Просмотр содержимого документа
«Проект с применением информационных технологий на тему : «История моей семьи» »
МКОУ ООШ д.Уфа - Шигири
Проект
с применением информационных технологий
на тему :
«История моей семьи»
Провела: учитель истории и обществознания
Костюкевич Наталья Владимировна
2014г.
Цели:
Образовательная: познакомить детей с семьей, как частицей рода, в которой сливаются мысли, традиции и культура народа.
Воспитательная: воспитывать интерес и любовь к семейным традициям.
Развивающая: развитие творческой активности, умение работать с пословицами, развитие речи.
Гипотеза: каждый человек должен знать историю своей семьи.
Актуальность: проблема изучения своей семьи.
Учебная дисциплина – история.
Учебные дисциплины, близкие к теме проекта – литература, ИЗО, обществознание.
Возраст учащихся: 11 лет – 6 класс.
Состав проектной группы: 8 человек.
Тип проекта – творческий
Медиапродукт – презентационное сопровождение урока (среда POWER POINT) –проектные работы учащихся.
ТСО: интерактивная доска, проектор, компьютер.
Оборудование: выставка работ на тему “История моей семьи”, выставка рисунков « Герб моей семья».
Руководитель проекта: Костюкевич Н.В.
Задачи проекта:
Учащиеся должны:
—понимать цели данной темы;
— рассказывать о жизни семьи по фотографиям;
— называть по именам (отчествам, фамилиям) членов своей семьи;
— рассказывать об интересных событиях в жизни своей семьи;
— оценивать значение семьи для человека и общества.
В ходе выполнения проекта дети с помощью взрослых учатся:
— отбирать из семейного архива фотографии членов семьи во время значимых для семьи событий;
— интервьюировать членов семьи;
— оценивать значение семейных альбомов для укрепления семейных отношений;
— составлять экспозицию выставки;
— оценивать результаты собственного труда и труда товарищей.
Вопросы проекта:
История семьи.
Семейные праздники и традиции.
Произведения о семье. Подборка рассказов, стихов, пословиц.
Составление генеалогического древа семьи.
Фотографии на тему: «Моя семья». Рисунки на тему: « Герб моей семьи».
Аннотация.
Данный проект имеет большую значимость в рамках школы, актуален, влияет на всестороннее развитие личности обучающихся в современном информационном обществе.
Проект способствует лучшему усвоению материала и развитию навыков сопоставления, классификации, анализа и синтеза.
В рамках проекта дети обучаются современным ИКТ-технологиям, знакомятся с историей семьи, учатся работать с дополнительной литературой и применением полученных знаний на практике.
Задачи урока:
1. Способствовать формированию положительного отношения к семье, дому.
2. Расширить представление о семье, добре, любви к ближнему.
3. Способствовать воспитанию у детей чувства гордости за свою семью.
4. Формировать коммуникативные навыки, умения принимать коллективные решения.
5. Совершенствование умения доказывать, обобщать, делать выводы.
6. Развитие эмоциональной сферы личности ребёнка.
Ход урока
1. Орг.момент
Классный руководитель: Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня наш разговор о семье и о взаимоотношении в ней, о семейных праздниках и традициях. Наша семья – это самые близкие люди, которые помогут в трудную минуту, и будут радоваться твоим успехам больше всех на свете.
2. Знакомство с темой
Семья – самое главное в жизни человека. Всё самое доброе, родное, надёжное сосредоточено в семье. И как человек не может жить без дома, так он не может жить без семьи. В России сегодня 42 миллиона семей. У каждого слово «семья» наполнено своим, особенным смыслом. Именно в семье нас ждут, любят, ценят. Именно в семье мы учимся уважению, заботе, ответственности и любви. Сегодня проблема изучения своей семьи особенно актуальна, потому что современные семьи теряют связь поколений, мало знают о своих предках.
Когда у тебя есть близкие родные люди, есть семья-это огромное счастье! За урок мы должны построить дом, посадить дерево, как принято на Руси.
– Как вы думаете, какая семья самая большая?
– Президент России Владимир Путин подписал указ о награждении Татьяны Николаевой орденом Почета. Награда присуждена за воспитание 27 детей. Скоро исполнится ровно 20 лет с тех пор, как Николаевы — Татьяна Евгеньевна и Сергей Иванович — взяли в семью первых пятерых сирот...
– А самая маленькая?
– Семьи все разные. А чем они отличаются? Конечно своими привычками, укладом, обычаями, атмосферой, традициями. Традициями, которые передаются из поколения в поколение. Человек рождается на свет, растёт, задумывается: Кто я? Откуда я? Откуда мои корни?
Практическая работа.№1
3.Рассказы детей о семьях. Дети собирают коллаж.
(Прикрепляют фотографию своей семьи на доску, подписывают их.)
Сегодня на уроке вы представите презентацию своего проекта. Что вы могли бы рассказать про свою семью? Из кого она состоит? Семейные праздники и традиции.
Чем любят заниматься члены вашей семьи? Какая роль принадлежит вам? Какая ваша семья?
Ребята рассказывают стихи о семье, которые подготовили.
Стихотворение.
В семейном кругу мы с вами растём!
Основа основ – родительский дом!
В семейном кругу все корни твои,
И в жизнь ты выходишь из семьи!
Пусть все к лучшему преобразуется,
В наших душах, на нашей земле!
Человек – он в семье формируется,
Идёт подготовка к жизни в семье.
*********
А дом заставленный добром, – еще не дом.
И даже люстра над столом, – еще не дом.
И на окне с живым цветом – еще не дом.
Когда вечерняя сгустится темнота,
Так эта истина понятна и проста –
Что от ладоней до окна наполнен дом
Твоим теплом.
– О каком же тепле идет речь? Что же это за Истина, которая должна быть простой и понятной?
(Дети предлагают свои варианты ответов.)
Конечно, в ваших юных сердцах зарождается с детства и крепнет с годами чувство, лежащее в глубине души каждого, - это любовь к Дому своему. Рождение этой любви – тайна великая требующая размышлений. Поэтом к ней можно только прикоснуться и предпочесть путь неторопливых раздумий и вопросов Великое дело, когда рождаются в душе вопросы. А это уже труд Души.
4.Демонстрация проектных работ учащихся
-Издавна одной из традиций в семьях была традиция узнавать о своих предках, составлять свою родословную, генеалогическое дерево.
Незнание своих предков прежде приравнивалось к отсутствию образования.
Вам раньше приходилось когда – нибудь слышать слово «генеалогия»? В переводе с греческого оно означает «родословная». Значит, это наука, которая занимается поиском предков людей.
Практическая работа.№2
5.Оформление «Семейного дерева».
Каждый учащийся выбирает изображение яблока, читает слово и определяет, должно ли это присутствовать в семье или нет, если нужно, то прикрепляет яблоко на дерево.
1.Существует традиция называть детей в честь кого – то из членов семьи.
– Есть ли в нашем классе дети, которых назвали в честь кого-нибудь из родственников?
2.Во многих семьях есть традиция проведения отпусков и свободного времени.
Учащиеся рассказывают, как они проводят свободное время вместе с семьёй.
3.Заботиться о престарелых родителях – одна из замечательных традиций в наших семьях.
4.Существует традиция – собирать и хранить семейные фотографии.
– Ребята, поднимите руки, у кого дома есть такая традиция, собирать семейные альбомы?
5.Одна из распространённых русских традиций – традиция застолья.
За общим столом собирались гости, пели, хозяева потчевали их каким – либо кушаньем.
6.Отмечать семейные праздники – тоже традиция.
– Какие праздники отмечают в вашей семье?
Практическая работа. №3
7.Работа с пословицами
Игра. Составьте из данных слов пословицу о семье. ( Пословицы разделены на две части и ребята должны найти половинки пословиц и объяснить их значение)
1.На что клад, когда в семье лад.
2. Согласную семью и горе не берёт.
3. Дети не в тягость, а в радость.
4. Не та мать, что родила, а та, которая вырастила.
5. Семья сильна, когда над ней крыша одна.
6. При солнышке тепло, при матери добро.
7. Все за одного, а один за всех.
8. Братская любовь, крепче каменной стены.
8.Подведение итогов.
– Молодцы!
-Мы с Вами обязательно продолжим изучение темы о истории семьи.
-А сегодня в заключении нашего урока, давайте с вами споем все вместе песню о семье:
Где бы ни были мы, но по-прежнему
Неизменно уверены в том,
Что нас примет с любовью и нежностью
Наша пристань родительский дом.
И пускай наше детство не кончится,
Хоть мы взрослыми станем людьми,
Потому что родителям хочется,
Чтобы мы оставались детьми.
Поклонись до земли своей матери,
И отцу до земли поклонись,
Мы с тобою в долгу неоплаченном,
Свято помним об этом всю жизнь.
9.Оценка работ учащихся.
Заключение:
Гипотеза о том, что каждый человек должен знать историю своей семьи подтвердилась.
Дети научились работать с различными источниками информации. Сумели систематизировать данные о своей семье. Эта работа вызвала большой интерес не только у детей, но и у родителей. Этот интересный проект способствовал более близкому общению членов семьи, формировал коммуникативные умения детей, умения работать с книгами, фотографиями, семейными реликвиями.