kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Открытый урок по истории "Природа и люди Древней Индии"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: «Природа и люди Древней Индии».

Цели: дать представление о местоположении Древней Индии на карте мира, ее природных условиях и занятиях древних индийцев; развивать умения работать с исторической картой и историческими документами, систематизировать информацию; формировать аналитические и практические навыки; воспитывать интерес к истории, уважительное отношение к традициям и историческому прошлому стран мира; приобщать к достижениям древнеиндийской цивилизации.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по истории "Природа и люди Древней Индии"»

Глава 6. ИНДИЯ И КИТАЙ В ДРЕВНОСТИ Урок 21. Природа и люди Древней Индии

Тема урока: «Природа и люди Древней Индии».

Цели: дать представление о местоположении Древней Индии на карте мира, ее природных условиях и занятиях древних индийцев; развивать умения работать с исторической картой и историческими документами, систематизировать информацию; формировать аналитические и практические навыки; воспитывать интерес к истории, уважительное отношение к традициям и историческому прошлому стран мира; приобщать к достижениям древнеиндийской цивилизации.

Планируемые результаты: 

предметные: работать с исторической картой, анализировать и обобщать ее данные; устанавливать связь между занятиями жителей Древней Индии и природно-географическими условиями страны; формулировать собственные гипотезы по дискуссионным вопросам истории;

метапредметные УУД: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни; формулировать свою точку зрения; слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно; давать определения понятий; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; объяснять исторические явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования учебного материала;

личностные УУД: обрести мотивацию к изучению нового материала; понимать культурное многообразие мира; уважать культуру других народов; учиться быть толерантным; осмысливать социально-нравственный опыт предшествующих поколений.

Оборудование: карта «Индия в древности»; проектор; мультимедийная презентация;

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Мотивационно-целевой этап

Об этом государстве в мире ходило много легенд и преданий. Это была сказочная страна с богатой культурой и великой наукой. Ее сокровища манили отважных путешественников, греки называли ее «волшебной страной».

— Как вы думаете, что это за страна?

— Предположите, с чего мы начнем наше знакомство с Древней Индией (выход богини Клио) – Карина Селезень.

- Нет лотоса без стебля, а жизнь без истории. Здравствуйте, дорогие ребята! Я – богиня истории Клио. Но сначала, в далеком прошлом, я была музой патриотической песни, а затем стала покровительницей истории. Я веду запись исторических событий на этом пергаменте (показывает пергамент). Чем больше накапливалось записей, тем труднее было носить их с собой. Тогда я решила возвести храм для хранения исторических документов и экспонатов. А так, как обители муз именовались музеями, то этим словом до наших дней стали называть заведения, где хранятся, изучают и демонстрируются предметы старины. А сейчас мой помощник покажет Вам немного изображений Древней Индии, и мы познакомимся с историей этой загадочной, волшебной и прекрасной страны. Вы готовы?

(Показывает презентацию)

План урока

1. Местоположение и природа Древней Индии.

2. Древнейшие города и поселения Древней Индии.

3. Верования древних индийцев.

Проблемный вопрос. Почему греки называли Индию «волшебной страной»?

III. Работа по теме урока

1. Местоположение и природа Древней Индии

— Работая с картой и текстом п. 1, 2 § 20, выполните задания и ответьте на вопросы.

— Покажите на карте и опишите местоположение Индии.

— Назовите полуостров, на котором располагалась Древняя Индия.

— Водами какого океана омываются берега Индии?

— Какие реки протекают по территории Индостана?

— Что такое джунгли? Каковы их достоинства и недостатки?

— Предположите, каким занятиями занимались древние люди?

ёё (По ходу выполнения задания составляется схема.)

2. Древнейшие поселения и города Древней Индии

(Полосаева Дарья)

Начало цивилизации в Индии относят к III тысячелетию до н. э. В начале XX в. английские археологи обнаружили развалины городов Мохенджо-Даро и Хараппа. Особенно их поразил Мохенджо-Даро. Вероятно, город строился на протяжении нескольких столетий. Его площадь достигала 250 га. Здесь были обнаружены прямые улицы с домами, построенными из обожженного кирпича. Стены некоторых зданий возвышались на семь с половиной метров. Скорее всего, горожане жили в двух- и трехэтажных домах. В них не было украшений и окон, выходящих на улицу, но зато, кроме жилых помещений, была комната для омовений, куда подавалась вода из специального колодца

(Зубченко Александра)

Улицы протянулись с севера на юг и с востока на запад, ширина каждой из них достигала 10 м. Вероятно, древние жители этого города пользовались повозками на колесах. В центре Мохенджо-Даро возвышалось здание с огромным бассейном. Назначение этого строения точно неизвестно, но ученые предположили, что оно представляло собой древний храм, посвященный богу воды. Неподалеку от храма размещались большие ремесленные мастерские, рынок и зернохранилища. Центральная часть города была обнесена крепостной стеной. За ней жители Мохенджо-Даро прятались во время войн. Археологи обнаружили в долине Инда развалины древнейших индийских городов. Они были застроены по специальному плану кирпичными домами с канализацией. Здесь же были найдены сосуды, гири, игрушки из глины. Но во II тысячелетии до н. э. жизнь в этих городах замерла по неизвестным причинам.

(Выход богини Эвтерпы – муза лирики рассказывает стихотврение индийского поэта Ауробиндо Гхоша. ) – Юлия Федорова

- Здравствуйте, ребята. Я богиня лирической поэзии – Эвтерпа. И я хочу прочитать вам отрывок из стихотворения индийского поэта Ауробиндо Гхоша «Загадка человека». Ведь индийская поэзия- это уникальная сокровищница мудрости. И через произведения индийских поэтов и писателей мы лучше понимаем и представляем себе эту великую страну.

Загадка человека

О человек — загадки нет темней
Сознанию — инстинкт дает закон,
Восторг — в науке горя обретен,
И в сердце с хаосом слит эмпирей.
Его незнанье — мудрости мудрей,
Рассудок рассекает глубь времен,
Но по грязи плетется к чуду он,
Познав и плоти власть, и мощь идей.

Все силы обретают в нем оплот,
Стремясь достичь над миром торжества.
Он — то пигмей, то подлинно велик,
Игра природы, муки божества.
И полубог, и демон он, и скот,
Раб и творец судьбы в единый миг

2.2. Природа Индии

(Холоимов Михаил)

Природа Индии — одна из самых богатых на планете. Её составляют 45 000 видов растений, из них свыше 5 000 — эндемики (встречаются только в Индии); 350 видов млекопитающих (примерно 8 % от всех на Земле), 3 300 видов/подвидов птиц (12 % от всех на планете), свыше 20 000 видов насекомых. Щедрость индийской природы обусловлена географическим положением государства, особенностями климата и ландшафта.  Климат, по характеру — влажный тропический, сухой тропический, сырой субтропический и горный (альпийский) — формируется под влиянием Гималаев и пустыни Тар. Гималаи защищают территорию государства от холодных воздушных масс из Центральной Азии, а пустыня заставляет дуть летние влагонесущие муссоны, которые с июня по октябрь приносят на территорию дожди.  В Индии существуют леса тропиков, дождевые вечнозелёные, леса горные, леса влажные, леса листопадные, саванны сухие, полупустыни-пустыни, леса мангровые ( Показывает слайды о природе)

(Шубин Даниил)

Джунгли не давали умереть с голода. Здесь всегда можно было найти еду, ведь в джунглях растут орехи, ягоды, бананы, манго, цитрусовые. Но также человека подстерегала опасность: тут живут страшные тигры и пантеры, ловкие обезьяны, ядовитые змеи. Особенно индийцы боялись змей и старались задобрить их, для чего раскладывали вокруг своих домов кусочки еды и говорили: «Угощайтесь, но нас не трогайте». Еще в Индии водился слон, жители приручили его. Он переносил тяжести и даже участвовал в сражениях - воины сидели у него на спине и осыпали противника стрелами. Слон для индийцев также был священным животным. Даже один из главных богов — Ганеша - изображался с головой слона.

Выходит богиня природы Индии – Талия ( Самохвалова Вика)

- Здравствуйте, ребята! Я богиня природы Индии – Талия. Я хочу познакомить вас с самобытной и утонченной природой этой страны. А поможет мне в этом поэзия. Автор – сама природа.

Шелест миллиарда листьев -
успокоил волненье мыслей.
Ветра легкое дуновенье -
дало душе тепла мгновенье.
Когда на душе тревога, испуг -
Природа утешит, как истинный друг.
Солнце и тучка, цветочек и птица -
Помогут надежде в душе возродиться...



3. Верования древних индийцев

(Самохин Александр)

Ведизм – древнейшая религия Древней Индии. Некоторые ученые предполагают, что появилась она в этой стране через некоторое время после исчезновения огромного процветающего древнего государства - Арктиды. В Арктиде, расположенной или на Северном полюсе, или в современных приполярных материковых регионах, стало очень холодно. Поэтому населявшие ее арии были вынуждены мигрировать в сторону экватора. Часть из них ушла на Средний и Южный Урал, построив здесь города-обсерватории, а далее – на Ближний Восток. Веды – ее основополагающее священное писание ведизма. На данный момент эта книга является одним из древнейших сакральных произведений. Считается, что на протяжении тысячелетий Веды передавались только устно – от учителя к ученику. Около пяти тысяч лет назад мудрецом Вьясадевой была записана их часть. Данная книга, которую сегодня собственно и считают Ведами, делится на четыре части (турия) – «Ригведу», «Самаведу», «Яджурведу» и «Атхарваведу».

Со временем древнейшая религия Древней Индии – ведизм – преобразуется в современный индуизм. Связано это было, по всей видимости, в основном с постепенным усилением влияния на общественную жизнь касты брахманов. В обновленной религии устанавливается четкая иерархия богов. Творец выдвигается на первый план. Появляется триединство – Брахма-Вишну-Шива. Брахме отводится роль создателя социальных законов, а в частности инициатора разделения общества на варны. Вишну почитают как главного охранителя, а Шиву – как бога-разрушителя. Постепенно в индуизме появляются два направления. Вишнуизм говорит о восьми нисхождениях Вишну на землю. Одним из аватаров при этом считается Кришна, другим – Будда. Представители второго направления - культа Шивы - особо почитают бога разрушения, считая его одновременно покровителем плодородия и скота показывает слайды о верованиях)

IV. Подведение итогов урока

Выход богини Клио.

— Теперь, когда мы столько узнали об удивительной Древней Индии, мы можем подвести итоги нашего урока.

- Скажите, что нового вы для себя открыли?

- Чем понравилась Индия?

- Что еще вы узнали на этом уроке?

(Ответы учеников.)

Домашнее задание

§ 20. Дифференцированное задание:

1. Для сильных учеников — составить синквейн по теме «Древняя Индия».

2. Для средних учеников — подготовить исследовательский проект по теме «Джунгли: благо или зло?».

3. Для слабых учеников — ответить на вопросы в рубрике «Проверьте себя».



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Открытый урок по истории "Природа и люди Древней Индии"

Автор: Бадикова Ирина Игоревна

Дата: 05.11.2018

Номер свидетельства: 483660

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(165) "Конспект открытого урока по истории Древнего мира  «Природа и люди Древней Индии»(5 класс) "
    ["seo_title"] => string(94) "konspiekt-otkrytogho-uroka-po-istorii-drievniegho-mira-priroda-i-liudi-drievniei-indii-5-klass"
    ["file_id"] => string(6) "128018"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415405440"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "Конспект урока на тему "Путешествие европейцев в Центральную Азию, Индию и Китай" "
    ["seo_title"] => string(93) "konspiekt-uroka-na-tiemu-putieshiestviie-ievropieitsiev-v-tsientral-nuiu-aziiu-indiiu-i-kitai"
    ["file_id"] => string(6) "129468"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415714353"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(231) "Конспект открытого урока на тему: "ИСКУССТВО ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА. ОЧАГИ ПЕРВОБЫТНОЙ КУЛЬТУРЫ НА ТЕРРИТОРИИ ЕВРОПЫ И РОССИИ""
    ["seo_title"] => string(80) "konspekt_otkrytogo_uroka_na_temu_iskusstvo_pervobytnogo_obshchestva_ochagi_pervo"
    ["file_id"] => string(6) "477004"
    ["category_seo"] => string(19) "vsemirnaya-istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1535957115"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(27) "Древний Китай. "
    ["seo_title"] => string(14) "drievnii-kitai"
    ["file_id"] => string(6) "114203"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1411370191"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(67) "Период изучения материков и океанов "
    ["seo_title"] => string(41) "pieriod-izuchieniia-matierikov-i-okieanov"
    ["file_id"] => string(6) "167200"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423059551"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства