Учитель: « Давайте откроем для себя некоторые тайны Древней Индии. Путешественников из покон веков поражало разнообразие и богатство природы Индии. Давайте познакомимся с природой Древней Индии». Задание: на основании слайдов презентации и пункта 2 параграфа 20 составьте небольшой устный рассказ о природе древней Индии. Составьте по 1вопросу по тексту пункта 2 параграфа 20, задайте вопросы друг другу и оцените ответы. Некоторых животных индийцы обожествляли- это слон, корова, обезьяна, змея. «Индийцы боялись змей и старались их задобрить. Они раскладывали вокруг дома комочки вареного риса и молили: «Угощайтесь змеи, а нас не трогайте». Индийцы во все времена поклонялись слону. Не случайно бога мудрости Ганеша они изображали с головой слона. В Индии одна семья имела слона. Мать уходила на работу, и с ребенком оставляла слона. Эта огромная няня очень хорошо ухаживала за ребенком. Иногда ребенок далеко уползал от дома. Слон нежно брал его хоботом и приносил во двор. Когда ребенок плакал слон хоботом играл с ним. Во время сна ребенка слон хоботом отгонял от него мух. Ребенок очень любил огромную няню.
Физкультминутка Учитель: Ребята, а хотели бы вы попасть в джунгли? Давайте прогуляемся по джунглям. Встаньте и повторяйте за мной движения: 1).Заходим в сумерки джунглей и сначала ничего не видим, зажмуриваем глаза - открываем (несколько раз). 2). Идем по тропинке (ходьба на месте); стараемся высоко поднимать ноги - вдруг нам встретится змея (ходьба на месте с высоким подниманием бедра). 3). Увидели птицу слева, справа на дереве обезьяну(поворот головы влево вправо). 4). Впереди увидели красивый цветок, понюхаем его (вытягивая шею вперед, втягиваем воздух носом). 5). Раздвигаем заросли на пути (разводим руками: правой, левой, двумя). 6). Вот вышли из джунглей, увидели солнышко, улыбнулись ему и потянулись вверх руками (потягивания). И вот мы удачно выбрались из индийских джунглей и вышли к индийской деревне. Что бы мы увидели? Чем занимались жители деревень? А сейчас давайте предположим, какие занятия были развиты у жителей Древней Индии? – Ребята, подумайте и ответьте на вопрос. Какие главные занятия были у индийцев? – Основным занятием индийцев было земледелие. Чтобы подготовить участок для поселения, индийцам приходилось выжигать или вырубать лес. В заболоченных долинах рек индийцы сажали рис. Выращивали хлопчатник и сахарный тростник. Там, где было суше, сеяли пшеницу, ячмень. Деревни были окружены джунглями. Индийцы ходили туда за плодами и дровами для очага, на лесных опушках пасли коров и коз. Вооружившись луком, они охотились в джунглях на диких зверей, сетями ловили птиц. Послушайте занимательную задачку: Занимательная задачка: «Один древний путешественник, побывавший в Индии, вернулся на родину. - Если бы ты только знал, - рассказывал он приятелю, - какая удивительная страна Индия. Там на кустах растет белая шерсть. Приятель принял эти слова за шутку. - Ну, какой же ты выдумщик и враль! - Не хочешь – не верь! Я видел собственными глазами: земледельцы срезают белую шерсть с кустов, точно с овец, и делают из нее красивые и прочные ткани… Но самое необыкновенное даже не эта шерсть, а то, что индийцы добывают мед без всяких пчел. Они выжимают сок из тростника и уваривают его на огне. Сок становится твердым и хрустит на зубах, подобно соли. А на вкус он слаще пчелиного меда! - Вранье! На свете нет ничего слаще пчелиного меда! Так приятель и не поверил своему другу – путешественнику, меж тем друг-то говорил чистую правду. О чём говорил путешественник? (о хлопке и сахарном тростнике) Значит, что выращивали в древней Индии? Давайте обобщим, какие же занятия были развиты у жителей Древней Индии: -земледелие -скотоводство -собирательство -охота -ремесло А каковы же были их религиозные верования? Надо сказать, они сильно отличались от наших. – А сейчас, ребята, я буду перечислять вам факты, а вы в свою очередь на основе фактов делать выводы. Боги Индии Факт 1. Индийцы поклонялись богу Ганешу, Шиве, Брахме и др. Вывод: индийцы поклонялись многим богам, значит, они были язычниками Факт 2. Бог Ганеша был с головой слона, других богов индийцы представляли в образе льва или хитроумной обезьяны; с особым почтением индийцы относились к корове, в связи, с чем не ели говядины, а того, кто убивал корову, считали самым страшным преступником, с которым и разговаривать никто не смел. Вывод: особенное отношение у индийцев было к животным, даже некоторым животным они поклонялись как божеству Факт 3. Индийцы верили, что звери, птицы и насекомые думают, чувствуют и разговаривают между собой, совсем как люди. Когда кто-нибудь умирает, он на самом деле не перестает жить, а только меняет свой внешний облик, превращаясь в другое существо. Человек может после смерти родиться животным, а животное – человеком. Вывод: индийцы не просто верили в загробную жизнь, а верили в переселение душ Представьте, например такую сценку: в индийской семье ссорятся муж и жена. «Смотри, - упрекает жена мужа, - будешь много пить, в следующий раз родишься червяком». Вопрос: С какими верованиями связана такая угроза? Ответ: С верой в переселение душ (реинкарнация). Или другой пример: некоторые индийцы ходят со специальной метелкой, чтобы не раздавить на дороге червяка или какую-нибудь другую букашку. Вопрос: С какими верованиями связано такое поведение? Ответ: Тоже с верой в переселение душ. |