kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методичечская разработка. Рабочая программа по Истории донского края. 5 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный курс составлен на основе программы  «История Донского края с древнейших времен до конца XVI века» для 5-6 классов общеобразовательных учреждений (авторы О.Г.Веряскина,  В.В.Саянин., Ростов-на-Дону., «Донской издательский дом», 2005г.)  в  соответствии с региональным  компонентом государственного стандарта общего образования по истории (история Донского края). Программа рассчитана на 34 часа из расчёта 1 час в неделю.

В основу курса положен комплексный подход в изложении истории Донского края и раскрывается переплетение и взаимовлияние различных культур на территории края, составляющих целостное культурное наследие народов Дона. На уроках будут использоваться разнообразные формы самостоятельной деятельности учащихся поискового, исследовательского характера.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методичечская разработка. Рабочая программа по Истории донского края. 5 класс »

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

средняя общеобразовательная школа №3 им. Ю.А. Гагарина



СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДАЮ:

на МС МОБУ СОШ № 3 Директор МОУ СОШ №3

им. Ю.А. Гагарина им. Ю.А. Гагарина

«_____»________ 2012 г. ________ В.И. Коренякин





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА






Учитель Канзафарова И.И.

Предмет «История Донского края»

Класс 5

Учебный год 2012-2013










РАССМОТРЕНО

на заседании МО учителей

общественно-естественного цикла

«____»__________ 2012

(протокол №________)












ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Закон Российской Федерации «Об образовании» опреде­лил двухкомпонентную структуру образования, выделив феде­ральный и национально-региональный компоненты. На этой основе Базисный учебный план предполагает включение регионального компонента в содержание историче­ского образования (основная школа).

В соответствии с рекомендациями Министерства общего и профессионального образования Ростовской области (приказ от 02.06.2004 г. №1271) и учебным планом МОБ СОШ на ступени основного общего образования для организации изучения обучающимися содержания краеведческой направленности вводится региональный компонент.

Определить соотношение национального и регионально­го элементов в содержании исторического образования можно на основании Закона РФ «Об образовании», «Национальной доктрины образования Российской Федерации», «Концепции модернизации образования РФ на период до 2010 г.», «Феде­ральной программы развития образования» и других норматив­ных документов. В какой бы форме национальный аспект регио­нального содержания исторического образования ни вводился в учебный процесс, он должен иметь главную цель: формирование человека, способного к активной и эффективной жизнедеятель­ности в многонациональной и поликонфессиональной среде Ростовской области, создание региональной системы воспитания на основе учета территориальных, социокультурных и нацио­нальных особенностей края.

Однако именно регион, а не образующие его этнические общности, должен рассматриваться как главный предмет изуче­ния. Термином «регион» обозначается Донской край, админист­ративно-территориальной единицей которого является Ростов­ская область. Реализация программы способствует решению приоритетных образовательных и воспитательных задач – развитию интереса школьников к прошлому и настоящему родной страны, осознанию своей гражданской и социальной идентичности в широком спектре, включающем этнонациональные, религиозные и иные составляющие, развитию исторической памяти и воспитанию патриотизма, гражданственности.

Реализация регионального компонента ориентирует учителя на организацию личностного познания родного края от непосредственного восприятия, ощущения к осмыслению. 

Данный курс составлен на основе программы  «История Донского края с древнейших времен до конца XVI века» для 5-6 классов общеобразовательных учреждений (авторы О.Г.Веряскина,  В.В.Саянин., Ростов-на-Дону., «Донской издательский дом», 2005г.)  в  соответствии с региональным  компонентом государственного стандарта общего образования по истории (история Донского края). Программа рассчитана на 34 часа из расчёта 1 час в неделю.

В основу курса положен комплексный подход в изложении истории Донского края и раскрывается переплетение и взаимовлияние различных культур на территории края, составляющих целостное культурное наследие народов Дона. На уроках будут использоваться разнообразные формы самостоятельной деятельности учащихся поискового, исследовательского характера.

Общие учебные умения, навыки и способы деятельности:

Познавательная деятельность: использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдение, измерение).

Информационно-коммуникативная: адекватное восприятие устной речи и способность передавать содержание прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания.

Рефлексивная: оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности, своего физического и эмоционального состояния.
Деятельность учителя: разработка памяток, алгоритмов, схем, таблиц.

I. НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОГРАММЫ


Нормативные документы

1

Закон Российской Федерации «Об образовании»

2

Обязательный минимум содержания историческо­го образования.

3

Федеральный компонент государственного стандарта среднего (полного) общего образования. Стандарт среднего (полного) общего образования по истории

4

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования (2004 г.)

5

Программы «История России», «Всеобщая история» под редакцией Л.Н.Алексашкиной, А.А.Данилова, Г.В.Клокова.

6

Программы  «История Донского края с древнейших времен до конца XVI века» для 5-6 классов общеобразовательных учреждений (авторы О.Г.Веряскина,  В.В.Саянин.


II. ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА

Изучение истории на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • формирование    представлений о древней истории края как части общемировых процессов;

  • воспитание личности гражданина России, духовно связанного с малой Родиной, знающего и уважающего ее историю, культуру, национальные традиции;

  • развитие творческих способностей учащихся, коммуникативных умений;

  • способствовать воспитанию природо - и культуроохранного, экологического сознания.          

III. ЗАДАЧИ КУРСА

  • пробуждать интерес к родной истории, судьбам людей родного края;

  • дать представление об историческом, этнонациональном, природном, хозяйственном, культурном  своеобразии родного края;

  • обеспечить понимание идеи межнационального согласия, толерантности как важнейших  традиций духовной жизни региона;

  • развитие чувства патриотизма и уважения к малой Родине;

  • расширить, углубить, конкретизировать знания по истории России, предусмотренные федеральным компонентом;

  • воспитать чувство привязанности к родному краю и готовность к активному участию в жизни региона;

  • воспитание культуры межнационального общения, убеждения в бессмысленности и опасности межнациональных конфликтов;

  • формировать у учащихся собственное оценочное отношение к фактам и событиям прошлого и настоящего;

  • развивать творческие способности обучающихся на основе поисковой, исследовательской деятельности, изучения многообразных источников по истории края.

Для реализации  программы используются объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый и проблемный методы обучения. Также применяются  нетрадиционные формы организации учебной деятельности: лекционно-семинарская система занятий, ученическая конференция, ролевая игра и другие.





IV. КОМПЕТЕНЦИИ

Требования к уровню подготовки учащихся

Знать/понимать:

  • место и роль Донского края в контексте отечественной и всемирной истории;

  • последовательность смены населения на Дону, взаимоотношения оседлых и кочевых племен;

  • источники комплексного изучения родного края, значимость культурного наследия своей Малой Родины;

  • хронологические рамки появления первых стоянок людей каменного века на территории Нижнего Дона;

  • виды хозяйственной деятельности, обычаи, традиции, культуру населения Донского края.

 Уметь:

  • описывать основные племена и народы, жившие на территории края с древнейших времен, их занятия, облик, обычаи;

  • осмыслять доступный для их возраста исторический материал;

  • объяснять значение основных понятий;

  • соотносить историю своей семьи, поселка с региональной историей;

  • вести элементы исследовательской деятельности при изучении истории своей семьи, поселка, Донского края;

  • показывать на карте и описывать географическое положение Ростовской области как административно-территориальной единицы, представляющей Донской край;

  • составлять своё генеалогическое древо.

Применение знаний и умений в общении, социальной среде:

  • применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий, самостоятельной интерпретации информации;

  • использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде;

  • способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры);

  • объяснения уклада жизни своей местности, посильного участия в решении проблем местного сообщества.

V. СТРУКТУРА КУРСА

п/п

Тема

Примерное

кол-во часов


Раздел I. Введение Донской край в древности

24

1

Тема 1. Источники комплексного изучения родного края

3

2

Тема 2. Первобытные племена на территории Дона

5

3

Тема 3. Таинственные киммерийцы

2

4

Тема 4. Скифы

4

5

Тема 5. Греки на Дону

5

6

Тема 6. Сарматы

5


Раздел II. Моя малая Родина

10

7

Тема 1. Мой дом

5

8

Тема 2. История моего города

2

9

Тема 3. Родная школа – история и традиции

1

10

Тема 4. География Донского края

3

Итого

34

VI. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п/п

Разделы.

Тема урока

Кол-во часов

Дата

Виды учебной деятельности

РАЗДЕЛ I. ВВЕДЕНИЕ ДОНСКОЙ КРАЙ В ДРЕВНОСТИ

24




Тема 1. Источники комплексного изучения родного края

3



1

Источники знаний о прошлом

1


Справочная литература

2

Топономика –  язык земли Донской

1


Работают с учебником, справочная литература

3

Практическая работа – знакомство с предметами быта, орудиями труда и т.д., их зарисовка, описание.

1


Учебник, справочная литература


Тема 2. Первобытные племена на территории Дона

5



4

Археологические памятники Ростовской области

1


Карта Ростовской области, презентации

5

Заселение Нижнего Дона первобытными людьми.

1


Учебник, справочная литература

6

Основные занятия населения. Поселения Матвеев курган II, Ракушечный Яр

1


Справочная литература

7

Зарождение торговых отношений с племенами Кавказа.

1


Карта

8

Влияние климата и природных условий на образ жизни человека. Начало эпохи металлов.

1


Учебник, справочная литература


Тема 3. Таинственные киммерийцы

2



9

Таинственные киммерийцы. Образ жизни, занятия, быт.

1


Энциклопедия

10

Военное искусство киммерийцев. Борьба со скифами

1


Энциклопедия


Тема 4. Скифы

4



11

Кто такие скифы и откуда они пришли в донские степи.

1


Энциклопедия

12

Расселение, занятия, быт, верования. Скифы – воины

1


Учебник, справочная литература

13

Скифы организация. Контакты с соседними племенами и греческим миром.

1


Учебник, справочная литература

14

Самостоятельная работа по темам: киммерийцы и скифы.

1




Тема 5. Греки на Дону

5



15

Проникновение греков на берега Азовского моря и устье Дона.

1


Карта. Учебник, справочная литература

16

Первые поселения. Кремны – первое поселение греков в Приазовье

1


Энциклопедия

17

Занятия – рыбная ловля, скотоводство, земледелие, ремесла. Торговля – одно из основных занятий поселенцев

1


Энциклопедия.

18

Танаис – город боспорских греков

1


Энциклопедия. Карта. Презентация

19

Верования. Набеги кочевников.

1


Учебник, справочная литература


Тема 6. Сарматы

5



20

Савроматы. Греческие авторы о сарматах.

1


Учебник, справочная литература

21

Легенды об амазонках

1


Учебник, справочная литература

22

Сокровища сарматской царицы из кургана Хохлач. Сарматские союзы племен (аланы и др.).

1


Учебник, справочная литература

23

Занятия сарматов, быт, общественное устройство. Творческая работа: написать рассказ

1


Презентация .Учебник, справочная литература

24

Контрольная работа

1



РАЗДЕЛ II. МОЯ МАЛАЯ РОДИНА

10




Тема 1. Мой дом

4



25

Связь поколений. Семейные традиции, реликвии.

1


Учебник, справочная литература

26

Судьба моей семьи в судьбе края, страны. Творческая работа: «Рассказ моей бабушки о памятном историческом событии».

1


Рассказы родственников

27

Что такое генеалогическое древо, правила его составления Практическая работа

1


Презентация

28

Фамильный герб, герб города, герб страны. Правила их создания.

1


Учебник, справочная литература


Тема 2. История моего города

2



29

История возникновения, развития г.Таганрога

1


Учебник, справочная литература

30

Выдающиеся люди.

1


Энциклопедия, Презентация о Чехове А.П.


Тема 3. Родная школа – история и традиции

1



33

Источники сведений об истории нашей школы Судьбы воспитанников. Традиции школы Посещение школьного музея.

1


Музей школы


Тема 4. География Донского края

3



32

Рельеф местности. Климат, его влияние на условия жизни и деятельности жителей.

1


Карта, энциклопедия по географии

33

Население: численность, виды деятельности, национальный, этнический состав

1


Учебник, справочная литература

34

Культурная жизнь. Проблемы и перспективы.   

1


Учебник, справочная литература


ИТОГО

34





VII. КОНТРОЛЬ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Объективный контроль знаний, умений и навыков обучаемых на соответствие требованиям программы включает традиционные письменные работы – самостоятельные и контрольные работы.


п/п

Тема

Кол-во часов

Вид контроля

Примерная дата

1

«Донской край в древности».

1

Контрольная  работа:  по теме «Донской край в древности».


2

«Киммерийцы и скифы».

2

Самостоятельная  работа: по теме «Киммерийцы и скифы ».


3

Практические  работы

1

знакомство с предметами быта, орудиями труда, их зарисовка, описание.


4

Практические  работы

1

Составление генеалогического древа моей семьи.


5

Творческие работы

2

по темам «Один день из жизни сарматского поселения», «Амазонка». «Я – сарматский воин».


6

Творческие работы

2

«Рассказ моей (моего) бабушки (дедушки) о памятном историческом событии.



VIII. ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ


п/п

Авторы

Название

Год издания

Издательство

1

Веряскина О.Г. 

Учебник: История Донского края  (с древнейших времён до конца XVI в.) 5-6 кл.

2009

Ростов-на-Дону, «Донской издательский дом»,

2

Астапенко М. П., Сухаревская Е.Ю.

Природа и история родной земли. Учебное пособие.

2004.


«Баро-Пресс»

3

Бойко А.Л

В поиска древнего Танаиса: Из истории изучения Недвиговского городища в дореволюционный период.

2002

Ростов-на-Дону, РГУ

4

Веряскина О.Г.

История Донского края. Учебно-методические материалы. 5-6 кл

2005

Ростов-на-Дону, «Донской издательский дом»,

5

Гуркин С.В.

К вопросу об исторической географии половецких земель. Дон и Северный Кавказ в древности и средние века..

1990.

Ростов-на-Дону, РГУ

6

Флерова В.Е.

Образы и сюжеты мифологии Хазарии. Иерусалим

2001

Москва: Гешарим – Мосты культуры.





ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

п/п

Авторы

Название

Год издания

Издательство

1

Астапенко Г.Д.

На тихом, на вольном Дону…

1998

Ростов-на-Дону

2

Астапенко М.П

Кавказ и Дон в произведениях античных авторов. 

1991

Ростов-на-Дону

3

Астапенко М.П.

История донского казачества.

2005

Ростов-на-Дону, «Донской издательский дом»

4

т.1. М.,

Картины былого Тихого Дона. 

1992

«Граница»,

5

Лебеденко П.В.

Сказки Тихого Дона.

1996

Ростов-на-Дону

6

Линевский А

Листы каменной книги.  

1992

М . Просвещение

7

Чеснок В.Ф.  

Была легенда: Рассказы о Танаисе

1987

Ростов-на-Дону, Рост. кн. изд-во,




17



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Методичечская разработка. Рабочая программа по Истории донского края. 5 класс

Автор: Канзафарова Ирина Ивановна

Дата: 06.02.2015

Номер свидетельства: 168377


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства