kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Причины и последствия Северной войны

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: На основе фактов сформировать представление о причине, участниках и основных событиях Северной войны; выяснить причины неудач в начальный период Северной войны, показать необходимость создания регулярной армии и военно-морского флота (цели, средства, рекрутские наборы), мануфактуры для обеспечения нужд российской армии.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Причины и последствия Северной войны»

МБОУ средняя общеобразовательная школа №2 с. Мишкино муниципального района Мишкинский район Республики Башкортостан









Конспект открытого урока по истории России

в 7 классе по теме «Северная война».



















Учитель истории и обществознания

высшей квалификационной категории

Айгишева Венера Ивановна.

2014 - 2015

Открытый урок в 7 классе

Тема: Начало Северной войны.

Цель:

1) На основе фактов сформировать представление о причине, участниках и основных событиях Северной войны; выяснить причины неудач в начальный период Северной войны, показать необходимость создания регулярной армии и военно-морского флота (цели, средства, рекрутские наборы), мануфактуры для обеспечения нужд российской армии.

2) продолжить развитие умения анализировать факты, устанавливать причинно-следственные связи, умения работать с источниками, картой;

- умение давать свою оценку историческим явлениям и нравственную оценку личностям;

- воспитание чувства патриотизма, гордости за свою Родину.

Тип урока: урок формирования новых знаний; изложение материала сопровождается презентацией, что способствует повышению внимания, познавательной активности обучающихся.

Форма урока: проблемно-исследовательская.

Оборудование: карта « Российское государство 18 века», компьютер, проектор, интерактивная доска, презентация «Северная война», видеофильм «Начало Северной войны», магнитики, стикеры.

Технология развития критичного мышления, проблемно-диалоговая технология.

Шкала оценивания


V – Ответил просьбе учителя, но ответ неправильный

W – Ответил по просьбе учителя, ответ правильный S – Ответил по своей инициативе, но ответ неправильный

Z – Ответил по своей инициативе, ответ правильный

0 – Не ответил



Оформление доски

Тема

Проблема: Оправдано ли вступление России в Северную войну?

Знаем:

  1. Цель Азовских походов

  2. Причины 1695-1696 гг

  3. Итог Азовских походов

4 Цель Великого посольства 1697-1698 гг

  1. Влияние поездки в Европу на Петра I

6 Причина изменения направления русской внешней политики.

План действий

Надо узнать

1 Причины и начало Северной войны.

2 Создание регулярной армии

3 Массовое строительство мануфактур

4 Первые победы

5 Вторжение шведов в Россию.


I Организационная часть


II Знакомство учащихся со шкалой оценивания.

Каждый свой ответ на уроке отличается соответствующими значками.


III Работа с эпиграммой ( слайд №1)

- Кому посвятил эти строки А.С.Пушкин?

ответ: Петру I

- События о которых мы сегодня будем говорить будут связаны, наверно с именем Петра I.


IV Создание проблемной ситуации

- О чем пойдет речь на сегодняшнем уроке мы узнаем из источников на с.168.

1) изучение I источника

- С кем воевала Россия в Северной войне? (со Швецией)

- Какая страна отрезала Россие выход к Балтийскому морю?

1 факт.

- В чем важность этой территории?

- Какие выгоды для России и российских подданных искал Петр I начиная Северную войну?

( Богатство страны зависит от развития торговли с Европой, а морской путь в Европу закрыт Швецией. Россия стремится стать морской державой).

- Когда Россия окончательно потеряла эту территорию?

В эпоху Смутного времени по условиям Столбовского мира 1617 г.

2 источник

Что принесла Северная война простым людям?

2 факт Северная война принесла много бед простым людям.

В чем противоречия 2 источников?

Проблема: Нужна эта война для России? Оправдано ли вступление России в Северную войну?

Версии:

1) да

2) нет, народ страдает, любая война это людские слезы, страдания, смерть.

Но есть интересы народа, есть интересы государства, и не всегда интересы государства совпадают с интересами народа.

V Актуализация знаний

- Чтобы проверить версии, нам надо вспомнить основные события, факты и понятия, связанные с проблемой урока.

- Какие события могли повлиять на вступление Росии в Северную войну?

- Что мы знаем по проблеме урока?

Знаем:

Цель Азовских походов:

- Получить выход к торговым южным морям Азовскому и Черному, для этого нужно продолжить войну с Турцией.

Цель Великого посольства:

- Создать антитурецкий союз, однако эта цель не была достигнута. Ни Англия, ни Голландия не проявляли интереса к антитурецкому союзу, они были заинтересованы в торговле с Турцией. Надо отметить, что политическая ситуация в Европе была крайне напряженной. Испанский король Карл II был стар, бездетен, он осознавал необходимость сохранения целостности своей страны, поэтому завещал Испанию одному из внуков французского короля Людовика Х IV. В Европе назрел конфликт в борьбе за испанское наследство между двумя группировками: Франция, Испания – с одной стороны, Англия, Голландия и Австрийская империя - с другой, поэтому в начальном периоде Северной войн они не принимали участия. Превращение России в морскую державу вызвала тревогу в Западной Европе только к концу войны, особенно это волновало Англию, так как она не могла допустить соперника на море. В 1720 г Англия открыто выступила на стороне Швеции.

- Почему Петр I вынужден был внезапно прервать путешествие в Европу в составе «Великого посольства»?( В России прокатился слух о гибели Петра I в Европе. Вспыхнул I I I стрелецкий бунт в России, поэтому он был вынужден вернуться в Россию)

- По пути в Россию Петр I встретился с саксонским курфюрстом, королем Речи Посполитой Августом I I. Они решили, что их общий враг – Швеция.

В итоге образовался антишведский союз. ( слайд 2,3,4).

Происходит резкий поворот курса внешней политики России.

- Вы догадались, каким событиям будет посвящен наш сегодняшний урок?

Ответ: тема сегодняшнего урока – начало Северной войны. (слайд 5)

V I Открытие нового знания

Посмотрим, как началась Северная война. (просмотр видеофильма, слайд 6)

V II Контрольный вопросы

- Кто первым начал военные действия? (Дания)

- Почему Дания вышла из войны?

Карл 12 напал на Копенгаген - столицу Дании и заставил выйти Данию из войны. Капитуляция Дании разрушила Северный союз

Петр I осадил Нарву. Август II осадил Ригу. Неожиданно для русских Карл 12 перебросил шведскую армию против русских - под Нарву.

- Когда состоялось Нарвское сражение? (19 ноября 1700 г)

- Кто был главнокомандующим ? ( герцог фон Круи)

- Кто сдавался в плен? ( иностранцы, служившие в русской армии и герцог фон Круи)

- Какие полки устояли? ( Семеновский, Лефортовский, Преображенский)

- Чья армия была наиболее подготовленной к войне?

Численность русской армии (35 тыс.). Численность шведской армии (10 тыс.).

Несмотря на численное превосходство русской армии, шведы одержали победу. Швеция была страной передового военного искусства.

Швецкая армия – регулярная, отличное вооружение, лучшая в Европе

Русская армия 17 в. нерегулярная, неподготовленная.

- дворянское конное ополчение ,

- служилые инородцы,

- казаки,

- полки нового строя,

- стрельцы.

После Нарвы Карл 12 надолго увяз в Польше, считал Россию слабым противником.

- Какие уроки мог извлечь Петр I из поражения под Нарвой?

Нарвское сражение показало слабость, неспособность русских войск, необходимость реформы русской армии.

V III Групповая работа ( работа по учебнику и схемам)

1 группа ( слайд 7-16)

С помощью конкретных фактов докажите, что в России создана регулярная армия (с.178-179)

регулярная армия, рекрутский набор (словарь)

2 группа (слайд 17-23)

С помощью конкретных фактов докажите, что Россия после реформы армии успешно решила свои задачи в Северной войне 1701-1704 гг. (п.2 с.180-181)

3 группа ( слайды 24-26)

Дайте оценку созданию заводской (мануфактурной) промышленности в России. (п.3 учеб. с. 182-184)

Приписные крестьяне – крестьяне, навечно приписанные к мануфактуре из-за нехватки свободной рабочей силы.

Посессионные крестьяне – купленные владельцами заводов крепостные для предприятий, продавались вместе с заводом. ( словарь)

IХ Отчет группы

Кто начнет?

1 группа (слайды 7-16)

2 группа (слайды 17-23)

Прослушать сообщения о Меншикове и Шереметеве по ходу разбора первых побед.

Меншиков Александр Данилович

(1673-1729)

Сподвижник Петра I, светлейший князь(1707), генералиссимус(1727). Сын придворного конюха, крупный военачальник во время Северной войны 1700-1721 гг. В 1718-1724 гг и в 1726-1727 гг – президент военной коллегии. При Екатерине I фактический правитель государства. Императором Петром II сослан в Березов (ныне Березово в Тюменской области).


Шереметев Борис Петрович

Происходил из древнего боярского рода. Полководец, дипломат, один из ближайших соратников Петра I. Участвовал в Крымских и Азовских походах, получил в1706 г титул графа за подавление Астраханского восстания. В Северной войне командовал войсками в Прибалтике, на Украине. В 1709 г. возглавил русскую армию в Полтавской битве, в Прутском походе . В 1701 г. первым произведен в генерал - фельдмаршалы.



3 группа (слайды 24-26)

Рассказ учителя (слайды 27-28)

Россия одержала победу в Прибалтике. Карл 12 в это время громит короля Речи Посполитой Августа II, заставив подписать мир со шведами.

1708 г Карл 12 пытается проникнуть вглубь России через земли Речи Посполитой, но отказывается от похода на Москву и поворачивает на Украину к гетману Мазепе, который предлагал Карлу 12 отдать в помощь оружие и обеспечить отдых.

Карл 12 ждал из Прибалтики 13 тыс. корпус генерала Левенгаупта, с обозами продовольствия, но опоздал.

Петр I направил летучий отряд конницы и пехоты для перехвата корпуса Левенгаупта , в битве у д. Лесной 28 сентября 1708 г корпус Ливенгаупта был разбит, обоз захвачен, сам генерал с половиной солдат (6,7 тыс.) чудом пробился к своему королю. Петр впоследствии назвал битву при Лесной «матерью победы».


ХI Применение новых знаний

- Какой ответ можно дать по проблеме?

Вывод:

Русские пробились к побережью Балтийского моря, шведы не смогли пробиться вглубь России.

Прочитайте высказывание современников и историков о Петре I. С какими из них вы согласны, с которыми нет?( слайд 29)


ХII На дом: §16 с.177-188.

Творческое задание: написать свое мнение по одному из высказываний.


ХIII Оценивание: сдать листочки с оценками.




3



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Причины и последствия Северной войны

Автор: Егорова Римма Ивановна

Дата: 26.04.2016

Номер свидетельства: 322631

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(46) "северная война 1700 - 1721 гг. "
    ["seo_title"] => string(32) "sieviernaia-voina-1700-1721-ghgh"
    ["file_id"] => string(6) "174679"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424168489"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(28) "Северная война "
    ["seo_title"] => string(17) "sieviernaia-voina"
    ["file_id"] => string(6) "103202"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402572168"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "Война России с Речью Посполитой 1654 – 1667 гг."
    ["seo_title"] => string(49) "voina-rossii-s-riech-iu-pospolitoi-1654-1667-ghgh"
    ["file_id"] => string(6) "251629"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447259342"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "Конспект урока на тему "Внешняя политика Екатерины II""
    ["seo_title"] => string(53) "konspiekturokanatiemuvnieshniaiapolitikaiekatierinyii"
    ["file_id"] => string(6) "313689"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1459522672"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "Дистанционный курс по истории " Эпоха Петра I" "
    ["seo_title"] => string(46) "distantsionnyi-kurs-po-istorii-epokha-pietra-i"
    ["file_id"] => string(6) "152293"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1420821886"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства