Цель: На основе фактов сформировать представление о причине, участниках и основных событиях Северной войны; выяснить причины неудач в начальный период Северной войны, показать необходимость создания регулярной армии и военно-морского флота (цели, средства, рекрутские наборы), мануфактуры для обеспечения нужд российской армии.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Причины и последствия Северной войны»
МБОУ средняя общеобразовательная школа №2 с. Мишкино муниципального района Мишкинский район Республики Башкортостан
Конспект открытого урока по истории России
в 7 классе по теме «Северная война».
Учитель истории и обществознания
высшей квалификационной категории
Айгишева Венера Ивановна.
2014 - 2015
Открытый урок в 7 классе
Тема: Начало Северной войны.
Цель:
1) На основе фактов сформировать представление о причине, участниках и основных событиях Северной войны; выяснить причины неудач в начальный период Северной войны, показать необходимость создания регулярной армии и военно-морского флота (цели, средства, рекрутские наборы), мануфактуры для обеспечения нужд российской армии.
2) продолжить развитие умения анализировать факты, устанавливать причинно-следственные связи, умения работать с источниками, картой;
- умение давать свою оценку историческим явлениям и нравственную оценку личностям;
- воспитание чувства патриотизма, гордости за свою Родину.
Тип урока: урок формирования новых знаний; изложение материала сопровождается презентацией, что способствует повышению внимания, познавательной активности обучающихся.
Форма урока: проблемно-исследовательская.
Оборудование: карта « Российское государство 18 века», компьютер, проектор, интерактивная доска, презентация «Северная война», видеофильм «Начало Северной войны», магнитики, стикеры.
Технология развития критичного мышления, проблемно-диалоговая технология.
Шкала оценивания
V – Ответил просьбе учителя, но ответ неправильный
W – Ответил по просьбе учителя, ответ правильный S – Ответил по своей инициативе, но ответ неправильный
Z – Ответил по своей инициативе, ответ правильный
0 – Не ответил
Оформление доски
Тема
Проблема: Оправдано ли вступление России в Северную войну?
Знаем:
Цель Азовских походов
Причины 1695-1696 гг
Итог Азовских походов
4 Цель Великого посольства 1697-1698 гг
Влияние поездки в Европу на Петра I
6 Причина изменения направления русской внешней политики.
План действий
Надо узнать
1 Причины и начало Северной войны.
2 Создание регулярной армии
3 Массовое строительство мануфактур
4 Первые победы
5 Вторжение шведов в Россию.
I Организационная часть
II Знакомство учащихся со шкалой оценивания.
Каждый свой ответ на уроке отличается соответствующими значками.
III Работа с эпиграммой ( слайд №1)
- Кому посвятил эти строки А.С.Пушкин?
ответ: Петру I
- События о которых мы сегодня будем говорить будут связаны, наверно с именем Петра I.
IV Создание проблемной ситуации
- О чем пойдет речь на сегодняшнем уроке мы узнаем из источников на с.168.
1) изучение I источника
- С кем воевала Россия в Северной войне? (со Швецией)
- Какая страна отрезала Россие выход к Балтийскому морю?
1 факт.
- В чем важность этой территории?
- Какие выгоды для России и российских подданных искал Петр I начиная Северную войну?
( Богатство страны зависит от развития торговли с Европой, а морской путь в Европу закрыт Швецией. Россия стремится стать морской державой).
- Когда Россия окончательно потеряла эту территорию?
В эпоху Смутного времени по условиям Столбовского мира 1617 г.
2 источник
Что принесла Северная война простым людям?
2 факт Северная война принесла много бед простым людям.
В чем противоречия 2 источников?
Проблема: Нужна эта война для России? Оправдано ли вступление России в Северную войну?
Версии:
1) да
2) нет, народ страдает, любая война это людские слезы, страдания, смерть.
Но есть интересы народа, есть интересы государства, и не всегда интересы государства совпадают с интересами народа.
V Актуализация знаний
- Чтобы проверить версии, нам надо вспомнить основные события, факты и понятия, связанные с проблемой урока.
- Какие события могли повлиять на вступление Росии в Северную войну?
- Что мы знаем по проблеме урока?
Знаем:
Цель Азовских походов:
- Получить выход к торговым южным морям Азовскому и Черному, для этого нужно продолжить войну с Турцией.
Цель Великого посольства:
- Создать антитурецкий союз, однако эта цель не была достигнута. Ни Англия, ни Голландия не проявляли интереса к антитурецкому союзу, они были заинтересованы в торговле с Турцией. Надо отметить, что политическая ситуация в Европе была крайне напряженной. Испанский король Карл II был стар, бездетен, он осознавал необходимость сохранения целостности своей страны, поэтому завещал Испанию одному из внуков французского короля Людовика Х IV. В Европе назрел конфликт в борьбе за испанское наследство между двумя группировками: Франция, Испания – с одной стороны, Англия, Голландия и Австрийская империя - с другой, поэтому в начальном периоде Северной войн они не принимали участия. Превращение России в морскую державу вызвала тревогу в Западной Европе только к концу войны, особенно это волновало Англию, так как она не могла допустить соперника на море. В 1720 г Англия открыто выступила на стороне Швеции.
- Почему Петр I вынужден был внезапно прервать путешествие в Европу в составе «Великого посольства»?( В России прокатился слух о гибели Петра I в Европе. Вспыхнул I I I стрелецкий бунт в России, поэтому он был вынужден вернуться в Россию)
- По пути в Россию Петр I встретился с саксонским курфюрстом, королем Речи Посполитой Августом I I. Они решили, что их общий враг – Швеция.
В итоге образовался антишведский союз. ( слайд 2,3,4).
Происходит резкий поворот курса внешней политики России.
- Вы догадались, каким событиям будет посвящен наш сегодняшний урок?
Ответ: тема сегодняшнего урока – начало Северной войны. (слайд 5)
VI Открытие нового знания
Посмотрим, как началась Северная война. (просмотр видеофильма, слайд 6)
VII Контрольный вопросы
- Кто первым начал военные действия? (Дания)
- Почему Дания вышла из войны?
Карл 12 напал на Копенгаген - столицу Дании и заставил выйти Данию из войны. Капитуляция Дании разрушила Северный союз
Петр I осадил Нарву. Август II осадил Ригу. Неожиданно для русских Карл 12 перебросил шведскую армию против русских - под Нарву.
- Когда состоялось Нарвское сражение? (19 ноября 1700 г)
- Кто был главнокомандующим ? ( герцог фон Круи)
- Кто сдавался в плен? ( иностранцы, служившие в русской армии и герцог фон Круи)
Численность русской армии (35 тыс.). Численность шведской армии (10 тыс.).
Несмотря на численное превосходство русской армии, шведы одержали победу. Швеция была страной передового военного искусства.
Швецкая армия – регулярная, отличное вооружение, лучшая в Европе
Русская армия 17 в. нерегулярная, неподготовленная.
- дворянское конное ополчение ,
- служилые инородцы,
- казаки,
- полки нового строя,
- стрельцы.
После Нарвы Карл 12 надолго увяз в Польше, считал Россию слабым противником.
- Какие уроки мог извлечь Петр I из поражения под Нарвой?
Нарвское сражение показало слабость, неспособность русских войск, необходимость реформы русской армии.
VIII Групповая работа ( работа по учебнику и схемам)
1 группа( слайд 7-16)
С помощью конкретных фактов докажите, что в России создана регулярная армия (с.178-179)
регулярная армия, рекрутский набор (словарь)
2 группа(слайд 17-23)
С помощью конкретных фактов докажите, что Россия после реформы армии успешно решила свои задачи в Северной войне 1701-1704 гг. (п.2 с.180-181)
3 группа( слайды 24-26)
Дайте оценку созданию заводской (мануфактурной) промышленности в России. (п.3 учеб. с. 182-184)
Приписные крестьяне – крестьяне, навечно приписанные к мануфактуре из-за нехватки свободной рабочей силы.
Посессионные крестьяне – купленные владельцами заводов крепостные для предприятий, продавались вместе с заводом. ( словарь)
IХ Отчет группы
Кто начнет?
1 группа (слайды 7-16)
2 группа (слайды 17-23)
Прослушать сообщения о Меншикове и Шереметеве по ходу разбора первых побед.
Меншиков Александр Данилович
(1673-1729)
Сподвижник Петра I, светлейший князь(1707), генералиссимус(1727). Сын придворного конюха, крупный военачальник во время Северной войны 1700-1721 гг. В 1718-1724 гг и в 1726-1727 гг – президент военной коллегии. При Екатерине I фактический правитель государства. Императором Петром II сослан в Березов (ныне Березово в Тюменской области).
Шереметев Борис Петрович
Происходил из древнего боярского рода. Полководец, дипломат, один из ближайших соратников Петра I. Участвовал в Крымских и Азовских походах, получил в1706 г титул графа за подавление Астраханского восстания. В Северной войне командовал войсками в Прибалтике, на Украине. В 1709 г. возглавил русскую армию в Полтавской битве, в Прутском походе . В 1701 г. первым произведен в генерал - фельдмаршалы.
3 группа (слайды 24-26)
Рассказ учителя (слайды 27-28)
Россия одержала победу в Прибалтике. Карл 12 в это время громит короля Речи Посполитой Августа II, заставив подписать мир со шведами.
1708 г Карл 12 пытается проникнуть вглубь России через земли Речи Посполитой, но отказывается от похода на Москву и поворачивает на Украину к гетману Мазепе, который предлагал Карлу 12 отдать в помощь оружие и обеспечить отдых.
Карл 12 ждал из Прибалтики 13 тыс. корпус генерала Левенгаупта, с обозами продовольствия, но опоздал.
Петр I направил летучий отряд конницы и пехоты для перехвата корпуса Левенгаупта , в битве у д. Лесной 28 сентября 1708 г корпус Ливенгаупта был разбит, обоз захвачен, сам генерал с половиной солдат (6,7 тыс.) чудом пробился к своему королю. Петр впоследствии назвал битву при Лесной «матерью победы».
ХI Применение новых знаний
- Какой ответ можно дать по проблеме?
Вывод:
Русские пробились к побережью Балтийского моря, шведы не смогли пробиться вглубь России.
Прочитайте высказывание современников и историков о Петре I. С какими из них вы согласны, с которыми нет?( слайд 29)
ХII На дом: §16 с.177-188.
Творческое задание: написать свое мнение по одному из высказываний.