран с историей России.
Место учебного предмета в учебном плане
Предмет «История» изучается на ступени основного общего образования в качестве обязательного предмета в 5–9 классах в общем объеме 340 часов, по 2 часа в неделю.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 68 часов для обязательного изучения учебного предмета «История» на этапе основного общего образования в 6 классе, из расчета 2 учебных часа в неделю.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения Истории
Цели и задачи изучения истории в школе на ступени основного общего образования формулируются в виде совокупности приоритетных для общества ценностных ориентаций и качеств личности, проявляющихся как в учебном процессе, так и в широком социальном контексте.
Личностные результаты освоения учебного предмета:
овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;
воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству — многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;
развитие способности учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;
формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений,
Метапредметные результаты изучения истории в основной школе выражаются в следующих качествах:
способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.; владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, доклады, презентация и др.);
готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.
Предметные результаты изучения истории учащимися 6 класса включают:
овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;
·умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
Информация о внесенных изменениях в примерную или авторскую программу и их
обоснование.
По учебному плану отводится 28 часов на изучение курса истории средних веков, а в учебнике – 34 параграфа. Поэтому пришлось уплотнить изучение тем: «Культура Западной Европы в IX- XIII веках», «Столетняя война», объединить темы Азия и Африка в средние века.
Данная учебная программа реализуется в 6а и 6б классах
Характеристика 6А класса
Класс состоит из 29 человек. Отстающих нет.
Рабочая программа составлена с учётом индивидуальных особенностей обучающихся 6а класса и специфики классного коллектива.
Учащиеся Богданов Д., Еремушкина Т., Жданов Е., Корчевой Ю., Куликова Л., Лысова Ал., Лысова Ан., Макарова Т. учатся в основном на «4» и «5».
Эти учащиеся класса отличаются высокой степенью восприятия учебного материала, высоким уровнем способностей и высокой мотивацией учения, которые в состоянии освоить программу по предметам на повышенном уровне. Они организованы, дисциплинированы, обладают высоким уровнем работоспособности, темпа деятельности, воображения, мышления.
Некоторые ученики: Ионова С., Круглова В., Папанцева В., Сомова К., Зайцев И., отличаются замедленным темпом деятельности.
В работе с этими детьми применяю индивидуальный подход как при отборе учебного содержания, адаптируя его к интеллектуальным особенностям детей, так и при выборе форм и методов его освоения, которые должны соответствовать их личностным и индивидуальным особенностям: медленная переключаемость внимания, недостаточная сформированность основных мыслительных функций (анализ, сравнение, выделение главного).
Часть учащихся: Богданов А., Горбань И., Ефимова О., Мартынов Н., Сукач Л., Шкель А., Шомрина А., Чугунов А. в состоянии освоить программу по предмету только на базовом уровне. Они отличаются слабой организованностью, часто безответственным отношением к выполнению учебных, особенно домашних заданий.
Чтобы включить этих детей в работу на уроке, использую нетрадиционные формы организации их деятельности, частые смены видов работы.
Это обусловило необходимость использовать в работе с ними разнообразные формы и методы работы.
Характеристика 6 б класса
Класс состоит из 27 человек. Отстающих нет.
Рабочая программа составлена с учётом индивидуальных особенностей обучающихся 6б класса и специфики классного коллектива.
Учащиеся класса – это дети со средним и низким уровнем способностей и невысокой мотивацией учения, которые в состоянии освоить программу по предмету только на базовом уровне.
Они отличаются слабой организованностью, недисциплинированностью, часто безответственным отношением к выполнению учебных, особенно домашних заданий.
Обучающиеся Милицына Э., Черненко Е. часто не имеют необходимого к уроку, не выполняют домашние задания. Чтобы включить этих детей в работу на уроке, использую нетрадиционные формы организации их деятельности, частые смены видов работы.
Часть учащихся Беляков А., Гусев Д., Медведев Р., Оленников В., отличаются слабой подготовкой к предмету и знаниями, но стремятся учиться, проявляют прилежание на уроках.
В организации работы с этой группой учащихся учтен и тот факт, что они не отличаются высоким уровнем самостоятельности в учебной деятельности и более успешны в работе по образцу, чем в выполнении заданий творческого характера. Эти ребята часто не уверены в себе, мнительны, боятся ошибиться.
Небольшая группа учеников Голобородько А., Образцова Н., Петрова Е., Рябых В., Щукин В. проявляет желание и возможность получать знания на более высоком уровне. С учетом этого в содержание уроков включен материал повышенного уровня сложности, предлагаются задания как на этапе зунов, так и на этапе контроля.
В целом ученики класса весьма разнородны с точки зрения своих индивидуальных особенностей: памяти, внимания, мышления, уровня работоспособности, темпа деятельности.
Это обусловило необходимость использования в работе с ними разнообразных форм и методов работы.
Информация об используемом учебно-методическом комплексе (особенности его
содержания и структуры)
Программа реализуется с помощью УМК:
В.А.Ведюшкин. История средних веков. Просвещение, 2008г.
Атлас с комплектом контурных карт по истории средних веков
Учебник: Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России. - М.: Просвещение, 2007.
А.А.Данилов, Л.Г, Косулина. История России с древнейших времен до конца XVI века. Данилов А. А., Косулина Л. Г.Рабочая тетрадь. 6 класс. – М.: Просвещение, 2007
Е.В. Симонова. Поурочные разработки по истории России. 6 класс – М.: «Экзамен», 2006.
- Настенные исторические карты
- Атласы по истории России с древнейших времен до конца XVI века.
Информация о количестве учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа
Рабочая программа составлена с учетом изучения истории в объеме 2 часа в неделю
Предмет «История» в 6–ом классе включает два курса: история средних веков – 28 часов и история России – 40 часов (согласно Примерной программы основного общего образования по истории).
Информация об используемых технологиях обучения, формах уроков
Основным типом урока является комбинированный.
Предпочтительные формы организации учебного процесса: - лабораторная работа по документальным источникам, учебнику; - групповая и парная работа; - самостоятельное изучение отдельных с последующим сообщением результатов изучения классу (проблемно – поисковые задания); - учебные проекты; - исследования.
Формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся
Формами текущего и итогового контроля являются контрольные срезы, тестовые формы контроля, выполнение практических работ, работа с контурными картами, работа по источникам, контрольные работы в форме тестов по типу ГИА.
При изучении курса проводится три вида контроля: текущий – контроль в процессе изучения темы; рубежный – контроль в конце каждой четверти; итоговый – контроль в конце учебного года
Виды контроля:
Текущий
Промежуточный
Итоговый
Устный опрос
Карточки (индивидуальные задания)
Тестирование по теме
Исторический диктант
Итоговый тест
Контрольная работа
Программа предполагает знакомство учащихся с некоторыми документальными источниками. На элементарном уровне происходит ознакомление учащихся с путями формирования исторического знания, вследствие чего у школьников складывается критический взгляд на события и их оценки, на мотивы поступков исторических деятелей.
Реализация данной программы предполагает широкое использование межпредметных связей с географией, изобразительным искусством, литературой, обществознанием, естествознанием. В преподавании истории предполагается реализовать компетентностный, системно-деятельностный, личностно-ориентированный подходы.
Соответствие требованиям государственной итоговой аттестации;
Рабочая программа учебного курса по истории для 6 класса составлена в соответствии с требованиями к уровню подготовки выпускников основного общего образования Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования.
Планируемые результаты изучения учебного предмета.
В результате изучения истории ученик должен:
знать/понимать:
основные этапы и ключевые события истории; выдающихся деятелей этого периода;
важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
изученные виды исторических источников;
уметь:
соотносить даты событий всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий всеобщей истории;
использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач;
сравнивать свидетельства разных источников;
показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;
рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов;
давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников;
соотносить общие исторические процессы и отдельные факты;
группировать исторические явления и события по заданному признаку;
объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений;
определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям всеобщей истории, достижениям мировой культуры;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;
-высказывания собственных суждений об историческом наследии народов мира;
-объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;
-использования знаний об историческом пути и традициях народов мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности
изучая историю родного края, вызвать у учащихся любовь к своей малой Родине, чувство сопричастности со всем происходящим в городе, крае, стране.
Критерии и нормы оценки результатов освоения образовательной программы
Оценка – это определение степени усвоения обучаемыми знаний, умений и навыков в соответствии с требованиями программ обучения и руководящими документами обучения.
«ОТЛИЧНО» - ставится в том случае, если обучаемый глубоко изучил учебный материал и литературу по проблеме, последовательно и исчерпывающе отвечает на поставленные вопросы, а при выполнении практической работы – если задание выполнено правильно и в установленное нормативом время (при отсутствии нормативов – уверенно и быстро).
«ХОРОШО» - ставится тогда, когда обучаемый твердо знает материал и отвечает без наводящих вопросов, разбирается в литературе по проблеме, а при выполнении практической работы – если задание выполнено правильно.
«УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО» - ставится при условии, если обучаемый знает лишь основной материал, путается в литературе по проблеме, а на заданные вопросы отвечает недостаточно четко и полно, а при выполнении практической работы – если задание выполнено, но допускались ошибки, не отразившиеся на качестве выполненной работы.
«НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО» - ставится в том случае, когда обучаемый не смог достаточно полно и правильно ответить на поставленные вопросы, не знает литературы по проблеме, а при выполнении практической работы – если задание не сделано или допущены ошибки, влияющие на качество выполненной работы.
Требования к оценке:
- оценка должна быть объективной и справедливой, ясной и понятной для обучаемого,
- оценка должна выполнять стимулирующую функцию,
- оценка должна быть всесторонней.
При оценке знаний нужно учитывать:
- объем знаний по учебному предмету (вопросу),
- понимание изученного, самостоятельность суждений, убежденность в излагаемом,
- степень систематизации и глубины знаний,
- действенность знаний, умение применять их с целью решения практических задач.
При оценке навыков и умений учитываются:
- содержание навыков и умений,
- точность, прочность, гибкость навыков и умений,
- возможность применять навыки и умения на практике,
- наличие ошибок, их количество, характер и влияние на работу.
II Содержание учебного курса «История»
«История средних веков»
Наименование раздела
Количество часов
Раннее средневековье
9
Расцвет средневековья
9
«Осень» Средневековья
5
Вдали от Европы
5
Итого
28
Раздел I. Раннее Средневековье (10ч)
Тема 1. Западная Европа в раннее Средневековье
Введение. Происхождение понятия «Средние века» Периодизация истории Средних веков. Источники по истории Средних веков. Роль археологии в изучении истории Средних веков.
Великое переселение народов и падение Западной Римской империи. Образование и отличительные черты германских королевств. Остготская Италия. Франкское завоевание Галлии. Хлодвиг. Усиление королевской власти. Организация управления государством. «Салическая правда». Принятие франками христианства.
Изменения в положении церкви в IV в. Духовенство, его структура и иерархия. Возникновение папства. Монашество. Церковь и культура. Система образования.
Франкское государство в VI—VIII вв. Усиление власти майордомов. Карл Мартелл и его бенефициальная реформа. Бенефиций и феод. Создание Папского государства. Войны Карла Великого. Принятие императорского титула и его значение. Управление империей. «Каролингское возрождение». Верденский раздел, его причины и значение.
Походы викингов, их причины и последствия для Западной Европы. Государства викингов в Европе. Норманны и Англия. Норманны в Америке.
Франция и Германия в IX—XI вв. Феодальная раздробленность во Франции. Борьба германских королей с венгерской опасностью. Усиление королевской власти в Германии и создание Священной Римской империи. Императоры и церковь.
Тема 2. Византия и славянский мир
Территория и население. Константинополь — столица Византии и воплощение ее могущества. Особенности императорской власти. Расцвет Византийской империи при Юстиниане. Судьба Византии в VII—XI вв. Взаимоотношения с Русью.
Роль античного наследия в культуре Византии. Возникновение и отличительные черты византийской церковной архитектуры. Собор Святой Софии. Византийская иконопись.
Прародина и расселение славян. Западные, восточные и южные славяне. Складывание славянских государств: Болгарии, Великой Моравии, Чехии, Польши. Значение принятия христианства. Создание славянской письменности.
Тема 3. Арабский мир в VI—XI вв.
Условия жизни и занятия арабов. Племенное устройство и верования. Проповедь Мухаммада. Хиджра. Победа новой веры. Причины и ход объединения арабов. Ислам. Коран. Обязанности мусульман.
Возникновение Халифата. Арабские завоевания. Причины успехов арабов. Распад Халифата. Ислам и культура стран Халифата. Роль арабского языка. Расцвет науки, литературы и искусства. Мечеть. Быт и культура повседневной жизни.
Раздел II. Расцвет Средневековья (9 ч)
Тема 4. Феодальное общество
Складывание нового устройства общества. Формирование зависимого крестьянства. Сословия. Феод и установление вассальных отношений. Понятие феодализма. Сеньоры и вассалы. Рыцарство.Воспитание, занятия и образ жизни рыцарей. Замок. Геральдика. Рыцарская культура. Кодекс рыцарской чести.
Крестьяне и сеньоры. Повинности. Жизнь крестьянина. Натуральное хозяйство. Крестьянская община, ее функции и значение. Быт и культура крестьян.
Средневековый город. Упадок городской жизни в раннем Средневековье. Причины возникновения и расцвета средневековых городов. Борьба городов с сеньорами. Социальная структура города. Организация управления. Облик средневекового города. Жизнь и быт горожан. Средневековое ремесло. Цехи, их роль в экономике и повседневной жизни городов. Торговые пути. Ярмарки. Возникновение банков.
Тема 5. Католическая церковь в XI—XIII вв.
Основы могущества церкви. Материальные богатства церкви, их источники.
Разделение церквей. Различия между католицизмом и православием. Борьба империи и папства в XI в.
Ереси. Борьба церкви с ересями. Инквизиция. Нищенствующие ордены — францисканцы и доминиканцы, их роль в укреплении католической церкви.
Причины и начало Крестовых походов, их участники. Ход и результаты Первого Крестового похода. Государства крестоносцев на Востоке. Духовно-рыцарские ордены. Третий Крестовый поход. Четвертый Крестовый поход, его переломный характер. Упадок и конец крестоносного движения. Значение Крестовых походов.
Тема 6. Разные судьбы государств
Начало объединения Франции. Слабость и сила королевской власти, ее союзники в деле объединения страны. Успехи Филиппа II Августа. Укрепление королевской власти при Людовике IX Святом. Филипп IV Красивый и возникновение Генеральных штатов. Сословная монархия. Конфликт с папством и Авиньонское пленение.
Воздействие Нормандского завоевания на развитие Англии. Могущество королевской власти в конце XI—XII в. Реформы Генриха II Плантагенета. Возникновение и отличительные черты английского парламента.
Новый этап борьбы империи и папства. Политика Фридриха I Барбароссы и Фридриха II в Италии и Германии.
Тема 7. Культура Западной Европы в XI—XIII вв.
Возникновение университетов. Университетское образование. Жизнь студентов. Вера, разум и опыт в средневековой науке. Рационализм и мистика. Схоластика.
Архитектура и изобразительное искусство эпохи расцвета Средневековья. Романский и готический стили, их отличительные черты
Раздел III. «Осень» Средневековья (5ч)
Ухудшение условий жизни европейцев в XIV в. «Черная смерть», ее экономические и социальные последствия. Освобождение крестьян от личной зависимости. Обострение противоречий между крестьянами и сеньорами. Жакерия. Восстание УотаТайлера.
Причины и начало Столетней войны. Франция на краю гибели. Жанна д’Арк и перелом в ходе войны. Завершение Столетней войны и ее итоги.
Борьба французских королей с бургундскими герцогами и завершение объединения Франции. Война Алой и Белой розы в Англии. Усиление королевской власти в Англии при Генрихе VII Тюдоре. Завершение Реконкисты.
Изменения в культуре Западной Европы в XIV—XV вв. Изобретение книгопечатания и его значение. Возникновение культуры Возрождения в Италии. Гуманизм и гуманисты. Литература и искусство раннего Возрождения в Италии.
Польша в XIV–XV вв. Внутренняя политика Казимира III Великого. Борьба с агрессией Тевтонского ордена. Династическая уния Польши и Литвы. Битва при Грюнвальде. Расцвет Чехии в XIV в. Нарастание социальных, этнических и религиозных противоречий. Ян Гус. Гуситские войны и их значение.
Страны Балканского полуострова в XIV—XV вв. Ослабление Византии, Болгарии и Сербии.
Раздел IV. Вдали от Европы (4 ч)
Природные условия Индии, ее богатства. Занятия населения. Индийская община. Варны и касты. Делийский султанат. Религии Индии. Периодизация истории Китая в эпоху Средневековья. Китай и его соседи. Великий шелковый путь. Борьба с северными кочевниками. Монгольское владычество и его свержение. Достижения культуры Индии и Китая.
Объединение монголов и создание державы Чингисхана. Завоевания монголов, причины их успехов. Распад монгольской державы. Завоевания Тимура. Самарканд во времена Тимура.
Особенности развития Африки.
Освоение человеком Америки. Проблема контактов доколумбовой Америки со Старым Светом. Цивилизации майя, ацтеков и инков, их достижения и особенности развития.
Итоговое повторение «Значение Средневековья в мировой истории и культуре»
Содержание учебного курса «История России с древности до конца XV в»
Темы разделов программы
Количество часов
Глава 1. Русь Древняя
11
Глава 2. Политическая Раздробленность на Руси
11
Глава 3 Русь Московская
18
Всего
40 часов
Народы и государства на территории нашей страны в древности
Заселение Евразии. Великое переселение народов. Народы на территории нашей страны до середины I тысячелетия до н.э. Влияние географического положения и природных условий на занятия, образ жизни, верования. Города-государства Северного Причерноморья. Скифское царство. Тюркский каганат. Хазарский каганат. Волжская Булгария. Кочевые народы Степи. Язычество. Распространение христианства, ислама, иудаизма на территории нашей страны в древности.
Восточные славяне в древности (VI-IX вв.)
Праславяне. Расселение, соседи, занятия, общественный строй, верования восточных славян. Предпосылки образования государства. Соседская община. Союзы восточнославянских племен. «Повесть временных лет» о начале Руси.
Древнерусское государство (IX – начало XII в.)
Новгород и Киев – центры древнерусской государственности. Первые Рюриковичи. Складывание крупной земельной собственности. Древнерусские города. Русь и Византия. Владимир I и принятие христианства. Расцвет Руси при Ярославе Мудром. «Русская правда». Русь и народы Степи. Княжеские усобицы. Владимир Мономах. Международные связи Древней Руси. Распад Древнерусского государства.
Русские земли и княжества в начале удельного периода (начало XII – первая половина XIII вв.)
Удельный период: экономические и политические причины раздробленности. Формы землевладения. Князья и бояре. Свободное и зависимое население. Рост числа городов. Географическое положение, хозяйство, политический строй крупнейших русских земель (Новгород Великий, Киевское, Владимиро-Суздальское, Галицко-Волынское княжества). Идея единства русских земель в период раздробленности. «Слово о полку Игореве».
Культура Руси в домонгольское время
Языческая культура восточных славян. Религиозно-культурное влияние Византии. Особенности развития древнерусской культуры. Единство и своеобразие культурных традиций в русских землях и княжествах накануне монгольского завоевания. Фольклор. Происхождение славянской письменности. Берестяные грамоты. Зодчество и живопись. Быт и нравы.
Борьба c внешней агрессией в XIII в.
Чингисхан и объединение монгольских племен. Монгольские завоевания. Походы Батыя на Русь. Борьба народов нашей страны с завоевателями. Золотая Орда и Русь. Экспансия с Запада. Ливонский орден. Александр Невский. Сражение на Неве и Ледовое побоище. Последствия монгольского нашествия и борьбы с экспансией Запада для дальнейшего развития нашей страны.
Складывание предпосылок образования Российского государства (вторая половина XIII – середина XV вв.)
Русские земли во второй половине XIII – первой половине XV вв. Борьба против ордынского ига. Русские земли в составе Великого княжества Литовского. Восстановление хозяйства на Руси. Вотчинное, монастырское, помещичье и черносошное землевладение. Города и их роль в объединении русских земель. Иван Калита и утверждение ведущей роли Москвы. Куликовская битва. Дмитрий Донской. Роль церкви в общественной жизни. Сергий Радонежский.
Завершение образования Российского государства в конце XV – начале XVI вв.
Предпосылки образования Российского государства. Иван III. Василий III. Свержение ордынского ига. Распад Золотой Орды. Присоединение Москвой северо-восточных и северо-западных земель Руси. Многонациональный состав населения страны. Становление центральных органов власти и управления. Судебник 1497 г. Местничество. Традиционный характер экономики.
Русская культура второй половины XIII-XV вв.
Монгольское завоевание и культурное развитие Руси. Куликовская победа и подъем русского национального самосознания. Москва – центр складывающейся культуры русской народности. Отражение идеи общерусского единства в устном народном творчестве, летописании, литературе. «Задонщина». Теория «Москва – Третий Рим». Феофан Грек. Строительство Московского Кремля. Андрей Рублев.
III Поурочно-тематическое планирование курса «История»
«История средних веков» - 28 часов
№
п/п
Тема
урока
Элементы содержания урока
Характеристика
деятельности учащихся
или виды
учебной
деятельности
Виды
контроля, измерители
Планируемые
результаты
освоения
материала
Дом.
задание
Раннее Средневековье (9 часов)
1
Что изучает история средних веков
Великое переселение народов и образование германских государств.
Что такое Средневековье.
Источники изучения Средневековья
Великое переселение
народов. Кельты, германцы, славяне, тюрки.
Расселение франков, общественное устройство.
Работа по карте, беседа
Устный рассказ
Раскрывать смысл понятия «Средние века». Называть источники наших знаний об истории средних веков. Устанавливать историческую связь между периодами.
Определять роль семьи, рода, общины племени в жизни варваров. Называть причины Великого переселения народов и его результаты. Выделять отличия в обществе варваров от общества Римской империи. Сравнивать религиозные верования древних греков и варваров.
§ 1,2
Презентация «Средние века». Режим доступа: http://prezentacii. com/istorii/2643- srednie-veka.html
2
Империя Карла Великого: возникновение, расцвет и распад.
Франкская империя и её распад. Ленивые короли и энергичные майордомы. Войны Карла Великого. Император и его империя. Верденский раздел.
Беседа, решение творческих задач, самостоятельная работа
ЦОР «Каролингское возрождение»
Работа по карточкам, устный рассказ
Давать оценку деятельности Карлу Великому. Сравнивать управление государством при Хлодвиге и Карле Великом. Называть причины распада империи Карла Великого и начала феодальной раздробленности.
§ 3, к/карта №1
http:// www.vivl.ru/karl/ karl.php
3
Западная Европа в IX-XI веках
Викинги ( норманны), саги и руны о их завоеваниях. Вильгельм Завоеватель и его походы. Торжество раздробленности Франции.
Решение творческих задач, работа с терминами
Презентация «Западная Европа в 9-11 вв.»
Работа по карточкам, устный рассказ
Называть причины набегов норманнов на Европу и их последствия.
§ 4
http://prezentacii.
com/mhk/732-
kultura-epohi-
vozrozhdeniya.
Html
4
Культура раннего Средневековья
Истоки средневековой культуры. Церковь и судьбы античного наследия. «Каролингское возрождение». Высокое искусство книги.
Работа в группах,
Беседа
Презентация «Культура раннего Средневековья»
Устный рассказ
Проверка к/карты №1
Составлять рассказ о представлениях человека в раннее Средневековье о мире. Называть отличия обучения в средневековой школе от современного обучения.
§ 5
5
Византийское тысячелетие.
На перекрёстке Запада и Востока. Власть Василевса. Век Юстиниана. В кольце врагов. Византия и Русь.
Решение творческих задач
Рассказ учителя
Тест
Сравнивать управление государством в Византии и в империи Карла Великого. Называть причины неудач в попытке Юстиниана восстановить римскую империю. Дать оценку правлению и личности Юстиниана.
§ 6, к/карта№ 2
6
Культура Византии.
Античное наследие и христианство. Рождение христианского храма. Святая София. Образ мира. Мозаика, фреска, икона.
Беседа, рассказ учителя, просмотр фильма «Храм Святой Софии»
Устный рассказ
Уметь самостоятельно строить рассказ на основе разных источников информации
§7
7
Образование славянских государств
Образование государств в Восточной и Западной Европе. Ранние славянские государства. Просветители славян – Кирилл и Мефодий. Болгарское царство. Чехия. Польша.
Работа по карте, по учебнику
Исторический диктант
Показывать историческую связь славянских государств с другими средневековыми государствами.
§ 8
8
Рождение новой религии.
Аравия и её обитатели. Путь пророка. Ислам – религия мусульман.
Беседа, работа с историческим документом, работа с картой (исторической и контурной)
Презентация «Арабы в 7-9вв.»
Работа по карточкам, устный рассказ
Определять влияние природы и климата на занятия населения Аравии. Определять причины и условия объединения арабов. Сравнивать религиозные представления мусульман и христиан. Объяснять причины военных успехов арабов и последующего распада халифата.
§ 9, к/карта
http://thefallen.net/ arab- skiy-khalifat.html
9
Мир ислама.
Арабские завоевания. Рас цвет и распад Халифата. Свет знания. В мечети. Искусство жить красиво.
Дискуссия, презентация,
беседа
Работа по карточкам, устный рассказ
Сопоставлять достижения науки в странах халифата и в Византии. Определять различие в назначении христианских и мусульманских храмов.
Рождение нового устройства общества. Три сословия. Сеньоры и вассалы.
Крестьяне и синьоры.
Жизнь, быт и труд крестьян. Аграрное производство.
Беседа,
рассказ учителя
Проверка к/карты№3
Устный рассказ
Используя иллюстрации описывать снаряжение рыцаря, замок и его осаду, пояснять причину роли военного дела как основного занятия феодалов. Составлять рассказ «День феодала».
Называть повинности крестьян и причины их установления. Пояснять, в чем состояла власть Определять причины неизбежности господства натурального хозяйства.
Европейское рыцарство: образ жизни и правила поведения.
Война как образ жизни.
Мир турниров и гербов. Воспитание рыцаря.
В замке.
Рыцарская культура
Беседа,
самостоятельная работа с текстом
Презентация
«В рыцарском замке»
Работа по карточкам, устный рассказ
Используя иллюстрации описывать снаряжение рыцаря, замок и его осаду, пояснять причину роли военного дела как основного занятия феодалов.
Пояснять причины возникновения городов. Определять роль в развитии городов королей, монастырей, феодалов. Показывать связь между ростом городов и расширением торговли.
Роль церкви в обществе. Монастыри и монахи. Религия в жизни средневекового человека. Католицизм и православие.
Беседа,
самостоятельная работа с текстом
Презентация «Католическая церковь»
Работа по карточкам, устный рассказ
Выделять главную причину разделения церквей. Определять различия между католической и православной церквами. Называть причины появления ереси.
§ 16,18
http:// www.uchportal.ru/load/54-1-0-6733
14
Крестовые походы
Крестовые походы и их влияние на европейское общество.
Упадок и конец крестоносного движения.
Значение крестовых походов.
Работа по карте, анализ источников
Презентация «Крестовые походы»
Исторический диктант
Называть причины и последствия крестовых походов.
Определять роль духовно-рыцарских орденов в государствах крестоносцев.
§ 17, к/карта
http:// prezentacii.com/ istorii/1514-kres- tovye-pohody. html
15
Франция: долгий путь к единству. Столетняя война
Возникновение сословно-представительных монархий в европейских странах. Генеральные штаты во Франции.
Беседа,
Презентация «Усиление центральной власти во Франции»
Проверка к/карты №4
Выделять слои населения и причины их заинтересованности в поддержке власти короля в его борьбе за объединение Франции. Определять роль Филиппа II Августа в объединении Франции.
§ 19
http.V/www.prosh-
kolu.ru/user/serge у waz/file/140748
16
Англия: от нормандского завоевания до парламента.
Особенности сословно- представительной монархии в Англии.
Великая хартия вольностей. Парламент
Работа по учебнику, беседа, работа по карте
Тест
Определять главные последствия нормандского завоевания Англии.
Называть реформы в управлении государством при Генрихе II, определять значение реформ.
Выявлять причины недовольства в стране Иоанном Безземельным.
§ 20,к/карта
http://sergeywaz.
ucoz.ru/load/razra
botki/prezentacii/
prezentacija_k_ur
oku_istorii_sredni
kh vekov_tema_9
6chto_anglichane
_schitajut_nachal
om_svoikh_svobo
d96/l 1-1-0-219
17
Несбывшиеся надежды германских императоров.
Император, князья и борьба за Италию. «Натиск на Восток». Противостояние между империей и папством. Рождение Швейцарии. «Золотая булла».
Работа по учебнику, беседа, работа по карте
Работа по карточкам, устный рассказ
Уметь сравнивать исторические явления в различных странах, выделять сходство и различие.
Образование, наука в эпоху расцвета Средневековья.Время соборов
Школы и система образования. Возникновение университетов. Жизнь студентов. Вера, разум и опыт в средневековой науки и философии. Рационализм и мистика. Роль алхимии и астрологии в развитии научных знаний. Схоластика.
Архитектура и искусство эпохи расцвета Средневековья. Романский и готический стили, их отличительные черты.
Работа в группах
Проверка к/карты №5
Развивать умение соотносить знания с эпохой, видеть в частном общее и наоборот. Устанавливать причинно-следственные связи между событиями.
§ 22,23
«Осень» Средневековья (5 часов)
19
Столетия бедствий.
Самая долгая война в истории.
«Черная смерть», ее экономические и прочие последствия. Освобождение крестьян от личной зависимости. Обострение противоречий между крестьянами и сеньорами. Жакерия. Восстание Уота Тайлера
Работа по карте, беседа, работа по учебнику
Презентация «Столетняя война»
Тест
Определять причины Столетней войны. Сравнивать английскую и французскую армии.
Определять причины поражения французской армии в начале 15 века и причины перелома в войне с появлением Жанны д Арк.
Карл Смелый и Людовик ХI. Война Алой и Белой розы в Англии и ее последствия. Реконкиста в Испании.
Работа по карте, анализ источников, беседа
Тест
Сравнивать цели и средства достижения у Людовика XI и Карла Смелого. Оценивать значение победы Людовика XI над Карлом Смелым.Называть причины успехов и неудач Реконкисты. Определять особенности развития христианских государств на Пиренейском полуострове.
Ослабление Византии, Болгарии и Сербии. Усиление Османской империи. Османские завоевания на Балканах. Византия в поисках спасения. Гибель империи ромеев.
Решение творческих задач
Работа по карточкам, устный рассказ
Определять причины падения Византии. Приводить доказательства о борьбе народов Балканского государства против османского нашествия.
§ 28
http://www.uch portal.ru/load/ 54-1-0-11316
23
Культура Западной Европы в ХIV-ХV вв.
Изменения в культуре Западной Европы в XIV—XV вв. Развитие личностного начала. Изобретение книгопечатания и его значение. Возникновение культуры Возрождения в Италии. Гуманизм и гуманисты. Литература и искус-ство раннего Возрождения в Италии.
Работа в группах
ЦОР «Византийские мозаики, фрески и иконы XIV в.»
Сообщения учащихся
Давать характеристику университета как корпорации. Сравнивать взгляды средневековых богословов.
Раскрывать представления гуманистов о роли, значении и цели человека.
§ 29
http ://flour ishing. ru/early-renais sance
Вдали от Европы (5 часа)
24
Индия и Китай.
Природные условия Индии, ее богатства. Занятия населения. Индийская община. Варны и касты. Особенности политического развития Индии. Делийский султанат. Религии Индии. Достижения индийской культуры. Вехи китайского Средневековья. Волны нашествия с севера. Особенности политического разви-тия Китая. Вершины Китайской культуры.
Работа с контурной картой и с учебником.
Просмотр фильма «Тадж-Махал»
Тест
Называть последствия объединения Китая в 6 веке. Выделять причины крестьянской войны в Китае в конце IX века, отличия от обычных крестьянских восстаний. По тексту и рисункам определять особенности китайской архитектуры. Сравнивать причины распада Делийского султаната с причинами распада Арабского халифата. Используя иллюстрации описывать индийские архитектурные сооружения.
§ 30,31
25
Империя Чингисхана и держава Тимура.
Объединение монголов. Завоевания Чингисхана. Распад Монгольской державы. Держава Тимура.
Беседа,
рассказ учителя
ЦОР «Самарканд»
Уметь выделять общее и особенное в политическом, экономическом развитии стран Востока.
Империя Чингисхана – держава Тимура.
§ 32
26
Цивилизации Американского континента
Древние цивилизации Америки. Майя. Держава ацтеков. Царство сынов Солнца
Беседа,
рассказ учителя
Просмотр фильма
Тест
Определять особенности цивилизаций американского континента. Характеризовать главные достижения культуры народов Америки.
§ 34
27
Африка
Особенности развития Африки. Древние цивилизации Америки.
Беседа,
рассказ учителя
Контрольная работа
Определять особенности развития народов стран Африканского континента
История России с древнейших времён до конца XV века
№
Урока
Тема
урока
Элементы содержания
Характеристика
деятельности учащихся.
Средства обучения
Виды
контроля, измерители
Планируемые
результаты
освоения
материала
Дом.
задание
Глава 1. Русь Древняя – 11 ч
1
Восточные славяне.
Древние люди на территории нашей страны. Происхождение и расселение восточных славян. Занятия славян. Быт, нравы и верования восточных славян. Управление.
Беседа, работа с иллюстрациями
Фронтальная беседа
Работа с к/картой
Презентация
«Восточные славяне»
Беседа
Использовать карту при рассказе о происхождении восточных славян; работать с историческими документами
Племена Восточной Европы: расселение, занятия, верования. Тюркский и Аварский каганаты. Хазарский каганат. Волжская Булгария и Византия.
Работа с исторической и контурной картой, с учебником.
Блиц опрос, проверка к/карты.
Умение сравнивать, устанавливать причинно- следственные связи.
Умение работать с контурной картой.
§ 2
3
Формирование Древнерусского государства.
Предпосылки и причины образования государства у восточных славян. Совершенствование приемов земледелия, развитие ремесла и торговли, появление городов. Варяги. Образование Древнерусского государства.
Работа с учебником, с историческими документами
Работа по карточкам, Устный рассказ
Устанавливать причинно-следственные связи (на примере образования Древнерусского государства); работать с документами.
§ 3
http://pedsovet.su/
load/130-1-0-
18498
4-5
Первые киевские князья.
Характер древнерусской державы. Князь и дружина. Полюдье. Деятельность Олега, Игоря, Ольги по укреплению Древнерусского государства. Походы Святослава.
Беседа, работа с иллюстрациями
Фронтальная беседа
Презентация «Древняя Русь в IX – XII вв.»
Работа по карточкам, Устный рассказ
Показывать на карте походы князей; давать характеристику деятельности князей.
§ 4
http:// www.openclass.ru/ node/187418
6
Владимир Cвятославович. Принятие христианства.
Борьба за киевский престол. Начало правления князя Владимира. Причины принятия христианства. Крещение Руси. Значение принятия христианства.
Беседа, работа с иллюстрациями
Фронтальная беседа
Презентация «Московская Русь в XIV-XV вв.»
Тест
Устанавливать причинно-следственные связи (на примере принятия христианства);учиться сравнивать, анализировать делать выводы.
§ 5
http://festival.lsep tember.ru/articles/ 595756
7
Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром.
Борьба за власть сыновей Владимира. Русь при Ярославе Мудром: внутренняя и внешняя политика, управление государством.
Работа с различными источниками (документом, иллюстрациями),
беседа
Работа по карточкам, Устный рассказ
Давать характеристику деятельности исторических личностей (на примере Ярослава Мудрого); работать с документами; делать выводы.
§ 6
http://prezentacii. com/istorii/1512- rascvet-drevne russkogo-gosudar stva-pri-yaroslave. html
8
Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром.
Русская правда. Формирование древнерусской народности. Земельные отношения. Основные социальные слои населения Руси.
Работа с историческим документом, беседа
Презентация «Ярослав Мудрый»
Работа по карточкам, Устный рассказ.
Давать характеристику деятельности исторических личностей (на примере Ярослава Мудрого); работать с документами; делать выводы.
§ 6
9
Культура Древней Руси.
Особенности культуры Древней Руси. Устное народное творчество. Письменность и грамотность. Литература. Зодчество и изобразительное искусство. Художественное ремесло.
Работа в группах,
Сообщения учащихся.
Презентация «Культура Руси в IX-XII вв.»
Обсуждения, сообщения, кроссворды
Использовать различные источники информации (иллюстрации,документы, энциклопедии) при рассказе о достижениях культуры.
Новгородская земля: особенности социальной структуры и политического устройства.
Беседа, работа с иллюстрациями
Фронтальная беседа
Работа с контурной картой
Презентация «Господин Великий Новгород»
Работа по карточкам, Устный рассказ
Показывать на карте границы русских земель; выявлять особенности их развития, выделяя общие и отличительные черты; характеризовать деятельность русских князей.
§ 10
http://www.zavuch. info/methodlib/ 254/55436
14-15
Главные политические центры Руси.
Владимиро-Суздальское княжество: характер княжеской власти, внутренняя и внешняя политика. Юрий Долгорукий. Борьба за Киев. Возвышение Владимиро-Суздальского княжества. Галицко-Волынское княжество: взаимоотношения между боярами и князем.
Беседа, работа с иллюстрациями
Фронтальная беседа
Работа с контурной картой
Работа по карточкам, Устный рассказ
Показывать на карте границы русских земель; выявлять особенности их развития, выделяя общие и отличительные черты; характеризовать деятельность русских князей.
§ 11
http:// pedsovet.su/load/ 130-1-0-2731
16-17
Нашествие с Востока.
Создание державы Чингисхана. Сражение на Калке. Вторжение в Рязанскую землю. Разгром Владимирского княжества. Поход на Новгород. Нашествие на Юго-Западную Русь и Центральную Европу.
Работа с исторической и контурной картой, с учебником
Беседа
Проверка к/карты
Тест
Наносить на карту походы Батыя; использовать карту при рассказе о сопротивлении русских городов.
Походы шведов на Русь. Завоевание крестоносцами Прибалтики. Князь Александр Ярославович. Невская битва. Ледовое побоище. Значение победы над крестоносцами.
Работа с исторической и контурной картой, с учебником
Беседа
Презентация «Александр Невский – лицо нации»
Исторические кроссворды
Пользуясь схемой, рассказывать о битвах; характеризовать деятельность исторических личностей (Александр Невский)
Образование Золотой Орды. Ордынское владычество. Повинности русского населения. Борьба русского населения против ордынского владычества. Последствия ордынского владычества.
Беседа, работа с иллюстрациями
Фронтальная беседа
Тест
Выявлять особенности зависимости Руси от Золотой Орды и её последствия на развитие Руси.
§ 14
http://
festival, lseptem
ber.m/articles/579
556
20
Русь и Литва.
Формирование Литовско-Русского государства.
Характер Литовско-Русского государства.
Значение присоединения русских земель к Литве.
Беседа, работа с иллюстрациями
Фронтальная беседа
Проверка к/карты
Тест
Устанавливать причинно-следственные связи (на примере Литовско-Русского государства).
§ 15
http://900igr.net/
prezentatsii/
istorija/Rus-i-
Litva/006-TSei-
issledovanija.
html
21
Культура русских земель в XII – XIII веках.
Общерусское культурное единство. Накапливание научных знаний. Литература. Идея единства Русской земли в произведениях культуры. Зодчество. Живопись.
Работа в группах,
Сообщения учащихся.
Презентация «Культура Руси в XII- XIII вв.»
Устный рассказ.
Обсуждения, сообщения
Характеризовать особенности развития культуры; составлять описание достижений культуры.
§ 16
http://www.
rusedu.ni/detail_ 6030.html
22
Повторительно -обобщающий урок
«Политическая раздробленность на Руси»
Причины и последствия
раздробленности Руси.
Главные политические центры Руси и их особенности.
Решение кроссвордов, познавательных задач
Контрольный тест
Обобщать исторические события и явления; делать выводы.
Русь Московская (XIV – XVI века)-18 часов
23
Предпосылки объединения русских земель. Усиление Московского княжества.
Москва - центр собирания русских земель. Восстановление хозяйства на Руси. Города и их роль в объединении. Иван Калита и утверждение ведущей роли Москвы.
Фронтальная беседа
Презентация «Московская Русь в XIV-XVвв.»
Вопросы
Уметь анализировать историческую карту, выделять предпосылки объединения русских земель.
Московское княжество и его соседи в конце XIV – XVвв. Василий I
Московское княжество и его соседи в конце XIV—середине XV в.
Василий I. Московская усобица, ее значение для процесса объединения русских земель. Распад Золотой Орды. Союз Литвы и Польши. Образование русской, украинской и белорусской народностей.
Работа с исторической и контурной картой, с учебником
Беседа
Вопросы
Характеризовать политику исторических личностей (Василий I); использовать карту при рассказе об объединении русских земель.
Создание единого русского государства и конец ордынского владычества.
Создание единого Русского государства. Конец ордынского владычества. Иван III. Присоединение Новгорода к Москве. Ликвидация ордынского владычества. Присоединение Твери.
Работа с исторической и контурной картой, с учебником
Беседа
Презентация «Московская Русь в XIV-XV вв.»
Тест
Уметь выделять исторические закономерности.
Работать с исторической картой (показывать территории, присоединенные к Москве); делать выводы.
Московское государство в конце XV – в н. XVI века.
Изменения в политическом строе и управлении. Усиление великокняжеской власти. Местничество. Система кормлений. Преобразования в войске. Зарождение поместной системы. Вотчинное и церковное землевладение. Судебник 1497 г. Ограничение свободы крестьян. Зарождение феодально-крепостнической системы.
Работа со схемами
Работа над понятиями (местничество, система кормлений)
Работа с документом
Работа по карточкам, Устный рассказ
Выявлять новые черты в развитии земледелия, политического устройства и характера княжеской власти на Руси в XVI веке.
§ 21
http://onzpi-col. narod.ru/index/q6/ q6.htm
30
Церковь и государство в конце XV- начале XVI вв.
Церковь и государство. Становление русской автокефальной церкви. Взаимоотношения церкви с великокняжеской властью. Ереси. Нестяжатели и иосифляне. Теория «Москва — Третий Рим».
Беседа, работа с иллюстрациями
Фронтальная беседа.
Тест
Сравнивать религиозные течения; анализировать исторические документы.
Выявлять причины появления ересей
§ 22
31-32
Реформы Избранной Рады.
Начало правления Ивана IV. Реформы Избранной рады 50-х гг. XVI в. Социально-экономические и политические итоги развития Русского государства в начале XVI в. Ослабление центральной
власти. Боярское правление. Венчание Ивана IV на царство. Избранная рада. А. Адашев. Сильвестр. Начало Земских соборов. Судебник 1550 г. Реформы центрального и местного управления. Стоглавый собор. Военные реформы.
Беседа, работа с иллюстрациями
Фронтальная беседа
Просмотр фрагмента учебного фильма «Иван Грозный».
Работа по карточкам, Устный рассказ
Устанавливать причинно-следственные связи (на примере реформ Ивана IV); анализировать исторические документы.
§ 23
http://www.uchportal.ru/load/54-l- 0-5772
33
Внешняя политика Ивана IV.
Внешняя политика Ивана IV. Внешнеполитические успехи России в 50-е гг. Присоединение Казанского и Астраханского ханств. Оборона южных рубежей. Причины Ливонской войны. Ход военных действий. Итоги Ливонской войны. Борьба с набегами крымского хана.
Сибирское ханство и его взаимоотношения с Россией. Поход Ермака. Покорение Западной Сибири.
Работа с исторической и контурной картой, с учебником
Беседа
Презентация
«Россия в XVI в.»
Проверка к/карты
Работать с исторической картой (показывать ход войны и присоединение земель), составлять хронологическую таблицу
Опричнина. Падение Избранной рады. Сущность и цели опричной политики. Опричный террор. Ликвидация последних уделов. Поход Ивана IV на Новгород. Итоги опричной политики.
Социально-экономические последствия опричнины и Ливонской войны.
Беседа, работа с иллюстрациями
Фронтальная беседа
Презентация
«Россия в XVI в.»
Исторический диктант
Характеризовать деятельность исторических личностей (Иван Грозный); делать выводы об итогах развития государства
Просвещение, устное народное творчество, литература в XIV – XVIв.в.
Культура и быт в XVI в. Просвещение. Развитие научных знаний. Начало книгопечатания. Иван Федоров. Публицистика. Исторические повести. Житийная литература.
Работа в группах,
Сообщения учащихся.
Презентация «Культура Руси в XIV- XVI вв.»
Обсуждения, сообщения
Сравнивать особенности развития русской культуры в разные периоды истории.
§ 26
http://his95.narod. ru/lec6_5.htm
36
Архитектура и живопись
в XIV – XVI вв.
Строительство шатровых храмов. Оборонное зодчество. Живопись. Дионисий.
Работа в группах,
Сообщения учащихся.
Презентация «Культура Руси в XIV- XVI вв.»
Обсуждения, сообщения
Сравнивать особенности развития русской культуры в разные периоды истории.
§ 27
http://powerpt.ru/
prezentacii-po-
istorii/2430-
zodchestvo-i-
zhivopis-rusi-xiv-xv-vv.html
37
Быт XV –XVI вв.
Произведения декоративно-прикладного искусства. Быт и нравы. «Домострой».
Работа в группах,
Сообщения учащихся.
Презентация «Культура Руси в XIV- XVI вв.»
Обсуждения, сообщения
Сравнивать особенности развития русской культуры в разные периоды истории.
§ 28
http://his95.narod. ru/lec6_5.htm
38
Повторительно - обобщающий урок по теме «Московское государство в
XVI веке»
События отечественной истории XVI века
Решение кроссвордов, познавательных задач.
Контрольная работа
Проверить знания учащихся по теме
Повторить
§§23-28
39
Итоговый урок
«Россия с древнейших времён до конца XVI века».
События отечественной истории с древнейших времён до конца XVI века.
Решение кроссвордов, познавательных задач.
Игра «Самый умный».
Систематизировать и
проверить знания учащихся по теме
40
Основные события отечественной и зарубежной истории с древнейших времён до конца XVI века.
События отечественной и всеобщей истории с древнейших времён до конца XVI века.
Решение кроссвордов, познавательных задач.
IV Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса (основное и дополнительное)
Литература для учителя
Агафонов С.В. «Схемы по всеобщей истории. 6 класс», М., «Русское слово», 2005 г.
Арасланова О.В., Соловьев К.А. «Поурочные разработки по истории средних веков», универсальное пособие, 6 класс, М., «ВАКО», 2007 г.
Бисерина А.В. «Тестовые задания для проверки знаний учащихся по истории средних веков (V – конец XV в.), 6 класс», М., «Сфера», 2000 г.
Ведюшкин В.А. Методические рекомендации к учебнику "История средних веков": пособие для учителя, М: Просвещение, 2006
Давыдова С.М, М.Е.Турчина, Д.Д.Данилов. Российская и Всеобщая история. 6 класс: Методические рекомендации для учителя. – М.: Баласс, 2007 г.
Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России: 6 класс: Поурочные разработки. - М.: «Просвещение», 2009
Донской Г.М. «Задания для самостоятельной работы по истории Средних веков», М., «Просвещение», 1992 г.;
Короткова М.: Дидактические материалы по истории Средних веков: К учебнику В.А.Ведюшкина "История Ср. веков 6 класс, М.:Экзамен,2004г.
Кулагина Г.А. «Сто игр по истории», М., 1983 г.;
Лебедева И.М. «Организация и проведение исторических олимпиад в 6-9 классах». Книга для учителя: из опыта работы. М., 1990 г.;
Петрова Н.Г. «История средних веков. Книга для учителя», учебно-методические материалы, М., «Русское слово», 2002 г.;
Смирнов С.Г. «Задачник по истории Средних веков», М., 1995 г.;
Симонова Е.В.. Поурочные разработки по истории России. 6 класс – М.: «Экзамен», 2009 Цветкова Г.А. «Дидактические материалы по истории Средних веков. 6 класс», М., «Владос», 2003 г.
Дополнительная литература
«Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. История».М., 2000 г.;
Ионина Н.А. «100 великих городов мира», М., 2001 г.;
«История географических открытий. География». М., «Аванта+», 2000 г.;
История Средних веков. 6 класс. Книга для чтения / под ред. В.П. Будановой. М., «Эксмо-Пресс», 1999 Книга для чтения по истории Средних веков / под ред. С.А. Сказкина. Ч. I М., «Просвещение», 1969 г.
Книга для чтения по истории Средних веков: Пособие для учащихся / сост. Н.И. Запорожец; под ред. А.А. Сванидзе М., 1986 г.
Огнева О. «Рыцари. Турниры. Оружие» энциклопедия. М., 2000 г.;
Степанова В.Е., Шевеленко А.Я. Хрестоматия. История Средних веков (V-XV вв.). Часть I. М., 1980 г.
Художественно-историческая хрестоматия. Средние века / рецензенты Н.И. Запорожец, И.Я. Лернер, М., «Просвещение», 1965 г.
«Школьная энциклопедия. История Средних веков». М., 2003 г.;
«Энциклопедия для детей. Всемирная история». Т.1, М., «Аванта+», 2000 г.;
«Энциклопедия для детей. Искусство». Т.7, М., «Аванта+», 1998 г.;
«Энциклопедия для детей. Техника». Т.14, М., «Аванта+», 2003 г.;
«Энциклопедия для детей. Всемирная литература». Т.15, М., «Аванта+», 2000 г.;