Тема: Северная война 1700 – 1721 годов.
Цели:
- Научно – образовательная: определить направления и задачи внешней политики Московского царства на рубеже XVII – XVIII веков; рассмотреть общий ход Северной войны; определить результаты и последствия войны.
- Развивающая: способствовать развитию умений учащихся по работе с терминологией, хронологией, исторической картой и контурной картой, историческим документом; выявлять причинно – следственные связи, высказывать аргументированные суждения, составлять опорный конспект.
- Воспитательная: способствовать воспитанию чувства патриотизма через гордость за славу русского оружия и героизм русских воинов.
Тип урока: изучение нового материала
Оборудование урока:
- Учебная доска;
- Учебник «История» часть 1, Артемов В.В., Лубченков Ю.Н.
- Атлас История России XVII - XVIII века с комплектом контурных карт (см. Приложение № 1)
- СД «Отечественная история с древнейших времен до 1917 века», интерактивная игра «Образование Российской империи»
- Видеофрагмент их к\ф «Петр I»
- Исторический документ, отрывок из книги «История внешней политики России XVIII века» (см. Приложение № 2)
- Компьютер, мультимедиа проектор
- Презентация
- Опорный конспект (см. Приложение № 3)
Термины и понятия: Северная война, генеральное сражение, регулярная армия
ХОД УРОКА.
- Актуализация прежних знаний.
Постановка проблемного задания.
«Николи Россия наша такого полезного мира не получала, правда, долго ждали, но дождались»
Пётр Алексеевич Романов
Согласны ли вы с данным высказыванием о значении победы России над Швецией?
? когда в последний раз между Московским государством и Швецией был заключен значительный мирный договор?
? если вспомнить, Киевская Русь имела выход и в Черное и в Балтийское моря. При каких обстоятельствах они были потеряны?
? какое влияние «закрытость» Московского царства от морских путей оказывала на развитие торговли? Международный статус страны?
- Изучение нового материала.
План работы.
- Направления и задачи внешней политики Петра I.
- Хронограф войны.
- Итоги и последствия Северной войны.
Раскрытие материала П.1 происходит через участие в ролевой игре, где учащимся предлагается выступить в роли царя Петра Алексеевича в интерактивной игре «Образование Российской империи».
Вы знаете, что существует разница между тем как оценивают события их современники и потомки и для того чтобы более объективно определиться с направлениями и задачами внешней политики московского царства на рубеже 17-18 веков я предлагаю вам представить себя молодым и энергичным царем Петром Алексеевичем.
1 этап игры «Образование Российской империи»
? итак, географические направления внешней политики это..
? каковы задачи южного направления? Какие государства нам мешают их осуществить?
? какова цель и задачи северного направления? Наш главный соперник?
2 этап игры
В конце 17 века в Европе сложилась уникальная ситуация с «испанским наследством», державы дали понять Петру, что не поддержат его в войне с Турцией.
Итак, продолжение войны с Турцией было невыгодно, и заключив с ней перемирие вы перешли к борьбе за Балтийское море
3 этап игры
Как же вы Петр Алексеевич поступите? Будете договариваться или искать союзников?
Обобщая учебный материал, учащиеся заполняют п.1 в опорном конспекте.
Изучение содержания материала П.2 учащиеся осуществляют самостоятельно, используя текст учебника на стр.257 – 259 и выполняя задания, направленные на развитие навыков учащихся по работе с хронологией (определение правильной последовательности событий, соотнесение событий и дат). Центральное место в П.2 занимает материал о Полтавской битве – генеральном сражении войны. Для активизации познавательного интереса учащихся используется видеофрагмент их х\ф «Пётр I» и организация обсуждения его содержания.
? какие причины победы русской армии вы можете определить исходя из просмотренного сюжета?
Для определения значения Полтавской битвы для хода войны используется работа с фрагментом документа – отрывка из книги «История внешней политики России. XVIII век» по предложенным вопросам (см. Приложение № 2). При этом по ходу изучения учебного материала, определения причин и значения событий. Делаются необходимые записи в опорный конспект.
Изучение материала П.3 учащиеся так же осуществляют самостоятельно по тексту учебника на стр. 259 и делая необходимые записи в опорном конспекте. Результаты Северной войны целесообразно обсудить в эвристической беседе с учащимися, подводя их к главному выводу – изменению мирового статуса страны, превращения её в крупную европейскую державу, с мнением которой следует считаться.
- Закрепление материала
Происходит с помощью ПОПС – формулы, которая помогает учащимся самим сделать необходимые выводы, высказать аргументированную личную точку зрения на изучаемые события.
П – позиция: я считаю, что Петр I прав, называя мир со Швецией полезным и долгожданным
О – обоснование: потому что ________________________________________
__________________________________________________________________
П – пример (факты, даты)_например__________________________________
__________________________________________________________________
С – следовательно (вывод): таким образом_____________________________
__________________________________________________________________
Подведение итогов урока, выставление оценок
- Домашнее задание.
§ 43, стр.257 – 259, завершить выполнение заданий по контурной карте
Приложение № 2
Прочитайте отрывок из книги «История внешней политики России. XVIII век.» и ответьте на предложенные вопросы.
Значение Полтавской битвы
Переломным моментом и в войне, и в политике России стала Полтавская битва. Сам Карл XII расценивал сражение под Полтавой как тактическое поражение. Ему казалось, что дело можно поправить, набрав новую полевую армию из гарнизонов Выборга, Прибалтики, Финляндии. Однако в Европе расценили итог Полтавской битвы по – другому. Впечатление, произведенное на Европу этим сражением, поистине сравнимо было со взрывом бомбы. Сама мысль о том, что Карл XII может потерпеть поражение, казалась абсурдом, и когда, слухи докатились до Европы, газеты как по шаблону стали прославлять очередную победу Северного Льва над Русским Медведем. Лишь через несколько дней выяснилось, что шведская армия практически уничтожена. Постепенно, оправившись от шока, в Европе и Турции поняли, что Полтава привела к резкому изменению сил на востоке и северо – востоке - изменению в пользу России.
(«История внешней политики России. XVIII век» Москва, 2000 г. С. 34 -35)
Вопросы.
- Почему сам король Швеции, который еле успел избежать пленения, оценил поражение под Полтавой как тактическое?
- Какое впечатление произвела Полтавская битва на Европу?
Прочитайте отрывок из книги «История внешней политики России .XVIII век.» и ответьте на предложенные вопросы.
Значение Полтавской битвы
Советник французского короля Людовика XIV герцог Сен – Симон писал, что «1709 год принес полное изменение положения на севере, упадок, если не сказать уничтожение, Швеции, которая так часто приводила в трепет весь север Европы и не раз заставляла дрожать Австрийскую империю, и необычайное возвышение другой державы, доселе известной только по названию и никогда не влиявшей на другие страны, за исключением ближайших людей»
(«История внешней политики России. XVIII век» Москва, 2000 г. С. 34 -35)
Вопросы.
- На основании вышеизложенного текста сделайте вывод о международном статусе Московского царства на начало XVIII века и после 1709 года