Практическая работа по истории "Цивилизация и природа"
Практическая работа по истории "Цивилизация и природа"
Практическая работа по истории для самостоятельного изучения учебного материала по теме «Цивилизация и природа» раздела «Древнейшая стадия истории человечества».
Задания направлены на формирование навыков поискового чтения, конспектирования, аналитического и критического мышления, письменного изложения собственного мнения и его аргументации.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Практическая работа по истории "Цивилизация и природа" »
Практическая работа «Цивилизация и природа»
Учебная цель: ознакомиться со стадиями развития человека, их характерными чертами; с условиями зарождения и первоначального развития человеческого общества; уяснить термин «цивилизация», ее отличие от первобытности.
Задания
1. Прочитайте материал о представителях предков человека. Внимательно рассмотрите иллюстрации. Законспектируйте в тетради основные отличительные черты каждого вида.
гиббон шимпанзе горилла человек
1 – австралопитек (Australopithecus Boisei), рост 100-160 см, вес около 50 кг, объём мозга 300-570 куб см., крупные зубы с толстым слоем эмали. Это были высокоразвитые приматы, освоившие прямохождение 4-3,5 млн. лет назад, однако пользовавшиеся орудиями труда без следов искусственной обработки (камни, палки, кости). Строение тазовых костей и положение головы сходно с человеком. Например, африканский австралопитек Бэби из Таунга (Australopithecus Africanus), согласно реконструкции М.М. Герасимова, выглядит так:
2 – человек умелый (Homo Habilis), искусно оббивавший камни и изготовлявший из них орудия труда, мог ловить животных, бросать камни и совершать иную деятельность. Объём его мозга составлял уже до 645-660 куб. см. Возраст 2-1,7 млн. лет.
3 – человек прямоходящий (Homo Erectus) возник 1,5 млн. лет назад. Некоторые кости Homo Erectus найдены в пещерах, что позволяет предполагать о его постоянном жилище.. По сравнению с человеком умелым человек прямоходящий крупнее по сложению (160-170 см), с большой ёмкостью черепа (в среднем 1029 см). Представители этого вида по облику и объему мозга близки к современным людям, но их надбровные дуги, челюсти и зубы гораздо массивнее. Ученые предполагают, что человеку прямоходящему пришлось столкнуться с очень сложными социальными и техническими проблемами, связанными с необходимостью выжить в зимнюю стужу (огонь, одежда, запас пищи, совместное проживание в пещерах) и научиться успешно решать их.
4 – неандерталец (Homo Neandertalensis, либо Homo Sapiens Neandertalensis), рост 160-163 см, массивный скелет, мощная мускулатура. Мозг неандертальца по объёму нередко превышал средний для современного человека (1500-1600 куб. см.). Череп отличался удлинённой формой, массивным надглазничным валиком, низким сводом, скошенным лбом. Неандерталец господствовал на Земле в период от 300- 200 тыс. л.н. – до 30 тыс.л.н., а потом, как считают антропологи, внезапно исчез. Не то, потому что ассимилировался с человеком разумным, не то, потому что был уничтожен этим самым разумным человеком, не то в результате экологической катастрофы, почему-то не затронувшей его соседей. В противоположность этому мнению, доктор философии и также доктор исторических наук Б.Ф. Поршнев был уверен, что неандерталец дожил до наших дней и был известен Карлу Линнею как Homo Troglodytes, а нашим современникам как «снежный человек». Согласно теории Б.Ф. Поршнева неандертальцы играли ключевую роль в становлении Homo Sapiens Sapiens.
5 – человексовременного вида, кроманьонец (Homo Sapiens Sapiens). Ранее считалось что он появился на земле 40 тыс. л.н. Сейчас антропологи отодвинули время его появления в Африке на рубеж 130-100 тыс. лет назад, а активное расселение по земле 40 тыс.л.н. Кроманьонцы были довольно рослыми. Найдены представители ростом до 1,8 м. На смену первобытному человеческому стаду пришел первый родовой строй, завершивший становление человеческого общества.
В настоящее время от линейной концепции происхождения человека современного вида антропологи в большинстве отказались, вплоть до того, что неандерталец не признаётся более предком человека. В любом случае, чем бы ни объяснялось исчезновение одного вида и триумф другого, есть серьезные основания, чтобы рассматривать неандертальцев не как заурядную тупиковую ветвь эволюции, а как «дублеров» Homo Sapiens, параллельный вариант человечества. Кроме того, учитывая, что появляются эти две формы примерно одновременно, происходят от общего предка, характеризуются одинаковым размером мозга и – на первых порах – одинаковым уровнем культурного развития. Какую-то роль здесь сыграли, возможно, некоторые анатомо-физиологические особенности неандертальцев, приобретшие в условиях жесткой конкуренции двух экологически близких видов негативноезначение. Одной из таких особенностей могла быть, например, массивность тела, из-за которой приходилось затрачивать слишком много усилий, времени и энергии на добывание пищи. В условиях соперничества за одни и те же ресурсы это могло дать людям современного физического типа, с их «облегченной» анатомической конструкцией, важное преимущество. Возможно также, что исход соперничества предрешило просто отсутствие у неандертальцев иммунитета против какой-то тропической инфекции, принесенной человеком разумным с их прародины в Европу. И конечно не исключается вероятность того, что, даже при примерно равном интеллектуальном потенциале, люди современного физического типа были все-таки несколько лучше организованы, лучше оснащены технически, имели более разнообразный арсенал средств и способов жизнеобеспечения. В целом, однако, такое преимущество было не столь велико, конкурирующие стороны не разделяла непроходимая пропасть.
Итак, ныне акцент «предковости» сдвинулся в сторону Homo Erectus, который был настолько схож с человеком современного вида, что если его одеть в современную одежду, то отличить от нашего современника было бы сложно. Среди самых возможных наших предков антропологи называютAustralopithecus afarensis, Homo rudolfensis, Homo habilis, Homo ergaster, Homo heidelbergensis (африканских), Homo sapiens.
2. Ознакомьтесь с текстом §1 «От первобытности – к цивилизации» учебника «История мировых цивилизаций» (автор В.М. Хачатурян) и разгадайте кроссворд. Если кроссворд будет разгадан правильно, то в затемненной области по вертикали вы сможете прочитать основное понятие сегодняшней темы.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
Наука, зародившаяся в морских державах и сыгравшая в их жизни важную роль.
Страна, родина римской цивилизации.
Одна из рек, в долине которой возникла цивилизация.
Автор фразы «Реки – это великие воспитатели человечества».
Крупнейшая река на материке, где, по мнению ученых, жили древнейшие люди.
Автор теории «вызова-и-ответа».
Центральная часть Америки, где сложились цивилизации майя, ацтеков.
Цивилизация на территории Закавказья.
Система орошения полей с помощью искусственных каналов.
Страна, в которой происходили самые большие колебания температуры.
Область между реками Тигр и Евфрат.
3. Напишите эссе на тему «… – двигатель прогресса», в котором опишите ту силу или явление, которые, на Ваш взгляд, стали основой развития человеческого общества. Обоснуйте свой выбор.