Открытый урок по истории "Природа и люди Древней Индии"
Открытый урок по истории "Природа и люди Древней Индии"
Тема урока: «Природа и люди Древней Индии».
Цели: дать представление о местоположении Древней Индии на карте мира, ее природных условиях и занятиях древних индийцев; развивать умения работать с исторической картой и историческими документами, систематизировать информацию; формировать аналитические и практические навыки; воспитывать интерес к истории, уважительное отношение к традициям и историческому прошлому стран мира; приобщать к достижениям древнеиндийской цивилизации.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по истории "Природа и люди Древней Индии"»
Глава 6. ИНДИЯ И КИТАЙ В ДРЕВНОСТИ Урок 21. Природа и люди Древней Индии
Тема урока: «Природа и люди Древней Индии».
Цели: дать представление о местоположении Древней Индии на карте мира, ее природных условиях и занятиях древних индийцев; развивать умения работать с исторической картой и историческими документами, систематизировать информацию; формировать аналитические и практические навыки; воспитывать интерес к истории, уважительное отношение к традициям и историческому прошлому стран мира; приобщать к достижениям древнеиндийской цивилизации.
Планируемые результаты:
предметные: работать с исторической картой, анализировать и обобщать ее данные; устанавливать связь между занятиями жителей Древней Индии и природно-географическими условиями страны; формулировать собственные гипотезы по дискуссионным вопросам истории;
метапредметные УУД: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни; формулировать свою точку зрения; слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно; давать определения понятий; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; объяснять исторические явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования учебного материала;
личностные УУД: обрести мотивацию к изучению нового материала; понимать культурное многообразие мира; уважать культуру других народов; учиться быть толерантным; осмысливать социально-нравственный опыт предшествующих поколений.
Оборудование: карта «Индия в древности»; проектор; мультимедийная презентация;
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Мотивационно-целевой этап
Об этом государстве в мире ходило много легенд и преданий. Это была сказочная страна с богатой культурой и великой наукой. Ее сокровища манили отважных путешественников, греки называли ее «волшебной страной».
— Как вы думаете, что это за страна?
— Предположите, с чего мы начнем наше знакомство с Древней Индией (выход богини Клио) – Карина Селезень.
- Нет лотоса без стебля, а жизнь без истории. Здравствуйте, дорогие ребята! Я – богиня истории Клио. Но сначала, в далеком прошлом, я была музой патриотической песни, а затем стала покровительницей истории. Я веду запись исторических событий на этом пергаменте (показывает пергамент). Чем больше накапливалось записей, тем труднее было носить их с собой. Тогда я решила возвести храм для хранения исторических документов и экспонатов. А так, как обители муз именовались музеями, то этим словом до наших дней стали называть заведения, где хранятся, изучают и демонстрируются предметы старины. А сейчас мой помощник покажет Вам немного изображений Древней Индии, и мы познакомимся с историей этой загадочной, волшебной и прекрасной страны. Вы готовы?
(Показывает презентацию)
План урока
1. Местоположение и природа Древней Индии.
2. Древнейшие города и поселения Древней Индии.
3. Верования древних индийцев.
Проблемный вопрос. Почему греки называли Индию «волшебной страной»?
III. Работа по теме урока
1. Местоположение и природа Древней Индии
— Работая с картой и текстом п. 1, 2 § 20, выполните задания и ответьте на вопросы.
— Покажите на карте и опишите местоположение Индии.
— Назовите полуостров, на котором располагалась Древняя Индия.
— Водами какого океана омываются берега Индии?
— Какие реки протекают по территории Индостана?
— Что такое джунгли? Каковы их достоинства и недостатки?
— Предположите, каким занятиями занимались древние люди?
ёё (По ходу выполнения задания составляется схема.)
2. Древнейшие поселения и города Древней Индии
(Полосаева Дарья)
Начало цивилизации в Индии относят к III тысячелетию до н. э. В начале XX в. английские археологи обнаружили развалины городов Мохенджо-Даро и Хараппа. Особенно их поразил Мохенджо-Даро. Вероятно, город строился на протяжении нескольких столетий. Его площадь достигала 250 га. Здесь были обнаружены прямые улицы с домами, построенными из обожженного кирпича. Стены некоторых зданий возвышались на семь с половиной метров. Скорее всего, горожане жили в двух- и трехэтажных домах. В них не было украшений и окон, выходящих на улицу, но зато, кроме жилых помещений, была комната для омовений, куда подавалась вода из специального колодца
(Зубченко Александра)
Улицы протянулись с севера на юг и с востока на запад, ширина каждой из них достигала 10 м. Вероятно, древние жители этого города пользовались повозками на колесах. В центре Мохенджо-Даро возвышалось здание с огромным бассейном. Назначение этого строения точно неизвестно, но ученые предположили, что оно представляло собой древний храм, посвященный богу воды. Неподалеку от храма размещались большие ремесленные мастерские, рынок и зернохранилища. Центральная часть города была обнесена крепостной стеной. За ней жители Мохенджо-Даро прятались во время войн. Археологи обнаружили в долине Инда развалины древнейших индийских городов. Они были застроены по специальному плану кирпичными домами с канализацией. Здесь же были найдены сосуды, гири, игрушки из глины. Но во II тысячелетии до н. э. жизнь в этих городах замерла по неизвестным причинам.
(Выход богини Эвтерпы – муза лирики рассказывает стихотврение индийского поэта Ауробиндо Гхоша.) – Юлия Федорова
- Здравствуйте, ребята. Я богиня лирической поэзии – Эвтерпа. И я хочу прочитать вам отрывок из стихотворения индийского поэта Ауробиндо Гхоша «Загадка человека». Ведь индийская поэзия- это уникальная сокровищница мудрости. И через произведения индийских поэтов и писателей мы лучше понимаем и представляем себе эту великую страну.
Загадка человека
О человек — загадки нет темней Сознанию — инстинкт дает закон, Восторг — в науке горя обретен, И в сердце с хаосом слит эмпирей. Его незнанье — мудрости мудрей, Рассудок рассекает глубь времен, Но по грязи плетется к чуду он, Познав и плоти власть, и мощь идей.
Все силы обретают в нем оплот, Стремясь достичь над миром торжества. Он — то пигмей, то подлинно велик, Игра природы, муки божества. И полубог, и демон он, и скот, Раб и творец судьбы в единый миг
2.2. Природа Индии
(Холоимов Михаил)
Природа Индии — одна из самых богатых на планете. Её составляют 45 000 видов растений, из них свыше 5 000 — эндемики (встречаются только в Индии); 350 видов млекопитающих (примерно 8 % от всех на Земле), 3 300 видов/подвидов птиц (12 % от всех на планете), свыше 20 000 видов насекомых. Щедрость индийской природы обусловлена географическим положением государства, особенностями климата и ландшафта. Климат, по характеру — влажный тропический, сухой тропический, сырой субтропический и горный (альпийский)— формируется под влиянием Гималаев и пустыни Тар. Гималаи защищают территорию государства от холодных воздушных масс из Центральной Азии, а пустыня заставляет дуть летние влагонесущие муссоны, которые с июня по октябрь приносят на территорию дожди. В Индии существуют леса тропиков, дождевые вечнозелёные, леса горные, леса влажные, леса листопадные, саванны сухие, полупустыни-пустыни, леса мангровые ( Показывает слайды о природе)
(Шубин Даниил)
Джунгли не давали умереть с голода. Здесь всегда можно было найти еду, ведь в джунглях растут орехи, ягоды, бананы, манго, цитрусовые. Но также человека подстерегала опасность: тут живут страшные тигры и пантеры, ловкие обезьяны, ядовитые змеи. Особенно индийцы боялись змей и старались задобрить их, для чего раскладывали вокруг своих домов кусочки еды и говорили: «Угощайтесь, но нас не трогайте». Еще в Индии водился слон, жители приручили его. Он переносил тяжести и даже участвовал в сражениях - воины сидели у него на спине и осыпали противника стрелами. Слон для индийцев также был священным животным. Даже один из главных богов — Ганеша - изображался с головой слона.
Выходит богиня природы Индии – Талия ( Самохвалова Вика)
- Здравствуйте, ребята! Я богиня природы Индии – Талия. Я хочу познакомить вас с самобытной и утонченной природой этой страны. А поможет мне в этом поэзия. Автор – сама природа.
Шелест миллиарда листьев - успокоил волненье мыслей. Ветра легкое дуновенье - дало душе тепла мгновенье. Когда на душе тревога, испуг - Природа утешит, как истинный друг. Солнце и тучка, цветочек и птица - Помогут надежде в душе возродиться...
3. Верования древних индийцев
(Самохин Александр)
Ведизм – древнейшая религия Древней Индии. Некоторые ученые предполагают, что появилась она в этой стране через некоторое время после исчезновения огромного процветающего древнего государства - Арктиды. В Арктиде, расположенной или на Северном полюсе, или в современных приполярных материковых регионах, стало очень холодно. Поэтому населявшие ее арии были вынуждены мигрировать в сторону экватора. Часть из них ушла на Средний и Южный Урал, построив здесь города-обсерватории, а далее – на Ближний Восток. Веды – ее основополагающее священное писание ведизма. На данный момент эта книга является одним из древнейших сакральных произведений. Считается, что на протяжении тысячелетий Веды передавались только устно – от учителя к ученику. Около пяти тысяч лет назад мудрецом Вьясадевой была записана их часть. Данная книга, которую сегодня собственно и считают Ведами, делится на четыре части (турия) – «Ригведу», «Самаведу», «Яджурведу» и «Атхарваведу».
Со временем древнейшая религия Древней Индии – ведизм – преобразуется в современный индуизм. Связано это было, по всей видимости, в основном с постепенным усилением влияния на общественную жизнь касты брахманов. В обновленной религии устанавливается четкая иерархия богов. Творец выдвигается на первый план. Появляется триединство – Брахма-Вишну-Шива. Брахме отводится роль создателя социальных законов, а в частности инициатора разделения общества на варны. Вишну почитают как главного охранителя, а Шиву – как бога-разрушителя. Постепенно в индуизме появляются два направления. Вишнуизм говорит о восьми нисхождениях Вишну на землю. Одним из аватаров при этом считается Кришна, другим – Будда. Представители второго направления - культа Шивы - особо почитают бога разрушения, считая его одновременно покровителем плодородия и скота показывает слайды о верованиях)
IV. Подведение итогов урока
Выход богини Клио.
— Теперь, когда мы столько узнали об удивительной Древней Индии, мы можем подвести итоги нашего урока.
- Скажите, что нового вы для себя открыли?
- Чем понравилась Индия?
- Что еще вы узнали на этом уроке?
(Ответы учеников.)
Домашнее задание
§ 20. Дифференцированное задание:
1. Для сильных учеников — составить синквейн по теме «Древняя Индия».
2. Для средних учеников — подготовить исследовательский проект по теме «Джунгли: благо или зло?».
3. Для слабых учеников — ответить на вопросы в рубрике «Проверьте себя».