Методичечская разработка. Рабочая программа по Истории донского края. 5 класс
Методичечская разработка. Рабочая программа по Истории донского края. 5 класс
Данный курс составлен на основе программы «История Донского края с древнейших времен до конца XVI века» для 5-6 классов общеобразовательных учреждений (авторы О.Г.Веряскина, В.В.Саянин., Ростов-на-Дону., «Донской издательский дом», 2005г.) в соответствии с региональным компонентом государственного стандарта общего образования по истории (история Донского края). Программа рассчитана на 34 часа из расчёта 1 час в неделю.
В основу курса положен комплексный подход в изложении истории Донского края и раскрывается переплетение и взаимовлияние различных культур на территории края, составляющих целостное культурное наследие народов Дона. На уроках будут использоваться разнообразные формы самостоятельной деятельности учащихся поискового, исследовательского характера.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методичечская разработка. Рабочая программа по Истории донского края. 5 класс »
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
средняя общеобразовательная школа №3 им. Ю.А. Гагарина
СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДАЮ:
на МС МОБУ СОШ № 3 Директор МОУ СОШ №3
им. Ю.А. Гагарина им. Ю.А. Гагарина
«_____»________ 2012 г. ________ В.И. Коренякин
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Учитель Канзафарова И.И.
Предмет «История Донского края»
Класс 5
Учебный год 2012-2013
РАССМОТРЕНО
на заседании МО учителей
общественно-естественного цикла
«____»__________ 2012
(протокол №________)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Закон Российской Федерации «Об образовании» определил двухкомпонентную структуру образования, выделив федеральный и национально-региональный компоненты. На этой основе Базисный учебный план предполагает включение регионального компонента в содержание исторического образования (основная школа).
В соответствии с рекомендациями Министерства общего и профессионального образования Ростовской области (приказ от 02.06.2004 г. №1271) и учебным планом МОБ СОШ на ступени основного общего образования для организации изучения обучающимися содержания краеведческой направленности вводится региональный компонент.
Определить соотношение национального и регионального элементов в содержании исторического образования можно на основании Закона РФ «Об образовании», «Национальной доктрины образования Российской Федерации», «Концепции модернизации образования РФ на период до 2010 г.», «Федеральной программы развития образования» и других нормативных документов. В какой бы форме национальный аспект регионального содержания исторического образования ни вводился в учебный процесс, он должен иметь главную цель: формирование человека, способного к активной и эффективной жизнедеятельности в многонациональной и поликонфессиональной среде Ростовской области, создание региональной системы воспитания на основе учета территориальных, социокультурных и национальных особенностей края.
Однако именно регион, а не образующие его этнические общности, должен рассматриваться как главный предмет изучения. Термином «регион» обозначается Донской край, административно-территориальной единицей которого является Ростовская область. Реализация программы способствует решению приоритетных образовательных и воспитательных задач – развитию интереса школьников к прошлому и настоящему родной страны, осознанию своей гражданской и социальной идентичности в широком спектре, включающем этнонациональные, религиозные и иные составляющие, развитию исторической памяти и воспитанию патриотизма, гражданственности.
Реализация регионального компонента ориентирует учителя на организацию личностного познания родного края от непосредственного восприятия, ощущения к осмыслению.
Данный курс составлен на основе программы «История Донского края с древнейших времен до конца XVI века» для 5-6 классов общеобразовательных учреждений (авторы О.Г.Веряскина, В.В.Саянин., Ростов-на-Дону., «Донской издательский дом», 2005г.) в соответствии с региональным компонентом государственного стандарта общего образования по истории (история Донского края). Программа рассчитана на 34 часа из расчёта 1 час в неделю.
В основу курса положен комплексный подход в изложении истории Донского края и раскрывается переплетение и взаимовлияние различных культур на территории края, составляющих целостное культурное наследие народов Дона. На уроках будут использоваться разнообразные формы самостоятельной деятельности учащихся поискового, исследовательского характера.
Общие учебные умения, навыки и способы деятельности:
Познавательная деятельность: использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдение, измерение).
Информационно-коммуникативная: адекватное восприятие устной речи и способность передавать содержание прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания.
Рефлексивная: оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности, своего физического и эмоционального состояния. Деятельность учителя: разработка памяток, алгоритмов, схем, таблиц.
I. НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОГРАММЫ
Нормативные документы
1
Закон Российской Федерации «Об образовании»
2
Обязательный минимум содержания исторического образования.
3
Федеральный компонент государственного стандарта среднего (полного) общего образования. Стандарт среднего (полного) общего образования по истории
4
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования (2004 г.)
5
Программы «История России», «Всеобщая история» под редакцией Л.Н.Алексашкиной, А.А.Данилова, Г.В.Клокова.
6
Программы «История Донского края с древнейших времен до конца XVI века» для 5-6 классов общеобразовательных учреждений (авторы О.Г.Веряскина, В.В.Саянин.
II. ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА
Изучение истории на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
формирование представлений о древней истории края как части общемировых процессов;
воспитание личности гражданина России, духовно связанного с малой Родиной, знающего и уважающего ее историю, культуру, национальные традиции;
развитие творческих способностей учащихся, коммуникативных умений;
способствовать воспитанию природо - и культуроохранного, экологического сознания.
III. ЗАДАЧИ КУРСА
пробуждать интерес к родной истории, судьбам людей родного края;
дать представление об историческом, этнонациональном, природном, хозяйственном, культурном своеобразии родного края;
обеспечить понимание идеи межнационального согласия, толерантности как важнейших традиций духовной жизни региона;
развитие чувства патриотизма и уважения к малой Родине;
расширить, углубить, конкретизировать знания по истории России, предусмотренные федеральным компонентом;
воспитать чувство привязанности к родному краю и готовность к активному участию в жизни региона;
воспитание культуры межнационального общения, убеждения в бессмысленности и опасности межнациональных конфликтов;
формировать у учащихся собственное оценочное отношение к фактам и событиям прошлого и настоящего;
развивать творческие способности обучающихся на основе поисковой, исследовательской деятельности, изучения многообразных источников по истории края.
Для реализации программы используются объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый и проблемный методы обучения. Также применяются нетрадиционные формы организации учебной деятельности: лекционно-семинарская система занятий, ученическая конференция, ролевая игра и другие.
IV. КОМПЕТЕНЦИИ
Требования к уровню подготовки учащихся
Знать/понимать:
место и роль Донского края в контексте отечественной и всемирной истории;
последовательность смены населения на Дону, взаимоотношения оседлых и кочевых племен;
источники комплексного изучения родного края, значимость культурного наследия своей Малой Родины;
хронологические рамки появления первых стоянок людей каменного века на территории Нижнего Дона;
виды хозяйственной деятельности, обычаи, традиции, культуру населения Донского края.
Уметь:
описывать основные племена и народы, жившие на территории края с древнейших времен, их занятия, облик, обычаи;
осмыслять доступный для их возраста исторический материал;
объяснять значение основных понятий;
соотносить историю своей семьи, поселка с региональной историей;
вести элементы исследовательской деятельности при изучении истории своей семьи, поселка, Донского края;
показывать на карте и описывать географическое положение Ростовской области как административно-территориальной единицы, представляющей Донской край;
составлять своё генеалогическое древо.
Применение знаний и умений в общении, социальной среде:
применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий, самостоятельной интерпретации информации;
использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде;
способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры);
объяснения уклада жизни своей местности, посильного участия в решении проблем местного сообщества.
V. СТРУКТУРА КУРСА
№ п/п
Тема
Примерное
кол-во часов
Раздел I.Введение Донской край в древности
24
1
Тема 1. Источники комплексного изучения родного края
3
2
Тема 2. Первобытные племена на территории Дона
5
3
Тема 3. Таинственные киммерийцы
2
4
Тема 4. Скифы
4
5
Тема 5. Греки на Дону
5
6
Тема 6. Сарматы
5
Раздел II. Моя малая Родина
10
7
Тема 1. Мой дом
5
8
Тема 2. История моего города
2
9
Тема 3. Родная школа – история и традиции
1
10
Тема 4. География Донского края
3
Итого
34
VI. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п
Разделы.
Тема урока
Кол-во часов
Дата
Виды учебной деятельности
РАЗДЕЛ I.ВВЕДЕНИЕ ДОНСКОЙ КРАЙ В ДРЕВНОСТИ
24
Тема 1. Источники комплексного изучения родного края
3
1
Источники знаний о прошлом
1
Справочная литература
2
Топономика – язык земли Донской
1
Работают с учебником, справочная литература
3
Практическая работа – знакомство с предметами быта, орудиями труда и т.д., их зарисовка, описание.
1
Учебник, справочная литература
Тема 2. Первобытные племена на территории Дона
5
4
Археологические памятники Ростовской области
1
Карта Ростовской области, презентации
5
Заселение Нижнего Дона первобытными людьми.
1
Учебник, справочная литература
6
Основные занятия населения. Поселения Матвеев курган II, Ракушечный Яр
1
Справочная литература
7
Зарождение торговых отношений с племенами Кавказа.
1
Карта
8
Влияние климата и природных условий на образ жизни человека. Начало эпохи металлов.
1
Учебник, справочная литература
Тема 3. Таинственные киммерийцы
2
9
Таинственные киммерийцы. Образ жизни, занятия, быт.
1
Энциклопедия
10
Военное искусство киммерийцев. Борьба со скифами
1
Энциклопедия
Тема 4. Скифы
4
11
Кто такие скифы и откуда они пришли в донские степи.
Скифы организация. Контакты с соседними племенами и греческим миром.
1
Учебник, справочная литература
14
Самостоятельная работа по темам: киммерийцы и скифы.
1
Тема 5. Греки на Дону
5
15
Проникновение греков на берега Азовского моря и устье Дона.
1
Карта. Учебник, справочная литература
16
Первые поселения. Кремны – первое поселение греков в Приазовье
1
Энциклопедия
17
Занятия – рыбная ловля, скотоводство, земледелие, ремесла. Торговля – одно из основных занятий поселенцев
1
Энциклопедия.
18
Танаис – город боспорских греков
1
Энциклопедия. Карта. Презентация
19
Верования. Набеги кочевников.
1
Учебник, справочная литература
Тема 6. Сарматы
5
20
Савроматы. Греческие авторы о сарматах.
1
Учебник, справочная литература
21
Легенды об амазонках
1
Учебник, справочная литература
22
Сокровища сарматской царицы из кургана Хохлач. Сарматские союзы племен (аланы и др.).
1
Учебник, справочная литература
23
Занятия сарматов, быт, общественное устройство. Творческая работа: написать рассказ
1
Презентация .Учебник, справочная литература
24
Контрольная работа
1
РАЗДЕЛ II. МОЯ МАЛАЯ РОДИНА
10
Тема 1. Мой дом
4
25
Связь поколений. Семейные традиции, реликвии.
1
Учебник, справочная литература
26
Судьба моей семьи в судьбе края, страны. Творческая работа: «Рассказ моей бабушки о памятном историческом событии».
1
Рассказы родственников
27
Что такое генеалогическое древо, правила его составления Практическая работа
1
Презентация
28
Фамильный герб, герб города, герб страны. Правила их создания.
1
Учебник, справочная литература
Тема 2. История моего города
2
29
История возникновения, развития г.Таганрога
1
Учебник, справочная литература
30
Выдающиеся люди.
1
Энциклопедия, Презентация о Чехове А.П.
Тема 3. Родная школа – история и традиции
1
33
Источники сведений об истории нашей школы Судьбы воспитанников. Традиции школы Посещение школьного музея.
1
Музей школы
Тема 4. География Донского края
3
32
Рельеф местности. Климат, его влияние на условия жизни и деятельности жителей.
1
Карта, энциклопедия по географии
33
Население: численность, виды деятельности, национальный, этнический состав
1
Учебник, справочная литература
34
Культурная жизнь. Проблемы и перспективы.
1
Учебник, справочная литература
ИТОГО
34
VII. КОНТРОЛЬ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Объективный контроль знаний, умений и навыков обучаемых на соответствие требованиям программы включает традиционные письменные работы – самостоятельные и контрольные работы.
№ п/п
Тема
Кол-во часов
Вид контроля
Примерная дата
1
«Донской край в древности».
1
Контрольная работа: по теме «Донской край в древности».
2
«Киммерийцы и скифы».
2
Самостоятельная работа: по теме «Киммерийцы и скифы ».
3
Практические работы
1
знакомство с предметами быта, орудиями труда, их зарисовка, описание.
4
Практические работы
1
Составление генеалогического древа моей семьи.
5
Творческие работы
2
по темам «Один день из жизни сарматского поселения», «Амазонка». «Я – сарматский воин».
6
Творческие работы
2
«Рассказ моей (моего) бабушки (дедушки) о памятном историческом событии.
VIII. ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
№ п/п
Авторы
Название
Год издания
Издательство
1
Веряскина О.Г.
Учебник:История Донского края (с древнейших времён до конца XVI в.) 5-6 кл.
2009
Ростов-на-Дону, «Донской издательский дом»,
2
Астапенко М. П., Сухаревская Е.Ю.
Природа и история родной земли. Учебное пособие.
2004.
«Баро-Пресс»
3
Бойко А.Л
В поиска древнего Танаиса: Из истории изучения Недвиговского городища в дореволюционный период.
2002
Ростов-на-Дону, РГУ
4
Веряскина О.Г.
История Донского края. Учебно-методические материалы. 5-6 кл
2005
Ростов-на-Дону, «Донской издательский дом»,
5
Гуркин С.В.
К вопросу об исторической географии половецких земель. Дон и Северный Кавказ в древности и средние века..