kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Предпосылки и начало преобразований

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по теме "Предпосылки и начало преобразований"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Предпосылки и начало преобразований»

Тема урока: Предпосылки и начало преобразований

Образовательные результаты

Предметные: учащиеся охарактеризуют предпосылки Петровских реформ, их назначение и отношение к ним различных слоев общества.

Метапредметные: учащиеся, анализируя реформы, смогут строить логически обоснованные рассуждения на простом и сложном уровне.

Личностные: формирование устойчивого интереса к отечественной истории.

План урока

1. «Младший царь»

2. Обучение и воспитание царевича Петра. Увлечения Петра.

3. Азовские походы

4. Великое посольство.

5. Начало реформ.

ХОД УРОКА

Создание проблемной ситуации

Чтение эпиграфа: «Будучи взрослым, Петр в совершенстве владел по меньшей мере дюжиной ремесел, причем особенной виртуозности достиг в работе топором и на токарном станке. Любовь к физическому труду резко отличала Петра от предшественников и преемников. Невозможно себе представить, чтобы его богомольный отец, “тишайший” Алексей Михайлович, освободившись от пышного царского одеяния, орудовал мастерком каменщика или молотом кузнеца».

(Н. И. Павленко)

Чтение главного вопроса урока: «Что повлияло на решение Петра начать реформы — посещение Европы или борьба за власть в конце XVII в.?»

Задание к эпиграфу На основе текста эпиграфа сделайте вывод о личных качествах Петра I.

— Можем ли мы ответить на главный вопрос урока?

Что мы должны узнать? (Какое впечатление на Петра оказала Европа? Как он там оказался? С кем ему пришлось оспаривать власть?)

Открытие нового знания

— Обратимся еще раз к главному вопросу урока. Чтобы ответить на этот вопрос, что мы должны узнать? (Какие реформы провел Петр I, охарактеризовать его личные качества.)

Далее учащиеся слушают сообщение о «военных потехах» Петра (опережающее задание). Вопросы для обсуждения 1. Какое значение, на ваш взгляд, имели детские забавы Петра?

2. Как вы думаете, как к его занятиям относилась царевна Софья?

Рассказ учителя:

В годы жизни в Преображенском вокруг Петра сложился круг его ближайших сподвижников, которые станут ему опорой в государственных преобразованиях.

Франц Лефорт (1656—1699) родился в Женеве, служил в голландской и французской армиях. В 1675 г. прибыл в Архангельск, в 1678 г. поступил на службу к русскому царю. Участвовал в русско-турецкой войне 1676—1681 гг., Крымских походах 1687 и 1689 гг. В 1689 г. познакомился с Петром и сблизился с ним. После этого начался быстрый рост его карьеры: в 1690 г. он стал генерал-майором, в 1691 г. — генерал-лейтенантом. Принял деятельное участие в создании русского флота и в Азовских походах, командовал им, а в 1697 г. официально возглавил Великое посольство в Европу.

Патрик (Петр) Гордон (1635—1699) — один из активных сторонников Петра — был участником Крымских и Азовских походов, руководил подавлением Стрелецкого бунта 1698 г.

Александр Данилович Меншиков (1673—1729), сын придворного конюха, с детских лет отличавшийся умом, приглянулся Лефорту, взявшему его в услужение. С 1686 г. Меншиков уже служил Петру. Он принимал участие во всех потешных маневрах, поездках на Плещеево озеро и в Архангельск, дважды ходил вместе с Петром под Азов, был членом Великого посольства. Пользовался большим доверием царя и по сути был его ближайшим помощником в государственных делах.

Михаил Голицын, сын боярина, с 1687 г. служивший барабанщиком в Семеновском полку, продемонстрировал свою храбрость во время Азовских походов. В 1698 г. он участвовал в подавлении Стрелецкого бунта.


Затем, используя карту и текст учебника, учащиеся знакомятся с ходом первого и второго Азовских походов.

Первый поход под Азов оказался неудачным потому, что русские не имели флота, а турки подвозили подкрепления и припасы морским путем. Правильно оценив причины неудачи, в 1695 г. Петр начал строить под Воронежем военно-морской флот. В мае 1696 г. 23 галеры и 4 брандера под командованием адмирала Ф. Я. Лефорта спустились по Дону к Азову. Крепость не пришлось штурмовать — Азов сдался. Петр начал строить планы расширения войны с Турцией. Это стало официальной целью Великого посольства, которое и отправилось за рубеж весной 1697 г.

К этому времени Петр стал самодержцем, так как 29 января 1696 г. скончался царь Иван.

Вопросы и задания

1. Определите причины неудачи первого похода под Азов в 1695 г.

2. Какие меры предпринял Петр, чтобы подготовить более успешный второй Азовский поход? Выпишите в тетрадь даты Азовских походов.

3. Какое значение имело для развития государства взятие Азова?

4. Как эти события повлияли на взаимоотношения России с Крымским ханством и Турцией?

Далее учитель рассказывает о Великом посольстве 1697—1698 гг. Дату европейской поездки учащиеся записывают в тетрадь.

Задания

1. По ходу рассказа учителя определите цели и итоги поездки царя Петра I за границу.

2. Запишите в тетради дату европейской поездки Петра I.

Посольство было снаряжено в Европу с целью найти союзников в борьбе с Турцией и укрепить связи с европейскими дворами. В. О. Ключевский пишет, что «Великое посольство со своей многочисленной свитой под прикрытием дипломатического поручения было одной из снаряжавшихся тогда в Москве экспедиций на Запад с целью все нужное там высмотреть, вызнать, перенять европейское мастерство, сманить европейского мастера».

Царь посетил Голландию, Англию и некоторые другие европейские страны, познакомился с образом жизни западных народов и увидел разницу между Европой и Россией того времени. В. О. Ключевский в своих лекциях так описывает пребывание русского царя в Европе

Петр постоянно в движении, осматривает всевозможные редкости и достопримечательности, фабрики, заводы, кунсткамеры, госпитали, воспитательные дома, военные и торговые суда, влезает на обсерваторию, принимает у себя или посещает иноземцев, ездит к корабельным мастерам. Проработав четыре месяца в Голландии, Петр узнал, «что подобает доброму плотнику знать», но, недовольный слабостью голландских мастеров в теории кораблестроения, в начале 1698 г. едет в Англию для изучения процветавшей там корабельной архитектуры… Сохранилось особое сказание об этом «скрытном» посещении, очевидно, Верхней палаты, где Петр видел короля на троне и всех вельмож королевства на скамьях. Выслушав прения с переводчиком, Петр сказал своим русским спутникам: «Весело слушать, когда подданные открыто говорят своему государю правду; вот чему надо учиться у англичан».

Вопрос и задание

1. Как вы думаете, почему Петр I так и не стал «учиться у англичан» и не учредил в России представительные органы власти, где бы подданные могли сказать правду государю?

2. Предположите, почему Петр I в составе посольства находился под именем бомбардира Петра Михайлова и не посетил Европу как русский царь.

Далее учитель рассказывает учащимся о начале реформ Петра.

Вопросы и задание

1. Что было главным итогом поездки Петра в Европу?

2. В каких областях проводились первые реформы Петра I?

— Прочитайте в учебнике документы «Из Указа Петра I о ношении платья на манер венгерского», «Из Указа Петра I о бритье бород и усов».

Вопросы и задание

1. К представителям каких слоев общества обращается царь в своих указах? Какие цели он преследовал?

2. Предположите, как штрафные санкции отразились на исполнении указов царя?

— Итак, в чем состоял главный недостаток культурной реформы Петра? ( Культурная реформа привела к расколу общества.)

В заключение урока учитель отмечает, что в мае 1698 г. Петр I получил известие о новом Стрелецком бунте и срочно возвратился в Москву. К его приезду выступление уже было подавлено и виновные наказаны, однако царь распорядился провести новое следствие. Главное, что его волновало, возможность участия в Стрелецком бунте царевны Софьи. Однако улик против царевны собрать не удалось. Приговор стрельцам был жесток — смертная казнь. 30 сентября 1698 г. казнили через повешение 210 стрельцов, а 11 октября отрубили голову 144 стрельцам.

Внимание учащихся обращается на картину В. И. Сурикова «Утро стрелецкой казни».

Вот как описывает эту картину искусствовед Э. В. Кузнецова:

Огромная народная толпа заполнила площадь. Скоро начнется казнь. Печальной торжественностью последних минут проникнуты стрельцы. Каждый из них по-своему переживает ее приближение — кто с упрямой злобой, кто в тягостном раздумье. Вот одного уже ведут на виселицу. Он едва идет, голова опущена, руки бессильно поникли.

В центре картины — стрелец, стоящий на телеге. Он прощается с народом, низко кланяясь ему по старинному русскому обычаю. А рядом старик с длинной седой бородой. Сейчас наступит его очередь идти на казнь, он уже отдает горящую свечу солдату.

Погружен в свою последнюю суровую думу чернобородый стрелец в накинутом на плечи красном кафтане. Он даже не замечает, что его молодая жена с бледным, заплаканным, исстрадавшимся лицом тянет его за полу кафтана, пытаясь добиться прощального слова.

Вот сидит на телеге стрелец с рыжей бородой в красной, лихо заломленной шапке. Связаны его руки, ноги забиты в колодки, но воля его не сломлена. Он как бы воплощает возмущение и непокорность всей стрелецкой массы. Гордо поднята его голова, судорожно сжата в руках горящая свеча, отбрасывающая на лицо тревожные красноватые блики. Взор, полный неукротимой ненависти, устремлен в сторону царя. Сильный, внутренне напряженный, этот стрелец является живым воплощением бунтарского духа.

Секретарь австрийского посольства в Москве Иоганн Георг Корб, свидетель и очевидец казней, рассказывал в своих воспоминаниях, что никто из стрельцов не просил помилования, а некоторые, подходя к плахе, обращались к Петру I со словами: «Посторонись-ка, государь. Это я должен здесь лечь». Стоящие рядом с Петром иностранцы с любопытством, страхом и удивлением смотрят на все происходящее.

Образ Петра I несет в картине важнейшую смысловую нагрузку; царь, собственно говоря, один противостоит всей стрелецкой массе. Лицо Петра с гневным решительным взором выражает несокрушимую уверенность. Во всей его фигуре, напряженной и стремительной, в повороте головы чувствуются большая внутренняя сила и  убежденность в правоте своей борьбы.

Есть в картине еще одна группа людей, для которой все происходящее представляется как огромное личное горе. Это жены, матери, дети, пришедшие проститься с осужденными. Глядя на картину, как бы слышишь отчаянные вопли, рыдания, плач: все это, кажется, сливается в один мучительный протяжный стон.

Слева, держась одной рукой за телегу, сидит старая женщина в темной одежде; она не плачет, но вся ее сгорбленная, поникшая фигура кажется олицетворением скорби. Рядом девочка в красном платке. Одиноко стоит она около двух старых женщин, усевшихся на земле. Глаза девочки широко раскрыты, она плачет от страха, не понимая до конца, что происходит кругом.

Вопросы для обсуждения

1. Какие качества личности Петра I проявились в ходе расследования причин Стрелецкого бунта?

2. Как бунт повлиял на деятельность молодого царя?

— Можем ли мы ответить на главный вопрос урока или выбрать правильный ответ из предложенных в учебнике? Выбор ответа обоснуйте: Что повлияло на решение Петра I начать реформы — посещение Западной Европы или борьба за власть в конце XVII в.?

(Знакомство с иноземцами в юности, посещение Европы с Великим посольством, первые военные неудачи повлияли на формирование взглядов Петра I и его решение осуществить реформы. События Стрелецкого бунта лишь подтолкнули царя к началу преобразований.)

— Обратимся к вашим ответам на главный вопрос урока. У кого были правильные версии? Оцените их.

Применение нового знания

Вопрос и задания

1. Как вы думаете, можно ли по первым годам царствования Петра I определить направления внутренней политики нового русского царя?

2. Определите связь внутренней политики Петра I с политикой его предшественников.

3. Соотнесите даты, отмеченные на ленте времени, и следующие события: 1) Стрелецкий бунт; 2) Великое посольство; 3) первый Азовский поход; 4) второй Азовский поход.


Домашнее задание: §1, вопросы и задания.

Дополнительное задание: подготовить сообщение о сражении под Нарвой.


Приложение


— Прочитайте документ.

«Жалобы на Петра»

1. О Господи, за что покарал нашу святую Русь? Кого над ней поставил? Антихрист окаянный царствует над Русью. От титла отчего отрекся, нарек себя языческим именем «император». Стольный град отцов своих покинул и вертеп себе на болоте воздвиг!

2. И все-то там не по-нашему, не по-русски. Платье и речи как у немчинов. Хуже того — курят дым вонючий и поганый из больших трубок. А ведь сказано отцами нашими: «Кто курит табаки — тот хуже собаки!»

3. Девок и баб, что сидели аки горлицы в терему своем, выставил на позорище. Пляшут с чужими, говорят громко, смеются! По бесовским игрищам — ассамблеям — разъезжают. Платья на них непотребные, сами набелены, нарумянены. Стыда нет!

4. Антихрист, истинно антихрист! Бояр от дворян не отличает, русских людей — от иноземцев. Церковь православную в приказ превратил. Все-то русское гонит, все запрещает! За шитье одежды старой портных кнутом бьют. Бороды и кафтаны длинные насильно стригут. Ох, видно, за грехи наши заслужили мы кару тяжкую!

5. Хуже ига татарского Петрово иго оказалось! Татаровья кровожадные русский народ совокупно били, но отнюдь не разобщали воинов от пахарей, а селян от горожан. А ныне…

6. Пропасть пролегла между мужиком и помещиком. И не диво. Ведь дворянин в немецкое платье одет, немецкою речью молвит. Как же может он, такой, крестьянина своим братом считать?

Вопросы к документу

1. Почему определенная часть русского народа была настроена против реформ Петра I? Из всех петровских преобразований больше всего возражений вызывали его реформы в области культуры. Почему?

2. Что отстаивали противники Петра? В чем они видели роль культуры в жизни общества? (Учитель помогает восьмиклассникам сформулировать ответ и записывает на доске: «Культура помогает сохранять национальную самобытность».)


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Предпосылки и начало преобразований

Автор: Лосева Татьяна Евгеньевна

Дата: 30.08.2023

Номер свидетельства: 636153

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Проект урока по теме "Предпосылки петровских преобразований""
    ["seo_title"] => string(65) "proiekt-uroka-po-tiemie-priedposylki-pietrovskikh-prieobrazovanii"
    ["file_id"] => string(6) "261640"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449161488"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ  по истории. 7 класс (ФГОС) "
    ["seo_title"] => string(66) "kaliendarno-tiematichieskoie-planirovaniie-po-istorii-7-klass-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "130785"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1415987955"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Изучение культуры России 19 века на уроках истории "
    ["seo_title"] => string(55) "izuchieniie-kul-tury-rossii-19-vieka-na-urokakh-istorii"
    ["file_id"] => string(6) "179679"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425050812"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(161) "Календарно-тематическое планирование по технологии 3 класс УМК "Начальная школа XXI века""
    ["seo_title"] => string(88) "kaliendarnotiematichieskoieplanirovaniiepotiekhnologhii3klassumknachalnaiashkolaxxivieka"
    ["file_id"] => string(6) "267599"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1450416598"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(146) "Конспект открытого урока по истории России  в 7 классе по теме «Северная война». "
    ["seo_title"] => string(84) "konspiekt-otkrytogho-uroka-po-istorii-rossii-v-7-klassie-po-tiemie-sieviernaia-voina"
    ["file_id"] => string(6) "135857"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416996647"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства