kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Природа и люди Древней Индии

Нажмите, чтобы узнать подробности

Овладеть знаниями о природе, людях и их занятиях, религии Индии в древности

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Природа и люди Древней Индии»

Емельянова Оксана Валерьевна

МКОУ ШР «СОШ №6»

Технологическая карта урока «Природа и люди древней Индии»


Этап

Содержание педагогического взаимодействия

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Познавательная

Коммуникатив-ная

Регулятивная

1. Организацион-ный этап. Мотивация к учебной дея-тельности.

Здравствуйте ребята! Я вижу улыбки на ваших лицах и желание активно работать на уроке. Очень приятно видеть вас в хорошем расположении.

Учитель: «А сейчас пришло время узнать о еще одной удивительной стране.

Стадия вызова: звучит музыка, учитель читает стихотворение.

Учащимся предлагается закрыть глаза и представить себе эту страну.

«О. древняя и мудрая страна!

Страна слонов, тибетских гор, священных вод и великолепных храмов.

Загадочными танцами и песнями пленяешь ты сердца и манишь ароматом лотоса и чая»

Какие ассоциации у вас возникли?

Послушайте ещё текст об этой стране

Текст.

«Однажды, один старый путешественник, взяв в руки старый календарь, на другой стороне увидел карту одной большой страны. Эта страна – родина шахмат, родина арифметических чисел, которыми мы привычно пользуемся сегодня, родина хлопка, риса, чая, приправ для острых блюд. Там живут слоны, есть непроходимые леса. А еще говорят, что мальчик Маугли тоже жил в этой стране». Ребята, как вы думаете, что это за страна?


Слушают.

Принимают участие в беседе.


Взаимодействуют с учителем во время беседы, осуществляемой во фронтальном режиме, слушают собеседника, строят высказывания.


2. Актуализация опорных знаний и умений

Давайте проверим, не ошибаемся ли мы в том, что это Индия и проверим заодно наши знания!

  1. Государство, в котором правил Крёз(Лидия)

  2. Столица древней Ассирии, называвшейся логовищем львов или городом крови(Ниневия)

  3. Могущественный правитель Персидской державы(Дарий)

  4. Государство, где возникли племена персов(Мидия)

  5. Государство, расположенное в верхнем течении Тигра(Ассирия)


Осуществляют актуализацию знаний, основываясь, на полученных ранее знаниях.


Принимают учебную задачу.

3. Постановка учебной проблемы







«Тема урока: Природа и люди древней Индии»

У нас в гостях заморский гость. Узнаете, кто это? Послушаем, что он нам скажет, СМОТРИМ ПРИЛОЖЕНИЕ1

1.Познакомьтесь с таким мнением о древней Индии (Старик Хоттабыч)

2.А вот другое предположение об этой стране(стихотворение)

(учащимся раздаются 2 текста с противоречивым содержанием)

1 текст.

Л.Лагин «Старик Хоттабыч»

«Индия, о высокочтимый мой учитель, находится почти на самом краю земного диска и отделена от этого края безлюдными и неизведанными пустынями, ибо на восток от нее не живут ни звери, ни птицы. Индия – очень богатая страна, и богата она золотом, которое там не копают из земли, как в других станах, а неустанно, день и ночь, добывают особые, золотоносные муравьи, каждый из которых величиной почти с собаку. Они роют себе жилища под землею и трижды в сутки выносят оттуда на поверхность золотой песок и самородки и складывают в большие кучи. Но горе тем индийцам, которые без должной сноровки попытаются похитить это золото! Муравьи пускаются за ним в погоню, и, настигнув, убивают на месте. С севера и запада Индия граничит со страной, где проживают плешивые люди. И мужчины и женщины, и взрослые и дети – все плешивые в этой стране, и питаются эти удивительные люди сырой рыбой и древесными шишками. А еще ближе к ним лежит страна, в которой нельзя ни смотреть вперед, ни пройти, вследствие того, что там в неисчислимом множестве рассыпаны перья. Перьями заполнены там воздух и земля: они-то и мешают видеть…»





2 текст

Между морем Аравийским
И Бенгальским заливом
Омывается Индийским 
Материк тот океаном.
С севера его границей 
Горы служат Гималаи
Две реки текут широких 
Инд и Ганг их называют.
Здесь Лианы прорастают,


И деревья-великаны
Свои ветви раскидали,
Здесь тропические фрукты
На верхушках пальм созрели
Вот в таких опасных джунглях 
Бродят звери-людоеды:
Это тигры, леопарды,
Львы с косматой головою.
На деревьях висят змеи,
И огромные питоны.

А вокруг шипят гадюки, 
Яд выплескивают кобры.
А еще есть добрый слон, 
Он приручен и смирен,
Тяжести привык возить
И в сраженье победит,
Если боевой тот слон, 
Если не обожествлен.
Но с любовью и заботой
Относились к корове.
Ее мясом не питались
И божественной кормилицей
С почитанием называли.
Мы чуть-чуть переместились,
Где теперь мы очутились?
Что за люди здесь живут?
И танцуют и поют.

Какая возникла у нас проблема? (даётся противоречивая информация о древней Индии)


Осуществляют актуализацию знаний.

Делают выводы



Управляют поведением партнеров.

Грамотно выражают речью свои мысли

Планируют действия


Контролируют, поправляют высказывания

4. Формулирование проблемы, планирование деятельности

В парах сравните 2 мнения о древней Индии. Что вас удивляет? Какие противоречия налицо? Удивились?

Какие у вас есть версии решения проблемы?

Обсудите в парах, какой у вас возникает вопрос.

Итак, налицо, два противоречивых факта. Какие у вас есть предложения? Как проверить эти гипотезы?

Определяем проблему

Проблема:

«Почему считали Индию волшебной сказочной страной?»

Поиск решения проблемы


Предлагают версии

1. работа с учебником

2. работа с картой

3. с иллюстрациями

4. работа с презентацией


Работа в парах







Принимают и сохраняют учебную цель.

Высказывают мнения по существу полученного задания.

5. Открытие нового знания

Учитель: «Что нужно узнать, чтобы решить проблему?»

надо узнать: (план урока)

1.Местоположение древней Индии

2.Природные условия

3.Занятия жителей

4.Религия.

Ребята, а  действительно ли такая удивительная страна Индия? Давайте, узнаем, что вымысел, а что, правда.

Природные условия древней Индии (п.3)

Впишите недостающие слова.
Индия расположена на юге материка________.
Северной границей Индии служат самые высокие горы в мире.

Их название________________.
Берега Индии с запада, с востока и юга омывает__________________________.
Самые многоводные реки Индии – это ________и________.
В_____веке до н.э. почти все индийские царства объединились под властью царя_________.



Итак, по какому пункту плана у вас уже появились знания?

Возвращение к проблеме урока.





Учащиеся составляют план урока, работа с картой.
















Осознанно строят речевые высказывания.

Исследуют условия учебной задачи, выбирают предметные способы решения.

Осуществляют самоконтроль и самооценку.


6. Первичная проверка понимания

Учитель: « Давайте откроем для себя некоторые тайны Древней Индии. Путешественников из покон веков поражало разнообразие и богатство природы Индии. Давайте познакомимся с природой Древней Индии».

Задание: на основании слайдов презентации и пункта 2 параграфа 20 составьте небольшой устный рассказ о природе древней Индии. Составьте по 1вопросу по тексту пункта 2 параграфа 20, задайте вопросы друг другу и оцените ответы.

Некоторых животных индийцы обожествляли- это слон, корова, обезьяна, змея.

«Индийцы боялись змей и старались их задобрить. Они раскладывали вокруг дома комочки вареного риса и молили: «Угощайтесь змеи, а нас не трогайте».

Индийцы во все времена поклонялись слону. Не случайно бога мудрости Ганеша они изображали с головой слона.

В Индии одна семья имела слона. Мать уходила на работу, и с ребенком оставляла слона. Эта огромная няня очень хорошо ухаживала за ребенком. Иногда ребенок далеко уползал от дома. Слон нежно брал его хоботом и приносил во двор. Когда ребенок плакал слон хоботом играл с ним. Во время сна ребенка слон хоботом отгонял от него мух. Ребенок очень любил огромную няню.



Физкультминутка

Учитель: Ребята, а хотели бы вы попасть в джунгли?

Давайте прогуляемся по джунглям. Встаньте и повторяйте за мной движения:

1).Заходим в сумерки джунглей и сначала ничего не видим, зажмуриваем глаза - открываем (несколько раз).

2). Идем по тропинке (ходьба на месте); стараемся высоко поднимать ноги - вдруг нам встретится змея (ходьба на месте с высоким подниманием бедра).

3). Увидели птицу слева, справа на дереве обезьяну(поворот головы влево вправо).

4). Впереди увидели красивый цветок, понюхаем его (вытягивая шею вперед, втягиваем воздух носом).

5). Раздвигаем заросли на пути (разводим руками: правой, левой, двумя).

6). Вот вышли из джунглей, увидели солнышко, улыбнулись ему и потянулись вверх руками (потягивания).

И вот мы удачно выбрались из индийских джунглей и вышли к индийской деревне. Что бы мы увидели? Чем занимались жители деревень?

А сейчас давайте предположим, какие занятия были развиты у жителей Древней Индии?

– Ребята, подумайте и ответьте на вопрос. Какие главные занятия были у индийцев?
– Основным занятием индийцев было земледелие. Чтобы подготовить участок для поселения, индийцам приходилось выжигать или вырубать лес. В заболоченных долинах рек индийцы сажали рис. Выращивали хлопчатник и сахарный тростник. Там, где было суше, сеяли пшеницу, ячмень. Деревни были окружены джунглями. Индийцы ходили туда за плодами и дровами для очага, на лесных опушках пасли коров и коз. Вооружившись луком, они охотились в джунглях на диких зверей, сетями ловили птиц.

Послушайте занимательную задачку:

Занимательная задачка: «Один древний путешественник, побывавший в Индии, вернулся на родину.

- Если бы ты только знал, - рассказывал он приятелю, - какая удивительная страна Индия. Там на кустах растет белая шерсть.

Приятель принял эти слова за шутку.

- Ну, какой же ты выдумщик и враль!

- Не хочешь – не верь! Я видел собственными глазами: земледельцы срезают белую шерсть с кустов, точно с овец, и делают из нее красивые и прочные ткани… Но самое необыкновенное даже не эта шерсть, а то, что индийцы добывают мед без всяких пчел. Они выжимают сок из тростника и уваривают его на огне. Сок становится твердым и хрустит на зубах, подобно соли. А на вкус он слаще пчелиного меда!

- Вранье! На свете нет ничего слаще пчелиного меда!

Так приятель и не поверил своему другу – путешественнику, меж тем друг-то говорил чистую правду.

О чём говорил путешественник?

(о хлопке и сахарном тростнике)

Значит, что выращивали в древней Индии? Давайте обобщим, какие же занятия были развиты у жителей Древней Индии:

-земледелие

-скотоводство

-собирательство

-охота

-ремесло

А каковы же были их религиозные верования? Надо сказать, они сильно отличались от наших.

– А сейчас, ребята, я буду перечислять вам факты, а вы в свою очередь на основе фактов делать выводы.

Боги Индии

Факт 1. Индийцы поклонялись богу Ганешу, Шиве, Брахме и др.

Вывод: индийцы поклонялись многим богам, значит, они были язычниками

Факт 2. Бог Ганеша был с головой слона, других богов индийцы представляли в образе льва или хитроумной обезьяны; с особым почтением индийцы относились к корове, в связи, с чем не ели говядины, а того, кто убивал корову, считали самым страшным преступником, с которым и разговаривать никто не смел.

Вывод: особенное отношение у индийцев было к животным, даже некоторым животным они поклонялись как божеству

Факт 3. Индийцы верили, что звери, птицы и насекомые думают, чувствуют и разговаривают между собой, совсем как люди. Когда кто-нибудь умирает, он на самом деле не перестает жить, а только меняет свой внешний облик, превращаясь в другое существо. Человек может после смерти родиться животным, а животное – человеком.

Вывод: индийцы не просто верили в загробную жизнь, а верили в переселение душ

Представьте, например такую сценку: в индийской семье ссорятся муж и жена. «Смотри, - упрекает жена мужа, - будешь много пить, в следующий раз родишься червяком».

Вопрос: С какими верованиями связана такая угроза?

Ответ: С верой в переселение душ (реинкарнация).

Или другой пример: некоторые индийцы ходят со специальной метелкой, чтобы не раздавить на дороге червяка или какую-нибудь другую букашку.

Вопрос: С какими верованиями связано такое поведение?

Ответ: Тоже с верой в переселение душ.


Осуществляют поиск необходимой информации, делают выводы

Строят речевые высказывания, выслушивают собеседника,

Осуществляют самоконтроль.

Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.

7. Применение новых знаний

- Как вы считаете, стоит ли доверять таким сведениям об Индии, которые изложены были нашим гостем Стариком Хотабычем

Какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать?

Подтвердились ли версии, которые мы с вами выдвинули в начале урока?

Ребята, что вы замечаете? Какое высказывание о древней Индии вы считаете теперь правильным? Почему? Мы с вами разобрались в проблеме урока?

Отвечают на вопросы, высказывают мнения.

Осознанно строят речевые высказывания. Выслушивают собеседника. Рефлексия своих действий.

Находят адекватные способы поведения и взаимодействия с партнерами.



Исследуют условия задания, выбирают предметные способы решения.

Осуществляют самоконтроль и самооценку.


8. Рефлексия учебной деятельности

Задания:

  1. Индия расположена в южной Азии на полуострове Индостан. (Х)

  2. Северной границей Индии служат самые высокие горы в мире Гималаи. (Х)

  3. Полуостров Индостан омывают воды Тихого океана. (О)

  4. Самые многоводные реки Индии – Тигр и Иордан. (О)

  5. Джунгли – это густой, труднопроходимый лес. (Х)

  6. Основные занятия древних индийцев сводились к земледелию скотоводству, ремеслу и торговле. (Х)

  7. Индийцы поклонялись многим животным, которых считали священными. (Х)

  8. В отличие от Египта и стран Западной Азии в Древней Индии отсутствовали неравенство и рабство. (О)

  9. В III веке до н.э. почти все индийские царства объединил под своей властью Ашока. (Х)

Мне хотелось бы узнать, как вы усвоили тему. Вы должны ответить

на вопросы теста (объяснение учителя), на ответ «да» ставим палочку вертикально, «нет» горизонтально.

Теперь сделаем самопроверку, ответы на доске.

Итак, сегодня мы начали разговор о Древней Индии. Вы узнали много интересного об этой сказочной, волшебной стране и её жителях. Древнеиндийская цивилизация оказала огромное влияние на многие страны Востока.

На следующем уроке вы расширите свои знания об Индии. Какие будут вопросы?

Рефлексия урока (П.3)

На сегодняшнем уроке я понял…, я узнал…, я разобрался…

На этом уроке меня порадовало…

Я похвалил бы себя…

Особенно мне понравилось…

После урока мне захотелось…

Я мечтаю о…

Сегодня мне удалось…

Я сумел…

Было интересно…

Было трудно…

Я понял, что…

Теперь я могу…

Я почувствовал, что…

Я научился…

Меня удивило…


Отвечают на вопросы,

осуществляют комплексный анализа своей деятельности.

Используют речь для регуляции своего действия.

Строят монологическое высказывание.

Прослушивают ответы,

оценивают уровень собственного

эмоционального состояния на уроке.

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

1.Параграф 20

На выбор:

2. Пересказ « Сказание о Раме»

3.Составить презентацию «Касты в Индии»

4.Рисунки по теме урока

А сейчас все встали, на правую ладонь мы мысленно кладем знания, с которыми пришли на урок, на левую – те знания, которые получили на уроке. А сейчас давайте по моей команде соединим в хлопке наши знания, и хором скажем «СПАСИБО» себе и окружающим за работу на уроке.




























Урок истории


Предмет

История Древнего мира

Класс

5

Тип урока

Урок анализа текста; коммуникативный


Тема

Природа и люди Древней Индии

Цель для учителя:

для учащихся:

Создание условий для изучения учащимися темы

Овладеть знаниями о природе, людях и их занятиях, религии Индии в древности

Основные термины, понятия

Ганеша,Ашока.



Организация пространства

Формы работы

Ресурсы

Фронтальная

Групповая

Индивидуальная


  • Информационный материал:

учебник Вигасина А.А.и др. ”История древнего мира”, М., 2012

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, тексты.

Дидактические задачи этапов урока


Этапы урока

Дидактические задачи

Организационный

(этап мотивации)

Подготовка учащихся к работе на уроке: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

Актуализация опорных знаний и умений

Активизация соответствующих мыслительных операций (анализ, обобщение) и познавательных процессов (внимание, память).

Постановка учебной проблемы

Обеспечение мотивации для принятия обучающимися цели учебно-познавательной деятельности.

Формулирование проблемы, планирование деятельности

Создание условий для формулировки цели урока и постановки учебных задач.

Открытие нового знания

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, связей и отношений в объекте изучения.

Первичная проверка понимания

Установление правильности и осознанности усвоения учебного материала, выявление пробелов, неверных представлений, их коррекция.

Применение новых знаний

Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации.

Рефлексия учебной деятельности

Анализ и оценка успешности достижения цели; выявление качества и уровня овладения знаниями.


Планируемый результат


Предметные умения


Личностные умения

Метапредметные умения

  • закрепить навыки постановки и формулирования проблемы;

  • закрепить навыки осознанного и произвольного построения речевого высказывания;

  • самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера;

  • закрепить навыки построения логической цепи рассуждений;


  • способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом;

  • нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания навыки сотрудничества в разных ситуациях;

  • следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям.


Регулятивные: целеполагание – формулировать и удерживать учебную задачу; планирование – применять установленные правила в планировании способа решения.

Познавательные: общеучебные – ориентироваться в разнообразии способов решения задач.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества – слушать собеседника, задавать вопросы; использовать речь





4



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Природа и люди Древней Индии

Автор: Емельянова Оксана Валерьевна

Дата: 14.11.2016

Номер свидетельства: 358669

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "Конспект урока "Природа и люди Древней Индии" "
    ["seo_title"] => string(47) "konspiekt-uroka-priroda-i-liudi-drievniei-indii"
    ["file_id"] => string(6) "223767"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1438110127"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "Конспект урока на тему "Природа и люди Древней Индии" "
    ["seo_title"] => string(56) "konspiekt-uroka-na-tiemu-priroda-i-liudi-drievniei-indii"
    ["file_id"] => string(6) "116442"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412488796"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Разработка урока истории  "Природа и люди Древней Индии" 5 класс "
    ["seo_title"] => string(64) "razrabotka-uroka-istorii-priroda-i-liudi-drievniei-indii-5-klass"
    ["file_id"] => string(6) "114544"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1411562908"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(163) "Методическая разработка урока  по истории Древнего мира   «Природа и люди Древней Индии» "
    ["seo_title"] => string(93) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-po-istorii-drievniegho-mira-priroda-i-liudi-drievniei-indii"
    ["file_id"] => string(6) "143183"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418471328"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "Открытый урок по истории "Природа и люди Древней Индии""
    ["seo_title"] => string(54) "otkrytyi_urok_po_istorii_priroda_i_liudi_drevnei_indii"
    ["file_id"] => string(6) "483660"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1541440150"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства