Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа история дона»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Гашунская средняя общеобразовательная школа № 4
«Утверждаю»
Приказ от 30.08. 2019 № 130
Директор школы_____________
Мищенко Л.Ю.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Предмет: История Донского края
Класс: 6
Количество часов: 31
Сроки реализации: 2019-2020 учебный год
Учитель: Иванова Надежда Александровна
п. Байков
2019
Пояснительная записка.
Данная программа составлена в соответствии
Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования - Приказ Минобразования России от 06.10.2009 № 373 с изменениями на 31.12.2015
Основной образовательной программой основного общего образования МБОУ Гашунской СОШ №4 на 2019-2020 учебный год (Приказ от 30.08.2019г. № 130).
УМК:
Учебное пособие «История Донского края с древнейших времен до конца XVI века» для 5-6 классов общеобразовательных учреждений (авторы О.Г.Веряскина, В.В.Саянин., Ростов-на-Дону., «Донской издательский дом», 2011г.)
Авторская программа «История Донского края с древнейших времен до конца XVI века» для 5-6 классов общеобразовательных учреждений (авторы О.Г.Веряскина, В.В.Саянин., Ростов-на-Дону., «Донской издательский дом», 2011г.)
Данная программа составлена на основании:
1.Федерального закона от 29.12. 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ « ст.48 п.1 (В редакции от 08. 07.2018 года);
2.Областного закона от 14.11.2013 № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области» (в редакции от 24.04.2015 №362-ЗС);
3. Положение о рабочей программе (Приказ по МБОУ Гашунской СОШ №4 от 30. 08.2016 №148);
4. Положение об организации внеурочной деятельности обучающихся в МБОУ Гашунской СОШ № 4 ( Приказ № 161 от 30.08.2017)
Целями внеурочной деятельности по истории Донского края является:
воспитание разносторонне развитой личности гражданина России, духовно связанного с малой родиной, знающего и уважающего ее историю, культуру, национальные традиции, ориентированного в системе ценностей и потребностях современной жизни;
формирование способности выпускников к самостоятельному
жизненному выбору, самообразованию и самосовершенствованию в условиях многонационального и поликонфессионального своеобразия Ростовской области.
Задачи внеурочной деятельности по истории Донского края:
дать выпускникам целостное представление об историческом, этнонациональном, природном, хозяйственном своеобразии родного края, традициях духовной и нравственной жизни, социальном опыте народа;
обеспечить понимание идеи межнационального согласия, толерантности как важнейших традиций духовной жизни региона, сформировать на этой основе
умения конструктивного межкультурного взаимодействия с представителями различных этносов, навыков безконфликтного поведения;
способствовать этнической идентификации и политической консолидации населения Ростовской области;
пробуждать интерес к судьбам людей родного края, к истории повседневности, воспитывать уважение к представителям старшего поколения, институту семьи;
развивать у обучающихся интерес к родной истории, раскрывая сущность исторических явлений и процессов на близком и ярком материале;
развивать творческие способности обучающихся на основе поисковой, исследовательской деятельности, изучения многообразных источников по истории края;
формировать у обучающихся собственное оценочное отношение к фактам и событиям прошлого и настоящего.
Место внеурочной деятельности в учебном плане.
На основании годового календарного учебного графика и расписания ОО на 2019-2020 учебный год на внеурочную деятельность « История Донского края» в 6 классе отводится 1 час в неделю, 31 час за год.
Без выхода в интернет.
Система планируемых результатов. Личностные результаты освоения основной образовательной программы по истории Донского края:
1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа).
2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию
3. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве;
.
Метапредметные результаты освоения истории.
Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные).
Межпредметные понятия.
Условием формирования межпредметных понятий, таких, как система, факт, закономерность, феномен, анализ, синтез является овладение обучающимися основами читательской компетенции, приобретение навыков работы с информацией, участие в проектной деятельности.
При изучении истории обучающиеся усовершенствуют приобретенные на первом уровне навыки работы с информацией и пополнят их. Они смогут работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе:
• систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;
• выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свертывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов);
• заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.
В ходе внеурочных занятий обучающиеся приобретут опыт проектной деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности;
.
Регулятивные УУД
На внеурочных занятиях обучающиеся приобретут:
Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
Обучающийся сможет:
анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;
Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
определять необходимые действия в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;
Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет:
оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;
находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;
Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет:
определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;
фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.
Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной. Обучающийся сможет:
наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;
Познавательные УУД
Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации;
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет:
объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);
Коммуникативные УУД
Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
Обучающийся сможет:
определять возможные роли в совместной деятельности;
играть определенную роль в совместной деятельности;
Предметные результаты освоения курса истории Донского края предполагают, что у учащегося сформированы:
целостные представления об историческом пути человечества, разных народов и государств как необходимой основы миропонимания и познания современного общества; о преемственности исторических эпох и непрерывности исторических процессов; о месте и роли России в мировой истории;
базовые исторические знания об основных этапах и закономерностях развития человеческого общества с древности до наших дней;
способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
способность применять исторические знания для осмысления общественных событий и явлений прошлого и современности;
умение искать, анализировать, систематизировать и оценивать историческую информацию различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность; способность определять и аргументировать свое отношение к ней;
умение работать с письменными, изобразительными и вещественными историческими источниками, понимать и интерпретировать содержащуюся в них информацию;
История Донского края.
обучающийся научится:
• определять место исторических событий во времени, объяснять смысл основных хронологических понятий, терминов (тысячелетие, век, до нашей эры, нашей эры);
• использовать историческую карту как источник информации о расселении человеческих общностей в эпохи первобытности и Древнего мира, расположении древних цивилизаций и государств, местах важнейших событий;
• проводить поиск информации в отрывках исторических текстов, материальных памятниках Древнего мира;
• описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей в древности, памятники древней культуры; рассказывать о событиях древней истории;
обучающийся получит возможность научиться:
• давать характеристику общественного строя государств;
• сопоставлять свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия;
• видеть проявления влияния античного искусства в окружающей среде;
• высказывать суждения о значении и месте исторического и культурного наследия древних обществ в мировой истории.
Содержание внеурочной деятельности.
Наименование раздела
Формы организации деятельности
Основные виды деятельности
.
Введение.
Донкой край в составе Хазарского каганата.
(3ч)
Индивидуальная, парная, групповая, диалоговая.
Устанавливать связь между целью деятельности и ее мотивом.
Самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом материале.
Участвовать в обсуждении вопроса о том, для чего нужно знать историю Родины.
Раскрывать значение терминов Россия, Родина, мала родина
Донской край.
Дон в 10 – 12 веках ( 4 ч)
Индивидуальная, парная, групповая, диалоговая.
Комментировать и формулировать образы людей населяющих Донской край, его занятия, характеризовать достижения человека, его приспособление к природе. Развиватьнавыки сотрудничества, интеграции работать в группе, изображать в рисунке собственное представление о человеке и его образе жизни.
Показывать на карте места расселения древнейших жителей Донского края
Воспитывать уважение к труду, ценностям семьи, любовь к своей малой Родине. Ориентация в системе моральных ценностей.
Монголо - татарские завоеватели на Дону. (4ч)
Индивидуальная, парная, групповая, диалоговая.
характеризовать государственное устройство, военную организацию Монгольской империи; показывать на исторической карте походы Чингисхана; рассказывать на основе текста учебника и исторической карты о битве на Калке. Нашествие Батыя на Русь. давать характеристику Батыю; показывать на исторической карте походы Батыя; анализировать и выводить суждения о причинах поражения русских дружин в столкновениях с монголо-татарами; оценивать последствия монгольского нашествия.
Тана – торговая фактория.
( 4 ч)
Индивидуальная, парная, групповая, диалоговая.
показывать на исторической карте территорию России и территории, присоединенные к ней в XVII веке, направления внешней политики, результаты внешнеполитических договоров; рассказывать об устройстве и политике Дона.
Азов – северный порт Османской империи.( 3ч)
Индивидуальная, парная, групповая, диалоговая.
показывать направления внешней политики, результаты внешнеполитических договоров; рассказывать об устройстве и политике Дона.
Кто такие донские казаки
(4ч).
Индивидуальная, парная, групповая, диалоговая.
Показывать на карте места расселения древнейших жителей Донского края
Воспитывать уважение к труду, ценностям семьи, любовь к своей малой Родине. Ориентация в системе моральных ценностей.