kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Природа и люди Древней Индии

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок изучения нового материала по разделу "Древняя Индия и Китай". Урок-путешествие. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Природа и люди Древней Индии»

Класс: 5 Урок истории: ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА

Раздел: Древняя Индия и Китай.

Тема: Природа и люди Древней Индии.

Тип урока: Урок изучения нового материала

Вид урока: Урок-путешествие.

Цель урока: Познакомить обучающихся с новой страной – Индией, её природными особенностями, верованиями и занятиями населения Индии.

Дать Учащимся возможность самостоятельно находить необходимую информацию по теме урока, показать свои знания, через выполнения заданий.

Задачи урока:

  • формирование представлений о местоположении, природных условиях и занятиях жителей Древней Индии; познакомить с новыми терминами и понятиями

  • развитие картографических умений, восприятия, внимания, расширение кругозора; продолжить работу по формированию умения работать с историческим источником и учебником

  • воспитывать интерес к культуре и жизни народа другого государства.

Форма организации деятельности:

  • фронтальная,

  • индивидуальная

Структура урока

1. Организационный этап.

2. Повторение пройденного материала (работа с индивидуальными заданиями)

3. Изучение новой темы:

  • местоположение Индии;

  • природные условия Индии;

  • занятия жителей Древней Индии

  • верования индийцев.

4. Подведение итогов

5. Объяснение домашнего задания

Оборудование

  • учебник: Вигасин А.А. "История Древнего мира". Просвещение, 2011г;

  • компьютер;

  • мультимедийный проектор;

  • презентация, киноотрывок;

  • таблица для заполнения

  • отрывки из поэма «Махабхарата» для каждого ученика ;

  • раздаточный материал для каждого ученика для игры «Размытое письмо», «бутылка»

Методы

  • словесный,

  • наглядный,

  • практический.

Предполагаемый результат:

  1. Освоение программного материала по теме "Природа и люди Древней Индии" учащимися класса.

  2. Расширение кругозора.

  3. Приобщение к достижениям древнеиндийской цивилизации.

  4. Развитие навыков самостоятельной работы по историческим источникам.


ХОД УРОКА.

1.Организационныймомент.

1. Приветствие.

2. Актуализация знаний.

Учитель: Ребята, сегодня мы продолжим путешествовать по Древнему миру и познакомимся с древнейшей цивилизацией, но прежде давайте вспомним с какими государствами вы уже познакомились (учащиеся отвечают устно)

Молодцы! Вспомнили все ранее изученные страны Древнего мира.

Для того чтобы мы могли отправится в далекое путешествие вам необходимо выполнить задания.

Обратите внимание, у каждого из вас на столе лежит листок с тестами. У каждого из вас свой вариант .

Вам необходимо будет выполнить все задания.

Учитель объясняет особенности выполнения работы и др. Пожалуйста, в правом верхнем углу не забудьте указать своё имя и фамилию.

На выполнение задание вам дается 7 минут. После окончания работы положите карточку на край стола. В конце урока все листы будут собраны. На следующий урок вы узнаете свои оценки. Пожалуйста, приступайте к работе.

Итак, ребята наша работа подходит к концу. Попрошу всех отложить лист с заданием на край стола.

3.Мотивация.

Учитель. Молодцы. Я вижу, что все вы активно работали с заданиями по карточкам, и уверенна, что мы с вами можем отправлять в новое путешествие.

Поплывём мы с вами вот на этом корабле (слайд с кораблем)

Ребята, а как вы думаете, в какой из изученных нами ранее стран, мы могли купить этот корабль. (Финикия) и почему именно в этой стране?

Молодцы! Совершенно верно!

Но в какую страну мы отправимся на этот раз? На этот вопрос вы мне ответите сами, после просмотра видео (просмотр видео отрывка »)

Учитель: Как вы думаете, ребята, с историей какой страны мы начинаем знакомиться на этом уроке? (Дети отвечают:"Индия").

4.Подготовка к активному усвоению новых знаний .

Учитель: Верно! Тема нашего урока "Природа и люди Древней Индии" (Презентация - слайд №1 ).

На доске – карта Индии.

Вы уже знаете, о том, что у каждого государства были свои особенности. А какие же это особенности?

Как вы считаете, о чем мы с вами сегодня будем говорить на уроке?

Давайте попробуем составить план урока

(Дети сами высказывают предположения: «Где находится Индия, какие главные реки протекают по территории Индии, чем занимались жители Древней Индии»).

Молодцы! На доске появляется слайд с планом урока

Учитель: Сегодня нам предстоит разобрать такие вопросы в нашем путешествии: (Презентация - Слайд № 3) столы по 2 на путешествия:

ГПлан путешествия:

  • Географическое положение Древней Индии.

  • Природные особенности Индии.

  • Занятия населения Древней Индии.

  • Верования индийцев.

Внимание мы отправляемся в страну чудес (слайд №4) именно так называли её греки, а почему мы с вами попытаемся ответить в конце нашего путешествия.

II. Изложение нового материала.

Ребята, по ходу урока мы с вами будем заполнять таблицу, которая находится у каждого из вас на парте

Природа Индии


Реки

Горы

Леса

Почва

Растительность

Животные





Просо

Бобы

Рис

Пшеница

Хлопок

Сах.тростник и др.


Манго.

Бананы.

Орехи.

Апельсины.

Мандарины

Слоны,

верблюды,

лошади,

ослы,

куры и др.

Тигры,

львы,

леопарды,

обезьяны,

змеи и др.


В ходе заполнения таблицы – беседа, комментарии, сообщения


Итак, мы начинаем наше путешествие по Древней Индии.

Но для того, чтобы не заблудиться нам нужно знать, где находится эта страна, и уметь находить ее основные географические объекты. А для этого нам обязательно нужна карта. Обратите внимание. Она находится в учебнике на стр.92. А так же, у меня на доске.

1.Изучение нового материала:

Индия представляет собой огромный полуостров, почти материк. Полуостров - это часть суши, с трех сторон омываемая водой: морями, океанами. Он отделен от всего окружающего мира Индийским океаном и величайшим в мире горным хребтом — Гималаями.

Учитель: Вершины Гималаев сплошь покрыты льдами и снегами. Кстати, слово "Гималаи" означает "жилище снега". В Гималаях находится самая высокая на земле вершина. Джомолунгма – в переводе "поднебесное жилище богов". Древние индийцы верили, что на вершине горы обитают боги. Гималаи не дают проникнуть в Индию холодным ветрам с севера. Только немногие горные проходы, ущелья и долины соединяют эту страну с соседними государствами и народами. По земле Индии текут две великие реки - Ганг и Инд. Свое название страна получила от названия реки Инд.

Начало цивилизации в Индии относят к 3 тысячелетию до н.э., когда в долине Инда возникли великие города с высокой культурой и благоустройством — Мохенджо -Даро и Хараппа .

В начале 20 в. английские археологи обнаружили развалины этих городов.

Давайте попробуем вместе найти горы Гималаи на карте, кто желает нам их показать?

Верно!

Учитель: Вы уже знаете, что люди поселяются там, где есть реки. Почему? (ответы обучающихся) Верно!

"Индия никогда, говорят, не знала голода. Ведь каждый год там бывает по два дождливых сезона - один зимний, другой - летний:"

Учитель: Дожди в Индии идут часто, Гималаи не дают проникнуть в Индию холодным ветрам с севера. Именно поэтому в Индии влажно и очень жарко. Из-за этих особенностей климата большая часть территории страны покрыта непроходимыми лесами - джунглями.

Ребята, давайте отметим в наших табличках, то с чем мы уже познакомились!

Какие реки мы запишем в первый столбец?

Что за горы мы должны вписать во вторую ячейку?

Какая почва в Индии?

Итак, ребята, молодцы! Отложите на время таблицу в сторонку!

Подробнее о непроходимых лесах и их обитателях нам расскажет Матвей, пожалуйста! (стр. 97 п.2 и стр. 98 п 4)

Спасибо за рассказ, присаживайся на своё место!

Итак, ребята, что же мы узнали из рассказа?

- Какими фруктами мог питаться человек, который оставался ночевать в джунглях? бананами, плодами манго, кокосовыми орехами)

- Назовите представителей животного мира, обитавших в джунглях?
- Чем опасны были джунгли? (ядовитыми насекомыми, змеями, разными хищными зверями)

Давайте пометим это в табличке!

Учитель:  Человек, попавший в джунгли, не боялся умереть с голода. Здесь всегда можно найти еду, ведь в джунглях растут орехи, ягоды, бананы, манго, цитрусовые. Но в джунглях человека подстерегала опасность.

Там водится множество зверей и птиц. Здесь живут страшные тигры и пантеры, ловкие обезьяны, ядовитые змеи. Особенно индийцы боялись змей и старались их задобрить. Они раскладывали вокруг своих домов кусочки еды и говорили: "Угощайтесь, но нас не трогайте". Еще в Индии водился слон. Индийцы приручили слона. Он переносил тяжести и даже участвовал в сражениях- воины сидели на спине у слона и осыпали противника стрелами. У индийцев слон был одним из священных животных. Даже одним из главных богов был Ганеша, которого изображали с головой слона. Ребята, есть замечательная книга, в которой рассказывается о жизни джунглей. Эта книга называется "Маугли", её автор - Киплинг, по этой книге сняты фильмы, мультфильм. Советую вам прочитать её.

Физминутка:

Учитель: Давайте прогуляемся по джунглям. Повторяйте за мной движения:

  • заходим в сумерки джунглей и сначала ничего не видим, зажмуриваем глаза - открываем (несколько раз);

  • идем по тропинке ( ходьба на месте); стараемся высоко поднимать ноги - вдруг нам встретится змея (ходьба на месте с высоким подниманием бедра);

  • увидели птицу слева, справа (поворот головы влево вправо);

  • впереди увидели красивый цветок, понюхаем его (вытягивая шею вперед, втягиваем воздух носом);

  • раздвигаем лианы на пути (разводим руками: правой, левой, двумя);

  • вот вышли из джунглей, увидели солнышко, улыбнулись ему и потянулись вверх руками (потягивания).

Учитель: Шли мы по джунглям, и вышли к поселку. Индийцы занимались охотой, собирательством, разводили скот. С особой любовью они относились к корове. Она давала молоко, из которого делали простоквашу, масло. А вот мяса коровы индийцы не ели, она считалась священным животным. Тот, кто убивал корову, считался преступником. Но главным занятием жителей Древней Индии было земледелие.

А сейчас мы с вами немного поиграем, игра называется «Верю - не верю».

Я буду сообщать вам дополнительную информацию о жизни древних индийцев. А вы мне будете говорить, верю или не верю. Если верите поднимаете обе руки вверх, если нет одну руку!

Один из путешественников, вернувшихся из загадочной Индии, рассказывал:  Какая удивительная страна - Индия. Там на кустах растёт белая шерсть. Он видел своими собственными глазами: земледельцы срезают белую шерсть с кустов, и делают из неё красивые и прочные ткани:

Учитель: Верите? ( ответы) А на самом деле это был хлопчатники ткань, которую делают из хлопка

Учитель: А ещё в Индии научились добывать порошок из растений и он слаще мёда. Верите? Как думаете что это?(ответы) Конечно это сахар, его добывают из сахарного тростника.

Кроме пшеницы и ячменя, которые нам хорошо известны, жители Индии выращивают диковинные культуры, а какие мы сейчас узнаем.

А еще в Индии, как утверждают, путешественники есть дикое и злое растение! Попробовав которое, чувствуешь себя «огненным драконом»

Верите? Это перец!


В Индии прямо на воде растет одна диковинная культура! И дает прекрасные плоды! Верите! А, как вы думаете, что это! И пробовали ли вы когда то эту культуру? Конечно, это рис!


Молодцы!


ИТОГ.Учитель: Вот сколько чудесных растений произрастает в Индии. Давайте еще раз их перечислим и запишем их в нашу табличку!

Учитель: А знаете, некоторые индийцы ходили по улицам с метёлочками в руках. Как вы думаете, почему? Прочитайте ответ на стр.99. последний абзац параграфа. (читаем вслух)

Итак, почему же они ходили с метелкой и во что верили Индийцы?


Итог. Действительно, индийцы верили в переселение душ и относились ко всему живому с милосердием, что бы ни расплачиваться за своё плохое отношение к животным после смерти. Одним из главных богов в Индии был Ганеша, с головою слона.

Но были и другие Боги! И сейчас мы узнаем о них. (Сообщение «Сказание о Раме»)

Спасибо, Егор! Что же мы узнали из рассказа?


IV. Закрепление. Ну что же наше путешествие подходит к концу, но за бортом мы выловили бутылку, а в ней текст, так иногда моряки отправляли письма, но некоторые слова размыло, видимо в бутылку попала вода. Нужно восстановить это размытое письмо, у вас на это 4 минуты, задание есть на слайдах, а так же у вас на парте лежат листы «задание № 2») (выполнение задания) 3 минуты вставьте пропущенные слова.

Проверка правильных ответов

(Подведение итогов урока.

Ребята, а вы, помните на какой вопрос мы искали ответ в нашем путешествии.

Почему греки называли Индию страной чудес?

Кто же скажет, так ли это и почему они её так называли?

(Ответы учащихся)

ВЫВОД: Греки считали Индию страной чудес, потому что

-в Индии были благоприятные природные и климатические условия,

- плодородные земли;

- полноводные реки,

- защищенность от нападений врагов (Индийский океан, Гималаи);

- удивительные растения и животные.

К концу урока у нас получилась заполненная таблица, вложите, пожалуйста её себе в рабочую тетрадь. Нам она пригодится еще на следующих уроках!

V. Рефлексия Ребята, нам пора возвращаться, но давайте поднимем цветные паруса. Ведь без них нам не покинуть порт Индии.

Красный парус – если вам было интересно и всё удалось, жёлтый – было интересно, но не всё было понятно, синий – не узнали ничего интересного.

Итак, ребята, спасибо за внимание! Вижу паруса уже подняты! Молодцы!

VI. Домашнее задание. На слайде. Параграф 20-пересказ, задания в рабочей тетради.

Оценивание и комментарии.










Природа Индии


Реки

Горы

Леса

Почва

Растительность

Животные



.






Западная Азия в Древности.

Вариант – I

  • Выбери правильный ответ:

  1. Междуречье располагалось между реками:

а) Нил и Евфрат, б) Тигр и Евфрат, в) Нил и Тигр, г) Инд и Ганг.

  1. Укажите самого могущественного царя Вавилона, который правил с 1792 г. по 1750 г. до н.э.:

а) Крез, б) Ашшурбанапал, в) Дарий, г) Хаммурапи.

  1. По законам Хаммурапи земледельцев за долги:

а) могли превратить в рабов пожизненно; в) не могли превратить в рабов;

б) могли превратить в рабов на 3 года; г) пороли кнутом.

  1. Самые крупные города Финикии:

а) Тир, Сидон, Библ; б) Тир, Фивы, Библ; в) Тир, Сидон, Ур; г) Тир, Фивы, Ур.

  1. Что изобрели финикийцы:

а) прозрачное стекло, б) фарфор, в) компас, г)бумага

  • Ответьте «да» или «нет»:

  1. Считается, что финикийцы изобрели алфавит, в котором было 22 согласных буквы.

  2. Вера в единого бога – Яхве – способствовала объединению еврейских племён и созданию государства.

  3. Иерусалим был разрушен в 597 году до н.э. вавилонскими войнами царя Навуходоносора.

  4. Ассирийцы создали мощную армию, вооруженную оружием из железа.

  • Разгадайте путаницу.

  1. Имя великого героя Междуречья «ШЕГАМЬЛИГ» -…

  2. Богиня плодородия «ШАРИТ» -…

  3. Установленные правила поведения для жителей страны «НОЗЫКА» -…

  4. Название столицы еврейского царства «СУРАЛЕИМИ» -…

  5. Металл, благодаря которому ассирийцы стали непобедимыми воинами «ЛЕЗЕЖО» -…

Западная Азия в Древности.

Вариант - II

  1. Выбери правильный ответ:

1.Письменность, изобретенная жителями Двуречья, называется:

а) клинопись, б) иероглифы, в) алфавит, г) кириллица.

2. Укажите имя вавилонского царя, при котором появились первые законы:

а) Соломон, б) Ашшурбанапал, в) Дарий, г) Хаммурапи.

3. По легенде, власть Хаммурапи вручил бог:

а) Шамаш, б) Яхве, в) Энлиль, г) Ану.

4. Какой город стал столицей Израильского царства:

а) Иерусалим, б) Фивы, в) Вавилон, г) Ниневия.

5. Правила, данные Моисею Богом Яхве, называются:

а) заповеди, б) законы, в) договор, г) завет.

  • Ответьте «да» или «нет»:

  1. Междуречье располагалось на берегу реки Нил.

  2. Жители Двуречья изобрели стекло.

  3. Царь Хаммурапи ввел законы для того, чтобы защищать бедных.

  4. Финикийцы известны как мореплаватели, торговцы и пираты.

  • Разгадайте путаницу.

  1. Второе название Междуречья «РУЬЧЕДЕВ» -…

  2. Река, протекающая в Двуречье «ФЕВАРТ» - …

  3. Вавилонский царь, при котором появились первые законы «МИПУМАРАХ» -…

  4. Ассирийское приспособление для штурма крепостных сооружений «РАНАТ»-…

  5. Металл, благодаря которому ассирийцы стали непобедимыми воинами «ЛЕЗЕЖО»


Ответы.

№ задания

Вариант- I

Вариант-II

I.

1б; 2г; 3б; 4а; 5в; 6а; 7в; 8б; 9б; 10в; 11г; 12в; 13б; 14в; 15г; 16в; 17а; 18в; 19в; 20а.

1а; 2г; 3а; 4б; 5а; 6в; 7б; 8а; 9в; 10а; 11а; 12в; 13а; 14в; 15г; 16а; 17б; 18б; 19а; 20г.

II.

1-нет; 2-да; 3-да; 4-да; 5-да; 6-нет; 7-да; 8-нет.

1-нет; 2-нет; 3-нет; 4-да; 5-да; 6-да; 7-да; 8-да.

III.

  1. Гильгамеш.

  2. Иштар.

  3. Законы.

  4. Иерусалим.

  5. Железо.

  1. Двуречье.

  2. Евфрат.

  3. Хаммурапи.

  4. Заповеди.

  5. Таран.




















Послание из бутылки! Вставьте слова, которые размыло водой

На территории Междуречья протекают реки _______________________и_________________________

Второе название государства Междуречье______________________________________________________________________________

В борьбе среди городов данного государства победил___________________________________________

На Восточном побережье Средиземного моря находится государство______________________________, из этого государства мы привезли множество невероятной красоты пурпурных тканей.

Крупными городами Двуречья были _______________________________и__________________________

А еще, посещая эту страну мы познакомились с особым письмом, в форме клинописных значков, оно называлось________________________________________.

Послание из бутылки! Вставьте слова, которые размыло водой

На территории Междуречья протекают реки _______________________и_________________________

Второе название государства Междуречье______________________________________________________________________________

В борьбе среди городов данного государства победил___________________________________________

На Восточном побережье Средиземного моря находится государство______________________________, из этого государства мы привезли множество невероятной красоты пурпурных тканей.

Крупными городами Двуречья были _______________________________и__________________________

А еще, посещая эту страну мы познакомились с особым письмом, в форме клинописных значков, оно называлось________________________________________.





Послание из бутылки! Вставьте слова, которые размыло водой

На территории Междуречья протекают реки _______________________и_________________________

Второе название государства Междуречье______________________________________________________________________________

В борьбе среди городов данного государства победил___________________________________________

На Восточном побережье Средиземного моря находится государство______________________________, из этого государства мы привезли множество невероятной красоты пурпурных тканей.

Крупными городами Двуречья были _______________________________и__________________________

А еще, посещая эту страну мы познакомились с особым письмом, в форме клинописных значков, оно называлось________________________________________.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Природа и люди Древней Индии

Автор: Фалалеева Елена Борисовна

Дата: 22.01.2018

Номер свидетельства: 451676

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "Конспект урока "Природа и люди Древней Индии" "
    ["seo_title"] => string(47) "konspiekt-uroka-priroda-i-liudi-drievniei-indii"
    ["file_id"] => string(6) "223767"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1438110127"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "Конспект урока на тему "Природа и люди Древней Индии" "
    ["seo_title"] => string(56) "konspiekt-uroka-na-tiemu-priroda-i-liudi-drievniei-indii"
    ["file_id"] => string(6) "116442"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412488796"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Разработка урока истории  "Природа и люди Древней Индии" 5 класс "
    ["seo_title"] => string(64) "razrabotka-uroka-istorii-priroda-i-liudi-drievniei-indii-5-klass"
    ["file_id"] => string(6) "114544"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1411562908"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(163) "Методическая разработка урока  по истории Древнего мира   «Природа и люди Древней Индии» "
    ["seo_title"] => string(93) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-po-istorii-drievniegho-mira-priroda-i-liudi-drievniei-indii"
    ["file_id"] => string(6) "143183"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418471328"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "Открытый урок по истории "Природа и люди Древней Индии""
    ["seo_title"] => string(54) "otkrytyi_urok_po_istorii_priroda_i_liudi_drevnei_indii"
    ["file_id"] => string(6) "483660"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1541440150"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства