Цель: формирование у обучающихся младшего школьного возраста целостного представления о малой Родине – Донском крае и адекватного понимания места человека в нём.
Задачи:
-пробуждать интерес к малой Родине и формировать пропедевтические знания о природных и социальных объектах и явлениях Донского края;
-формировать элементарные представления о народах, проживающих в Ростовской области, историко-культурном наследии и их традициях; об историческом прошлом, современном состоянии и перспективах культурного развития Донского края;
-воспитывать осознание зависимости благополучия среды родного края от поведения человека, формировать умение предвидеть последствия своих и чужих поступков и корректировать свою деятельность в соответствии с нравственным эталоном;
-воспитывать уважение к национальным традициям своего и других народов, толерантность, культуру межличностного и межнационального общения, бережного отношения к материальным и духовным богатствам родного края, гражданственность и патриотизм.
- развивать умение взаимодействовать с различными объектами окружающего мира с учетом их своеобразия и особенностей.
Коррекционная задача:
- коррекция интеллектуальных недостатков у обучающихся с учётом их возрастных особенностей.
Нормативно-правовые документы.
1. Рабочая программа составлена на основе обязательного минимума содержания образования
2. Программы по вариативному курсу «Доноведение» Сухаревская Е.И. для начальной школы. Издательство Баро-Пресс, 2011
3. Закон об образовании РФ, статья 9 п.2
4. Типовое положение о специальной (коррекционной) школе VIII вида.
5. Региональный учебный план Ростовской области.
Базисный учебный план по программе 1 час в неделю – 34 часа в год
Требованию к уровню подготовки обучающихся.
Обучающиеся должны уметь:
различать объекты живой и неживой природы родного края;
различать растения родного края – деревья, кустарники, травы
узнавать наиболее распространённые лекарственные растения родного края;
приводить примеры представителей животного мира родного края;
приводить примеры достопримечательностей родного края;
рассказывать по результатам экскурсии о достопримечательностях родного города (села);
показывать на карте Ростовской области границу области, крупные города и своё местонахождение;
приводить примеры профессий людей сельского хозяйства и промышленности Ростовской области;
Обучающиеся должны знать:
объекты неживой и живой природы Ростовской области;
особенности погоды, рельефа, растительного и животного мира своей местности;
водоёмы Ростовской области и их значение в хозяйстве;
полезные ископаемые родного края, их месторождения и значение в хозяйстве;
правила поведения в природе и меры её охраны в Ростовской области;
государственную символику Ростовской области, своего района;
важнейшие события в истории родного края;
народы, населяющие Ростовскую область;
родственные связи в семье;
правила поведения в общественных местах и на улице;
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по Доноведению 4 класс»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цель:формирование у обучающихся младшего школьного возраста целостного представления о малой Родине – Донском крае и адекватного понимания места человека в нём.
Задачи:
-пробуждать интерес к малой Родине и формировать пропедевтические знания о природных и социальных объектах и явлениях Донского края;
-формировать элементарные представления о народах, проживающих в Ростовской области, историко-культурном наследии и их традициях; об историческом прошлом, современном состоянии и перспективах культурного развития Донского края;
-воспитывать осознание зависимости благополучия среды родного края от поведения человека, формировать умение предвидеть последствия своих и чужих поступков и корректировать свою деятельность в соответствии с нравственным эталоном;
-воспитывать уважение к национальным традициям своего и других народов, толерантность, культуру межличностного и межнационального общения, бережного отношения к материальным и духовным богатствам родного края, гражданственность и патриотизм.
- развивать умение взаимодействовать с различными объектами окружающего мира с учетом их своеобразия и особенностей.
Коррекционная задача:
- коррекция интеллектуальных недостатков у обучающихся с учётом их возрастных особенностей.
Нормативно-правовые документы.
1. Рабочая программа составлена на основе обязательного минимума содержания образования
2. Программы по вариативному курсу «Доноведение» Сухаревская Е.И. для начальной школы. Издательство Баро-Пресс, 2011
3. Закон об образовании РФ, статья 9 п.2
4. Типовое положение о специальной (коррекционной) школе VIII вида.
5. Региональный учебный план Ростовской области.
Базисный учебный план по программе1 час в неделю – 34 часа в год
Требованию к уровню подготовки обучающихся.
Обучающиеся должны уметь:
различать объекты живой и неживой природы родного края;
различать растения родного края – деревья, кустарники, травы
узнавать наиболее распространённые лекарственные растения родного края;
приводить примеры представителей животного мира родного края;
приводить примеры достопримечательностей родного края;
рассказывать по результатам экскурсии о достопримечательностях родного города (села);
показывать на карте Ростовской области границу области, крупные города и своё местонахождение;
приводить примеры профессий людейсельского хозяйства и промышленности Ростовской области;
Обучающиеся должны знать:
объекты неживой и живой природы Ростовской области;
особенности погоды, рельефа, растительного и животного мира своей местности;
водоёмы Ростовской области и их значение в хозяйстве;
полезные ископаемые родного края, их месторождения и значение в хозяйстве;
правила поведения в природе и меры её охраны в Ростовской области;
государственную символику Ростовской области, своего района;
важнейшие события в истории родного края;
народы, населяющие Ростовскую область;
родственные связи в семье;
правила поведения в общественных местах и на улице;
Педагогические средства, технологии решения педагогических задач
Проблемы, возникающие при изучении темы
Педагогический мониторинг
1
Я и окружающий мир
3
Расширение представлений об окружающем мире.
Развитие пространственных представлений и ориентаций.
Развитие объёма, распределения и концентрации внимания
Личностно – ориентированное развивающее обучение.
Игровые технологии. Технология разноуровневого обучения.
Слабые представления об окружающем мире.
Малый жизненный опыт. Несовершенство мышления и мыслительных процессов.
Текущий контроль.
2
Яркие страницы истории земли Донской
20
Расширение кругозора. Развитие словесно – логического мышления, умения анализировать, находить сходство и различия, делать простейшие выводы и обобщения.
Объяснительно – иллюстративное обучение.
Малый жизненный опыт.
Сохранение в памяти изученного материала на низком уровне.
Текущий контроль.
3
Человек и природа
7
Развитие зрительного восприятия и узнавания.
Развитие наблюдательности, чувственности восприятия.
Расширение представлений об окружающем мире.
Объяснительно – иллюстративное обучение.
Несовершенство мышления и мыслительных процессов.
Текущий контроль.
4
Жизнь на Дону
4
Объяснительно – иллюстративное обучение. Игровые технологии
Слабые представления об окружающем мире.
Малый жизненный опыт.
Текущий контроль.
Календарно – тематическое планирование
№
Содержательные линии. Тема
Количество часов.
Дата
Обязательный минимум
Термины. Понятия
Педагогический мониторинг
Знать
Уметь
Я и окружающий мир (3ч)
1
Донской край – мой край!
1
города и районы Ростовской области
показывать границы Ростовской области, называть крупные города области
Географическая карта Войско Донское
2-3
Что ты знаешь о роде своём?
2
истории их семьи – семейные традиции.
Собирать данные о себе, о своей семье, о месте проживания составлять летопись своей семьи;
Генеалогическое дерево, род, родословная
Яркие страницы истории земли донской (20 ч)
4
На казачьем Кругу
1
историю казачьих символов, управление в казачьей станице.
называть символы казачества
Герб, печать, бунчук, булава, насека
5
Донской казак хват, силой, удалью богат
1
историю казачьих походов.
значения службы Отчизне, Родине, краю.
описывать наиболее важные события истории родного края;
описывать наиболее важные события истории родного края;
Ратник, степные рыцари
6
Ермак Могучий.
1
великих людей – наших земляков.
.
7
Степан Разин.
1
великих людей – наших земляков.
8-9
Роль Петра 1 в истории России и родного края.
2
важнейшие события в истории родного края;
10
Таганрог – первый порт России
1
историю города
11
Крепость Димитрия Ростовского
1
историю города Ростова-на-Дону
12
Емельян Пугачёв. Предводитель крестьянского восстания
1
важнейшие события в истории родного края;
Восстание
13
Вместе с Суворовым
1
важнейшие события в истории родного края;
14
Платов Матвей Иванович
1
великих людей – наших земляков.
15
Новочеркасск - столица казачьего Дона
1
историю города
16
Бакланов Яков Петрович
1
великих людей – наших земляков.
17
За землю и за волю
1
важнейшие события в истории родного края;
;
Гражданская война, «красное казачество», «белое казачество»
18
Дон в годы строительства новой жизни
1
о жизни Дона при строительстве социализма.
Колхоз, пионер
19
Дон в годы Великой Отечественной войны.
1
примеры подвигов дончан во время ВОВ
20
День освобождения родного города (села, станицы)
1
историю освобождения родного города (села) от фашистов
21-22
Мирное время на Донской земле.
2
о промышленности нашего края и её отраслях
приводить примеры профессий людей сельского хозяйства и промышленности Ростовской области;
23
Волгодонск – город молодости.
1
значение строительства Цимлянского водохранилища и города Волгодонска, историю города Волгодонска.
описывать наиболее важные события истории родного края;
Цимлянское водохранилище
Человек и природа (7 ч)
24
Дом, в котором мы живём.
1
правила поведения в природе и меры её охраны в Ростовской области;
приводить примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы родного края;
Экология, экологические проблемы,
25
Экологические Проблемы воздуха в родном крае.
1
о значении воздуха и воды для живых существ;
основные причины и последствия загрязнения воды и воздуха
приводить примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы родного края;
26
Экологические проблемы воды в родном крае.
1
27
Экологические проблемы почв родного края
1
о подземных богатствах нашего края;
о способах добычи полезных ископаемых, о профессиях, связанных с разработкой месторождений, охраной подземных богатств.
28
Охрана полезных ископаемых родного края.
1
об экологическом равновесии
Экологические катастрофы
29-30
Охранять природу – значит охранять Родину
2
правила поведения в природе и меры её охраны в Ростовской области;
называть растения родного края – деревья, кустарники, травы;
узнавать наиболее распространённые лекарственные растения родного края;
представителей животного мира родного края
Красная книга
Заповедники, заказники
Жизнь на Дону(4ч)
31
Троица
1
о летних обрядах на Дону.
игры, забавы, потехи
организовывать игры
32
Ивана Купала
1
33
Спасы
1
34
Я – гражданин Ростовской области
1
народы, населяющие Ростовскую область
называть народы, населяющие Ростовскую область (не менее трёх);