Рабочая программа по истории 5 класс на 2015-2016 учебный год
Рабочая программа по истории 5 класс на 2015-2016 учебный год
Рабочая программа полностью соответствует «Федеральному государственному образовательному стандарту» (ФГОС ООО) и составлена на основе авторской программы основного общего образования по истории 5-9 классы под редакцией В.И. Уколовой, издательство «Сфера», 2014г.
Программа предназначена для изучения курса История Древнего мира на базовом уровне в 5 классе в течение 70 часов по 2 часа в неделю.
В рабочей программе учтены идеи и положения Концепции духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Программы развития и формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают формирование российской гражданской идентичности, овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для саморазвития и непрерывного образования, целостность общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся и коммуникативных качеств личности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по истории 5 класс на 2015-2016 учебный год»
Пояснительная записка
Рабочая программа полностью соответствует «Федеральному государственному образовательному стандарту» (ФГОС ООО) и составлена на основе авторской программы основного общего образования по истории 5-9 классы под редакцией В.И. Уколовой, издательство «Сфера», 2014г.
Программа предназначена для изучения курса История Древнего мира на базовом уровне в 5 классе в течение 70 часов по 2 часа в неделю. Расхождений с авторской программой нет.
В рабочей программе учтены идеи и положения Концепции духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Программы развития и формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают формирование российской гражданской идентичности, овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для саморазвития и непрерывного образования, целостность общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся и коммуникативных качеств личности.
Цели и задачи изучения Истории Древнего Мира:
В учебном курсе «История Древнего Мира» происходит знакомство с процессом формирования человеческого общества, с важнейшими цивилизациями Древнего мира. При этом вводится только общее понятие «цивилизация», противопоставленное первобытности (поскольку в науке выделение локальных цивилизации древности, их наименование и определение сущности являются спорными и неустановленными). Курс ставит своей целью дать школьникам знания о далёком прошлом, которые послужат одной из основ их общей образованности. В рабочей программе при отборе фактов и явлений основным критерием являлась их значимость в историческом процессе, в развитии мировой культуры. Исходя из задачи курса - формировать историческое мышление - даётся представление об общем и особенном при характеристике древних обществ, а так же представление о том, чем отличается древний мир от мира современного. Программа предусматривает знакомство с образцами свободолюбия, патриотизма, мужества, благородства, мудрости.
В целикурса входит:
- осветить взаимодействие человека с окружающей природной средой, экономическое развитие древних обществ различные формы социального и политического строя;
- показать наиболее яркие личности Древнего мира и их роль в истории и культуре;
- охарактеризовать становление идей и институтов, понимание которых необходимо современному человеку и гражданину (деспотическая форма правления, законы, демократия, республика, моральные нормы, религиозные верования, в частности особенности мировых религии - буддизма и христианства);
- раскрыть на конкретном материале положение о том, что каждый из народов древности оставил позитивный след в истории человечества, что даёт возможность формировать у учащихся терпимость, широту мировоззрения, гуманизм.
Задачи курса:
- формирование у пятиклассников ценностных ориентиров для этнонациональной, культурной самоидентификации в обществе на основе своих знаний о народах, персоналиях Античности;
- овладение знаниями о своеобразии эпохи Древнего мира в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах и раскрытие особенностей с помощью ключевых понятий предмета «История Древнего мира»;
- воспитание толерантности, уважения к культурному наследию, религии различных народов с использованием педагогического и культурного потенциала греко-римской мифологии, легенд и мифов других народов;
- формирование способности к самовыражению, самореализации, на примерах поступков и деятельности наиболее ярких личностей Древнего мира;
- развитие у обучающихся интеллектуальных способностей и умений самостоятельно овладевать историческими знаниями и применять их в разных ситуациях;
- формирование у школьников способности применять знания о культуре, политическом устройстве обществ Древней Греции, Древнего Рима, других стран для понимания сути современных общественных явлений, в общении с другими людьми в условиях современного поликультурного общества.
Эти знания, умения и ценности создают предпосылки для личностного развития учащихся, выражающегося в осознании ими культурного многообразия мира, в понимании и уважении других людей, народов и культур.
Технологии:
- информационно-коммуникативные технологии;
- объяснительно-иллюстративные технологии;
- гуманно-личностная технология;
- личностно-ориентированные технологии.
Формы контроля:
- тесты;
- проблемные ситуации;
- срезовые работы;
- исторический понятийный диктант;
- проверка дат основных событий истории.
Содержание курса.
Зачем изучать историю.
Откуда мы знаем, как жили предки современных народов. Роль археологических раскопок в изучении истории Древнего мира. Древние сооружения как источник наших знаний о прошлом. Представление о письменных источниках.
Счет лет в истории. Представление о счете времени по годам в древних государствах. Представление о христианской эре. Особенности обозначения дат до нашей эры («обратный» счет лет). Понятия «год», «век (столетие)», «тысячелетие».
Раздел .1 От первобытности к цивилизации.
Понятие «первобытные люди». Древнейшие люди; современные представления о месте и времени их появления; облик, отсутствие членораздельной речи; изготовление орудий как главное отличие от животных. Представление о присваивающем хозяйстве: собирательство и охота. Невозможность для людей прожить в одиночку. Овладение огнем.
Постепенное расселение людей в Евразии. Охота как главное занятие. Изобретение одежды из звериных шкур, жилищ, копья и гарпуна, лука и стрел. Родовые общины охотников и собирателей. Понятия «человек разумный», «родовая община».
Возникновение искусства и религии. Изображение животных и человека. Представление о религиозных верованиях первобытных охотников и собирателей. Понятия «колдовской обряд», «душа», «страна мертвых».
Понятие «Западная Азия». Представление о зарождении производящего хозяйства: земледелие и скотоводство, ремесла - гончарство, прядение, ткачество. Основные орудия труда земледельцев: каменный топор, мотыга, серп. Изобретение ткацкого станка. Последствия перехода к производящему хозяйству.
Родовые общины земледельцев и скотоводов. Понятия «старейшина», «совет старейшин», «племя», «вождь племени». Представление о религиозных верованиях первобытных земледельцев и скотоводов. Понятия «дух», «бог», «идол», «молитва», «жертва».
Начало обработки металлов. Изобретение плуга. Представление о распаде рода на семьи. Появление неравенства (знатные и незнатные, богатые и бедные). Понятия «знать», «раб», «царь».
Значение первобытной эпохи в истории человечества. Представление о переходе от первобытности к цивилизации (появление городов, государств, письменности).
Раздел 2. Древний Восток.
Местоположение и природные условия (разливы Нила, плодородие почв, жаркий климат). Земледелие как главное занятие. Оросительные сооружения (насыпи, каналы, шадуфы).
Возникновение единого государства в Египте. Понятия «фараон», «вельможа», «писец», «налог». Неограниченная власть фараонов. Войско: пехота, отряды колесничих. Завоевательные походы. Держава Тутмоса III.
Города - Мемфис, Фивы.
Быт земледельцев и ремесленников. Жизнь и служба вельмож.
Религия древних египтян. Священные животные, боги (Амон-Ра, Геб и Нут, Осирис и Исида, Гор, Анубис, Маат). Миф об Осирисе и Исиде. Суд Осириса в «царстве мертвых». Обожествление фараона. Понятия «храм», «жрец», «миф», «мумия», «гробница», «саркофаг».
Искусство древних египтян. Строительство пирамид. Большой Сфинкс. Храм, его внешний и внутренний вид. Раскопки гробниц. Находки произведений искусства в гробнице фараона Тутанхамона. Особенности изображения человека в скульптуре и росписях. Скульптурный портрет. Понятия «скульптура», «статуя», «рельеф», «скульптурный портрет», «роспись».
Особенности древнеегипетского письма. Материалы для письма. Школа: подготовка писцов и жрецов. Научные знания (математика, астрономия). Солнечный календарь. Водяные часы.
Произведения литературы: хвалебные песни богам, повесть о Синухете, поучения писцов, «Книга мертвых». Понятия «иероглиф», «папирус», «свиток».
Достижения древних египтян (земледелие, основанное на орошении; каменное строительство; скульптурный портрет; письменность; календарь). Неограниченная власть фараонов. Представление о загробном воздаянии (суд Осириса и клятва умершего).
Двуречье в древности. Местоположение и природные условия Южного Двуречья (жаркий климат, разливы Тигра и Евфрата, плодородие почв; отсутствие металлических руд, строительного камня и леса). Использование глины в строительстве, в быту, для письма. Земледелие, основанное на искусственном орошении.
Города шумеров Ур и Урук.
Древневавилонское царство. Законы Хаммурапи: ограничение долгового рабства; представление о талионе («Око за око, зуб за зуб»), о неравенстве людей перед законом. Понятия «закон», «ростовщик».
Религиозные верования жителей Двуречья. Боги Шамаш, Син, Эа, Иштар. Ступенчатые башни-храмы. Клинопись. Писцовые школы. Научные знания (астрономия, математика). Литература: сказания о Гильгамеше.
Города Финикии - Библ, Сидон, Тир. Виноградарство и оливководство. Ремесла: стеклоделие, изготовление пурпурных тканей. Морская торговля и пиратство. Основание колоний вдоль побережья Средиземного моря. Древнейший алфавит.
Древние евреи. Представление о Библии и Ветхом Завете. Понятие «единобожие». Библейские мифы и сказания (о первых людях, о Всемирном потопе, Иосиф и его братья, исход из Египта). Моральные нормы библейских заповедей. Библейские предания о героях. Борьба с филистимлянами. Древнееврейское царство и его правители: Саул, Давид, Соломон. Иерусалим как столица царства. Храм бога Яхве.
Начало обработки железа. Последствия использования железных орудий труда.
Ассирийская держава. Новшества в военном деле (железное оружие, стенобитные орудия, конница как особый род войск). Ассирийские завоевания. Ограбление побежденных стран, массовые казни, переселение сотен тысяч людей. Столица державы Ниневия. Царский дворец. Представление об ассирийском искусстве (статуи, рельефы, росписи). Библиотека Ашшурбанапала. Гибель Ассирии.
Три царства в Западной Азии: Нововавилонское, Лидийское и Мидийское. Город Вавилон и его сооружения. Начало чеканки монеты в Лидии.
Образование Персидской державы (завоевание Мидии, Лидии, Вавилонии, Египта). Цари Кир, Дарий Первый. «Царская дорога», ее использование для почтовой связи. Взимание налогов серебром. Состав войска («бессмертные», полчища, собранные из покоренных областей). Город Персеполь.
Местоположение и природа Древней Индии. Реки Инд и Ганг. Гималайские горы. Джунгли. Древнейшие города. Сельское хозяйство. Выращивание риса, хлопчатника, сахарного тростника. Религиозные верования (почитание животных; боги Брахма, Ганеша; вера в переселение душ). Сказание о Раме. Представление о кастах. Периоды жизни брахмана. «Неприкасаемые». Возникновение буддизма (легенда о Будде, отношение к делению людей на касты, нравственные нормы). Объединение Индии под властью Ашоки. Индийские цифры. Шахматы.
Местоположение и природа Древнего Китая. Реки Хуанхэ и Янцзы. Учение Конфуция (уважение к старшим; мудрость - в знании старинных книг; отношения правителя и народа; нормы поведения). Китайские иероглифы и книги. Объединение Китая при Цинь Шихуане. Расширение территории. Строительство Великой Китайской стены. Деспотизм властелина Китая. Возмущение народа. Свержение наследников ЦиньШихуана. Шелк. Великий шелковый путь. Чай. Бумага. Компас.
Вклад народов Древнего Востока в мировую культуру.
Раздел 3. Античность.
Местоположение и природные условия. Горные хребты, разрезающие страну на изолированные области. Роль моря в жизни греков. Отсутствие полноводных рек. Древнейшие города Микены, Тиринф, Пилос, Афины.
Критское царство. Раскопки дворцов. Росписи. Понятие «фреска». Морское могущество царей Крита. Таблички с письменами. Гибель Критского царства. Греческие мифы критского цикла (Тесей и Минотавр, Дедал и Икар).
Микенское царство. Каменное строительство (Микенская крепость, царские гробницы). Древнейшее греческое письмо. Заселение островов Эгейского моря. Сведения о войне с Троянским царством. Мифы о начале Троянской войны. Вторжения в Грецию с севера воинственных племен. Упадок хозяйства и культуры.
Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». Религиозные верования греков. Олимпийские боги. Мифы древних греков о богах и героях (Прометей, Деметра и Персефона, Дионис и пираты, подвиги Геракла).
Начало обработки железа в Греции. Создание греческого алфавита (впервые введено обозначение буквами гласных звуков). Возникновение самостоятельных государств (Афины, Спарта, Коринф, Фивы, Милет). Понятие «полис».
Местоположение и природные условия Аттики. Неблагоприятные условия для выращивания зерновых. Разведение оливок и винограда. Знать во главе управления Афин. Законы Драконта. Понятие «демос». Бедственное положение земледельцев. Долговое рабство.
Борьба демоса со знатью. Реформы Солона. Запрещение долгового рабства. Перемены в управлении Афинами. Создание выборного суда. Понятия «гражданин», «демократия».
Местоположение и природные условия Лаконии. Спартанский полис. Завоевание спартанцами Лаконии и Мессении. Спартанцы и илоты. Спарта - военный лагерь. Регламентация повседневной жизни спартанцев. Управление Спартой: совет старейшин, два царя - военных предводителя, народное собрание. «Детский способ» голосования. Спартанское воспитание.
Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей. Сиракузы, Тарент, Пантикапей, Херсонес, Ольвия. Причины колонизации. Развитие межполисной торговли. Отношения колонистов с местным населением. Греки и скифы. Понятия «эллины», «Эллада».
Олимпийские игры - общегреческие празднества. Виды состязаний. Понятие «атлет». Награды победителям.
Греко-персидские войны. Клятва юношей при вступлении на военную службу. Победа афинян в Марафонской битве. Стратег Мильтиад. Нашествие войск персидского царя Ксеркса на Элладу. Патриотический подъем эллинов. Защита Фермопил. Подвиг трехсот спартанцев под командованием царя Леонида. Морское сражение в Саламинском проливе. Роль Фемистокла и афинского флота в победе греков. Разгром сухопутной армии персов при Платеях. Причины победы греков. Понятия «стратег», «фаланга», «триера».
Последствия победы над персами для Афин. Афинский морской союз. Военный и торговый флот. Гавани Пирея. Состав населения Афинского полиса: граждане, переселенцы, рабы. Использование труда рабов.
Город Афины: Керамик, Агора, Акрополь. Быт афинян. Положение афинской женщины. Храмы: богини Ники, Парфенон, Эрех-тейон. Особенности архитектуры храмов. Фидий и его творения. Статуи атлетов работы Мирона и Поликлета.
Образование афинян. Рабы-педагоги. Начальная школа. Палестра. Афинские гимнасии. Взгляды греческих ученых на природу человека (Аристотель, Антифонт). Афинский мудрец Сократ.
Возникновение театра. Здание театра. Трагедии и комедии. Трагедия Софокла «Антигона». Комедия Аристофана «Птицы». Воспитательная роль театральных представлений.
Афинская демократия в V в. до н. э. Народное собрание, Совет пятисот и их функции. Перикл во главе Афин. Введение платы за исполнение выборных должностей. Друзья и соратники Перикла: Аспасия, Геродот, Анаксагор, Софокл, Фидий.
Ослабление греческих полисов в результате междоусобиц.
Возвышение Македонии при царе Филиппе. Влияние эллинской культуры. Аристотель - учитель Александра, сына Филиппа. Македонское войско. Фаланга. Конница. Осадные башни.
Отношение эллинов к Филиппу Македонскому. Исократ и Демосфен. Битва при Херонее. Потеря Элладой независимости. Смерть Филиппа и приход к власти Александра,
Поход Александра Македонского на Восток. Победа на берегу реки Граник. Разгром войск Дария IIIу Исса. Поход в Египет. Обожествление Александра. Основание Александрии. Победа при Гавгамелах. Гибель Персидского царства. Поход в Индию. Возвращение в Вавилон. Личность Александра Македонского.
Распад державы Александра после его смерти. Египетское, Македонское, Сирийское царства. Александрия Египетская - крупнейший торговый и культурный центр Восточного Средиземноморья. Фаросский маяк. Музей. Александрийская библиотека. Греческие ученые: Аристарх Самосский, Эратосфен, Евклид.
Вклад древних эллинов в мировую культуру. Сопоставление управления в странах Древнего Востока (Египет, Вавилония) с управлением в Афинах. Особенности афинской демократии.
Местоположение и природные особенности Италии. Теплый климат, плодородные земли, обилие пастбищ. Реки Тибр, По. Население древней Италии (латины, этруски, самниты, греки).
Легенда об основании Рима. Почитание богов - Юпитера, Юноны, Марса, Весты. Рим — город на семи холмах. Управление древнейшим Римом. Ликвидация царской власти. Понятия «весталка», «ликторы», «патриции», «плебеи», «сенат».
Возникновение республики. Борьба плебеев за свои права. Нашествие галлов. Установление господства Рима над Италией. Война с Пирром. Понятия «республика», «консул», «народный трибун», «право вето».
Уравнение в правах патрициев и плебеев. Отмена долгового рабства. Устройство Римской республики. Выборы консулов. Принятие законов. Порядок пополнения сената и его функции. Организация войска. Понятие «легион».
Карфаген - крупное государство в Западном Средиземноморье. Первые победы Рима над Карфагеном. Создание военного флота. Захват Сицилии. Вторая война Рима с Карфагеном. Вторжение войск Ганнибала в Италию. Разгром римлян при Каннах. Окончание войны. Победа Сципиона над Ганнибалом при Заме. Господство Рима в Западном Средиземноморье.
Установление господства Рима в Восточном Средиземноморье. Политика Рима «разделяй и властвуй». Разгром Сирии и Македонии. Разрушение Коринфа и Карфагена. Понятия «триумф», «провинция».
Рабство в Древнем Риме. Завоевания - главный источник рабства. Использование рабов в сельском хозяйстве, в домах богачей. Раб - «говорящее орудие». Гладиаторские игры. Римские ученые о рабах (Варрон, Колумелла). Понятия «амфитеатр», «гладиатор».
Разорение земледельцев Италии и его причины. Земельный закон Тиберия Гракха. Гибель Тиберия. Гай Гракх - продолжатель дела брата. Гибель Гая.
Крупнейшее в древности восстание рабов. Победы Спартака. Создание армии восставших. Их походы. Разгром армии рабов римлянами под руководством Красса. Причины поражения восставших.
Превращение римской армии в наемную. Кризис управления: подкуп при выборах должностных лиц. Борьба полководцев за единоличную власть. Красе и Помпеи. Возвышение Цезаря. Завоевание Галлии. Гибель Красса. Захват Цезарем власти (переход через Рубикон, разгром армии Помпея). Диктатура Цезаря. Социальная опора Цезаря и его политика. Брут во главе заговора против Цезаря. Убийство Цезаря в сенате. Понятия «ветеран»,
«диктатор».
Поражение сторонников республики. Борьба Антония и Октавиана. Роль Клеопатры в судьбе Антония. Победа флота Октавиана у мыса Акций. Превращение Египта в римскую провинцию.
Окончание гражданских войн. Характер власти Октавиана Августа (сосредоточение полномочий трибуна, консула и других республиканских должностей, пожизненное звание императора). Понятия «империя», «император», «преторианцы».
Поэты Вергилий, Гораций. Понятие «меценат».
Территория империи. Соседи Римской империи. Отношения с Парфянским царством. Разгром римских войск германцами. Образ жизни германских племен. Предки славянских народов. Понятие «варвары».
Обожествление императоров. Нерон (террористические методы правления, пожар в Риме и преследования христиан). Нерон и Сенека. Восстание в армии и гибель Нерона.
Возникновение христианства. «Сыны света» из Кумрана. Рассказы Евангелий о жизни и учении Иисуса Христа. Моральные нормы Нагорной проповеди. Представление о Втором пришествии. Страшном суде и Царстве Божьем. Идея равенства всех людей перед Богом независимо от пола, происхождения и общественного положения. Национальная и социальная принадлежность первых христиан. Отношение римских властей к христианам. Понятия «христиане», «апостолы», «Евангелие», «священник».
Расцвет Римской империи. Возникновение и развитие колоната. Понятия «колоны», «рабы с хижинами». Правление Траяна. Отказ от террористических методов управления. Последние завоевания римлян. Строительство в Риме и провинциях: дороги, мосты, водопроводы, бани, амфитеатры, храмы.
Рим - столица империи. Повседневная жизнь римлян. Особняки богачей. Многоэтажные дома. Посещение терм (бань), Колизея и Большого цирка. Требование «хлеба и зрелищ».
Роль археологических раскопок Помпеи для исторической науки.
Вторжения варваров. Использование полководцами армии для борьбы за императорскую власть. Правление Константина. Признание христианства. Основание Константинополя и перенесение столицы на Восток. Ухудшение положения колонов как следствие их прикрепления к земле. Понятия «епископ», «Новый Завет».
Разделение Римской империи на два государства - Восточную Римскую империю и Западную Римскую империю. Восстания в провинциях (Галлия, Северная Африка). Варвары в армии. Вторжение готов в Италию. Борьба полководца Стилихона с готами. Убийство Стилихона по приказу императора Гонория. Массовый переход легионеров-варваров на сторону готов. Взятие Рима готами. Новый захват Рима вандалами. Опустошение Вечного города варварами. Вожди варварских племен - вершители судеб Западной Римской империи. Ликвидация власти императора на Западе.
Особенности цивилизации Греции и Рима. Представление о народовластии. Участие граждан в управлении государством. Любовь к родине. Отличие греческих полисов и Римской республики от государств Древнего Востока.
Вклад народов древности в мировую культуру.
Учебно-тематический план
№
ТЕМА
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
ТЕОРИЯ
1
Зачем изучать историю
2
2
2
Раздел 1. От первобытности к цивилизации.
7
7
3
Раздел 2. Древний Восток .
18
17
4
Раздел 3. Античность
39
38
5
Итоговое повторение
4
-
Итого
70
64
Требования к уровню подготовки учащихся:
- целостное представление об историческом развитии человечества от первобытности до гибели античной цивилизации как о важном периоде всеобщей истории;
- яркие образы и картины, связанные с ключевыми событиями, личностями, явлениями и памятниками культуры крупнейших цивилизаций Древнего мира;
- способности применять понятийный аппарат и элементарные методы исторической науки для атрибуции фактов и источников Древнего мира, их анализа, сопоставления, обобщенной характеристики, оценки и презентации, аргументации собственных версий и личностной позиции в отношении дискуссионных и морально- этических вопросов далекого прошлого;
- представление о мифах как ограниченной форме мышления и познания людей в Древнем мире и специфическом историческом источнике для изучения прошлого;
- умения датировать события и процессы в истории Древнего мира, определять последовательность и длительность цивилизаций, соотносить годы с веками, тысячелетиями, вести счет лет с условным делением древней истории на время «до нашей эры» и «наша эра»;
- уметь читать историческую карту, находить и показывать на ней историко-географические объекты Древнего мира, анализировать и обобщать данные карты;
- уметь характеризовать важные факты истории Древнего мира, классифицировать и группировать их по предложенным признакам;
- уметь сравнивать простые однородные исторические факты истории Древнего мира, выявляя их сходства и отличия по предложенным вопросам, формулировать частные и общие выводы о результатах своего исследования;
- умения давать образную характеристику исторических личностей, описание памятников истории и культуры древних цивилизаций, в том числе по сохранившимся фрагментам подлинников, рассказывать о важнейших событиях, используя основные и дополнительные источники информации;
- умения различать в учебном тексте факты, сопоставлять их аргументацию, формулировать собственные гипотезы по дискуссионным вопросам истории Древнего мира;
- умения соотносить единичные события в отдельных странах Древнего мира с общими явлениями и процессами;
- готовность применять новые знания и умения в общении с одноклассниками и взрослыми, самостоятельно знакомится с новыми фактами, источниками и памятниками истории Древнего мира, способствовать их охране.
Планируемый уровень подготовки учащихся.
Знание хронологии, работа с хронологией:
- указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий всеобщей истории;
- соотносить год с веком, эрой, устанавливать последовательность и длительность исторических событий.
Знание исторических фактов, работа с фактами:
- характеризовать место, обстоятельства, участников, этапы, особенности, результаты важнейших исторических событий;
- группировать (классифицировать) факты по различным признакам и основаниям.
Работа с историческими источниками:
- читать историческую карту с опорой на легенду, ориентироваться в ней, соотносить местонахождение и состояние исторического объекта в разные эпохи, века, периоды;
- осуществлять поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.), отбирать ее, группировать, обобщать;
- сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия, время и место создания.
Описание (реконструкция):
- последовательно строить рассказ (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках;
- характеризовать условия и образ жизни, занятия людей, их достижения в различные исторические эпохи;
- на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов, электронных изданий, интернет-ресурсов и т.п. составлять описание исторических объектов, памятников.
Анализ, объяснение:
- различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка);
- соотносить единичные исторические факты и общие явления;
- различать причину и следствие исторических событий, явлений;
- выделять характерные, существенные признаки исторических событий, явлений;
- раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;
- сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия;
- излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.
Работа с версиями, оценками:
- приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе;
- определять и объяснять (аргументировать) свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку.
Применение знаний и умений в общении, социальной среде:
- применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий;
- использовать знания об истории и культуре своего народа и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде;
- способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры).
Нормы оценки знаний учащихся по истории
Ставится оценка:
«5» - за ответ, обнаруживающий осознанность знаний, их безошибочность, умение излагать материал в соответствии с требованиями логики и нормами литературной речи. Оценка «5» ставится за краткий, точный, правильный, глубокий ответ или за отличное исправление ошибочного ответа по сложной теме.
«4» - при наличии неполноты ответа или одной – двух несущественных неточностей.
«3» - за знание основных положений темы при значительной неполноте знаний, одной – двух ошибок.
«2» - за незнание большей части материала темы или основных ее вопросов.
Календарно-тематическое планирование
№
п/п
Тема урока
Тип урока
Основное содержание
Характеристика основных видов деятельности обучающихся
(на уровне учебных действий)
Дата
Тема 1. Зачем изучать историю (2 часа)
1
Зачем изучать историю. Что такое история. Ключи к познанию прошлого.
Вводный
Что такое история. Периоды истории. Исторические источники. Науки-помощницы.
Участвовать в обсуждении вопроса о том, для чего нужно знать историю. Раскрывать значение терминов история, век, исторический источник.
2
Счет лет в истории.
Комбинированный
Историческая хронология. Календарь. Лента времени.
Объяснять, как ведется счет лет до н.э. и н.э., используя ленту времени.
Раздел I. От первобытности к цивилизации (7 часов)
Тема 2. Предыстория человечества. Первобытный период (7часов)
3
Древнейшие люди.
Изучение нового материала
Расселение древнейшего человека. «Человек разумный». Условия жизни и занятия первобытных людей. Представление об окружающем мире, верования первобытных людей.
Объяснять понятие орудия труда, приводить примеры. Показывать на карте места расселения древнейших людей. Рассказывать об условиях жизни и занятиях древнейших людей. Называть основные отличия древнейших людей от животных.
4
Появление «человека разумного».
Комбинированный
Неандертальцы и кроманьонцы. Собирательство и охота, присваивающее хозяйство. Изобретения кроманьонцев. Родовые общины. Появление человеческих рас.
Называть основные отличия «человека разумного» от древнейших людей. Объяснять значение открытий и изобретений древнейших людей для развития человеческого общества.
5
Зарождение религии и искусства.
Изучение нового материала
Представление об окружающем мире, верования первобытных людей. Древнейшие формы религиозных верований. Духи природы и душа человека. Зарождение мифа. Художники пещер. Дети и первобытное искусство. Искусство древних людей на территории России.
Объяснять значение терминов религия, искусство. Рассказывать о верованиях и искусстве первобытных людей, используя текст учебника и изобразительные материалы.
6
Древние земледельцы и скотоводы.
Комбинированный
Трудовая деятельность и изобретения древних земледельцев и скотоводов. От родовой общины к соседской. Соседская община. Племя. Большая семья. Дети в большой семье. Возникновение имущественного и социального неравенства. Выделение знати: вождь, дружина.
Объяснять понятия земледелие, скотоводство. Рассказывать об изменениях в жизни древних людей при переходе к земледелию и скотоводству. Объяснять значение отделения земледелия от скотоводства.
7
От неолита к медному веку.
Комбинированный
Появление ремесел и торговли. Зарождение обмена, появление денег. Изобретение плуга, изменения в земледелии. Строительство мегалитических сооружений. Первые города. Создание человеком искусственной среды обитания, бытовые преобразования.
Объяснять понятия ремесло. Рассказывать об изменениях в жизни древних людей при переходе к земледелию и скотоводству. Объяснять значение использования металлов в истории первобытного общества.
8
Первые очаги цивилизаций.
Комбинированный
Понятие цивилизация. Изобретение бронзы. От бронзового века к железному веку.
Разъяснять значение термина цивилизация. Рассказывать о первых очагах цивилизации. Сравнивать жизнь людей в первых очагах цивилизации и в предшествующую эпоху.
Повторение (1 час)
9
Зачем изучать историю. Предыстория человечества. Первобытный период.
Повторительно-обобщающий урок
Значение первобытности для последующей истории человечества. Характеристика складывания процесса цивилизации. Сравнение человека древнего и человека современного в культурно-исторических аспектах.
Называть и кратко характеризовать источники, рассказывающие о древней истории. Называть основные признаки первобытности. Сравнивать образ жизни древнего и человека современного. Объяснять значение
Шумерские города-государства Ур, Урук, Лагаш. Цари, династии, законы. Понятие государство. Территория, границы, казна, налоги, войско, управление государством. Формы государства. Монархия. Подданные. Рабы.
Объяснять значение термина государство. Показывать на карте местоположение древнейших государств Междуречья. Рассказывать об условиях жизни и о занятиях населения, крупнейших городах.
11
Культура Шумера.
Комбинированный
Возникновение письменности. Клинопись. Рождение литературы. Поэма о Гильгамеше. Миф о потопе. Знания шумеров. Астрономия. Математика. Обучение детей.
Объяснять значение терминов культура, миф. Объяснять, как отражались в древних сказаниях представление людей того времени и мире.
12
Древний Вавилон.
Комбинированный
Законы царя Хаммурапи. Устройство общества Древнего Вавилова. Особенность «власти-собственности». Восточная деспотия. Боги и храмы Древней Месопотамии. Жрецы. Храмовые хозяйства.
Объяснять понятие закон. Рассказывать о жизни Древнего Вавилона. Характеризовать источники, рассказывающие о древних цивилизациях (материальные и письменные источники, законы Хаммурапи).
Тема 4. Древний Египет (4 часа)
13
Страна на берегах Нила и ее жители.
Изучение нового материала.
Труд и жизнь земледельцев на берегах Нила. Оросительные сооружения. Египет становится единым государством. Власть фараона. Столица государства – Мемфис. Жизнь в городе: жилища, одежда, еда. Семья и дети в Древнем Египте.
Показывать на карте территорию и центры древнеегипетского государства. Раскрывать значение понятий фараон, жрец, раб. Рассказывать об основных группах населения Древнего Египта, их положении и занятиях.
14
Мир пирамид.
Комбинированный
Для чего строились пирамиды. Почитание фараона как бога и воплощение этого почитания в пирамидах. Пирамида-гробница. Строители пирамид. Пирамиды - первое из чудес света. Мир живых и мир мертвых. Мумии.
Высказывать суждения о причинах создания пирамид. Рассказывать о строительстве пирамид. Описывать древнеегипетские пирамиды как памятники истории и культуры. Описывать произведения древнеегипетского искусства.
15
Могущество Древнего Египта.
Комбинированный
Царь и его чиновники, писцы, пирамидальное устройство общества. Привилегированные и бесправные слои населения Древнего Египта. Превращение Египта в могущественную военную державу. Армия фараона. Войны и завоевания. Фараоны и покоренные народы.
Характеризовать особенности власти фараона и порядок управления страной. Показывать на карте торговые пути и направления военных походов. Объяснять главные причины могущества и упадка Древнего Египта. Проводить сравнение систем власти в Древнем Египте и древней Месопотамии.
16
Верования древних египтян.
Комбинированный
Главные боги Древнего Египта. Миф об Осирисе и Исиде. Древнеегипетские храмы. Египетское жречество. Реформы фараона Эхнатона.
Называть особенности древнеегипетской религии. Рассказывать о пантеоне египетских богов. Объяснять, в чем заключается роль религии и жрецов в древнеегипетском обществе.
Тема 5. Восточное Средиземноморье в древности (3 часа)
17
Финикия-страна мореплавателей.
Изучение нового материала.
Финикийцы – торговцы и строители городов. Города финикийцев Тир, Сидон, Библ, Угарит. Жизнь в финикийских городах. Создание алфавита и его роль в истории культуры. Финикийская колонизация Средиземноморья. Финикийцы и название континента Европы.
Показывать на карте древние города и государства Восточного Средиземноморья. Рассказывать об особенностях государства и общественной жизни. Объяснять предпосылки и следствия финикийского алфавита.
18
Древняя Палестина.
Изучение нового материала.
Переселение древних евреев в Палестину, отношение с местным населением. Племенной союз Израиля. Борьба древних евреев с филистимлянами. Цари Израиля. Иерусалим. Храм Соломона.
Показывать на карте территорию Древней Палестины. Рассказывать о занятиях населения и об особенностях общественной жизни.
19
Библейские пророки.
Комбинированный
Ветхий Завет – часть Библии. Ветхозаветные сказания. Иудейский монотеизм. Библейские пророки Авраам, Ной. Илья, Моисей и десять заповедей. Сопоставление религии древних евреев с религиями Месопотамии и Древнего Египта.
Понимать значение термина иудаизм. Рассказывать о ветхом Завете. Объяснять значение перехода к монотеистической религии.
Тема 6. Великие военные империи Ближнего Востока (3часа)
20
Ассирийская империя.
Изучение нового материала.
Военная мощь ассирийцев. Цари-завоеватели. Жестокость ассирийцев к покоренным народам. Судьба столицы Ниневии как исполнение ветхозаветных пророчеств. Царские дворцы. Глиняная библиотека царя Ашшурбанапала. Гибель Ассирии.
Показывать территорию Ассирийской империи. Называть особенности государства и общества. Рассказывать о культуре Древней Ассирии, использую иллюстрации учебника.
21
Нововавилонское царство.
Комбинированный
Халдеи. Завоевания нововавилонских царей. Вавилонское пленение иудеев. Город Вавилон – «царь городов», символ могущества власти и смешения народов. Ветхозаветное повествование о Вавилонской башни. Вавилонские зиккураты. Висячие сады – одно из семи чудес света. Падение Вавилона.
Показывать на карте территорию Нововавилонского царства. Рассказывать об управлении государством, его подъеме и крушении. Рассказывать об основных памятниках культуры, используя иллюстрации учебника.
22
Древняя Персия – «страна стран».
Комбинированный
Кир великий, его завоевания, гибель в войне с массагетами. Дарий I во главе «страны стран». Устройство Персидской империи. Сатрапии. Учреждение государственной почты. Обновление денежной системы. Столицы персов. Народы в составе персидской империи. Зороастризм – религия древних персов.
Показывать на карте территорию Персидской державы. Объяснять, как она управлялась. Называть правителей державы, рассказывать об их политике. Называть причины падения Персидской державы.
Тема 7. Древняя Индия (2 часа)
23
Ранние цивилизации Древней Индии.
Изучение нового материала.
Труд и занятия древних жителей Индии. Дравиды. Первые города-государства, жизнь в них. Арии в Индии. Санскрит. Веды. Древние поэмы «Рамаяна» и «Махабхарата». Индуизм – религия древних индийцев. Карма. Йога. Знания древних индийцев, цифры, изобретения нуля, шахматы.
Показывать на карте территорию Древней Индии. Характеризовать условия жизни и занятия населения.
24
Как было устроено общество в Древней Индии. Новая религия.
Комбинированный
Варны и касты. Образ жизни представителей разных варн и каст. Возникновение буддизма. Жизнь Будды. Государство Маурьев. Дети в кастовой системе.
Понимать значение понятия каста. Рассказывать об устройстве Древней Индии, положении представителей различных каст. Объяснять какую роль играли идеи индуизма и буддизма в жизни индийцев.
Тема 8. Древний Китай (2 часа)
25
Первые китайские государства.
Изучение нового материала.
Объединение Китая. Первая Китайская империя, ее император Цинь Шихуанди. Устройство Китайской империи. Войны империи.
Показывать на карте территорию Древнего Китая. Понимать значение понятия империя. Характеризовать занятия и положение населения в Древнем Китае. Рассказывать о первых китайских государствах.
26
Древняя мудрость и изобретения китайцев.
Комбинированный
Великая Китайская стена. Китайские иероглифы, каллиграфия. Китайские мудрецы. Конфуций и его учение. Представления древних китайцев об устройстве мира. Изобретения и открытия древних китайцев. Великий шелковый путь. Обучение детей в Китае.
Объяснять значение понятие конфуцианство. Рассказывать о Конфуции иего учении. Объяснять, какое значение имели идеи конфуцианства в жизни китайского общества. Называть изобретения и культурные достижения древних китайцев.
Повторение (1 час)
27
Древний Восток.
Повторительно-обобщающий урок
Сравнительная характеристика политического и культурного развития цивилизаций Древнего Востока.
Называть основные отличия цивилизаций Древнего Востока. Сравнивать хозяйство, общество и государства. Называть изобретения и культурные достижения цивилизаций Древнего Востока. Высказывать суждения об их вкладе в мировую культуру.
Раздел III. Античность (39часов)
Часть 1. Древняя Греция (20 час)
Тема 9. Древнейшая Греция (5 часов)
28
Территория, природа и население Греции.
Изучение нового материала.
Эллада и Эллины. Области Греции. Земледелие и скотоводство. Бронзовый и железные века в истории Древней Греции.
Показывать на карте территорию Эллады. Сравнивать природные особенности Эллады и древневосточных государств. Рассказывать об условиях жизни и занятиях Древней Греции.
29
Боги и герои древних греков.
Комбинированный
Мифы и легенды эллинов о богах. Мифы о подвигах героев. Геракл. Персей. Значение примера героев в жизни древних греков.
Характеризовать верования древних греков. Рассказывать о пантеоне греческих богов. Объяснять значение религии в жизни Древней Греции. Объяснять значение термина миф. Рассказывать о мифологических героях Эллады. Объяснять, почему миф является одним из исторических источников. Раскрывать значение древнегреческой мифологии в мировой культуре.
30
Первые государства на Китае. Минойская цивилизация.
Изучение нового материала.
Дворец в Кноссе. Раскопки на Крите. Минойская культура.
Показывать по карте территорию государств на острове Крит. Рассказывать о занятиях населения. Описывать сохранившиеся памятники истории и культуры минойского периода.
31
Ахейская Греция.
Изучение нового материала.
Города - государства Тиринф, Пилос, Микены. Войны и воины-ахейцы. Дорийское завоевание и гибель ахейской (микенской) цивилизации.
Показывать по карте территорию государств. Рассказывать об особенностях государства и общества. Описывать сохранившиеся произведения искусства.
32
Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея».
Изучение нового материала.
Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея».
Рассказывать о Гомере. Кратко пересказывать содержание поэм. На основании отрывков поэм объяснять отношение древних греков к богам и героям. Раскрывать значение поэм в мировой культуре.
Тема 10. Полисы Греции и древнегреческая демократия (4 часа)
33
Возникновение полиса.
Изучение нового материала.
Устройство древнего полиса-государства. Тирания. Аристократия и народ (демос). Войско полиса, гоплиты и фаланга. Метрополии и колонии.
Объяснять значение понятия полис. Показывать на карте греческие города-государства на побережье Понта Эвксинского.
34
Великая греческая колонизация.
Комбинированный
Великая греческая колонизация.
Объяснять значение понятий колонизация, метрополия. Показывать на карте направления греческой колонизации. Раскрывать значение колонизации.
35
Зарождение демократии в Афинах.
Изучение нового материала.
Господство знати. Законодательство Солона, установление разрядов афинских граждан. Реформы управления в Афинах. Тирания Писистрата, ее свержение. Реформы Клисфена.
Понимать значение термина демократия. Рассказывать, почему возникли и в чем проявлялись демократические порядки в Афинах. Объяснять, понятие гражданин, приводить примеры гражданских поступков.
36
Древняя Спарта.
Комбинированный
Возникновение Спартанского государства. Жители Спарты. Реформы Ликурга. Общественное устройство Спарты. Граждане и неграждане. Спартанская семья. Воспитание детей и молодежи в Спарте. Лаконичность.
Объяснять значение понятия олигархия. Давать сравнительную характеристику общественно-политического устройства Афин и Спарты. Рассказывать, каким образом спартанское воспитание, определять свое отношение к нему. Объяснять причины и итоги войн, которые вели древнегреческие государства между собой.
Тема 11. Победа греческой демократии над восточной деспотией (2 часа)
37
Начало Греко-персидских войн.
Изучение нового материала.
Битва при Марафоне.
Показывать на карте основные сражения. Раскрывать цели сторон в военных действиях и определять свое отношение к ним. Составлять схему военных действий в битве при Марафоне. Объяснять значения сражения.
38
Окончание Греко-персидских войн.
Комбинированный
Нашествие персидских войск на Элладу. Поход персидского царя Ксеркса. Битва у Фермопил. Афинский флот. Саламинское сражение. Битва при Платеях и Микале. Результаты Греко-персидских войн. Причины и историческое значение победы греков.
Рассказывать о нашествии персидских войск на Элладу по плану, предложенному учителем. Рассказывать об основных сражениях. Приводить примеры героизма участников войн. Объяснять причинны и значение победы эллинов.
Тема 12. Расцвет Греции (5 часов)
39
Афины при Перикле.
Изучение нового материала.
Вождь Афинской демократии Перикл. Народное собрание. Должностные лица. Суд. Граждане Афин и переселенцы (метеки). Военная сила Афин. Рабство в Афинах.
Составлять характеристику Перикла как исторического деятеля. Характеризовать афинскую демократию при Перикле. Сравнивать Афины в период правления Перикла с предшествующим временем. Объяснять причины расцвета Афинского государства.
Составлять рассказ об акрополе по плану, предложенному учителем. Называть выдающихся архитекторов и скульпторов, приводить примеры их произведений, узнавать и описывать их. Высказывать аргументированные оценочные суждения.
41
Философия, наука, образование.
Комбинированный
Философия, наука, образование.
Называть какие науки развивались и как. Особенности образования.
42
Олимпийские игры.
Изучение нового материала.
Спорт в жизни древних греков. Организация игр. Виды состязаний. Судьи. Олимпионики.
Объяснять значения Олимпийских игр в жизни Эллады. Описывать древнегреческие олимпиады. Сравнивать Олимпийские игры в Древнем мире с современными.
43
Жизнь в греческом городе.
Изучение нового материала.
Повседневная жизнь греков. Греческий дом. Одежда. Еда. День афинского гражданина. Как жили женщины и дети.
Отбирать информацию из источников, предложенных учителем, о повседневной жизни древних греков. Рассказывать о жизни взрослых, о о воспитании и образовании детей в различных государствах.
Тема 13. Упадок Греции. Рождение нового мира (3 часа)
44
Греция подчиняется Македонии.
Изучение нового материала.
Пелопоннесская война. Македонский царь Филипп и его завоевания. Македонская армия. Борьба греческих полисов против македонского завоевания. Битва при Херонее и ее последствия.
Показывать на карте расширение территории Македонии. Объяснять причины роста могущества Македонии. Рассказывать о завоевании македонянами греческих колоний-государств.
45
Александр Македонский и завоевания.
Комбинированный
Первые победы Александра. Поход в Малую Азию. Завоевание Сирии, Финикии, Египта. Разгром державы персов. Борьба народов Средней Азии против македонян. Индийский поход Александра.
Показывать на карте направление походов и территорию державы Александра Македонского. Составлять характеристику Александра Македонского как исторического деятеля. Объяснять причины распада державы Александра Македонского.
46
Мир после завоеваний Александра Македонского.
Комбинированный
Возникновение новых государств, Царство Селевкидов, царство Птолемеев в Египте, Македония, Пергам, Александрия Египетская. Фаросский маяк. Мусей. Александрийская библиотека. Наука и ученые.
Понимать значение термина эллинизм. Называть и описывать памятники культуры периода эллинизма.
Повторение (1 час)
47
Древняя Греция.
Повторительно-обобщающий.
Культурные достижения Древней Греции, и их значения для современности.
Рассказать о развитии наук, образовании в Древней Греции. Представлять описание произведений разных видов древнегреческого искусства , высказывая и аргументируя свои оценочные суждения. Объяснять, в чем состоит вклад древнегреческих обществ и мировое культурное наследие.
Часть 2. Древний Рим (19 часов)
Тема 14. Ранний Рим (5 часов)
48
Предшественники римлян.
Изучение нового материала.
Этруски.
Показывать на карте Апеннинский полуостров, называть племена, населявшие его. Показывать на карте местоположение древнейших государств. Рассказывать о жизни этрусков. Описывать произведения искусства этрусков.
49
Рим эпохи царей.
Комбинированный
Римская община, ее сравнение с греческим полисом. Гражданин римской общины, сочетание прав и обязанностей. Царь и знаки царской власти. Римский народ. Патриции и плебеи.
Рассказывать об условиях жизни и занятиях населения Древней Италии. Характеризовать управление Римом в царскую эпоху. Раскрывать значение понятий патриций, плебей.
Раскрывать значение понятий республика, консул, трибун, сенат. Объяснять, кому принадлежала власть в Римской республике, кто и почему участвовал в политической борьбе.
51
Римская семья: нравы и религия.
Комбинированный
Нравы древних римлян. Римская религия: высшие боги, хранители домашнего очага. Отношение римлян к богам и духам. Римские жрецы.
Называть особенности римской семьи, приводить примеры семейных отношений. На основании источников, предложенных учителем, описывать и давать оценку качествам, которые ценили древние римляне. Сравнивать верования древних жителей Италии и древних греков.
52
Рим завоевывает Италию.
Комбинированный
Войны с вольсками и этрусками. Нашествие галлов на Рим. Самнитские войны. Аппиева дорога. Пиррова война. Завершение истории ранней республики.
Показывать на карте расширение территории Рима, основные направления военных походов. Объяснять значение понятий стратег, легион. Описывать взаимоотношения римлян и покоренных народов. Объяснять изменения в обществе и государстве, происходящие в результате внешнеполитической экспансии римлян.
Тема 15. Поздняя республика (2 часа)
53
Пунические войны.
Комбинированный
Карфаген - могущественная держава Древнего мира. Причины Пунических войн. Битва при Каннах. Ганнибал. Сципион Африканский Старший. Третья Пуническая война и окончательное падение Карфагена.
Характеризовать причины и итоги войн Рима. Показывать на карте и описывать основные события Пунических войн. Составлять хронологическую таблицу войн и главных сражений. Высказывать свою оценку завоеваний древних римлян, раскрывать их значение и последствия.
54
Рим превращается в мировую державу.
Комбинированный
Завоевание Греции и Македонии Римом. Превращение Рима в мировую державу. Римские провинции.
Показывать на карте владения Римской империи. Рассказывать, как строились отношения между Римом и провинциями. Объяснять изменения в обществе и государстве, происходящие в результате превращения Рима в мировую державу.
Тема 16. Гражданские войны в Риме. Гибель республики (4 часа)
55
Земельные реформы братьев Гракхов.
Комбинированный
Земельный закон Тиберия Гракха. Судебная реформа Гая Гракха. Римские всадники. Деятельность Гая Гракха по созданию римских колоний за пределами Италии.
Объяснять значения понятия реформа. Рассказывать, как изменялось положение крестьян и других свободных людей в Древнем Риме. Объяснять причины и результаты реформ. Рассказывать о судьбе братьев Гракхов. Давать оценку их деятельности.
56
Рабство в Древнем Риме.
Комбинированный
Источники рабства. Положение рабов. Занятия рабов. Гладиаторы. Восстание Спартака.
Объяснять, как изменялось положение рабов в Древнем Риме. Сравнивать положение рабов и роль рабства в жизни древневосточных обществ, Древней Греции и Древнего Рима. Высказывать суждения о влиянии рабства на древнеримское общество. Разрабатывать краткосрочные проект на темы: «Поход Спартака в Альпы», «Красс против Спартака».
57
Гибель Римской республики.
Комбинированный
Гай Марий и Корнелий Сулла. Проскрипции. Внешние войны. Первый триумвират и его распад.
Объяснять значение понятий император, диктатор. Рассказывать о политической жизни Рима, называть причины упадка республики.
58
Диктатура Юлия Цезаря
Комбинированный
Гай Юлий Цезарь – историческая личность и легенда. Мартовские иды, гибель Цезаря.
Составлять характеристику Цезаря как исторического деятеля. Сравнивать изменения в политической и общественной жизни в условиях диктатуры Цезаря с предшествующим периодом.
Тема 17. Возникновение и расцвет Римской империи (5 часов)
59
Рим становится империей.
Комбинированный
Первый император Рима Октавиан Август. Единовластие Августа. Расширение Римской империи. Первые столкновения римлян с германцами. Век «золотой латыни», поэма Вергилия «Энеида», Гораций, Меценат.
Раскрывать значение понятия империя. Сравнивать правление Цезаря и Августа. Давать оценку изменениям, произошедшим в государстве.
60
Преемники императора Августа.
Комбинированный
«Кровавые императоры» Тиберий, Калигала, Нерон. Флавии – строители империи. Колизей. Гибель Помпеи. Быт и нравы римской аристократии эпохи империи.
Рассказывать о политической жизни в Риме, давать характеристику преемникам Августа. Составлять хронологическую таблицу важнейших событий.
61
Возникновение христианства.
Комбинированный
Восточные боги в Риме. Митра. Рим и Иудея. Исторические свидетельства об Иисусе Христе. Евангельская история Иисуса Христа. Апостолы. Первые общины христиан. Возникновение церкви.
Понимать значение термина христианство. Раскрывать значение понятий Новый /Завет, Евангелие, святой, мученик. Объяснять, в чем заключается предпосылки распространение христианства в Риме, рассказывать о судьбе первых христиан в Риме.
62
«Золотой век» Римской империи.
Комбинированный
Император Траян. Война с даками. Марк Аврелий: философ на троне. Рим – столица империи. Архитектура и строительное искусство римлян. Пантеон.
Рассказывать о культурной жизни в Древнем Риме. Составлять описание архитектурных памятников, произведений древнеримского искусства, используя текс и иллюстрации учебника. Высказывать суждения о вкладе древних римлян в культурное наследие человечества.
63
Римляне в повседневной жизни.
Комбинированный
Лицо императорского Рима. Портрет. Жилища римлян. Одежда, еда и питье. Бани. Римская школа. Дети в семье и в школе, игры и игрушки римских детей.
Описывать жизнь римлян, принадлежность к различным слоям общества, по плану, предложенному учителем. Сравнивать повседневную жизнь древних римлян и древних греков.
Тема 18. Поздняя империя (2 часа)
64
Римская империя в 3- начале 4 века.
Комбинированный
Солдатские императоры. Распад единой империи, тяжелое положение населения империи. Константин I Великий. Константинополь – новая столица империи. Христианская церковь во времена Константина Великого. Первый Вселенский собор в Никее. Символ веры. Разделение империи на Западную и Восточную.
Показывать на карте границы Римской империи, границы Западной и Восточной частей империи после ее разделения. Рассказывать о жизни разных слоев общества. Характеризовать изменения, происходящие в жизни рабов.
Показывать на карте направления переселений варварских племен и их вторжение на территорию Римской империи. Называть и объяснять причины падения Западной Римской империи.
Повторение (1час)
66
Древний Рим.
Повторительно-обобщающий.
Политическое и правовое наследие Древнего Рима, его значение для современности.
Понимать значение терминов политика, право. Называть основные достижения римлян в сфере политики и права. Приводить примеры, показывающие воздействие римского наследия на современную жизнь.
Итоговое повторение (4 часа)
67-68
Итоговое повторение курса «История Древнего мира»
Повторительно-обобщающий
Времен связующая нить. Что нас связывает с историей Древнего мира. Наследие Древнего мира – фундамент современной цивилизации.
Сравнивать положение человека и общественно-политическую жизнь в античном и в современном мире. Приводить примеры влияния древневосточного и античного наследия на современную общественную, политическую жизнь и культуру. Высказывать аргументированные суждения о личностных качествах человека, которые высоко ценились в Древнем мире.
69
Итоговая контрольная работа по курсу «История Древнего мира»
Контрольная работа
Времен связующая нить. Что нас связывает с историей Древнего мира. Наследие Древнего мира – фундамент современной цивилизации.
Сравнивать положение человека и общественно-политическую жизнь в античном и в современном мире. Приводить примеры влияния древневосточного и античного наследия на современную общественную, политическую жизнь и культуру. Высказывать аргументированные суждения о личностных качествах человека, которые высоко ценились в Древнем мире.
70
Итоговое повторение курса «История Древнего мира»
Урок-игра
Времен связующая нить. Что нас связывает с историей Древнего мира. Наследие Древнего мира – фундамент современной цивилизации.
Сравнивать положение человека и общественно-политическую жизнь в античном и в современном мире. Приводить примеры влияния древневосточного и античного наследия на современную общественную, политическую жизнь и культуру. Высказывать аргументированные суждения о личностных качествах человека, которые высоко ценились в Древнем мире.
Литература:
- Уколова В.И. История. Древний мир. 5 класс: учебник для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе. – М.: Просвещение, 2014 г.
- Уколова В.И. История. Древний мир. 5 класс. Тетрадь-тренажер – М.: Просвещение, 2014 г.
- Уколова В.И. История. Древний мир. 5 класс. Тетрадь-экзаменатор – М.: Просвещение, 2014 г.
- Уколова В.И. История. Древний мир. 5 класс. Поурочное тематическое планирование – М.: Просвещение, 2014 г.
- Арсланова О.В. Универсальные поурочные разработки по истории Древнего мира. – М.: Вако, 2011 г.
- Драхлер А.Б. Кроссворды по истории Древнего мира. – М.: Вако, 2005 г.
- Мартьянова О.А. История Древнего мира. 5 класс. Интерактивные методические материалы. – М: Планета, 2012 г.
- Папченкова И.В. Уроки истории с применением ИКТ. 5 класс. Методическое пособие с электронным приложением. – М: Планета, 2012 г.