Цели викторины: изучить период правления Петра Великого.
Задачи:
Образовательная
Учащиеся должны иметь общее и полное представление об эпохе правления Петра I, основных политических, культурных, социально-экономических преобразованиях этого времени, внешней политике, народных движениях и восстаниях
Воспитательная
Формировать личностное (эмоционально-ценностное) отношение к характеру и преобразовательным планам Петра I, процессу изживания прежних устоев, обычаев и порядков, к введению в жизнь российского общества новых элементов
Развивающая
Способствовать осуществлению учащимися самостоятельного поиска ответов на поставленные вопросы, осмыслению действительности первой четверти XVIII века, выявлению ими причинно-следственных связей: объяснению причин различных событий этого времени и их исторического значения
Практическая
Содействовать закреплению учащимися исторического материала для дальнейшего их использования при написании контрольной работы – завершающего этапа изучения раздела «Россия при Петре I»
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Путешествие в прошлое. Эпоха Петра I»
МБОУ «Масловопристанская средняя общеобразовательная школа
Шебекинского района Белгородской области»
Викторина по истории России
«Путешествие в прошлое. Эпоха Петра I»
Учитель истории и обществознания
Слядзевская Ирина Сергеевна
Викторина по истории России
Тема – «Путешествие в прошлое. Эпоха Петра I»
Цели викторины: изучить период правления Петра Великого.
Задачи:
Образовательная
Учащиеся должны иметь общее и полное представление об эпохе правления Петра I, основных политических, культурных, социально-экономических преобразованиях этого времени, внешней политике, народных движениях и восстаниях
Воспитательная
Формировать личностное (эмоционально-ценностное) отношение к характеру и преобразовательным планам Петра I, процессу изживания прежних устоев, обычаев и порядков, к введению в жизнь российского общества новых элементов
Развивающая
Способствовать осуществлению учащимися самостоятельного поиска ответов на поставленные вопросы, осмыслению действительности первой четверти XVIII века, выявлению ими причинно-следственных связей: объяснению причин различных событий этого времени и их исторического значения
Практическая
Содействовать закреплению учащимися исторического материала для дальнейшего их использования при написании контрольной работы – завершающего этапа изучения раздела «Россия при Петре I»
Форма проведения мероприятия – викторина
Инструментарий:
Карточки
Кроссворды
Литература для учителя
Литература для учащихся
1.
История России: Конец XVI – XVIII век: Учебник для 7 кл. общеобразовательных учреждений/ А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. – М.: Просвещение, 2004. – 240 с.
1.
История России: Конец XVI – XVIII век: Учебник для 7 кл. общеобразовательных учреждений/ А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. – М.: Просвещение, 2004. – 240 с.
2.
А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. Программа по истории России для 6 – 9 классов/ Программы общеобразовательных учреждений. История. Обществознание. 5 - 11 кл. – М.: Просвещение, 2007. – 128 с.
2.
Научно-популярные энциклопедии
3.
Серов Б. Н., Соловьев К. А. Поурочные разработки по истории России: конец XVI – XVIII век. 7 класс. – М.: ВАКО, 2006. – 208 с.
Организационный план мероприятия Время
Предварительная организация класса (Оргмомент) 2
Вступительное слово ведущего 2
Приветствие 4
Разминка 7
Конкурс капитанов 5
Основная часть викторины 15
Подведение итогов 5
Предварительная работа. На этапе подготовительной работы учащимся 7 «Г» класса на уроке истории (25.02.) было предложено провести викторину по теме «Путешествие в прошлое: эпоха Петра I» в связи с завершением изучения раздела учебника «Россия при Петре I». Данное внеклассное мероприятие являлось бы хорошей подготовкой к предстоящей контрольной работе. Предложение о проведении викторины было встречено единогласным одобрением.
Коллективное планирование. На данном этапе началось составление предполагаемых вопросов и поиск ответов на них. Детям было дано задание повторить весь пройденный материал учебника по периоду правления Петра I. Учащиеся также попросили посоветовать какую-либо дополнительную литературу. Мною была порекомендована энциклопедия издательства «Аванта Плюс», а также в связи с тем, что некоторые дети уже достаточно хорошо владеют навыками работы на персональном компьютере, учащимся было порекомендовано использование Интернет-ресурсов. Поступили предложения о форме проведения викторины. Рассматривались два варианта: викторина в рамках одного класса и викторина-турнир между командами двух седьмых классов – 7 «Г» и 7 «В». Посоветовавшись с другими учителями истории, было решено провести мероприятие лишь в рамках одного класса. Датой проведения викторины была выбрана среда 4 марта. Далее был намечен круг вопросов для самостоятельного рассмотрения учащимися: детство и начало правления Петра, Азовские походы, Великое посольство, Северная война, экономические и политические реформы, народные движения петровской эпохи, культура и быт России.
Коллективная подготовка дела. Было принято решение сформировать три команды, критерием отбора учащихся в команды было выбрано их постоянное рассаживание по рядам. В целом на каждом ряду сидели достойные «противники», обладающие достаточным уровнем знаний. Командам было предложено выбрать своих капитанов. Был составлен конкретный план проведения викторины:
Вступительная речь ведущего.
Приветствие.
Разминка.
Конкурс капитанов.
Творческое задание.
Основная часть мероприятия
Подведение итогов.
Проведение мероприятия.
Ведущий: Здравствуйте, дорогие ребята! Мы сегодня собрались здесь для того, чтобы совершить своеобразное увлекательное путешествие в прошлое, в эпоху правления Петра I. И проведем мы с вами сейчас для этого не менее интересное и увлекательное мероприятие, которое в итоге покажет, кто же из вас имеет более полное представление об этом неоднозначном, переломном и противоречивом периоде российской истории. И активную помощь в подведении этих итогов нам окажет наше компетентное жюри. Идет представление жюри. Прошу поаплодировать нашим сегодняшним «судьям».
Звучат аплодисменты
Ведущий: Я вижу, что вы уже готовы начать наше сегодняшнее интеллектуальное состязание. Мы непременно начинаем! И для начала давайте займемся приветствием. Команды, представьтесь, пожалуйста!
Капитаны каждой из трех команд по очереди встают, называют название собственной команды, представляют каждого ее члена и представляются сами.
Ведущий: Отлично! Приветствие команд окончено. И теперь нас ждет первый конкурс – разминка.
Каждой команде предлагается по одному кроссворду, состоящему из 11 слов. Участники в течение 7 минут решают кроссворд, разгадывают ключевое слово и пишут в специально указанном месте листка, что оно означает. По истечению отведенного времени кроссворды представляются на проверку жюри. За каждое правильно разгаданное слово дается 1 балл. За правильное и полное написание значения ключевого слова – 3 балла.
Задания к кроссворду (в скобках даны ответы):
Название Немецкой слободы в Москве (Кукуй)
Мыс, у которого русский флот одержал первую крупную морскую победу (Гангут)
Река, на которой был построен Санкт-Петербург (Нева)
Страна, выступившая на стороне России в Северной войне после Полтавской битвы (Пруссия)
Город, у которого состоялось самое крупное сухопутное сражение Северной войны (Полтава)
Эти органы центральной власти заменили коллегиями (Приказы)
Так прозвал народ Петра, когда он приказал снимать с церквей колокола и переплавлять их в пушки (Антихрист)
Украинский предатель, перешедший на сторону шведского короля (Мазепа)
Ситуация, сложившаяся в России после смерти царя Федора, когда правили два брата – Иван и Петр (Двоецарствие)
Остров, у которого русский флот разбил англо-шведскую эскадру (Гренгам)
Главный город-порт и торговый центр на юге России (Астрахань)
Ключевое слово – Кунсткамера (первый в России музей, учреждение для хранения редкостей, разнообразных коллекций).
Ведущий: Итак, первый конкурс пройден. Жюри, огласите результаты.
Жюри оглашает результаты конкурса
Ведущий: Дорогие ребята – участники команд, а давайте проверим, правильно ли вы выбрали своих капитанов. Конкурс капитанов! Капитанов прошу выйти к доске.
Капитаны выходят к доске, получают задание составить хронологическую таблицу событий Северной войны. На выполнение задания дается 5 минут. Пока капитаны выполняют свои задания, остальным членам команды раздаются карточки, каждая из которых содержит по 5 дат. Команды должны написать, какие события произошли в это время. Как в случае с капитанами, так и остальными членами команд, за одну правильно написанную дату присуждается 1 балл. По истечению отведенного времени жюри проверяет задания и выносит решение.
Хронологическая таблица событий Северной войны:
1699 год – Заключение Северного союза
1700 год – Начало войны, сражение под Нарвой
1703 год – Основание Санкт-Петербурга
1705 год – Введение рекрутской повинности
28.09. 1708 года – Битва у деревни Лесной
27.06. 1709 года – Полтавская битва
1711 год – Прутский поход
27.07. 1714 года – Гангутское сражение
1716 год – Принятие воинского устава
27.07. 1720 года – Морское сражение у острова Гренгам
1721 год – Ништадтский мир
Даты, данные другим участникам:
1708 год – Областная реформа
1711 год – Учреждение Сената
1714 год – Указ о единонаследии
1718-1720 годы – Введение коллегий
1722 год – Принятие Табели о рангах
Ведущий: Вот и второй конкурс завершился. Жюри, огласите результаты.
Жюри оглашает результаты
Ведущий: Ну а теперь время творческого конкурса – конкурса красноречия. Команды, выберите по одному человеку.
Из каждой команды выходит по одному человеку, им дается задание подумать в течение 2 минут об их видении роли Петра I в русской истории. После раздумий каждый участник отвечает на вопрос. Максимум за ответ присуждается 5 баллов. Жюри оценивает конкурс.
Ведущий: Теперь время основной и не менее занимательной части нашей сегодняшнего мероприятия.
На столе раскладывается 30 листков, на каждом из которых написан 1 вопрос. Участники команд по очереди тянут листки и коллективно обдумывают ответ на него. На раздумывание над одним вопросом дается 30 секунд. После этого любой участник команды по ее выбору дает ответ на вопрос. За каждый правильный ответ присуждается 1 балл. Конкурс заканчивается за 5 минут до звонка.
Вопросы к основной части:
Чьим сыном был Петр I?
В чем суть двоецарствия, сложившегося после смерти царя Федора?
Куда выехал Петр с матерью после провозглашения Софьи регентшей?
Назовите причины Азовских походов Петра I.
Почему первый Азовский поход увенчался неудачей?
Назовите итоги Азовских походов.
Каковы были цели Великого посольства?
Почему Петр I был вынужден вернуться из заграницы раньше намеченного срока?
Назовите причины Северной войны.
Назовите союзников России в Северной войне.
Чем завершилось сражение под крепостью Нарва?
Какие меры принял Петр I для реорганизации русской армии?
Против кого был направлен Прутский поход?
Чем завершился Прутский поход?
Перечислите итоги Ништадского мира
Назовите функции Сената.
В чем суть принятия Табели о рангах?
В чем суть церковной реформы?
Какое учреждение с 1721 года стало управлять церковными делами?
Кто являлся лидером противников петровских преобразований?
Перечислите основные моменты состояния экономики России на рубеже XVII-XVIII веков.
В чем заключалась главная особенность экономической политики Петра I?
Что такое меркантилизм?
Что такое протекционизм?
Какие нововведения были приняты в сельском хозяйстве России во времена правления Петра I?
Каково значение налоговой реформы Петра I?
Назовите основные причины народных восстаний первой четверти 18 века.
Какие научные достижения петровской эпохи вы знаете?
Что приказал делать Петр I, чтобы заставить дворян учиться и получать образование?
В чем заключались основные перемены в русском быте?
Ведущий: Ну что же, вот и все конкурсы викторины завершены. Настало время подвести общие итоги. Жюри, скажите нам, пожалуйста, какая же из команд сегодня была лучше всех.
Жюри подводит общий итог. Происходит объявление команды-победителя викторины. Каждый член победившей команды получает «5» по уроку истории.
Ведущий: Вот и выявлены наши сегодняшние победители. Поздравляю с победой! Ну, вот на этом наше мероприятие и заканчивается. Спасибо за внимание и активную работу. Удачного вам написания контрольной работы!
Происходит награждение победителей – выставление заслуженных оценок в ученические дневники. Участники мероприятия высказывают свои впечатления, поздравляют победителей. Затем все расходятся.