Просмотр содержимого документа
«Природа и люди Древней Индии»
Класс: 5 Урок истории: ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА
Раздел: Древняя Индия и Китай.
Тема: Природа и люди Древней Индии.
Тип урока: Урок изучения нового материала
Вид урока: Урок-путешествие.
Цель урока: Познакомить обучающихся с новой страной – Индией, её природными особенностями, верованиями и занятиями населения Индии.
Дать Учащимся возможность самостоятельно находить необходимую информацию по теме урока, показать свои знания, через выполнения заданий.
Задачи урока:
формирование представлений о местоположении, природных условиях и занятиях жителей Древней Индии; познакомить с новыми терминами и понятиями
развитие картографических умений, восприятия, внимания, расширение кругозора; продолжить работу по формированию умения работать с историческим источником и учебником
воспитывать интерес к культуре и жизни народа другого государства.
Форма организации деятельности:
фронтальная,
индивидуальная
Структура урока
1. Организационный этап.
2. Повторение пройденного материала (работа с индивидуальными заданиями)
3. Изучение новой темы:
местоположение Индии;
природные условия Индии;
занятия жителей Древней Индии
верования индийцев.
4. Подведение итогов
5. Объяснение домашнего задания
Оборудование
учебник: Вигасин А.А. "История Древнего мира". Просвещение, 2011г;
компьютер;
мультимедийный проектор;
презентация, киноотрывок;
таблица для заполнения
отрывки из поэма «Махабхарата» для каждого ученика ;
раздаточный материал для каждого ученика для игры «Размытое письмо», «бутылка»
Методы
словесный,
наглядный,
практический.
Предполагаемый результат:
Освоение программного материала по теме "Природа и люди Древней Индии" учащимися класса.
Расширение кругозора.
Приобщение к достижениям древнеиндийской цивилизации.
Развитие навыков самостоятельной работы по историческим источникам.
ХОД УРОКА.
1.Организационныймомент.
1. Приветствие.
2. Актуализация знаний.
Учитель: Ребята, сегодня мы продолжим путешествовать по Древнему миру и познакомимся с древнейшей цивилизацией, но прежде давайте вспомним с какими государствами вы уже познакомились (учащиеся отвечают устно)
Молодцы! Вспомнили все ранее изученные страны Древнего мира.
Для того чтобы мы могли отправится в далекое путешествие вам необходимо выполнить задания.
Обратите внимание, у каждого из вас на столе лежит листок с тестами. У каждого из вас свой вариант .
Вам необходимо будет выполнить все задания.
Учитель объясняет особенности выполнения работы и др. Пожалуйста, в правом верхнем углу не забудьте указать своё имя и фамилию.
На выполнение задание вам дается 7 минут. После окончания работы положите карточку на край стола. В конце урока все листы будут собраны. На следующий урок вы узнаете свои оценки. Пожалуйста, приступайте к работе.
Итак, ребята наша работа подходит к концу. Попрошу всех отложить лист с заданием на край стола.
3.Мотивация.
Учитель. Молодцы. Я вижу, что все вы активно работали с заданиями по карточкам, и уверенна, что мы с вами можем отправлять в новое путешествие.
Поплывём мы с вами вот на этом корабле (слайд с кораблем)
Ребята, а как вы думаете, в какой из изученных нами ранее стран, мы могли купить этот корабль. (Финикия) и почему именно в этой стране?
Молодцы! Совершенно верно!
Но в какую страну мы отправимся на этот раз? На этот вопрос вы мне ответите сами, после просмотра видео (просмотр видео отрывка »)
Учитель: Как вы думаете, ребята, с историей какой страны мы начинаем знакомиться на этом уроке? (Дети отвечают:"Индия").
4.Подготовка к активному усвоению новых знаний .
Учитель: Верно! Тема нашего урока "Природа и люди Древней Индии" (Презентация - слайд №1 ).
На доске – карта Индии.
Вы уже знаете, о том, что у каждого государства были свои особенности. А какие же это особенности?
Как вы считаете, о чем мы с вами сегодня будем говорить на уроке?
Давайте попробуем составить план урока
(Дети сами высказывают предположения: «Где находится Индия, какие главные реки протекают по территории Индии, чем занимались жители Древней Индии»).
Молодцы! На доске появляется слайд с планом урока
Учитель: Сегодня нам предстоит разобрать такие вопросы в нашем путешествии: (Презентация - Слайд № 3) столы по 2 на путешествия:
ГПлан путешествия:
Географическое положение Древней Индии.
Природные особенности Индии.
Занятия населения Древней Индии.
Верования индийцев.
Внимание мы отправляемся в страну чудес (слайд №4) именно так называли её греки, а почему мы с вами попытаемся ответить в конце нашего путешествия.
II. Изложение нового материала.
Ребята, по ходу урока мы с вами будем заполнять таблицу, которая находится у каждого из вас на парте
Природа Индии
Реки
Горы
Леса
Почва
Растительность
Животные
Просо
Бобы
Рис
Пшеница
Хлопок
Сах.тростник и др.
Манго.
Бананы.
Орехи.
Апельсины.
Мандарины
Слоны,
верблюды,
лошади,
ослы,
куры и др.
Тигры,
львы,
леопарды,
обезьяны,
змеи и др.
В ходе заполнения таблицы – беседа, комментарии, сообщения
Итак, мы начинаем наше путешествие по Древней Индии.
Но для того, чтобы не заблудиться нам нужно знать, где находится эта страна, и уметь находить ее основные географические объекты. А для этого нам обязательно нужна карта. Обратите внимание. Она находится в учебнике на стр.92. А так же, у меня на доске.
1.Изучение нового материала:
Индия представляет собой огромный полуостров, почти материк. Полуостров - это часть суши, с трех сторон омываемая водой: морями, океанами. Он отделен от всего окружающего мира Индийским океаном и величайшим в мире горным хребтом — Гималаями.
Учитель: Вершины Гималаев сплошь покрыты льдами и снегами. Кстати, слово "Гималаи" означает "жилище снега". В Гималаях находится самая высокая на земле вершина. Джомолунгма – в переводе "поднебесное жилище богов". Древние индийцы верили, что на вершине горы обитают боги. Гималаи не дают проникнуть в Индию холодным ветрам с севера. Только немногие горные проходы, ущелья и долины соединяют эту страну с соседними государствами и народами. По земле Индии текут две великие реки - Ганг и Инд. Свое название страна получила от названия реки Инд.
Начало цивилизации в Индии относят к 3 тысячелетию до н.э., когда в долине Инда возникли великие города с высокой культурой и благоустройством — Мохенджо -Даро и Хараппа .
В начале 20 в. английские археологи обнаружили развалины этих городов.
Давайте попробуем вместе найти горы Гималаи на карте, кто желает нам их показать?
Верно!
Учитель: Вы уже знаете, что люди поселяются там, где есть реки. Почему? (ответы обучающихся) Верно!
"Индия никогда, говорят, не знала голода. Ведь каждый год там бывает по два дождливых сезона - один зимний, другой - летний:"
Учитель: Дожди в Индии идут часто, Гималаи не дают проникнуть в Индию холодным ветрам с севера. Именно поэтому в Индии влажно и очень жарко. Из-за этих особенностей климата большая часть территории страны покрыта непроходимыми лесами - джунглями.
Ребята, давайте отметим в наших табличках, то с чем мы уже познакомились!
Какие реки мы запишем в первый столбец?
Что за горы мы должны вписать во вторую ячейку?
Какая почва в Индии?
Итак, ребята, молодцы! Отложите на время таблицу в сторонку!
Подробнее о непроходимых лесах и их обитателях нам расскажет Матвей, пожалуйста! (стр. 97 п.2 и стр. 98 п 4)
Спасибо за рассказ, присаживайся на своё место!
Итак, ребята, что же мы узнали из рассказа?
- Какими фруктами мог питаться человек, который оставался ночевать в джунглях? бананами, плодами манго, кокосовыми орехами)
- Назовите представителей животного мира, обитавших в джунглях? - Чем опасны были джунгли? (ядовитыми насекомыми, змеями, разными хищными зверями)
Давайте пометим это в табличке!
Учитель: Человек, попавший в джунгли, не боялся умереть с голода. Здесь всегда можно найти еду, ведь в джунглях растут орехи, ягоды, бананы, манго, цитрусовые. Но в джунглях человека подстерегала опасность.
Там водится множество зверей и птиц. Здесь живут страшные тигры и пантеры, ловкие обезьяны, ядовитые змеи. Особенно индийцы боялись змей и старались их задобрить. Они раскладывали вокруг своих домов кусочки еды и говорили: "Угощайтесь, но нас не трогайте". Еще в Индии водился слон. Индийцы приручили слона. Он переносил тяжести и даже участвовал в сражениях- воины сидели на спине у слона и осыпали противника стрелами. У индийцев слон был одним из священных животных. Даже одним из главных богов был Ганеша, которого изображали с головой слона. Ребята, есть замечательная книга, в которой рассказывается о жизни джунглей. Эта книга называется "Маугли", её автор - Киплинг, по этой книге сняты фильмы, мультфильм. Советую вам прочитать её.
Физминутка:
Учитель: Давайте прогуляемся по джунглям. Повторяйте за мной движения:
заходим в сумерки джунглей и сначала ничего не видим, зажмуриваем глаза - открываем (несколько раз);
идем по тропинке ( ходьба на месте); стараемся высоко поднимать ноги - вдруг нам встретится змея (ходьба на месте с высоким подниманием бедра);
увидели птицу слева, справа (поворот головы влево вправо);
раздвигаем лианы на пути (разводим руками: правой, левой, двумя);
вот вышли из джунглей, увидели солнышко, улыбнулись ему и потянулись вверх руками (потягивания).
Учитель: Шли мы по джунглям, и вышли к поселку. Индийцы занимались охотой, собирательством, разводили скот. С особой любовью они относились к корове. Она давала молоко, из которого делали простоквашу, масло. А вот мяса коровы индийцы не ели, она считалась священным животным. Тот, кто убивал корову, считался преступником. Но главным занятием жителей Древней Индии было земледелие.
А сейчас мы с вами немного поиграем, игра называется «Верю - не верю».
Я буду сообщать вам дополнительную информацию о жизни древних индийцев. А вы мне будете говорить, верю или не верю. Если верите поднимаете обе руки вверх, если нет одну руку!
Один из путешественников, вернувшихся из загадочной Индии, рассказывал: Какая удивительная страна - Индия. Там на кустах растёт белая шерсть. Он видел своими собственными глазами: земледельцы срезают белую шерсть с кустов, и делают из неё красивые и прочные ткани:
Учитель: Верите? ( ответы) А на самом деле это был хлопчатники ткань, которую делают из хлопка
Учитель: А ещё в Индии научились добывать порошок из растений и он слаще мёда. Верите? Как думаете что это?(ответы) Конечно это сахар, его добывают из сахарного тростника.
Кроме пшеницы и ячменя, которые нам хорошо известны, жители Индии выращивают диковинные культуры, а какие мы сейчас узнаем.
А еще в Индии, как утверждают, путешественники есть дикое и злое растение! Попробовав которое, чувствуешь себя «огненным драконом»
Верите? Это перец!
В Индии прямо на воде растет одна диковинная культура! И дает прекрасные плоды! Верите! А, как вы думаете, что это! И пробовали ли вы когда то эту культуру? Конечно, это рис!
Молодцы!
ИТОГ.Учитель: Вот сколько чудесных растений произрастает в Индии. Давайте еще раз их перечислим и запишем их в нашу табличку!
Учитель: А знаете, некоторые индийцы ходили по улицам с метёлочками в руках. Как вы думаете, почему? Прочитайте ответ на стр.99. последний абзац параграфа. (читаем вслух)
Итак, почему же они ходили с метелкой и во что верили Индийцы?
Итог. Действительно, индийцы верили в переселение душ и относились ко всему живому с милосердием, что бы ни расплачиваться за своё плохое отношение к животным после смерти. Одним из главных богов в Индии был Ганеша, с головою слона.
Но были и другие Боги! И сейчас мы узнаем о них. (Сообщение «Сказание о Раме»)
Спасибо, Егор! Что же мы узнали из рассказа?
IV. Закрепление. Ну что же наше путешествие подходит к концу, но за бортом мы выловили бутылку, а в ней текст, так иногда моряки отправляли письма, но некоторые слова размыло, видимо в бутылку попала вода. Нужно восстановить это размытое письмо, у вас на это 4 минуты, задание есть на слайдах, а так же у вас на парте лежат листы «задание № 2») (выполнение задания) 3 минуты вставьте пропущенные слова.
Проверка правильных ответов
(Подведение итогов урока.
Ребята, а вы, помните на какой вопрос мы искали ответ в нашем путешествии.
Почему греки называли Индию страной чудес?
Кто же скажет, так ли это и почему они её так называли?
(Ответы учащихся)
ВЫВОД: Греки считали Индию страной чудес, потому что
-в Индии были благоприятные природные и климатические условия,
- плодородные земли;
- полноводные реки,
- защищенность от нападений врагов (Индийский океан, Гималаи);
- удивительные растения и животные.
К концу урока у нас получилась заполненная таблица, вложите, пожалуйста её себе в рабочую тетрадь. Нам она пригодится еще на следующих уроках!
V. Рефлексия Ребята, нам пора возвращаться, но давайте поднимем цветные паруса. Ведь без них нам не покинуть порт Индии.
Красный парус – если вам было интересно и всё удалось, жёлтый – было интересно, но не всё было понятно, синий – не узнали ничего интересного.
Итак, ребята, спасибо за внимание! Вижу паруса уже подняты! Молодцы!
VI. Домашнее задание. На слайде. Параграф 20-пересказ, задания в рабочей тетради.
Оценивание и комментарии.
Природа Индии
Реки
Горы
Леса
Почва
Растительность
Животные
.
Западная Азия в Древности.
Вариант – I
Выбери правильный ответ:
Междуречье располагалось между реками:
а) Нил и Евфрат, б) Тигр и Евфрат, в) Нил и Тигр, г) Инд и Ганг.
Укажите самого могущественного царя Вавилона, который правил с 1792 г. по 1750 г. до н.э.:
а) Крез, б) Ашшурбанапал, в) Дарий, г) Хаммурапи.
По законам Хаммурапи земледельцев за долги:
а) могли превратить в рабов пожизненно; в) не могли превратить в рабов;
б) могли превратить в рабов на 3 года; г) пороли кнутом.
Послание из бутылки! Вставьте слова, которые размыло водой
На территории Междуречья протекают реки _______________________и_________________________
Второе название государства Междуречье______________________________________________________________________________
В борьбе среди городов данного государства победил___________________________________________
На Восточном побережье Средиземного моря находится государство______________________________, из этого государства мы привезли множество невероятной красоты пурпурных тканей.
Крупными городами Двуречья были _______________________________и__________________________
А еще, посещая эту страну мы познакомились с особым письмом, в форме клинописных значков, оно называлось________________________________________.
Послание из бутылки! Вставьте слова, которые размыло водой
На территории Междуречья протекают реки _______________________и_________________________
Второе название государства Междуречье______________________________________________________________________________
В борьбе среди городов данного государства победил___________________________________________
На Восточном побережье Средиземного моря находится государство______________________________, из этого государства мы привезли множество невероятной красоты пурпурных тканей.
Крупными городами Двуречья были _______________________________и__________________________
А еще, посещая эту страну мы познакомились с особым письмом, в форме клинописных значков, оно называлось________________________________________.
Послание из бутылки! Вставьте слова, которые размыло водой
На территории Междуречья протекают реки _______________________и_________________________
Второе название государства Междуречье______________________________________________________________________________
В борьбе среди городов данного государства победил___________________________________________
На Восточном побережье Средиземного моря находится государство______________________________, из этого государства мы привезли множество невероятной красоты пурпурных тканей.
Крупными городами Двуречья были _______________________________и__________________________
А еще, посещая эту страну мы познакомились с особым письмом, в форме клинописных значков, оно называлось________________________________________.